Знакомьтесь: МЭШик. У виртуального помощника «Московской электронной школы» появилось имя
У виртуального помощника «Московской электронной школы» появилось имя. Помогать пользователям будет кот по имени МЭШик. Голосование проходило на сайте «Школа большого города» и длилось две недели. Всего было пять вариантов — москвичи выбирали между Гиглавусом, МЭШиком, Котом Ученым (или Котом Умником), МЭШариком и МЭШонком. Чуть более 47 процентов голосов получило имя МЭШик. На втором месте оказался Гиглавус — за него проголосовали 42,1 процента пользователей. Это имя придумали ученики двух московских школ. Им хотелось назвать кота в честь учителя информатики. Но не все участники голосования поняли, что означает это прозвище, и выбор был сделан в пользу более нейтрального варианта.
Прозвище для виртуального помощника выбирали в два этапа. Сначала Департамент образования и науки попросил москвичей придумать свои варианты. Оставлять их нужно было на страницах ведомства в соцсетях «В контакте», «Фейсбук» и «Инстаграм». Кличек было много: это классические кошачьи имена и необычные, например Пинкот, Вик (виртуальный кот) или Кодик. Из всех предложений были выбраны самые популярные. Их и выставили на онлайн-голосование, которое длилось с 13 по 27 ноября.
Кот МЭШик будет рассказывать ребятам о последних тенденциях в образовании, делиться подборками вебинаров и приложений. Кроме того, виртуальный помощник всегда даст совет, поддержит и порадуется успехам школьника.
«Московская электронная школа» — это цифровая образовательная платформа с различными полезными сервисами для учителей, учеников, родителей. «МЭШ» разработана в 2016 году Департаментом образования и науки и Департаментом информационных технологий. К платформе уже присоединились более двух миллионов пользователей. «Московская электронная школа» была представлена на мировых образовательных форумах BETT и AQDAR. «МЭШ» дважды попадала в список 100 главных образовательных проектов мира по версии саммита HundrED в Хельсинки — в 2018 и 2019 годах.
Классный помощник – это межведомственный инструмент для помощи образовательной организации в превентивном выявлении обучающихся, находящихся в социально опасном положении и/или в трудной жизненной ситуации, и организации работы с выявленными семьями и несовершеннолетними.
Видеоинструкции
Видеоинструкция для классного руководителя по работе с функционалом «Классного помощника»
Видеоинструкция для администратора по работе с функционалом «Классного помощника»
Видеоинструкция для администратора по формированию отчета
Инструкции
Инструкция для классного руководителя по работе с функционалом «Классного помощника»
Инструкция для администратора по работе с функционалом «Классного помощника»
Перечень критериев «Классного помощника»
Чек-листы для наблюдения
Регламенты действий классного руководителя
Горячая линия
Для связи по методическим вопросам
Многоканальный телефон «горячей линии» поддержки 8 (499) 975-51-51
Линия активна по рабочим дням с 9 до 18 часов
Для связи по техническим вопросам
Многоканальный телефон «горячей линии» поддержки ДИТ 8 (495) 539-38-38
Написать в службу технической поддержки через форму обратной связи, нажав на кнопку «Написать нам» в нижней правой части экрана на странице электронного журнала
Для присвоения соответствующих ролей и прав в таблице 1 и таблице 2 представлено описание доступного функционала для каждой роли или для каждого права.
Поле «Права» заполняется в том случае, если Вы хотите предоставить сотруднику дополнительные права на работу с электронным журналом МЭШ (Таблица 2).
Таблица 1 — Существующие роли в электронном журнале МЭШ и доступный функционал
Роль
Доступный функционал
Сотрудник
Ограниченный функционал меню и «Рабочего стола».
Создание и редактирование информации в разделе «Планирование содержания».
Ведение журнала(ов) и выставление оценок.
Просмотр образовательной деятельности посредством отчётов для учителя.
Раздел «Внеурочная деятельность».
Раздел «Дополнительно» («Полезные ссылки», модуль «Аттестация»).
Учитель с правом «Классный руководитель»
Для классного руководителя доступен весь функционал учителя, а также раздел «Классное руководство».
Для классного руководителя в электронном журнале для мониторинга образовательной деятельности класса(ов), закреплённых за учителем, доступны отчёты («Занятость учащихся в ДО», «Академическая задолженность», «Отсутствующие сегодня», «Дата исключения»).
Просмотр всех разделов электронного журнала МЭШ, кроме раздела «Классное руководство».
Возможность редактирования раздела «Учебные планы» и частично «Справочники».
Доступ к разделу «Внешняя оценка».
Нет даты исключения, нет возможности редактирования кадров, администрирование (просмотр).
Работа в электронном журнале МЭШ доступна в режиме просмотра.
Доступ к разделу «Внешняя оценка».
Есть возможность выгрузки архива предметных журналов и ведомостей промежуточной аттестации.
Администратор школы
Просмотр и редактирование всех разделов, кроме разделов «Классное руководство», «Внешняя оценка».
Администратор школы в режиме просмотра
Доступен весь функционал только в режиме просмотра кроме раздела «Классное руководство». Имперсонация под пользователем, перенос аттестационных оценок, логирование.
Воспитатель
Просмотр и редактирование подраздела «Журнал» в разделе «Дошкольное образование», а также просмотр раздела «Дополнительно».
Старший воспитатель
Просмотр и редактирование подраздела «Журнал» в разделе «Дошкольное образование», а также просмотр раздела «Дополнительно» и отчёта «Присутствующие в ДО».
Преподаватель ДО
Возможность вести журнал и выставлять оценки в течение учебного года и за промежуточную аттестацию.
Таблица 2 — Существующие права в электронном журнале МЭШ и доступный функционал.
Дополнительные права
Доступный функционал
Ответственный за алгоритм безопасности
Просмотр раздела «Отсутствующие сегодня» и отчёта «Отсутствующие»
Работа с подразделом «Замены» и просмотр отчёта «Замены»
Доступен полный функционал раздела «Дополнительное образование»
Доступен полный функционал раздела «Внеурочная деятельность»
Ответственный за печать аттестатов
Доступен полный функционал раздела «Аттестаты»
Администратор классного помощника ОО
Доступен полный функционал раздела «Классный помощник»
Присвоить соответствующие роли и права вы можете в разделе «Справочники→Кадры» (рис.1).
Виртуальный репетитор и голосовой помощник: новые возможности «МЭШ»
В «Московской электронной школе» («МЭШ») появились новые сервисы для педагогов и учащихся. Онлайн-платформу интегрировали с виртуальным тренажером «Яндекс.Репетитор» и голосовым помощником «Алиса».
«Мы постоянно привлекаем разработчиков образовательных сервисов для пополнения виртуальной библиотеки “МЭШ”. В каталоге можно найти познавательные материалы «Учи.ру», Skyeng, “Российского учебника” и других платформ. Теперь учителя столичных школ могут прикреплять к цифровым домашним заданиям тесты виртуального тренажера “Яндекс.Репетитор”. А голосовой помощник “Алиса” поможет школьникам и их родителям узнавать в “МЭШ” расписание уроков, оценки и задания на дом», — рассказали в пресс-службе столичного Департамента образования.
«Яндекс.Репетитор» — сервис, который позволяет ученикам самостоятельно готовиться к единому и основному государственным экзаменам и всероссийским проверочным работам. Задания аналогичны тем, что используют на настоящих экзаменах. По каждому предмету доступны тысячи тренировочных заданий и ответы на них с разбором материала. С помощью онлайн-тренажера школьники могут не только проверить свои знания по тому или иному предмету, но и устранить пробелы, пользуясь справочной информацией.
Чтобы отправить учащимся материалы сервиса, учителю нужно только прикрепить их в системе «МЭШ» к домашнему заданию. При этом сервис позволяет выбрать конкретных учеников, которым предназначено задание, а также указать срок его выполнения. Система автоматически устанавливает дату проверки работы в соответствии со следующим уроком по расписанию, или же преподаватель изменяет ее по своему желанию.
Выполненные задания учащихся хранятся в разделе «Журнал». Чтобы посмотреть их, педагогу нужно выбрать дату, когда школьники должны были сдать работы, и нажать на кнопку «Перейти к результатам». Здесь размещена вся необходимая учителю информация: список учеников класса, статус прохождения тестов (выполнено или нет), а также процент правильно решенных заданий. При этом педагог узнает время, которое ребенок потратил на работу, а еще увидит, на какие вопросы он дал верный ответ, на какие — неверный. Это поможет скорректировать учебную программу таким образом, чтобы отработать с классом неусвоенный материал.
В личном кабинете школьников задания учителя отображаются в разделе «Домашнее задание» электронного дневника. Здесь указаны название предмета, дата проверки, прикрепленные справочные материалы и тесты. Ученики и их родители видят статус заданий: «проверено», «выполнил» или «не приступал». При этом количество попыток выполнения работы на электронной платформе неограниченно, система покажет результаты каждой из них.
Подробнее о том, как создавать и выполнять цифровые домашние задания с тестами, — в инструкции библиотеки «МЭШ».
Еще одно новшество в «Московской электронной школе» — интеграция мобильного приложения «Дневник “МЭШ”» с голосовым помощником «Алиса». Этот сервис распознает естественную речь пользователя и имитирует живой диалог. Он находит ответы на вопросы собеседника, пользуясь информацией из Сети. Робот, интегрированный в «Дневник “МЭШ”», подскажет школьное расписание, расскажет об оценках по тому или иному предмету, а также уточнит, есть ли домашнее задание к определенному дню.
Чтобы привязать голосовой помощник к своему электронному дневнику, необходимо открыть любой из сервисов, в котором встроена «Алиса», например приложения «Яндекс.Карты» или «Яндекс.Браузер». Затем нужно сказать голосовому помощнику: «Запусти навык “Дневник “МЭШ”». «Алиса» предложит получить код авторизации для входа, и школьнику следует произнести слово «войти».
Далее робот назовет код из шести цифр. Пользователю необходимо перейти в раздел «Настройки» электронного дневника, кликнуть на «Код доступа» и ввести названные цифры. Так «Алиса» интегрируется с «Дневником “МЭШ”». Подробная инструкция о подключении голосового помощника к цифровому дневнику также размещена в библиотеке «МЭШ».
Скачать мобильное приложение «Дневник “МЭШ”» можно в сервисах App Store или Google Play. Это могут сделать только зарегистрированные на портале mos.ru пользователи. Чтобы зайти в приложение, достаточно ввести данные учетной записи портала. Авторизация также доступна по номеру телефона.
«Московская электронная школа» — проект для учителей, учеников и их родителей, который помогает создать высокотехнологичную образовательную среду в школах столицы. Он разработан Департаментом образования и науки Москвы совместно с городским Департаментом информационных технологий. Этой осенью «Московской электронной школе» исполняется четыре года, за это время она стала неотъемлемой частью городской системы образования.
Свободное время ученики могут провести с пользой, просматривая образовательные онлайн-лекции, семинары и принимая участие в виртуальных мастер-классах на сайтах образовательных организаций. Для старшеклассников в «МЭШ» доступны все материалы, которые помогут самостоятельно готовиться к ЕГЭ.
Власти Москвы превращают классных руководителей в ювенальных стукачей: инфосистема «Классный помощник» начнет раннее выявление «неблагополучных» семей
В конце октября Комиссия по развитию гражданского общества и общественному контролю ОП Москвы и городской Уполномоченный по правам ребенка Ольга Ярославская провели круглый стол под названием «Дети в трудной жизненной ситуации и возможности школы». Обсуждение прошло с участием представителей Департамента образования и науки города, Департамента труда и социальной защиты населения Москвы, депутатов Мосгордумы, представителей школ, правоохранительных органов и приглашенных экспертов. А как иначе, если речь шла о полном межведомственном взаимодействии и оперативном реагировании на… потенциальное семейное неблагополучие. Почему потенциальное? Потому что спикеры постоянно говорили о необходимости «раннего выявления» и «профилактики» – стандартная риторика ювенальщиков, без спроса пытающихся влезть в каждую семью, особенно из числа тех кто не в состоянии дать им по рогам.
«В Москве существует довольно значительное количество семей, где дети находятся в неблагоприятных и сложных условиях, часто это приводит к трагедиям»,– начал издалека Венедиктов, пытаясь продемонстрировать заботу о детях.
«Проблема в том, что нельзя сказать: мы, как взрослые и город, сделали все. К сожалению, сегодня мы фиксируем трагические случаи, а не профилактируем их. И на мой взгляд, город должен, обязан создать комплексную систему помощи этим детям. Своевременное выявление и постановка на учет возможны лишь при слаженном межведомственном взаимодействии»,– тараторила хорошо знакомые родительской общественности фразы госпожа Ярославская.
Ее соратница, зампрефекта Северо-Восточного административного округа Москвы Юлия Гримальская пошла еще дальше в полете мысли:
«Самое удивительное, что все семьи, где происходят и суициды, и убийства детей, не стоят на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних. То есть это семьи вполне статистически нормальные. Там нет алкоголиков-родителей, там нет нищеты, но есть семейное неблагополучие».
Собравшимся осталось немного – определить главных ответственных за сбор данных и посылание сигналов о неблагополучии семьи в соответствующие органы. Выбор ожидаемо пал на школьных педагогов.
«Давайте подумаем, кто будет главным в этом работе? Может быть, школа? Через школу действительно проходят все. И должна быть взаимосвязь – чтобы открыть базу и посмотреть, что делала с этой семьей соцзащита, департамент здравоохранения и т.д.»,– отметил депутат Мосгордумы Евгений Бунимович.
«Слово «сопровождение ребенка» — это центральное слово, его надо все время подчеркивать, что речь идет именно о сопровождении…»,– оказался тут как тут Венедиктов.
Не понятно, кто наделил городские власти и ювенальных НКОшниц правом «сопровождать» чужих детей. Ведь внедрение автоматизированной системы учета и контроля происходит без согласования с родителями, оно продавливается авторитарным решением сверху. Однако с учетом приоритетных законных прав родителей на образование и воспитание собственных детей любое стороннее вмешательство в семью без веских оснований недопустимо.
Председатель ассоциации классных руководителей образовательных организаций Москвы Максим Иванцов заявил о полной лояльности планам мэрии по превращению педагогов в ювенальных стукачей: «Мы готовы включиться в любой роли, в том числе в качестве соратников по апробации этого проекта».
И тут замруководителя ДОгМ Марина Смирницкая предложила «универсальное инновационное решение» поставленной ювенальщиками задачи:
«Хотела бы представить вам межведомственный проект, который называется «Классный помощник». Это система, которая является инструментом для классного руководителя: быстрая, скоординированная, адресная помощь конкретному ребенку, который оказался в ТЖС (трудной жизненной ситуации), от всех, кто вовлечен в эту систему».
Представитель прокуратуры города Москвы Екатерина Малевская добавила: «Данный проект поможет нам, в первую очередь, сохранить наших детей…»
От кого сохранить, спрашивается, в контексте страшных рассказов про убийства детей родителями? От родителей, конечно. Вот вам и дети как «важнейший приоритет госполитики» – недавняя поправка в Конституцию, о двойном дне которой неоднократно предупреждала родительская общественность.
«Классный помощник – программа предназначена для классного руководителя классов начальной и средней школы, которая способна не только собирать всю вносимую информацию, но и анализировать ее, делать конечные вычисления, напоминать о важных событиях в жизни класса».
Из видеопрезентации программы мы узнаем, какие персональные данные она обрабатывает:
Здесь все ключевые сведения об успеваемости, занятости и здоровье ребенка, все контакты его и родителей, даже есть особая графа – «одаренность», сведения об образовании, занятости и уровне дохода (!) мамы и папы, а также принадлежность семьи к определенной «группе риска» (полная/неполная, родители-инвалиды и т.д.), система контроля за пропусками занятий и текущими оценками. Отмечаем еще раз, это образец программы 2014 года, с того времени многое могло быть модернизировано в сторону увеличения категорий собираемых ПД и отлаженного механизма межведомственного взаимодействия.
Участники ювенального заседания в ОП сформулировали предложение к властям (по нашему мнению, оно было согласовано заранее и составлено теми же органами власти):
«Реализовать проект в качестве эксперимента только в одном округе Москвы – СВАО; создать систему сдержек и отработать «предохранители рисков»; закрепить за классным руководителем полномочия первичного оператора по организации сопровождения ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию; актуализировать алгоритм взаимодействия всех городских структур, обеспечивающих помощь детям; уточнить критерии, по которым классный руководитель определяет необходимость «сигнала», расширить и сделать более тонкой градацию; усилить защиту персональных данных и другие».
Парадокс, что вся эта система без пяти минут внедрена, при этом до сих пор не озвучены внятные критерии, по которым семья признается попавшей в трудную жизненную ситуацию. Зато такие критерии были детально прописаны в автоматизированной системе мониторинга семей с детьми (СМС), тендер на создание которой (85,6 млн. руб.) был отменен столичными властями в начале 2020 г. Приведем небольшую цитату из материала «Катюши» от 7 февраля с.г. по теме:
«Предлагаемые в техзадании для создателей СМС «критерии семейного благополучия», достаточные для постановки семьи на карандаш, инспекции ее квартиры и навязывания социального патроната, а в случае сопротивления – изъятия детей, равно как и перечень персональных данных в карточке семьи, ее членов и ребенка, создают новую юридическую реальность, выходящую за рамки Конституции, Семейного кодекса, ФЗ «О персональных данных» и т.д.
Очень трудно спокойно комментировать весь абсурд и самоуправство, отраженные в этих критериях. По сути, они превращаются в отдельные правовые нормы (по факту не являясь таковыми!), которыми будут руководствоваться органы опеки, якобы защищая «законные интересы детей». Захламленная квартира, наличие в ней насекомых, а также мусора – и семья автоматически становится на учет. Случайный ожог, отравление или травма, от чего в детстве никто не застрахован – и родитель признается создателем «ухудшающейся обстановки, угрожающей здоровью и жизни ребенка». Если ребенок, не дай Бог, подсел на асоциальную суицидальную тематику в любимом планшете/смартфоне, который заботливый родитель купил, удовлетворяя его материальные запросы – снова виноваты родители.
А как вам пункты из «текущего» уровня угрозы? Несвежая одежда или отсутствие одежды по сезону – а если она просто испачкалась на улице, если она демисезонная? «Не прохождение подопечным (несовершеннолетним находящимся под опекой) в возрасте от года до 18 лет ежегодной обязательной диспансеризации и (или) отказ от вакцинации (при отсутствии противопоказаний)», – это с какого же момента, простите, диспансеризации и вакцинация для населения стали в России обязательными? С какого момента государственная услуга по здравоохранению стала принудиловкой, за которую могут изъять детей (пусть даже пока это касается опекунов, а не родных родителей)? Авторы этих критериев явно знают то, что неизвестно простым смертным. То же самое касается и прикрепления к медицинской организации. Согласно работающей в РФ схеме, новорожденного автоматически прикрепляют к поликлинике по месту жительства родителей – никаких обязательств по прикреплению и отчетов перед властями за его отсутствие в законодательстве РФ не предусмотрено.
Мало сомнений в том, что обновленный «Классный помощник» будет таким же отличным подспорьем для тотальной слежки за детьми и родителями, координируемой педагогами. С учетом того, что Минпросвет теперь у нас – главный ответственный за усыновление детей иностранцами, также в его недрах скопились радетели за секспросвет, ответственное родительство и проч. «ноу-хау» расчеловечивателей, таких систем будет появляться все больше и больше. Остается напомнить родителям: вы имеете полное право отказаться от обработки персональных данных (своих и вашего несовершеннолетнего ребенка), таким образом отказав в присоединении к глобальным проектам электронного учета и контроля. Смело посылайте подальше всех этих чиновников и ангажированные ими школьные администрации — а если они начинают лезть в вашу жизнь, переходите в нападение. Заявления в суды, прокуратуру и т.п а также любые иные меры, в т.ч. неправовые—это единственное что может остановить ювенальщиков во власти и защитить ваши семьи. Пример Чечни, где нет ювенальщины просто потому что чиновники боятся лезть в семью, всем нам в помощь.