Классицизм и классика в чем отличие
Опытные дизайнеры интерьеров часто оперируют разными понятиями и терминами, которые могут легко смутить «простых смертных» своим разнообразием и количеством. Тем не менее, прежде чем довериться специалисту в таком важном деле, как оформление дома, офиса или квартиры, желательно с достаточной степенью подробности разобраться в нюансах разных понятий.
Так, например, сегодня стало популярно оформлять различные помещения в классическом стиле, который также называют классицизмом и классикой. Так есть различие между этими терминами и какие явления в точности они обозначают?
В более узком смысле понятие классика в отношении стилей интерьера обозначает стремление создать интерьер определённого периода, который датируют серединой восемнадцатого века. В этом случае понятие классики торжественно классицизму. Какие интерьеры подходят под определение классицизма?
Во-первых, это интерьеры, выдержанные в мягкой цветовой гамме, где преобладают светлые, пастельные тона и отсутствуют кричащие контрасты. Кремовый, нежно-голубой, светло-зеленый, бежевый и, конечно же, белый считаются наиболее подходящими для интерьеров в стиле классицизм.
Во-вторых, подобные помещения оформляются всегда с использованием только дорогостоящих натуральных отделочных материалов. Здесь будут уместны изящные предметы мебели из массива ценных пород дерева, напольное покрытие в виде дорогого паркета или мрамора, стены, оклеенные элитными обоями или затянутые тканями и потолки, украшенные высококачественной лепниной.
В-третьих, интерьеры в стиле классицизм предполагают использование простой и логичной симметрии, оперирования чистыми и ясными линиями, которые придают оформлению помещения сдержанное благородство. При этом украшения в таком интерьере также имеют место, но должны быть столь же респектабельны и сдержанны: картины мастеров, мраморные скульптуры с античной тематикой, зеркала в дорогих багетах и так далее.
Что такое классицизм?
Как любой большой стиль, классицизм затронул все сферы искусства, его можно проследить в архитектуре, литературе, скульптуре, живописи, театре и музыке.
Когда появился классицизм?
Классицизм в Европе и России
Конец XIX- начало XX века
Идеи классицизма
Иерархия жанров классицизма
В эпоху классицизма считалось, что искусство должно нести в себе в первую очередь воспитательную роль. Благодаря этой логике, в живописи и литературе установилась строгая иерархия, где каждый жанр был на своем месте, а смешивать их считалось дурным тоном:
В художественных академиях выше всего ценилась историческая живопись, картины, которые описывали и трактовали события истории и мифологии, основываясь на определенной морали. Низким жанром считались картины на повседневные темы, портреты, пейзажи и натюрморты.
В литературе высокими жанрами считались трагедии, оды, эпопеи, мифологические и религиозные сюжеты и тд, а басни, комедии и сатира считались низким жанром. Тем не менее, и низкие жанры ярко развивались в эпоху классицизма: к этому жанру относятся, например, басни Лафонтена и комедии Мольера.
Признаки классицизма
Для классицизма характерны в первую очередь подражание и канонизация античности. К темам античности художники стали обращаться почти сразу же после конца средневековья, но в 17 веке благодаря идеологии просвещения, Древний Рим и Греция действительно стали «золотым стандартом». Античные мотивы можно проследить во всех сферах искусства классицизма.
В театре
В поэзии
В архитектуре
В архитектуре классицизм пришел на замену стилю барокко. Принципы стиля в архитектуре были сформулированы венецианским мастером Андреа Палладио.
Архитектуру классицизма отличает четкость и логичность форм, строгий, сдержанный декор и античный храмовый ордер, который был перенесен буквально на все, вплоть до частных домов.
Классицизм и сентиментализм
Сентиментализм возник на рубеже XVIII и XIX веков как антитеза рациональности классицизма. Если классицизм обращается к разуму, ставит долг и героизм превыше всего, то сентиментализм обращается к чувствам и эмоциям, к внутреннему миру. Для сентиментализма характерны отказ от пафоса и прямоты классицизма, и подчеркнутая чувствительность персонажей. Логика и ум больше не являются залогом гармонии, границы жанров стали мягче, а античные элементы используются уже без такой педантичности.
Классицизм, или классический стиль
(фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII — XIXвв. Внимание архитекторов классицизма привлекали строгость и спокойствие античной, главным образом ордерной греческой архитектуры.
Дизайн в классическом стиле легко узнать: только шикарные материалы, богатые драпировки штор, огромные масштабы помещений, много лепнины, и стены, покрытые тканями или дорогой штукатуркой, а также невероятной красоты сложный наборный паркет.
Интерьеры в таком стиле всегда актуальны и неизменно пользуются популярностью при оформлении больших особняков и квартир – ведь именно классицизм может не просто раскрыть потенциал и красоту больших помещений, но и подчеркнуть статус владельцев.
Планировка помещений обычно весьма проста: центром внимания комнаты становится большой, массивный, монументальный объект – кровать, если это спальня в классическом стиле, камин – если столовая или кухня в классическом стиле, и так далее. И уже от центра внимания расходится так называемая «осевая симметрия»: одинаковые статуи, вазы, стенной декор – все должно быть одинаковым, похожим, и создавать равновесие между сторонами комнаты.
МАТЕРИАЛЫ И ФАКТУРЫ
Классика превозносит рациональность, а, значит, отделочным материалам уделяется особое внимание. Конечно, сегодня не в каждой квартире получится выделать мраморные колонны, или настоящую, ручной работы, лепнину. Но современный мир отделочных материалов позволяет сделать ремонт максимально выдержанным в духе классицизма (см. фото интерьеров в классическом стиле).
Симметричные (опять же) колонны или большой декоративный камин, будучи задекорированными материалом с мраморным эффектом (например, VD Декоративное покрытие DECORUM STUCCO muiltieffet база Classique), прекрасно поддержат задуманную стилистику – гостиная в классическом стиле предстанет во всей ее красе.
Покрытие для стен в классическом стиле выбирают, в основном, гладкие, но узорчатые. Это может быть либо гладкая штукатурка, либо обои с орнаментами (флоральные или с полосками или вензелями). Современное прочтение этого стиля допускает использование сложной, богатой по своему наполнению, венецианской штукатурки глубоких, насыщенных тонов. Идеальным вариантом могут стать декоративные отделочные материалы от San Marco: CLASSIC, STUCCO VENEZIANO, GRASSELLO DI CALCE или MARMORINO CLASSICO – все они создают богатую структуру, удобны в использовании и эксплуатации.
Более сложная отделка используется на потолке. Вы не увидите в классических интерьерах обычного гладкого белого полотна: лепнина, многоуровневые каскады, ступени, фактуры – разглядывать такой потолок должно быть интересно.
Шикарный паркет, сложный, наборный, штучный – вот что привлекает внимание в классическом интерьере.
Полы в интерьерах домов в классическом стиле – из натурального дерева, причём паркет исключительно натуральный и
Прихожая в классическом стиле – это просторное, светлое помещение с обязательным использованием богатого плотного текстиля. Из-за особенностей этого помещения, покрытие для стен в прихожей лучше всего выбирать либо моющееся, либо такое, которое можно подвергать фрагментарному ремонту.
Самый важный и преобладающий цвет интерьера, который должен дышать чистотой – разумеется, белый. Но приветствуются и легкие пастельные тона. Кстати, белый может быть как основным, так и акцентным оттенком. Главное помните – интерьер должен быть преимущественно светлым и воздушным.
Однако совсем отказываться от обычных цветов не стоит. Просто они не должны доминировать. Рисунки с оттенками и деталями зеленого, синего или красного могут присутствовать, и непременно должны быть подчеркнуты позолотой – она выгодно оттеняет и подчеркивает основные цвета.
В интерьер столовой или гостиной в классическом стиле непременно нужно вписать камин. Белоснежный крупный, не обязательно функциональный, камин – это одна из отличительных черт классического стиля.
Также великолепной иллюстрацией достатка и изысканного вкуса являются деревянные стеллажи и книжные шкафы. Разместить их можно как в комнате-библиотеке, так и в гостиной или кабинете. Главная особенность таких книжных стеллажей в высоте: они обычно занимают все пространство стены от пола до потолка.
Шторы – это сочетание тяжелых портьер и легких гардин. Они всегда длинные, до пола, и обязательно присутствуют ламбрекены сложных форм. При выборе штор обязательно захватите с собой лист с выкрасом настенной штукатурки или кусочком обоев – так вам будет легче выбрать нужный оттенок и материал.
В случае, если классический классический стиль кажется слишком вычурным для данного интерьера, но привлекают детали, можно обратить внимание на стиль неоклассика: современное прочтение классицизма, немного более вольное и не такое требовательное к материалам и мелочам.
Что такое классицизм в литературе, архитектуре и живописи
«Разум — это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным».
Рене Декарт, французский философ
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Если вы любите порядок, симметрию, логику и четкие пропорции, стремитесь к возвышенным идеалам и гармонии (что это?), то классицизм придется вам по вкусу.
Жаль только, что время его расцвета в мировой культуре давно миновало, зато сохранились великие произведения классицизма в литературе, живописи и архитектуре, поражающие наше воображение вот уже четвертый век подряд.
*В центре Петербурга образцы классицизма на каждом шагу.
Казанский собор, 1811 г., архитектор А.Н.Воронихин
Классицизм — это.
Классицизм — это направление в искусстве, распространившееся в ведущих европейских державах начиная с XVII и заканчивая началом XIX века. Это масштабное явление зародилось на стыке Ренессанса (что это?) и Просвещения.
За два века классицизм вобрал в себя черты обеих великих эпох и прошел несколько этапов.
Рождение классицизма
Новый стиль родился во Франции при Людовике XIV, том самом, который получил прозвище «король-солнце» и за почти 73 года своего правления сформулировал главный тезис абсолютизма (что это такое?): «Государство — это я».
Абсолютная власть короля требовала мощной пропаганды, и искусство должно было решать эту задачу.
*Пьер Миньяр, портрет Людовика XIV,1665 г.
Происхождение термина
Термин «классицизм» произошел от прилагательного «классический», а оно, в свою очередь, от латинского classicus — образцовый. Классическими в эпоху Возрождения (когда это было?) называли произведения и авторов, достойных изучения в классах, и эти образцовые творения были родом из античности.
В середине XVIII века Вольтер смело назвал классическими авторов предыдущего XVII столетия. С тех пор начинает формироваться определение классицизма, как особого стиля, противопоставленного зарождающемуся романтизму.
Причем романтики с пренебрежением называли классиков старьем и слепыми подражателями античному искусству, а себя молодцами и новаторами.
Окончательное понимание того, что такое классицизм, сложилось в конце XIX века, когда основными его чертами назвали опору на античное искусство и воплощение идеологии абсолютной монархии.
Русский классицизм
Расцвет европейского, а особенно французского классицизма пришелся на XVII век, а до России эта волна докатилась только к концу XVIII века, но такое запоздание вполне объяснимо — ни Ренессанс, ни Реформация (что это такое?), сыгравшие важную роль в формировании классического стиля, не задели нашу страну даже по касательной.
В конце XVIII века при Екатерине II в России расцветает светская культура. Императрица лично общалась с европейскими просветителями Вольтером, Дидро, д’Аламбером, собирала коллекции живописи, увлекалась литературой.
*Рокотов Ф. С., Портрет Екатерины II, 1770 г.
Неоклассицизм эпохи Просвещения
Русский классицизм по времени совпал с европейским неоклассицизмом — вторым всплеском увлеченности античным искусством. В 40-е годы XVIII века произошел бум археологических раскопок в древнеримских городах, среди которых были Помпеи и Геркуланум, уничтоженные в одночасье извержением Везувия.
И если ранний классицизм смотрел на античность через призму Ренессанса, то после раскопок стало доступно подлинное античное наследие — архитектура и предметы декоративно-прикладного искусства.
*Мечта археолога: Помпеи — город, погребенный заживо
XVIII век стал великой эпохой Просвещения. Идеи равенства людей перед Богом и законом, победы разума над верой, возврат к естественному человеку и оптимистический взгляд на историю наложили свой отпечаток на классицизм этого времени.
Особенности и основные признаки (черты) классицизма
Основной признак классицизма обоих столетий — обращение к античности как к идеалу, неподвластному времени, оттуда черпались темы, сюжеты, конфликты и характеры, которые наполнялись новым содержанием и идеями.
Наиболее характерные черты:
Эстетика (что это такое?) классицизма стоит на трех китах: РАЗУМ, ОБРАЗЕЦ, ВКУС.
Исходя из этого, произведения искусства — это не какие-то плоды мифического вдохновения, фантазии и прочих непонятных состояний, а результаты работы разума, анализа классических образцов и соблюдения правил хорошего тона.
Истоки такого подхода к творчеству лежат в философии Рене Декарта — отца-основателя рационализма.
Рациональная эстетика классицизма стремилась упорядочить искусство, ввести определенные правила, очертить границы жанров.
Именно под влиянием классицизма складываются основы национальной литературы европейских стран и России, закладываются основы театра, создается новый подход к планированию и облику городов.
Классицизм в литературе
Манифестом (что это такое?) классицизма в литературе называют работу «Поэтическое искусство» французского поэта и теоретика литературы, придворного историографа Людовика XIV Никола Буало.
Стихотворная поэма-трактат вышла в 1674 году, состоит из 4 песен, в которых автор излагает принципы поэтического искусства.
*Гиацинт Риго, Портрет Никола Буало, 1704 г.
Теория трех единств
Один из главных принципов классицизма в литературе, а особенно в драматургии — это теория трех единств, идеи которой взяты у Аристотеля и его последователей и направлены на достижение гармонии драматического произведения.
Иерархия жанров
Классицизм разложил по полкам хаос литературных жанров. Правда, пристальное внимание было уделено поэзии и драме (что это такое?), проза (что это?) не очень-то интересовала поклонников античности. Для каждого жанра определялся достойный выбор темы и героев, а также языковые нормы.
К высоким жанрам относилась королева драмы — трагедия, испытавшая небывалый расцвет в эпоху классицизма, эпические (это какие?) поэмы и торжественные оды. Персонажи здесь сплошь героические, события исторические, темы жизненно важные, философские.
Герой ставится перед выбором между долгом и личными интересами, и от этого выбора зависит, хороший ли перед нами персонаж или так себе. Естественно, истинный герой выбирает служение отчизне и долг.
*Алиса Коонен в роли Федры в постановке трагедии Ж.Расина «Федра»,
Камерный театр Таирова, 1922 год
Низкие жанры — сатира (что это?), басня (что это такое?), комедия. Персонажи здесь попроще, события описаны заурядные, а темы — волнующие обычных торговцев, буржуа, ремесленников.
*Эскиз костюма Дон Жуана к комедии Мольера «Дон Жуан, или каменный гость»
В произведениях низких жанров уместен разговор о чувствах и пороках людей.
Национальные особенности литературы в стиле классицизма
В разных странах классицизм в литературе имел свои особенности.
Во Франции он сложился в стройную систему, а наиболее яркие представители французского классицизма стали флагманами в своих жанрах.
Пьер Корнель и Жан Расин— отцы французской трагедии, Мольер — создатель классической комедии, Жан де Лафонтен — главный баснописец Франции, Вольтер — великий «многостаночник». Без этих классиков мировая литература пошла бы по другому пути.
В Германии, растерзанной Тридцатилетней войной, в XVII веке более распространен стиль барокко с характерными для него мотивами душераздирающих страданий. Феодальная раздробленность страны не способствовала полноценному развитию классицизма, но все же и здесь находятся его приверженцы.
Мартин Опиц продвигал идеи классицизма на немецкой почве. Он настаивал на воспитательной и познавательной роли литературы, призывал поэтов писать на родном языке, избавляя его от просторечного мусора, проводил реформу стиха, добиваясь строгости формы.
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
Особняком стоит этап под кодовым названием Веймарский классицизм, который случился в самом конце XVIII века благодаря совместной работе двух великих немецких поэтов Гёте и Шиллера, к этому времени несколько умеривших свои бунтарские настроения периода «Бури и натиска».
Оба гения оказались в немецком городе Веймар, где совместными усилиями составили программу, повлиявшую на всю литературу Германии. Главные тезисы до боли знакомы:
*Памятник Гёте (слева) и Шиллеру (справа) в городе Веймар
Классицизм в русскую литературу пришел стараниями литераторов А.Д.Кантемира, А.П.Сумарокова и В.К.Тредиаковского. Они переводили труды французских классиков и подстраивали теорию под отечественные реалии.
Условно говоря, с классицизма началась русская светская литература — Россия активно включилась в мировой литературный процесс.
Русский классицизм не стал калькой с французского, со временем он приобретает самобытные черты:
Ярчайшие представители классицизма в русской литературе — М.В.Ломоносов, создавший теорию «трех штилей», на долгое время определившую развитие отечественной литературы,
А так же Д.И.Фонвизин, написавший первые в России бытовые комедии «Недоросль» и «Бригадир», Г.Р.Державин, последний русский классицист и первый русский поэт.
Классицизм в архитектуре и живописи
Главная тема архитектуры классицизма — это рациональное планирование городов. Опираясь на античные образцы, а иногда копируя их (неогреческий стиль), архитекторы проектировали не только церкви и дворцы, но и общественные здания — рынки, театры, больницы, тюрьмы.
В этот период рождается урбанистика, как мы понимаем ее сегодня, с продумыванием парков, площадей, удобным расположением улиц.
Признаки классицизма в архитектуре встречаются во всех крупных городах Европы, России и Америки:
*Версаль — канонический образец классицизма
Говорящие позы, идеализированное изображение человеческого тела, античные сюжеты или прозрачные намеки на всем известные мифы (что это?) — по этим признакам можно определить классицизм в живописи.
Парижская Академия художеств, открытая в 1648 году, ввела своеобразный кодекс чести истинного классического живописца, отступление от которого не приветствовалось.
Как и в литературе, признаком классицизма в живописи становится четкое жанровое разделение.
Высокие живописные жанры:
*Жак Луи Давид, Клятва Горациев, 1784 г.
Низкие живописные жанры:
*Клод Лоррен, Порт на закате, 1639 г.
Роль классицизма в мировой культуре
Классицизм — первое в истории мировой культуры направление, которое сложилось в целостную систему и осознавалось как особый стиль самими участниками событий.
В этот период происходит взлет многочисленных жанров в основных направлениях искусства, рождается национальная литература разных стран, проводится работа по систематизации теоретической базы в изобразительном искусстве, архитектуре, литературе.
Классицизм утратил лидирующие позиции в XIX веке, но его черты обнаруживаются в искусстве XX столетия, даже сейчас классический стиль с его рационализмом и гармонией востребован в дизайне.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Не знаю, что рационального в этой классической архитектуре, скорее наоборот, много лишнего, сделанного лишь для красоты, а вовсе не практической пользы.
Меня вообще удивляет этот подход, неужели люди раньше денег не считали? Строились такие сложные архитектурные ансамбли, даже сейчас, при современных технологиях, такое строительство стоило бы огромных денег, а уж в то время, когда труд был ручным, даже и говорить не приходится.
Эх, было же время! Классицизм можно назвать настоящим искусством, в отличии от того, что принято считать искусством в наши дни!
5 стилей интерьера, которые чаще всего путают с классикой
Дизайнеры используют разные стили для создания необычных интерьеров. Одним из основных стилей, который стал основой для других, является классика.
Но часто его производные и просто похожие стили путают с ним, ошибочно считая, что любой интерьер с потертой мебелью и лепниной является классикой. Рассмотрим основные классические стили, чтобы разобраться в их различиях.
Классицизм
Это направление классических стилей в наши дни используют чаще других. Ему характерны соблюдение пропорций и сдержанность.
Такой интерьер не выглядит вычурным, перегруженным и излишне богатым. Зонирование помещение делается с помощью колонн, центром выступает большой стол, пол и стены оформляют в светлых тонах.
Мебель же используют массивную, но изящную, обычно из темных пород дерева. В таком интерьере нет места обильной лепнине и аляповатости.
Дизайн составляется так, чтобы комната выглядела легкой, но аристократичной. Важно, чтобы помещение было с большой площадью и высоким потолком.
Ампир
Ампиру присущи роскошь, торжественность и богатство. В нем используют только натуральные материалы, позолоту и резьбу.
Основные цвета для создания интерьера в таком стиле – красный, синий, белый и золотой. Для полов в комнатах используют древесину благородных пород, а в ванной – мрамор.
Такой интерьер выглядит очень богато и пышно. Но не всех он привлекает своей пестротой.
Барокко
Этот исторический королевский стиль немного схожий с ампиром, но является еще более вычурным.
Комнаты в этом стиле действительно похожи на королевские хоромы. Такой интерьер рассказывает о состоятельности владельца. Основным цветом является золото, но используют и другие благородные оттенки.
Украшения и аксессуары в виде картин и зеркал используют по минимуму, а вот мебель всегда богато украшена.
Резьба, барельефы, завитки, над кроватями часто встречаются балдахины. Несмотря на большое обилие роскошных элементов, в таком интерьере должна создаваться гармоничная картина, не должно казаться, что в комнату поместили все что можно.
Рококо
Стилем рококо часто оформляют усадьбы. Он является более утонченным и легким, чем барокко и ампир. Тут не встретишь яркие оттенки.
Наоборот, стараются сделать комнаты светлыми, нежными и воздушными. Сбалансированную картинку создают светлые оттенки и легкость в мебели в сочетании с различными завитками и драгоценными элементами декора.
Главной идеей является создание богатой, но в то же время просторной и легкой комнаты. Это больше женский стиль, который ассоциируется будуаром и эпохой карнавалов.
Арт-деко
Помещения в стиле арт-деко удачно сочетают роскошь и современность. Выделяются кривые и зигзагообразные формы.
Эти пять стилей часто встречаются в интерьерах и многие путают их с классикой. Конечно, они вытекли из классики, но являются самостоятельными направлениями в дизайне.
Всех их объединяет одно – богатство и изящество. Какой стиль вам приглянулся больше всего? Оформили бы вы так свой дом?