Что такое зрительно моторная координация

Зрительно-моторная интеграция: формирование, развитие, роль в офтальмологической практике

*Пятилетний импакт фактор РИНЦ за 2020 г.

Читайте в новом номере

Зрительно-моторная координация (ЗМК) — это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов, которая необходима в повседневной жизни, во время занятий спортом, в профессиональной деятельности человека. Формирование ЗМК начинается в раннем детстве, ее развитие продолжается в течение всей жизни человека, но особенно активно — в первое десятилетие. ЗМК является частью зрительно-моторной интеграции (ЗМИ), которая представляет собой сложную комбинацию навыков и позволяет человеку выполнять сложные задачи, используя глаза, руки и мозг вместе. Причинами нарушения ЗМИ являются отставание в развитии, обусловленное условиями жизни и организацией обучения, индивидуальными особенностями развития или здоровья; заболевания нервной системы (черепно-мозговые травмы, нарушение мозгового кровообращения, интоксикации); и, особенно, снижение/нарушение зрительных функций. Так как качество зрительных функций является важной составляющей хорошей ЗМК, для ее формирования и развития необходима правильная коррекция зрения. Исследования показали, что степень близорукости может повлиять на успеваемость школьников в деятельности, требующей ЗМИ. Назначение оптической коррекции зрения при аметропиях приводит к повышению ЗМК, что важно учитывать при работе с пациентами, имеющими рефракционные нарушения, особенно в педиатрической практике.

Ключевые слова: зрительно-моторная координация, зрительный и двигательный анализаторы, зрительные функции, оптическая коррекция зрения, микроориентирование, мелкая моторика, синхронизация.

Для цитирования: Егоров Е.А., Романова Т.Б., Рыбакова Е.Г. Зрительно-моторная интеграция: формирование, развитие, роль в офтальмологической практике. РМЖ. Клиническая офтальмология. 2021;21(1):14-17. DOI: 10.32364/2311-7729-2021-21-1-14-17.

E.A. Egorov, T.B. Romanova, E.G. Rybakova

Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, Russian Federation

Visual motor coordination (VMC) is the coordination of the motions and their elements resulting from the collaborative and simultaneous activity of the visual and motor analyzers required for daily activities, sports, and professional activities. The development of VMI begins in the early childhood and proceeds throughout human life being the most active within the first 10 years. VMC is a part of visual motor integration (VMI) defined as a complex combination of skills to correctly execute the movements of arms, legs, and body. The potential causes of impaired VMI are arrested development due to living conditions, organization of teaching, individual developmental or health characteristics; nervous system diseases (i.e., head injuries, cerebrovascular disorders, intoxication etc.); and, in particular, visual impairments. Since the quality of visual functions is an important component of good VMC, its generation and development require adequate vision correction. It was demonstrated that the degree of myopia may affect school performance in the areas requiring VMI. Optical correction of ametropias improves VMC. This should be considered when managing patients (in particular, children) with refractive errors.

Keywords: visual motor coordination, visual and motor analyzers, visual functions, optical correction, micro-level orientation, fine motor skills, synchronization.

For citation: Egorov E.A., Romanova T.B., Rybakova E.G. Visual motor integration: generation, development, and its importance for ophthalmology. Russian Journal of Clinical Ophthalmology. 2021;21(1):14–17. DOI: 10.32364/2311-7729-2021-21-1-14-17.

Что такое зрительно моторная координация. Смотреть фото Что такое зрительно моторная координация. Смотреть картинку Что такое зрительно моторная координация. Картинка про Что такое зрительно моторная координация. Фото Что такое зрительно моторная координация

Введение

Известно, что 80% информации человек получает посредством зрения, однако успешность использования этой информации, высокая производительность труда у представителей ряда профессий зависят не только от высоких зрительных функций, которые исследуются в повседневной практике коррекции зрения, но и от когнитивной способности человека — зрительно-моторной координации (ЗМК). ЗМК — одна из составляющих зрительного восприятия, оценке которой, как правило, не уделяется должного внимания в офтальмологической практике. Еще И.М. Сеченов установил «принцип согласования движений с чувствованием». И.П. Павлов писал: «Давно было замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определенном движении…, вы его невольно, этого не замечая, воспроизводите» [1]. Все последующие исследования в психофизиологии подтверждают справедливость этих высказываний, подкрепляя их новыми данными о взаимодействии моторного и сенсорных центров головного мозга и развитии ассоциативных связей. Понятие единства сенсорики и моторики является одним из основных в современной физиологии сенсорных систем.

Роль ЗМК в жизнедеятельности человека

ЗМК — это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов [2], это координация в системе «глаз — рука» или «глаз — нога», которая необходима в повседневной жизни, занятиях спортом, профессиональной деятельности человека. Неслучайно вопросы развития ЗМК, ее оценка являются одним из аспектов таких развитых за рубежом направлений оптометрии, как спортивная оптометрия, а также оптометрия профессий или оптометрия поведения и трудовых действий человека.

Человек использует и тренирует ЗМК во всех сферах своей деятельности: когда вставляет ключ в замок, делает записи на бумаге, набирает текст на компьютере, занимается сборкой деталей, водит автомобиль, координируя движения за рулем в соответствии с визуальной информацией об окружающем мире. Огромное значение имеет ЗМК при занятиях спортом, когда происходит координация того, что видят наши глаза, с движениями тела. В зависимости от вида спорта будет доминировать координация в системе «глаз — рука» (баскетбол, теннис, бейсбол) или «глаз — нога» (футбол, легкая атлетика). Почти в каждом виде спорта требуется координация зрения с действием большинства мышечных групп, поэтому занятия спортом являются примером ЗМК в целом [3].

Формирование и развитие ЗМК

ЗМК не существует с рождения. Ее формирование начинается в раннем детстве, развитие продолжается в течение всей жизни человека, но особенно активно — в первое десятилетие. Можно говорить об определенной иерархии развития ЗМК, которая имеет место в создании прочной основы навыков зрительно-моторной интеграции (ЗМИ). Первым этапом становления ЗМК является развитие грубых двигательных навыков у ребенка, затем включаются основные навыки движения глаз. Орган зрения начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности. И.П. Павлов описал это так: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» [4].

Ребенок 2 лет может успешно воспроизвести вертикальную линию, 3-летний ребенок, имея перед собой образец, может скопировать окружность и прямой крест, в 4 года — прямоугольник, в 5 лет — квадрат, треугольник и косой крест, а также вполне опознаваемую схематичную фигурку человека, с 5 лет, при условии систематической тренировки, дети могут воспроизводить все более сложные комбинации фигур. Развитие ЗМК косвенно влияет на общее интеллектуальное развитие и очень важно для формирования навыков учебной (письма) и трудовой деятельности.

ЗМК является частью ЗМИ, которая представляет собой сложную комбинацию навыков и позволяет человеку выполнять сложные задачи, используя глаза, руки и мозг вместе. ЗМИ использует координацию «глаз — рука», но включает в себя навыки визуального восприятия, такие как восприятие размера, фигуры, последовательная память и визуализация, и это лишь некоторые из них. Хорошие навыки письма в значительной степени зависят от хорошо развитой и полностью интегрированной зрительно-моторной системы.

Нарушения ЗМК: причины и проявления

Причинами нарушения ЗМИ могут быть отставание в развитии, обусловленное условиями жизни и организации обучения, индивидуальными особенностями развития или здоровья; заболевания нервной системы (черепно-мозговые травмы, нарушение мозгового кровообращения, интоксикации).

Однако одной из главных причин нарушения ЗМИ является снижение или нарушение зрительных функций. Если в первые месяцы жизни ребенка двигательная активность рук и ног главенствует в развитии способности видеть предметы, ребенок фиксирует свое внимание на движущемся объекте, то к 5–6 мес. соотношение зрения и движений изменяется. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушениями зрения развивается иначе, такие дети чаще отстают в развитии, координация движений у них нарушена, т. к. сниженное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за движениями. При этом у детей с нарушением зрения наблюдаются некоторые специфические особенности развития двигательной сферы, например отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это, естественно, не может не сказаться на координации согласованности действия рук и ног. Для детей с нарушениями зрения характерны снижение координации зрительно-двигательных функций, нарушение микроориентирования и тонуса различных групп мышц, недостаточность мелкой моторики, а также снижение внимания [5–7].

Нарушения ЗМК имеют следующие проявления:

неустойчивый почерк (разная высота букв и цифр, неровные штрихи);

медленное и менее качественное выполнение заданий;

чрезмерные ошибки и стирание написанного;

сложность копирования с доски;

общая неуклюжесть или проблемы с координацией;

низкие спортивные показатели (например, при ловле мяча или ударе по нему).

В связи с тем, что качество зрительных функций является важной составляющей хорошей ЗМК, для ее формирования и развития необходима правильная коррекция зрения.

Известно, что у учащихся 30–60% школьного дня заполнены чтением, письмом и другими занятиями, требующими не только высоких зрительных функций, но и хороших зрительно-моторных навыков. Так как ЗМИ — это двигательная способность человека воспроизводить символы, такие как копирование геометрических фигур, букв алфавита или цифр, нарушения зрительных функций могут отрицательно влиять на успеваемость в обучении [8, 9].

Исследования показали, что степень близорукости может повлиять на успешность осуществления школьниками деятельности, требующей ЗМИ, а оптическая коррекция зрения при аметропиях приводит к повышению ЗМК [10, 11]. Дети со слабой и средней степенью миопии и сильным зрительно-моторным контролем могут длительно выполнять работу вблизи, тогда как другие, например с высокой степенью миопии, испытывают трудности в обучении, это зависит от характера и выраженности рефракционных нарушений и наличия проблем с визуально-моторным контролем [10].

Нарушения ЗМК встречаются не только в детском возрасте, когда происходит особенно бурное формирование ЗМК, но и в последующей жизни человека. Например, у студентов с нарушениями ЗМИ координация их зрительных навыков, навыков восприятия и мелкой моторики далека от нормы, что мешает их хорошей успеваемости и может создавать сложности в последующей профессиональной деятельности [11]. Интересное исследование по оценке изменения чувствительности сетчатки и времени зрительно-моторной реакции (ЗМР) проводилось у студентов — они читали стандартный текст при различных уровнях освещенности [12]. При этом исследовали светочувствительность сетчатки и время ЗМР до эксперимента с чтением и после каждого этапа изменения искусственного освещения. Оценка ЗМР проводилась с помощью методики равнояркостной кампиметрии. Оптимальный рекомендуемый уровень освещенности составил 650 люкс.

Методы исследования и тренировки ЗМК

Важно, чтобы проблемы ЗМИ были диагностированы и устранены как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на функциональные способности, такие как почерк, выполнение работ, связанных с мелкой моторикой.

Оценка ЗМК проводится при работе с детьми, чтобы определить, почему у ребенка возникают трудности при выполнении заданий, почему у него плохая успеваемость. Исследование этой функции проводят также, чтобы установить, сможет ли пациент с неврологическими нарушениями обходиться без посторонней помощи (например, принимая пищу) или управлять автомобилем. В различных профессиональных областях возникает потребность оценить эффективность сотрудников, особенно там, где ЗМК особенно важна.

Для оценки и тренировки ЗМК используются метод графических заданий и графо-моторные упражнения [13, 14], например мотометрические тесты для детей «Вырезание круга» или «Дорожки». Для тренировки ЗМК у детей 5–10 лет применяется тест «Домик» по методике Н.И. Гуткиной (рис. 1).

Что такое зрительно моторная координация. Смотреть фото Что такое зрительно моторная координация. Смотреть картинку Что такое зрительно моторная координация. Картинка про Что такое зрительно моторная координация. Фото Что такое зрительно моторная координация
Тест «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.

Созданы также специальные компьютерные программы, например тесты на синхронизацию, многозадачность, скорость, принятие решений [3]. Тренировка ЗМК повышает спортивные результаты [15]. Для тренировки ЗМК существует ряд устройств, примером такого тренажера является SVT (Sport Vision Trainer SVT™, Australian Institute of Sports Vision PTY Ltd, Австралия) — доска с появляющимися световыми сигналами (рис. 2). Работа на ней дает возможность оценить синхронизацию системы «глаз — рука», а также проводить реабилитацию или тренировку координации в этой системе. В частности, на этом тренажере тренировали вратарей футбольной команды «Челси». Опубликованы результаты успешного использования такого тренажера для улучшения ЗМК у пациента после инсульта и травмы мозга [16].

Что такое зрительно моторная координация. Смотреть фото Что такое зрительно моторная координация. Смотреть картинку Что такое зрительно моторная координация. Картинка про Что такое зрительно моторная координация. Фото Что такое зрительно моторная координация

В практике оптической коррекции зрения у специалиста, осведомленного о взаимосвязи ЗМК с нарушениями зрения, есть возможность, помимо подбора средства коррекции, дать дополнительные рекомендации по тренировке ЗМК дома. Это могут быть видеоигры или онлайн-игры, занятия рисованием, раскраски, мозаика и пазлы. Развитию ЗМК способствуют также занятия вязанием, вышивкой, конструированием — все то, что включает использование мелкой моторики. Тренировке ЗМК помогают занятия такими видами спорта, как баскетбол, теннис, бадминтон, настольный теннис, недаром именно у спортсменов эта функция особенно развита [17].

Заключение

ЗМК — важная функция, влияющая как на повседневную, так и на профессиональную деятельность человека. ЗМК является частью ЗМИ, которая представляет собой сложную комбинацию навыков и позволяет человеку выполнять сложные задачи, используя глаза, руки и мозг вместе. Причинами нарушения ЗМИ являются отставание в развитии ребенка, заболевания нервной системы (черепно-мозговые травмы, нарушение мозгового кровообращения, интоксикации), однако одной из главных причин нарушения ЗМИ является снижение зрения. Формирование ЗМИ зависит от степени нарушения зрения и его коррекции. Это важно учитывать при работе с пациентами различных возрастных групп, но особенно — в педиатрической офтальмологической практике. При оптической коррекции зрения у специалиста, осведомленного о взаимосвязи ЗМК с нарушениями зрения, есть возможность, помимо подбора средства коррекции, дать дополнительные рекомендации по тренировке ЗМК дома.

Сведения об авторах:

Егоров Евгений Алексеевич — д.м.н., профессор, заведующий кафедрой офтальмологии им. акад. А.П. Нестерова лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, ORCID iD 0000-0002-1132-8031;

Романова Татьяна Борисовна — к.м.н., доцент кафедры офтальмологии им. акад. А.П. Нестерова лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, ORCID iD 0000-0002-3865-2691;

Рыбакова Елена Геннадьевна — д.м.н., профессор кафедры офтальмологии им. акад. А.П. Нестерова лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, ORCID iD 0000-0003-2858-5402.

ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России. 117997, Россия, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1.

Контактная информация: Романова Татьяна Борисовна, e-mail: romanova2804@mail.ru. Прозрачность финансовой деятельности: никто из авторов не имеет финансовой заинтересованности в представленных материалах или методах. Конфликт интересов отсутствует. Статья поступила 20.04.2020.

Evgeniy A. Egorov — Doct. of Sci. (Med.), Professor, Head of Acad. A.P. Nesterov Department of Ophthalmology of the Medical Faculty, ORCID iD 0000-0002-1132-8031;

Tat’yana B. Romanova — Cand. of Sci. (Med.), Associate Professor of Acad. A.P. Nesterov Department of Ophthalmology of the Medical Faculty, ORCID iD 0000-0002-3865-2691;

Elena G. Rybakova — Doct. of Sci. (Med.), professor of Acad. A.P. Nesterov Department of Ophthalmology of the Medical Faculty, ORCID iD 0000-0003-2858-5402.

Pirogov Russian National Research Medical University. 1, Ostrovityanov str., Moscow, 117437, Russian Federation.

Contact information: Tat’yana B. Romanova, e-mail: romanova2804@mail.ru. Financial Disclosure: no authors have a financial or property interest in any material or method mentioned. There is no conflict of interests. Received 20.04.2020.

Только для зарегистрированных пользователей

Источник

Развитие зрительно-моторной координации у детей 6–7 лет

Что такое зрительно моторная координация. Смотреть фото Что такое зрительно моторная координация. Смотреть картинку Что такое зрительно моторная координация. Картинка про Что такое зрительно моторная координация. Фото Что такое зрительно моторная координация Митина Ольга Александровна
Развитие зрительно-моторной координации у детей 6–7 лет

Одним из основных компонентов зрительного восприятия, без которого невозможно нормальное развитие ребенка в процессе различных видов деятельности (познавательной, практической, игровой, учебной, является зрительно – моторная координация.

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, там проходят тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. (слайд 1)

Что же такое зрительно-моторная координация?

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу – это развитие точных движений (тонкой моторики).

Слабое развитие моторики остается основной проблемой детей, поступающих в первый класс.

Как показывает практика, дети 6—7 лет, приходящие в школу, к сожалению, имеют крайне низкий уровень развития мелкой моторики и графо-моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать.

Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий,например: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т. д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

В процессе учебы в школе ребенку часто надо одновременно выполнять два действия, например, смотреть на доску и списывать или срисовывать то, что он в данный момент видит. Поэтому очень важны согласованные действия глаз и рук, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую дают им глаза. О трудности такой координации говорит тот факт, что многим детям проще рисовать по памяти, чем с натуры, так как при рисовании с натуры внимание раздваивается, ребенку трудно скоординировать действия глаз и рук. При не сформированной зрительно-моторной координации страдают темп и качество выполнения заданий.

Формирование и развитие зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Занятия по коррекции зрительно-двигательной и моторной координации активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.

В соответствии с целью мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Изучить проблему развития зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста,.

2. Способствовать формированию графических навыков, подготовить руку ребёнка к овладению письмом:

развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

3. Совершенствовать зрительно-моторную координацию в системе «глаз – рука», развивать навыки точного копирования образца.

4. Развивать умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи; контроль за собственными действиями.

5. Систематизировать работу по совершенствованию пальцевой моторики и зрительно – двигательной координации, сделать ее регулярной, выделить для неё оптимальное время в режиме дня, ввести её в систему педагогической работы.

6. Продолжать формировать у детей интерес к подобным упражнениям, превратить их в занимательную игру.

В ходе изучения литературы по данной теме, мы выяснили

Причины нарушения зрительно-моторной координации это:

Мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса;

Нарушение общей, ручной (мелкой) моторики;

Общая скованность и замедленность выполнения движений;

Дискоординация движений;

Нарушения зрительно-двигательной функции;

Замедленность в освоении новых движений;

При недостатках развития отмечается:

• неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);

• трудность формирования траектории движения при выполнении графического элемента (буквы,цифры,геометрическойфигуры);

• неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие растянутые, разнонаклонные буквы);

• очень медленный темп письма.

1 этап. Подготовительный.

На данном этапе была проведена:

1. Диагностика развития у детей зрительно-моторной координации (проведена психологом).

2. Подбор и изучение литературы по данной теме.

3. Подбор методов и приемов.

— по уровню развития;

— по гендерному признаку.

4. Индивидуальные беседы с родителями, с целью выявления предпочтений детей об интересах к графомоторным видам деятельности.

5. Посещение консультации психолога по данной теме.

6. Накопление и подбор материала для продуктивной деятельности.

7. Анализ занятий с целью включения упражнений на развитие зрительно-моторной координации.

2 этап. Деятельностный.

1. Создание картотеки игр и упражнений, дидактических пособий с учетом возраста, пола и уровня развития детей.

2. Использование упражнений на занятиях в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Комплексный подход при использовании.

Занятие свободная деятельность работа с родителями

Совместная деятельность самостоятельная деятельность

взрослого и ребенка. детей.

3. Индивидуальное консультирование родителей по результатам работы.

4. Стендовое консультирование (оформление папок-передвижек «Пальчиковая гимнастика», «Развитие зрительно-моторной координации»).

5. Оформление выставки работ из бисера.

Поскольку проблема развития мелкой моторики дошкольников является крайне важной, необходимо провести с детьми углублённую работу в этом направлении, обеспечивая тесный контакт с логопедом, психологом, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу. Зная, что эпизодическая нерегулярная деятельность не сможет дать заметного положительного эффекта, мы решили создать свою, приемлемую для нашей возрастной группы и существующих материальных условий, систему занятий с детьми. Свою работу мы начали с формирования у детей умения целенаправленно рассматривать, т. е. зрительно обследовать предметы. Под руководством педагога дети вычленяют основные элементы, детали объекта, определяют их соотношение, положение в пространстве, замечают изменения в самом объекте или его расположении.

Здесь мы использовали следующий алгоритм:

2. Разобрать элементы объекта;

3. Поупражнять в написании элементов и самого объекта (соедини по точкам, обведи, перерисуй и т. д. т. п.);

4. Вывести на самоконтроль (Что ты будешь делать? Как ты будешь это делать);

5. Самостоятельно воспроизвести;

6. Вывести на самоконтроль (Как ты это сделал). Можно выполнить взаимоконтроль.

Для развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации необходимо, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. В нашу работу были включены различные виды пальчиковых игр, в том числе со скороговорками, разные виды ручного труда, как плетение, нанизывание бус, оригами, мозаика, вырезание, лепка, игровые упражнения с мелкими предметами и т. д. Если эти игры, занятия и упражнения применять в комплексе, то они способствуют развитию разных групп мышц руки, развивают мышечный контроль, точность, гибкость и координацию движений

Условия успешной работы

Систематичность занятий, выполнение гигиенических требований (соблюдение светового режима, правильно организованное рабочее место, соответствие мебели росту ребёнка)

Контроль качества выполнения и соблюдения детьми условий задания, темп работы должен соответствовать возможностям ребёнка

Создание эмоционального настроя у ребёнка через игровую мотивацию

Поощрение усилий ребёнка

Тесная взаимосвязь с родителями по развитию мелкой моторики рук у детей

Оптимальным вариантом организации развивающей работы будет совместная деятельность воспитателя и педагога-психолога по развитию психических процессов, а также зрительно-моторной координации.

Развитие навыков зрительно-моторной координации важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, не только, чтобы одеваться, но и рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных как бытовых, так и учебных действий, впоследствии обучению письму в школе. А письмо — сложный координационный навык, требующий сформированной зрительно-моторной координации, правильной координации всего тела, слаженной работы мышц всей руки и работы мелких мышц кисти.

Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша.Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т. д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания.Детям старшего дошкольного возраста мы предлогали: рисование по точкам, дорисовывание незаконченного рисунка, рисование по клеточкам. Помимо формирования графических навыков, эти задания очень полезны для развития зрительного анализа, произвольности деятельности, способности принимать задачу. Особое внимание нужно уделить выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Вначале они должны быть крупными и постепенно от занятия к занятию уменьшаться в размерах. При этом соответственно будет постепенно уменьшаться амплитуда движений кисти руки.

Особую роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они позволяют коррегировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций. Пальчиковые игры организуются во вводной части занятий или после напряженной зрительной работы в качестве активного отдыха. Они развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание.

Но главное нужно помнить, что детей дошкольного возраста заставлять заниматься «через силу» неэффективно. Поэтому необходимо так заинтересовать ребёнка, чтобы ему самому захотелось заниматься.

Под влиянием целенаправленного обучения и воспитания с использованием предложенных средств развивается и совершенствуется зрительно – двигательная и моторная координация: ребёнок овладевает сложными, тонко дифференцированными движениями. У него вырабатываются навыки пользования таких инструментов, как, карандаш, кисть, ножницы.

Большую помощь в развитии зрительно-моторной координации оказывают графические диктанты. Для развития зрительно-двигательной координации важно дать ребенку образец, нарисованный под диктовку, который он должен скопировать.

Вообще, любые задания на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв, цифр, а также на конструирование по заданному образцу очень помогают детям в развитии необходимых навыков.

В процессе работы мы перед детьми ставили графические задачи, сначала простые (обведение элемента буквы по точкам, затем более сложные (написание элемента буквы самостоятельно). При этом важно обращали внимание ребёнка на то, что он уже многое умеет и у него получается значительно лучше, чем в начале. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым взрослый стимулирует интерес ребёнка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.

Для развития зрительно-моторной координации в работе с детьми мы использовали тетради клетку (как часть занятия по математике, развитию речи).

Работа в тетрадях в клетку состоит из следующих этапов:

— знакомство с тетрадью

— задание «продолжи узор», вертикальные и горизонтальные прямые палочки и комбинации из них, дуги, волнистые линии, круги, овалы

— печатание букв по клеточкам

— рисование фигур сложной формы путем подсчета клеточек на образце («нарисуй такую же фигуру»).

В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется зрительно-моторная координация и ориентировка в микропространстве, развивается произвольное внимание, зрительная память.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда – это эффективные пути, используемые для подготовки руки ребёнка к письму.

Мозаика и конструкторы также развивают мелкую моторику. Используются мозаики и конструкторы разного размера с учетом зрительной нагрузки и уровня развития мелкой моторики.

Усложнение заданий может идти за счет использования наложенных, «зашумленных» перечеркнутых, недорисованных контурных изображений, увеличения количества воспринимаемых реальных предметов (объектов) и их изображений для запоминания (от 2—3 до 6—7, применения графических и абстрактных изображений (в том числе букв, цифр и их элементов).

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации мы включали непосредственно в НОД. Здесь мы использовали Системный оператор,игры: «Ожившая фигура», «Повтори узор», «Составь объект из геометрических фигур» и т. д.

Развитие тонкой координации движений глаз и рук предполагает определенную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями рук, поэтому ни в коем случае НЕЛЬЗЯ ребенка ЗАСТАВЛЯТЬ. Если ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, пусть он вначале выполняет движения с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев будут улучшаться.

Необходимо называть эти упражнения играми, потому что для ребенка-дошкольника игра – основной вид деятельности, который наиболее благоприятен в этом возрасте для развития всех сторон психики.

Положительный эмоциональный настрой взрослого, искренний интерес к проблемам и успехам ребенка во много раз усиливают его желание правильно выполнить упражнение, нарисовать и раскрасить рисунок аккуратно, заучить стихотворение и т. д., и, следовательно, улучшают и его развитие.

Таким образом, специально созданная система работы ведёт к улучшению показателей зрительно-двигательной координации и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

3 этап. Завершающий.

1. Повторная диагностика.

2. Презентация своей работы.

Упражнения для развития зрительно-двигательных координаций в разных видах деятельности.

1. Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности).

2. Обведение по качеству геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру).

3. Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).

4. Раскрашивание и штриховка. Регулярно, по изучаемым лексическим темам.

5. Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и пр.)

6. Конструирование и работа с мозаикой.

7. Выкладывание фигур из спичек (палочек).

8. Выполнение фигур из пальцев рук.

9. Освоение ремесел (плетение, работа с бисером и пр.).

10. Пальчиковая гимнастика.

11. Обведение рисунков по контуру и соединение по точкам.

12. Продолжение рисунков (по клеточкам).

13. Дорисовывание картинок (недостающие детали, вторая половинка картинки).

14. Графические диктанты.

15. Рисунки вслепую.

16. Рисование по точкам,

17. Волшебные пятна (кляксография,

18. Рисование на обоях, на асфальте, на стекле,

19. Пластилиновая живопись,

20. Графическая музыка (рисование под музыку,

21. Печатки, трафареты, раскраски,

22. Экспериментирование с материалами,

23. Работа с пластилином, глиной, цветным соленым тестом с использованием природного материала,

24. Работа с бумагой (различной текстуры, тканью, природным материалом

25. Коллажи с разными материалами.

Игры и упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, обучение приемам работы по образцу.

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности,

Цель: развитие воображения, укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации, развитие концентрации внимания, развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества.

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, обучение приемам работы по образцу,формировать и корригировать выполнение разных видов рисовальных движений неотрывным движением руки: волнообразные, дугообразные, завиток, кудряшки — имитируя элементы школьного письма.

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия. Формирование умения регулировать размах рисовального движения в рисовании вертикальных и горизонтальных линий разной величины.

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, обучение приемам работы по образцу.

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности.

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, обучение приемам работы по образцу. Формирование умения регулировать размах рисовального движения в рисовании вертикальных и горизонтальных линий разной величины.

Цель: развитие воображения, укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе.

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации.

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности.

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации,формировать и корригировать выполнение разных видов рисовальных движений неотрывным движением руки: волнообразные, дугообразные, завиток, кудряшки — имитируя элементы школьного письма.

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности.

Вокальные разминки «Развитие вокально-слуховой координации у детей 4–7 лет» Музыкально-образовательные задачи: 1. Развитие интонационного, звуковысотного и мелодического слуха. 2. Развитие вокально-слуховой координации,.

Игры на формирование функции прослеживания и зрительно-моторной координации детей третьего года жизни «Куда села муха?» Чему учится ребенок: продолжает тренировать горизонтальное прослеживание; формировать ощущения собственного тела, лица;.

Игры на развитие координации движений для детей 5–7 лет Охранники Развиваем координацию движений, реакцию, умение быстро принимать решение Описание: количество участников не ограничено. Из числа.

Конспект открытого занятияпо развитию зрительно — моторной координации с детьми старшей и подготовительной группы. 1-ая часть. Разминка. Использование упражнений мозговой гимнастики и графических лабиринтов. Задача:Активизация работы коры головного мозга,.

Что такое зрительно моторная координация. Смотреть фото Что такое зрительно моторная координация. Смотреть картинку Что такое зрительно моторная координация. Картинка про Что такое зрительно моторная координация. Фото Что такое зрительно моторная координацияНестандартные игровые пособия как средство развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения Комплекс коррекционно-развивающих игр «Палочки-выручалочки» Цель: Развитие зрительно-моторной координации и сенсомоторики у детей с нарушением.

Особенности развития зрительно-моторной координации у дошкольников с ОНР Консультация для воспитателей Особенности развития зрительно – моторной координации у дошкольников с ОНР. Родителей и педагогов, конечно.

Презентация «Игры и упражнения на развитие координации движений для детей 4–5 лет» Во ФГОС ДО определено основное содержание работы, в том числе и в направлении «Физическое развитие», которое предусматривает приобретение.

Развитие коммуникативных способностей, как одно из условий успешной социализации детей с моторной алалией К. В. Попова, учитель-логопед, первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский.

Презентация «Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей с задержкой психического развития» Учитель – дефектолог МБДОУ №16 «Колобок» г. Ульяновск И. А. Терехина У детей с задержкой психического развития наблюдаются отклонения в развитии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *