Что такое жестокий романс
Жестокий романс
Жестокий романс — жанр русской песни. Возник приблизительно в середине XIX века. Время его расцвета приходится на последнюю четверть XIX — начало XX века.
Местом рождения жестокого романса считают городскую и пригородную среду, где проживали преимущественно низшие и средние слои населения («мещане») — крестьяне, пришедшие на заработки, рабочие, мастеровые, небогатые торговцы.
В современной фольклористике не существует единого определения жанра жестокого романса. Своеобразие данного жанра и заключается в гармоничном синтезе жанровых принципов баллады, лирической песни, романса. Но есть у него и свои, особые черты, по которым жестокий романс можно вычленить из обширного пласта русских лирических песен или баллад.
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Жестокий романс» в других словарях:
ЖЕСТОКИЙ РОМАНС — ЖЕСТОКИЙ РОМАНС, СССР, Мосфильм, 1984, цв., 145 мин. Трагическая мелодрама по мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница». Даже для такого общепризнанного фаворита зрителей и прокатчиков, как Эльдар Рязанов, постановка в кино «Бесприданницы»… … Энциклопедия кино
жестокий романс — Романс с ярко выраженным мелодраматизмом, надрывностью … Словарь многих выражений
жестокий романс — см. романс … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Жестокий романс — вид нар. песен, получил особ. распростр. в гор. ( мещанской ) и крест. среде со 2 й пол. 19 в.; сохраняет популярность в фольклорном репертуаре. Отличается от класс. нар. песни системой поэтич. средств, во многом сближаясь с лит. стих. формами. В … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Жестокий романс (фильм) — Жестокий романс Жанр мелодра … Википедия
Романс — Василий Тропинин. «Гитарист» У этого термина существуют и другие значения, см. Романс (значения). Романс в музыке (исп. … Википедия
романс — (исп. romance) небольшое стихотворное и музыкальное произведение лирического содержания для сольного пения с аккомпанементом. Рубрика: роды и жанры литературы Антоним/коррелят: песня Род: лирические жанры Вид: городской романс … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Романс народный — жанр нар. песнетворчества, возникший в России в XVIII в. и активизировавшийся на рубеже XIX XX вв. Р.Н. отражает новую эпоху отечественной культ. традиции: переход от России патриархальной к России капиталистической. На У. Р.Н. получил шир.… … Уральская историческая энциклопедия
жестокий — ая, ое; то/к, а/ и а, о; жесточа/йший, ая, ее. см. тж. жестоко, жестокость 1) Крайне суровый; безжалостный, беспощадный. Жесто/кий человек. Жесто/кий враг. Ж ие нравы … Словарь многих выражений
Романс — употребляется в двух значениях. 1. В применении к испанской литературе Р. от старокастильского прилагательного «romance» «романский, простонародный» обозначает народные поэмы лирико эпического характера, исполняемые самостоятельно или под… … Литературная энциклопедия
Жестокий романс
ЖЕСТО́КИЙ РОМА́НС — вид нар. песен, получил особ. распростр. в гор. («мещанской») и крест. среде со 2-й пол. 19 в.; сохраняет популярность в фольклорном репертуаре. Отличается от класс. нар. песни системой поэтич. средств, во многом сближаясь с лит. стих. формами. В основе мн. текстов Ж. Р. — стихи и песни, соч. поэтами 18—19 вв., попадавшие через популярные песенники, лубочные изд., вплоть до кон. 20 в., в нар. среду, подвергшиеся адаптации и разнообразным, подчас кардин. переделкам. Преобладают в Ж. Р. сюжеты мелодраматич. характера. Постоянные мотивы несчастной любви, измены, тяжело переживаемой обманутой девушкой («Что же ты топчешь ногами Безвинную душу мою?»), загубл. молодой жизни, самоубийства («Девица, девица, кто тебя бросил в шумные волны реки?»), похорон («Наденьте вы желтое платье. Положьте меня вы во гроб»). В песнях семейно-бытового содерж. домашние конфликты оказываются непримиримыми, подчеркнуто острыми («сестры-соперницы», мотивы клеветы, преследования, кровосмесит. связи), завершаются кровавыми развязками (муж убивает жену, жена сжигает или топит мужа; популярная песня: «Как на кладбище Митрофаньевском / Отец дочку зарезал свою»). По жанровым особенностям ряд песен Ж. Р. справедливо относят к поздним балладам: «Морячка», «Мальвина», «Убийство купеческой дочери» и др. Некоторые тексты Ж. Р. сближаются с традиц., а также т. н. «блатным» (воровским) фольклором. Из песен послерев. времени наиб. популярными были «Кирпичики», «Маруся отравилась».
Поэтич. язык Ж. Р. окрашен повыш. эмоциональностью, манерностью, изобилует стереотипами, заимств. из сентимент., душещипат. поэзии («оковы любви», «огонь, пылающий в крови»; стихи типа: «Шутя тобою наслаждался, Шутя и жизнь твою сгубил»). Большинство исследователей критически относились к Ж. Р., видя в его популярности свидетельство упадка нар. эстетики, угасания классич. фольклорной культуры, насаждения пошлых, «мещанских» вкусов. Однако в последние дестилетия начинает преобладать отношение к Ж. Р. как к заметному, закономерно сложившемуся явлению фольклорной культуры нового времени.
Жестокие романсы. Худ. Н. М. Прянишников
Полезное
Смотреть что такое «Жестокий романс» в других словарях:
ЖЕСТОКИЙ РОМАНС — ЖЕСТОКИЙ РОМАНС, СССР, Мосфильм, 1984, цв., 145 мин. Трагическая мелодрама по мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница». Даже для такого общепризнанного фаворита зрителей и прокатчиков, как Эльдар Рязанов, постановка в кино «Бесприданницы»… … Энциклопедия кино
Жестокий романс — Это статья о музыкальном жанре. О фильме см. Жестокий романс (фильм) … Википедия
жестокий романс — Романс с ярко выраженным мелодраматизмом, надрывностью … Словарь многих выражений
жестокий романс — см. романс … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Жестокий романс (фильм) — Жестокий романс Жанр мелодра … Википедия
Романс — Василий Тропинин. «Гитарист» У этого термина существуют и другие значения, см. Романс (значения). Романс в музыке (исп. … Википедия
романс — (исп. romance) небольшое стихотворное и музыкальное произведение лирического содержания для сольного пения с аккомпанементом. Рубрика: роды и жанры литературы Антоним/коррелят: песня Род: лирические жанры Вид: городской романс … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Романс народный — жанр нар. песнетворчества, возникший в России в XVIII в. и активизировавшийся на рубеже XIX XX вв. Р.Н. отражает новую эпоху отечественной культ. традиции: переход от России патриархальной к России капиталистической. На У. Р.Н. получил шир.… … Уральская историческая энциклопедия
жестокий — ая, ое; то/к, а/ и а, о; жесточа/йший, ая, ее. см. тж. жестоко, жестокость 1) Крайне суровый; безжалостный, беспощадный. Жесто/кий человек. Жесто/кий враг. Ж ие нравы … Словарь многих выражений
Романс — употребляется в двух значениях. 1. В применении к испанской литературе Р. от старокастильского прилагательного «romance» «романский, простонародный» обозначает народные поэмы лирико эпического характера, исполняемые самостоятельно или под… … Литературная энциклопедия
Жестокий романс: как криминальные истории об убийстве родственников заменили народную песню
Снимая фильм по пьесе «Бесприданница» Островского, Эльдар Рязанов собрал звездную актерскую команду: Андрей Мягков, Никита Михалков, Алиса Фрейндлих, Виктор Проскурин, Алексей Петренко… А для 23-летней Ларисы Гузеевой это была первая работа в кино. Картину о безысходной бедности обнищавших дворянских фамилий и развращенных хозяевах жизни – промышленниках Рязанов назвал «Жестокий романс», и это не просто красивая метафора.
На самом деле, жестокий романс – реально существовавший жанр бытовой песни, который появился и был невероятно популярен в мещанской среде во второй половине XIX – начале ХХ века. Характерной чертой этих песен, которые придумывали и пели оказавшиеся в городе бывшие крестьяне, рабочие, мелкие лавочники, был утрированно депрессивный сюжет, который, как правило, сводился к криминалу.
Одним из наиболее популярных вариантов было соблазнение девушки коварным ловеласом. Этот сюжет как раз лежит в основе «Бесприданницы». Мать из бедных дворян мечтает выдать дочерей замуж и готова отдать их за первого встречного – ей и так приходится жить на подачки богатых «друзей семьи». Утонченная красавица Лариса вынуждена принять предложение омерзительного ей человека, но после помолвки в отчаянии сбегает и бросается в объятия богатого щеголя. Заканчивается все по закону жанра смертью.
«Мотив родственного убийства уходит корнями в древнерусскую балладу. Анонимных авторов жестокого романса сюжеты с убийством родственников привлекли, видимо, потому, что подобные случаи были не редкостью в узкой мещанской среде», – пишет исследовательница жестокого романса М.А. Тростина.
Например, распространен сюжет про взаимоотношения сирот и мачехи. В одном из романсов мать умирает после болезни, и отец находит себе новую жену, которая требует избавиться от падчерицы. Отец убивает родную маленькую дочь на могиле матери, а потом прогоняет любовницу: «Два креста стоят над могилою,/ Это дочка и мама лежат. /Отец – зверь такой, ради женщины /Дочь родную решился убить». Эта душераздирающая история, полная натуралистических подробностей, типична для жестокого романса. Она заканчивается тем, что убийца сдается в милицию и получает 10 лет каторги. Как правило, за злом следует возмездие.
Жестокий романс развивался на основе традиционной русской баллады, но ему свойственна узкая семейно-бытовая тематика. Исследователи склоняются к тому, что описанные в песнях зверства вряд ли случались на каждом шагу, но в основе сюжетов, скорее всего, лежали максимально драматизированные реальные события.
Что-то авторы заимствовали из стихов второстепенных поэтов, сводя романтические темы к слезливой сентиментальности, что-то – из «цыганского романса». Передаваясь из уст в уста, романсы терпели изменения. До наших дней дошло множество вариантов одних и тех же песен.
Помните картину Владимира Маковского «На бульваре»? Молодой человек из недавних деревенских сидит на лавочке московского бульвара с гармоникой, рядом с ним – его молодая жена, почти ребенок, с младенцем на руках. Девушка приехала повидаться, а муж уже забыл думать о ней и тяготится ее присутствием. Молодой человек – представитель как раз той среды, в которой рождался жестокий романс. Шаляпин упрекал ее (и популярность гармоники) в том, что из-за частушек и дешевых романсов русская деревня в ХХ веке забыла старинные народные песни.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
О Жестоком романсе
Из Википедии:
Жестокий романс: жанровые признаки, сюжеты и образы
http://www.ec-dejavu.net/c/Cruel_romance.html
В современной фольклористике не существует единого определения для жанра жестокого романса. Более того, ни в одной из литературоведческих энциклопедий, ни в одном из словарей литературоведческих терминов мы не обнаружили даже упоминаний об этом жанре. Между тем жанр этот существует и развивается, пополняясь все новыми произведениями.
В учебных пособиях и учебниках представлены лишь самые общие жанровые признаки жестокого романса, в число которых нередко попадают и черты баллады, и черты необрядовой лирической песни. В принципе своеобразие данного жанра и заключается в гармоничном синтезе жанровых принципов баллады, лирической песни, романса. Но есть у него и свои, особые черты, по которым жестокий романс можно вычленить из обширного пласта русских лирических песен или баллад. Рассмотрим имеющиеся в науке взгляды на жанровую природу жестокого романса.
197
В.Я. Пропп выделяет главную отличительную черту исследуемого нами жанра: «По сюжету может совпадать с балладой. Отличается от нее мелодраматизмом» [4;139].
Авторы учебника «Русский фольклор» Т.В.Зуева и Б.П. Кирдан рассматривают жестокий романс в составе новой баллады, то есть не выделяют этот жанр особо. Тем не менее, его особенности они подчеркивают: «Конфликты новой баллады иногда напоминают уже известные, но их художественное истолкование мельчает. Появляется обостренный интерес к жестоким драмам на почве любви и ревности (темы ревности старая баллада почти не знала). Сюжет делается мелодраматичным, лиризм заменяется дешевой пасторальностью, допускается убогий натурализм («Как на кладбище Митрофановском отец дочку зарезал свою. »)»[2; 276].
198
Таким образом, мнение, что жестокий романс возник на основе традиционного жанра русской баллады имеет право па существование. Между балладой и жестоким романсом действительно немало общего. В балладах тоже рассказывается история из личной и семейной жизни, в которых обнаруживается тяга к необычным событиям, преимущественно трагическим. Нередко вэти истории вплетается и элемент жестокости:
И все же по сравнению с жестоким романсом сюжеты баллад намного богаче и разнообразнее. Семейные истории, которые предлагает слушателям традиционная баллада, нередко завершаются счастливо, для жестокого романса это почти невозможно. В балладах совсем нет надрыва и смакования жестокости. Отсутствует в ней и экзотизм: действие происходит в родной, узнаваемой среде и описано традиционным фольклорным языком, с помощью традиционных для народной поэзии образов.
Подружки, ко мне приходите,
Я буду лежать на столе,
Прошу вас. меня не судите,
Заройте мой труп в тишине.
Героиня жестокого романса «Тихо над речкою ивы качаются» не хочет противиться судьбе. Ее возлюбленный изменил ей, а «ревность глубокая» наполнила душу отчаяньем и тоской. Гордость и отчаяние не позволяют девушке искать другого финала, кроме как добровольного ухода из жизни. Описание ее последних минут наполнено глубоким драматизмом:
Ревность глубокая
Долго таилася,
Но надоело страдать.
Стала на берег.
Слегка покачнулася.
Только взмахнула рукой.
Отвергнутая девушка из романса «Однажды я сидела на рояли. » с глубокой искренностью описывает историю своей любви. Она не скрывает, что была красива и пользовалась успехом у парней («Мальчишки гналися за мной»). Однако тот, кому она отдала сердце и не только, предал ее и женился на другой. Чувства уязвленного самолюбия и ревности выплеснулись в страшное преступление: героиня сначала убивает соперницу выстрелом из пистолета, а затем кинжалом закалывает своего бывшего возлюбленного.
Коль умела ты братца известь,
Изведешь и меня, молодца.
Оставайся ж теперь ты одна!
сострадание, а жестокий приговор, заключенный в финале романса, воспринимается как незаслуженное наказание. Эмоциональный накал страстей нередко завершается для исполнителя и слушателя слезами сопереживания героям. В этом еще одна характерная черта произведений данного жанра.
Между тем народ вовсю распевал эти «псевдонародные» песни. С течением времени жестокий романс настолько «засорил ценный песенный репертуар», что попросту вытеснил его из памяти народной и в XIX в. наряду с частушкой стал главным, самым распространенным жанром песенного фольклора.
Только в последние два десятилетия XX в. в научных кругах стало меняться отношение к жестокому романсу. Его начали изучать и собирать, а в 1996 г. в Санкт-Петербурге вышел первый (но, несомненно, не последний) сборник жестоких романсов с научными комментариями.
Мещане стали создавать собственную культуру, выстраивая ее из элементов городской и деревенской культур. Эта культура заимствовала все самое поверхностное, самое легкое для усвоения. Собранная из разнородных элементов, мещанская, или, как ее иногда называют, «третья», культура оказалась достаточно полной и на удивление жизнеспособной.
Она включала в себя поэзию и музыку (частушка, романс), танец (например, кадриль), театр (Балаган), живопись (лубок), декоративно-прикладное искусство и даже архитектуру. Чуть окрепнув, «третья» культура начала вторжение в деревню и за несколько десятилетий завоевала ее.
Чем жесток жестокий романс
В жестоком романсе ярко проявляются особенности «третьей» культуры. В нем можно обнаружить и сходство, и различия, как с фольклором, так и с литературой.
В жестоких романсах встречаются такие фольклорные образы, как «ягода малина», «красна девица», «мил дружок», «сине море». Зато по форме жестокий романс ближе к городской литературе: для него характерны силлабо-тоническое стихосложение, точная рифма, деление на строфы. Язык тоже во многом литературного происхождения. Переполняющие жестокий романс слова типа «роковой», «ужасный», «кошмарный», «безумный» для традиционной народной песни непривычны.
Нет в жестоком романсе мира потустороннего. Всюду только злодейство и ответное страдание героев. Такое миропонимание отражало глубокие сдвиги в народном сознании. Под влиянием примитивно истолкованных обрывков научных знаний рушились традиционные религиозные и мифологические представления, и люд испытывали острое чувство враждебности окружающего мира, духовной незащищенности и жизненного краха.
Видимо, такой излом мещанского сознания и породил тот особый надрывный тон, который выделяет жестокий романс среди всех традиционных жанров русского фольклора.
Экзотизм жестокого романса проявляется и в пристрастии его авторов к «возвышенным» словам и оборотам. Для мещанина, который стремился утвердить свою принадлежность к высокой городской культуре, эти слова обладали особой притягательностью.
Жестокий романс склонен к нравоучительству и морализаторству, любит извлечь урок и дать совет.
Романтика жестокого романса
Жестокий романс во многих чертах глубоко отличен от традиционного фольклора. Художественный мир жестокого романса сложился на основе романтизма. Жестокий романс и романтическая поэзия связаны между собой как низшие и высшие проявления одного литературного направления.
Жестокими романсами стали ушедшие в фольклор стихи великих русских поэтов: например, «Романс» Пушкина, «Тростник» Лермонтова и др. Эти романсы поются до сих пор. И все-таки основным источником заимствования и стилизации для жестокого романса послужили стихи второстепенных, ныне забытых поэтов.
Первые песенники появились в России еще в середине XVIII в. В первой трети XIX в. вышло более двухсот названий песенников. Только в 1911 г. увидели свет 180 названий песенников. Книжечки моментально расхватывались, они зачитывались до дыр.
Жестокий романс в советское время
«Русская литература». Энциклопедия для детей. М., Аванта +, 1998
Жестокий романс (фильм)
«Жесто́кий рома́нс» — художественный фильм режиссёра Эльдара Рязанова, снятый в 1983 году в Костроме по мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница». Ранее пьеса уже экранизировалась в 1936 году. Главную роль исполнила дебютировавшая этим фильмом в кино Лариса Гузеева. Романсы исполнила Валентина Пономарёва.
Содержание
Сюжет
Лариса глубоко переживает отъезд Паратова, тем более что Сергей Сергеевич не успел с ней проститься и объяснить его причины. Харита Игнатьевна продолжает устраивать вечера в надежде найти мужа для Ларисы. На девушку засматривается богатейший купец города Кнуров (Алексей Петренко), но он женат, и, хотя Харита Игнатьевна и использует его интерес к дочери для получения дорогих подарков, в качестве мужа Кнуров не рассматривается. Другой ухажёр, молодой коммерсант Вожеватов (Виктор Проскурин), пока не может себе позволить жениться на бесприданнице. Ещё один поклонник девушки — чиновник Юлий Капитонович Карандышев (Андрей Мягков), почтовый служащий, но он слишком жалок, беден (на фоне трёх купцов), болезненно самолюбив и абсолютно не интересен Ларисе. Тем не менее, когда в доме Огудаловых арестовывают где-то найденного Харитой Игнатьевной очередного «перспективного» кандидата в женихи — тот оказывается не московским банкиром, а сбежавшим с деньгами банка кассиром, — Лариса, уставшая от карусели кавалеров и игр матери по поиску «партии», страдая от разбитого Паратовым сердца, решает выйти замуж за Карандышева, у которого пусть одно достоинство, но дорогое — он её любит. Начинается подготовка к свадьбе, в ходе которой Карандышев несколько раз обнаруживает свой мелочный и честолюбивый нрав. Однако Лариса не меняет своего решения и, не скрывая от жениха, что она не любит его, тверда в намерении выйти замуж за Юлия Капитоновича. Но неожиданно в город возвращается Паратов, занятый продажей парохода «Ласточка» купцу Вожеватову.
Встретившись с Кнуровым и Вожеватовым, Паратов объявляет им, что он намерен вынужденно жениться на богатой невесте, чтобы спасти остатки своего состояния, а также продать своё пароходство Вожеватову. От них он узнает, что Лариса выходит замуж. Тем временем Карандышев устраивает званый обед, на который приглашены и Кнуров, и Вожеватов, а в итоге и Паратов. Карандышев, ошалев от собственной значимости, которую он, по его мнению, приобрёл, сделавшись женихом Ларисы, вдрызг напивается (при активном содействии гостей, смеющихся над ним). Лариса же позволяет Паратову увлечь себя на ночной банкет на пароход «Ласточка» с цыганами и шампанским. Лариса отдается Паратову, но утром он признается ей, что обручён и не может жениться на Ларисе. Кнуров и Вожеватов, пользуясь «удобным случаем», разыгрывают опозоренную Ларису в орлянку. Выиграв, Кнуров предлагает девушке стать его содержанкой, причём размер предложенного содержания заставил бы замолчать даже самых злых порицателей чужой нравственности, однако потрясенная Лариса отмалчивается. На пароходе появляется Карандышев, который, осознав, что над ним посмеялись, а его невесту увезли, за ночь на лодке догнал «Ласточку». Он бросается к Ларисе и предъявляет на неё свои права, желая покрыть её позор. Лариса отвергает и Карандышева, он слишком жалок для неё. «Я слишком дорога для вас. Если быть чьей-то вещью, то дорогой». Лариса намерена согласиться стать «дорогой вещью» в руках Кнурова. Карандышев в отчаянии стреляет в Ларису из пистолета. Умирая, она благодарит за этот выстрел.
В ролях
Съёмочная группа
В фильме снимались пароходы «Спартак» (в фильме — «Ласточка», постройка 1914, Красное Сормово, тип Великая Княжна) и «Достоевский» («Святая Ольга», постройка 1956, Óbuda Hajógyár, проект 737А) [3] [4] [5]
Музыка из кинофильма
Музыка из кинофильма «Жестокий романс» была выпущена на пластинках фирмой «Мелодия», а также на аудиокассетах «Свема» в 1984 году.
Песни исполняли
Критика
Награды
Примечания
Ссылки
Василиса Мелентьева (1911) • Бесприданница (1912) • Гроза (1934) • Бесприданница (1936) • Без вины виноватые (1945) • Правда — хорошо, а счастье лучше (1951) • Волки и овцы (1952) • Снегурочка (1952) • Горячее сердце (1953) • Женитьба Бальзаминова (1964) • Снегурочка (1968) • На всякого мудреца довольно простоты (1971) • Весенняя сказка (1971) • Таланты и поклонники (1973) • Последняя жертва (1975) • Красавец-мужчина (1978) • Лес (1980) • Бешеные деньги (1981) • Вакансия (1981) • Жестокий романс (1984) • После дождичка в четверг (1985) • Женитьба Бальзаминова (1989) • Анна (2005) • Русские деньги (2006) • Без вины виноватые (2008) • Взятки гладки (2008) • Банкрот (2009)
Полезное
Смотреть что такое «Жестокий романс (фильм)» в других словарях:
Жестокий романс — Это статья о музыкальном жанре. О фильме см. Жестокий романс (фильм) … Википедия
Жестокость (фильм) — Жестокость (фильм, 1959) Жестокость (фильм, 2007) См. также Оправданная жестокость (фильм, 2005) Жестокая игра (фильм) Жестокая охота (фильм) Жестокая правда (фильм) Жестокая справедливость (фильм, 1995) Жестокие битвы на мягких постелях (фильм)… … Википедия
Бесприданница (фильм — Бесприданница (фильм, 1936) Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Бесприданница (фильм). «Бесприданница» Жанр драма Режиссёр Яков Протазанов Александр Роу Автор сценария … Википедия
Бесприданница (фильм, 1936) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бесприданница (значения). Бесприданница … Википедия
Лучший фильм года (Советский экран) — «Лучший фильм года» конкурс, ежегодно проводимый журналом «Советский экран» на основе опроса его читателей. Голосование проводилось с 1957 по 1991 гг. Итоги конкурса подводились в начале следующего календарного года, поэтому нередки… … Википедия
Городской романс — Это статья о музыке. О фильме «Городской романс» см. Городской романс (фильм) Городской романс (бытовой) разновидность романса, бытовавшая как фольклор в России конца XIX первой половины XX века. Основными отличительными признаками… … Википедия
О бедном гусаре замолвите слово (фильм) — О бедном гусаре замолвите слово Жанр трагикомедия Режиссёр Эльдар Рязанов Автор сценария Григорий Горин Эльдар Рязанов … Википедия
Дорогая Елена Сергеевна (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дорогая Елена Сергеевна. Дорогая Елена Сергеевна Жанр драма … Википедия
Гамлет (фильм, 1964) — Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Гамлет (фильм). Гамлет Жанр трагедия … Википедия
Последняя жертва (фильм) — Последняя жертва Жанр трагикомедия Режиссёр Пётр Тодоровский В главных ролях Маргарита Володина Олег Стриженов Михаил Глузский … Википедия