на чем играл джимми пейдж
Джимми Пейдж и его гитары
Известнейший рок-музыкант, виртуознейший гитарист, композитор, продюсер, аранжировщик, а что самое главное, фронтмен и «мозг» культовой рок группы Led Zeppelin – встречайте, легендарный Джеймс Патрик Пейдж!
Джимми Пейдж (Jimmy Page) появился на свет в западном лондонском пригороде Хестоне, 9 января 1944 года. Отец его работал менеджером, а мать – секретаршей врача. До пятилетнего возраста Джимми Пейдж был фактически изолирован от сверстников, друзья появились у будущего музыканта только лишь после поступления в школу. Сам Джимми считает, что такая ранняя изолированность сыграла роль в становление его характера – одиночка, предпочитающий существовать сам по себе.
Семья Пейджа переехала в Эпсом, когда мальчику было 8. Спустя 4 года подросток впервые взял гитару в руки. Гитара эта, старая испанская акустика, была найдена Джимми на чердаке. Учиться игре на нем Джимми захотел, услышав «Baby, Let’s Play House», исполненную Элвисом Пресли. В школе парень показал Пейджу аккорды, и «пошло-поехало» (из воспоминаний Джимми).
Он получил начальные уроки игры в кингстонской иузыкальной школе, после чего занялся активнейшим самообразованием. На стиль Пейджа повлияли такие гитаристы, как Скотти Мур и Джеймс Бертон, которые играли с Пресли. Композиция «Baby, Let’s Play House», вдохновившая Джимми когда-то, стала одной из любимых. Со временем вокруг одаренного музыканта формировался круг музыкальных людей, многие из которых потом стали, подобно Пейджу, легендами.
Первой электрогитарой Джимми Пейджа стал подарок родителей ему на 14-летие – дешевая копия Fender Stratocaster. Джимми занимался день и ночь, однако в школе, где он тоже совершенствовал свои навыки, не оценили устремления юного дарования, и инструмент конфисковали на протяжении всего учебного года каждый день. Тогда же состоялись его первые выступления на BBC с несколькими каверами кантри и скиффл-песен.
Jimmy Page 1957
В 1959 году Пейдж был приглашен в музыкальный коллектив «Neil Christian & The Crusaders», однако вскоре покинул его по состоянию здоровья.
Джимми Пейдж 1959 год
Тогда же музыкант поступает в художественный колледж, но и учебу вскоре бросает и начинает карьеру сессионного гитариста, совершенствуя свои технические навыки и накапливая опыт. Он также играл в качестве сессионного музыканта с коллективом Дэвидом Боуи.
В 1965 году был выпущен сольный сингл Пейджа «She Just Satisfies» / «Keep Moving». Год спустя он принимает решение вернуться на рок-сцену бас-гитаристом группы The Yardbirds.
Jimmy Page and The Yardbirds
В этот же период времени формируется будущий состав Led Zeppelin, который вскоре проводит турне по Скандинавии. Далее последовал контракт с компанией Atlantic Records, который был заключен во многом благодаря репутации Пейджа.
Led Zeppelin
Джимми Пейдж реализовал в новоиспеченном коллективе все те задумки, которые не смог воплотить в The Yardbirds. Он создал для цепеллинов уникальный стиль, который позволял каждому из участников проявить свои сильнейшие стороны. После распада же легендарного коллектива в 1980 году гитарист занялся сольной исполнительской деятельностью, выступая на различных благотворительных мероприятий.
В 1981 году в поддержку фонда Action Research for Multiple Sclerosis (A.R.M.S.) Пейдж проводит серию концертов. Проходили также совместные концерты с исполнителем Полом Роджерсом. На тот период времени Джимми, по словам очевидцев, выглядел очень истощенным – незадолго до описанных выше событий тот окончательно освободился от семилетней героиновой зависимости. Существовал также недолгий период времени проект XYZ («экс-Yes-Zeppelin»), созданный Крисом Сквайром и Аланом Уайтом, участниками группы Yes. Были организованы несколько проектов с бывшими участниками LZ, организовывались множественные конференции и выступления, а также масштабные переиздания дискографии культовой группы.
Гитары Джимми Пейджа
Среди инструментов, на которых виртуозничал Джимми в процессе студийных и концертных записей, одними из первых упоминаются 1958 Fender Telecaster и Fender 800. Их гитарист применял во время работы над первым своим альбомом.
Джимми Пейдж с гитарой Fender Telecaster
В процессе работы над последующими альбомами, а также во время концертной деятельности, основным инструментом ему служил Gibson Les Paul в комплекте с усилителями Marshall.
Джимми Пейдж с гитарой Gibson Les Paul
Однако к гитарам Fender Пейдж периодически возвращался.
Для слайд-гитарных партий Джимми использовал Danelectro DC-59. Собран инструмент был из деталей двух разных гитар, а также имел интересный строй – D-A-D-G-A-D. Струнодержателем служил Quan Badass. Для игры на всех вышеперечисленных гитарах Джимми использовал медиатор Herco Flex 75.
Джимми Пейдж с гитарой Danelectro DC-59
Также музыкант владел техникой игры смычком на гитаре, которой поразил слушателей в концертном исполнении «How Many More Times» и «Dazed and Confused». Овладел он данным способом во время сессионных выступлений.
Гитарные приёмы: стиль Джимми Пейджа
Бурдон, бенды за верхним порожком и внутри аккорда, игра в октаву и другие техники, используемые гитаристом.
Джимми Пейдж — автор одних из самых запоминающихся риффов в истории рок-музыки, чьи партии будоражат умы музыкантов и гитаристов уже не одно поколение (будут и дальше будоражить, это факт). Такого результата Джимми добился благодаря умелому комбинированию элементов блюза, рока и народной музыки — эта особенность лежит не только в основе сольного творчества британца, но и в фундаменте многих хитов Led Zeppelin. При этом Пейджа всегда отличала изобретательность, с которой гитарист подходит к аранжировкам и выбирает гитарные приемы для своих партий.
Из этого материала вы узнаете, как Пейдж подходит к написанию партий, какие гитарные приемы использует при игре, а также разберёте вдохновленные музыкой Led Zeppelin примеры и упражнения.
СТАНДАРТНЫЙ СТРОЙ
Все примеры, если это не указано отдельно, написаны для стандартного гитарного строя E-A-D-G-B-E (Ми, Ля, Ре, Соль, Си, Ми).
1 Глушение ладонью
Изучать гитарные приемы Джимми Пейджа начнём с чего-то простого, но узнаваемого — риффа из «Whole Lotta Love». Многие партии Пейджа построены на гармоничном чередовании прямого и переменного штриха, а также активного глушения струн ладонью (palm muting).
2 Бурдон
Типичный прием Пейджа с переходом между мажорной и минорной тональностями. Следует избегать глушения открытых струн, которые являются бурдоном — основным музыкальным тоном, вокруг которого строится мелодическая линия.
3 Игра слайдом в строе Оpen G
В третьем упражнении используется строй Open G (D-G-D-G-B-D). Смена строя нужна для того, чтобы упростить взятие аккордов в тональности Соль мажор, которая идеально подходит для игры слайдом.
Если вы никогда не пользовались слайдом, то для улучшения звукоизвлечения наденьте слайд на безымянный палец, а указательный и средний пальцы положите на струны. Такое расположение пальцев заглушит неиспользуемые струны и минимизирует нежелательные шумы.
4 Использование пентатоники
Первый такт состоит из повторяющейся фразы. Если третьему (безымянному) пальцу не хватает сил на то, чтобы сделать бенд-подтяжку, делайте бенд несколькими пальцами. Второй такт строится на пентатонике с использованием срывов, что придает фразе плавности.
5 Бенды через несколько ладов
Для бендов на три-четыре лада используйте несколько пальцев, иначе вам просто не хватит сил дотянуть ноты, а партия будет звучать фальшиво. Подробнее о том, как правильно делать гигантские бенды на несколько полутонов, мы рассказывали здесь.
6 Бенды внутри аккорда
Простая, но отлично звучащая идея из композиции «Black Dog». Для выполнения упражнения нужно сыграть аккорд A5 в открытой позиции с добавлением ноты Соль на 6 струне, а затем сделать бенд от Соль на Ля. Во втором такте эта идея развивается, но бенд делается всего на полтона — от Фа-диез к Соль.
7 Бенд за верхним порожком
В своей игре Пейдж использует не только типичные гитарные приемы, но и некоторые элементы, популярные в среде кантри-гитаристов. В частности, Джимми часто делает бенд за верхним порожком — прием, в котором изменение высоты ноты происходит за счет физического воздействия на струну в районе головы грифа. Исполнить такой прием можно только на гитарах без топ-лока, а в творчестве Led Zeppelin самым ярким примером трека с таким бендом можно назвать песню «Heartbreaker».
Упражнение написано в тональности Соль минор. Бенд за верхним порожком изменяет высоту ноты с До до Ми, и обратно. Учтите, что при игре на струнах крупного калибра с выполнением таких бендов могут быть трудности из-за повышенной жесткости струн.
8 Диссонансы и бенды на четверть тона
Ещё один пример на основе риффа «Whole Lotta Love». Суть приёма в том, чтобы извлечь одну ноту на двух струнах сразу, но бенд сделать только на одной струне. Это создаст интересный эффект диссонанса.
9 Шагающий бас и бурдон
Совмещение шагающего баса и бурдона образует саунд, схожий с тем, что мы слышим в композиции «The Lemon Song». Сыграть упражнение можно двумя способами:
10 Рифф в октаву
Узнать рифф из «Immigrant Song», взятый за основу этого примера, не составит труда. Несмотря на внешнюю простоту из разряда «Лупи в октаву до упора», сыграть эту партию не так-то просто.
Чтобы эффективнее исполнять подобные риффы в любом темпе, забудьте о прямом штрихе и перейдите на переменный. Устранить посторонние шумы от других струн можно указательным пальцем левой руки (или правой, если вы левша).
Изучаем игру известных гитаристов
Джимми Пейдж
Биография
Джимми Пейдж — музыкант, имя которого навсегда останется легендой даже для тех, кто не является фанатом рок-музыки. Виртуозный гитарист, продюсер, композитор и аранжировщик — таланты Джимми Пейджа можно перечислять бесконечно. Однако главным достижением музыканта и делом всей его жизни стал, безусловно, культовый рок-коллектив Led Zeppelin, творчество которого до сих пор остается актуальным и популярным.
Детство и юность
Будущая рок-звезда родился 9 января 1944 года в Лондоне. Раннее детство музыканта прошло в Хестоне, лондонском пригороде, а в 1952-м семья Джимми переехала в город Эпсом. Как позднее признавался в интервью сам Пейдж, он рос замкнутым ребенком и до пяти лет не общался со сверстниками.
Гитарист Джимми Пейдж
Эта добровольная изолированность, по мнению Джимми, сформировала его характер: музыкант не страшится одиночества и даже, напротив, чувствует себя гармонично, не общаясь с людьми.
Впервые Джимми попробовал играть на гитаре в 12 лет — на чердаке мальчик нашел старый отцовский инструмент. Расстроенная акустика не впечатлила юношу, однако через некоторое время Пейдж, вдохновленный песней Элвиса Пресли, захотел научиться играть. Школьный товарищ показал Джимми несколько аккордов — так начался путь Пейджа к вершинам славы.
Джимми Пейдж в детстве
Вскоре молодой человек уже начал ходить в музыкальную школу и усердно заниматься самостоятельно. Как признавался сам Джимми, лучшими учителями для него в то время стали Скотти Мур и Джеймс Бертон — гитаристы, выступавшие вместе с Элвисом Пресли, а любимой песней навсегда осталась «Baby Let’s Play House».
В 14 лет Джимми получил в подарок от родителей первую электрогитару. С тех пор юноша практически не выпускал инструмент из рук: школьным учителям даже приходилось забирать гитару Пейджа до конца занятий. Примерно в тот же период у Пейджа появились товарищи по увлечению.
Джимми Пейдж в молодости
Молодые люди пробовали создавать музыкальные коллективы, сочиняли песни и перепевали популярные хиты. После школы Джимми поступил в художественный колледж, однако времени на учебу у юноши совершенно не оставалось: концерты и выступления отнимали все силы и внимание Пейджа. В итоге молодой человек окончательно бросил учебу, отдав предпочтение карьере музыканта.
Музыка
Началом профессиональной музыкальной биографии Джимми Пейджа принято считать его появление в группе The Yardbirds, где артист стал бас-гитаристом. Первые концерты и поклонники музыканта связаны именно с этим коллективом. К сожалению, в 1968 году группа распалась. Тогда-то Пейдж и решил основать собственный коллектив — это позволило бы ему воплотить все идеи, которые не прижились в The Yardbirds.
Роберт Плант и Джимми Пейдж
Первым составом новоявленной группы Led Zeppelin стали вокалист Роберт Плант, басист Джон Пол Джонс и ударник Джон Бонэм. Первый же альбом, названный именем группы, быстро завоевал популярность, подарив музыкантам долгожданную славу. Пейджа начали называть лучшим гитаристом эпохи — настолько виртуозная игра Джимми покорила слушателей.
Тогда же, в 1969-м, в дискографии коллектива появился и второй альбом, названный «Led Zeppelin II», который вновь поразил меломанов. На этот раз поводом для восхищения стала оригинальная «смычковая» техника игры Джимми: музыкант играл на гитаре смычком для струнных, добиваясь неповторимого эффекта единения рока и блюза.
Песня «Лестница в небо» (Stairway to Heaven)Еще одним альбомом, музыка с которого стала отражением происходящего с музыкантами Led Zeppelin, стал «Presence», записанный в 1976 году. Это было тяжелое время для коллектива: работа в студии отнимала по 20 часов в сутки, а Роберт Плант, вокалист, в тот момент оказался на больничной койке, закованный в гипс.
Джимми Пейдж в группе Led Zeppelin
Как признавался Джимми Пейдж позднее, группа находилась на грани распада. Композиции с этого альбома звучат очень резко и «тяжело», что было не свойственно Led Zeppelin. Тем не менее, эту пластинку Пейдж признал своей любимой.
Кроме того, на творчество Led Zeppelin во многом повлияло увлечение Джимми Пейджа оккультной литературой. В начале 1970-х музыкант даже купил магазин-издательство книг подобного толка и, судя по всему, всерьез уверовал в собственную миссию.
Лучшее соло Джимми ПейджаГлавными книгами для Пейджа стали произведения Алистера Кроули, позиционировавшего себя магом и сатанистом. Под влиянием нового увлечения Джимми Пейдж даже начал выступать в костюме дракона, на котором был изображен знак зодиака музыканта — Козерог. Также на костюме нашлось место знакам Рака и Скорпиона.
С 1980-го, после смерти ударника группы Джона Бонэма, Джимми Пейдж продолжил записывать песни и клипы сольно, а также в соавторстве с другими музыкантами. Так появились совместные композиции с Джеффом Беком, Эриком Клэптоном, Полом Роджерсом, Роем Харпером, Дэвидом Ковердэйлом (вокалистом коллективов Deep Purple и Whitesnake). По слухам, в это же время Джимми Пейджу удалось справиться с героиновой зависимостью, которой музыкант якобы страдал не один год.
Дэвид Бекхэм, Леона Льюис и Джимми Пейдж на закрытии Олимпиады в 2008 году
С момента распада Led Zeppelin музыканты дважды пытались реанимировать коллектив, но дальше нескольких совместных концертов дело не продвигалось. Однако Джимми Пейдж продолжил давать концерты, а также выступать на благотворительных мероприятиях. Кроме того, музыкант записал несколько композиций для фильмов.
В 2008 году музыкант удостоился чести представлять родную страну на закрытии Олимпиады вместе с Дэвидом Бекхэмом и Леоной Льюис.
Личная жизнь
Личная жизнь Джимми Пейджа складывалась не менее ярко, нежели музыкальная карьера. У музыканта были две жены. С первой, Патришией Екер, артист прожил 10 лет. Вторая супруга Пейджа — Химена Гомес-Паратча — завладела сердцем рокера на 13 лет. Однако ни один из браков не усмирил любвеобильности рослого красавца-музыканта (рост Джимми Пейджа — 180 см).
Джимми Пейдж и Лори Мэддокс
О многочисленных романах Джимми ходило множество слухов. Самой возмутительной, по мнению общественности, стала связь Пейджа с девушкой по имени Лори Мэддокс, которой на момент предполагаемого романа с музыкантом было только 14 лет.
По слухам, до знакомства с Джимми юная красавица уже была близка с Дэвидом Боуи, однако предпочла Пейджа, который был старше ее в два раза. Еще один скандал разразился в 2015 году, когда 71-летний Джимми Пейдж объявил о романе с актрисой Скарлетт Сабет, которой едва исполнилось 25 лет.
Также известно о пяти детях музыканта, рожденных тремя женщинами.
Джимми Пейдж сейчас
В 2018 году фото Джимми Пейджа, Роберта Планта и Джона Пола Джонса вновь появились на страницах новостных изданий. На этот раз поводом стала книга об истории группы, над которой сейчас работают бывшие участники Led Zeppelin.
Джимми Пейдж в 2018 году
Это будет первое иллюстрированное издание, посвященное культовому коллективу. Уже известно, что объем книги превысил 400 страниц. Презентация запланирована на октябрь 2018-го: она будет приурочена к 50-летнему юбилею Led Zeppelin.
На чем играл джимми пейдж
— 1959 Fender «Dragon» Telecaster
— 1958 Gibson Les Paul Standard (No. 1)
— 1959 Gibson Les Paul Standard (No. 2) (Подарена Joe Walsh)
— 1960 Danelectro 3021
— 1967 Vox 12-String
— 1960 Black Gibson Les Paul Custom (украдена в 1970)
— Rickenbacker 12 String
— 1971 Gibson EDS-1275 (использовалась для «Stairway to Heaven», «Celebration Day», «The Rain Song», «The Song Remains the Same» и «Tangerine» live)
— 1973 Gibson Les Paul Standard
— 1964 Lake Placid Blue Fender Stratocaster (использовалась для записи альбома In Through The Out Door и на концерте 1979 at Knebworth, особенно для исполнения In The Evening)
— 1966 Cream Fender Telecaster (использовалась для записи Physical Graffiti)
— 1960’s Rosewood Fender Telecaster All rosewood body featuring a Parsons and White B-string bender (использовалась в 1980х в The Firm и Outrider)
— 1965 Fender Electric XII (12-струнная)
— 1977 Gibson RD Artist
— Gibson SG (очень редко использовалась, например в туре 1980 года)
— 2007 Gibson Black Beauty Сustom (создана по образу украденной в 1970 году)
— Les Paul Goldtop w/ Transperformance tuning device (во время проектов Page-Coverdale и Page-Plant)
— Mid 80s Black Kramer guitar with a trem (использовалась при записи Outrider)
— Gibson Jimmy Page Signature Les Paul
— Gibson Jimmy Page Signature EDS-1275
— PRS Custom 22 guitar
— Gibson J-200
— Martin D-28 Acoustic
— Gibson Everly Brothers Model Acoustic
— Giannini 12-String Acoustic
— Harmony Sovereign Acoustic
— Washburn EA20-12 12 String Acoustic
— Ovation 1994 Double Neck Acoustic
— Gibson Mandolin
— Gibson Harp Guitar
— Roland GR-700 Guitar Synthesizer
— Fender 10-String 800 Pedal steel guitar
— Cello Bow
— Theremin
— Banjo
— Fender Super Reverbs
— Fender Tonemaster Heads and 4×12 cabinets
— Hiwatt 50 (использовался во время тура 1970 года)
— Marshall 1959-SLP: 100 watt head rewired to 200 watt modded with KT-88 tubes
— Marshall 4×12 cabinets (straights and angled)
— Orange: 100 watt amp and cabinets
— Petersburg JP-100 amplifiers
— Supro Thunderbolt: 1*12″ combo used for recording.
— Vox AC-30: (original T-boost model) used for recording. 2*12″ Celestion speakers. 36 watt output.
— Wizard Classic Heads
— Wizard 4×12 Cabinet
— Boss CE-2 Chorus
— Boss SD-1 Super Overdrive Distortion
— Digitech WH-1 Whammy Pedal
— Dunlop Crybaby Wah (535Q)
— Eventide H949 Harmonizer
— Gizmotron
— Jensen Crybaby Wah
— Maestro Echoplex
— MXR Blue Box
— MXR Phase 90
— Pete Cornish Custom Switching System
— Pete Cornish Line Drivers
— Pete Cornish Linear Boost
— Roger Mayer fuzz box
— Sola Sound Tonebender
— Vox Cry Baby Wah
— Yamaha CH-10 Mark II Chorus
— Binson Echorec 2
Струны и медиаторы
ДЖИММИ ПЕЙДЖ
В детстве Джимми слушал рок-н-ролл, часами просиживая возле радиоприёмника. Он вспоминает: «Когда я услышал запись “Baby, Let’s Play House” Элвиса, во мне проснулось желание научиться играть на гитаре. Помню, я услышал две гитары и бас и подумал: “Я тоже хочу так, как они”. В этой музыке было столько энергии и жизни!» Его первой гитарой была копия «Стратокастера». Джимми было 14, и он повсюду искал возможность учиться игре на гитаре. Благоприятным обстоятельством было то, что в его окружении оказались люди, любившие блюз, рок, ритм-энд-блюз. Они собирали эти волшебные записи и давали их слушать тем, у кого не было возможности покупать пластинки. Этот период жизни был важнейшим для Джимми. Его родители не были против гитары, скорее, были рады, что Джимми хоть чем-то занялся помимо изобразительного искусства. Он не расставался с гитарой, и в скором времени в его жизни появились первые группы и первые выступления.
Ему было 15, когда вместе со своей скиффл-группой он появился в телевизионной программе ВВС «All Your Own». В коротком интервью Пейдж заявлял, что в будущем хотел бы заняться… биологическими исследованиями. Из воспоминаний Джимми Пейджа: «Я ничего не умел сыграть как следует – только несколько фрагментов разных соло, и всё. Меня вдохновляли Скотти Мур, Джеймс Бёртон, чуть позже Джонни Викс. Потом я стал слушать блюзменов: Элмора Джеймса, Би Би Кинга и других. Из этого родилась некая смесь рок-н-ролла и блюза».
Первым серьёзным испытанием для Джимми стала группа THE CRUSADERS. «Крестоносцы» гастролировали в ужасных условиях, и Джимми, заработав воспаление гланд, оставляет группу и приводит вместо себя своего друга Джеффа Бека, которого юные коллеги Пейджа забраковывают. А Джимми тем временем возвращается в художественный колледж в Южном Лондоне. Ему всего 18, и будущее представляется юноше весьма туманным.
В то время в лондонском «Marquee Club», в этой «блюзовой Мекке», были организованы джем-сейшны, становящиеся популярными среди музыкантов. Так начинался британский блюзовый бум. Именно там Пейдж привлёк внимание аранжировщика Майка Линдера, который пригласил Джимми в студию в качестве сессионного музыканта. Пейдж оказывается перед выбором: карьера музыканта или художника? Решение принято, Джимми бросает художественный колледж и идёт на студийные «галеры». Музыка поглощает его всецело.
Три года работы Джимми Пейджа в студиях переоценить невозможно. За это время он участвовал в сотнях записей (свыше 50% всех записей, вышедших в Англии), сотрудничая с такими группами, как THE WHO, THEM, THE ROLLING STONES, THE KINKS, DONOVAN, а также с выдающимися исполнителями: Томом Джонсом, Брэндой Ли, Лулу. Джимми научился играть всё что угодно, с первого дубля и в разных стилях: классику, блюз, рок, фолк и даже джаз. Джимми вспоминает: «Когда я впервые начал играть как сессионный музыкант, я не знал, как читать ноты, но в конечном счёте мне пришлось научиться. На первых сессиях продюсер говорил: “Играй что хочешь. Великолепно”. Но вскоре это уже не спасало. Чем больше сессий я проходил, тем больше им хотелось, чтобы я считал для них ворон на телеграфных проводах» (т. е. играл по нотам – Ю. П.).
Джимми пришлось узнать, как делается музыка, как исполнители взаимодействуют между собой, как аранжировщики из ничего делают «конфетки» завершённых проектов. Работа с саксофонистом Табби Хейсом, с Бартом Бакара научила его фантастическому пониманию аккордов и гармонии. Джимми успевает делать многое одновременно: записывает саундтрэки к фильмам, пишет множество песен с Бобби Грэмом и Джеки де Шеннон, заводит своё музыкальное издательство («James Page Music»), становится штатным продюсером компании «Immediate», оставаясь при этом самым востребованным гитаристом во всём британском шоу-бизнесе. Студийная работа приучила его к дисциплине в творчестве и впоследствии помогла ему стать для LED ZEPPELIN тем, кем Джордж Мартин был для BEATLES. Но Джимми властно влечёт к себе Его Величество Рок-н-ролл. В феврале 1965 года Пейджа приглашают в THE YARDBIRDS заменить Эрика Клэптона. Он отказывается и снова прячется за Джеффа Бека, предлагая того вместо себя, как и в случае с THE CRUSADERS.
Наступает 1966 год. Джимми уже 21, и его не устраивает участь подневольного студийного раба. Он получает второе приглашение в группу THE YARDBIRDS, где уже уверенно играет его друг Джефф Бек, и принимает это предложение. Джимми берётся то за бас, то за гитару. Вскоре группа едет в трёхнедельное турне по Великобритании, «разогревая» THE ROLLING STONES. Друзья немного «прикалываются», выступая в старых военных мундирах с немецкими железными крестами. Незадолго до этих гастролей группа THE YARDBIRDS c Беком и Пейджем снимается в фильме Антониони «Blow-Up», исполнив композицию «Stroll On». После тура по Великобритании группа отправляется на гастроли по США. Время, проведённое Джимми Пейджем в THE YARDBIRDS, стало для него ещё одной ступенькой «лестницы к небу», на котором судьбой или Богом начертано: LED ZEPPELIN. После ухода Бека из группы уходят и остальные музыканты. Пейдж решает создать свою собственную группу. Он набирает новый состав, названный THE NEW YARDBIRDS. Рядом с ним оказываются старый знакомый по сессионной работе, басист и клавишник Джон Пол Джонс, вокалист Роберт Плант и барабанщик Джон Бонэм. Вскоре название группы изменяется на LED ZEPPELIN (Свинцовый Дирижабль). Легенда гласит, что название придумал Кейт Мун из THE WHO ещё во времена THE YARDBIRDS, а Пейдж сократил слово lead до led. Кстати сказать, в 2003 году реанимированная группа THE YARDBIRDS выпустила альбом «Birdland», на записи которого в качестве гостей отметились Джефф Бек, Стив Вай, Джо Сатриани, Брайан Мэй, Слэш и Стив Люкатер.
Впоследствии Джимми Пейдж рассказывал: «Пришло время создавать Led Zeppelin, а все мои наработанные идеи уже были словно записаны в блокноте. В общем, огромную пользу принесла как работа в студии, так и в The Yardbirds. Led Zeppelin во многом опирались на этот опыт».
А теперь давайте пробежимся по хронологической схеме истории LED ZEPPELIN со времени её первого выступления 15 октября 1968 года в университете графства Суррей и до трагического дня роспуска группы, отмечая вехи славного 12-летнего пути в виде выпущенных группой альбомов.
В январе 1969 года выходит дебютный альбом «Led Zeppelin I», на обложке которого изображён горящий немецкий дирижабль «Гинденбург». Альбом «Led Zeppelin II» (1969) считается лучшим. Он, по общему мнению, открыл новые пути для развития рок-музыки. Композиция «Whole Lotta Love» выражает, как сказали бы сегодня, новое мышление музыкантов.
27 сентября 1970 года авторитетный журнал «Melody Maker» признаёт группу лучшей в мире. В этом же году группа выпускает альбом «Led Zeppelin III» с преобладанием фолка и явным влиянием индийской музыки. Кстати, Пейдж был первым из гитаристов, кто приобрёл ситар, и сам Рави Шанкар любезно научил Джимми Пейджа настраивать этот экзотический инструмент.
В 1971 году выходит четвертый диск LED ZEPPELIN без названия на обложке. В этом альбоме записан суперхит ХХ столетия – рок-баллада Пейджа «Stairway To Heaven» с неразгаданными по сей день стихами Роберта Планта. Пятый альбом «Houses Of The Holy» (1973) был принят публикой с оговорками. Всем стало ясно, что музыканты находятся на перепутье.
В период записи двойного альбома «Physical Graffity» (1975) Пейдж и Плант путешествуют по Марокко. Оттуда они и привезли знаменитый восточный рифф для композиции «Kashmir». Новый альбом «Presence» (1976), построенный на тяжёлых гитарных риффах, появился в экстремальных условиях и стал любимым альбомом Пейджа. Гитарист вспоминает: «…запись была сделана через восемнадцать дней после того, как Роберт Плант попал в серьёзную автомобильную катастрофу. У Роберта был перелом ноги, и никто не знал, будет ли он снова ходить. Мы должны были уложиться в три недели, так как студийное время после нас было забронировано для Rolling Stones». В альбоме «In Through The Out Door» (1979) преобладают клавишные. Хитами альбома стали «Hot Dog», «Fool In The Rain» и «All My Love» – песня-посвящение Роберта Планта своему умершему сыну. С каждым новым альбомом всем казалось, что успех группы будет только возрастать, что «лестнице в небо» не будет конца. Альбомы продаются, как горячие гамбургеры, на концерты группы собирается до 200 тысяч человек. Однако 25 сентября 1980 года неожиданно умирает Джон «Бонзо» Бонэм, уникальный барабанщик группы. И его коллеги по группе, понимая, что без Бонэма они вместе играть больше не смогут, решают группу распустить, о чём и было официально объявлено 4 декабря 1980 года.
В марте 1981 года Джимми Пейдж возвращается на сцену и участвует в шоу Джеффа Бека в «Hammersmith Odeon». В 1984 году Пейдж записывает с Робертом Плантом альбом «The Honeydrippers», а с Джоном Полом Джонсом – саундтрек к фильму «Scream for help». После распада легендарной группы её участники выступили вместе (в разных сочетаниях) несколько раз. Например, 13 июля 1985 года на «Live Aid» (с ударником Филом Коллинзом из GENESIS); 14 мая 1988 года на юбилее фирмы звукозаписи «Atlantic» (на ударных вместо покойного Бонэма играл его сын Джейсон). Спустя почти 20 лет 10 декабря 2007 года в лондонской «O2 Arena» состоялось благотворительное выступление воссоединённых музыкантов LED ZEPPELIN Джимми Пейджа и бас-гитариста Джона Пола Джонса (на ударных снова играл Джейсон Бонэм-младший). 1 июня следующего, 2008 года оба музыканта были приглашены выступить вместе с группой FOO FIGHTERS на стадионе Уэмбли. И старики показали молодым, что такое рок-н-ролл!
В творчестве супергруппы LED ZEPPELIN соединились блюз и хард-рок, классика и психоделика, английский фольклор и восточный мелодизм – и всё это было намертво сцеплено, скреплено жёсткими гитарными риффами и тяжёлыми припевами. Сам Пейдж определил этот стиль так: «Много цветов и оттенков, сочетание света и тени». Неслыханное доселе сочетание разнородных элементов вкупе с загадочными текстами песен, виртуозностью и спонтанностью импровизаций Пейджа, необычайным «негритянским» вокалом и губной гармоникой Планта, плывущим звуком оргáна Джонса, катастрофическим грохотом барабанов Бонэма создавало неповторимую атмосферу звучания группы, новый саунд, новую форму и новое содержание. LED ZEPPELIN стали родоначальниками таких стилей, как хард-рок и хэви-метал. Их творчество, подобно «Большому взрыву», способствовало появлению на свет новых музыкальных галактик: DEEP PURPLE и BLACK SABBAT, URIAH HEEP и NAZARETH, QUEEN и IRON MAIDEN, METALLICA и многих других.
Сегодня мы можем говорить об итогах деятельности группы LED ZEPPELIN. Но деятельность самого Джимми Пейджа продолжается по сей день. Он так же бодр и энергичен, как и в юности. Его постцеппелиновская история ярка и разнообразна. Он выпустил последний, 9-й альбом LED ZEPPELIN «Coda» (1982), составленный из не издававшихся ранее студийных записей группы. В этом же году вышел его саундтрек к фильму «Death Wish II» (1982). Пейдж пытается создавать новые группы: THE HONEYDRIPPERS – альбом «Vol. 1» (1984); THE FIRM – альбомы «The Firm» (1985) и «Mean Business» (1986). В 1988 году Джимми Пейдж записывает сольный альбом «Outrider». В 1990 году он выпускает цифровой мастеринг 26 хитов группы LED ZEPPELIN (альбом «Remasters»). В 1993 году выходит его совместная работа с Дэвидом Ковердэйлом из WHITESNAKE – «Coverdale /Page», в 1994 году – с Джеффом Беком. Оставив Ковердэйла, Пейдж выступает с Робертом Плантом на MTV с программой «Unledded» и записывает с ним два альбома: «No Quarter» (1994) и позднее – «Walking Into The Clarksdale» (1998).
Новый век Пейдж встречает альбомом, записанным с Джоном Полом Джонсом – «Lovin’Up A Storm» (2000). В этом же году он реализует совместный проект с группой THE BLACK CROWES. Итогом этого союза стал альбом «Live At The Greek», записанный в 1999 году во время выступления в «The Greak Theatre» в Лос Анджелесе, и последующее турне. По итогам этого тура Джимми Пейдж получает награду «Grammy» «за лучшее хард-роковое выступление в 1999 году». В 2003 году Джимми выпускает альбом «The West Was Won», на котором записаны 18 треков из выступлений LED ZEPPELIN 1972 года во время турне по США. В 2005 году Джимми Пейдж получает Орден Британской Империи за благотворительную деятельность в Бразилии. Годом позже он становится почётным гражданином Рио де Жанейро и в этом же году получает музыкальную награду «Grammy». В 2006 году Пейдж почти одновременно был удостоен престижной шведской награды «Polar Music Prize» как «one of the great pioneer of music» и введён в Зал Музыкальной Славы Объединённого Королевства. В этом же году Джимми Пейдж выпускает альбом «Mothership» и участвует в записи альбома Джерри Ли Льюиса «Last Man Standing».
24 августа 2008 года миллиарды телезрителей всего мира в течение нескольких минут могли видеть и слышать своего кумира Джимми Пейджа. Он выступил на стадионе, на церемонии закрытия Пекинской Олимпиады—2008 в дуэте с Леоной Льюис, победительницей британского реалити-шоу «The X Factor». Они выступали, находясь на превращённой в сцену крыше двухэтажного лондонского автобуса, за рулём которого сидел футболист Дэвид Бэкхем. Музыканты исполнили классическую композицию LED ZEPPELIN «Whole Lotta Love» в новой аранжировке, и эта песня в глазах всего мира стала музыкальным символом, гимном будущей Олимпиады—2012 в Лондоне.
В январе 2009 года на кинофестивале «Sundance Film Festival» был показан документальный фильм об электрогитаре «It Might Get Loud» (реж. Дэвис Гаггенхайм), в котором участвуют трое легендарных гитаристов разных поколений: Эдж (U2), Джэк Уайт (THE WHITE STRIPES) и Джимми Пейдж, чьё имя неразрывно связано прежде всего с группой LED ZEPPELIN. Вскоре фильм прошёл по всему миру с триумфальным успехом.
Всё перечисленное – лишь малая часть того, что делает и в чём сегодня участвует гитарист Джимми Пейдж. Последние годы на него сходит лавина всяческих наград и почестей: ему вручают Орден Британской Империи, в очередной раз вводят в Зал Славы Рок-н-ролла; университет графства Суррей, где состоялось первое выступление LED ZEPPELIN, награждает его почётным званием Доктора honoris causa. Различные журналы и фонды награждают его премиями и званиями, вроде «Легенды рока» и т. п. И на фоне всей этой приятной суеты музыкант продолжает главное дело своей жизни: записывается, выступает и сочиняет новую музыку. Вклад Джимми Пейджа в мировую музыкальную культуру столь велик, что уже сегодня не кажется невозможной мысль: и через сто лет его гений будет восхищать людей.