Клиппинг зона что это в дрифте
Drift для чайников
Меня частенько спрашивают: “А что такое “дрифт”?”
Имеется ввиду не явление, когда дрифтом называют любой, даже неконтролируемый, занос автомобиля, а вид автоспорта! Конечно, кто-то может ответить, что в интернете можно найти огромное количество информации на эту тему. Однако, краткой и полной очень мало. Это либо экскурс в историю, либо в технические дебри либо вообще какой-то бред. И чтобы отделить котлеты от мух, придётся погуглить не один час. Вот я и решил сделать небольшой обзор о дрифте специально для тех, кому лень тратить своё время на интернет-серфинг. Итак…
ДРИФТ (зимний) ДЛЯ ЧАЙНИКОВ
Давайте начнём с того, что разговор пойдёт о Дрифте как виде автоспорта. По-русски правильней, наверное, будет говорить “дрифтинг“. Очень часто “дрифтом” называют любой занос любого автомобиля, заканчивающийся в кювете, сугробе или в обнимку с придорожным столбом. Это не “дрифт”! Это банально “потеря устойчивости“! Ну не называете же Вы уличную драку “боксом”!
Дрифт как явление я бы сформулировал так: “дрифт” — это продолжительное движение автомобиля в управляемом заносе. Соответственно, считается, что занос (даже контролируемый) на переднеприводном автомобиле называть “дрифтом” нельзя. Хотя я неоднократно проезжал один полный круг в заносе на переднем приводе, но, как правило, это получалось по дуге с уменьшающимся радиусом.
Автомобили с трансмиссией 4х4 уже способны дрифтить, так как могут продолжительно ехать в управляемом заносе, но пока в спортивном “дрифте” они не используются.
Итак, автомобиль для занятий “дрифтингом” должен быть заднеприводным! Мощность для начала не менее 150-160 л.с./т. В идеале от 250 и выше. Это для первых шагов в летнем дрифте. Но в нашей стране постройку конкурентоспособного дрифт-кара может позволить себе не каждый, зато зима длится 5 месяцев в году, а потому не могла не появиться и зимняя разновидность этого вида спорта. Впрочем. зимний дрифт у нас появился ещё раньше японского. Лично я хорошо помню парный дрифт в исполнении Гольцова — Антропова на двух рыжих “Москвичах” на гонках “Казанская верста”:
Бюджетный зимнего дрифта на несколько порядков меньше: требования к тягово-мощностным характеристикам машин существенно скромнее, а комплекта шин хватит не на один сезон. Да и автомобиль можно приобрести всего за пару десятков тысяч рублей. Иномарки встречаются редко — в последнее время на ледовых трассах доминируют “Жигули” и ИЖи с ними:
Шины в большинстве зимних чемпионатов используются дорожные шипованные. Доработка шипов и самих шин запрещена.
Правила проведения соревнований по дрифту зимой и летом не сильно отличаются. Соревновательная часть состоит из 2-х этапов — квалификации (по-японски Тансо) и парных заездов (Цуисо). Далее для общего развития я буду приводить некоторые японские термины, хотя не все они прижились в российском дрифте. Для соревнований обычно используется извилистый участок автодрома либо большая ровная площадка, на которой дорожными конусами, водоналивными барьерами или бетонными блоками размечается извилистая трасса, состоящая из 3-4 поворотов. Либо расчищается извилистая дорожка на льду водоёма. Задача — пройти всю эту трассу в управляемом заносе. Квалификации предшествуют продолжительные тренировки — участники вкатываются в трассу, а судьи придумывают задание. После того, как у судей созрел в головах план, они останавливают тренировку и проводят брифинг, на котором объясняют задание:
Поскольку судьи как правило сами ездить не умеют, но очень хотят увидеть крутой дрифт, поначалу задание может показаться невыполнимым, но спустя час-другой тренировок, у большинства пилотов начинает что-то получаться. Что может входить в задание?
Во-первых — способ инициации первого заноса (“Фуридаши” — один из немногих, прижившихся у нас терминов). Как правило используется 2 способа — инициация с использованием ручного тормоза либо без. С “ручником” возможны 2 варианта: короткая блокировка задних колёс для срыва их в скольжение или длительная с протяжкой по прямой. Без “ручника” — чаще всего это так называемый “дальневосточный флай”. Некоторые путают его с “контрсмещением”. Выполняется следующим образом: в режиме разгона слегка поворачиваем руль в сторону, противоположную будущему повороту, затем резко закрываем “газ”, одновременно поворачивая руль в сторону поворота. В этот момент задняя ось разгружается и начинается занос. Далее обычно должен идти инерционный дрифт — автомобиль летит несколько десятков метров по инерции без “газа” и даже, может быть, с выключенным сцеплением. Высший пилотаж — это Backward entry — прием, когда задняя часть автомобиля «обгоняет» переднюю, при этом достигается огромный угол заноса (более 90 град.).
Второе, что дают в судейском задании — это траектория, которая не всегда может совпадать с идеальной с точки зрения традиционных видов автоспорта. Чаще всего рекомендуется ехать шИроко (именно так — с ударением на первом слоге :)), чтобы в парных заездах соперник (мне больше нравится слово “партнёр”) мог подъехать ближе. Обычно на траектории устанавливаются “точки клиппинга” — точки, к которым автомобиль должен подъезжать максимально близко. Клиппинг-поинты бывают внутренние и внешние. Либо это может быть “клиппинг-зона”. Как правило это бетонная стена или снежный бруствер. И тогда лёгкое касание такой стены задним бампером расценивается судьями как особо высший пилотаж и называется “Kiss The Wall”.
Третье. Способ прохождения того или иного участка трассы. Варианты: инерционный дрифт, когда автомобиль скользит по инерции без тяги на колёсах или “Full trottle” — полный газ! Это уже напоминает “Powerslide” (силовой занос) за счёт пробуксовки колёс. К слову, в японском и российском дрифте не приветствуется прохождение в таком режиме всей трассы, хотя горячо любим владельцами сверхмощных автомобилей.
И вот, когда у основной массы участников, казалось бы, начинают получаться судейские задания, приходит время очередного брифинга, на котором судьи проводят разбор полётов и объясняют, как будет проходить квалификация.
Квалификация проводится следующим образом: каждому участнику даётся 3 попытки. Если старт и финиш оцениваемого участка находятся в непосредственной близости друг от друга, то все 3 попытки проходят подряд, при этом первая попытка не оценивается и считается прогревочной. Если от линии финиша до старта ехать далеко, то оцениваются все три попытки, но проходят они в порядке живой очереди.
Как происходит оценка? Изначально каждый участник имеет 100 баллов, из которых за каждую ошибку судьи вычитают баллы. Судей, как правило, трое. Каждый выставляет свою оценку, а затем высчитывается среднее арифметическое. Если ни один из трёх судей не заметили ни одной ошибки, главный судья произносит: “Аникуя себе!” и тут же все дружно кричат: “Аникуя-а-а!” Но я лично за последние 7 лет такого не слышал.
Типичные ошибки, на которые обращают внимание судьи:
1. Вялое фуридаши — автомобиль плавно сваливается в занос;
2. Малый угол заноса;
3. Частые корректировки — подруливание с большой амплитудой, использование “ручника” для корректировки.
4. Непостоянный угол заноса;
5. Критическое замедление;
6. Движение на прямых колёсах или поворот колёс в сторону, противоположную заносу (дрифт передними колёсами — он же Under steer);
7. Вялые перекладки (фурикаеши — смена направления заноса) или перекладка через прямые колёса ;
8. Остановка;
9. Разворот — это как правило “0” баллов!
10. Ну и любые отклонения от судейского задания
Пока судьи подводят итоги квалификации, может быть объявлена свободная тренировка — мы это называем “мацури”. Мацури проходит в свободном формате — в одном заезде можно увидеть по 3, 4, а то и 5-6 автомобилей!
По результатам квалификации составляется таблица парных заездов, где все участники, прошедшие квалификацию, делят на пары по принципу “лучший с худшим” таким образом, чтобы лидеры квалификации могли встретиться друг с другом только ближе к финалу. При числе заявившихся больше 32 это может быть таблица ТОП-32. Если участников меньше, то ТОП-24 или ТОП-16. Про ТОП-24, думаю, надо пояснить отдельно: из 24-х участников, 8 лучших автоматически проходят в ТОП-16, а среди 16-ти остальных проводится свой ТОП-16, в котором отбирается вторая 8-ка участников основного ТОП-16. Есть ещё такая хитрая система — “24 Duble ilimination”, но в ней разобраться на трезвую голову слишком сложно! Итак, пары участников объявлены и начинаются
Сначала обычно даётся прогревочный круг. Затем участники возвращаются на старт. Первым стартует тот, кто показал лучший результат квалификации. В следующем заезде соперники меняются местами. Задача первого (Сенко) — ехать по судейскому заданию. Задача второго (Атуй) — ехать максимально близко к сопернику-партнёру, копируя его действия.
Разумеется, если соперник вылетает с трассы, копировать его траекторию не стоит. Более того, в этом случае вы даже имеете право его объехать и продолжить движение по трассе в роли лидера. В парных заездах сложнее всего приходится второму: если соперник быстрый, надо умудриться не отстать от него. Для достижения этой цели все средства хороши — уменьшение угла, зауживание траектории. Конечно же вы получите какие-то штрафные баллы, но главное — не допустить отставание более, чем на 4 корпуса.
Дабы дрифт не превращать в драг-рэйсинг, судьи могут обозначить “респект-зону”, в которой автомобили участников должны разгоняться параллельно. Либо делается ретардер для Сенко (лидера), чтобы он не сорвался с места слишком резво. Впрочем, у быстрых машин есть свои проблемы. Ехать за медленным соперником намного труднее. Можно использовать больший угол заноса, подтормаживание ручником либо левой ногой. На видео ниже представлен один из правильных вариантов заезда с медленным Сенко. Видно, что водитель ИЖа (Атуй) на протяжении всего заезда не отпускает педали тормоза:
Оценка заезда судьями проводится двумя способами: либо распределением 10 баллов между участниками в каждом заезде, либо трасса делится на сектора и баллы проставляются за каждый сектор. Второй вариант интереснее — если пилот проехал отлично все сектора и только в последнем развернулся, а его соперник косячил всю дорогу, то есть шанс выиграть заезд. В первом же варианте разворот — это всегда 10:0.
Пилот, набравший больше баллов проходит в следующий тур (ТОП-16 или ТОП-8). Начиная с ТОП-8 обычно уже нет прогревочных кругов. А в остальном всё так же. В случае равенства результатов обоих заездов, когда судьи не могут прийти к единому мнению в выборе победителя, назначается One More Time (перезаезд). Из ТОП-8 победители попадают в ТОП-4, а там и финал недалеко. Подсчёта очков уже не требуется, по-этому награждение происходит практически сразу.
Ну вот, пожалуй и всё. Хотел сделать максимально короткое описание. Но короче не получилось. Зато, надеюсь, теперь те, кто не понимал, что такое дрифт, получили некоторое представление о нём. Здесь основной упор я делал на зимнем дрифте, поскольку за окнами зима, а через 2 дня в Ульяновске состоится 3-й этап Чемпионата Поволжья по зимнему дрифту “Volga Drift Open”. Конечно, настоящий дрифт с мчащимися в заносе на огромной скорости автомобилями, оставляющими за собой шлейф дыма от сгоревших покрышек — это чисто летнее зрелище! Ну а пока до первого этапа летнего дрифта остаётся целых 2 месяца, действующие спортсмены не брезгуют поддерживать свой скилл в любительских зимних соревнованиях. Ну а для автолюбителей это возможность реализовать свои драйверские амбиции и сделать первые шаги в дрифте. Но дрифт — это не просто вид автоспорта! Дрифт — это своя культура, религия, если хотите! Основная задача для настоящих дрифтеров — не кубки и медали, а получение удовольствия от вождения и общения с друзями:
Наш партнёр Газпромбанк предлагает автокредит со ставкой от 3,9% годовых. Подать заявку на одобрение можно по ссылке.
Какой «Цуйсо» без «Сенко» и «Атой»? Словарь дрифта. Часть 2
Первый этап Гран-При Российской Дрифт Серии 2020 на автодроме Moscow Raceway уже не за горами! А значит, пора взяться за самые специфические термины, которые вы можете услышать в RDS GP.
В первой части словаря дрифта мы разобрали такие понятия, как furidashi, backward entry, powerslide и прочие. Теперь мы расширим ваш словарный запас новыми терминами.
РЕСПЕКТ-ЗОНА
«Версус», «раунд»? Нет, это вовсе не место, где собираются рэперы. Да и при чём они здесь… Респект-зоной в RDS GP называется часть разгонного участка после старта, где автомобили участников парных заездов обязаны находиться в базе друг у друга и, соответственно, ускоряться с равной скоростью. Суть респект-зоны в том, чтобы соревнования по дрифту не превращались в дрэг-рейсинг и к моменту «фуридаши» отрыв не составлял 10 корпусов из-за разницы в мощности автомобилей.
ОЦЕНИВАЕМЫЙ УЧАСТОК
Это чётко обозначенная часть трассы от зоны постановки до финиша, за прохождением которой пристально смотрят судьи для начисления баллов. В границах оцениваемого участка судьи размечают «клиппинг-зоны», зоны «тач энд гоу», определяющие правильную с точки зрения задания траекторию движения автомобилей.
CLIPPING ZONE И TOUCH AND GO
Комбинация «клиппинг-зон» и зон «тач энд гоу» определяется судьями и размечается на трассе, чтобы автомобили участников двигались по заданной траектории, а не как им вздумается. Соответственно, проезд мимо этих зон штрафуется. Раньше в RDS GP можно было встретить как внутренние, так и внешние clipping zone, но с переходом на американскую систему судейства остались только внутренние по отношению к движению по трассе «клиппинги». Прохождение «клиппинг-зоны» засчитывается судьями только в том случае, если автомобиль участника заехал в обозначенную зону и выехал из неё через короткие стороны разметки. А вот зона touch and go не столь строга к участникам. Там пилот должен просто обозначиться, заехав в разметку одним или двумя задними колёсами. Как правило, «тач энд гоу» — это внешняя история. Её задача — исключить движение ведущего автомобиля по внутренней части трассы. Такой метод применяется, чтобы лидер всегда оставлял место преследователю.
TANSO И TSUISO
Как Старски и Хатч в мире дрифта. Две неотделимые друг от друга части соревнований. «Тансо» — это одиночные квалификационные заезды (solo run — на английском). Это обязательная часть соревнований, в которой судьи определяют топ-32 участников, допущенных до парных заездов, которые, в свою очередь, называются Tsuiso (tandem run — на английском). Кроме того, по результатам квалификации происходит распределение по сетке: чем больше пилот набрал очков в квалификации, тем потенциально более слабый соперник ему достанется в «Цуйсо». По итогам Tsuiso судьи определяют призёров этапа RDS GP.
HEAT И BYE RUN
«Хит» и «Бай ран» могут происходить исключительно в рамках «Цуйсо». Heat — это два заезда одной пары пилотов. Рауд, если можно так сказать, в котором оба пилота пробуют себя как в роли ведущего, так и в роли ведомого. Bye run же — это сольный проезд, который исполняется, если количество участников, прошедших квалификацию, нечётное или если у соперника технический сход из-за неисправности. А такое случается нередко.
SENKO И ATOOI
«Сенко» — так называют автомобиль, идущий первым в парном заезде. «Атой» — автомобиль, идущий вторым. В переводе на русский — лидер и преследователь.
FURIKAESHI
В первой части мы рассказывали про furidashi. Это инициация, первое вхождение автомобиля в занос после разгонного участка. Так вот, «фурикаеши» — это логическое продолжение «фуридаши», обозначающее смену направления заноса. Проще говоря — перекладка.
PIT STOP И COMPETITION TIME OUT
Пит-стоп — это остановка в строго отведённой судьями зоне для проверки технического состояния автомобиля. По регламенту RDS GP, время на пит-стоп ограничено одной минутой. Competition time out — это хронометрируемая остановка заездов для проведения ремонтных работ, строго ограниченная 5 минутами. Иногда её так и называют — «пять минут». Согласно регламенту RDS GP 2019, competition time out можно использовать только один раз в течение соревновательного дня. Что ж, теперь вы готовы к первому этапу RDS GP 2020!
Мы открыли голосование за пилотов RDS GP 2020. Поддержите любимого пилота, за которого вы болели с первого этапа!
Если он не победит в этом сезоне, то сможет получить приз симпатий читателей журнала «5 колесо». Симпатии болельщиков для спортсменов очень важны.
Отдать свой голос можно здесь
Дрифт: от истории к… теории. И практике!
Итак, вы бодро вошли на своем переднеприводном бюджетном седане в поворот и пару метров проскользили задней осью. Вы король дрифта? Увы, но нет. Расскажем о том, что такое настоящий дрифт и чем определяется уровень продвинутости гонщика.
В предыдущей статье мы разобрались, где и как зародился дрифт, кто сформировал его как движение и как культуру, а также на чем ездили и продолжают ездить те, кто не мыслит своей жизни без движения на грани разворота. Сегодня же мы выясним, как делать это правильно, по каким критериям оцениваются заезды на соревнованиях и почему же все-таки ваш дизельный Volkswagen Passat не подходит для дрифта.
Что вообще такое — дрифт?
«Дрифт (англ. Drift) — техника прохождения поворотов и вид автоспорта, характеризующиеся прохождением поворотов с намеренным срывом задней оси и проход в управляемом заносе на максимально возможной для удержания на трассе угла скорости, требующие от автомобиля наличие задней ведущей оси». Так гласит Википедия, и мы с ней согласны.
Английская ее версия дополнительно поясняет: «Автомобиль дрифтует, когда угол увода задних колес превышает таковой у передних, причем зачастую настолько, что передние колеса направлены в сторону, противоположную повороту». Определение довольно исчерпывающее и правильное, поэтому от него и будем отталкиваться, говоря о понятии дрифта.
Зачем для дрифта задний привод и мощный мотор?
Когда я вижу «девятки» с наклейками Drift King, хочется закрыть лицо руками и убежать. Если вдруг для вас неочевидно, почему же нельзя дрифтить с передним приводом, то я поясню. В заносе, когда вы добавляете газу на переднеприводной машине, траектория движения спрямляется (передний привод вообще во многом для того и придумали), а на заднеприводной занос только «усугубляется». Но ведь этого-то нам и нужно, не так ли?
Стоит добавить, что срыв задней оси и проход поворота в управляемом заносе требуют не только наличия заднего привода, но и непрерывной пробуксовки задних колес, а это приводит нас к тому, что двигатель объемом 1.2 литра и мощностью 50-90 л.с. вряд ли обеспечит нам желаемое (без боли и страданий, но мы ведь не хотим жертв, правда?). Просто потому, что крутящий момент мотора должен быть достаточно мощным, чтобы преодолеть силу, с которой шины трусливо цепляются за асфальт.
На фото: покрышка после нескольких заездов
Чем дрифт отличается от силового скольжения?
Вернемся к нашему несчастному дизельному Пассату, который мы привели в начале как автомобиль весьма далекий от дрифта. Тут все просто. Дело в том, что он с момента своего рождения в 1973 году выпускался в основном переднеприводным, исключая редкие специальные модификации. А вот, кстати, для силового скольжения он вполне мог бы подойти.
Но в чем же разница? Само понятие силового скольжения более объемное, чем понятие дрифта, который, по сути, является одним из его видов. Однако многие называют почти любой занос дрифтом, и это — заблуждение. Силовое скольжение (пауэрслайд, от английского powerslide) возникает, когда при прохождении поворота центробежная сила, смещающая автомобиль наружу поворота, превышает силу сцепления колес с дорожным покрытием, что приводит к заносу задних или всех четырех колес.
Решающими параметрами при этом являются вовсе не тип привода или мощность двигателя, а лишь скорость автомобиля и коэффициент сцепления колес с поверхностью. Поэтому, разогнавшись на дедушкином Логане на входе в поворот на дачу (и выжив после этого), нельзя на следующий день хвастаться всем, как классно ты «дрифтанул» вчера.
На фото: автомобиль, не подходящий для дрифта
Положение передних колес при силовом скольжении также мало на что влияет, так как управляемость в нем и его исход зависят в основном от параметров, заданных на входе, таких как скорость, угол поворота руля и использование/неиспользование «ручника». Таким образом, не претендуя на абсолютную истину, мы разграничим понятия «дрифт» и «пауэрслайд» и в дальнейшем будем говорить исключительно о первом.
Учимся дрифтовать правильно
Теперь, отделив зерна от плевел, перейдем к техникам дрифта. В их классификации также весьма преуспела уже помогавшая нам ранее энциклопедия, поэтому, отбросив предрассудки, возьмем описания приемов целиком, а затем рассмотрим частные случаи.
1. Hand braking drift. Техника является наиболее простой и предпочтительной для обучения дрифту. Она позволяет исправить допущенные ошибки при недостаточной поворачиваемости колес. Для вызова заноса нужно выжать педаль сцепления, сильным рывком ручного тормоза отправить заднюю ось в занос, после чего отпустить педаль сцепления. Важно при этом поддерживать обороты двигателя при выжатом сцеплении. Основная цель — научиться выбирать скорость и силу рывка ручного тормоза в зависимости от ситуации. Возможно использование серии корректирующих траекторию рывков.
2. Clutch Kick. Резкое бросание сцепления. Благодаря быстрому выжиманию и бросанию педали сцепления при поддержании высоких оборотов двигателя, возникает кратковременный избыток мощности, который срывает заднюю ось в занос.
3. Yorin drift. Скольжение со срывом четырех колес. Торможение в повороте скольжением со сносом всех четырех колес, когда машина полностью срывается в середине поворота.
4. Kanteria / feint drift. Раскачка, или «xлыст». Занос, при помощи которого проходятся S-образные повороты. В данном случае занос в одну сторону является подготовкой для поворота в другую. Такая техника также используется в ралли.
5. Breaking Drift. В ходе выполнения этого приема тормоз нажимается во время вхождения в поворот, затем выжимается сцепление и включается «ручник» одновременно («ручник» нельзя держать больше секунды).
6. Dynamic drift. Осуществляется путем резкого сброса газа на въезде в длинный поворот, корректировок рулем и своевременным поддержанием заноса короткими нажатиями на тормоз без использования подгазовок.
7. Power over drift. Этот вид дрифта используется на машинах с высокой мощностью. Для входа в силовой занос нужно вывернуть руль в ту сторону, куда нужно направить машину, и нажать на газ до упора. Благодаря высокой мощности двигателя, задние колеса потеряют сцепление с дорогой. Чтобы выйти из поворота, не повредив машину, нужно отпустить газ, но не до конца, и повернуть руль в противоположную сторону.
8. Side braking drift. Боковое скольжение. Вариант дрифта, когда происходит срыв задних колес и машина скользит почти боком.
9. Chokudori. Обычно используется после проезда прямого участка дороги, чтобы снизить скорость и выполнить глубокий занос. Торможение посредством скольжения и выставления машины под нужным углом относительно дороги для наиболее выгодного прохождения самого поворота.
10. Manji. Выполняется на прямой дороге, когда водитель раскачивает машину от одной стороны дороги до другой. Обычно используется на показательных выступлениях по дрифтингу.