Клиповое мышление etc что это
Клиповое мышление: когда окружающий мир и собственная жизнь состоит из пазлов и фрагментов
Почему современная молодёжь такая чёрствая и безэмоциональная? Почему дети никак не могут пересказать параграф из учебника и связать двух слов в сочинении? Почему показатели IQ и успеваемости у школьников и студентов ежегодно снижаются? У психологов, социологов, педагогов и родителей в арсенале — тысячи подобных вопросов. И вот, наконец, на все получен один ответ. Оказывается, во всём виновато клиповое мышление.
Что это такое
Клиповое мышление — это способ восприятия окружающего мира в виде мозаики, пазлов, когда в сознании формируется яркий, но фрагментарный и кратковременный образ, который тут же сменяется другими — подобными ему. Его основные свойства:
Клиповое — это мышление, которое ориентировано на сиюминутное, поверхностное восприятие информации, фрагментарно постоянно мелькающей перед глазами. Эти множественные вспышки, отрывки, кусочки называются клипами — отсюда и название. Формируется в условиях современной клиповой культуры — так называют эпоху господства средств массовой коммуникации. Несёт в себе негативный оттенок. В большей мере им обладают современные школьники и студенты.
Впервые данный термин прозвучал в психологии, благодаря Фёдору Ивановичу Гиренок — российскому специалисту по онтологии и экологии, доктору философских наук. Именно он объяснил, что значит данное понятие. Хотя о клиповой культуре чуть раньше уже писал американский социолог, философ и футуролог Элвин Тоффлер. А он частично заимствовал идеи из работ канадского культуролога, филолога и философа Герберта Маршалла Маклюэна.
Происхождение названия. Слово «clip» переводится с английского как «фрагмент, отрезок, отрывок, вырезка».
Предпосылки
Российский журналист, известный во всём мире философ и культуролог К. Г. Фрумкин назвал предпосылки появления клипового мышления:
Подавляющая часть специалистов вслед за Фрумкиным считает, что это совершенно новая форма человеческого сознания, возникновение которой обусловлено высоким уровнем развития современной техники и науки. Однако есть и такие, которые утверждают, что клиповое мышление вовсе не является глобальным новообразованием. Это восстановление естественных процессов в человеческой психике, которые связаны ещё с дотекстовой эпохой. Тогда люди тоже воспринимали окружающий мир фрагментами. Такой точки зрения, в частности, придерживается российский педагог-психолог В. М. Букатов.
Этапы развития
Музыкальные клипы
В середине 90-х гг. прошлого века появились музыкальные клипы, представляющие собой не единую сюжетную линию, а разрозненные фрагменты, подчас совершенно не связанные друг с другом. К тому же мелькающие видеокадры чаще всего не имели никакого отношения к тексту песни. Да и она тоже была лишена всякой логики и больше напоминала набор отдельных фраз.
Реклама
Вместе с музыкальными клипами на экранах телевизоров появилась реклама. Она преследовала цель за короткое время продемонстрировать зрителю максимум яркой информацией. В связи с этим сочные, запоминающиеся, а подчас и шокирующие кадры быстро сменяли друг друга. Несмотря на то, что люди чаще всего даже не успевали вникнуть в их смысл, фрагменты оставались на подкорке сознания.
После развала СССР «железный занавес» рухнул окончательно. В Россию хлынул поток самой разнообразной информации с Запада. СМИ нужно было как-то преподносить зрителям такое огромное количество материала. И им пришлось уподобиться музыкальным клипам и рекламным роликам. Подача была быстрой и яркой. За 10 минут новостей успевали рассказать о судьбе Горбачёва, забастовке женщин против роста цен на нижнее бельё, очередном ограблении музея Советской Армии, вечере инфернальной лексики в Москве и о выходе нового клипа Влада Сташевского. Заметки в журналах и газетах были аналогичными — короткими и поверхностными.
Мобильные средства связи
Сначала — пейджеры, а затем и мобильные телефоны окончательно закрепили клиповое мышление как ведущее у подрастающей молодёжи и детей. Во-первых, надо было в одно смс-сообщение уложить максимум информации, потому что они в то время стоили нереально дорого. Отсюда пошло сокращение слов:
Сейчас необходимость экономить ушла: сообщения стоят уже не так дорого (а иногда и вовсе бесплатно, если безлимитный тариф), но привычка сокращать осталась. И она тоже повлияла на формирование фрагментарного мышления.
Социальные сети, мессенджеры
На сегодняшний день это последняя стадия окончательного оформления клипового мышления. Во-первых, сообщения, в которых используются всё те же сокращения из телефонных смс. Их список постоянно расширяется. Переписка подростков ВКонтакте или Facebook подчас напоминает кодовый шифр, для прочтения которого нужен какой-то ключ. Во-вторых, общение сразу с 2, 3, 5, а то и 10 друзьями одновременно. В-третьих, быстрое пролистывание новостной ленты, в которой собраны материалы и про открытия Да Винчи, и школьные приколы, и новые законы о сдаче ЕГЭ в этом году, и акции на модные кроссовки. В-четвёртых, у одного человека имеется 5-6 аккаунтов в разных соцсетях, а на телефоне установлено 3-4 мессенджера.
В последнее время в соцсетях предпочтение отдаётся визуализации информации. Тексты уже никто не хочет читать. Гораздо удобнее посмотреть картинку или ролик. Поэтому контент в новостной ленте представляет собой череду Сториз, видеороликов, инфографики, вкусных иллюстраций, пикантных фотографий.
В течение дня перед человеком крутится яркий калейдоскоп разрозненных фактов. Несмотря на имеющийся свободный доступ к актуальной информации, мало кто вникает в её суть. А если и надо что-то запомнить — нажали на кнопку, закрепили у себя в аккаунте на стенку или переслали кому-то из друзей. Понадобилось вспомнить материал — пересмотрели и удалили.
Психологи и педагоги бьют тревогу, утверждая, что такое калейдоскопное восприятие переносится и в реальную жизнь, которую молодёжь начинает ощущать как отдельные куски, фрагменты, совершенно не связанные между собой.
Достоинства и недостатки
Не во всех научных работах социологов и философов клиповое мышление современных школьников освещено только с отрицательной стороны. Например, Букатов считает, что невольное преувеличение негативных характеристик такого сознания — не более чем один из признаков кризиса современного образования. Ведь педагогической психологии всё труднее выполнять функцию «социального лифта» и в большинстве проблемных ситуаций с подростками и молодёжью она оказывается бессильной и беспомощной.
Поэтому стоит учитывать все плюсы и минусы клипового мышления, находя в данном феномене и плохое, и хорошее.
Плюсы
Эффективная работа с отрывками
Люди, обладающие клиповым мышлением, умеют быстро и оперативно работать с небольшими кусочками информации. Им достаточно одного взгляда на фрагмент, чтобы уловить суть и сделать соответствующие выводы. Поэтому школьникам проще представлять материал в виде презентации и составлять схемы. Согласно статистике, дети стали лучше писать сжатые изложения, которые являются обязательной частью экзамена по русскому языку в 9 классе (ОГЭ).
Быстрота реакции
Переписка сразу с несколькими контактами требует быстрого переключения с одного чата в другой. При этом надо держать в голове образ того, кому пишешь, чтобы не перепутать адресатов. Листая новостную ленту, люди моментально анализируют, какой пост лайкнуть, какой репостнуть, какой отправить другу или закрепить у себя в аккаунте. Щёлкая каналы на пульте, нужно за секунду ухватить информацию, что это за канал, какая передача (кино) идёт, представляет ли она интерес, остаться здесь или продолжить поиск. Всё это развивает быстроту реакции, которая во многих жизненных ситуациях оказывается весьма полезной.
Многозадачность
Посмотрите на современного ребёнка, как он учит уроки. Он выполняет письменное (!) задание, которое требует высокой концентрации внимания. Одновременно у него в ушах наушники, в которых достаточно громко играет динамичная (не классика!) музыка. При этом перед ним лежит телефон с несколькими открытыми вкладками. Сравнивает то, что сделал в тетради, с ГДЗ в Интернете. Советуется, как лучше оформить задачу, в чате с одноклассниками. Переписывается с кем-то из друзей. Просматривает новые уведомления из соцсетей. Ну и, конечно, перед ним может стоять кружка чая и бутерброд. Современные дети умеют делать несколько дел сразу, в доли секунды переключая внимание с одного объекта на другой.
Иммунитет от перегруза
Вы задумывались когда-нибудь, почему у человека в возрасте начинает болеть голова и поднимается давление, если он в течение часа слушает новости по ТВ или ищет что-то в Интернете? Люди старшего поколения не могут физически без вреда для здоровья воспринимать фрагментарный и столь быстрый поток информации. Они пытаются сосредоточить внимание на чём-то одном, но не успевают. Им хочется вникнуть в суть события, разобраться в нём, но на экране мелькает уже совершенно другой сюжет. Это их раздражает и утомляет.
Современная молодёжь подобных симптомов не испытывает. Все они чуть ли не круглые сутки просиживают в гаджетах и при этом чувствуют себя отлично. Клиповое мышление позволяет их мозгу получать информацию дозированно, не перегружая интеллект и память. Психологи называют это своеобразным механизмом адаптации к развитию информационных технологий.
Охват информации
Человек с линейным типом сознания (противоположным клиповому) будет застревать на каждом сайте, который предложил ему поисковик и который будет казаться ему нужным. Вчитываться, понимать, запоминать, делать пометки, что-то заучивать. За день он просмотрит 3-4 таких текста. Да, у него будет глубокое понимание темы, но далеко не всеобъемлющее. Потому что какие-то аспекты изучаемого им явления будут содержаться в тексте, который находится только на пятой строчке поисковика, но до него руки дойти просто не успели.
Как ищет информацию в Интернете современный студент? Во-первых, он наверняка найдёт сначала пару тематических видео. За 5 минут ролика прослушает достаточный объём материала. При этом он успеет поесть, попить и попутно пообщаться с друзьями в чате. После этого начнёт работать с текстами. Используя голосовых помощников (Алисы или Сири), задаст команду. Откроет сразу штук 10 сайтов с первых позиций и начнёт бегло, вертикально их просматривать. HTML-заголовки позволят ему мгновенно определить, нужно ему это или нет. С одного текста копирнул один абзац, со второго — другой. В результате получается гораздо больший охват информации за короткий промежуток времени. Но, конечно, весьма поверхностный.
Минусы
Проблемы с большими текстами
Если сжатые изложения дети пишут хорошо, то написать сочинение, пересказать параграф из учебника, прочитать повесть или роман для них уже проблематично. Они привыкли к дозированному восприятию материала, к маленьким, ярким кусочкам. Когда клиповое мышление сталкивается с текстом на несколько сотен страниц, который идёт сплошной простынёй без иллюстраций — вот тогда они чувствуют сильное переутомление и жалуются на усталость.
Неспособность к глубокому анализу
Всё, на что способно клиповое мышление при просмотре материала, — определить, интересен он или нет. Выделить ключевую мысль, главный момент, увидеть спрятанную изюминку уже не получается. Такие важнейшие мыслительные операции, как синтез, обобщение, сравнение, оказываются плохо сформированными. Поэтому современные дети — лишь потребители информации, но усвоить её в полной мере они не могут.
Низкая концентрация внимания
Многозадачность, постоянные перескоки с одного на другое, мелькание разрозненных фрагментов рассеивает внимание. И в дальнейшем они уже не могут сосредоточиться на какой-то конкретной теме. Стоит ли говорить, что это одна из основных причин снижения дисциплины в школе? Ребёнку трудно усидеть на одном месте 40 минут, слушая однотонные рассказы учителя и одноклассников у доски. Поэтому наиболее опытные и мудрые преподаватели стараются использовать разные виды деятельность на уроке. И видеоролик прокрутить, и презентацию показать, и иллюстрации развесить. Это хоть на какое-то время, но всё-таки ловит внимание учеников.
Снижение успеваемости
Статистика жестока и неумолима: коэффициент усвоения знаний у современных школьников и студентов неуклонно снижается. Укороченные сленговые словечки приводят к обеднению речи. Дозированная подача материала в соцсетях — к неумению работать с большими текстами и вычленять из них главное. Страдают память, интеллект, внимание, речевые способности. У многих в голове — настоящая каша из тех самых фрагментов: Кутузов — вроде такой писатель; закон правой руки — наверное, из правила по русскому языку; а при слове кокарбоксилаза они просто впадают в ступор. Но дайте им доступ к Интернету — и уже через 10 минут они вам расскажут, как именно Кутузов потерял глаз, сформулируют правило буравчика и нарисуют формулу названного фермента.
Зависимость от чужого мнения
С появлением социальных сетей жизнь людей стала публичной. Каждый может зайти на вашу страничку, прочитать статус, просмотреть личные фотографии, узнать, чем вы интересуетесь. Это делает пользователей уязвимыми. Они стремятся показать только хорошую сторону, подчас приукрашая действительность. Активно общаясь на форумах и в чатах, дети сталкиваются с троллингом, попадают под чужое влияние. Реклама тоже рассчитана на эмоциональную спекуляцию. «Купи или будешь не такой как все», «Купи или отстанешь от жизни», «Купи или ты ничего не понимаешь в моде». В результате вещь приобретается не потому, что она нужна, а потому что так модно.
И так — абсолютно во всех сферах. Молодёжь делает то, что требует общество: поступает в престижный вуз (хотя душа к выбранной профессии не лежит), устраивает пышную свадьбу (влезая при этом в долги), берёт квартиру в ипотеку (на 15 лет!), ежегодно ездит на Чёрное море (как все). При этом каждое действие сопровождается выкладыванием в соцсети красивых фотосессий. А потом идёт отслеживание, кто лайкнул, кто проигнорировал, кто написал комментарий. Это — фрагментарная жизнь людей с клиповым мышлением.
Равнодушие
С экранов телевизоров, эфиров радиостанций и из новостных лент на человека льётся непрерывный поток информации об убийствах, насилии, стихийных бедствиях, войнах. Современный ребёнок видит всё это и впитывает в себя с ранних лет. С течением времени у него притупляется чувство жалости. Он начинает воспринимать это как данность, некую норму: убивают, грабят, издеваются везде. Чужие трагедии не трогают. Поэтому к человеку, лежащему на улице на газоне, никто не подходит. Всем проще думать, что он пьяный. А ведь ему элементарно может требоваться скорая помощь. Человеческая жизнь в условиях клиповой культуры обесценивается.
Как избавиться
Родители и педагоги, социологи и психологи судорожно ищут, как избавиться от клипового мышления, чтобы дети не деградировали. И чем дольше поиски, тем понятнее становится, что это особый тип сознания, удалить который невозможно. Это часть личности, сформированная под влиянием современных технологий и инноваций.
Единственно верный совет, который можно дать родителям и педагогам: не бороться с клиповым мышлением, а обернуть его на пользу. Т. е ослабить его недостатки и усилить достоинства. Вот несколько рекомендаций, как это можно сделать:
Уменьшить негативные последствия клипового мышления может ещё один простой способ. Придерживайтесь чёткого режима дня, приучайте к нему ребёнка с самого детства. Это формирует в его сознании целостный образ сегодняшнего дня и препятствует фрагментарному восприятию окружающего мира.
Развитие клипового мышления можно сдерживать и корректировать. Но избавиться от него в условиях современной жизни вряд ли возможно. Если только уехать на необитаемый остров, уйти жить отшельником в лес или пустыню. При этом придётся отказаться от СМИ, Интернета, мобильной связи.
Список литературы
Несмотря на то, что клиповое мышление детей и молодёжи несёт в себе большой заряд отрицательного, нельзя видеть в нём только пороховую бочку. Современное общество не в силах отказаться от СМИ, соцсетей, мобильных телефонов. Поэтому единственный выход — ослабить минусы этого феномена и усилить плюсы. Оберните его на пользу своему ребёнку — и в его жизни многое изменится.
Предлагаем ознакомиться с другими типами мышления:
Что такое клиповое мышление и как извлечь из него пользу
Содержание
Что такое клиповое мышление?
Клиповое мышление — от англ. clip, «фрагмент текста», «вырезка» — тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое. Таким людям крайне сложно читать или работать над большими текстами, особенно книгами, смотреть длинные видеосюжеты и фильмы.
Клиповое мышление противопоставляют системному: тому, которое помогает глубоко погружаться и систематизировать информацию, выполняя все операции последовательно.
Как появилось клиповое мышление?
Сам термин стал общеупотребительным в 1990-е годы, когда обилие клипов и рекламы с динамичной нарезкой на ТВ пришли на смену статичной картинке. Чтобы хоть как-то фильтровать весь этот бесконечный поток информации и видеоряда, людям пришлось приспосабливаться и фокусировать внимание все более избирательно. Корни термина лежат в понятии «клиповой культуры», которое ввел социолог Элвин Тоффлер в своей работе «Третья волна» 1980 года.
С распространением интернета и соцсетей, где можно бесконечно листать ленту и кликать по ссылкам, проблема обострилась. Хронометраж большинства роликов на YouTube не превышает 15 минут, а популярные блогеры активно используют быструю смену картинки. Соцсети приучают нас к максимально коротким постам или видеороликам, которые появляются ежесекундно.
Многие платформы и онлайн-СМИ сегодня напрямую зависят от числа кликов и просмотров. Поэтому они идут на все, чтобы побудить пользователей как можно чаще взаимодействовать с их контентом. В ход идут кликбейтные заголовки, яркие коллажи, обилие фото и видео, формат коротких сториз вместо лонгридов.
По мнению Александра Изряднова, сооснователя и CEO Vinci Agency, главные тренды в современном мире контента, которые способствуют развитию клипового мышления, включают в себя:
Те же тенденции проникают и в ТВ-шоу, кино и сериалы: динамичная смена картинки, насыщенные диалоги и разнообразие звуковых эффектов — чтобы «зацепить» внимание зрителя. При этом закадровый голос и монологи практически исчезают, а ТВ и радио-контент рассчитаны на фоновое смотрение. В трейлерах кино и сериалов все это иногда доходит до абсурда.
Клиповое мышление часто связывают с зависимостью от гаджетов. Ее называют одной из главных проблем нового поколения, ведь эта зависимость тормозит процесс обучения, мешает целостному восприятию и порождает поверхностное.
Американский писатель и публицист Николас Карр в статье «Google делает нас глупее?» признается, что из-за регулярного пользования интернетом он с трудом может прочитать больше двух-трех страниц текста. С подобными проблемами столкнулись многие его коллеги и даже медики. На смену вдумчивому чтению газет или книг пришел быстрый просмотр-сканирование текстов в Сети.
Однако зачатки проблемы появились много лет назад, еще до появления интернета. В 1882 году Ницше купил пишущую машинку и научился печатать вслепую. Друзья заметили, что его тексты стали больше похожи на телеграммы: короткие и информативные, состоящие из афоризмов, а не аргументов.
Если копнуть еще глубже, с началом индустриализации и повсеместной автоматизации всех процессов мы тоже стали частью этой бесконечно ускоряющейся системы. Теперь от нас требуется действовать максимально быстро и по четкой схеме, чтобы показать максимум эффективности. К сожалению, эта оптимизация в корне изменила и наше мышление.
Плюсы клипового мышления
Минусы клипового мышления
Клиповое мышление у детей
Дети больше других восприимчивы к клиповому мышлению, что создает огромные трудности при обучении и общении с окружающими. С детства привыкая листать ленту соцсетей или видеосервисов, они полностью игнорируют то, что не вызывает у них интереса с первых секунд. Согласно исследованию Американской академии педиатрии, современный ребенок проводит перед экраном в среднем 7 часов в день, начиная с 2 лет. Примерно так обстоят дела и в России. В Великобритании 40% подростков общаются с родителями в мессенджерах, даже если находятся в соседних комнатах.
Гаджеты и общение в сети вызывают всплеск дофамина — гормона, который отвечает в нашем мозгу за вознаграждение. Причем этот способ гарантирует быстрый и постоянный выброс без особых усилий, в отличие от учебы, где нужно долго и сосредоточенно трудиться. Зависимость от гаджетов в свою очередь приводит к повышенной тревожности. Такие дети не в состоянии занять себя чем-то в отсутствии смартфона или планшета, склонны к частым истерикам и даже агрессии.
Педагоги и психологи советуют, во-первых, перестраивать учебный материал так, чтобы он цеплял внимание детей и удерживал его — за счет интересных видео, ярких иллюстраций и интерактивных игр. Во-вторых, использовать склонность к многозадачности: переключаться между разными форматами подачи материала и видами деятельности, делать регулярные перерывы. И в-третьих — ограничить время использования гаджетов: например, до 3 часов в день, включая учебу. Желательно, чтобы это правило было общим для всех. К примеру, собираясь за столом, вся семья убирает телефоны и не достает их, пока не закончится обед или ужин.
Клиповое мышление лишает современных детей возможности усваивать большие объемы информации, зато помогает лучше взрослых разбираться в технологиях, быстро принимать решения и находить нужные данные.
Тест на клиповое мышление
Выберите описание, которое больше всего подходит вам:
Ответы:
Как избавиться от клипового мышления?
Вот несколько методов:
Клиповое мышление — не деградация, а адаптация. Наш мозг очень пластичен, быстро реагирует на меняющиеся условия и вырабатывает новые свойства. Нужно просто научиться ими пользоваться. К примеру, вместо заучивания огромного объема информации сегодня гораздо важнее уметь быстро ее находить, обрабатывать и использовать для своих задач. Вполне возможно, что у следующего поколения произойдет новый когнитивный скачок, и их мышление будет совсем другим.
Клиповое мышление: как меняется потребление информации в XXI веке
Об авторе: Александр Изряднов, сооснователь и CEO Vinci Agency.
С появлением интернета количество каналов получения информации выросло кратно: вместо нескольких газет и телевизионных каналов мы получили миллиарды источников, огромное разнообразие форматов и как следствие — бесконечно плотный инфопоток. Пропускать его через себя полностью невозможно, поэтому люди выработали жесткие фильтры, отсеивающие ненужные сообщения и спасающие от перегрузки. Теперь человека намного сложнее «зацепить».
Большинство контента, который попадает в поле нашего зрения, мы даже не фиксируем, а если и обращаем на него внимание, быстро выкидываем из головы. Именно поэтому СМИ, политики и блогеры вынуждены менять формат трансляции своих сообщений.
Современные тенденции в подаче контента:
Раскрою эти тезисы более подробно.
Борьба за аудиторию
Производителям информации, будь то СМИ, политики, общественные деятели или маркетологи брендов, приходится вести настоящую борьбу за интерес аудитории. За несколько информационно насыщенных десятилетий мы успели выработать высокие ожидания от получаемой информации. И чем более она притягательна, чем лучше «попадает» в аудиторию, тем больше у нее шансов обратить на себя внимание. Поэтому хоть доступ к массовой трансляции своих мыслей сейчас есть у каждого, недостаточно завести свой канал в Telegram или на YouTube, чтобы формировать повестку. Если контент скучен и не актуален, публика просто пройдет мимо.
То же касается и разнообразия форматов: инфографика, видео, сториз, подкасты, тесты, посты в соцсетях — правильный микс из этого всего, безусловно, увеличивает шансы «дотянуться» до человека, но без качественного контента это невозможно. К примеру, издание The New York Times сделало ставку на разнообразный — журналисты говорят о политике, бизнесе, науке, здоровье, культуре и еде — и высококачественный контент. Доступ к нему можно получить по пейволлу. В результате, NYT стало самым читаемым платным изданием в мире.
Еще одной чертой современности стало параллельное потребление контента: за просмотром сериала мы можем одновременно не только листать ленту в Instagram и разговаривать с другом, но и гуглить сведения об этом же сериале или актерах. Производителям контента наша многозадачность открыла возможность воздействовать на аудиторию комплексно, атакуя его своими сообщениями через все возможные каналы. В частности, из этих соображений большинство СМИ уже не ограничиваются сайтом или печатной версией, дополняя их страницами в соцсетях, приложением, подкастами или каналом на YouTube.
Мини-сериалы и отказ от закадрового голоса
Усиление информационной нагрузки не могло не сказаться на концентрации внимания: мы стали с трудом воспринимать длинные форматы, часто не читаем новость дальше заголовка и лид-абзаца, а из серии сториз в Instagram смотрим полностью лишь первую. Сегодня пользователи не читают контент полностью, а сканируют страницу по диагонали, останавливая взгляд лишь на отдельных ее элементах.
В результате, форматы становятся все короче: на смену лонгридам пришли короткие заметки, а бесконечные мыльные оперы уступили место мини-сериалам, и даже в обычном сериале количество эпизодов в сезоне сократилось со стандартных десяти до шести-восьми (как произошло, например, с «Игрой престолов»). Во многом это связано с желанием снизить затраты на продакшн, но в большей степени диктуется желанием сделать так, чтобы максимальное количество зрителей посмотрели весь сезон.
Чтобы облегчить восприятие, контент дробится на небольшие фрагменты — и именно поэтому формат сториз в Instagram оказался столь популярным. Сокращается и количество заложенных в сообщение мыслей. Хотя наша пропускная способность за последние 25 лет увеличилась, она все же оказалась конечной — поэтому одновременно с расширением количества каналов воздействия снижается многоплановость контента. Принцип «одна единица контента — одна мысль» распространяется на все форматы. Хорошей иллюстрацией этого тезиса может стать типичный текст в американских СМИ, где один и тот же месседж повторяется в заголовке, лид-абзаце, первом абзаце и так далее — чтобы читатель точно уловил то, что до него хотят донести. Сообщения «вычищаются» не только от дополнительных смыслов, но и от лишних пластов: так, из рекламных роликов постепенно исчезает закадровый голос — чтобы не отвлекать зрителя от основной мысли.
Конец рефлексии
Усиление плотности инфопотока связано с еще одной тенденцией: из информации постепенно исчезает подтекст. Если раньше автор часто закладывал в сообщение имплицитный смысл в расчете на то, что аудитория его увидит и он у нее отзовется, то сегодня производители информации стараются говорить максимально прямолинейно и не допускать разночтений. Все усилия теперь направлены не на диалог с публикой и получение от нее обратной связи, а на то, чтобы донести сообщение максимально точно. И дело не в том, что люди глупеют: причина кроется в огромном объеме информации, с которым мы имеем дело каждый день. На «считывание» в таких условиях просто не остается времени, поэтому производители контента осознанно отказываются от ставки на способность аудитории к рефлексии.
Но на место подтекста приходит эмоциональная нагрузка: любое сообщение сейчас должно обязательно быть эмоционально заряжено, содержать готовое эмоциональное переживание. В частности, поэтому так часто говорят, что в мире исчезает запрос на независимую журналистику. Нам интересно воспринимать такую информацию, куда изначально заложено отношение автора. Это тоже отчасти вызвано увеличением информационной нагрузки: нам некогда размышлять над месседжем, вырабатывать свое мнение и отношение к нему. Поэтому тот, кто может проделать за нас всю эту работу, в том числе в отношении эмоциональных переживаний, пользуется заслуженным вниманием аудитории.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.