Класс вязкости sae j300 что это
Классификация моторных масел по SAE J300
Одними из основных свойств моторного масла являются его вязкость и ее зависимость от температуры в широком диапазоне (от температуры окружающего воздуха в момент холодного пуска зимой до максимальной температуры масла в двигателе при максимальной нагрузке летом). Наиболее полное описание соответствия вязкостно-температурных свойств масел требованиям двигателей содержится в общепринятой на международном уровне классификации SAE J300.
Эта классификация подразделяет моторные масла 12 классов от 0W до 60: 6 зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и 6 летних (10, 20, 30, 40, 50, 60) классов вязкости.
Буква W перед цифрой означает, что масло приспособлено к работе при низкой температуре (Winter — зима). Для этих масел кроме минимальной вязкости при 100°C дополнительно дается температурный предел прокачиваемости масла в холодных условиях. Предельная температура прокачиваемости означает минимальную температуру, при которой насос двигателя в состоянии подавать масло в систему смазки. Это значение температуры можно рассматривать как минимальную температуру, при которой возможен безопасный пуск двигателя.
Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, первый из которых указывает максимальные значения динамической вязкости масла при отрицательных температурах и гарантирует пусковые свойства, а второй — определяет характерный для соответствующего класса вязкости летнего масла диапазон кинематической вязкости при 100°С и динамической вязкости при 150°С.
Методы испытаний, заложенные в оценку свойств масел по SAE J300, дают потребителю информацию о предельной температуре масла, при которой возможно проворачивание двигателя стартером и масляный насос прокачивает масло под давлением в процессе холодного пуска в режиме, недопускающем сухого трения в узлах трения.
Аббревиатура HTHS расшифровывается как High Temperature High Shear Rate, т.е. «высокая температура — высокая прочность на сдвиг». С помощью данного испытания измеряется стабильность вязкостной характеристики масла в экстремальных условиях, при очень высокой температуре.
Большинство присутствующих сегодня на рынке моторных масел являются всесезонными, т. е. удовлетворяют требованиям по вязкости как при низких, так и при высоких температурах.
Степени вязкости моторных масел SAE J300 DEC99
Необходимо обратить внимание на то, что для двигателей различной конструкции температурные диапазоны работоспособности масла данного класса по SAE существенно отличаются. Они зависят от мощности стартера, минимальной пусковой частоты вращения коленчатого вала, требуемой для пуска двигателя, от производительности масляного насоса, от гидравлического сопротивления маслоприемного тракта и многих других конструкционных, технологических и эксплуатационных факторов (техническое состояние автомобиля, качество бензина или дизтоплива, квалификации водителя и др.).
Предварительные рекомендации по подбору масел по вязкости:
— при пробеге автомобиля менее 25% от планового ресурса двигателя (или новый двигатель) необходимо применять масла классов SAE 5W-30 или 10W-30 всесезонно;
— при пробеге автомобиля 25-75% от планового ресурса двигателя (технически исправный двигатель) целесообразно применять летом масла классов SAE 10W-40, 15W-40, а зимой — SAE 5W-30 и 10W-30, всесезонно — SAE 5W-40;
Редакция SAE J-300APR97 от 1 августа 2001 г. включает в себя 6 зимних и 5 летних классов моторных масел.
Зимние содержат в обозначении букву «W» (от англ. «Winter» — зима): OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.
Летние обозначаются — 20, 30, 40, 50, 60 (чем больше число, тем выше вязкость масла).
Всесезонные масла имеют двойное обозначение, например SAE 15W-40.
Ориентировочные диапазоны температур окружающего воздуха, при которых обеспечивается холодный пуск и надежное смазывание двигателя моторными маслами некоторых классов вязкости по SAE. Для разных моделей двигателей температурные диапазоны могут несколько отличаться.
КЛАССЫ ВЯЗКОСТИ
Соотношение температурных шкал цельсия / фаренгейта
tc = температура по шкале Цельсия
tf = температура по шкале Фаренгейта
Пример 1:
210° по Фаренгейту перевести в градусы Цельсия:
tc = 0,555 х (210-32) = 98,79°C
Пример 2:
37° по Цельсию перевести в градусы Фаренгейта
tf = 1,8 x 37 + 32 = 98,6°F
Значения вязкости в различных единицах
мм 2 /с = кинематическая вязкость (сантистокс, сСт)
°Е = градусы Энглера (Engler)
SUS = Единицы Сейболда (Saybold Universal second)
R.I. — секунды Редвуда (Redwood)
мм 2 /С (сСт) | °Е | SUS | R.I. |
2 | 1,12 | 32,6 | 30,4 |
4 | 1,31 | 39,2 | 35,3 |
6 | 1,48 | 45,6 | 40,6 |
8 | 1,65 | 52,1 | 46,1 |
10 | 1,83 | 58,9 | 51,9 |
12 | 2,02 | 66,0 | 58,0 |
14 | 2,22 | 73,6 | 64,5 |
16 | 2,34 | 81,3 | 71,2 |
18 | 2,65 | 89,4 | 78,1 |
20 | 2,88 | 97,8 | 85,2 |
24 | 3,3 | 115 | 100 |
28 | 3,8 | 133 | 116 |
32 | 4,3 | 150 | 131 |
36 | 4,8 | 168 | 147 |
40 | 5,4 | 186 | 164 |
44 | 5,9 | 204 | 180 |
48 | 6,4 | 223 | 196 |
52 | 6,9 | 241 | 212 |
56 | 7,4 | 260 | 228 |
60 | 8,0 | 278 | 244 |
65 | 8,6 | 301 | 265 |
70 | 9,3 | 324 | 285 |
75 | 9,9 | 348 | 305 |
80 | 10,6 | 371 | 325 |
85 | 11,2 | 394 | 345 |
90 | 11,9 | 417 | 366 |
95 | 12,6 | 440 | 386 |
100 | 13,2 | 464 | 406 |
110 | 14,5 | 510 | 447 |
120 | 15,8 | 556 | 487 |
130 | 17,2 | 603 | 528 |
140 | 18,5 | 649 | 568 |
150 | 19,8 | 695 | 609 |
160 | 21,1 | 742 | 650 |
170 | 22,4 | 788 | 690 |
180 | 23,8 | 834 | 731 |
190 | 25,1 | 881 | 771 |
200 | 26,4 | 927 | 812 |
220 | 29,0 | 1020 | 893 |
240 | 31,7 | 1112 | 974 |
260 | 34,3 | 1205 | 1056 |
280 | 37,0 | 1298 | 1137 |
300 | 39,6 | 1390 | 1218 |
340 | 44,9 | 1576 | 1380 |
380 | 50,2 | 1761 | 1543 |
420 | 55,4 | 1947 | 1705 |
460 | 60,7 | 2132 | 1868 |
500 | 66,0 | 2317 | 2030 |
540 | 71,3 | 2503 | 2192 |
580 | 76,6 | 2688 | 2355 |
620 | 81,8 | 2874 | 2517 |
660 | 87,1 | 3059 | 2680 |
700 | 92,4 | 3245 | 2842 |
750 | 99,0 | 3476 | 3045 |
800 | 105,6 | 3708 | 3248 |
850 | 112,2 | 3940 | 3451 |
900 | 118,8 | 4172 | 3654 |
950 | 125,4 | 4403 | 3857 |
1000 | 132,0 | 4635 | 4060 |
Примечание. Вязкость можно сравнивать только при одинаковых значениях температуры.
Колонка тех.эксперта
Международная классификация моторных масел по SAE J300
По второму определяют предельную температуру прокачиваемости — минимальную температуру, при которой масляный насос под давлением будет прокачивать масло по масляным магистралям при холодном пуске. Предельная температура прокачиваемости ниже предельной температуры проворачиваемости на 10 0 С, причем динамическая вязкость в этом интервале между указанными температурами изменяется более чем в 10 раз.
Таким образом, каждый зимний класс характеризует две температуры масла: температуру, при которой возможен надежный пуск исправного двигателя от стартера, и температуру, при которой еще возможен пуск исправного двигателя без губительных последствий для высоконагруженных трущихся элементов, смазываемых под давлением от масляного насоса.
Уголок ступеньки соответствует предельной температуре проворачиваемости.
Для каждого летнего класса установлены диапазоны кинематической вязкости при 100°С и минимальное необходимое значение динамической вязкости при температуре 150°С. По мере численного возрастания летнего класса возрастает соответствующая ему вязкость, что отражено в таблице 1:
Таблица 1
Летний класс по SAE | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 |
---|---|---|---|---|---|
Кинематическая вязкость при 100 ° С мм 2 /с (сСт) | 5,6…9,3 | 9,3…12,5 | 12,5…16,3 | 16,3…21,9 | 21,9…26,1 |
Таким образом, летний класс характеризует пригодность масла для работы при высоких температурах, имеющих место в двигателе. Поскольку повышение температуры окружающего воздуха повышает теплонапряженное состояние деталей двигателя, то каждому летнему классу соответствует условный верхний температурный предел его применения.
В различных рекламных источниках могут встретиться различные температурные диапазоны работоспособности всесезонных и сезонных моторных масел. Что касается пределов использования по низким температурам, то по ним не должно быть расхождений, т.к. для каждого зимнего класса стандарт SAE однозначно предусматривает предельную температуру проворачиваемости и температуру прокачиваемости. В то же время не следует воспринимать эти значения буквально, т.к. все двигатели конструктивно отличаются по мощности стартера, пусковой частоте вращения, производительности масляного насоса, гидравлическому сопротивлению маслоприемника и главной масляной магистрали.
Расхождения в рекламных изданиях по верхнему температурному пределу определяются тем, что каждому летнему классу в стандарте SAE соответствует не одно единственное значение кинематической вязкости, а диапазон величин (см. таблицу 2.1). Следует подчеркнуть, что действительные верхние температурные пределы применения одного и того же масла в двигателях с различным уровнем форсирования могут существенно отличаться.
Для данных обстоятельств, следует подчеркнуть, что для каждого класса указываются типичные (т.е. обобщенные) температурные диапазоны работоспособности масел. Поэтому следует придерживаться следующего правила: при выборе моторного масла точкой отсчета должны быть классы SAE, рекомендованные заводом-изготовителем для эксплуатации в данных климатических условиях. Следует помнить, что применение для данных условий эксплуатации масел с более высоким летним классом по отношению к рекомендованному вызывает увеличение гидродинамических потерь, что негативно отражается на расходе топлива.
Переход на более вязкое по летнему классу масло (относительно рекомендованного) резонен лишь при выработке заметной доли ресурса двигателя (примерно 50%), переводе эксплуатации автомобиля в более жаркую климатическую зону, при форсировании двигателя или в случае каких-либо обстоятельств, снизивших давление в системе смазки.
Несоблюдение этих условий приводит к интенсивному изнашиванию двигателя, в первом случае — из-за недостаточной вязкости зимних масел при высоких температурах, что вызывает снижение несущей способности масляной пленки, во втором — из-за высокой вязкости летних масел при низких температурах, что определяет плохую прокачиваемость масла и, соответственно, недостаточную смазку трущихся пар.
Классификация моторных масел по SAE
Содержание статьи:
Классификация моторных масел по вязкостно-температурным свойствам по системе SAE J300 (SAE – Society of Automotive Engineers, общество автомобильных инженеров США) является общепринятой в мире. Она делит смазочные материалы на зимние и летние. В линейке моторных масел Sintec представлена продукция различных классов вязкости по SAE для машин и механизмов любых типов.
Вязкостно-температурные свойства масел
Классификация масел по SAE основана на прямой зависимости между температурой и вязкостью смазочного материала. Что такое вязкость? Это характеристика масла, которая показывает его способность к образованию пленки на поверхностях трущихся элементов. Чем выше вязкость, тем толще слой масла и тем ниже износ деталей. В то же время слишком вязкие материалы увеличивают потери энергии на трение. Это приводит к повышению расхода топлива и затрудняет пуск мотора.
Вязкость – не постоянная величина. В зависимости от температуры материала ее значение может изменяться в тысячи раз. При охлаждении масла вязкость увеличивается, при нагревании – снижается. Например, смазки низкого качества в летнюю жару разжижаются, теряют способность к образованию стойкой пленки. В итоге ускоряется износ внутренних деталей двигателя в результате трения. Зимой, при низкой температуре, вязкость смазочного материала возрастает. Жидкость становится густой и не прокачивается по шлангам вплоть до их закупорки.
Поэтому при выборе масла важно учитывать его вязкостно-температурные характеристики по SAE, а именно:
Принцип классификации SAE J300
Система SAE делит смазочные материалы на две группы: летние и зимние. Первые не имеют специального обозначения, а вторые маркируются буквой W (winter). Для жидкостей обеих групп определяют следующие показатели:
Принципы классификации зимних масел по SAE
Зимние масла подвергают дополнительному тестированию в холодных условиях:
Преимущества классификации моторных масел по SAE
Разделение моторных масел по SAE J300 на летние и зимние сорта позволяет максимально приблизить свойства каждого смазочного материала к реальным условиям эксплуатации. Летние масла имеют достаточную вязкость при высоких температурах. Они надежно смазывают трущиеся поверхности в зоне нагрева, но при охлаждении становятся слишком густыми. Зимние моторные масла маловязкие. При отрицательных температурах они облегчают пуск, но летом в жару не могут дать стабильную и прочную пленку.
Классификация материалов по SAE помогает выбрать масло, подходящее для конкретных условий эксплуатации. Система учитывает основные характеристики материалов в различных температурных диапазонах.
Компания «Обнинскоргсинтез» выпускает летние, зимние и универсальные масла по SAE J300. Наша продукция соответствует требованиям международного стандарта. Универсальные масла обеспечивают стабильную работу двигателя при низких температурах и эффективно защищают его от износа летом при работе в режиме повышенных нагрузок. Всесезонные смазочные материалы в меньшей степени зависят от времени года.
Характеристики моторных масел по SAE
Классы вязкости моторных масел SAE J300 | ||||||
Параметры | Низкотемпературная вязкость | Высокотемпературная вязкость | ||||
Класс вязкости SAE | CCS, МПа-с. Max, при темп., °С | MRV, МПа-с, Max, при темп., °С | Кинематическая вязкость, мм 2 /при 100 °С | HTHS, МПа-с. Min при 150 °С и скорости сдвига 106 с-1, min | ||
Min | Max | |||||
Зимние классы | 0W | 3250 при-30 | 30000 при-35 | 3,8 | — | — |
5W | 3500 при-25 | 30000 при-30 | 3,8 | — | — | |
10W | 3500 при-20 | 30000 при-25 | 4,1 | — | — | |
15W | 3500 при-15 | 30000 при-20 | 5,6 | — | — | |
20W | 4500 при-10 | 30000 при-15 | 5,6 | — | — | |
25W | 6000 при-5 | 30000 при-10 | 9,3 | — | — | |
8 | — | — | 4,0 | 6,1 | 1,7 | |
12 | — | — | 5,0 | 7,1 | 2,0 | |
Летние классы | 16 | — | — | 6,1 | 8,2 | 2,3 |
20 | — | — | 6,9 | 9,3 | 2,6 | |
30 | — | — | 9,3 | 12,5 | 2,9 | |
40 | — | — | 12,5 | 16,3 | 2,9* | |
40 | — | — | 12,5 | 16,3 | 3,7** | |
50 | — | — | 16,3 | 21,9 | 3,7 | |
60 | — | — | 21,9 | 26,1 | 3,7 | |
* для классов 10W40, 5W40, 10W40 ** для классов 15W40, 20W40, 25W40, 40 |
Моторные масла SAE от производителя
Компания «Обнинскоргсинтез» производит моторные масла под торговой маркой Sintec. Мы сами разрабатываем и совершенствуем рецептуры материалов, поэтому гарантируем их высокое качество. Характеристики линейки Sintec соответствуют допускам крупнейших мировых автоконцернов.
Преимущества моторных масел от производителя:
По вопросам сотрудничества с АО «Обнинскоргсинтез» звоните по телефону, указанному на сайте. Ближайший отдел розничной продажи вы найдете на странице «Где купить».