Что такое знак типикона

Знаки Типикона

По важности православные праздники классифицируются в Типиконе (Богослужебном уставе) на великие, средние, малые и вседневные. Важность праздника отражается на торжественности богослужения, проводимого в этот день.

Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типиконаСВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ.
Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типиконаДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ. Наиболее праздничная служба, где все изменяемые песнопения посвящены Празднику. К ним относятся двунадесятые праздники, и некоторые другие: Покров Пресвятой Богородицы, Обрезание Господне, Предтечевы и праздники апостолов Петра и Павла.
Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типиконаВеликие праздники. Святому совершается Всенощное бдение. Его устав близок к полиелейной службе, отличия заключаются в том, что появляется малая вечерня, великая вечерня и утреня объединяются (отсюда бдение), бывает освящение хлебов и елеопомазание.
Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типиконаСредние бденные праздники. В богослужении средних бденных праздников служится Всенощное бдение с каноном Богородице на утрене. Это праздники Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца.
Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типиконаСредние полиелейные праздники. Служба, на которой на утрени исполняется полиелей (торжественное пение псалмов 134 и 135 с припевами); кроме того, на такой службе бывает чтение Евангелия, прокимен, степенные антифоны, канон на 8, поются хвалитны и Великое славословие, а на вечерни появляется «Блажен муж» (первая Слава 1-й кафизмы), бывает Вход, читаются паремии, а также все стихиры поются святому, может служиться лития. Это праздники обретения главы Иоанна Предтечи, службы каждого из 12 Апостолов и память сорока Севастийских мучеников.
Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типиконаМалые славословные праздники. Святому полагается петь Великое славословие в конце утрени (в службах рангом ниже оно читается), кроме того, на службе поются уже некоторые воскресные богородичны, седальны по кафизмам – святому, на каноне бывает катавасия, а в конце утрени поются стихиры на хвалитех, Великое славословие, и все окончание утрени бывает по праздничному. Это праздники обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.
Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типиконаМалые шестиричные праздники. Святому положены все шесть стихир на «Господи воззвах», бывает Слава на вечерней и утренней стиховне, тропарь, утренний канон святого на шесть. К ним относятся праздники пророка Захарии и праведной Елисаветы, пророка Даниила и трёх отроков Анании, Азарии и Мисаила.
Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типиконаВседневные (Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знаком). К ним относится большая часть памятных дней православного месяцеслова.

Другие классификации

По дате события классифицируются на подвижные праздники и неподвижные праздники. Подвижность праздника означает, что день его празднования высчитывается и может меняться из года в год.
По месту проведения выделяют общие праздники и местные. Общие праздники одинаковы для любого храма или города.
По типу православные праздники классифицируются на господские праздники, богородичные праздники и праздники святых. Господские праздники – это дни, прославляющие Господа Иисуса и события связанные с его земной жизнью. Богородичные праздники – это праздники, прославляющие Богородицу. Праздники святых прославляют людей, значимых в православии, и Ангелов.

Источник

Что такое знак типикона

Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типикона

ЗНАКИ ТИПИКОНА В ПРАВОСЛАВНОМ МЕСЯЦЕСЛОВЕ

По важности православные праздники классифицируются в Типиконе (Богослужебном уставе) на великие, средние, малые и вседневные. Важность праздника отражается на торжественности богослужения, проводимого в этот день.
.

В месяцеслове печатаются знаки отличия служб православным праздникам и святым в виде различных знаков (в данной статье они приводятся по названиям, а посмотреть как они выглядят, можно по ссылке: https://azbyka.ru/days/p-znaki-tipikona).

Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типиконаСовершается служба великому празднику

а) ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ. Наиболее праздничная служба, где все изменяемые песнопения посвящены Празднику. К ним относятся двунадесятые праздники, и некоторые другие: Покров Пресвятой Богородицы, Обрезание Господне, Предтечевы и праздники апостолов Петра и Павла.

б) Великие праздники. Святому совершается Всенощное бдение. Его устав близок к полиелейной службе, отличия заключаются в том, что появляется малая вечерня, великая вечерня и утреня объединяются (отсюда бдение), бывает освящение хлебов и елеопомазание.

Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типиконаСовершается всенощное бдение

Средние бденные праздники. В богослужении средних бденных праздников служится Всенощное бдение с каноном Богородице на утрене. Это праздники Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца и др.

Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типиконаСовершается служба с полиелеем

Средние полиелейные праздники. Служба, на которой на утрени исполняется полиелей (торжественное пение псалмов 134 и 135 с припевами); кроме того, на такой службе бывает чтение Евангелия, прокимен, степенные антифоны, канон на 8, поются хвалитны и Великое славословие, а на вечерни появляется «Блажен муж» (первая Слава 1-й кафизмы), бывает Вход, читаются паремии, а также все стихиры поются святому, может служиться лития. Это праздники обретения главы Иоанна Предтечи, службы каждого из 12 Апостолов и память сорока Севастийских мучеников и др.

Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типиконаСовершается служба со славословием

Малые славословные праздники. Святому полагается петь Великое славословие в конце утрени (в службах рангом ниже оно читается), кроме того, на службе поются уже некоторые воскресные богородичны, седальны по кафизмам – святому, на каноне бывает катавасия, а в конце утрени поются стихиры на хвалитех, Великое славословие, и все окончание утрени бывает по праздничному. Это праздники обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне и др.

Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типиконаСовершается служба на шесть

Малые шестиричные праздники. Святому положены все шесть стихир на «Господи воззвах», бывает Слава на вечерней и утренней стиховне, тропарь, утренний канон святого на шесть. К ним относятся праздники пророка Захарии и праведной Елисаветы, пророка Даниила и трёх отроков Анании, Азарии и Мисаила и др.

Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типиконаCовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знаком

Вседневные (Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знаком). К ним относится большая часть памятных дней православного месяцеслова.

Источник

Знаки Типикона

По важности православные праздники классифицируются в Типиконе (Богослужебном уставе) на великие, средние, малые и вседневные. Важность праздника отражается на торжествен-ности богослужения, совершаемого в этот день.

Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типиконаСВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ.
Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типиконаДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ. Наиболее праздничная служба, где все изменяемые песнопения посвящены Празднику. К ним относятся двунадесятые праздники, и некоторые другие: Покров Пресвятой Богородицы, Обрезание Господне, Предтечевы и праздники апостолов Петра и Павла.
Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типиконаВеликие праздники. Святому совершается Всенощное бдение. Его устав близок к полиелейной службе, отличия заключаются в том, что появляется малая вечерня, великая вечерня и утреня объединяются (отсюда бдение), бывает освящение хлебов и елеопомазание.
Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типиконаСредние бденные праздники. В богослужении средних бденных праздников служится Всенощное бдение с каноном Богородице на утрене. Это праздники Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, святителей Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца и др.
Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типиконаСредние полиелейные праздники. Служба, на которой на утрени исполняется полиелей (торжественное пение псалмов 134 и 135 с припевами); кроме того, на такой службе бывает чтение Евангелия, прокимен, степенные антифоны, канон на 8, поются хвалитны и Великое славословие, а на вечерне появляется «Блажен муж» (первая Слава 1-й кафизмы), бывает Вход, читаются паремии, а также все стихиры поются святому, может служиться лития. Это праздники обретения главы Иоанна Предтечи, службы каждого из 12 Апостолов и память сорока Севастийских мучеников.
Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типиконаМалые славословные праздники. Святому полагается петь Великое славословие в конце утрени (в службах рангом ниже оно читается), кроме того, на службе поются уже некоторые воскресные богородичны, седальны по кафизмам – святому, на каноне бывает катавасия, а в конце утрени поются стихиры на хвалитех, Великое славословие, и все окончание утрени бывает по праздничному. Это такие праздники, как обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.
Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типиконаМалые шестиричные праздники. Святому положены все шесть стихир на «Господи воззвах», бывает Слава на вечерней и утренней стиховне, тропарь, утренний канон святого на шесть. К ним относятся праздники пророка Захарии и праведной Елисаветы, пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила.
Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типиконаВседневные (совершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знаком). К ним относится большая часть памятных дней православного месяцеслова.

Другие классификации

По дате события классифицируются на подвижные праздники и неподвижные праздники. Подвижность праздника означает, что день его празднования высчитывается и может меняться из года в год.
По месту проведения выделяют общие праздники и местные. Общие праздники одинаковы для любого храма или города.
По типу православные праздники классифицируются на господские праздники, богородичные праздники и праздники святых. Господские праздники – это дни, прославляющие Господа Иисуса и события связанные с Его земной жизнью. Богородичные праздники – это праздники, прославляющие Богородицу. Праздники святых прославляют людей, значимых в православии, и Ангелов.

Источник

Знаки типикона

Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типикона

Правосла́вные пра́здники — общецерковные торжества в православии, посвящённые особому воспоминанию священных и чтимых событий, святых и икон Божией Матери. Дни их празднования относятся к годовым (неподвижный и подвижный) и седмичному [1] богослужебным кругам общественного богослужения в Православной церкви.

В праздники Типикон предписывает совершать особое богослужение, обычно заканчивающееся Литургией. В строгом литургическом смысле, праздничными днями в христианстве можно полагать все дни, в которые Богослужебный устав прямо не запрещает совершения евхаристии (полной литургии), то есть кроме будничных дней Великого поста и среды и пятницы Сырной седмицы.

Содержание

История

Церковь рассматривает праздники как Божественное установление (Быт. 2:3, Исх. 20:8-11).

В Новом Завете празднование субботы уступает свою славу дню воскресному. Правило 29-е Лаодикийского Собора (ок. 364) гласит:

Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день:
а день воскресный преимущественно праздновати,
аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие:
да будут анафема от Христа.

Классификация

Следующая таблица поясняет иерархию праздников в православном богослужении:

Пасха

Пасха — самый главный праздник; в каноне праздника Пасха называется «праздников праздник и торжество из торжеств». Перед Пасхой происходит самая напряжённая подготовка, и продолжается этот праздник дольше всех. Он переходящий, или подвижный, т.е., каждый год меняются дни его празднования.

Великие праздники

Великими называются значимые праздники с торжественным богослужением. К ним относятся все двунадесятые праздники, а также некоторые другие (в Русской православной церкви — пять). В Типиконе, в Минеях и в Следованной Псалтири отмечаются знаком красного креста в круге Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типикона.

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники могут быть господскими (владычными) и богородичными.

В порядке их следования в течение церковного года, который начинается 1 (14) сентября [4] :

Современный русский Типикон не определяет явно переходящие двунадесятые праздники как великие.

Недвунадесятые великие праздники

Кроме двунадесятых праздников, к великим относятся [7] :

Кроме того, в дониконовских (и в современных старообрядческих) уставах к великим праздникам относились также дни памяти апостола Иоанна Богослова (26 сентября, 8 мая), преподобного Сергия Радонежского (25 сентября) и все переходящие двунадесятые праздники.

Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типикона

Богослужебные особенности великих праздников

Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типикона

Устав службы Господских и Богородичных двунадесятых праздников несколько различается. Так, например, воскресная служба полностью отменяется, если в воскресный день случается Господский двунадесятый праздник. Если же случается Богородичный двунадесятый, соответствующие службы (праздника и воскресная) соединяются, причём приоритет отдаётся воскресной службе.

Великие праздники в честь святых не имеют прибавления канона Божией Матери к канонам святых на утрене, в отличие от средних праздников.

Пасха, двунадесятые праздники и некоторые другие (например, Преполовение) имеют предпразднство, попразднство и отдание.

Средние праздники

Средние праздники установлены в честь нерукотворного образа Иисуса Христа, икон Божией Матери, Небесных Сил бесплотных (ангелов) и святых. Могут быть бденными Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типикона (со всенощным бдением), более торжественными, и полиелейными Что такое знак типикона. Смотреть фото Что такое знак типикона. Смотреть картинку Что такое знак типикона. Картинка про Что такое знак типикона. Фото Что такое знак типикона (с полиелеем). Их количество точно не определено. Согласно Типикону (Уставу), средние праздники со всенощным бдением (в некоторых случаях бдение по желанию настоятеля) совершаются в честь [12] :

Малые праздники

В православной церкви фактически в каждый день есть несколько малых праздников: в каждый день года чествуется больше или меньше прославленных Церковью святых, и каждый день недели отмечен малым праздником.

Праздники преимущественно Русской православной церкви

Особенности в синодальный период

В Православной российской церкви в календарь ежегодных торжеств (вплоть до падения монархии 2 марта 1917 года) заносились следующие виды особых праздников:

Источник

Мы рассмотрели несколько подготовительных тем: богослужебное время, богослужебные книги, богослужебные тексты. Все они готовят нас к тому, чтобы заниматься уже собственно чинопоследованием служб; ведь для этого нужно понимать, к какому кругу относится та или иная служба, из какой богослужебной книги и, следовательно, из какого богослужебного круга взят тот или иной текст, какое он имеет происхождение. Важно помнить о соединении богослужебных текстов различного происхождения: основу образуют тексты Священного Писания (ветхозаветные и новозаветные), между ними вставляются молитвы верующих (самые распространенные, общие молитвы – ектеньи) и гимнография (тексты, составленные церковными авторами). Все эти тексты самого разного происхождения образуют единую службу. Конечно, сразу почувствовать своеобразие этих соединений различных текстов, различных кругов времени невозможно, но с каждым годом осмысленной и напряженной богослужебной жизни мы будем узнавать и понимать все больше и глубже. Итак, мы рассматриваем:

Богослужение седмичных дней, т.е. дней кроме субботы и воскресенья. Оставшиеся пять дней называются седмичными или буднями: понедельник, вторник, среда, четверг и пятница – ими мы будем заниматься, они имеют свой особый устав служения, изложенный в 9-й главе Типикона.

Периода пения Октоиха, т.е. книги, которая соответствует седмичному богослужебному кругу. Октоих действует практически круглый год, и никогда не исчезает полностью (за редким исключением), но в году есть период, когда Октоих играет определяющую роль в устроении богослужения, когда богослужение идет практически только по Октоиху и Минее. Это тот период, когда не поется Триодь Постная и Цветная. Период пения Октоиха – от Недели Всех святых (первая неделя после праздника Троицы) до Недели о мытаре и фарисее. В этот период года Октоих взаимодействует только с Минеей, и большинство богослужений в их изменяемой части образуются взаимодействием Октоиха и Минеи, т.е. седмичным кругом и неподвижными праздниками годового круга.

Кроме (т.е. вне) предпразднства и попразднства. Что такое предпразднство и попразднство? Все двунадесятые Господские и Богородичные праздники, а также некоторые другие имеют предпразднство и попразднство. Предпразднство – это те дни, когда праздник еще не наступил, но когда мы уже ждем его, когда в службе появляются песнопения, ему посвященные. Попразднство – это несколько дней с первого дня праздника до его отдания, когда мы продолжаем его праздновать. Эти периоды, имеющие специфические правила построения богослужения, разбирать в этой главе мы не будем. Чтобы понять, что такое шестеричный святой и святой без знака, пройдем тему:

Знаки праздников месяцеслова (47-я глава Типикона)

Месяцеслов – это система неподвижных праздников годового круга, тех, которые закреплены за определенным числом определенного месяца. По сути дела, каждый день бывает какой-нибудь праздник, но праздники эти разные: они бывают великие, средние и малые. В Типиконе все праздники имеют знаки, которые соответствуют разным типам службы, 47-я глава Типикона «О знамениях праздников месяцеслова» начинается такими словами: «Подобает ведати, яко праздницы разделени суть на великие, средние и малые».

Великая вечерня и полиелейная утреня с первым часом – это бдение,служба бденная, которая по Уставу должна длиться всю ночь. Она образуется великой вечерней и полиелейной утреней, слитыми в одну службу. (Впрочем, следует отметить, что Типикон позволяет даже в дни великих праздников, за исключением Рождества и Богоявления, совершать в малых обителях, где нет достаточного количества чтецов и певцов, и в приходских храмах, не бдение, продолжающееся всю ночь, а отдельно Великую вечерню с повечерием, а утром – полунощницу с полиелейной утреней).

Далее в Типиконе говорится о средних праздниках, они имеют два знака.

Еще один знак средних праздников – крест един точию красный. При праздниках, имеющих этот знак, совершаются службы дневного круга в следующем порядке: девятый час и великая вечерня, повечерие, полунощница, полиелейная утреня, первый, третий и шестой час. Такой тип службы кратко называют «полиелей», по самой праздничной части богослужения.

Мы видим, что когда по Уставу совершается бденная служба, то служится малая вечерня, а когда служба только полиелейная и бдения нет, малая вечерня не служится. При бдении также нет места повечерию и полунощнице, потому что вечерня и утреня слиты в одну службу и нельзя что-нибудь вставить между ними, а при полиелее есть место для повечерия и полунощницы.

Следующий знак относится уже к малым праздникам месяцеслова и имеет название: «три точки, несовершенно окружены». Этот знак может быть двух цветов: черный и красный, будем обозначать их так:

При красном знаке совершаются следующие службы суточного круга: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, утреня с праздничным окончанием, первый, третий, шестой час. Такое богослужение называется службой с великим славословием.

Необходимо знать наиболее употребительные, закрепившиеся в обиходе названия этих знаков: и – бденная служба или служба с бдением; – полиелейная служба; – служба с великим славословием или служба спраздничным окончанием;шестеричная служба, (она называется так потому, что святому, который имеет такой знак, поют шесть стихир на Господи, воззвах и читают шесть тропарей в каждой песни канона).

Мы будем изучать шестеричную службу и службу без знака, при них совершается будничная вечерня и будничная утреня. Однако надо иметь в виду, что тема будничного богослужения более других связана с практическим составлением службы по книгам. Освоить и уяснить этот материал можно только, имея перед глазами соответствующие последования и богослужебные тексты.

Устав будничных служб или седмичных дней излагается в 9-й главе Типикона. В этой главе описываются два типа службы: один тип называется в Типиконе так: «Аще пето Бог Господь» – им мы и займемся. Этот тип службы совершается не в пост (в постной службе – это второй тип будничного богослужения, описанный в 9-й главе – на утрени поется Аллилуйя).

Начинается 9-я глава словами: «Пред вечером мало кандиловжигатель, взем благословение от настоятеля, знаменует в кампан, и, собравшимся братиям в притвор церковный, чредный же священник, востав, творит начало. »

Во-первых, вечерня начинается незадолго до вечера, т.е., когда еще светло и солнце не зашло. Кандаловжигатель – тот, кто зажигает светильники в храме – приходит к настоятелю или к предстоятелю (это старший в монастыре) и берет у него благословение.

«И знаменует в кампан» – это значит – звонит в колокол, и когда собралась братия в притвор, встает «чредной священник», тот, чья «череда», и дальше описывается ход службы.

Начало общее. Состав начала рассматривался в предыдущей главе – это самые главные и самые содержательные молитвы на богослужении. Начало общее читается не в начале службы, а в начале каждого цикла служб. Заметим, что девятый час начинается с начала общего, на вечерне же начала общего нет, потому что девятый час и вечерня примыкают друг к другу.

Тропарь и кондак уходящего дня. Первая служба дневного круга – это вечерня, а последняя – девятый час. Эти две службы совершаются как бы вместе, одна за другой: после девятого часа сразу следует вечерня, но принадлежат они разным дням. Поэтому на девятом часе читаются тропарь и кондак того святого, который праздновался в предыдущий день, т.е. не того дня, к которому будет относиться вечерня.

На вечерне начала общего нет, и первым текстом является 103-й псалом.Другое название этого псалма – «предначинательный». В современной практике этот псалом читает чтец, однако по Уставу его должен читатьпредстоятель, т.е. старший в монастыре (игумен). Мы еще много раз встретим указания, кто какой текст читает, и естественно, что текст, читаемый предстоятелем, имеет в службе особый смысл и особую значимость. Утрата способа исполнения текстов изменяет акценты в нашем богослужении. Представим себе, что начинается служба, и вдруг выходит предстоятель и читает предначинательный псалом, или Свете тихий, или Сподоби, Господи, или, что совсем трудно себе представить, шестопсалмие. Это совершенно другое восприятие богослужебных текстов, чем то, которое мы с вами имеем. Это учение Типикона нами утрачено.

Первой ектеньей всякой службы является великая ектенья. Обратим внимание на порядок ектений, которые идут в будничной вечерни: великая, малая, просительная и сугубая. Этот же порядок повторится на будничной утрени. У каждой ектеньи свое устроение, свое место в службе, и перед нами здесь все виды ектений, которые необходимо знать.

Кафизма рядовая. По Уставу в те дни года, когда нет Великого поста, Псалтирь должна за седмицу прочитываться целиком один раз. А в великопостное время Псалтирь должна прочитываться за седмицу два раза. Каким образом это осуществляется? Вся Псалтирь, разделенная на 20 кафизм, распределяется Уставом (гл. 17) по дням и службам, и кафизмой рядовой называется та кафизма, которая пришлась на данную службу. В приходском богослужении кафизма очень часто опускается на вечерне, и в том случае, если отсутствует кафизма, отсутствует и малая ектенья: они или вместе есть, или их вместе нет. По Уставу не должно читать кафизму на вечерне, если накануне служилось бдение.

Вечерние (или воззвашные) псалмы – 140-й, 141-й, 129-й и 116-й, находящиеся в Часослове, должны быть полностью пропеты на каждой вечерне. К заключительным их стихам (в зависимости от количества стихир) припеваются стихиры, которые и называются «стихирами на Господи, воззвах»: пропевается стих, после него стихира, и т.д. К сожалению, в нашем приходском богослужении эти псалмы полностью не поются: от них остались только начальные и заключительные стихи.

Свете тихий – по Уставу этот текст должно не петь, а читать, и читать должен предстоятель. Этот текст очень важен для вечерни.

«Свете тихий святыя славы Бессмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй; темже мир Тя славит».

Это не Священное Писание, это гимнография, очень древний гимн, восходящий еще ко II или III веку (по крайней мере, к IV веку было утрачено имя автора). Хотя в Часослове автор указывается – Софроний, патриарх Иерусалимский, но это, скорее всего, неверно. Текст этот очень древний, он во многом определяет характер именно вечерней службы. Здесь Господь Иисус Христос называется «тихим Светом». Вечером свет дневной гаснет, а для нас все только начинается, потому что для нас Господь – Свет Немеркнущий и Незаходящий. Здесь так и говорится: «Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний» – т.е. видя последние лучи солнца уходящего дня, мы славим Святую Троицу, мы поем: «Достоин еси. пет быти гласы преподобными» – Ты достоин того, чтобы Тебя воспевали голоса святых людей. Затем еще прибавляется: «Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит» – Ты, Господи, даешь жизнь, и поэтому мир Тебя славит. Заметим, что в этом песнопении нет просьбы или какого-то прошения, даже хвалебный и благодарственный характер в нем пребывает прикрыто. Это гимнография созерцательного характера, удивительный и прекрасный текст.

«Прокимен дне» – для дней седмицы есть прокимен вечерне, он поется на вечерни практически всегда и вытесняется только великими прокимнами. Помещаются эти прокимны в Служебнике и Часослове. По Уставу этот прокимен должен возглашать канонарх (брат, особо учиненный канонаршить на клиросе, который возглашает громко стихи). В нашей практике прокимен перешел в ведение диакона, поэтому и находится он в Служебнике (заметим, что, согласно Уставу, диакон вообще не участвует в будничной службе).

Богослужение седмичных дней с Бог Господь: в период пения Октоиха

(службы без знака, шестеричная, двух малых святых; без преди попразднства)

Что поется / читаетсяКто поет / читаетБогослужебные книгиГлава ТипиконаПримечания
1Благословен Бог наш.СС
2Начало обычноеЧЧ
3Девятый часЧ СЧ М9Читаются тропарь и кондак уходящего дня
Вечерня
4Благословен Бог наш.СС23Если был пропущен 9-й час, читается начало обычное
5Предначинательный псалом (103-й)ЧЧ9, 7По указанию Типикона читается предстоятелем
Светильничные молитвыСС9
6Великая ектенияД Л СС9
7Рядовая кафизмаЧП9, 17Если накануне служилось бдение, кафизма не читается. В приходских храмах иногда читают псалом за кафизму
Малая ектенияД Л СС9Опускается, если не было кафизмы
8Господи, воззвах (псалмы140,141,129 и 116)ЛЧ9, 22
Стихиры наГосподи, воззвахЛЧ О М9, 48Св. без знака:0:3 М:3 Шестеричн.: М2 мал. свв.: 1М:3, 2М:3 Слава: М; И ныне: Б
9Свете ТихийЛЧ9, 7По указанию Типикона читается предстоятелем
10Прокимен днеД ЛС Ч9По указанию Типикона возглашается канонархом
11Сподоби, ГосподиЧЧ9, 7По указанию Типикона читается предстоятелем или чтецом
12Просительная ектения Мир всем Молитва главопреклоненияД Л С СС С9 9
13Стихиры на стиховнеЛО М9, 48Стихиры Октоиха со своими стихами Слава:М; И ныне: Б
14Ныне отпущаешиЧЧ9, 7По указанию Типикона читается предстоят.
15Трисвятое. Пресв. Троице: Отче нашЧЧ9
16ТропарьЛМ9, 48Т: М, Слава: И ныне: Б Если 2 свв., то 2-й Т на Славу:
17Сугубая ектенияД Л СС9
18Окончание вечерниС ЛС9

Кто поет / читает: С – священник, Д – диакон, Ч – чтец, Л – лик.

Богослужебные книги: С – Служебник, П – Псалтирь, Ч – Часослов, О – Октоих, М – Минея

Примечания: О – Октоих (0:3 – 3 стихиры Октоиха), М – Минея (1М – стихиры 1-го святого Минеи, 2М – 2-го святого), Б – Богородичен, Т – тропарь святого Минеи (2-й Т – тропарь 2-го святого), К – канон.

Сподоби, Господи – по Уставу дан выбор, его может читать предстоятель, а может чтец. Это очень важная вечерняя молитва, ее значение сравнимо со значением великого славословия на утрени. Восхваление Господа сочетается в ней с молитвой о том, чтобы Он помог нам избавиться от грехов; благодарственная и просительная темы переплетаются: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. ». По Уставу эта молитва должна читаться, но читаться очень важным лицом. Устав на протяжении всей службы выделяет определенные тексты, – тексты, отнесенные в ведение предстоятеля.

«Стихиры на стиховне» – это отдельный вид стихир, в абсолютном большинстве случаев их три, причем стихиры на Славу, и ныне никогда не входят в счет. Как в стихирах на Господи, воззвах, так и в стихирах на стиховне соединяются праздничные богослужебные круги. Стихиры, взятые из Октоиха, соответствуют седмичному кругу, темам дней седмицы, а те стихиры, которые берутся из Минеи, говорят о событии, которое празднуется по месяцеслову – происходит соединение богослужебных кругов времени.

Ныне отпущаеши – по Уставу также читает предстоятель. Это текст из Нового Завета, и легко понять, сколь важное значение он имеет для вечерни. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко. » – это слова, произнесенные Симеоном Богоприимцем в тот день, который теперь называется Сретением и которым мы празднуем встречу Ветхого и Нового Завета, ожидания Спасителя и исполнения этого ожидания. Этот текст (а по Уставу он всегда должен читаться) образует лицо вечерни, и именно потому, что он появляется в конце вечерни (а чем ближе к концу, тем возвышеннее, полнее и торжественнее служба), мы можем говорить о вечерни как о службе, содержащей в себе тему ожидания Спасителя, – вот, это ожидание уже на пороге своего исполнения. На этом же пике вечерни читается Трисвятое по Отче наш. Это самые главные и самые сжатые молитвы, в которых содержится все, что есть в службе. И здесь же поется самый главный текст из изменяемых частей службы, тропарь Минеи.

После вечерни полагается идти на братскую трапезу, после которой совершается повечерие. Типикон дает такое указание после повечерия: «Должно есть и сие ведати: по отпущении. не подобает монахом творити беседы друг со другом, но с молчанием исходити в келлии своя, и упражнятися на молитву и на чтение, и тако упокоятися, яко да со вниманием на утреннее славословие востанем бодростне». Типикон говорит, что после повечерия уже нельзя разговаривать.

После этого будет полунощница и будничная утреня; именно уставом будничной утрени мы сейчас и займемся.

Утреня имеет своего рода заставку, которая называется «двупсалмие». Из самого этого слова ясно, что эта часть службы образуется двумя псалмами, эти псалмы всегда одинаковы: 19-й и 20-й. К ним примыкают некоторые постоянные тексты, которые находятся в Часослове. Псалмы, входящие в состав двупсалмия – мессианские. Непосредственно в них говорится о царе пророке Давиде; но он, в свою очередь, выступает, как прообраз вечного Царя – Христа. Мы уже говорили о том, что утреня – служба преимущественно мессианского характера; ее центральная тема – пришествие в мир обещенного Спасителя, которое соотносится с Рассветом и явлением видимого солнца (по Уставу утреня начинается еще до восхода, затемно). И вот, с самого начала службы уже появляется эта тема.

Шестопсалмие по Уставу назначено читать предстоятелю, и оно имеет такой подробный комментарий в Типиконе, какого не имеют другие части утрени. Про шестопсалмие сказано, что его надо читать «тихим гласом и легким, косно (т.е. медленно) и во услышание всех». Про шестопсалмие сказаны и другие важные для нас слова: «Егда же глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати (т.е. особенно внимательно стараться слушать): покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы со благоговением и со страхом Божиим, яко Самому Богу невидимо беседующе и молящеся о гресех наших». Редкая часть в службе имеет подобный комментарий в Типиконе.

Бог Господь со стихами по Уставу должен возглашать не диакон, а канонарх, подобно тому, как и на вечерне прокимен по Уставу возглашает канонарх.

На будничной утрени читаются две или три кафизмы, какие и сколько кафизм в каждый конкретный день, можно узнать из 17-й главы Типикона. После каждой кафизмы читаются (а по Уставу должны петься) седальны из Октоиха.

На будничной утрени читаются каноны из Октоиха и канон святого из Минеи. В понедельник в Октоихе на утрени помещены каноны покаянный (умилительный) и бесплотным Силам, во вторник – покаянный и Иоанну Предтече, в среду и пятницу – каноны Кресту и Божьей Матери, в четверг – апостолам и свт. Николаю. По Уставу в каждой песни канона должен быть ирмос (ирмос поется только первого канона, остальные пропускаются) и 13 тропарей всего 14 строф, гимнографических единиц; однако на практике каноны сильно сокращаются. Тропари канона должны припеваться (заметим, что Типикон знает только пение канона и никогда не говорит о чтении) к стихам библейских песен. Сейчас почти повсеместно библейские песни употребляются лишь Великим постом, а перед тропарями канона читаются соответствующие его теме припевы (напр., Слава, Господи, Кресту Твоему Честному, Пресвятая Богородице, спаси нас и т. д.). Песни 3-я, 6-я, 8-я и 9-я не только открываются, но и закрываются ирмосами; они берутся из канона Минеи. Малые ектеньи, которые возглашаются по 3-й, 6-й и 9-й песням: делят канон на три части.

После 3-й песни читается (по Уставу поется) седален с Богородичном из Минеи, после 6-й – кондак и икос Минеи, по 9-й песни – эксапостиларий из приложения Октоиха, светилен из Минеи (если есть) и Богородичен.

Хвалитные псалмы – неизменяемый текст утрени; в службе шестеричному святому к ним иногда припеваются хвалитные стихиры.

Вседневное славословие по Уставу должен читать предстоятель.

С этого пункта окончание будничной утрени симметрично окончанию будничной вечерни.

Отпуст в заключение не произносится, он прозвучит уже на первом часе, который (за исключением Царских часов) всегда присоединяется к утрени,

По окончании как будничной вечерни, так и будничной утрени полагается исхождение в притвор и там совершение литии по усопшим, т.е. молитвы об упокоении умерших братий.

1Благословен Бог наш.СС23,9В приходских храмах часто опускается
2ДвупсалмиеЧ СЧ С22,9
3Слава Святей.СС
4ШестопсалмиеЧЧ9,7По указанию Типикона читается предстоятелем
Утренние молитвыСС9
5Великая ектенияД Л СС9
6Бог Господь со стихамиДЧ С9Во глас тропаря Минеи. По указанию Типикона возглашается канонархом
Тропари на Бог ГосподьЛМ9, 48Т: М 2р., Слава: И ныне: Б Если 2 свв., то 2-й Т на Славу:
7Рядовые кафизмы (две или три)ЧП9,17В приходских храмах иногда читают псалом за Славу.
Седальны по каждой кафизме Святоотеческое чтениеЛ (Ч)О9,10Иногда не поются, а читаются чтецом. В приходских храмах обычно опускается.
850-й псаломЧЧ9
9КанонЛ (Ч) Д СО М И11, 18, 20, 48, 16, 9 Служба без знака: Шестеричный св.: Два малых свв.:
К:О 1-й с ирм. на 6 К:О 2-й на 4 К: М на 4К:О 1-й с ирм. на 4 (без мчч.) К:О 2-й на 4 К: М на 6К:О 1-й с ирм. на 6 К: 1М на К: 2М на 4
По 3-й песни: ирмос канона Минеи, малая ектения, седален М; Слава: И ныне: Б. Святоотеческое чтение (обычно опускается). При двух малых свв. перед седальнами поется кондак второго св., затем седален 1-го св.; Слава: седален 2-го св.; И ныне:Богородичен. По 6-й песни: ирмос канона Минеи, малая ектения, кондак и икос М. Чтение Пролога (обычно опускается). По 8-й песни: Хвалим, благословим. ирмос канона Минеи, Честнейшую По 9-й песни: ирмос канона Минеи, Достойно есть, малая ектения, эксапостиларий О.; Слава: –светилен М.; И ныне: Б.
10Хвалитные псалмы Л (Ч) (148,149,150)Л (Ч)Ч9Если в Минее есть стихиры на Хвалитех, псалмы поются, если нет– читаются.
Стихиры на ХвалитехЛЧ М9,48Иногда бывают у шестеричных святых. Если стихир нет – вместо них: Слава: И ныне: Тебе слава подобает.
11Слава в Вышних. Сподоби, Господи (т.н. вседневное славословие)ЛЧ9, 7По указанию Типикона читается предстоятелем
12Просительная ектения Мир всем Молитва главопреклоненияД Л С СС С9 9
13Стихиры на стиховнеЛО М9, 48Стихиры Октоиха со своими стихами Слава: М; И ныне: Б
14Благо естьЧЧ9, 7По указанию Типикона читается предстоятелем
15Трисвятое. Пресв. Троице: Отче нашЧЧ9
16ТропарьЛМ9, 48Т: М, Слава:И ныне: Б Если 2 свв., то 2-м Т на Славу:
17Сугубая ектенияД Л СС9
18Окончание утрениС ЛС9Без отпуста
1 час
19Первый часЧ СЧ М9, 48С великим отпустом

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *