Классное руководство в 5 классе с чего начать 1 сентября
Классный час «День знаний», 5-й класс
Класс: 5
Цель: знакомство классного руководителя с обучающимися 5-го класса; родителями, определение перспектив развития детского коллектива, создание мотивации на успешную совместную учебную и внеучебную деятельность.
Задачи: создать эмоциональный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между детьми, родителями и классным руководителем.
С Днем знаний, пятый класс,
От всей души я поздравляю вас!
Желаю вам учиться на пятерки,
Желаю вам эмоций ярких столько,
Хватило чтоб на долгие года,
Гордилась вами чтоб семья.
Учеба чтобы пользу приносила
И все вокруг прекрасно было.
Добрый день, дорогие ребята и многоуважаемые родители!
Класс, в котором вы сейчас находитесь, – это наша классная комната. В ней будут проходить некоторые уроки, классные часы, праздники. На несколько лет эта классная комната станет для вас вашим школьным домом. Вот ключ от нашего школьного кабинета. Я хочу вручить его вам в знак того, что вы становитесь хозяевами этого уютного кабинета. А настоящий хозяин будет беречь школьное имущество, соблюдать чистоту и порядок. Пусть у нас в классе будет светло от желания множить свои знания и умения, тепло от доброго отношения друг к другу.
Классный руководитель вручает ключ представителю класса.
Незаметно пролетело лето. Закончились беззаботные теплые дни. В небе закружились желтые листья. Следовательно, пора отправляться в длинное путешествие по океану знаний.
В 5-м классе вас ждут новые предметы, новые учителя. Не всегда будет легко, не всегда всё будет получаться. Но я хотела бы, чтобы каждый из вас понял и почувствовал, что он не один, что рядом друзья, что всегда на помощь могут прийти одноклассники, родители, учителя.
Для того, чтобы нам стало понятно, с кем же мы начинаем такой длинный путь, я предлагаю вам представиться. Просто называть себя не интересно и не содержательно, поэтому предлагаю сыграть в интересную игру под названием «Мои имя и фамилия». Ваша задача заключается в том, что каждый из вас называет свои имя и фамилию и пытается подобрать к ним прилагательные, которые расскажут нам о том, какой вы. Прилагательное должно начинаться с первой буквы вашего имени и фамилии. Например, Татьяна – трудолюбивая, Ольга – остроумная. Условия игры понятны? Тогда начинаем.
Светлана Александровна – современная, активная.
Называть фамилии и имена детей, а они произносят прилагательные. Раздать бейджики.
Спасибо, ребята! Теперь мы с вами много друг о друге узнали.
Всё начинается со школьного звонка:
Дорога к звёздам! Тайны океана.
Всё это будет поздно или рано,
Всё впереди, ребята, а пока…
Пора бы и познакомиться с учебными предметами, изучение которых нас ждёт на протяжении всего дальнейшего обучения в основной школе. Проведём это знакомство в не совсем обычной форме: я буду читать вам небольшой текст загадки о каком-то учебном предмете, а вы должны дружно всем классом давать ответ в виде отгадки. Готовы?
Загадки о школьных предметах
Нужная наука, для ума гимнастика
Нас научит думать… математика.
Грамотным будет любой ученик
Если он знает… русский язык.
Хочешь ездить по разным странам
Нужно знать язык… иностранный.
Книжки полюбим, повысим культуру
Мы на уроках… литературы.
Укрепит мускулатуру всем детишкам … физкультура.
Чтоб найти таланты у детей вокальные
Им нужны уроки… музыкальные/
Мастерить, работать с увлечением
Для этого нужно… трудовое обучение.
Далёкое прошлое, древние территории –
Это изучает наука… история.
В мир компьютерной грамматики
Нас ведут уроки … информатики.
Кроме названных учебных предметов, у вас еще добавятся такие предметы как география, биология, обществознание. Все уроки будут проходить в разных кабинетах, а вести разные учителя.
Русский язык, литература – ________________
История, обществознание – ________________
Иностранный язык – ______________________
Технология – ____________________________ (девочки)
Вот мы с вами немного и познакомились с учебными предметами, которые будем в дальнейшем изучать.
А знаете ли вы, какие учебные принадлежности должны лежать у вас в портфеле? И это мы сейчас проверим.
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог. (Ранец)
Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом проведёт,
Там и след кладёт. (Карандаш)
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Кто такая я? (Тетрадь)
У меня нарядов много,
И со всеми я дружу.
Кто письмо писать захочет,
Все, что хочешь, напишу. (Ручка)
Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш. (Резинка)
Он для ручек домом стал.
Называется… (Пенал)
Нарисую лето, маму
И себя. На мне — панаму.
Море, радугу и дом.
Все хранит в себе… (Альбом)
Кто я, если прямота
Главная моя черта? (Линейка)
Я все знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
В классе я — помощник твой,
Будь же бережным со мной. (Учебная книга)
В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься – скажу. (Дневник)
Еще вчера в начальной школе
С учительницей первою своей
Вы постигали мудрые науки
И старше стать стремились поскорей.
Теперь забот, наверное, прибавится:
Уроков больше, материал сложней,
Но сообща нам с ними надо справиться,
Мы в трудностях становимся дружней.
Смелее в путь! Идите к новым знаниям!
Сегодня стали вы чуть – чуть взрослей!
Когда же вас оценят за старания
Вы первых вспомните своих учителей!
Вы все умные и сообразительные ребята. А какую отметку хотелось бы почаще получать в школе?
Цифра пять у древних греков является символом здоровья. В астрологии пятерка – это число удачи и везенья. Пять – символ осознания. Человек обретает опыт жизни посредством пяти чувств. Число 5 – это число мудрости. Пятерку чаще всего связывают с богиней Афиной. Она дочь Зевса, богиня мудрости. Число 5 – это символ гармонии окружающего мира. И, наконец, Пятерка – это символ человека. В философских и религиозных учениях пятерка занимает центральное место для определения человеческой сущности. А еще Пятерка – это знак любознательности, энергичности, пытливости, самостоятельности, находчивости, изобретательности.
Молодцы! Пусть это новый учебный год откроет перед вами новые горизонты знаний, разовьет в вас интерес и пытливый ум, сплотит и подружит вас под сводами родной школы. Успехов вам в учебе!
Хочу всех от души поздравить с праздником,
Ведь знания дают «зеленый» свет,
А потому желаю пятиклассникам
Знать только на «пять» любой предмет!
Пускай вам удаются все задачи,
Вы сможете, ведь я так верю в вас!
Желаю вам успехов и удачи,
Скорее покоряйте пятый класс!
1 сентября – это праздник не только детей, это праздник и для родителей. Уважаемые родители, поздравляю Вас с Днём знаний. Желаю Вам большого запаса терпения и понимания. Пусть дети радуют вас каждый день своими новыми успехами и достижениями. Пусть будет лёгок и прост путь знаний наших детей, пусть будут интересными и захватывающими новые открытия. Удачи вам и больших успехов в новом учебном году.
Ну вот, ребята, мы с вами познакомились, узнали, какие новые предметы ждут вас в этом учебном году. И осталось лишь одно: принести клятву пятиклассника. Я произношу предложение, а вы хором должны сказать: «клянусь!»
Вот и подошел к концу наш первый урок. Но прежде, чем с вами распрощаемся до следующей встречи, я предлагаю записать расписание, а затем выйти во двор школы и сделать первое общее фото нашего класса.
Примерные ответы детей:
А – аккуратный, активный.
Б – бережливый, бодрый.
В – внимательный, верный, веселый, волевой.
Д – добрый, дружный, деловой.
Е – единственный, естественный.
3 – задорный, здоровый, замечательный.
И – интересный, искренний.
К – культурный, красивый.
Л – любознательный, ловкий.
М – мирный, музыкальный, модный, мужественный.
Н – нормальный, нежный.
О – обязательный, отважный, отличный, ответственный.
П – положительный, приветливый, послушный, прекрасный, прилежный, принципиальный, прогрессивный, передовой, пытливый.
Р – радостный, решительный.
С – самостоятельный, свободный, сердечный, серьезный, современный, спокойный, сильный, скромный, смешной, строгий.
Т – трудолюбивый, талантливый, творческий, толковый, толерантный.
У – умный, успешный, удивительный, уважительный, уверенный, увлеченный, упорный, уравновешенный.
Ф – фантастический, филологический, футбольный.
X – храбрый, хороший, хозяйственный.
Ц – целеустремленный, цивилизованный.
Ч – честный, чуткий, человечный, чистоплотный.
Э – энергичный, эрудированный, элегантный, эмоциональный.
1. Прибегать в школу к первому уроку с горящими от любознательности глазами. Клянемся!
2. С волчьим аппетитом поглощать все знания. Клянемся!
3. Поддерживать огонь любви и уважения к учителям и администрации. Клянемся!
4. Быть дружными и инициативными. Клянемся!
5. С достоинством нести высокое звание “Ученик школы №43”. Клянемся!
Никогда не ходить в школу с невыученными уроками!
Не заканчивать четверть с плохими отметками!
Не носить сменную обувь в одном пакете с учебниками!
Никогда не приглашать родителей на собрания за пять минут до их начала!
Никогда не показывать родителям дневники в праздники и дни рождения!
КЛЯНЁМСЯ! КЛЯНЁМСЯ! КЛЯНЁМСЯ!
§ 1. Дорожить честью класса!
§ 2. Приумножать славу школы!
§ 3. Вести здоровый образ жизни!
§ 4. Проявлять заботу о тех, кого мы любим, и кто нас любит!
§ 5. Постигать премудрости различных областей знаний!
Ну, вот и подошел к концу наш первый урок. Но прежде, чем с вами распрощаемся до следующей встречи, я предлагаю сделать общее фото нашего класса.
13 советов начинающему классному руководителю
Обмениваться опытом и советами — это отличная практика. Наш блогер, классный руководитель Евгений Ланге, проанализировал свой опыт работы классного руководства и делится с начинающими коллегами, как получать от своего труда удовольствие и предотвратить профессиональное выгорание.
Классное руководство — колоссальный опыт, через который, по моему мнению, должен пройти каждый педагог, который хочет связать свою жизнь с образованием и воспитанием. Без него представления о детской психологии, как социальной (групповой), так и индивидуальной, будут неполными или поверхностными.
Перед тем как взять на себя дополнительную нагрузку классного руководителя, ответьте себе на следующие вопросы:
Конечно же, это далеко не все вопросы, но достаточно вам ответить хотя бы на один вопрос «нет», и, скорее всего, вас ждёт профессиональное выгорание. Не зря вопросы «могу» и «хочу» идут в паре. Если вас спросят, можете ли вы вкрутить лампочку или приготовить обед на 15 персон, прочитать Моби Дика или «Тихий Дон», вы, скорее всего, ответите: «Могу». Но хотите ли вы этого по-настоящему? Может, и да, но для одного работа с детьми — истинное удовольствие и даже почти не работа, а для другого — сизифов труд.
Для того чтобы понять, действительно ли вы чего-то хотите, вам поможет другой вопрос — зачем? Зачем (или для чего?) мне это нужно? Если вы отвечаете на него так, что вам понятна выгода (и речь совсем не о деньгах) каждого вашего «хочу», только тогда смело берите классное руководство, и вы не пожалеете ни на минуту.
Если вы всё же решили стать классным руководителем, эти советы помогут вам сохранить психологическое здоровье и профессиональную компетенцию.
1. Соблюдайте личные и профессиональные границы
Дети и родители будут стремиться нарушить ваши границы всегда и во всём с первого дня знакомства. Для детей нарушение границ — процесс абсолютно естественный, это их способ познавать мир. Методом проб и ошибок они учатся, что можно делать, а что нельзя. Нарушение границ у детей проявляется в основном в том, что каждый стремится, чтобы вы уделили ему больше внимания, чем другому, позволили больше, чем другому. Важно дать понять ребёнку, что да, с каждым вы общаетесь по-своему, но при этом все они равны.
Родители в этом смысле ничем не отличаются от детей. Они также будут стремиться, чтобы вы уделили внимание проблеме именно его ребёнка и сделали так, чтобы ему, родителю, и ребёнку было хорошо. Угодить всем тоже не получится, поэтому проблему нужно решать исходя из того, как будет удобнее для большинства и в том числе для вас. Всё это скорее про профессиональные границы.
Что же касается границ личных, то родителям невдомёк, что ваш рабочий день начинается в восемь утра и заканчивается в пять вечера
Если вы не обозначите рамки вашего общения, то сообщения в мессенджер могут приходить без преувеличения круглые сутки семь дней в неделю. Конечно, родители делают это не для того, чтобы вас позлить. Просто у большинства из них тоже есть работа, и детьми они начинают заниматься в тот момент, когда вы свою работу заканчиваете. Создайте для родителей правила общения, например:
Для того чтобы эти правила соблюдались, вам самому нужно, с одной стороны, их не нарушать, а с другой — быть готовым ответить на вопросы родителей в оговоренное с ними время. Это время обязательно должно быть. Обозначение правил очень важно для экологичных отношений между вами и родителями. Безусловно, они будут и дальше вам писать после установленного срока и останавливать вас в коридоре, даже если у вас нет времени с ними поговорить, но они будут готовы к тому, что вы не удовлетворите их запрос немедленно.
2. Создайте для класса чёткие правила и следите, чтобы все, включая вас, их соблюдали
Правила важны не только для родителей, но и для детей. С самого первого дня пребывания в школе они должны понимать не только что можно, что нельзя, но и алгоритм действий в различных ситуациях.
Начнём с правил:
Это основные правила, вы можете добавлять любые другие в зависимости от специфики вашей работы и учеников. Главное — правил должно быть столько, чтобы их было легко запомнить и они были логичны и понятны детям.
Теперь про алгоритмы:
Недостаточно просто озвучить детям правила, нужно всё время с ними об этом говорить, напоминать, объяснять последствия их нарушений: «Видишь, ты ударил Колю, теперь ваш конфликт — не только твоя ответственность, но и моя, и ваших родителей. Кроме того, сейчас вы оба в плохом настроении. Скажи, как бы ты мог поступить иначе в следующий раз?» Безусловно, сколько бы вы ни придумывали правил и как бы логичны они ни были, дети всегда будут их нарушать, но они им очень нужны, чтобы ощущать себя в безопасности и не испытывать постоянную тревогу. Тем более дети с помощью правил учатся договариваться и решать конфликты, а мы, взрослые, должны подавать им в этом пример.
3. Никогда публично не отчитывайте ребёнка
Казалось бы, это логичная аксиома, а такая практика давно стала пережитком советского прошлого. Тем не менее многие опытные педагоги до сих пор считают этот приём эффективным. Необходимо понимать, что если вы всё же им пользуетесь, то тем самым вы настраиваете детей против себя, максимально эмоционально удаляясь от них, а также настраиваете детей друг против друга и создаёте благоприятную атмосферу для травли.
Welcome и good bye party, или как нужно встречать и провожать новых учеников
Безусловно, иногда некоторые проблемы конкретного ребёнка не получается обсудить тет-а-тет, например когда он демонстративно привлекает к себе внимание во время урока. В этом случае можно ненадолго остановить урок, попросить ребёнка изменить свой стиль поведения, спросить, почему он так себя ведёт именно сейчас и может ли включиться в работу. Если ребёнок не готов продолжать учиться и мешает детям в классе, попросите его выйти прогуляться по коридору, попить воды и вернуться на урок, когда он будет готов. Обратите внимание, что этот приём принципиально отличается от того, чтобы выгнать ребёнка из класса. После того как ребёнок получил свою дозу внимания и не обижен, можно продолжать вести урок, а уже позже индивидуально обсудить с ребёнком сложившуюся ситуацию.
4. Никогда не обсуждайте чужих детей и коллег с родителями
Опять же, казалось бы, совершенно понятная аксиома, но учителя всё равно делают это! Происходит это из-за чувства невозможности что-либо изменить, усталости и злости и потому что нужно просто выплеснуть негативные эмоции. Если вас раздражает какой-то ребёнок, родитель или коллега, то поговорите со школьным психологом или теми коллегами, которым доверяете. Если негативные переживания не оставляют вас, значит, вам необходимо переключиться — найти новое хобби, отправиться в путешествие или больше времени проводить с семьёй и друзьями. Главное — найти конструктивный выход своим негативным эмоциям и при этом не нарушать профессиональную этику.
5. Доверяйте детям и давайте им свободу выбора и действий
Ребёнок не хочет делать домашнее задание прямо сейчас? Спросите, сколько ему нужно времени, чтобы отдохнуть, и договоритесь, что по прошествии этого времени он сядет за уроки. Не хочет гулять на большой перемене? Договоритесь, что тогда он даёт слово погулять после обеда. Договориться можно о чём угодно, не бойтесь идти на компромиссы. Так вы не только заслужите уважение ребёнка, но и дадите ему возможность нести ответственность за свои поступки.
Если у вас нет возможности пойти с ребёнком на компромисс не из-за ваших принципов, а по объективным причинам, то он войдёт в ваше положение и примет это. Например, вы не можете дать ему на обеде добавки, потому что тогда получается, что добавка положена всем желающим, а её, скорее всего, не хватит. Помните, доверять и давать свободу вы должны всем, а не кому больше хочется или тому, кто, как вам кажется, её больше всего заслужил.
6. Признавайте свою вину и просите прощения
Ошибки совершают все! Мы, взрослые, иногда теряем объективность и контроль над ситуацией — это не страшно. Но если после этого вы сделаете вид, что так и должно быть, то дети этого вам точно не простят и вы сами не поймёте, почему ваши отношения с ними вдруг начали портиться. Не бойтесь просить прощения у детей, делать выводы и объяснять, почему вы поступили тем или иным образом. Это, как бы банально ни звучало, не делает вас слабее, а, наоборот, только сильнее.
Если вы умеете признавать свои ошибки, то дети, копируя вашу модель поведения, будут учиться быть друг к другу добрее и анализировать свои поступки
Научатся признавать свои ошибки и извиняться перед теми, кого обидели, будут понимать, что, прося прощения и делая выводы, они смогут сохранить хорошие отношения с близкими людьми.
7. Помогайте родителям в рамках своей компетенции
Вы нужны родителям не только как классный руководитель, но и как человек, готовый выслушать и понять. Да, вспоминаем про границы, но остаёмся при этом человеком. Это совершенно не значит, что вам подвластно решить любую задачу, с которой к вам обращаются (к примеру, она не входит в зону ваших компетенций или вообще не касается школы), но успокоить родителя не только в ваших силах, но и, в общем-то, ваша профессиональная задача.
5 типов учителей, которые бесят и школьников, и родителей
Чаще всего родители обращаются к вам с какой-то проблемой, уже накрутив себя, а попутно половину родительского коллектива. Ваша задача — отделить зёрна от плевел и в разговоре с родителем убрать эмоциональный компонент, оставив только логику и факты. Вы должны всегда быть рассудительнее, увереннее и спокойнее родителя, с которым общаетесь, при этом не превращаясь в мессию.
8. Открыто обсуждайте проблемы класса с детьми
Дети должны и имеют право знать, что происходит в их среде. Это поможет им чувствовать себя в безопасности и понимать, что ситуация под контролем взрослых. Проблемы с дисциплиной на уроках, травлей, загруженностью домашними заданиями — в общем, обсуждайте всё, что касается эмоционального комфорта детей. Высказывайте свою позицию и не забывайте спрашивать детей, что они думают по поводу той или иной проблемы. Иногда достаточно просто задать вопрос и правильно модерировать беседу, дети сами найдут несколько адекватных способов решения проблемы. Даже если вы решите действовать по-своему, дети будут знать, что их мнение значимо для вас и что они в силах повлиять на ситуацию.
9. Просите родителей обо всех конфликтных ситуациях между детьми сообщать только вам, а не другим родителям
Это очень важный пункт, которым многие родители пренебрегают. Дело в том, что если Коля ударил Васю, а вы не знали этого, то родители начнут выяснять отношения напрямую с мамой Васи. Поскольку дело произошло в школе, то регулировать этот конфликт должны именно вы, а разговоры родителей между собой приводят только к негативным эмоциям и обвинениям друг друга. В таких ситуациях просите родителей связываться именно с вами, тогда вы будете держать ситуацию под полным контролем.
10. Играйте с детьми
Любой эмоциональный контакт и интерес к другому человеку возникает через совместную деятельность. Для ребёнка нет деятельности доступнее, чем игра. Игра поможет вам, не задавая вопросов, понять, какое настроение у ваших подопечных, что их сейчас беспокоит и что интересует. Также игра терапевтически действует и на взрослого. Если вы устали, сил работать больше нет, а до конца рабочего дня ещё два часа — просто предложите детям поиграть. Это может быть что угодно: от различных вариантов пряток до настольных игр, которые, кстати, обязательно должны быть в арсенале классного руководителя в большом количестве.
11. Шутите!
Один мой ученик очень чётко ответил на вопрос, чем травля отличается от шутки: «Над шуткой смеются все без исключения, а когда кого-то травят, то смеются только обидчики». Соблюдайте это правило и не бойтесь шутить вместе с детьми, над ними и над собой, но только так, чтобы не нарушать ничьих границ и не выходить за рамки ваших компетенций. Когда дети видят, что вы можете отнестись с юмором к себе или к какой-либо ситуации, они начинают проще относиться и к своим собственным проявлениям. Относиться к себе и к ситуации, в которой мы находимся, с юмором — это то, чего не хватает нашим педагогам, а зря, ведь это почти панацея от профессионального выгорания.
12. Избегайте рутины
Самое сложное в нашей работе — это не впасть в однообразие, которое в свою очередь порождает лень. Необходимо заставлять себя каждый день придумывать что-то новое. Хотя бы раз в неделю проводите урок в непривычном для себя формате, организуйте праздники и экскурсии. Постоянные новые задачи, выводящие вас из зоны комфорта, будут придавать вам сил.
13. Не живите только работой и не жалейте себя
Как часто мы слышим от коллег и из медиапространства:
Думая и говоря это, вы не делаете свою жизнь лучше, а лишь загоняете себя в позицию жертвы. Если мы по-настоящему чего-то хотим, то обязательно найдём на это время. Чтобы не погрязнуть в самобичевании и жалости к себе, нельзя жить только работой. Развивайтесь и не сидите на месте, тогда жалость к себе как рукой снимет. Делайте то, что вы хотите, и то, что вам нравится, и получайте от этого удовольствие! Не бойтесь брать ответственность за свои решения и избегайте навязанных вам задач.
Мне бы очень хотелось, чтобы в школе не работали выгоревшие люди, но я понимаю, как сложно этого избежать. Мы можем сколько угодно пенять на недостатки системы образования, внутренней политики, «неправильных» детей, Луну в Сатурне, но это ничего не изменит. По-настоящему что-то поменять и растить поколение счастливых и свободных детей только в наших с вами силах. Для этого нужна самая малость — самому быть счастливым и свободным!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock (jossnat)
Классный час День знаний – 1 сентября, 5 класс
День знаний в 5 классе. Сценарий
Первый классный час, посвященный Дню знаний, проводится 1 сентября. Классный час проходит как праздник «День рождения класса».
Мероприятие по данному сценарию не требует большой подготовки. Несложный реквизит учитель может изготовить сам. Хорошо, если удастся использовать музыку. Она заполнит паузы во время конкурсов и создаст праздничное настроение.
Цели: познакомиться с детьми; формировать у детей положительную оценку своего классного коллектива; установить благоприятный психологический микроклимат в классе, форма: игра «День рождения класса».
Оборудование:
б) плакат «Как здорово, что все мы тут сегодня собрались»;
в) большой цветок из ватмана (цветик-семицветик) с разноцветными лепестками, на которые дети будут прикреплять листочки с пожеланиями на день рождения класса;
г) большой ключ из картона;
д) бэйджики с именами детей;
е) маленькие полоски бумаги для записок-пожеланий (в одно предложение);
Оформление класса:
— на классной доске написать: «С днем рождения, 5-А!»;
— в центре доски прикрепить цветик-семицветик из ватмана. Если можно, закрыть эту часть доски;
— нарисовать на доске «портрет 5-А» (улыбающаяся рожица).
План классного часа
1. Вступительное слово.
2. Игра «День рождения класса»:
б) игра «Характеристика класса»;
в) игра «Веселые уроки»;
д) игра «Загадай желание».
3. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Вступительное слово
Классный руководитель. Дорогие ребята! Поздравляю вас с началом нового учебного года. Сегодня вы перешагнули порог старшей школы и стали учениками 5 класса. А я, перешагнув школьный порог в этом учебном году, стала вашим классным руководителем. Меня зовут (имя, отчество, фамилия). Впереди у нас долгие годы совместной жизни. А сегодня мы празднуем день рождения нашего 5-А класса.
В 5 классе вас ждут новые предметы, новые учителя. Не всегда будет легко, не все будет получаться. Но я хотела бы, чтобы каждый из вас понял и почувствовал, что он не один, что рядом друзья, что всегда на помощь могут прийти одноклассники, родители, учителя.
Классный руководитель вручает ключ представителю класса.
II. Игра «День рождения класса»
Игра «Мое имя»
Классный руководитель называет свое имя, добавляет к нему прилагательное, тоже по очереди делают все ученики.
Игра «Характеристика класса»
Классный руководитель. Наше знакомство продолжается. (Показывает на доску.) На доске нарисован портрет 5-А класса. Нужно дать ему характеристику, но с одним условием. Характеристика должна состоять из прилагательных, которые начинаются на все буквы алфавита. Отвечать могут все, кто поднял руку. Итак, какой он, наш 5-А?
Учитель называет букву алфавита, дети поднимают руки, называют прилагательные.
Примерные ответы детей:
Игра «Веселые уроки»
1. Что легче: килограмм пуха или килограмм железа? (Они равны.)
2. Шла девочка в библиотеку, а навстречу ей 3 мальчика. Сколько человек шло в библиотеку? (Одна девочка.)
3. Сколько грибов может войти в пустую корзину? (1 гриб, дальше корзина уже не будет пустой.)
4. 2 мальчика играли в теннис 2 часа. Сколько времени играл каждый? (2 часа.)
5. Урок математики продолжается 45 минут, а урок истории 2700 секунд. Как это получается? (В минуте 60 секунд, 45 x 60 = 2700.)
6. 2 мамы и 2 дочки нашли 3 грибочка. А досталось каждой по одному грибку. Спрашивается, как это могло случиться? (Их и было трое: бабушка, мать, дочка.)
10. Какая птица несет самые большие в мире яйца? (Страус.)
11. Как называется лес, в котором растут ели и сосны? (Хвойный.)
12. Как называется воздушная оболочка Земли? (Атмосфера.)
13. Как называется игра с клюшкой и шайбой? (Хоккей.)
14. Как называется бег по пересеченной местности? (Кросс.)
15. Как называется одновременное звучание нескольких звуков? (Аккорд.)
16. Что такое форте? (Громкое звучание.)
17. Какое приспособление поможет защитить пальцы от уколов при шитье? (Наперсток.)
18. Какой инструмент нужен для того, чтобы вырезать узор на фанере? (Лобзик.)
В шубу белую одета.
20. Я антоним крика, стука,
Я дружу с любой наукой.
Игра «Перемена»
Классный руководитель. «Веселые уроки» закончились. Ребята, кто может назвать, какие школьные предметы были у нас на уроках?
Дети. Математика, русский язык, природоведение, физкультура, пение, рисование, труд.
Классный руководитель. Ну что ж, 5-А на все вопросы ответил правильно, а значит, по всем предметам получил пятерки. Ну а после уроков наступает что?
Дети (хором). Перемена!
Классный руководитель. На перемене дети должны двигаться, отдыхать. Мы будем отдыхать и двигаться под музыку. Заодно проверим внимание 5-А.
Солнце светит в вышине. (Дети поднимают руки.)
Рыбы плавают в глубине. (Дети опускают руки.)
Ласточка машет нам крылом. (Дети машут вытянутыми перед собой руками).
Листики кружатся за окном. (Дети кружатся.)
А теперь попробуем самостоятельно.
Включается музыка, дети выполняют движения по командам учителя.
Учитель читает строки стихотворения в произвольном порядке. Дети выполняют соответствующие движения, ошибаются, смеются.
Игра «Загадай желание»
Классный руководитель. Все, переменка закончилась. Танец мне очень понравился. 5-А оказался внимательным, старательным и привлекательным. А теперь самая приятная часть нашего классного часа. Ведь у нас сегодня день рождения. А в день рождения нужно делать подарки. Вот я и приготовила для 5-А подарок. (Открывает доску, на которой прикреплен цветик-семицветик.)
И еще один секрет. Цветик-семицветик исполняет не все желания, а только те, которые ты сам стараешься исполнить. Внимание, задумайте желание и запишите его на листочке бумаги!
Включается музыка. Дети записывают желания на листках бумаги. Учитель тоже записывает свое желание на листочке бумаги. («Я хочу, чтобы мой 5-А стал самым дружным классом в школе», «Я хочу, чтобы мои пятиклассники стали умными, добрыми, дружными и красивыми» и т. п.)
Ребята, кто хочет прочитать свое желание перед тем, как прикрепить его к цветку?
Дети читают свои записи.
А теперь остается только прикрепить наши желания к лепесткам волшебного цветка и ждать. В конце учебного года мы проверим, чьи мечты цветик-семицветик исполнил, а чьи остались только на бумаге. Но вы не забыли, какие желания исполняет наш волшебный цветок? Только те, которые ты сам всеми силами стараешься осуществить.
Приглашаю вас к доске.
Включается музыка. Дети по рядам выходят к доске, прикрепляют записки к лепесткам. Классный руководитель тоже прикрепляет свою записку.
Ну вот и подошел к концу наш первый классный час. Я еще раз поздравляю вас с днем рождения коллектива. Думаю, что все наши пожелания исполнятся, потому что мы не одни, потому что рядом с нами друзья.
III. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Ребята, как вы считаете, удачно прошел сегодня день рождения нашего класса?
— Что вам особенно понравилось?
— Кто понравился, с кем интересно было работать?
— Что не понравилось?
— Надо ли еще проводить такие классные часы?