на чем делались записи в двуречье
Клинопись – письменность Двуречья (3 фото)
Двуречье или Междуречье – это исторически устоявшийся регион, расположенный между реками Тигр и Евфрат. Существовавшее в Двуречье письмо называют клинописью. Как зародилась такая манера письма, и почему она носит это название?
На территории этого региона существовали древние города, где царили особые законы, удивительные обычаи, была своя религия и видение мира. Именно здесь более 6000 лет тому назад возникла особенная система письма, которая известна современникам как клинопись Двуречья. На протяжении всей истории существования человечества людям приходилось приспосабливаться к сложным условиям мира, учиться брать от него все, что нужно для выживания, а впоследствии и для комфортной жизни.
Если у египтян не было проблем с папирусом и камнями, на которых можно было фиксировать свои иероглифы, то у жителей Месопотамии с этим были проблемы. Но зато в избытке была глина. Из этого доступного материала возводили жилища, изготавливали посуду. Люди отмечали, что на мокрой глине легко отпечатываются следы людей и животных. И они решили попытаться использовать ее для фиксации записей. Но наносить на сырую глину сложные знаки было трудно. Значительно легче дело пошло при использовании заостренной палочки с треугольным основанием. Эта идея и стала отправной точкой появления знаменитой клинописи Двуречья, благодаря которой до нас дошли сведения об этом интересном и удивительном регионе и его жителях.
Естественно, так называемые книги отличались друг от друга. Блинчики, на которых упражнялись в чистописании школяры древности, не сушили. По окончании урока нанесенные знаки просто стирались, и табличка использовалась повторно. Но при высушивании на солнце важные данные сохранялись гораздо дольше. Ценную информацию, зафиксированную таким способом, хранили довольно долго, обжигая таблички на открытом огне.
Желающим освоить грамоту сначала предстояло изучить матчасть, то есть научиться изготавливать сами таблички. Задача эта была довольно сложная, поскольку глина была не особенно чистой и содержала массу примесей, от которых нужно было избавиться. Затем на поверхность будущей заготовки наносились линии, чтобы знаки и направление написания не искривлялись. И только после этого ученик приступал непосредственно к выдавливанию букв.
Особенностью распространения письменности в этом регионе являлась ее доступность для широких слоев населения. Писать умели не только богатые и знатные люди, но и простолюдины. Возможно, что именно в связи с этим в обществе активно развивалось устное творчество: люди сочиняли поэмы, стихи и не только.
Таким образом, созданное в Двуречье письмо носит название клинописи по той причине, что для выдавливания знаков использовались доступные для этой территории материалы – таблички из сырой глины и клинообразные заостренные палочки. Спецификой такого письма было нанесение знаков налево столбиками в виде пиктограмм. То есть каждому значку соответствовало определенное понятие либо значение.
Ответь на вопросы 1. На чём делалась запись в Двуречье? 2. Как называлось письмо Двуречья, состоящее из клинообразных значков? 3. Почему за основу письма в Двуречье был взят клин? 4. Каково происхождение клинописных значков? 5. Что могли обозначать знаки, соответствующие коротким односложным словам? 6. Сколько различных знаков в клинописи? 7. Просто ли было читать и писать в Двуречье? 8. Почему не погибла от пожара библиотека царя Ашшурбанапала?
Розробки уроків Розробки уроків
Підручники
Відео
Атласи
Реферати
Книги
1. «Шляхтич завжди веселий у своєму королівстві, співає й танцює вільно, не маючи над собою жодних примусових обов’язків, бо не винен королеві, своєму вищому володареві, нічого, окрім титулу, двох грошей з лану і військової служби. Четвертого ж над шляхтичем немає нічого, що б псувало йому настрій у Королівстві». (Український мислитель Станіслав Оріховський-Роксолан).
2. «Руська шляхта поміж ними дуже нечисленна, наслідує польській і, схоже, соромиться того, що належить до іншої, аніж римська, віри, щоденно переходячи до неї, хоча вся знать і всі ті, що титулуються князями, вийшли з грецької віри». (Французький інженер Гійом Левассер де Боплан).
3. «Шляхта все подорожує. До приятелів і кревняків їздять часом за сто миль, і це проходить їм легко, бо мають доволі коней і повозів, й ними везуть усе, чого їм у дорозі потрібно. (Німецький мандрівник Ульріх фон Вердум
Урок 17. «Древнее Двуречье».(Данная работа предназначена для учеников 5 класса)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Всеобщая история 5 класс 16-17 неделя. Древнее Двуречье.
Описание слайда:
Всеобщая история 5 класс 16-17 неделя. Древнее Двуречье.
Река времен в своем стремленье Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей.
(Отрывок из стихотворения Г.Р. Державина)
Проблемный вопрос.Почему государство так рано появи- лось в Двуречье? Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?
Задания для урока: Представьте себе, что вы путешест- венники и вам дано поручение проложить маршрут до реки Евфрат. Работая с картой в парах, проложите наибо- лее удобный путь до указанного объекта.
(Открыть Карту по теме: Междуречье и Восточное Среди-земноморье в древности).
Описание слайда:
Двуречье прославилось своими своеобразными постройками — ступенчатыми башнями, уступы которых поднимались к небу.
— Работая с текстом п. 3 § 13, опишите храм.
— Каким богам поклонялись жители Двуречья?
— Что нового вы узнали о жрецах Двуречья?
Описание слайда:
Всеобщая история 5 класс 16-17 неделя. Древнее Двуречье.
Итак, из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат.
Работая с картой, ответьте на следующие вопросы.
— Почему древняя страна, которую мы будем изучать, получила такое название и как, на ваш взгляд, правильнее ее называть: Двуречье или Междуречье? Почему?
— Как называются современные государства, по территории которых протекают реки Тигр и Евфрат?
— Где берут свое начало реки Тигр и Евфрат?
(Турция, Сирия, Ирак.)
(Обе реки текут с севера на юг с гор Закавказья и впадают в Персидский залив.)
Оба варианта приемлемы
Описание слайда:
Всеобщая история 5 класс 16-17 неделя. Древнее Двуречье.
— Какая местность по берегам рек Тигр и Евфрат?
— Однажды к полноводной реке Евфрат прибыл отряд воинов-чужеземцев. Люди посмотрели на бегущую воду и, с удивлением замахав руками, закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!» Кто были эти чужеземцы?
— Почему они называли Евфрат перевернутой рекой?
— Как звали царя, который привел сюда свое войско?
(Местность делится как бы на две части: на севере — гористая и каменистая, а на юге —равнина, и камней там нет.)
Воинами-чужеземцами были Египетские войска.
Потому, что Евфрат течет с Северо-Запада на Юго-Восток, в то время как Нил течёт с Юга на Север.
(XV век до нашей эры, фараон Тутмос III) их армия достигла Евфрата
Описание слайда:
Всеобщая история 5 класс 16-17 неделя. Древнее Двуречье.
СТРАНА ДВУХ РЕК
ДВУРЕЧЬЕ (МЕЖДУРЕЧЬЕ,МЕСОПОТАМИЯ) – страна, находящаяся между двумя реками – Евфратом и Тигром.
РАЗЛИВЫ РЕК в отличие от Нила часто ПРОХОДИЛИ ХАОТИЧНО, поэтому приходилось строить насыпи по берегам, что бы наводнения ни смыли посевы.
Междуречье возникло приблизительно одновременно с Древнем Египтом – 5 тыс. лет назад.
Задание (на установление причинно-следственных связей)
Сравните природные условия, характер рек, в бассейнах
нах которых образовались Древний Египет и государства
Междуречья. Найдите общее в возникновении Древнего
Египта и стран Месопотамии. Выясните в группах,почему
первые государства возникали на берегах рек.
Определите различие между реками Тигр, Евфрат и Нил.
Описание слайда:
Описание слайда:
Задания для учеников в классе: зная природные условия Двуречья, легко определить основные занятия его жителей. Итак, выполните задания.
Задание 1. Основой жизни здесь была вода. Зимой, в сезон дождей, а также во время разлива вода была в избытке, в остальное время года ее не хватало. Сооружение каналов и плотин было направлено на развитие этого занятия. О каком занятии идет речь?
(О земледелии.)
Описание слайда:
Задания для учеников в классе: зная природные условия Двуречья, легко определить основные занятия его жителей. Итак, выполните задания.
Задание 2. После орошения земли, когда она хорошо пропитывалась водой, на поле выпускали быков с обвязанными копытами: они орошали землю. Успехи в земледелии привели к росту поголовья скота: на пастбищах паслись стада коров, овец, коз и свиней. О каком занятии идет речь?
(О скотоводстве.)
Описание слайда:
Задания для учеников в классе: зная природные условия Двуречья, легко определить основные занятия его жителей. Итак, выполните задания.
Задание 3. В Южном Двуречье не хватало многих видов сырья, но в избытке выращивали зерновые культуры, финики, производили шерсть — товары, которые можно было обменять на те, в которых жители нуждались.
(Торговля.)
Описание слайда:
Прочитайте второй и третий абзацы пункта 2 на с. 66-67.
Какой материал использовался для обустройства городов?
2. Города из глиняных кирпичей
Чтобы защищать поля от разливов Тигра и Евфрата и создавать запасы воды (на время засухи), жители Двуречья рыли каналы, сооружали плотины, копали колодцы (на высоких, иссушенных солнцем участках). Благодаря труду многих поколений долина Тигра и Евфрата превратилась в плодородную страну, дающую небывалые урожаи.
Описание слайда:
Труднее обстояло дело с сырьем, необходимым для строительства и ремесла. Значительных лесных массивов в стране не было. Приходилось использовать (и притом весьма экономно) пальмы, тонкие ивы, а мощные кедры и кипарисы доставлять с большим трудом с отдаленных гор. На месте имелись в изобилии лишь глина и тростник, и их использовали самыми разнообразными способами. Жилища делали из тростника и обмазывали глиной, а позднее — из кирпича-сырца.
Описание слайда:
Жителями этих городов были шумеры. (Они пришли к берегам Тигра и Евфрата с востока.) По внешнему виду их трудно спутать с другими народами. Приземистые фигуры, округлые лица, длинные носы, отсутствие бороды и усов — все это сильно отличало их от соседей.
Записываем новые определения в тетрадь
ГОРОДА СТРОИЛИ на берегу реки или канала.
Из-за отсутствия гор и лесов дворцы, храмы, жилые дома СООРУЖАЛИСЬ ИЗ ГЛИНЯНЫХ КИРПИЧЕЙ.
ДЕРЕВО БЫЛО ДОРОГИМ – деревянные двери были только в богатых домах.
Из-за нехватки топлива КИРПИЧИ не обжигали, а СУШИЛИ НА СОЛНЦЕ.
ДЛЯ ЗАЩИТЫ оборонительную стену из таких кирпичей строили такой толщины, что по верху МОГЛА БЫ ПРОЕХАТЬ ПОВОЗКА.
Самыми крупными городами были Ур и Урук
Развитие сельского хозяйства и ремесла
Быстрый рост населения
Появление больших поселений
Превращение поселений в города, окруженные стенами
Описание слайда:
Ответьте на вопросы ПО ЭТОМУ ПУНКТУ:
Как называется народ, создавший первые города в Двуречье?
Назовите самые крупные города?
Из чего жители Двуречья строили свои дома?
Что делали с кирпичами, чтобы они стали прочнее?
Подумайте, почему богатые люди среди прочего имущества в завещании указывали деревянную табуретку и дверь?
ЗАДАНИЕ:
Рассмотрите рисунок на стр. 66. Расскажите о поселке шумеров, ОБ ИХ ЗАНЯТИЯХ
Описание слайда:
А вот на с. 67 учебника мы видим изображение Гильгамеша, внешние данные которого не соответствуют облику шумера. Все дело в том, что с запада и северо-запада в Двуречье переселились аккадцы. Их родиной были Аравийский полуостров и Северная Африка. По внешнему виду они отличались от шумеров более стройными фигурами и продолговатыми лицами, обрамленными обычно бородами и бакенбардами. Аккадцы слились (ассимилировались) с шумерами, восприняли их культуру, а те в свою очередь восприняли аккадский язык.
Описание слайда:
Карта Древнего Востока
шумеры
аккадцы
Описание слайда:
ШУМЕРЫ
Приземистые фигуры
Округлые лица
Длинные носы
Отсутствие бороды и усов
АККАДЦЫ
Стройные фигуры
Продолговатые лица
Лица обрамлены бородами и бакенбардами
Ассимилировались (слились)
Жители Месопотамии
Описание слайда:
— Археологами в городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них вместе с умершим были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же были найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др. Какие выводы можно сделать на основании этих находок? Обоснуйте свое мнение.
Двуречье прославилось своими своеобразными постройками — ступенчатыми башнями, уступы которых поднимались к небу.
Описание слайда:
Башни от земли до неба
Шамаш
Над приземистыми городскими постройками возвышалась ступенчатая башня, уступы которой поднимались к небу. Так выглядел храм бога — покровителя города. В одном городе это был, например, бог Солнца Шамаш, в другом — бог Луны Син. Все почитали бога воды Эа — ведь он питает влагой поля, дарит людям хлеб и жизнь. К богине плодородия и любви Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей.
Описание слайда:
Башни от земли до неба
Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни — в святилище. Те, кто оставались у подножия, верили, что жрецы там беседуют с богами. На этих башнях жрецы вели наблюдения за движением небесных богов: Солнца и Луны. Они составляли календарь, вычисляя сроки лунных затмений. По звездам предсказывали людям судьбу.
Ученые-жрецы занимались и математикой. Число 60 они считали священным. Под влиянием древних жителей Двуречья мы делим час на 60 минут, а окружность — на 360 градусов.
Фигурки шумерского жреца.
Описание слайда:
Письмена на глиняных табличках.
Раскапывая древние го-рода Двуречья, археологи находят таблички, покры-тые значками в виде клинышков. Значки эти выдавлены на табличке из мягкой глины концом специально заостренной палочки. Для придания твердости исписанные та-блички обычно обжига-лись в печи.
Клинообразные значки — это особое письмо Месо-потамии,клинопись.
Глиняная табличка с клинописью. 3-е тыс. до н.э.
Описание слайда:
Письмена на глиняных табличках.
Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое слово, например: звезда, нога, плуг. Но многие знаки, выражающие короткие односложные слова, употреблялись и для передачи сочетания звуков или слогов. Например, слово «гора» звучало как «кур» и значок «гора» выражал также слог «кур» — как в наших ребусах.
Описание слайда:
Письмена на глиняных табличках.
В клинописи несколько сот знаков, и научиться читать и писать в Двуречье было не менее сложно, чем в Египте. Много лет надо было посещать школу писцов. Уроки продолжались ежедневно с восхода до заката. Мальчики старательно переписывали древние мифы и сказания, труды ученых звездочетов и законы царей.
Во главе школы стоял человек, которого почтительно именовали «отцом школы», ученики же считались «сыновьями школы». А один из работников школы назывался буквально так: «человек с палкой» — он следил за дисциплиной.
Описание слайда:
Описание слайда:
Сделаем выводы урока:
В завершение хотелось бы сказать, что народ Древнего Двуречья внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И возможно, мы узнаем еще больше об этом удивительном народе. Может быть, эти открытия сделаете вы сами. Домашнее задание: § 13. Выполнить задание в рубрике «Подумайте», выполнить задание в рубрике «Познакомьтесь с документами», а также выполнить задания в рубрике «Опишите».
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Древнее Двуречье, 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
В разное время эту страну называли Междуречьем, Месопотамией или Вавилонией. Древнее Двуречье находится на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат. Примерная дата возникновения государства 5000 лет назад.
Описание слайда:
Описание слайда:
Основой жизни здесь была вода. Зимой, в сезон дождей, а также во время разлива вода была в избытке, в остальное время года ее не хватало. Особенно остро недостаток воды ощущался в местах, удаленных от рек. Лишенная влаги, опаленная солнцем почва высыхала и трескалась. А в низовьях рек перенасыщенные водой земли заболачивались, превращаясь в непроходимые топи. Сооружение каналов и плотин было направлено на развитие этого занятия. О каком занятии идет речь?
Определите основные занятия жителей Двуречья?
Описание слайда:
После орошения земли, когда она хорошо пропитывалась водой, на поле выпускали быков с обвязанными копытами: они выравнивали землю и вытаптывали сорняки. Успехи в земледелии привели к росту поголовья скота: на пастбищах паслись стада коров, овец, коз и свиней. О каком занятии идет речь?
Определите основные занятия жителей Двуречья?
Описание слайда:
В Южном Двуречье не хватало многих видов сырья (строительный камень, лес), но в избытке выращивали зерновые культуры, финики, производили шерсть – товары, которые можно было обменять на те, в которых жители нуждались (вместо денег в Двуречье использовали слитки серебра определенной массы). Как называется занятие, в ходе которого производится обмен одних товаров на другие с помощью денег?
Определите основные занятия жителей Двуречья?
Описание слайда:
Земледелие
Скотоводство
Торговля
Занятия:
Сооружения, обеспечивающие возможность заниматься земледелием называются ирригационными.
Ирригационная система, теплый климат позволяли собирать по два урожая в год. Шумеры выращивали разнообразные злаковые, лен (из волокна ткали ткани, изготавливали масло), кунжут( изготовление масла, приправа к блюдам), виноград, фрукты, финики.
Описание слайда:
Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же, как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Но, так как разливы рек проходили очень бурно, они часто обрушивались на поселения Шумерии и сносили все на своем пути: пастбища, жилища и загоны со скотом. Поэтому жителям приходилось строить насыпь по берегам двух рек — Тигра и Евфрата, чтобы наводнение не сносило посевы сельскохозяйственных культур.
Описание слайда:
Древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства Ур и Урук.
Описание слайда:
Самыми крупными городами были УР и УРУК
Единственным строительным материалом у жителей долины была глина. Дома строили из глиняных кирпичей, которые жители сушили на жарком солнце, так как у них не было достаточно дров для разведения огня. Стены домов делали очень толстыми, дабы уберечь их от разрушения. Например, городские стены делали настолько толстыми, что по ним спокойно могла проехать повозка.
Описание слайда:
Глина
кирпичи
полы в домах
тарелки
горшки для варки пищи
бочки для хранения зерна и растительного масла
печи и трубы
осветительные лампы
гробы
детские игрушки
таблички для письма, конверты для писем
Описание слайда:
Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежавших ученикам школы – будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.
КЛИНОПИСЬ – письменность, знаки, которые состоят из групп клинообразных чёрточек, знаки выдавливались на сырой глине.
Описание слайда:
Описание слайда:
У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы:
ИШТАР – богиня плодородия и любви.
Описание слайда:
Описание слайда:
По горизонтали:
1. Река в Двуречье.
2. Чтобы попасть из Египта в Двуречье, нужно преодолеть этот полуостров.
3. Бог солнца в Древнем Двуречье.
4. Богиня любви и плодородия в Древнем Двуречье.
5. Название этой письменности произошло от знаков, оставляемых палочкой на глиняной табличке.
6. Город-государство в Древнем Двуречье.
7. Климат в Двуречье.
8. Основное занятие жителей Древнего Двуречья.
По вертикали:
1. Строительный материал в Южном Двуречье.
2. За ее поддержание в школе отвечал «человек с палкой».
3. Другое название Двуречья.
4. Оно возникло в Двуречье примерно в то же время, что и в Египте.
Описание слайда:
Домашнее задание: параграф 13
Описание слайда:
Ответы:
По горизонтали: 1. Тигр; 2. Синайский; 3. Шамаш; 4. Иштар; 5. Клинопись; 6. Урук; 7. Жаркий; 8. Земледелие.
По вертикали: 1. Глина; 2. Дисциплина; 3. Междуречье; 4. Государство.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Тест по теме «Древний Египет»
Презентация по Всеобщей истории на тему «Восток в первой половине ХХ в» 10 класс
Проверочная работа по Всеобщей истории на тему «Межвоенный период (1918-1939)» (10 класс)
Интегрированный урок по литературе, истории и ОБЖ
Контрольная работа по всеобщей истории 7 класс глава 2
«Британия и Ирландия в ранее Средневековье»
«»Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.»
Рабочий лист по всеобщей истории на тему » Франция».
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5308607 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников
Время чтения: 3 минуты
В 16 регионах ввели обязательную вакцинацию для студентов старше 18 лет
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.