Класс коррекции чем закончился
Екатерина Мурашова — Класс коррекции:
Краткое содержание
Глава 1
Петербург, конец 1990-х годов. Рассказчик – Антон Антонов, ученик 7 «Е» класса гимназии. «Е» – класс коррекции. У всех ребят какой-нибудь диагноз. Восьмого класса для них не будет, придется уходить. Их классная руководительница – немолодая Клавдия Николаевна. С просьбой о «милосердии» она приводит в класс новичка Юру Малькова, мальчика с ДЦП на инвалидной коляске. Он садится с Пашкой Зориным, «дурачком» с кулачищами.
Глава 2
Юрка, 12-летний улыбчивый голубоглазый паренек, болен с детства. Ходить он вообще-то умеет. На костылях. И в школе ему нравится.
Глава 3
Одноклассники Юрку не дразнят. Да и Пашка его в обиду не дает. А ученики других классов смеются. Но Юрке нипочем: он и сам умеет смеяться над собой. И материться отучил. И вообще слишком «нормальный» для класса коррекции. В чем его секрет? В этом классе каждый «по-своему урод». Вот и Юра тоже. А Антон, к примеру, тут за «хулиганство».
Глава 4
Юрка приглашает ребят на домашнюю вечеринку. Родители не против. Антон усмехается, представляя таких гостей в маминой коммуналке.
Глава 5
За столом Антон разглядывает собравшихся. Многие впервые в приличном доме. Вот замкнутая красивая Стеша, кокетливая Маринка, нерешительная Витька (Вика), смешливый Таракан, добрый Пашка, неуклюжий Митька (у него с Витькой любовь), полуслепой художник Мишаня, родители Юры – пожилые, душевные люди.
Глава 6
У класса новый учитель географии Сергей Анатольевич. Наверно, недолго продержится. Хотя пока ребята дурачатся и игнорируют его почти по-доброму. Им не до географии. Каждый подрабатывает, как может.
Глава 7
Юра открывает Антону свою тайну. Оказывается, мальчик умеет попадать в параллельный мир, где он здоров. Остаться там он и рад бы, да родителей жалко. И потом, можно ли жить в таком мире всегда? Они идут туда вдвоем. Вокруг лето, кабачок, жители, лошади. И вдруг этот мир рушится.
Глава 8
Оказывается, дело в «гипервозбудимости» Антона. Он «развалил» красивую летнюю картинку. «Столкнулись» желания Юры и Антона – и исполнились вот так.
Глава 9
Циничные парни из «элитных» старших классов заглядываются на молчаливую Стешу. Одноклассникам ее жаль. Она не сможет за себя постоять.
Глава 10
В классе переполох: Митькина мать куда-то ушла, а в доме младенец. Девчонки по очереди дежурят у Митьки. Мальчики приносят вещи младших братьев-сестер.
Глава 11
Таракан вступается за мать, его избивает пьяный отец. Ребята навещают его в больнице.
Глава 12
Юра с Антоном опять путешествуют по неведомому миру. Там вечное лето, красивый замок с «заколдованной принцессой», мирные жители. Антон предлагает взять сюда ребят из класса. Пусть порадуются.
Глава 13
Уговорили сходить в новый мир Мишаню. А Стеша с испугом отказалась. Она и так живет в своем «мире». В это же время географ воюет за ребят с завучем. Просит объединить классы, смешать ребят. Разве они «брак, некондиция»? Почему их нельзя водить на экскурсии?
Глава 14
Юра и Антон приводят ребят за гаражи. Отсюда лежит путь в новый мир. Они исчезают на глазах удивленного хулигана Димы Димуры.
Глава 15
Глава 16
Время идет. Таракан возвращается в школу обозленный. Митька напивается. Витька сидит с ребенком. А географ ведет желающих на экскурсию.
Глава 17
Антон с Маринкой слышат, что Клавдия Николаевна говорит географу о классе. Что все не так плохо, для учеников особые программы, их тянут. Что Витьки вообще нет в списках. Она просто ходит с Митькой. И ее оставили. «Школа – всего лишь слепок с общества в целом», всюду «разделение на классы», на успешных и не очень.
Глава 18
Юру чудом берут на экскурсию в Эрмитаж в автобус для маленьких богатеньких учеников из «А» класса. У него там приятель Вадик.
Глава 19
Антон отказывается посещать другой мир. Боится себя, своей непредсказуемости, агрессии. Не хочет там все испортить.
Глава 20
Мишаня признается, что влюблен в «принцессу из замка». И это – Стеша. Но какая-то другая. Юра болен. Но в параллельном мире не прячется. Решил больше жить в реальности.
Глава 21
Пропала Стеша. Ее обманом увел из школы Димура и продал каким-то парням. Одноклассники ищут ее вместе с географом.
Глава 22
Ребята хотят разобраться с похитителями по-мужски. Антон просит о помощи Мишаню: пусть идет в параллельный мир и отыщет там Стешу-принцессу.
Глава 23
Ребята прорываются в дом, где удерживают Стешу. Но их забирают в милицию. Тогда Антон и Юрка идут «сражаться» в параллельный мир.
Глава 24
Юрка слишком измотан, не может идти. Антон верхом на лошади в одиночку отправляется к замку.
Глава 25
Глава 26
Антон видит Мишаню и Стешу на высоком карнизе замка. Значит, они смогли убежать. Только вот беда: Мишаня в этот раз он тут полуслеп. Зато в реальном мире стал лучше видеть и слышать.
Глава 27
7 «Е» расформировали, его больше нет. Стеша спасена и живет в реальности. А Юрка умер. Ребята навещают его убитых горем родителей. Антон выдает им тайну сына. Уверяет, что Юра сейчас в том мире. А Витька оставляет им в утешение младенца Милку. Лучших родителей для девочки не найти.
Читательский дневник по повести «Класс коррекции» Мурашовой
Сюжет
В 7 «Е», классе коррекции, новый ученик: Юра Мальков, мальчик с ДЦП на инвалидной коляске. Здесь ребята из неблагополучных семей, с диагнозами, изгои в школе, но с добрым сердцем и совестью. Географ и классная руководительница верят в ребят. Лучший друг для Юры – Антон Антонов, умный паренек с «гипервозбудимостью» и нервными срывами. Юра ведет Антона, Витьку (Вику), Мишаню, Пашку в параллельный мир, где исполняются мечты. Он там здоров, Антон отдыхает душой, Мишаня хорошо видит, а у Пашки с Витькой появляется добрая мама.
Ребята и наяву, и в новом мире вызволяют из рук негодяев одноклассницу красавицу «принцессу» Стешу. Девушка замкнулась в себе после того, как разведенные родители «делили» ее со стрельбой. Спасенная Стеша вновь в контакте с миром и людьми. Борьба с негодяями подрывает здоровье Юры. Он умирает. Витька отдает его безутешным родителям Милку, малышку из неблагополучной семьи. Жизнь разводит друзей: их класс распускают.
Отзыв
Повесть о милосердии, настоящей дружбе, храбрости, борьбе с собой и злом в классе коррекции, где ученики – изгои со всей гимназии. Тема призвания учителя. Сила класса – в сплоченности, бескорыстии, взаимовыручке. Повесть учит сражаться с обстоятельствами, не терять надежду, сопереживать, судить людей не по внешности или статусу, а по поступкам.
Вопросы по повести «Класс коррекции»
Анализ повести «Класс коррекции»
Отношения в гимназии те же, что и в обществе в целом. Детей делят на бедных и богатых, успешных и нет, нормальных и не очень, здоровых и нет. Выживает страна, а с ней и самые беззащитные. Взрослые могут как помочь ребятам, так и погубить своим равнодушием, навешиванием ярлыков, дурным примером. Касается это и отношений в семье. У многих героев нет взаимопонимания с родителями. Они чувствуют себя ненужными, поэтому объединяются, чтобы выжить.
В повести сильна тема призвания учителя. Он должен не только учить, но и воспитывать, вести в жизнь. Тема ухода от реальности в воображаемый или параллельный мир, где каждый чувствует себя нужным, счастливым. Семиклассники побеждают трудности добротой, сочувствием, дружбой, бесстрашием, взаимовыручкой. Они учатся понимать себя и других, искать место в жизни. Ясно, что ребята не забудут уроки добра и справедливости, полученные в классе.
В чем смысл финала? (5 минут)
Мурашова Е.В. Слово о писателе. Проблемы взаимоотношений подростков в повести «Класс коррекции».
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начинаем знакомиться с повестью Е. Мурашовой «Класс коррекции»
Предварительная работа (может быть распределена в течение нескольких дней).
Прочитать повесть Е. Мурашовой «Класс коррекции» по ссылке https://www.bookol.ru/detskoe/detskaya_proza/174147/fulltext.htm
2. Об авторе.(1 минута)
Повесть «Класс коррекции» (2008г.) удостоена премии Международного конкурса детской и юношеской литературы имени А.Н. Толстого и премии «Заветная мечта».
Давайте разберемся.
Где происходит действие? Найдите описание школы в гл.1. (1 минута)
Расскажите о детях из класса коррекции? Как к ним относятся окружающие?
Что их ждет в ближайшем будущем? (3 минуты)
Выбора нет, за них все решено: кто-то закончит образование после 7 класса и окажется на улице, кого-то переведут в школу для дебилов, кто-то попадет в спец. интернаты для больных детей, и лишь единицы перейдут в 8 «В» или «Г» класс и смогут продолжить образование.
6. Какую роль сыграл Юра Мальков в жизни 7 «Е»? ( 5 минут). Постарайтесь сначала сами рассказать.
7. Какой эпизод повести является кульминационным? Перескажите кратко эпизод по спасению Стеши. ( 7 минут)
Как проявил себя Антон? Какие качества проявили ребята из класса коррекции?
В чем смысл финала? (5 минут)
Смысл фильма Класс коррекции
Фильм молодого режиссёра Ивана И. Твердовского «Класс коррекции» появился в кинопрокате осенью 2014 года, когда в его архиве уже значилось участие в крупных российских и международных фестивалях. В том числе – победа на юбилейном «Кинотавре» в номинации «Лучший дебют» (режиссёру на момент получения премии было только 25, и «Класс коррекции» – его первый игровой фильм). Любовь кинокритиков Твердовскому и его фильму была обеспечена – медиа просто взорвались положительными рецензиями – но как насчёт зрителей? Не бывает такого, чтобы фильм понравился всем, и у социальной драмы о подростках-учениках коррекционной школы, было не так много шансов стать всенародным кино. Главный зрительский аргумент в случае таких «неудобных» и проблемных фильмов: «зачем мне ходить на это в кинотеатр, я всё это вижу за окном». Хотя вряд ли среднестатистический россиянин регулярно сталкивается с людьми, похожими на героев фильма, и попадает в среду их обитания. Может, если попробовать как следует разобраться, в чём смысл фильма «Класс коррекции», то понимание, зачем кинорежиссёрам говорить на сложные темы, придёт само собой?
Кадр из фильма «Класс коррекции»
Режиссёр Иван Твердовский о смысле фильма «Класс коррекции»
«Класс коррекции» снят на основе одноимённой повести Екатерины Мурашовой, но сходство с книгой имеет небольшое. Столкнувшись с книгой Мурашовой, написанной в жанре фэнтези, Твердовский скорее заинтересовался темой, проблемами трудных подростков – саму повесть режиссёр считает бездарной. «Не моя задача критиковать, но то, как женщина средних лет представила себе мир подростков… в общем, там всё картонное, никакой жизни. Как психолог она что-то выстраивает, а в плане реалий — человек не знает, о чём пишет», – комментирует Иван в интервью порталу Colta.ru своё знакомство с повестью «Класс коррекции».
Почувствовав интерес к проблеме, Твердовский стал посещать коррекционные школы и наблюдать за жизнью их воспитанников и педагогов. «Надо снимать про то, что ты чувствуешь», – утверждает Иван, и при этом не заниматься бытописанием: ведь можно было снять документальный фильм о коррекционных классах. Но искусство потому и искусство, что всегда выбирается за пределы быта. Главным принципом работы режиссёр выбрал полное погружение: если вы видели фильм, то наверняка помните, как герои ходят на железнодорожные пути, чтобы полежать на рельсах под проносящимся оглушительным поездом. До начала съёмочного процесса Твердовский и артисты делали это на самом деле – заодно подыскивали натуру для съёмок.
Кадр из фильма «Класс коррекции»
Примечательно, что в российском кинематографе – как игровом, так и документальном – о жизни и проблемах коррекционных школ не говорил до Твердовского никто. Став первопроходцем, режиссёр не стремится воспользоваться темой и «нагнать сумрака», не нагнетает напряжение искусственно – всё, что нужно рассказать, находится в самой жизни – и создаёт в итоге не столько злободневный или даже конъюнктурный фильм о трудных подростках, сколько человечную историю любви и жестокости, предательства и взросления. Немаловажная мысль, которая формирует среди прочих, на наш взгляд, смысл фильма «Класс коррекции» – его герои не похожи на диковинных и опасных зверей в клетке зоопарка, не являются опасными преступниками, которых необходимо держать в полной изоляции от социума. В принципе, они такие же, как и мы.
Персонажи и их отношения в фильме «Класс коррекции»
Поговорим о сюжете фильма. Главная героиня, Лена Чехова (Мария Поезжаева), способна передвигаться только на коляске. У неё миопатия – неизлечимое нервно-мышечное заболевание, которое не позволит Лене дожить даже до тридцати. Тем не менее, Лена не относится к жизни как к несправедливому испытанию, а интересуется всем, что происходит вокруг неё. Много лет девочка находилась на домашнем обучении, и фильм начинается с того, что её переводят в общеобразовательную школу, в коррекционный класс, где учатся дети с различными особенностями физического и умственного развития. Ученики ждут комиссию, которая должна определить, переведут ли их в обычный класс и позволят закончить обучение, получив аттестат – или же оставят в классе коррекции, что фактически лишит их будущего, возможности найти хорошую работу и жить, насколько это возможно, полноценной жизнью.
Кадр из фильма «Класс коррекции»
Встретившись с новыми одноклассниками, Лена сталкивается не только с взаимовыручкой, искренней привязанностью и даже первой любовью (у Лены завязываются нежные отношения с Антоном Соболевым (Филипп Авдеев), больным эпилепсией), но также с ошеломляющей и внезапной подростковой жестокостью. Попутно режиссёр говорит о чисто бытовых проблемах коррекционной школы, с которыми неминуемо приходится бороться человеку на инвалидной коляске – например, отсутствии пандусов (и отсутствии изменений после его установки, потому что им оказывается невозможно пользоваться, неверно просчитаны размеры и конструкция). Но дело не только в создании условий, если не комфортных, то хотя бы приемлемых для жизни девочки-колясочницы в школе, но в первую очередь в человеческом отношении учителей и других сотрудников школы, от избытка которого Лена Чехова тоже не страдает. Классная руководительница не помогает, а скорее мешает Лене освоиться в школе, уборщица ругается из-за коляски, колёса которой оставляют на линолеуме чёрные полосы, и абсурдно требует завести сменную коляску или надеть на колёса чехлы. Любовь Лены и Антона натыкается на стену ревности со стороны одноклассников (как это часто бывает, в Лену влюбляются сразу все), и агрессивного непонимания со стороны обеих мам – в фильме есть сцена, когда одна даже вцепляется другой в волосы – и в принципе отношения взрослых к этой любви как к чему-то ненормальному. При этом сильный характер и поступки Лены не заслуживают такого отношения к девочке – с самого первого дня в коррекционной школе она становится флагманом для одноклассников, пытается помочь им поставить себе целью пройти пресловутую комиссию, чтобы стать полноценными членами общества, а не «клеить коробочки» весь остаток жизни.
Смысл финала фильма «Класс коррекции»
В ходе истории, которая рассказывается в фильме «Класс коррекции», Лене достаётся по полной: одноклассники пытаются её изнасиловать, влюблённый гопник Мишка (Никита Кукушкин) крадёт и поджигает в приступе злобной ревности её коляску, любимый Антон поддаётся на материнские провокации и предаёт Лену, переставая её замечать; наконец, комиссия не позволяет девочке перейти в обычный класс и оставляет в коррекционном. Кажется, закрываются все выходы, не остаётся никакой надежды – и тут происходит чудо. Кто-то прочитает смысл финала фильма «Класс коррекции» как божественное вмешательство, кто-то – с медицинской точки зрения, как целительную силу шока, кто-то метафорически – как победу индивидуальности в противостоянии жестокому миру. Но на экране все видят одно: Лена Чехова встаёт с инвалидной коляски и идёт по ненавистному школьному коридору.
Фильм «Класс коррекции». Что стоит за жестокой реальностью?
Основываясь на сюжете книги школьного психолога Екатерины Мурашовой, режиссер показывает зрителям непростую историю ребят, которых судьба объединила в один класс коррекционного обучения. Ребята с разными отклонениями, такими как эпилепсия, дефекты речи, последствия родовых травм и перенесенного в детстве менингита, стараются окончить школу, пройти важную для каждого из них комиссию и получить проездной билет во взрослую нормальную жизнь.
«Класс коррекции» – фильм Ивана Твердовского, вышедший на экраны в 2014 году, многие критики называют артхаусным кино. Мнения разделяются: отнести картину к «чернухе» или к выдающейся дебютантской работе, за которую автор получил награду на «Кинотавре». Молодой режиссер в своей работе старается пройти по тонкой грани между художественным и документальным фильмом. Он хочет показать злободневные темы как бы со стороны непосредственного наблюдателя-участника, иногда в почти любительской съемке. Что именно удалось автору, каждый зритель решит для себя сам.
Мы же посмотрим на эту социальную драму, используя системное мышление, и попытаемся понять истинные мотивы поведения героев, их желания, их мысли, их мечты. Все секреты нам раскрывает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Все начинается со школьного звонка
Основываясь на сюжете книги школьного психолога Екатерины Мурашовой, режиссер показывает зрителям непростую историю ребят, которых судьба объединила в один класс коррекционного обучения. Ребята с разными отклонениями, такими как эпилепсия, дефекты речи, последствия родовых травм и перенесенного в детстве менингита, стараются окончить школу, пройти важную для каждого из них комиссию и получить проездной билет во взрослую нормальную жизнь.
Чрезмерная строгость и даже жестокость со стороны педагогов к коррекционному классу, конечно, бросается в глаза. Директор школы отличается слишком требовательным, придирчивым отношением к ребятам, к их проблемам. Уровень учительского сочувствия, который логически должен расти в работе с нестандартными детьми, здесь практически иссякает. Отчеты, формальности, снятие с себя ответственности – вот то, что движет большей частью учителей в этой школе. Ученики класса коррекции даже не участвуют в праздничной линейке 1 сентября. В отдельном крыле здания, с отдельным коридором проходит вся школьная жизнь коррекционного класса. А после уроков они всей компанией бегут на «железку», где ради веселья ложатся под проезжающие поезда.
У нас в классе новенькая
Картина начинается с приходом в класс коррекции новенькой девочки, Лены Чеховой. Заболев и став инвалидом примерно в возрасте десяти лет, Лена провела шесть лет на домашнем обучении. А теперь в период ремиссии у нее появилась возможность снова учиться в школе, сдать экзамены и получить надежду на поступление в вуз.
1 сентября мама Лены везет дочь до школы в инвалидной коляске. На железнодорожном переезде они становятся свидетелями трагедии – мальчик, который учился в том же классе коррекции, что и Лена, попал под поезд и погиб. Этот эпизод с самого начала настраивает зрителя на тревожный лад.
Милая, нежная и красивая Леночка с кожно-зрительной связкой векторов сразу привлекает внимание всех одноклассников. С первого же дня она бессознательно объединяет вокруг себя, как кажется, добрых и вполне сочувствующих ребят, которые по очереди провожают ее со школы и помогают ей добраться до дома.
Проведя долгие годы на домашнем обучении, Лена искренне радуется новым друзьям. Будучи гораздо более развитой по сравнению со своими одноклассниками, она несет частичку культуры в класс коррекции. Через сочувствие к погибшему однокласснику, через страх за мальчишек, ложащихся под поезд, Лена реализует свойства зрительного вектора. Лена ведет себя согласно своей природной роли. Она несет в общество любовь, красоту, нежность, сочувствие.
Однако менее развитые одноклассники не могут ответить полной взаимностью на искренние чувства Лены. Цинично издеваясь над фотографией погибшего одноклассника и намазывая его изображение кашей, они абсолютно не чувствуют никакой утраты и соболезнования. «Вы ведете себя как звери, как уроды», – пытается пробудить в них сочувствие Лена.
Ей удается очень быстро создать эмоциональную связь с ребятами и стать сначала предметом обожания, а позднее и козлом отпущения для своих одноклассников. К сожалению, это тоже закономерность: во все времена кожно-зрительная женщина вызывала зависть и раздражение у своих соплеменниц тем, что привлекала всех мужчин. Такие же чувства вызывает Лена и у девочек-одноклассниц, которые в конце концов подталкивают мальчиков к страшному финалу.
Главное в жизни – любовь
Но пока мы наблюдаем зарождающуюся любовь между Леной и ее одноклассником Антоном. Выпускной класс – самое подходящее время для первого серьезного чувства. В этот период связь между детьми и их родителями ослабевает. Природа готовит ребят к взрослой жизни, чтобы в дальнейшем они смогли построить новую связь и создать свою семью. А пока проходит репетиция через испытание первой любовью.
Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, самые яркие чувства вспыхивают между двумя людьми со зрительным вектором. Жить чувствами для них так же необходимо, как есть и дышать. Так, кожно-зрительная Лена с первого взгляда влюбляется в обаятельного анально-зрительного Антона. Не сумев противостоять сумасшедшему запаху кожно-зрительной красавицы, Антон без стеснения целует Лену на глазах у одноклассников. Повинуясь бессознательному желанию накормить свою девушку, Антон собирает в столовой нетронутые конфеты и печенье и угощает Лену. Он заступается за Лену перед директором школы, выплескивая стакан воды в лицо женщине, когда та обзывает девочку.
В другой день Антон убегает от полиции с девушкой на руках. Своим поведением и заботой он дает Лене ощущение безопасности и защищенности, за которое она искренне желает отдать свою любовь и саму себя. Надев мамины чулки, она просит Антона смазать ей кремом ноги в школьном туалете. Но внезапно зашедшая уборщица обвиняет ребят в сексуальной связи и докладывает об этом директору школы.
Мама лучше знает
В фильме мы видим двух мам с анальным вектором. Мама Лены – добрая анально-зрительная женщина, лучшая мама на свете. Она все делает ради дочери, достойно вынося все сложности ухода за дочерью-инвалидом. На новость о связи Лены с Антоном она реагирует спокойно, объясняя это первой любовью. Несмотря на то что она мать-одиночка, она не несет в себе месть и обиду за то, что муж оставил их, узнав о болезни дочери. Она терпеливо тянет лямку, стараясь дать своей дочери все, что в ее силах.
Мама Антона – неразвитая кожно-анальная женщина, которая яростно набрасывается на Антона и Лену, когда застает их дома в раздетом виде. Не в силах сдержать свою злость, она набрасывается с кулаками и на мать Лены прямо в кабинете директора, когда их вызывают в школу обсудить любовную историю их детей. Для нее это – позор. Более того, столь ранние отношения, да еще с девочкой-инвалидом, не входят в планы мамы Антона. Она оплачивает сыну репетиторов, чтобы он смог сдать экзамены и затем поступить в нормальный вуз.
Под натиском матери и под влиянием оговора и травли девочки одноклассниками Антон даже не смотрит в сторону Лены в день комиссии, когда она вся в синяках, униженная и оскорбленная, приходит в школу. И эти синяки совсем не от падений, как предположили члены комиссии.
Ненависть объединяет
Несколькими днями раньше из подъезда исчезает инвалидная коляска девочки. Влюбленный в Лену одноклассник Миша в порыве мести разбивает и сжигает коляску.
Всеобщая зависть к красивой и милой, хоть и неходячей девочке, выросла в огромную неприязнь почти всего класса к Лене. Придумав план и обманом заманив Лену на «железку», ребята жестоко избивают девочку и пытаются изнасиловать ее. Понимая, что она еще девственница, и сняв напряжение всеобщим надругательством над бедной калекой, они убегают. На этот момент в фильме, несомненно, тяжело смотреть. Предательство, унижение, оскорбление, боль – вот, что получает Лена взамен ее искренней любви и дружбы.
Социальная драма
Получив отрицательный ответ от комиссии, Лене предлагают вернуться к домашнему обучению, а значит, вместо аттестата получить лишь справку о среднем образовании и всю жизнь «клеить коробочки и собирать выключатели».
В отчаянии мать Лены идет по школе в слезах, понимая, что все их старания оказались тщетны. А тут еще эта уборщица с анальным вектором, срывающая на ней свое зло из-за того, что она прошла по только что вымытому полу. Тогда мать девочки берет тряпку и начинает сама мыть пол, плача и причитая, что весь пол стал грязный именно от их инвалидной коляски.
Несмотря на всю тяжесть произошедшего, конец картины можно назвать даже позитивным и внушающим надежду на лучшее будущее для Лены. Режиссер показывает девочку, уверенно идущую своими ногами. Стрессовая ситуация сработала как лекарство от психосоматического заболевания, и хочется верить, что коляска ей больше не пригодится.
Можно предположить, что главная идея автора картины заключалась в том, чтобы обратить внимание на проблемы школьного воспитания, на отношения между здоровыми и не совсем здоровыми людьми, на предельно низкий уровень сочувствия в обществе и одновременно зашкаливающую неприязнь друг к другу. Почему инвалиды не признаются в обществе полноправными людьми? Почему над ними издеваются и вместо помощи выплескивают на них презрение и ненависть. Что мы видим? Жестокую молодежь, извращенцев, не толерантное общество?
Высокий уровень напряжения в обществе системно-векторная психология Юрий Бурлана объясняет тем, что все мы живем своей индивидуальной жизнью, ощущая и осознавая только себя, не понимая желаний и особенностей других людей. Мы и себя-то не понимаем в полной мере, это ведет к ошибочной реализации, к тому, что большая часть людей просто потеряна или занимается нелюбимым делом. Не испытывая удовольствия от жизни, а зачастую уходя в глубокие фрустрации и депрессии, люди пытаются добрать удовольствия за счет друг друга, выплескивают свои плохие состояния на других, чтобы хоть как-то снять напряжение.
Подростки – не исключение. Они – лишь калька того, что происходит в обществе. Видя жестокое отношение к себе, не получая правильного воспитания в соответствии со своими природными задатками, они не развивают свои качества, не нарабатывают культурный слой, который делает из нас людей. Это значит, что они вырастают неспособными испытывать сочувствие и сострадание к другим людям, не ощущают ценности чужой жизни, ведь именно в этом и заключается предназначение культуры.
Об этом фильм «Класс коррекции». О культуре, об обществе, о нас. И о нашем будущем. Ведь вчерашние старшеклассники уже выходят в самостоятельную жизнь и начинают создавать наше общее завтра. Каким оно будет? Жестоким или милосердным? Неприязненным или сочувствующим? Зависит от каждого из нас уже сегодня.