Что такое знак типикона
Знаки Типикона
По важности православные праздники классифицируются в Типиконе (Богослужебном уставе) на великие, средние, малые и вседневные. Важность праздника отражается на торжественности богослужения, проводимого в этот день.
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. | |
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ. Наиболее праздничная служба, где все изменяемые песнопения посвящены Празднику. К ним относятся двунадесятые праздники, и некоторые другие: Покров Пресвятой Богородицы, Обрезание Господне, Предтечевы и праздники апостолов Петра и Павла. | |
Великие праздники. Святому совершается Всенощное бдение. Его устав близок к полиелейной службе, отличия заключаются в том, что появляется малая вечерня, великая вечерня и утреня объединяются (отсюда бдение), бывает освящение хлебов и елеопомазание. | |
Средние бденные праздники. В богослужении средних бденных праздников служится Всенощное бдение с каноном Богородице на утрене. Это праздники Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца. | |
Средние полиелейные праздники. Служба, на которой на утрени исполняется полиелей (торжественное пение псалмов 134 и 135 с припевами); кроме того, на такой службе бывает чтение Евангелия, прокимен, степенные антифоны, канон на 8, поются хвалитны и Великое славословие, а на вечерни появляется «Блажен муж» (первая Слава 1-й кафизмы), бывает Вход, читаются паремии, а также все стихиры поются святому, может служиться лития. Это праздники обретения главы Иоанна Предтечи, службы каждого из 12 Апостолов и память сорока Севастийских мучеников. | |
Малые славословные праздники. Святому полагается петь Великое славословие в конце утрени (в службах рангом ниже оно читается), кроме того, на службе поются уже некоторые воскресные богородичны, седальны по кафизмам – святому, на каноне бывает катавасия, а в конце утрени поются стихиры на хвалитех, Великое славословие, и все окончание утрени бывает по праздничному. Это праздники обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. | |
Малые шестиричные праздники. Святому положены все шесть стихир на «Господи воззвах», бывает Слава на вечерней и утренней стиховне, тропарь, утренний канон святого на шесть. К ним относятся праздники пророка Захарии и праведной Елисаветы, пророка Даниила и трёх отроков Анании, Азарии и Мисаила. | |
Вседневные (Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знаком). К ним относится большая часть памятных дней православного месяцеслова. |
Другие классификации
По дате события классифицируются на подвижные праздники и неподвижные праздники. Подвижность праздника означает, что день его празднования высчитывается и может меняться из года в год.
По месту проведения выделяют общие праздники и местные. Общие праздники одинаковы для любого храма или города.
По типу православные праздники классифицируются на господские праздники, богородичные праздники и праздники святых. Господские праздники – это дни, прославляющие Господа Иисуса и события связанные с его земной жизнью. Богородичные праздники – это праздники, прославляющие Богородицу. Праздники святых прославляют людей, значимых в православии, и Ангелов.
Что такое знак типикона
ЗНАКИ ТИПИКОНА В ПРАВОСЛАВНОМ МЕСЯЦЕСЛОВЕ
По важности православные праздники классифицируются в Типиконе (Богослужебном уставе) на великие, средние, малые и вседневные. Важность праздника отражается на торжественности богослужения, проводимого в этот день.
.
В месяцеслове печатаются знаки отличия служб православным праздникам и святым в виде различных знаков (в данной статье они приводятся по названиям, а посмотреть как они выглядят, можно по ссылке: https://azbyka.ru/days/p-znaki-tipikona).
Совершается служба великому празднику
а) ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ. Наиболее праздничная служба, где все изменяемые песнопения посвящены Празднику. К ним относятся двунадесятые праздники, и некоторые другие: Покров Пресвятой Богородицы, Обрезание Господне, Предтечевы и праздники апостолов Петра и Павла.
б) Великие праздники. Святому совершается Всенощное бдение. Его устав близок к полиелейной службе, отличия заключаются в том, что появляется малая вечерня, великая вечерня и утреня объединяются (отсюда бдение), бывает освящение хлебов и елеопомазание.
Совершается всенощное бдение
Средние бденные праздники. В богослужении средних бденных праздников служится Всенощное бдение с каноном Богородице на утрене. Это праздники Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца и др.
Совершается служба с полиелеем
Средние полиелейные праздники. Служба, на которой на утрени исполняется полиелей (торжественное пение псалмов 134 и 135 с припевами); кроме того, на такой службе бывает чтение Евангелия, прокимен, степенные антифоны, канон на 8, поются хвалитны и Великое славословие, а на вечерни появляется «Блажен муж» (первая Слава 1-й кафизмы), бывает Вход, читаются паремии, а также все стихиры поются святому, может служиться лития. Это праздники обретения главы Иоанна Предтечи, службы каждого из 12 Апостолов и память сорока Севастийских мучеников и др.
Совершается служба со славословием
Малые славословные праздники. Святому полагается петь Великое славословие в конце утрени (в службах рангом ниже оно читается), кроме того, на службе поются уже некоторые воскресные богородичны, седальны по кафизмам – святому, на каноне бывает катавасия, а в конце утрени поются стихиры на хвалитех, Великое славословие, и все окончание утрени бывает по праздничному. Это праздники обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне и др.
Совершается служба на шесть
Малые шестиричные праздники. Святому положены все шесть стихир на «Господи воззвах», бывает Слава на вечерней и утренней стиховне, тропарь, утренний канон святого на шесть. К ним относятся праздники пророка Захарии и праведной Елисаветы, пророка Даниила и трёх отроков Анании, Азарии и Мисаила и др.
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знаком
Вседневные (Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знаком). К ним относится большая часть памятных дней православного месяцеслова.
Знаки Типикона
По важности православные праздники классифицируются в Типиконе (Богослужебном уставе) на великие, средние, малые и вседневные. Важность праздника отражается на торжествен-ности богослужения, совершаемого в этот день.
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. | |
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ. Наиболее праздничная служба, где все изменяемые песнопения посвящены Празднику. К ним относятся двунадесятые праздники, и некоторые другие: Покров Пресвятой Богородицы, Обрезание Господне, Предтечевы и праздники апостолов Петра и Павла. | |
Великие праздники. Святому совершается Всенощное бдение. Его устав близок к полиелейной службе, отличия заключаются в том, что появляется малая вечерня, великая вечерня и утреня объединяются (отсюда бдение), бывает освящение хлебов и елеопомазание. | |
Средние бденные праздники. В богослужении средних бденных праздников служится Всенощное бдение с каноном Богородице на утрене. Это праздники Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, святителей Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца и др. | |
Средние полиелейные праздники. Служба, на которой на утрени исполняется полиелей (торжественное пение псалмов 134 и 135 с припевами); кроме того, на такой службе бывает чтение Евангелия, прокимен, степенные антифоны, канон на 8, поются хвалитны и Великое славословие, а на вечерне появляется «Блажен муж» (первая Слава 1-й кафизмы), бывает Вход, читаются паремии, а также все стихиры поются святому, может служиться лития. Это праздники обретения главы Иоанна Предтечи, службы каждого из 12 Апостолов и память сорока Севастийских мучеников. | |
Малые славословные праздники. Святому полагается петь Великое славословие в конце утрени (в службах рангом ниже оно читается), кроме того, на службе поются уже некоторые воскресные богородичны, седальны по кафизмам – святому, на каноне бывает катавасия, а в конце утрени поются стихиры на хвалитех, Великое славословие, и все окончание утрени бывает по праздничному. Это такие праздники, как обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. | |
Малые шестиричные праздники. Святому положены все шесть стихир на «Господи воззвах», бывает Слава на вечерней и утренней стиховне, тропарь, утренний канон святого на шесть. К ним относятся праздники пророка Захарии и праведной Елисаветы, пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила. | |
Вседневные (совершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знаком). К ним относится большая часть памятных дней православного месяцеслова. |
Другие классификации
По дате события классифицируются на подвижные праздники и неподвижные праздники. Подвижность праздника означает, что день его празднования высчитывается и может меняться из года в год.
По месту проведения выделяют общие праздники и местные. Общие праздники одинаковы для любого храма или города.
По типу православные праздники классифицируются на господские праздники, богородичные праздники и праздники святых. Господские праздники – это дни, прославляющие Господа Иисуса и события связанные с Его земной жизнью. Богородичные праздники – это праздники, прославляющие Богородицу. Праздники святых прославляют людей, значимых в православии, и Ангелов.
Знаки типикона
Правосла́вные пра́здники — общецерковные торжества в православии, посвящённые особому воспоминанию священных и чтимых событий, святых и икон Божией Матери. Дни их празднования относятся к годовым (неподвижный и подвижный) и седмичному [1] богослужебным кругам общественного богослужения в Православной церкви.
В праздники Типикон предписывает совершать особое богослужение, обычно заканчивающееся Литургией. В строгом литургическом смысле, праздничными днями в христианстве можно полагать все дни, в которые Богослужебный устав прямо не запрещает совершения евхаристии (полной литургии), то есть кроме будничных дней Великого поста и среды и пятницы Сырной седмицы.
Содержание
История
Церковь рассматривает праздники как Божественное установление (Быт. 2:3, Исх. 20:8-11).
В Новом Завете празднование субботы уступает свою славу дню воскресному. Правило 29-е Лаодикийского Собора (ок. 364) гласит:
Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день:
а день воскресный преимущественно праздновати,
аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие:
да будут анафема от Христа.
Классификация
Следующая таблица поясняет иерархию праздников в православном богослужении:
Пасха
Пасха — самый главный праздник; в каноне праздника Пасха называется «праздников праздник и торжество из торжеств». Перед Пасхой происходит самая напряжённая подготовка, и продолжается этот праздник дольше всех. Он переходящий, или подвижный, т.е., каждый год меняются дни его празднования.
Великие праздники
Великими называются значимые праздники с торжественным богослужением. К ним относятся все двунадесятые праздники, а также некоторые другие (в Русской православной церкви — пять). В Типиконе, в Минеях и в Следованной Псалтири отмечаются знаком красного креста в круге .
Двунадесятые праздники
Двунадесятые праздники могут быть господскими (владычными) и богородичными.
В порядке их следования в течение церковного года, который начинается 1 (14) сентября [4] :
Современный русский Типикон не определяет явно переходящие двунадесятые праздники как великие.
Недвунадесятые великие праздники
Кроме двунадесятых праздников, к великим относятся [7] :
Кроме того, в дониконовских (и в современных старообрядческих) уставах к великим праздникам относились также дни памяти апостола Иоанна Богослова (26 сентября, 8 мая), преподобного Сергия Радонежского (25 сентября) и все переходящие двунадесятые праздники.
Богослужебные особенности великих праздников
Устав службы Господских и Богородичных двунадесятых праздников несколько различается. Так, например, воскресная служба полностью отменяется, если в воскресный день случается Господский двунадесятый праздник. Если же случается Богородичный двунадесятый, соответствующие службы (праздника и воскресная) соединяются, причём приоритет отдаётся воскресной службе.
Великие праздники в честь святых не имеют прибавления канона Божией Матери к канонам святых на утрене, в отличие от средних праздников.
Пасха, двунадесятые праздники и некоторые другие (например, Преполовение) имеют предпразднство, попразднство и отдание.
Средние праздники
Средние праздники установлены в честь нерукотворного образа Иисуса Христа, икон Божией Матери, Небесных Сил бесплотных (ангелов) и святых. Могут быть бденными (со всенощным бдением), более торжественными, и полиелейными (с полиелеем). Их количество точно не определено. Согласно Типикону (Уставу), средние праздники со всенощным бдением (в некоторых случаях бдение по желанию настоятеля) совершаются в честь [12] :
Малые праздники
В православной церкви фактически в каждый день есть несколько малых праздников: в каждый день года чествуется больше или меньше прославленных Церковью святых, и каждый день недели отмечен малым праздником.
Праздники преимущественно Русской православной церкви
Особенности в синодальный период
В Православной российской церкви в календарь ежегодных торжеств (вплоть до падения монархии 2 марта 1917 года) заносились следующие виды особых праздников:
Мы рассмотрели несколько подготовительных тем: богослужебное время, богослужебные книги, богослужебные тексты. Все они готовят нас к тому, чтобы заниматься уже собственно чинопоследованием служб; ведь для этого нужно понимать, к какому кругу относится та или иная служба, из какой богослужебной книги и, следовательно, из какого богослужебного круга взят тот или иной текст, какое он имеет происхождение. Важно помнить о соединении богослужебных текстов различного происхождения: основу образуют тексты Священного Писания (ветхозаветные и новозаветные), между ними вставляются молитвы верующих (самые распространенные, общие молитвы – ектеньи) и гимнография (тексты, составленные церковными авторами). Все эти тексты самого разного происхождения образуют единую службу. Конечно, сразу почувствовать своеобразие этих соединений различных текстов, различных кругов времени невозможно, но с каждым годом осмысленной и напряженной богослужебной жизни мы будем узнавать и понимать все больше и глубже. Итак, мы рассматриваем:
Богослужение седмичных дней, т.е. дней кроме субботы и воскресенья. Оставшиеся пять дней называются седмичными или буднями: понедельник, вторник, среда, четверг и пятница – ими мы будем заниматься, они имеют свой особый устав служения, изложенный в 9-й главе Типикона.
Периода пения Октоиха, т.е. книги, которая соответствует седмичному богослужебному кругу. Октоих действует практически круглый год, и никогда не исчезает полностью (за редким исключением), но в году есть период, когда Октоих играет определяющую роль в устроении богослужения, когда богослужение идет практически только по Октоиху и Минее. Это тот период, когда не поется Триодь Постная и Цветная. Период пения Октоиха – от Недели Всех святых (первая неделя после праздника Троицы) до Недели о мытаре и фарисее. В этот период года Октоих взаимодействует только с Минеей, и большинство богослужений в их изменяемой части образуются взаимодействием Октоиха и Минеи, т.е. седмичным кругом и неподвижными праздниками годового круга.
Кроме (т.е. вне) предпразднства и попразднства. Что такое предпразднство и попразднство? Все двунадесятые Господские и Богородичные праздники, а также некоторые другие имеют предпразднство и попразднство. Предпразднство – это те дни, когда праздник еще не наступил, но когда мы уже ждем его, когда в службе появляются песнопения, ему посвященные. Попразднство – это несколько дней с первого дня праздника до его отдания, когда мы продолжаем его праздновать. Эти периоды, имеющие специфические правила построения богослужения, разбирать в этой главе мы не будем. Чтобы понять, что такое шестеричный святой и святой без знака, пройдем тему:
Знаки праздников месяцеслова (47-я глава Типикона)
Месяцеслов – это система неподвижных праздников годового круга, тех, которые закреплены за определенным числом определенного месяца. По сути дела, каждый день бывает какой-нибудь праздник, но праздники эти разные: они бывают великие, средние и малые. В Типиконе все праздники имеют знаки, которые соответствуют разным типам службы, 47-я глава Типикона «О знамениях праздников месяцеслова» начинается такими словами: «Подобает ведати, яко праздницы разделени суть на великие, средние и малые».
Великая вечерня и полиелейная утреня с первым часом – это бдение,служба бденная, которая по Уставу должна длиться всю ночь. Она образуется великой вечерней и полиелейной утреней, слитыми в одну службу. (Впрочем, следует отметить, что Типикон позволяет даже в дни великих праздников, за исключением Рождества и Богоявления, совершать в малых обителях, где нет достаточного количества чтецов и певцов, и в приходских храмах, не бдение, продолжающееся всю ночь, а отдельно Великую вечерню с повечерием, а утром – полунощницу с полиелейной утреней).
Далее в Типиконе говорится о средних праздниках, они имеют два знака.
Еще один знак средних праздников – крест един точию красный. При праздниках, имеющих этот знак, совершаются службы дневного круга в следующем порядке: девятый час и великая вечерня, повечерие, полунощница, полиелейная утреня, первый, третий и шестой час. Такой тип службы кратко называют «полиелей», по самой праздничной части богослужения.
Мы видим, что когда по Уставу совершается бденная служба, то служится малая вечерня, а когда служба только полиелейная и бдения нет, малая вечерня не служится. При бдении также нет места повечерию и полунощнице, потому что вечерня и утреня слиты в одну службу и нельзя что-нибудь вставить между ними, а при полиелее есть место для повечерия и полунощницы.
Следующий знак относится уже к малым праздникам месяцеслова и имеет название: «три точки, несовершенно окружены». Этот знак может быть двух цветов: черный и красный, будем обозначать их так:
При красном знаке совершаются следующие службы суточного круга: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, утреня с праздничным окончанием, первый, третий, шестой час. Такое богослужение называется службой с великим славословием.
Необходимо знать наиболее употребительные, закрепившиеся в обиходе названия этих знаков: и – бденная служба или служба с бдением; – полиелейная служба; – служба с великим славословием или служба спраздничным окончанием; – шестеричная служба, (она называется так потому, что святому, который имеет такой знак, поют шесть стихир на Господи, воззвах и читают шесть тропарей в каждой песни канона).
Мы будем изучать шестеричную службу и службу без знака, при них совершается будничная вечерня и будничная утреня. Однако надо иметь в виду, что тема будничного богослужения более других связана с практическим составлением службы по книгам. Освоить и уяснить этот материал можно только, имея перед глазами соответствующие последования и богослужебные тексты.
Устав будничных служб или седмичных дней излагается в 9-й главе Типикона. В этой главе описываются два типа службы: один тип называется в Типиконе так: «Аще пето Бог Господь» – им мы и займемся. Этот тип службы совершается не в пост (в постной службе – это второй тип будничного богослужения, описанный в 9-й главе – на утрени поется Аллилуйя).
Начинается 9-я глава словами: «Пред вечером мало кандиловжигатель, взем благословение от настоятеля, знаменует в кампан, и, собравшимся братиям в притвор церковный, чредный же священник, востав, творит начало. »
Во-первых, вечерня начинается незадолго до вечера, т.е., когда еще светло и солнце не зашло. Кандаловжигатель – тот, кто зажигает светильники в храме – приходит к настоятелю или к предстоятелю (это старший в монастыре) и берет у него благословение.
«И знаменует в кампан» – это значит – звонит в колокол, и когда собралась братия в притвор, встает «чредной священник», тот, чья «череда», и дальше описывается ход службы.
Начало общее. Состав начала рассматривался в предыдущей главе – это самые главные и самые содержательные молитвы на богослужении. Начало общее читается не в начале службы, а в начале каждого цикла служб. Заметим, что девятый час начинается с начала общего, на вечерне же начала общего нет, потому что девятый час и вечерня примыкают друг к другу.
Тропарь и кондак уходящего дня. Первая служба дневного круга – это вечерня, а последняя – девятый час. Эти две службы совершаются как бы вместе, одна за другой: после девятого часа сразу следует вечерня, но принадлежат они разным дням. Поэтому на девятом часе читаются тропарь и кондак того святого, который праздновался в предыдущий день, т.е. не того дня, к которому будет относиться вечерня.
На вечерне начала общего нет, и первым текстом является 103-й псалом.Другое название этого псалма – «предначинательный». В современной практике этот псалом читает чтец, однако по Уставу его должен читатьпредстоятель, т.е. старший в монастыре (игумен). Мы еще много раз встретим указания, кто какой текст читает, и естественно, что текст, читаемый предстоятелем, имеет в службе особый смысл и особую значимость. Утрата способа исполнения текстов изменяет акценты в нашем богослужении. Представим себе, что начинается служба, и вдруг выходит предстоятель и читает предначинательный псалом, или Свете тихий, или Сподоби, Господи, или, что совсем трудно себе представить, шестопсалмие. Это совершенно другое восприятие богослужебных текстов, чем то, которое мы с вами имеем. Это учение Типикона нами утрачено.
Первой ектеньей всякой службы является великая ектенья. Обратим внимание на порядок ектений, которые идут в будничной вечерни: великая, малая, просительная и сугубая. Этот же порядок повторится на будничной утрени. У каждой ектеньи свое устроение, свое место в службе, и перед нами здесь все виды ектений, которые необходимо знать.
Кафизма рядовая. По Уставу в те дни года, когда нет Великого поста, Псалтирь должна за седмицу прочитываться целиком один раз. А в великопостное время Псалтирь должна прочитываться за седмицу два раза. Каким образом это осуществляется? Вся Псалтирь, разделенная на 20 кафизм, распределяется Уставом (гл. 17) по дням и службам, и кафизмой рядовой называется та кафизма, которая пришлась на данную службу. В приходском богослужении кафизма очень часто опускается на вечерне, и в том случае, если отсутствует кафизма, отсутствует и малая ектенья: они или вместе есть, или их вместе нет. По Уставу не должно читать кафизму на вечерне, если накануне служилось бдение.
Вечерние (или воззвашные) псалмы – 140-й, 141-й, 129-й и 116-й, находящиеся в Часослове, должны быть полностью пропеты на каждой вечерне. К заключительным их стихам (в зависимости от количества стихир) припеваются стихиры, которые и называются «стихирами на Господи, воззвах»: пропевается стих, после него стихира, и т.д. К сожалению, в нашем приходском богослужении эти псалмы полностью не поются: от них остались только начальные и заключительные стихи.
Свете тихий – по Уставу этот текст должно не петь, а читать, и читать должен предстоятель. Этот текст очень важен для вечерни.
«Свете тихий святыя славы Бессмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй; темже мир Тя славит».
Это не Священное Писание, это гимнография, очень древний гимн, восходящий еще ко II или III веку (по крайней мере, к IV веку было утрачено имя автора). Хотя в Часослове автор указывается – Софроний, патриарх Иерусалимский, но это, скорее всего, неверно. Текст этот очень древний, он во многом определяет характер именно вечерней службы. Здесь Господь Иисус Христос называется «тихим Светом». Вечером свет дневной гаснет, а для нас все только начинается, потому что для нас Господь – Свет Немеркнущий и Незаходящий. Здесь так и говорится: «Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний» – т.е. видя последние лучи солнца уходящего дня, мы славим Святую Троицу, мы поем: «Достоин еси. пет быти гласы преподобными» – Ты достоин того, чтобы Тебя воспевали голоса святых людей. Затем еще прибавляется: «Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит» – Ты, Господи, даешь жизнь, и поэтому мир Тебя славит. Заметим, что в этом песнопении нет просьбы или какого-то прошения, даже хвалебный и благодарственный характер в нем пребывает прикрыто. Это гимнография созерцательного характера, удивительный и прекрасный текст.
«Прокимен дне» – для дней седмицы есть прокимен вечерне, он поется на вечерни практически всегда и вытесняется только великими прокимнами. Помещаются эти прокимны в Служебнике и Часослове. По Уставу этот прокимен должен возглашать канонарх (брат, особо учиненный канонаршить на клиросе, который возглашает громко стихи). В нашей практике прокимен перешел в ведение диакона, поэтому и находится он в Служебнике (заметим, что, согласно Уставу, диакон вообще не участвует в будничной службе).
Богослужение седмичных дней с Бог Господь: в период пения Октоиха
(службы без знака, шестеричная, двух малых святых; без преди попразднства)
№ | Что поется / читается | Кто поет / читает | Богослужебные книги | Глава Типикона | Примечания |
1 | Благословен Бог наш. | С | С | ||
2 | Начало обычное | Ч | Ч | ||
3 | Девятый час | Ч С | Ч М | 9 | Читаются тропарь и кондак уходящего дня |
Вечерня | |||||
4 | Благословен Бог наш. | С | С | 23 | Если был пропущен 9-й час, читается начало обычное |
5 | Предначинательный псалом (103-й) | Ч | Ч | 9, 7 | По указанию Типикона читается предстоятелем |
Светильничные молитвы | С | С | 9 | ||
6 | Великая ектения | Д Л С | С | 9 | |
7 | Рядовая кафизма | Ч | П | 9, 17 | Если накануне служилось бдение, кафизма не читается. В приходских храмах иногда читают псалом за кафизму |
Малая ектения | Д Л С | С | 9 | Опускается, если не было кафизмы | |
8 | Господи, воззвах (псалмы140,141,129 и 116) | Л | Ч | 9, 22 | |
Стихиры наГосподи, воззвах | Л | Ч О М | 9, 48 | Св. без знака:0:3 М:3 Шестеричн.: М2 мал. свв.: 1М:3, 2М:3 Слава: М; И ныне: Б | |
9 | Свете Тихий | Л | Ч | 9, 7 | По указанию Типикона читается предстоятелем |
10 | Прокимен дне | Д Л | С Ч | 9 | По указанию Типикона возглашается канонархом |
11 | Сподоби, Господи | Ч | Ч | 9, 7 | По указанию Типикона читается предстоятелем или чтецом |
12 | Просительная ектения Мир всем Молитва главопреклонения | Д Л С С | С С | 9 9 | |
13 | Стихиры на стиховне | Л | О М | 9, 48 | Стихиры Октоиха со своими стихами Слава:М; И ныне: Б |
14 | Ныне отпущаеши | Ч | Ч | 9, 7 | По указанию Типикона читается предстоят. |
15 | Трисвятое. Пресв. Троице: Отче наш | Ч | Ч | 9 | |
16 | Тропарь | Л | М | 9, 48 | Т: М, Слава: И ныне: Б Если 2 свв., то 2-й Т на Славу: |
17 | Сугубая ектения | Д Л С | С | 9 | |
18 | Окончание вечерни | С Л | С | 9 |
Кто поет / читает: С – священник, Д – диакон, Ч – чтец, Л – лик.
Богослужебные книги: С – Служебник, П – Псалтирь, Ч – Часослов, О – Октоих, М – Минея
Примечания: О – Октоих (0:3 – 3 стихиры Октоиха), М – Минея (1М – стихиры 1-го святого Минеи, 2М – 2-го святого), Б – Богородичен, Т – тропарь святого Минеи (2-й Т – тропарь 2-го святого), К – канон.
Сподоби, Господи – по Уставу дан выбор, его может читать предстоятель, а может чтец. Это очень важная вечерняя молитва, ее значение сравнимо со значением великого славословия на утрени. Восхваление Господа сочетается в ней с молитвой о том, чтобы Он помог нам избавиться от грехов; благодарственная и просительная темы переплетаются: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. ». По Уставу эта молитва должна читаться, но читаться очень важным лицом. Устав на протяжении всей службы выделяет определенные тексты, – тексты, отнесенные в ведение предстоятеля.
«Стихиры на стиховне» – это отдельный вид стихир, в абсолютном большинстве случаев их три, причем стихиры на Славу, и ныне никогда не входят в счет. Как в стихирах на Господи, воззвах, так и в стихирах на стиховне соединяются праздничные богослужебные круги. Стихиры, взятые из Октоиха, соответствуют седмичному кругу, темам дней седмицы, а те стихиры, которые берутся из Минеи, говорят о событии, которое празднуется по месяцеслову – происходит соединение богослужебных кругов времени.
Ныне отпущаеши – по Уставу также читает предстоятель. Это текст из Нового Завета, и легко понять, сколь важное значение он имеет для вечерни. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко. » – это слова, произнесенные Симеоном Богоприимцем в тот день, который теперь называется Сретением и которым мы празднуем встречу Ветхого и Нового Завета, ожидания Спасителя и исполнения этого ожидания. Этот текст (а по Уставу он всегда должен читаться) образует лицо вечерни, и именно потому, что он появляется в конце вечерни (а чем ближе к концу, тем возвышеннее, полнее и торжественнее служба), мы можем говорить о вечерни как о службе, содержащей в себе тему ожидания Спасителя, – вот, это ожидание уже на пороге своего исполнения. На этом же пике вечерни читается Трисвятое по Отче наш. Это самые главные и самые сжатые молитвы, в которых содержится все, что есть в службе. И здесь же поется самый главный текст из изменяемых частей службы, тропарь Минеи.
После вечерни полагается идти на братскую трапезу, после которой совершается повечерие. Типикон дает такое указание после повечерия: «Должно есть и сие ведати: по отпущении. не подобает монахом творити беседы друг со другом, но с молчанием исходити в келлии своя, и упражнятися на молитву и на чтение, и тако упокоятися, яко да со вниманием на утреннее славословие востанем бодростне». Типикон говорит, что после повечерия уже нельзя разговаривать.
После этого будет полунощница и будничная утреня; именно уставом будничной утрени мы сейчас и займемся.
Утреня имеет своего рода заставку, которая называется «двупсалмие». Из самого этого слова ясно, что эта часть службы образуется двумя псалмами, эти псалмы всегда одинаковы: 19-й и 20-й. К ним примыкают некоторые постоянные тексты, которые находятся в Часослове. Псалмы, входящие в состав двупсалмия – мессианские. Непосредственно в них говорится о царе пророке Давиде; но он, в свою очередь, выступает, как прообраз вечного Царя – Христа. Мы уже говорили о том, что утреня – служба преимущественно мессианского характера; ее центральная тема – пришествие в мир обещенного Спасителя, которое соотносится с Рассветом и явлением видимого солнца (по Уставу утреня начинается еще до восхода, затемно). И вот, с самого начала службы уже появляется эта тема.
Шестопсалмие по Уставу назначено читать предстоятелю, и оно имеет такой подробный комментарий в Типиконе, какого не имеют другие части утрени. Про шестопсалмие сказано, что его надо читать «тихим гласом и легким, косно (т.е. медленно) и во услышание всех». Про шестопсалмие сказаны и другие важные для нас слова: «Егда же глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати (т.е. особенно внимательно стараться слушать): покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы со благоговением и со страхом Божиим, яко Самому Богу невидимо беседующе и молящеся о гресех наших». Редкая часть в службе имеет подобный комментарий в Типиконе.
Бог Господь со стихами по Уставу должен возглашать не диакон, а канонарх, подобно тому, как и на вечерне прокимен по Уставу возглашает канонарх.
На будничной утрени читаются две или три кафизмы, какие и сколько кафизм в каждый конкретный день, можно узнать из 17-й главы Типикона. После каждой кафизмы читаются (а по Уставу должны петься) седальны из Октоиха.
На будничной утрени читаются каноны из Октоиха и канон святого из Минеи. В понедельник в Октоихе на утрени помещены каноны покаянный (умилительный) и бесплотным Силам, во вторник – покаянный и Иоанну Предтече, в среду и пятницу – каноны Кресту и Божьей Матери, в четверг – апостолам и свт. Николаю. По Уставу в каждой песни канона должен быть ирмос (ирмос поется только первого канона, остальные пропускаются) и 13 тропарей всего 14 строф, гимнографических единиц; однако на практике каноны сильно сокращаются. Тропари канона должны припеваться (заметим, что Типикон знает только пение канона и никогда не говорит о чтении) к стихам библейских песен. Сейчас почти повсеместно библейские песни употребляются лишь Великим постом, а перед тропарями канона читаются соответствующие его теме припевы (напр., Слава, Господи, Кресту Твоему Честному, Пресвятая Богородице, спаси нас и т. д.). Песни 3-я, 6-я, 8-я и 9-я не только открываются, но и закрываются ирмосами; они берутся из канона Минеи. Малые ектеньи, которые возглашаются по 3-й, 6-й и 9-й песням: делят канон на три части.
После 3-й песни читается (по Уставу поется) седален с Богородичном из Минеи, после 6-й – кондак и икос Минеи, по 9-й песни – эксапостиларий из приложения Октоиха, светилен из Минеи (если есть) и Богородичен.
Хвалитные псалмы – неизменяемый текст утрени; в службе шестеричному святому к ним иногда припеваются хвалитные стихиры.
Вседневное славословие по Уставу должен читать предстоятель.
С этого пункта окончание будничной утрени симметрично окончанию будничной вечерни.
Отпуст в заключение не произносится, он прозвучит уже на первом часе, который (за исключением Царских часов) всегда присоединяется к утрени,
По окончании как будничной вечерни, так и будничной утрени полагается исхождение в притвор и там совершение литии по усопшим, т.е. молитвы об упокоении умерших братий.
1 | Благословен Бог наш. | С | С | 23,9 | В приходских храмах часто опускается | ||
2 | Двупсалмие | Ч С | Ч С | 22,9 | |||
3 | Слава Святей. | С | С | ||||
4 | Шестопсалмие | Ч | Ч | 9,7 | По указанию Типикона читается предстоятелем | ||
Утренние молитвы | С | С | 9 | ||||
5 | Великая ектения | Д Л С | С | 9 | |||
6 | Бог Господь со стихами | Д | Ч С | 9 | Во глас тропаря Минеи. По указанию Типикона возглашается канонархом | ||
Тропари на Бог Господь | Л | М | 9, 48 | Т: М 2р., Слава: И ныне: Б Если 2 свв., то 2-й Т на Славу: | |||
7 | Рядовые кафизмы (две или три) | Ч | П | 9,17 | В приходских храмах иногда читают псалом за Славу. | ||
Седальны по каждой кафизме Святоотеческое чтение | Л (Ч) | О | 9,10 | Иногда не поются, а читаются чтецом. В приходских храмах обычно опускается. | |||
8 | 50-й псалом | Ч | Ч | 9 | |||
9 | Канон | Л (Ч) Д С | О М И | 11, 18, 20, 48, 16, 9 | Служба без знака: | Шестеричный св.: | Два малых свв.: |
К:О 1-й с ирм. на 6 К:О 2-й на 4 К: М на 4 | К:О 1-й с ирм. на 4 (без мчч.) К:О 2-й на 4 К: М на 6 | К:О 1-й с ирм. на 6 К: 1М на К: 2М на 4 | |||||
По 3-й песни: ирмос канона Минеи, малая ектения, седален М; Слава: И ныне: Б. Святоотеческое чтение (обычно опускается). При двух малых свв. перед седальнами поется кондак второго св., затем седален 1-го св.; Слава: седален 2-го св.; И ныне:Богородичен. По 6-й песни: ирмос канона Минеи, малая ектения, кондак и икос М. Чтение Пролога (обычно опускается). По 8-й песни: Хвалим, благословим. ирмос канона Минеи, Честнейшую По 9-й песни: ирмос канона Минеи, Достойно есть, малая ектения, эксапостиларий О.; Слава: –светилен М.; И ныне: Б. | |||||||
10 | Хвалитные псалмы Л (Ч) (148,149,150) | Л (Ч) | Ч | 9 | Если в Минее есть стихиры на Хвалитех, псалмы поются, если нет– читаются. | ||
Стихиры на Хвалитех | Л | Ч М | 9,48 | Иногда бывают у шестеричных святых. Если стихир нет – вместо них: Слава: И ныне: Тебе слава подобает. | |||
11 | Слава в Вышних. Сподоби, Господи (т.н. вседневное славословие) | Л | Ч | 9, 7 | По указанию Типикона читается предстоятелем | ||
12 | Просительная ектения Мир всем Молитва главопреклонения | Д Л С С | С С | 9 9 | |||
13 | Стихиры на стиховне | Л | О М | 9, 48 | Стихиры Октоиха со своими стихами Слава: М; И ныне: Б | ||
14 | Благо есть | Ч | Ч | 9, 7 | По указанию Типикона читается предстоятелем | ||
15 | Трисвятое. Пресв. Троице: Отче наш | Ч | Ч | 9 | |||
16 | Тропарь | Л | М | 9, 48 | Т: М, Слава:И ныне: Б Если 2 свв., то 2-м Т на Славу: | ||
17 | Сугубая ектения | Д Л С | С | 9 | |||
18 | Окончание утрени | С Л | С | 9 | Без отпуста | ||
1 час | |||||||
19 | Первый час | Ч С | Ч М | 9, 48 | С великим отпустом |