Кларнет что это 3 класс
История кларнета
Кларнет представляет собой музыкальный духовой инструмент, изготовленный из дерева. Он обладает мягким тембром и обширным звуковым диапазоном. Кларнет применяется при создании музыки любого жанра. Кларнетисты могут выступать не только сольно, но и в музыкальном оркестре.
После смерти Деннера его дело получил в наследство сын Якоб. Он не оставил дело отца и продолжил создание и усовершенствование музыкальных духовых инструментов. На данный момент в музеях мира стоят 3 великих инструмента. Его инструменты обладают 2 клапанами. Кларнеты с 2 клапанами применялись до 19 века. В 1760 году известный музыкант из Австрии Паур добавил еще один клапан к существующим. Четвертый клапан от своего имени включил брюссельский кларнетист Роттенберг. В 1785 году британец Джон Хэйл решил включить в инструмент пятый клапан. Шестой клапан добавил от себя кларнетист из Франции Жан – Ксавье Лефевр. За счет чего был создан новый вариант инструмента с 6 клапанами.
В конце 18 века кларнет входит в список инструментов классической музыки. Его звучание зависит от мастерства исполнителя. К виртуозным исполнителям относят Ивана Мюллера. Он изменил структуру мундштука. Такое изменение повлияло на звучание тембра и диапазона. И полностью закрепило место кларнета в музыкальной индустрии.
На этом история появления инструмента не заканчивается. В 19 столетии, профессор консерватории Гиацинт Клозе вместе с музыкальным изобретателем Луи – Огюст Бюффе, усовершенствовали инструмент при помощи установки кольцевых клапанов. Такой кларнет назвали «французским кларнетом» или «кларнетом Бема».
Далее свои изменения и идеи внесли Адольф Сакс и Эжен Альбер.
Также свои идеи внесли немецкий изобретатель Иоганн Георг и кларнетист Карл Берман. Они изменили работу системы клапанов. Благодаря чему появилась немецкая модель инструмента. Немецкая модель сильно отличается от французского варианта тем, что выражает силу звука на повышенном диапазоне. С 1950 года популярность немецкой модели резко снизилась. Поэтому таким кларнетом пользуются только австрийцы, немцы и голландцы. А популярность французской модели резко возросла.
В начале 20 века кроме немецкой и французской модели начали производиться «кларнеты Альбера» и «инструмент Марки». Такие модели имели широкий диапазон, который поднимает звук до самых высоких октав.
На данный момент современный вариант кларнета имеет сложный механизм и около 20 клапанов.
Кларнет
Кларнет – музыкальный инструмент из группы деревянных духовых, подобно гобою, ведущий происхождение от пастушеской свирели. «Предками» кларнета можно считать некоторые из деревянных духовых инструментов, употреблявшихся в Древнем Египте 4 тысячелетия назад. В современном виде кларнет появился в оркестре в середине XVII в.
Кларнет представляет собой деревянную трубку (длиной около 70 см) с небольшим раструбом. Воздух вдувается через специальный клювообразный мундштук, к которому крепится тонкая камышовая трость. Инструмент снабжен сложной системой клапанов и отверстий. Диапазон кларнета охватывает 4 октавы.
Нижние звуки его несколько мрачноваты, однако по мере перехода к высоким звучание становится более теплым, ясным, а в самом верхнем регистре – пронзительным. Показательно в этом смысле происхождение слова «кларнет»: итальянское clarinetto означает – маленькая кларина; «клариной» в XVIII в. называли высокую трубу с ясным, чистым звуком (латинское clarus – ясный).
История исполнительского искусства выдвинула ряд выдающихся кларнетистов. Следует особо отметить: Г. Бертмана, В. Соколова, С. Розанова, А. Штадлера, В. Генспера, П.Суханова. Особенно значительный вклад в развитие инструмента и репертуара для него внес немецкий виртуоз Иван Мюллер.
— Моцарт был первым из выдающихся композиторов, кто написал музыкальное произведение специально для кларнета.
— Самая длинная нота, исполненная на духовых инструментах на одном дыхании, была сыграна именно на кларнете Филиппом Палмером (Великобритания) 27 ноября 2006 года, и длилась она 1 минуту 16 секунд.
— Вуди Аллен (кинорежиссер) отказался от приглашения на вручение кинопремии Оскар из-за концерта, на котором он играл на кларнете.
В Пермском губернском оркестре в настоящее время играют 5 кларнетистов: Павел Тиктинский (концертмейстер группы кларнетов), Дмитрий Солошенко, Артём Мосунов, Екатерина Пищальникова, Альбина Фаракшина.
Познакомиться со звучанием кларнета в процессе сольного, ансамблевого и оркестрового исполнения вы можете на концерте «Знакомство с инструментами духового оркестра» в рамках проекта «Классный час с Губернским оркестром» (ссылка на услугу).
Кларнет что это 3 класс
Музыкальный инструмент: Кларнет
Кларнет – это необычайно виртуозный инструмент с очень гибким и благородным звуком, напоминающий длинную цилиндрическую трубку. В симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьев отвел ему роль кошки, тем самым подчеркнув его бархатистое и мягкое звучание, словно пушистые лапки животного.
Свое имя кларнет получил за счет пронзительного звучания в верхних регистрах, которое напоминало звук трубы , ведь в переводе его название означает «маленькая труба».
Историю кларнета и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук кларнета
Еще великий В.А. Моцарт , очень неравнодушно относившийся к инструменту, говорил, что звук кларнета очень похож на человеческий голос. Область выразительности его очень велика, ему подвластно многое, например, своим мрачным и глубоким звучанием изобразить драматические события, или быть светлым, неунывающим и даже шутливым, как в очаровательном арпеджио из сюиты к балету П.И. Чайковского «Щелкунчик» или пастушеских наигрышах Леля из оперы « Снегурочка » Н.А. Римского – Корсакова.
Кларнет не только один из самых мелодичных, но и самый виртуозный из группы деревянных духовых инструментов, на нем можно осуществлять различные исполнительские задачи.
Применение различных регистров этого инструмента зависит от характера музыки, который хочет изобразить композитор.
Фото:
Интересные факты:
Конструкция кларнета
Кларнеты производят из высокородных сортов мпинго, кокобола и африканского черного дерева, которые растут длительное время и имеют твердую, хорошо резонирующую структуру. Также возможно изготовление этого инструмента из самшита, палисандра и иногда синтетических материалов, но такие инструменты чаще всего используются в учебных целях и в концертах на открытом воздухе.
Производство кларнета является довольно консервативным, большая часть работы выполняется высококвалифицированными мастерами вручную. Большинству нововведениям в конструкции кларнета около 100 лет, эксперименты сейчас проводятся только с мундштуком и тростями.
Произведения для кларнета
Разновидности кларнета
За время эволюции у кларнета появилось довольно большое семейство. В разное время было сконструировано почти 20 разновидностей, многие из них не нашли должного применения, но некоторые активно применяются и по сей день.
Стоит в первую очередь выделить двух самых важных представителей, это кларнеты в строе B и A, их еще называют большими или кларнетами-сопрано. Кроме этих основных инструментов следует также обратить внимание на другие виды кларнета. Классифицируются они следующим образом, от самого высоко звучащего и к наиболее низкому.
Применение и репертуар
Кларнет один из самых интересных инструментов, спектр применения его огромен: симфонический, камерный, эстрадный и духовой оркестры; джаз, рок, народные клезмеровские ансамбли.
Благодаря своему прекрасному тембру кларнет заслужил большую любовь композиторов. В симфонической музыке можно найти многочисленные примеры его сольных эпизодов. Л.В. Бетховен , В.А. Моцарт, Ф. Шуберт , Ф. Мендельсон, К. Вебер , Д. Пучинни, Д. Верди , Я. Сибелиус, М. Глинка , Р. Шуман, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, А. Рубинштейн, А. Глазунов , С. Рахманинов, И. Стравинский , Р. Штраус, М. Равель, С. Прокофьев, Д. Шостакович и другие величайшие авторы музыкальных шедевров украшали свои произведения выразительными солирующими партиями кларнета, как ясного и задорного, так и трагического, напряженного характера.
Большой популярностью кларнет пользуется как солирующий инструмент. Воодушевленные блистательными выступлениями кларнетистов-виртуозов многие композиторы сочиняли свои произведения именно для этого инструмента. Среди них: К. Дебюсси , К. Вебер К. Сен-Санс , А. Копленд, П. Хиндемит, Б. Барток , И. Стравинский, А. Хачатурян , К. Нильсен, А. Копленд, Д. Мийо, Д. Финци, С. Василенко, М. Вайнберг, У. Пистон, Д. Корильяно, К. Пендерецкий, Б. Чайковский, А. Берг, Б. Мартину, Д. Мийо, А. Онеггер, Ф. Пуленк, А. Хованесс, А. Мессаже и другие.
Известные исполнители на кларнете
По количеству ярких исполнителей-солистов кларнет могут превзойти только скрипачи и пианисты.
За время развития кларнетового искусства появилось много выдающихся исполнителей. Особенно значительный вклад в развитие инструмента и репертуара для него внес немецкий виртуоз Иван Мюллер. Среди музыкантов–кларнетистов, исполняющих классическую музыку, следует особо отметить: Г. Бертмана, В. Соколова, С. Розанова, А. Штадлера, В. Генспера, Э. Бруннера, И. Мозговенко, С. Бессмертнова, И. Оленчика, В. Пермякова, А. Березина, В. Генслера, П.Суханова.
Еврейский клезмер также имеет своих замечательных кларнетистов, среди них: Н. Брандвейн, Г. Фейдман, Д. Кракауэр, Г. Гольденштейн.
История кларнета
Дело И. Доннера продолжил Я. Доннер, который разработал инструмент с расширенным раструбом и двумя клапанами.
В восемнадцатом столетии улучшение конструкции кларнета продолжилось, этим занимались мастера по всей Европе. Австриец Паур, бельгиец Роттенбург, англичанин Д. Хейл, француз Ж.Лефевр постепенно добавили третий, четвертый, пятый и шестой клапаны, тем самым сформировав классическую модель инструмента.
В девятнадцатом столетии модернизацию кларнета продолжили французы Г. Клозе и Л. Бюффе, которые применили к инструменту механизм, изобретённый Т. Бёмом. Это устройство ранее использовалась только на флейтах и называлось системой кольцевых клапанов. Модель кларнета с такой механикой впоследствии стала называться «кларнет Бёма» или «французский кларнет».
В Германии мастером И. Оттенштайнером и кларнетистом К. Берманом был создан инструмент с иным механизмом клапанов, который в дальнейшем усовершенствовал мастер О. Элер, такого типа кларнеты стали называться «германскими» или «австрийскими». Продолжительное время эти инструменты пользовались признанием во всем мире, но со второй половины прошлого столетия произошел поворот, и многие музыканты стали предпочитать кларнеты системы «Бёма».
За годы своего существования кларнет стал одним из самых востребованных инструментом в музыкальной культуре. Композиторов всех времен привлекали выразительные возможности этого музыкального инструмента, а также его технический потенциал. Кларнет стал одним из последних, кто завершил формирование симфонического оркестра. Кроме того, благодаря своему привлекательному и изящному тембру, он превратился в романтический символ в музыкальном искусстве и завоевал признание слушателей.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Кларнет
Кларнет
Сосед из известной песенки Эдиты Пьехи, играя на кларнете и трубе, скорее всего, был настоящим мультиинструменталистом. Два музыкальных инструмента, хоть и относятся к духовой группе, абсолютно разные. Первый – язычковый деревянный с клапанами, второй – мундштуковый медный с вентилями. Но большинство учеников музыкальных школ, обучающихся играть на духовых, начинают с младшего «родственника».
Что такое кларнет
Элегантный представитель семейства духовых занимает особое место в симфоническом оркестре. Обширный диапазон звучания и мягкий, благородный тембр позволяет музыкантам применять его для создания различной музыки. Специально для кларнета писали музыку Моцарт, Гершвин, Гендель. Композитор Сергей Прокофьев отвел ему самостоятельную роль кошки в симфонической сказке «Петя и волк». А Н. Римский-Корсаков применил в пастушеских наигрышах Леля в опере «Снегурочка».
Кларнет – это язычковый деревянный инструмент с одной тростью. Относится к группе духовых. Главная отличительная черта от других представителей семейства – широкие выразительные возможности, позволяющие использовать его сольно, в составе симфонических оркестров, для исполнения различной жанровой музыки: джаза, фолк, этно, классики.
Устройство кларнета
Выглядит как трубка, сделанная из дерева. Длина корпуса – около 70 сантиметров. Он разборный, состоит из шести частей:
Звук извлекается путем вдувания воздуха через изогнутый в виде ключа мундштук. В него вставляется камышовая трость. Высоту звука определяет размер столба воздуха внутри устройства. Она регулируется сложным механизмом, оснащенным системой клапанов.
Кларнет – транспонирующий инструмент. Наиболее распространены экземпляры в строе «Си» и «Ля». Их еще называют «сопрано». Существуют и пользуются правом на звучание в оркестре другие разновидности, среди которых высоко и низко звучащие. Все вместе они составляют целое семейство.
Кларнеты высокого строя
С них начинают обучение начинающие кларнетисты. Самым первым в руках юных музыкантов оказывается инструмент в строе «До». Он звучит точно по нотам, поэтому облегчает освоение азов. Сопранино и пикколо редко доверяют сольные партии в оркестрах. В верхнем регистре они звучат вызывающе, резко с ярко выраженным визжанием. Экземпляры в строе «in C» почти не используются профессионалами.
Кларнеты низкого строя
Отличаются от перечисленных выше не только высотой звучания, но и строением, размером. Для их изготовления используются металлические детали. В отличие от альтовых, раструб и трубка у них изготавливается из металла. Она имеет изогнутую форму, как у саксофона, гнется для удобства игры. В оркестре басовый, контрабасовый и бассетгорн – самые низко звучащие виды.
Как звучит кларнет
Мягкое тембровое звучание – не единственное преимущество инструмента. Главная его особенность – доступность гибкого изменения динамической линии. Она варьируется от интенсивного, выразительного, до слабого, почти затухающего звука.
Диапазон обширный, он составляет почти четыре октавы. В нижнем регистре воспроизведение мрачноватое. Изменение звучания в сторону повышения раскрывает светлые, теплые тона. Верхний регистр дает возможность воспроизводить резкие, крикливые звуки.
Область выразительности настолько велика, что великий композитор В.А. Моцарт уверенно сравнивал инструмент с человеческим голосом. Драматизм, размеренное повествование, шутливое, кокетливое звучание – все подвластно этому представителю семейства духовых.
История кларнета
В XVII веке музыканты играли на шалюмо. Это национальный народный инструмент французов. Считается, что придумать кларнет мог баварец по происхождению И.К. Деннер. Он считал звучание шалюмо несовершенным, работал над улучшением его конструкции. В результате у деревянной трубки появился клапан на обратной стороне. Нажимая его большим пальцем правой руки, исполнитель переводил звучание во вторую октаву.
И.К. Деннер
Тембральные особенности были схожи с распространенной в то время клариной. Это труба обладала ясным звуком. Происхождение названия имеет южно-европейские корни. Новый инструмент назвали clarinetto – маленькая труба в переводе с итальянского. Популярностью во Франции пользовались и шалюмо, и кларина. Но более широкие возможности последней стали предпосылкой к устранению предшественника.
Сын И.К. Деннера Якоб продолжил дело отца. Он изобрел двухклапанный кларнет. Другим выдающимся мастерам второй половины XVIII века удалось усовершенствовать модели Якоба, добавив третий, четвертый и пятый клапан. Классической стала модель Ж-К. Лефевра с шестью клапанами.
На этом улучшение конструкции не окончилось. В XIX веке наметились две школы игры на clarinette. Первая половина девятнадцатого столетия ознаменовалась расцветом инструмента, который назывался немецкий кларнет. Он был оснащен кольцевыми клапанами, которые решился применить флейтист мюнхенской придворной капеллы Теобальд Бём. Усовершенствовал эту модель берлинский кларнетист Оскар Элер. Кларнет немецкой системы долгое время использовался в Европе, пока не появилась другая – французская система. Отличие одной от другой заключается в степени выразительности звучания, технологии производства мундштуков, других деталях. Французский кларнет более подходил для виртуозной игры, но имел маленькую выразительность и силу звука. Разница была и в системе клапанов.
Современные фирмы-изготовители продолжают улучшать части кларнета, используя разные материалы, расширяя характеристики множеством рессор, тяг, винтов. В России, Германии, Австрии традиционно применяется традиционная модель, основанная на немецких стандартах.
Разновидности кларнетов
Классификация инструмента очень обширна. Она определяется тональностью и тембром. Малый кларнет (пикколо) почти не применяется. В ансамбле чаще всего используется «бассет» со специфическим «жалобным» тембром. В оркестрах применяются и другие разновидности:
В военных духовых коллективах США широкое применение получили альтовые. Они имеют мощное звучание, полнозвучны, выразительны.
Техника игры на кларнете
По мере появления новых типов, усовершенствования инструмента, менялась и техника владения им. Благодаря технической подвижности этого представителя семейства духовых, исполнитель может играть хроматические гаммы, экспрессивные мелодии, воспроизводить обертона, пассажи.
Диапазон границ от «Ми» малой октавы до «До» четвертой позволяет инструменту принимать участие в большинстве произведений. Музыкант играет, вдувая воздух в отверстие в мундштуке с тростью. Длина столба, тональность, тембр регулируются при помощи клапанов.
Выдающиеся кларнетисты
В музыкальной истории отмечены виртуозы, в совершенстве владевшие техникой игры на clarinetto. Наиболее известны:
В джазе огромных высот добился Б. Гудмен. Его называют «королем свинга». С именем джазмена связан интересный факт – на одном из европейских аукционов его инструмент продали за 25 тысяч долларов. Русская исполнительская школа основывается на опыте и трудах С. Розанова. Из его этюдов состоят современные учебники. Будучи профессором Московской консерватории, он принимал участие в создании учебных программ, по которым музыканты обучаются и сегодня.
Кларнет
Нотация (запись): `
Строй инструмента: » in B «
Звучит на большую секунду вниз
Кларнет состоит из 6 основных частей, ниже на картинке:
1) Мундштук и лигатура
2) Трость
3) Бочёнок
4) Верхнее колено
5) Нижнее колено
6) Раструб
Изготавливается он из дерева. Звук в кларнете образуется благодаря бьющемуся в воздушной струе, выдуваемой музыкантом, язычку в виде трости.
Высота звука зависит от размера столба воздуха, находящегося внутри инструмента.
Размер столба регулирует сам музыкант при помощи сложного клапанного механизма. Игру этого инструмента можно услышать во многих концертах и музыкальных произведениях.
На нем одинаково успешно можно исполнять джазовую, народную и эстрадную музыку, как в сольном варианте, так и в разных концертных составах. Этому способствуют большие возможности этого инструмента и его мягкое теплое звучание.
Диапазон и регистры кларнета
На данный момент выделяется 4 наиболее популярных вида кларнетов разной тональности.
1) Малый кларнет. Его еще называют кларнет-пикколо. Он играет в строе in D и in Es. Особое распространение имеет кларнет in Es. Он может транспонировать звуки на малую терцию вверх. Он обладает невероятно пронзительным и ярким звучанием. В основном в концертах участвует только один малый кларнет, реже –два.
2) Бассетгорн. Он играет в строе in F.
3) Бас-кларнет. Он существует в двух вариантах: немецкий узкий бас-кларнет Геккеля и французский. Французский бас-кларнет загнут наподобие трубки для курения. Наиболее популярным является бас-кларнет, играющий в строе in B. Он обладает свойством транспонировать вниз на большую нону. В основном его ноты записываются в ключе «Соль», но могут иногда – в ключе «Фа». В этом случае инструмент приобретает свойство транспонировать вниз на большую секунду. Остальные кларнеты такого вида в строе in A, in C малопопулярны.
4) Кларнет с самыми глубокими и низкими звуками – контрабасовый кларнет. Наиболее популярны кларнеты, играющие в строе in B, In A. Его звучание на октаву ниже, чем у бас-кларнета.
Очень редкими являются кларнеты: сопранино (F, G, As), кларнет in C, альтовый (in Es) и контральтовый кларнет (in B). Главной особенностью всех кларнетов является то, что в отличие от остальных духовых деревянных инструментов они при передувании дают дуодециму. Те же дают только октаву. Самое первое участие этот популярный инструмент принял в 1712-1715 годах в двух сборниках арий. А в 1716 году его включил в оратории «Торжествующая Юдифь» в свой оркестр А. Вивальди. В её партитуре значились два инструмента, которые были обозначены, как clareni. Предполагается, что это были кларнеты. Также они были включены им в концерте «Святой Лоренцо». Вплоть до середины XVIII века этот инструмент практически не принимал участия в концертах. Однако, как считается впервые, где-то в 1755 г. И. М. Мольтер написал для кларнета сольные произведения. Далее кларнеты уже играли в концертных составах, но пока играя дублирующую или заменяющую роль вместо флейт и гобоев. Большую роль сыграл в становлении этого инструмента великий Моцарт. Впервые он применил его в опере «Идемонея», а затем и во многих других последующих операх. Иногда он использовал его в симфониях, церковной музыке, фортепианных и камерных концертах. Существенные изменения кларнет претерпел в эпоху романтизма. Впрочем, к этому времени изменился и музыкальный стиль, что способствовало его распространению. Теперь его стали включать в свои музыкальные произведения Шуберт, Бетховен, Мендельсон, Глинка, Шуман, Римский-Корсаков, Рубинштейн. В XX веке инструмент сохранил свою популярность. Теперь практически ни одно музыкальное произведение не обходится без его участия. Но, как и в предыдущие года он остается всегда «завсегдатаем» в джазовой музыке. Он участвовал в джазе, начиная с самых ранних лет этого стиля. Наиболее популярным его сделал Эрик Долфи, музыкант-саксофонист. Сейчас наиболее популярным в джазе является бас-кларнет, благодаря его романтичному тембру.
Послушайте как звучит Кларнет