какую еду взять на яхту
Питание на яхте
Организация питания на яхте – далеко не последний по своей важности вопрос, решению которого непременно следует уделить значительное внимание, планируя морское путешествие.
Варианты организации питания
Собираясь в путешествие на яхте, можно запланировать различные варианты питания в зависимости от финансовых возможностей и особенностей маршрута. Если маршрут вояжа предусматривает возможность ежедневного захода в порты и марины, где есть возможность питания на берегу, а бюджет не излишне ограничен, то можно остановиться на варианте посещения припортовых кафе и ресторанов, взяв с собой на борт яхты лишь минимум продуктов.
При ограниченном бюджете и продолжительных морских переходах, исключающих возможность ежедневного питания на берегу, стоит рассматривать вариант приготовления пищи непосредственно на борту яхты. В этом случае необходимо более тщательно запланировать необходимый запас продуктов питания и решить, будут ли члены экипажа яхты по очереди нести дежурство на кухне или же необходимо включить в бюджет чартера ещё и оплату работы приглашённого на борт профессионального кока.
Все эти организационные нюансы следует решить ещё при подготовке к путешествию, чтобы оно оказалось для вас увлекательным приключением.
Секреты удачной закупки продуктов
Организацию закупки продуктов питания также можно спланировать по-разному. Но лучше всего закупить основную провизию для путешествия на яхте в точке старта, а при стоянках в маринах докупать наиболее скоропортящиеся продукты, которых хватит на время перехода до следующей стоянки.
Если вы планируете взять в чартер яхту со шкипером, то закупку продуктов можно доверить ему, предварительно согласовав особенности индивидуального питания во время путешествия. В конце путешествия по предъявлению им чеков по закупкам всем участникам либо нужно будет доплатить затраты на питание, либо в случае экономии можно будет разделить оставшуюся неиспользованной часть общего бюджета, запланированного на продукты питания. Также учитывайте тот момент, что согласно морскому этикету, питание шкипера организовывается за счёт арендовавшего яхту экипажа.
Планировать запас продуктов для питания во время путешествия на яхте следует таким образом, чтобы их хватило на 2-3 дня больше срока прохождения запланированного маршрута. Перед стартом путешествия необходимо закупить продукты на первые 2-3 дня, причём весь запас должен полностью поместиться в холодильнике. Старайтесь не закупать большое количество скоропортящихся продуктов.
Выбирайте продукты в герметичных упаковках, но избегайте стеклянной тары. Если покупаете мясо, то исключительно в вакуумных упаковках. Старайтесь закупать побольше овощей и фруктов, что позволит почаще делать разнообразные витаминные салаты, которые станут отличным дополнением к различным кашам. Выбор в пользу круп также не случаен: они могут прекрасно храниться длительное время, легки в приготовлении и в то же время весьма полезны и питательны.
Вся необходимая посуда, как правило, имеется на сдающейся в аренду яхте, а вот моющими средствами, салфетками и прочими необходимыми на камбузе мелочами непременно следует запастись.
Также не забывайте о запасах пресной воды. Лучше всего отдать предпочтение пластиковым пятилитровым баклажкам.
Особенности яхтенного питания
Хотя газовая плита на камбузе надёжно зафиксирована, но всё же иногда в штормовую погоду полноценное приготовление пищи на яхте может оказаться фактически невозможным. Поэтому, планируя список необходимых для путешествия продуктов, непременно внесите в него закупку консервов и лёгких закусок, которые станут неплохой заменой полноценного питания в таких случаях. Но проще всего воспользоваться духовкой и приготовить запечённую курицу или иное простое и вкусное блюдо.
Собираясь участвовать в гонках, помните, что питание в таком случае должно быть максимально сбалансированным и в то же время лёгким в приготовлении. Количество воды на этот случай должно быть большим, чем на обычное морское путешествие. Но всегда стоит помнить, что при путешествии на яхте крайне нежелательно готовить пищу про запас.
Во время путешествия можно заняться рыбалкой, и в случае успешного улова пополнить стандартное меню рыбными блюдами. На стоянках иногда можно отправиться в кафе или прибрежный ресторан, что также позволит внести определённое разнообразие в стандартное яхтенное меню.
Питание на яхте и морская болезнь
В первые дни путешествия на яхте исключите из своего меню кофе и крепкий чай, что позволит снизить риски возникновения морской болезни. Можно заварить имбирный чай и прихватить с собой в путешествие имбирное печенье. Запах имбиря позволит избавиться от тошноты и снизит вероятность укачивания.
Острую, жирную и излишне тяжёлую пищу также изначально следует исключить из меню, что снизит вероятность возникновения морской болезни. Пища должна содержать больше углеводов, но поменьше жиров.
Печёный картофель легко приготовить в штормовую погоду, и при этом это наиболее лёгкая к восприятию пища, позволяющая избежать острых приступов морской болезни.
Под парусом: что едят участники регат в яхтенных путешествиях
Участники и капитаны регат «Силы Ветра» рассказали InStyle.ru о том, что обычно готовят во время дежурства на камбузе и что особенно вкусно под шум морских волн.
Из чего складывается идеальное яхтенное путешествие? Записывайте рецепт: отличная компания, новое место, постоянное движение, смена обстановки, красивая природа, архитектура, прекрасная погода, и, безусловно, вкусная еда.
Ксения Туманова, участница регат и совладелица сети парикмахерских Birdie
Готовить на лодке – это не самое сложное, к качке привыкаешь довольно быстро. Гораздо сложнее с непривычки верно рассчитать количество приготавливаемой еды на 9 человек. Именно по этой причине на лодке чаще всего все едят пасту — быстро и понятно, но скучно.
Мне понравилось, что в обеих моих регатах мы активно закупали на стоянках локальные свежие продукты: овощи, фрукты, морепродукты, сыры, колбасы. Так на завтрак у нас появлялись гуакамоле и севиче из креветок, а на обед и ужин — печеная рыба с овощами и лазанья (на лодке есть и духовка). Еще одно большое заблуждение начинающего яхтсмена – в том, что вы легко найдете на любой стоянке вкусный кофе или чай. Возможно вы их не найдете даже в точке отправления, так что лучше захватите все, что любите, на себя и команду из дома.
Артем Сизов, капитан
С едой, с одной стороны, все очень разнообразно — можно и в ресторан всей командой зайти, и на яхтенной кухне много всего приготовить. С другой, все же есть какие-то ограничения, связанные с самими форматом путешествия.
Во-первых, яхтенная кухня немного отличается от домашней: конфорок всего две и газ слабоват, а в команде обычно шесть-десять человек — это значит, что с порционными штуками есть некоторые сложности. С супами тоже не все так просто: яхту качает на волне даже в марине, а никто не любит, когда суп на полу.
Cамые частые блюда в яхтенных путешествиях — из продуктов, которые хранятся дольше одного дня, и которые, в случае чего, можно забрать с собой. Так, например, ни одна регата не обходится без спагетти путтанеска — пасты с томатным соусом из чеснока, анчоусов, каперсов, оливок и консервированного тунца. Фишка нашей лодки — паста с лимоном: свежие спагетти готовятся в очень маленьком количестве воды, которая смешивается со сливочным маслом, тертым пармезаном, черным перцем и соком и цедрой лимона. Получается внезапно очень насыщенный и сливочный белый соус, который идеально дополняет пасту.
Часто бывает, что маршруты регаты проходят мимо ферм с мидиями и устрицами — тогда на яхтенной кухне прямо во время перехода готовятся мидии с вином и голубым сыром. В Таиланде у рыбаков прямо в море можно выменять ящик морепродуктов на холодное пиво. Еще практически на всех лодках делают Апероль Шприц в каких-то промышленных количествах.
Список для закупки на яхту (продукты, хозтовары)
Что следует знать, закупая провизию на борт яхты?
1. Не пугаемся количества еды. Если у вас нет опыта закупки на неделю на 6-7 человек, объемы продуктов которые скопятся в супер-маркете в вашей тележке могут вас удивить (а точнее вам точно понадобится 2, а то и 3 тележки). Не паникуйте, поверьте указанные количества даны с минимальным запасом.
2. Обязательно уточните можно ли будет пополнять запасы по пути (будут ли там где вы останавливаетесь магазины):
— если будут – ура – не берите много, закупите основное тяжелое; все долгохранящиеся продукты; воду; скоропортящееся сократите до минимума;
— если магазинов не предвидится, продумайте меню; обязательно прикиньте что долго не живет и надо использовать в первую очередь и закупайте все (с запасом) в базовой марине.
3. Если есть возможность свежие продукты стоит докупать по мере необходимости на стоянках. Речь о молоке, хлебе, фруктах и овощах.
4. Мясо обязательно храним в холодильнике. Сколько влезет – столько покупаем, остальное – съесть сразу. На лодке, особенно летом, все скоропортящееся живет в 2 раза короче.
5. Вода – не менее 3 литров в день на человека. Летом, в жару 4-5литров. Не пугаемся объема. На яхте питьевой воды нет. Та что в баках – только для мытья посуды. Воду берем 50% в 5литровых канистрах. 50% в бутылках 1,5-2 литра. Мелкие бутылочки – неудобно и занимают много места.
ВАЖНЫЕ СОВЕТЫ:
Не любите готовить – не покупайте много продуктов
Готовка на яхте – это особый понт. Но не все ее любят и уважают. Дело это не самое удобное, требует привычки и практики. Комфорки всего две, газовые. Плита на ходу качается. Подумайте – будете ли вы много готовить днем?
Если нет, то вам проще обзавестись только самыми необходимыми продуктами. По сути: для бутербродов, салатов и чая. Остальное съедите на берегу в ресторанах.
Хотите сэкономить – готовьте все на борту
Обычно команда завтракает и обедает на борту, ужинать все идут на берегу в ресторан. Однако в зависимости от региона плавания и бюджета, если вы хотите сэкономить – приготовить ужин тоже можно на яхте. Вечером вы уже на швартовке, стоите спокойно, готовить удобно. С ценами ресторанов не сравнить. А свежие продукты, рыба и морские деликатесы всегда доступны на местных рынках.
Если в прогнозе ветер и волна или вы планируете длинный переход, рекомендуем заранее приготовить обед. Самое простое: бутерброды или сандвичи, салат если есть контейнер. Возможно суп если успеете. Если в прогнозе дождь или холодно – потребуется горячее, самое простое – чай. Если на яхте есть термос – заполните его в марине.
Список продуктов и необходимых хозтоваров для базовой закупки на команду 7-8 человек для круиза вдоль берега, с возможностью закупиться
· Специи (из любого блюда сделают вкусняшку)
· Чай (листовой для заварки рекомендуем везти с собой)
· Сахар (лучше в т.ч. рафинад)
· Сухофрукты, орехи (всякое на погрызть)
· Шоколад – если не жарко (хранить в холодильнике)
· Джемы, мед – 4-5 банок 0,4 разных видов
· йогурт не сладкий – 2-3 литра, лучше в банках по 0,5
· Заправки для спагетти (томатная паста, Болоньезе и пр) – 3-4 банки
· Хлеб- 4 буханки (его обычно можно докупить на стоянках, а сохнет и портится он быстро)
· Сыр (в нарезке для быстрых бутербродов), тертый, мягкий – для салатов, твердый – ну никак не меньше 2 кг выйдет
· Мясо вяленое, ветчина: 1 кг разного
· Колбасы – в зависимости от региона, где-то их совсем лучше не брать
· Соки – на яхте идут плохо, можно взять 2 пакета, увидите сами
· Кола/спрайты/газировки – кто то фанатеет, кто то использует в алкоголь, кто то как допинг и источник кофеина. От пары банок по 0,3 до пары литров
· Молоко – 4 литровых пакета (если можно докупить)
· Вино – в зависимости от количества пьющих и температуры, в жару идет лучше, на холоде – наоборот. Уточняйте какие местные вина стоит пробовать или берите на удачу разных марок.
· Пиво – тоже загадка, в одних командах улетает на ура, а в других не идет. Рекомендуем брать в железнах банках
· макароны – лучше мелкие завитушки, ловить спагетти на ветру и в качке – то еще удовольствие; 4 упаковки по 1 кг.
· Фрукты стоит покупать на базаре местные, по сезону.
· Туалетная бумага – 8 рулонов
· Мусорные пакеты – маленькие в гальюны, средние – в мусорное ведро и большие для скопившегося мусора.
· Пакетики для льда (лучше сам лед отдельно)
· Тряпка на пол (положить у трапа\лестницы в кают-компанию
· Мыло для рук жидкое – 2 флакона
· Спички или зажигалку для плиты
Необязательное, но скрасит жизнь (перед тем как купить посмотрите что у вас на яхте уже есть):
· Ножи (на яхте есть, но могут быть ужасные)
· Белая изолента и маркер перманент
Какую еду взять на яхту
Посвящается всем мареманам, участвующим в крейсерских походах.
И любящим хорошо покушать.
Это статья для романтиков, практиков и для тех, кто первый раз окажется в море на яхте.
Романтикам она напомнит о том, что в море часто хочется есть.
Практикам – о том, что в море иногда хочется есть.
Первый раз отправляющимся в яхтенный поход – расскажет о том, что в море хочется есть всегда! Когда не тошнит.
И что на яхте есть не только паруса, такелаж, рулевой пост, каюты, и прочие сопутствующие комфортному плаванию излишества, но ещё и кухня- то есть камбуз.
И что на крошечном пространстве размером от двух до четырех квадратных метров размещается вполне полноценный блок, где можно приготовить для экипажа до восьми человек завтрак, обед, ужин и сопутствующие перекусы. А особо талантливым – ещё и вкусно приготовить!
Тем, кто не в первый раз выходит в море, рекомендуется пробежать статью по диагонали (чтобы внести автору свои замечания и поправки), и лишь беглым взглядом окинуть Часть 3 – список необходимых продуктов и хозяйственных мелочей. Это просто напомнит вам о том, что вы сами знаете.
Тем, кто впервые отправляется бороздить морские просторы, эти дружеские советы, надеюсь, непременно помогут. Не делать лишних движений, не покупать лишних продуктов, то есть экономить время и силы – они вам понадобятся для более приятного времяпровождения!
Потому что мы все когда-то впервые ступали на яхту, впервые оказывались окутанными не только романтикой морских путешествий, но и различными бытовыми мелочами – куда ж без них J
Если вас утомят излишние подробности, смело пропускайте, но потом не говорите, что вам не советовали J
Часть 1 – Оборудование
На камбузе всегда есть: кастрюли, чайник, кофейник, сковородки, тарелки, приборы, лопатки-поварешки, даже соковыжималка ручная, раковина (с горячей и холодной водой), газовая плита, холодильник (мини, конечно), иногда морозильная камерка, пару полотенец и ухваток. Утварь вполне грамотно разложена сотрудниками чартерной компании по ящичкам и полочкам с замками (это всего лишь кнопка, на которую нужно нажать. Повторное нажатие приведет к открытию дверцы).
Внимание: всегда закрывайте замок, даже если вы движетесь в спокойную погоду, даже если вы на берегу. Щелкните три раза, движение войдет в привычку, и вы избавите себя от падения и «разметания» тарелок, стаканов, «разбегания» вилок, ложек, орешков, конфет, чипсов, высыпания сахара, муки и соли по всей кают-компании при маневрировании лодки, особенно на поворотах.
Мы это проходили, очень весело!
Как пользоваться плитой – научат на первом инструктаже.
Как пользоваться водой – как в Японии. Открыл кран, и тут же закрыл. Пока намыливаем посуду, кран закрыт. Овощи и фрукты моем в миске. Тарелки вылизываем. Стаканы и бокалы моем до блеска.
И никакой пластиковой посуды (за исключением той, которую уже дали при приемке лодки)!
Посуда на корабле, даже маленьком, должна быть фарфоровой J ладно, стеклянной.
Мусор собирается в пакеты с завязками и выносится в мусорный отсек на ближайшей стоянке.
Часть 3 – Список необходимых продуктов и бытовых мелочей
Не очень коротенько.
Для начала задание каждому члену экипажа: с собой из дома взять и уложить в сумку (а то отберут на таможне) палку сырокопченой колбасы (или 3 упаковки в нарезке), банку консервов – по предпочтениям, сало – по желанию. Все это пригодится для перекусов. В Дьюти фри перед вылетом – каждый сам знает свои аппетиты.
Специальные напитки все равно докупаются, так что не надрывайтесь в первый день.
СПИСОК ПРОДУКТОВ И БЫТОВЫХ ПРЕДМЕТОВ
В расчете на экипаж 5-6 человек на 7 дней
2. Пиво – по предпочтениям. Газированные напитки тоже.
3. Вино – белое, красное – по 5 бутылок. Всё равно потом ещё бежать.
4. Соки: по предпочтениям – 3 пакета
5. Молоко – 2 литра (если будете варить каши, которые возьмете из дома – гречка, геркулес)
6. Йогурты – натуральные или с добавками (на завтрак) – 10-15 шт. по 150 гр.
7. Чай в пакетиках: зеленый – 2 упаковки, черный – 3 упаковки
8. Кофе молотый – 2 пачки по 250 гр.
9. Какао быстрорастворимый – по желанию
10. Сахар – рафинад, 2 упаковки по 500 гр.
11. Соль – 1 упаковка (баночка-солонка с дырочками), приправы сухие – пару упаковок, по вкусу
12. Масло сливочное – 1 пачка
14. Сыр – 5-6 упак. по 200-250 гр., лучше в нарезке. Тёртый – 1 упаковка.
15. Рыба в нарезке – по желанию.
17. Паста или спагетти – если будете сами готовить, 3 упаковки
18. Печенье – 3-4 упаковки
19. Чипсы (для тех, кто не щадит свою утробу)
20. Хлеб – в нарезке, разный – 4 упаковки
21. Изюм (курага, в кашу хорошо идёт) – пару упаковок по 100-150 гр.
22. Орехи – 2-4 упаковки по 200 гр.
23. Шоколад – лучше в маленьких расфасовках, штук 30
25. Оливки, маслины – 2 упаковки
26. Маринованные огурчики, помидорчики или перчики – 2 банки
29. Варенье – 2 баночки (для йогуртов и каш)
30. Соусы – 2 упаковки, по предпочтениям
31. Тряпка для пола – 2 шт.
32. Бумажные полотенца – 2 упаковки по 4 шт.
33. Туалетная бумага – 2 упаковки (по 6 рулонов)
34. Влажные салфетки – 3 упаковки (для WC )
35. Губки для мытья посуды – 1 шт.
36. Средство для мытья посуды – 1 шт.
37. Пакеты для мусора:
— на 10-20 л для того чтобы разместить их в гальюнах (под использованный пипифакс и прочее использованное в WC);
— на 20-40 л для мусорной корзины на камбузе;
— на 80- 100 л, для того, чтобы складировать уже наполненные мусорные пакеты из камбуза и WC (если предстоят долгие переходы без возможности избавиться от мусора)
38. Освежитель воздуха – по количеству WC
39. Пластиковые коробки с крышками – в них удобно пересыпать кофе и орехи
40. Зажигалка пьезо с длинным «хоботом»
41. Прочие предметы – батарейки, лампочки, гвозди, веревки-мыло – уточняется у капитана!
День прилета очень ответственный! Приемка лодки, размещение вещей, закупка и закладка продуктов, приведение себя в порядок перед первым совместным ужином – дел невпроворот. И от грамотного делегирования полномочий не в последнюю очередь зависит настроение экипажа – то есть Полиморсос!! Чем раньше и быстрее всё сделаем, тем больше времени останется на вечерние сборы и ужин J Из экипажа два человека принимают лодку. Остальные, как правило, отправляются на закупки. Обычно мы делим список закупок на 3 части: продукты, напитки, бытовуха. И командированные на закупки делятся по этим самым направлениям. Так удобнее и быстрее: мужчины, как правило, лучше разбираются в напитках, женщины – в продуктах и бытовухе. А все вместе – во всем вместе. Так что от направления векторов движения по супермаркету зависит ваша скорость закупок.
Часть 4 – Закладка и раскладка
После закупок все быстро разбираем и раскладываем.
В холодильник (перед походом в супермаркет не забудьте его включить!) – нарезки, яйца, молочные продукты, специальные напитки. Банки с пивом и прочими прохладительными жидкостями лучше освободить от полиэтилена и картонных упаковок.
Шкафчики в верхней части камбуза – бакалея.
Под пайолы – вода и соки.
Остальные бытовые мелочи – как удобно.
Через 30 минут на камбузе чисто и красиво – все убрано, как будто не притаскивали 25 пакетов J
Часть 5 – Заключение
Из личного опыта могу сказать, что на камбузе реально приготовить: осьминога в луково-сырном соусе с отварной картошечкой (свежего, плававшего недавно рядом с яхтой) на волне, при движении лодки со скоростью 5 узлов, куриный суп – тоже на волне и в движении, пасту с грибным или овощным соусом, блинчики (желательно на стоянке, а то неравномерно пропекутся при крене), десерты с фруктами и взбитыми сливками и прочее, и прочее… Кулинарную книгу все-таки не берите – для нее нет места на лодке. А вот члены экипажа всегда поделятся своими фирменными рецептами. Проверено.
Из всего этого длинного повествования у вас могло сложиться впечатление, что речь идет о вагоне-ресторане фирменного поезда или круизного лайнера.
На самом деле, как правило, экипаж вполне обходится полноценным завтраком, перекусом вместо обеда на ходу лодки или на якорной стоянке, мелкими перекусами и запивками по пути, и ужином в ресторане на берегу. Остальное – по желанию экипажа и по команде капитана J
Буду рада ответить на любые вопросы по вышеизложенной тематике. Пишите в рабочий кабинет!
Рулевой, по совместительству дежурная по камбузу
Под парусом à la carte
Яхтенные сайты и блоги пестрят рекомендациями вроде «При трансатлантических переходах вы можете сравнительно недорого закупить продовольствие в » или «Если на лодке вам надоела традиционная кухня, загляните на Мартинику и оцените ассортимент ее французских магазинов». Сегодня яхтсменам доступна не только простая пища, но и любые деликатесы, запасы которых легко пополнить на оживленных морских перекрестках. Однако, чем богаче предложение, тем труднее порой сделать правильный выбор — чего и сколько действительно необходимо приобрести, чтобы в буквальном смысле путешествовать со вкусом?
Нескучные цифры
Каждый миг мы расходуем жизненную энергию, запасы которой следует постоянно пополнять. Для этого необходимо регулярное и качественное питание, энергетическая ценность которого определяется калорийностью. В зависимости от возраста и степени физической активности на берегу взрослому человеку требуется от 2000–2400 (для женщин) до 2200–3000 (для мужчин) килокалорий в день. В море же нагрузки на организм значительно увеличиваются, а вместе с ними — и потребность в восполнении затраченной энергии. В результате, объемы необходимой среднесуточной «подзарядки» также возрастают — вплоть до 2800–3600 килокалорий.
И это неудивительно: плавание под парусами является довольно действенным (хотя малоизвестным) способом сжечь лишние калории и таким образом избавиться от лишних же килограммов.
Согласно подсчетам Национальной ассоциации диетологов США, по своей энергозатратности яхтинг занимает достойное место между сборкой мебели и ремонтом автомобилей.
Каждый час активного занятия яхтингом мужчина весом до 86 кг расходует до 284 калорий ИЗ СВОИХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЗАПАСОВ, а женщина (до 74 кг) — 244 калории.
Согласно традиционному меню, для восполнения подобных потерь среднестатистическим американцам понадобится ежечасно принимать внутрь одно из следующих лекарств:
К счастью, в море «Макдональдсов» нет, так что давайте посмотрим, учитывая повышенные энергетические затраты яхтсменов, как компенсировать их сытным, полноценным и при этом вкусным питанием.
Ешь, пей — не хочу!
Для сбалансированного питания необходимо, чтобы на лодке были не просто калорийные, но и здоровые продукты. Помимо грамотного сочетания углеводов, белков и жиров, требуется обеспечить набор жизненно важных микроэлементов (например, железа и кальция), витаминов (особенно С), а также «здоровых» жиров ( и ему подобных).
Повышенное внимание (особенно в длительном плавании) следует уделить запасам пресной воды. Согласно подсчетам специалистов Всемирной организации здравоохранения, человеку требуется не менее 30 мл этой живительной влаги на килограмм веса.
Легко подсчитать, что вам и вашим 60–80-килограммовым спутникам понадобится от 1,8 до 2,4 литра питьевой воды в день.
В целом это совпадает с практическими наблюдениями участников трансокеанских регат (1,5–2 л/сутки). Однако заметим, что при расчете запасов по этим минимальным нормам пресная вода пойдет исключительно на пищевые нужды, а для всего остального (включая мытье посуды) придется использовать забортную. Также следует помнить, что при плавании в жарком климате минимально комфортные нормы питьевой воды следует увеличить хотя бы на 15–20%.
Частично проблема может быть решена при помощи бортовой опреснительной установки. В настоящее время производители предлагают широкий ассортимент подобных устройств производительностью от 20–30 до 300 л/час и более. Они адаптированы для бортового питания 12/24v и достаточно компактны для установки на лодке даже средних размеров.
По единогласному утверждению профессионалов яхтенного спорта, вода из современных опреснителей ничем не отличается от обычной очищенной, так что пить ее можно без риска для здоровья.
Однако здесь остается психологический фактор: вода из опреснительной установки может показаться слишком уж «пресной» (особенно с непривычки) — искусственно обедненной микроэлементами, которые необходимы для поддержания нормального обмена веществ. К тому же при долгом переходе в штормовых условиях техника может подвести. Так что во избежание психологического дискомфорта и рисков испытать жажду посреди океана, целесообразно даже при наличии опреснителя позаботиться о полном заполнении цистерн питьевой воды, а также обеспечить себе аварийный запас живительной влаги в пластиковых емкостях.
Стоит отметить, что спиртные напитки (даже слабоалкогольные) способствуют усиленному выводу влаги из организма и в целом стимулируют жажду вместо того, чтобы ее утолять. Поэтому наступите на горло своим дурным привычкам (если таковые имеются) и вместо лишней упаковки пива возьмите с собой в море пару килограммов сочных фруктов или овощей.
Секреты морского меню
Грамотное планирование питания позволяет избежать двух крайностей: остаться к концу плавания на сухом (а то и на голодном) пайке с минимальным выбором продуктов и напитков или же при сдаче лодки оставить кучу щедро оплаченного, но так и не использованного продовольствия. Не стоит забывать и о возможных гастрономических ограничениях, которые могут быть вызваны как особенностями организма, так и вкусовыми предпочтениями членов вашей дружной команды. Конечно, в большинстве своем любители парусных прогулок — настоящие морские волки, которые могут есть и (особенно) пить все что угодно, но… Как показывает практика, абсолютным здоровьем может похвастаться далеко не каждый. В одной лодке могут оказаться вегетарианцы, мясоеды, аллергики, люди с непереносимостью лактозы — причем каждый из них рассчитывает получить максимальное удовольствие от путешествия и не стать причиной его досрочного прекращения.
Кстати, порой даже ограниченные морские рационы способствуют успешному излечению самых тяжелых заболеваний — именно так знаменитому сэру Фрэнсису Чичестеру (Sir Francis Chichester) удалось победить даже застарелую язву желудка.
Составив раскладку продуктов из расчета трехразового питания человек в течение 16 суток, плюс аварийный запас на 2–3 дня, молодой повар получает возможность реализовать ее на практике уже в качестве судового кока. Преимущества очевидны — вы не тратите деньги на лишние продукты и при этом команда гарантированно получает полноценное разнообразное питание с учетом всех индивидуальных особенностей.
Базовым элементом при планировании рационов является красное мясо (говядина) из расчета 125 г на человека за один прием пищи.
Помимо мяса — основного источника белка — рекомендуется обратить внимание на запас овощей и фруктов. Закупать их следует в последнюю очередь (за день-два до выхода в море), причем лучше делать это не в магазине, а на местных рынках. Дело в том, что даже кратковременное охлаждение в хранилищах супермаркетов рискует ускорить их порчу и снижает сроки хранения на борту. Избавить базарные фрукты и овощи от личинок насекомых (а заодно и продезинфицировать без потери вкусовых качеств) можно, погрузив их в слабый раствор перманганата калия (марганцовки). Кстати, приобретать как овощи, так и фрукты целесообразно в разной степени зрелости, чтобы потреблять по мере дозревания, а не ломать голову над тем, что делать с одновременно испортившимся урожаем.
И наконец, чем питаться в штормовую погоду? Если вам повезло и ваша морская болезнь проявляется только в виде все возрастающего аппетита, то пригодятся уже готовые блюда (замороженные или в вакуумной упаковке), которые можно оперативно разогреть в микроволновке. Комплекты готовых кушаний для обедов и ужинов помогут самым стойким качественно подкрепиться даже в бурном море и заодно сэкономят время и силы нештатному коку — ведь готовить на качке занятие трудное и не слишком приятное.
В случае же, когда желудок бунтует и наотрез отказывается принимать даже деликатесы, вам помогут сухарики, крекеры, галеты, чипсы, словом — любые хрустики, предпочтительно с острыми добавками.
В качестве последних можно использовать соль и другие специи, различного рода сырные намазки и соусы — конкретику в каждом отдельном случае вам подскажет собственный организм. Как свидетельствует практика, хорошим дополнением ко всему хрустящему послужат простейшие овощные салаты с заправкой (см. салат «Штурманский»)
Простые и вкусные средства от морской болезни
Самую большую миску подобного салата стоит разместить в общедоступном месте: загрузил в себя ложечку, похрустел сухариком и — ожил! Также хорошо помогают от морской болезни твердые яблоки, соленые огурцы и ломтики лимона. Кстати, известный морской рецепт еще XVIII века рекомендует для полной стабилизации желудка и возбуждения аппетита при свежей погоде проглотить маленький кусочек ветчины, привязанной на нитку (очевидно, для возможного многократного повторения). Однако, при всей своей подтвержденной веками эффективности и бесспорной экономичности, в наши дни этот способ представляется чересчур радикальным.
Если же у вас нет возможности привлечь к составлению меню на поход и его последующей реализации профессионального повара — не отчаивайтесь! Соберитесь всей командой и устройте кулинарный мозговой штурм, учитывая как рекомендации профессиональных яхтсменов, так и собственные интуицию и опыт. Проверяйте результаты подобного гастрономического планирования на практике и вносите необходимые коррективы, которые обязательно подскажет ваш желудок!
Для примера ниже приведено меню реального семи перехода, в котором вы найдете и торжественный пир в день отправления, и обед из всевозможных остатков в конце путешествия.
Чай, кофе и промежуточные «перекусы по настроению» подразумеваются, но в основное меню не включены. Количество питьевой воды в бутылках указано в качестве дополнения к полному основному запасу в бортовых цистернах.
Примерное меню для семидневного круиза на четверых
А теперь от меню логично переходим к списку продуктов, с которым отправимся в супермаркет и на рынок.
на семидневное плавание из расчета на четырех человек
Мясо
Яйца и молочные продукты
Овощи и фрукты
Хлебобулочные изделия
Другие продукты
Хозяйственные мелочи
Приятного аппетита и счастливого плавания!