как фотографировать меню для кафе
15 советов по фуд-фотографии
В сравнении со всеми другими жанрами фотографии, в которых мне приходилось работать, фуд-фотография является, возможно, наиболее приближенной к категории “сделай сам”. Это касается многих аспектов, начиная с освещения и композиции и заканчивая стилизацией и самой съемкой. Фуд-съемка – это всегда производственный процесс. Но независимо от того, фотографируете ли вы еду для ведущих изданий или же для домашней книги рецептов, процесс создания остается аналогичным.
Вам нужен лишь один источник света
Безусловно, фуд-фотография представляет собой одно из тех направлений, о которых справедливо сказать: чем меньше, тем лучше. К примеру, снимая портреты, автомобили или архитектуру интерьера, мы можем добавлять и добавлять всё новые источники света, пока не получим идеально очерченные формы. То мы увеличиваем количество заполняющего света, то направляем свет, а то выставляем тени. Но чтобы сделать первоклассную фуд-фотографию, следует подобрать только один большой источник рассеянного света.
Прежде чем бежать в магазин фототехники в поисках огромного софт-бокса, обратите внимание на окна в своем доме. В девяти из десяти случаев, свет, который пропускается через окна, это все, что вам нужно для создания красивого рассеянного освещения. Подсвечивая объект сзади или сбоку, вы создадите объем и подчеркнете текстуру продуктов. Мне, как портретному фотографу, изначально казалось это несколько противоречивым. И хотя мы можем сделать прекрасные портретные фотографии, используя только один источник света, добавляя заполняющий свет, который смягчает тени или фоновый свет для создания разграничения, это не так применимо к фуд-фотографии.
Особенность фуд-фотографии – максимально естественное освещение. При взгляде на фотографию мы не должны замечать свет. Это одна из причин, по которой стоит использовать естественный дневной свет. Также использование естественного освещения подразумевает тени, образованные естественным путем. Если вам кажется, что тени слишком глубокие, рекомендую пользоваться отражателем.
Порой природа отказывается сотрудничать
Иногда погода застает нас врасплох, и с этим ничего не поделаешь. А порой приходится снимать в темное время суток. И, несмотря на то, что дневное освещение как нельзя лучше подходит для фуд-фотографии, при необходимости вы можете воспроизвести его в студии. Независимо от того работаете ли вы со студийным освещением или со вспышкой, убедитесь в том, что вы используете софтбокс или другой прибор достаточно большого размера, он должен обеспечивать хорошее рассеивание.
Как вы можете заметить на фотографии представленной ниже, установка может быть предельно простой. Я разместился прямо перед открытой дверью. Это большой источник естественного рассеянного света. На противоположной части стола я установил светоотражатель при помощи фиксатора. Всё остальное сделает камера. В дни, когда погода не благоволит, я добавляю к базовой установке 24-дюймовый софтбокс со вспышкой с мощностью 1/4 (плюс минус).
Меняйте угол съемки
Наиболее выгодные ракурсы могут быть не только в портретной фотографии, это применимо и для фуд-фотографии. Важно осознавать, что концепция, выстроенная в голове, не всегда может дать лучший возможный результат. Это одна из причин, по которой я никогда не снимаю только с одного ракурса.
Сначала делайте снимок, который вы изначально рисовали в воображении, а затем, меняя композицию, создавайте дополнительные снимки. Важно иметь выбор, особенно если вы снимаете для клиента. Помните, что для одной фотографии будет приемлем один ракурс, а другой кадр может лучше смотреться с другого ракурса. К примеру, фотографировать ряды капкейков лучше под небольшим углом, чтобы создать ощущение тянущихся через весь кадр линий. А снимать ингредиенты для блюда лучше сверху. Как и в любом другом жанре, в фуд-фотографии следует очень обдуманно подходить к выбору ракурса.
На двух снимках ниже продемонстрированы два различных ракурса, с которых фотографировались горстки специй. Вы можете сказать, какая фотография вышла лучше? Если фотограф не может ответить на этот вопрос, то клиент точно сможет.
Многие фуд-фотографы и стилисты предупредят вас, что на съемку еды у вас в запасе есть очень ограниченное количество времени, и в определенной степени будут правы. Блюда, которые подаются в горячем виде, будут выглядеть значительно лучше, если они только что были вынуты из духовки. Но это не значит, что первое появление блюда перед объективом непременно завершится сиюминутным успехом.
Всегда будьте уверены, что в запасе есть дополнительное блюдо. Вы можете приготовить “набросок” для того, чтобы правильно выбрать композицию и убедиться в том, что настройки камеры и свет выставлены правильно. Некоторые профессиональные фотографы такие блюда называют “бутафорными”. Когда все готово для съемки, выносят “блюдо-героя”, которое уже идеально скомпоновано и украшено. Пробные съемки помогают снять напряжение к моменту, когда на сцену выходит уже главная модель.
Представленный ниже кадр с оладьями – наглядный пример того, как можно испортить фотографию. Мы снимали конечное блюдо, но по невнимательности я засветил левый верхний угол стопки блинов. Конечно, потом мы исправились, но это классический пример, показывающий, насколько следует быть внимательным.
Глубина резкости
У многих присутствует склонность при естественном освещении снимать на максимально открытых диафрагмах. Отверстие диафрагмы f/2.8 или f/1.8, конечно, создаст мягкий, туманный фон, но во многих ситуациях при съемке еды правильнее сохранять в зоне фокуса больше деталей. Помните, я чуть выше говорил про ряды капкейков? В этом случае малая глубина резкости приемлема, поскольку мы знаем, что предметом съемки являются именно капкейки. Но что если на заднем фоне были бы детали, которые мы не смогли бы опознать, не будь они в зоне резкости? Согласитесь, в таких случаях малая глубина резкости не самый лучший выбор. Также не забывайте, что ГРИП распространяется не только от переднего плана к заднему, но и из стороны в сторону.
Как фотографировать мороженое?
Возможно, съемка мороженого является самой трудной задачей, с которой приходится сталкиваться фуд-фотографу. По крайней мере, для меня в самом начале это составляло трудность. Мороженое начинало таять, как только оно соприкасалось с тарелкой, и все результаты моей работы меня, в конечном счете, не устраивали. А сейчас я поделюсь с вами премудростью, которой сам теперь пользуюсь. Заранее зачерпните мороженое и выложите его на сухой лед (возьмите мороженого чуть больше, чем вам необходимо). Используя соломинку, аккуратно сдуйте частички сухого льда по бокам.
Вкусное блюдо не всегда красивое блюдо. Некоторые деликатесы выглядят на фотографиях просто отвратительно. Но есть выход из ситуации – фотографировать ингредиенты. Можно делать макро-снимки, как с кофейными зернами. На этой фотографии отчетливо видна текстура зерен, возникает ощущение, что мы можем ощутить их тактильно. Конечно, пощупать их руками невозможно, но мы можем представить каковы они наощупь, гладя на этот снимок.
Другой выход – снять процесс создания блюда. Сфотографируйте переливающуюся жидкость или руки, перемешивающие в миске ингредиенты. Такой ход отвлечет внимание от визуальной непривлекательности блюда или его ингредиентов. Еще одна капризная модель – соус. Соусы никогда не льются так, как мне того хотелось бы, поэтому есть смысл фотографировать их в состоянии покоя.
Место съемки
Хорошо подумайте, какова ваша цель? Вы хотите отобразить еду на фотографии во всем её великолепии, верно? Если в студии, где вы обычно снимаете, нет кухни, то найдите место для съемки, где есть кухня. Дело не только в том, что наличие кухни послужит гарантом того, что блюда будут выглядеть максимально свежими, но и сама атмосфера, которую создает рабочее кухонное пространство, играет немаловажную роль.
Чистые тарелки
Вы видели, как фуд-стилисты выкладывают на тарелки еду? Они пользуются специальными щипцами! Они педантичны и щепетильны, поскольку даже небольшая крошка, оказавшаяся не на своем месте, может отвлечь внимание зрителя. Как говорит один мой друг: “От капли соуса или крошки я запросто могу избавиться позднее в Photoshop”. Но я хочу призвать вас делать всё максимально приближенно к идеалу еще во время съемки. Все должно находиться на своих местах, никаких крошек, никаких пятен на тарелках.
А с другой стороны.
Будьте креативны. Раскрошенное печенье смотрится весьма эстетично. Не всякое блюдо следует сохранять в его первозданном виде. Крошите печенья, разрезайте горячие стейки. Тем самым вы скажете зрителю, что уже успели насладиться изображенной на фотографии едой, и он может сделать то же самое. Беспорядок может выглядеть не менее эффектно, чем идеальная чистота и порядок.
Не забывайте о декорациях
Один из лучших советов, что я могу дать вам, это при возможности звать на съемки фуд-стилиста. Но не каждый проект и бюджет может гарантировать вам такую возможность, поэтому оттачивайте мастерство в создании различных образов сами. Еда остается неизменной, но фон может либо выгодно её подчеркнуть, либо наоборот сыграть против. Это сравнимо со съемкой портретов. Меняйте скатерти, тарелки, разделочные доски, но не стоит останавливаться на том.
Никогда не обращали внимания на то, сколько различных фонов имеют фуд-фотографы? Да, фон, на который вы будете ставить тарелку с едой, тоже можно сделать самому. Я использовал и керамические плитки для напольного покрытия, и старые доски. А не завалялся ли у вас на кухне старый, местами заржавевший, поддон для духовки? Чем не вариант для фона? Старайтесь использовать цвета и текстуры, которые подчеркивают пищу. Но порой все, что вам нужно – то просто поставить тарелку на стол.
Осведомитесь, как будет использоваться фотография
Вы снимаете для книги рецептов, журнала или упаковки продукта? Четкое понимание сферы и соответственно аудитории играет большую роль в том, как именно вы выстроите композицию, какому стилю будете придерживаться и пр. Вы можете создать самое красивое в мире фото, но если оно окажется вне поставленной задачи, то вполне может быть, что вам придется снимать заново или вас вовсе отстранят от работы. Это одна из причин, по которой я советую фотографировать сразу с нескольких ракурсов.
Я почти никогда не знаю, какое именно блюдо окажется на обложке журнала или книги, потому представляя себя на месте клиента, стараюсь предоставить широкий выбор. К примеру, первое представленное ниже фото было использовано в качестве иллюстрации к рецепту, а второе выбрали для обложки.
Лучше меньше, да лучше
Помните, я говорил, что для съемки еды действует правило – лучше меньше, да лучше. Так вот не забывайте об этом выкладывая еду на тарелку. Можно подумать, что гора еды, похожая на обед голодного подростка, привлечет больше внимания. Но не стоит забывать, что в съемке участвует не только “звезда”, а есть еще и герои второго плана. Поэтому во время сервировки оставляйте на тарелке пустое пространство, это также поможет создать контраст между блюдом и фоном. Также остерегайтесь использовать слишком много различных элементов.
Стоит ли снимать процесс приготовления?
На этот счет мнения разнятся. Некоторые фотографы и стилисты утверждают, что стадия, когда блюдо завершено и готово к подаче, является самой красивой, и закулисье фотографировать не стоит. Но есть и приверженцы других точек зрения. Лично я считаю, что если у фотографа есть время на съемку так называемых бутафорных блюд, то можно заснять и процесс создания.
Не прикасайтесь к блюдам, над которыми работал стилист
Не стоит учиться на собственном опыте, лучше сразу взять это на заметку. Вы относитесь серьезно к своей работе, стилисты тоже. Как только еда попадает на тарелку, вы не имеете права вносить собственные коррективы. Если на ваш взгляд следует что-то добавить, то попросите об этом того, кто за это ответственен. Их наняли по той же причине, что и вас, они талантливы и разбираются в своей сфере, как никто другой.
Подведем итоги
Съемка еды, как и съемка в любом другом жанре, подразумевает отдачу, и если вы не приложите максимум усилий, то результаты могут вас разочаровать. Наверно вы успели заметить, что многие пункты, приведенные в статье, могут быть применены и к съемке людей, так оно и есть. Обращая внимание на свет, фон, ракурс, композицию, настройки камеры и “гардероб”, вы можете получить не только замечательные портреты, но и очень аппетитные фуд-фотографии.
Как фотографировать еду в ресторане: 4 ключевых момента
«Как фотографировать еду?» — такой вопрос, конечно, возникает реже, чем вопросы о том, как снимать…
«Как фотографировать еду?» — такой вопрос, конечно, возникает реже, чем вопросы о том, как снимать пейзажи или портреты. И это не удивительно, ведь фотосъёмка портретов, пейзажей и архитектуры привлекает большое количество фотографов. Однако, съёмка различных блюд в ресторанах может быть не менее увлекательной. Дело это непростое. Поэтому многим фотолюбителям и блогерам удаётся создавать у себя на кухне настоящие фотошедевры, но, попытавшись повторить это где-нибудь в ресторане, они сталкиваются с трудностями.
В этой статье мы попробуем разобраться, как качественно фотографировать еду в ресторане.
Освещение
Любой фотограф скажет вам, что естественное освещение – главный компонент качественной фотографии любого блюда. Хорошее освещение сделает ваш снимок потрясающим, в то время как его недостаточное количество может испортить любую фотографию.
Принимая это во внимание, идеальным решением может показаться фотосъёмка в дневное время рядом с окном.
Отыщите хорошо освещенный столик и обратите внимание на следующее:
Наилучшие результаты получаются при наличии источников света сбоку и позади столика. Используйте отражатель, чтобы подсветить тени и эффектнее осветить блюдо на вашей тарелке.
Наилучшее, мягкое освещение можно получить в пасмурные дни. Отражённый свет подчёркивает цвет и текстуру блюда.
Если вы столкнулись с прямым солнечным светом, падающим на столик, попытайтесь рассеять его, занавесив окно салфеткой или неплотными белыми шторами. В самом крайнем случае просто встаньте на его пути, создав тень, а затем попробуйте подсветить блюдо при помощи отражателя.
В случаях, когда естественный свет вам будет недоступен, вам придётся использовать отражатели или даже вспышку. Будьте внимательны! Если вы используете вспышку, убедитесь, что вы направляете её в потолок или стену. Никогда не направляйте вспышку прямо на ваше блюдо и, пожалуйста, не используйте встроенную вспышку! Инвестируйте немного денег в освещение для вашей камеры.
Композиция
Композиция определяет то, как вы представите зрителю блюдо, находящееся перед вами. Её выбор может стать самым сложным этапом съёмки, но именно от композиции зависит, как будет восприниматься ваша фотография – как художественное изображение, или же, как заурядный снимок.
Обдумайте, что должно стать центральной темой вашей фотографии? Блюдо целиком? Как оно смотрится на сервированном столике? Как оно освещено? А, может, какие-то детали блюда? Вариантов – множество. И вы должны, прежде всего, понять, для чего вы снимаете это изображение. Ответив для себя на этот вопрос, вы достаточно легко сможете определиться с ключевой темой изображения.
На первом этапе вы можете придерживаться правила третей, размещать ключевые моменты изображения в точках пересечения воображаемых линий (или линий сетки в видоискателе), выбирая наиболее удачные ракурсы.
Когда вы твёрдо усвоите классические правила композиции и научитесь использовать их в своей работе, вы можете начать экспериментировать, выходя за рамки общепринятых правил компоновки кадра. Часто именно такие эксперименты позволяют создать эффектные и эстетичные изображения на первый взгляд заурядных блюд.
Найдите лучший ракурс для блюда, которое вы снимаете. В качестве отправных точек вы можете использовать любой из ракурсов ниже:
Вид сверху. Хорошо подходит для съёмки несложных, аккуратных блюд и закусок. Этот ракурс позволяет подчеркнуть симметрию, но совершенно скрадывает объём, так что, для придания изображению глубины, вы можете размыть задний фон (использовать малую глубину резкости).
Вид «от лица клиента» (располагаясь сбоку от блюда, под углом 45°). Такой ракурс подходит для съёмки более сложных, многокомпонентных блюд, занимающих большую часть тарелки.
«Эпичный ракурс» (крупный план блюда, под 90° к блюду). Как правило, этот ракурс используется для съёмки крупным планом, поэтому он отлично подходит для съёмки объёмных блюд.
Полезно иметь под рукой макрообъектив поскольку он позволяет качественно снимать крупные планы, и существенно раздвигает границы ваших творческих возможностей.
Не забывайте о фоне – всегда оценивайте, насколько он хорош, и как он сочетается с объектом съёмки. Старайтесь использовать простые фоны, но если вы хотите добавить на него какие-то детали, следите за тем, чтобы не перегружать его деталями, способными отвлечь взгляд зрителя. Избегайте ярких, отражающих поверхностей, например, таких как стаканы, графины, бутылки и т. п. Если они попадают в кадр – переместите их за пределы кадра, или переместитесь сами так, чтобы исключить их из кадра. Помните, что в этом случае меньше – значит лучше!
Редактирование
Обработка – заключительный этап фотосъёмки. При помощи своего любимого графического редактора вы можете сделать свою фотографию более эффектной, но вы должны быть осторожны, чтобы не переборщить с редактированием. Обрабатывая фотографию, можно легко увлечься и придать изображению неестественный вид.
Блюда в ресторанах снимать непросто, но редактировать их достаточно легко. Найдите свой стиль в обработке и чётко следуйте ему от фотографии к фотографии. Опять же, не забывайте о том, что в этом жанре фотографии меньше – значит лучше.
Универсального совета о том, как редактировать фотографии блюд из ресторана, не существует. Просто делайте то, что вам нравится и помните, что еда, как и люди, хотела бы, чтобы вы запечатлели её с лучшей стороны.
Оборудование
Чтобы получать качественные фотографии еды, вам потребуется следующее:
Кстати, всё это оборудование с лёгкостью помещается в фоторюкзаке.
Этого набора должно быть вполне достаточно для того, чтобы сделать первые шаги в фотосъёмке ресторанных блюд.
Думайте о еде, как шеф-повар и смотрите на неё, как художник.
Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся! Читайте нас на Яндекс.Дзен «Секреты и хитрости фотографии».
Фотосъёмка блюд для карты меню
Вот вы купили фотоаппарат, разобрались со «всеми кнопочками», выдержкой, iso, диафрагмой и сделали аватарки всем своим друзьям. И уже на этом этапе, у вас появляется желание попробовать заработать на своём новом хобби. Задумано, сделано. «Принимаю заказы на фотосъёмку», уже красуется в статусе соц. сети.
Но клиентов почему-то нет, а знакомые не понимают, почему должны вам платить за «простой щёлк».
И здесь мы получаем несколько распространённых сценариев:
• вы откладываете фотоаппарат и идею стать профессиональным фотографом в дальний ящик;
• занимаетесь любительской фотосъёмкой только для души и творчества, не преследуя заработка;
• продолжаете развиваться в фотографии, несмотря ни на что. Читаете много литературы, изучаете работы профессиональных фотографов, посещаете мастер-классы и проходите онлайн-курсы. Очень много снимаете и оттачиваете свои навыки.
Если вы пошли по третьему пути и желаете начать зарабатывать на фотографии, попробуйте себя в food-фотографии.
Фотосъёмка блюд для меню – это один из самых быстрых способов монетизировать своё хобби. Заказчиками являются владельцы кафе, ресторанов и небольших точек общепита. Для обновления или создания меню, им требуются фотографии всего ассортимента блюд, а это от 20 до 70 позиций!
Фото для страницы меню: Ильдар Хайруллин
Почему, это один из самых быстрых способов монетизировать своё хобби?
• Для старта не требуется дорогое оборудование.
Достаточно бюджетной фотокамеры и желание творить
• Чтобы тренироваться, не нужно искать моделей.
Можно подготовить портфолио не выходя из дома. Необходимый минимум найдёте у себя на кухне
• Основам можно научится в короткие сроки.
Первые результаты можно получить уже через неделю тренировок.
• Легко найти первые заказы
Общепит стремительно развивается и всё больше новых заведений появляется на рынке. Каждому из них требуется карта меню
С чего начать?
• Для старта подойдёт китовый объектив, идущий в комплекте с вашей камерой. Лучше, конечно, использовать фиксы от 50мм до 100мм.
• Фон. Одна из важнейших деталей для создания атмосферы в кадре. Для начала подойдёт стол, с деревянной столешницей
• Красивые столовые приборы, интересная посуда, красивые съедобные присыпки. Все это можно найти алиэкспресс или в хозяйственных магазинах вашего города.
Фотограф Ильдар Хайруллин
• Свет. Самый распространённый свет в фуд-фото – это боковой под 45 градусов. Его можно получить из окна. Можно повторить такой свет и со вспышкой с софт-боксом.
• Вдохновение. Посмотрите работы профессиональных food-фотографов и попробуйте повторить расположение объектов в своём кадре
Фотограф Ильдар Хайруллин
Напишите в комментариях: интересно ли вам данное направление и был ли у вас опыт в food-съёмке?
Комментарии: 23
Можно ли заниматься этим направлением, используя не камеру а смартфон? Сейчас ведь потенциал смартфонов достаточно велик и в такой узкой нише может быть он сможет составить конкуренцию фотоаппарату?
Мы и правда думаем, что осилит дорогу идущий и ещё расскажем как создать портфолио, не выходя из дома подробней.
Да, это интересное направление.
Спасибо. Очень интересно.
Да, нужно для развития
Мои работы. Сыровато, но я стараюсь
Очень интересная тема. Я фотограф-репортажник и люблю готовить. Месяца два назад решил поснимать свои блюда. Хотелось бы продвигаться в этом направлении!
Очень интересная тема. Я фотограф-репортажник и люблю готовить. Месяца два назад решил поснимать свои блюда. Хотелось бы продвигаться в этом направлении!
Прелесть в том, что можно тренироваться на своих блюдах)
Вы хорошо ознакомлены с темой. Цель статьи была именно ввести в тему и рассказать, что есть такое узкое направление в food-съёмке: фото для карты меню.
Действительно, подводных камней очень много, как и в любом направлении. Будем делится ими
Фото зделаны на самодельном приспособлении для предметной съёмки и любительском фотоаппарате.
Геннадий, тут не стоит путать рекламную фотографию, где работает большая команда: фуд-стилист, продюсер, фотограф и на съёмку одного блюда уходит чуть ли не целый съёмочный день. Вот там слюнодав)
А тут речь идёт о потоковой съёмке 30-70 блюд в едином стиле, для карты меню, когда на съёмку одного блюда у вас от 2 до 7 минут)