Что такое зацеп у молодежи
Кто такие зацеперы — смертельное развлечение современной молодежи
Опубликовано 27.03.2021 · Обновлено 27.03.2021
Прицепинг, трейсерфинг, зацепинг, запрыгивание на движущийся состав — это проезд снаружи поездов, опасный неформальный вид экстремального спорта. Лихачество подразумевает катание на крышах поездов, с торцевой или боковой стороны состава либо на площадках перед задней кабиной электропоездов. Подросток цепляется за выступающие поручни, лестницы, подножки, втискивается между вагонами. Экстремалы проезжают одну или две станции, при этом они снимают на видео свое безрассудство. Подростки, молодые люди или любители острых ощущений от 15 до 25 лет, практикующие подобные поездки, называются зацеперами или трейнсерферами.
До 70% зацеперов гибнут в первые дни своего «увлечения». По статистике за год только в ЦФО получили травмы 85 человек, а погибли — 50, выявлено и снято с поездов — 480 жителей Московской области. Все погибшие — не достигли совершеннолетия. Количество пассажиров, практикующих проезд снаружи, превышает 20000 человек по МО. Опасный метод безбилетного проезда начинается игрой, а заканчивается трагедией.
Зачем рисковать, занимаясь зацепингом?
Безрассудное хобби для многих экстремалов пришло из европейских государств. По количеству жертв, получивших травмы и статистике погибших, Россия давно догнала и перегнала Запад. Любители острых ощущений общаются между собой в соцсетях, создают сообщества, где ищут единомышленников, объединяются в небольшие группы для совместных поездок с целью пощекотать себе нервы. Среди любителей лихачества существуют свои традиции и негласные правила этики. Они организовывают массовые поездки, устраивают соревнования, снимают процесс на видео и выкладывают в интернете. Какие факторы способствуют желанию проехать на крыше поезда:
Молодыми людьми движет любопытство, желание испытать себя. Нездоровому развитию адреналиновой зависимости способствуют сайты, посвященные зацепингу, знакомство с «опытными товарищами» на соответствующих форумах. Подросток уверен, что он смелый, бесстрашный, его распирает от ощущения крутости и гордости от принадлежности к секретному сообществу единомышленников.
Если ребенок возвращается после прогулки в грязной одежде с разводами от машинного масла со специфическим запахом, есть царапины на коже, синяки — это сигнализирует о том, что здоровью и жизни ребенка угрожает опасность. В экипировку зацеперов входит: садовые перчатки, лыжные очки, трос со страховкой, устройство для переговоров на расстоянии, шлем с экшен-камерой, вакуумная присоска. Если вы нашли похожие предметы в личных вещах своих детей — срочно обращайтесь за помощью к специалистам!
Последствия зацепинга
В РФ наказывают за проезд снаружи составов общего пользования штрафом в размере 100-500 рублей. В случае обнаружения лихачей, катающихся на крышах вагонов и подножках электропоездов, сознательные пассажиры должны немедленно сообщить сотрудникам охраны, полиции или машинисту. Машинист обязан остановить поезд, опустить токоприемник или отключить электроснабжение на весь участок пригородной железной дороги. Манипуляции приводят к сбою в работе электричек, потери времени пассажиров, но от неравнодушия и оперативности зависит жизнь детей. Причины несчастных случаев:
Молодым людям следует предлагать рациональную альтернативу нездоровой зависимости, но в мирных целях. Езда на мотоспорт, скейте, дайвинг, виндсерфинг, велофристайл, уличная акробатика под присмотром инструкторов развивает чувство коллективизма, умение контролировать свои эмоции и с осторожностью относиться к своему здоровью и жизни. Ребенок получает адекватное признание своих заслуг, проявляет лидерские качества, вырабатывает ловкость, не подвергая себя опасности. Железная дорога не прощает ошибок — лучше своевременно предотвратить трагедию!
Зацепинг: тайный мир с жесткими и циничными правилами
Многие юные россияне не всегда воспринимают жизнь как бесценный дар, причем дающийся один раз. Некоторые воспринимают себя словно в компьютерной игре, где число жизней у геймера бесконечно. Вот подросткам и по приколу залезть на крышу высотки для селфи, перебежать дорогу перед летящей на большой скорости машиной или прокатиться на крыше пригородной электрички. Последних называют «зацеперами». Кончается забава часто плохо. Зацеперов Мосгордума предлагает штрафовать на четыре тысячи рублей, а за повторное нарушение — арест на 15 суток.
За модным словечком «зацепинг» — бессмысленная и жестокая игра, кровь детей и слезы родителей. Счет жертв и покалеченных идет на сотни. Но до сих пор нет ясного ответа на вопрос, что или кто толкает подростков на это безумство.
«Для меня это был просто способ проезда более удобный, чем внутри, когда в час пик очень много народу», — говорит один из зацеперов.
«На этом уже начинают делать какой-то бизнес. Есть дельцы, которые продают и оборудование, и камеры зацеперам», — сказала Яна Гетманова, мать погибшего зацепера.
«Его подловили на слабо, что он проедет. Не знаю, на что это было рассчитано. «Оцени, как твой сын горит» — мне прислали ролик, фотографии», — с ужасом говорит Яна.
Тогда Яна и поняла, что зацепинг — это не детские шалости, а настоящий тайный мир с очень жесткими и циничными правилами поведения. Так, своих погибших друзей зацеперы называют «дебилами».
«Есть момент инициации, когда мальчик-подросток начинает доказывать: все, смотрите, я уже мужчина, я могу делать опасные для жизни вещи. Принимайте меня как мужчину, ставьте мне побольше лайков, побольше комментариев к видео», — объясняет семейный психолог Полина Федотова.
Взрослым людям, говорит психолог, трудно понять, как ради каких-то «лайков» в Интернете можно ставить на кон собственную жизнь. А для подростков от количества просмотров в Интернете зависит многое: авторитет среди сверстников, популярность у противоположного пола.
Снять на телефон видео верхом на мчащейся электричке — это самый простой способ завоевать виртуальную славу. Для этого не надо ни ума, ни образования, ни денег. Нужно только забраться на зацеп — кабину последнего вагона электрички.
Роману — 24 года. Впервые взобрался на электричку в 14. Он — один из идеологов нелегального зацепинга. Считает высшим достижением прокатиться от Москвы до Петербурга, зацепившись за «Сапсан». Для этого разработал целую систему снаряжения. Зацеперы повисают на «Сапсане», вкручивая прямо в поезд специальные крюки-болты.
Все это, разумеется, абсолютно незаконно. Каждый раз под угрозой — жизнь тысячи пассажиров скоростного поезда. Вот ситуация, которая едва не привела к масштабной катастрофе. Зацепера, висящего на передней кабине «Сапсана», просто сдувает с состава, и он отчаянно просит помощи у машиниста. Экстренное торможение на скорости 250 километров в час могло привести к сходу вагонов с рельсов. Но зацепер, похоже, этого не понимает.
Наказание за такие выходки смехотворно — штраф 100 рублей не может остановить адреналиновых наркоманов. Яна Гетманова после гибели сына организовала движение антизацеперов. Говорит, прежде всего, надо объяснять родителям, как распознать, что ребенок увлекся опасной игрой.
«Первое, на что надо обратить внимание, — это следы электричек, специфический запах от одежды, несмываемая грязь. Появляются перчатки с резиновым напылением, ребенок может начать требовать, чтобы ему купили камеру GoPro», — рассказала Яна.
На женщину посыпались угрозы, ей до сих пор присылают фотографии сгоревшего сына с чудовищными комментариями. Но активистам все же удалось обратить внимание на ситуацию и добиться некоторых сдвигов. Роскомнадзор в 2016 году заблокировал 65 групп зацеперов в соцсетях.
«Зацеперы зарабатывают, только если там имеют много просмотров, дают рекламу в Интернете, спонсоров своих имеют. В молодежной среде есть известные люди, которые этим занимаются. Они могут показать, какие кроссовки покупать», — рассказал зацепер Роман Громов.
15 февраля Мосгордума приняла законопроект об увеличении штрафа за зацепинг до 4 тысяч рублей. Повторное нарушение — арест на 15 суток. Однако в Интернете тут же появилось новое смертельное развлечение — игра «Беги или умри». Одни подростки перебегают дорогу вплотную к автомобилю, другие снимают это на видео и публикуют в Интернете, набирая виртуальные баллы. Кончается плохо — ребенка сбивает машина.
«Родителям надо помнить, что дети не осознают последствия своих поступков. Детям надо выплескивать себя, надо развиваться, надо самоутверждаться. Создайте условия, где это может быть», — советуют психологи.
Все новое — хорошо забытое старое. Уберечь детей от беды, считают специалисты, помогут кружки, спортивные секции, занятия музыкой или техникой. Но главное — это, конечно, внимание родителей.
Экстремальные увлечения молодежи. Зацепинг
Современная молодежь — это отдельное сообщество людей со своими интересами. Молодость — именно тот период нашей жизни, когда мы обретаем своё собственное Я, формируемся как личности и стремимся к успеху. В этом возрасте мы приобретаем ценный опыт, который обязательно пригодится нам в будущем. Современная молодёжь склонна ко всяким развлечениям. В последнее время становится всё более популярным среди подростков экстремальные виды развлечений. К ним относятся
Сноубординг и горные лыжи.
Трюковой мотоспорт и многие другие
Зацеперы — головная боль железнодорожников
Такое явление, как зацепинг пришло в Россию с Запада с опозданием примерно на десятилетие. Правда, по количеству жертв среди приверженцев этого опасного и безрассудного увлечения Россия и другие страны СНГ уже успели догнать и перегнать Запад. Сегодня по этой причине погибает не меньше подростков и молодых людей, чем в предыдущие годы.
Зачем люди занимаются зацепингом? Есть три основные причины, почему пассажиры занимаются зацепингом:
Во-первых, зацепинг массово распространён в некоторых странах Юго-Восточной Азии и Африки, где данный способ передвижения нередко может являться вынужденной мерой из-за крайнего переполнения поездов. Так, в среднем снаружи одного поезда в час пик там может проезжать от нескольких десятков до нескольких сотен пассажиров.
Во-вторых, зацеперы не платят за проезд, поэтому такой способ передвижения помогает им сэкономить.
В-третьих, во всём мире зацепинг стал популярным молодёжным увлечением. Только лишь в Москве и Московской области количество пассажиров, практикующих проезд снаружи железнодорожного подвижного состава, превышает 20 тысяч человек. Многие зацеперы общаются между собой в социальных сетях и собираются небольшими группами для осуществления совместных поездок. Зацепинг для них — это поиск единомышленников, который также любят пощекотать себе нервы.
Опасности зацепинга
Зацепинг — крайне опасный способ передвижения. Нередко он становится причиной несчастных случаев. Так, в 2015 году в Москве пострадали 17 подростков, 9 из которых погибли.
Несчастные случаи при зацепинге происходят по следующим причинам:
падение с поезда во время движения, в том числе под рельсы идущего состава;
столкновение с препятствиями по ходу движения (например платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей);
удар электрическим током при проезде на электрифицированных линиях или при попытке запрыгнуть на крышу поезда с моста, в результате прикосновения или слишком близкого приближения к контактной сети, токоприёмнику, тормозным резисторам и токоведущим высоковольтным шинам, а также получение тепловых ожогов при прикосновении к нагретым тормозным резисторам.
Как в России наказывают за зацепинг?
В России наказывают за зацепинг. Так, проезд снаружи поездов на железных дорогах общего пользования наказывается штрафом в размере 100 рублей (статья 11.17 пункт 1 КоАП РФ), проезд снаружи трамваев и безрельсового транспорта на дорогах общего пользования — 500 рублей (статья 12.29 пункт 1 КоАП РФ). Штрафы и предупреждения зацеперов никоим образом не сдерживают, как и тот факт, что в случае трагедии машинист поезда обязан доложить о случившемся и лично осмотреть место происшествия. Разорванные и окровавленные куски плоти — зрелище тяжелое даже для самой стабильной психики.
На московских электричках зацеперы — не редкость. В погоне за адреналином молодые люди идут на все более рискованные трюки. К примеру, бежать по крыше движущегося поезда, перепрыгивать с вагона на вагон и зависать в воздухе, когда поезд поворачивает, держась одной рукой за кромку крыши. Сами они считают, что никакой опасности нет.
Как бороться с этим, как предупредить смертельную опасность?
Важно!
Чтобы социализация проходила не на улице, в сомнительных компаниях и рискованных увлечениях, детям обязательно нужно предложить альтернативу, где подросток может получить и признание своих заслуг, и ту же самую «славу», и проявить свои лидерские качества, не подвергая опасности свои жизнь и здоровье.
Мы не говорим о катании на крышах электричек. В этом нет ничего спортивного, это абсолютный риск. Хотят ли они стать инвалидами на всю жизнь? Или расстаться с жизнью? Важно предупредить и не допустить!
Путь в никуда: Как устроена субкультура зацеперов
Kobzarro (в маске) и ее друзья предпочитают путешествовать на свежем воздухе
«В России я дома, а сюда я приехала учиться, здесь я чувствую себя в гостях. В гостях нужно вести себя прилично»
— Давай разберемся, что такое зацепинг вообще и для тебя в частности?
— Можно ли этим заниматься в Британии?
— В Великобритании этим заниматься можно, но существует высокий штраф, около 1000 фунтов, то есть порядка 100 000 рублей. Но меня останавливает не это: В России я дома, а сюда я приехала учиться, здесь я чувствую себя в гостях. В гостях нужно вести себя прилично. Дома я могу позволять себе некоторый беспорядок.
— Там это нормальный способ передвижения: повиснуть на поезде и ехать. Видимо из-за того, что железнодорожный транспорт в принципе не справляется с нагрузкой.
— Ну да, у них это нормально.
Фото: зацепер и фотограф Арсений Шемякин
— Как ты к этому пришла?
— Это, честно говоря, не самая приятная история. Возможно, виной всему некая гиперопека. Это было три года назад, мне было пятнадцать, в один прекрасный момент я просто ушла из дома. Получилось так, что я оказалась на вокзале. Меня всегда тянуло к железной дороге, я не знала ни о каких движениях, субкультурах. Мне нравится делать всякие глупости, скажем так, и находить в этом какой-то смысл, или снимать это на камеру, и, может, тогда зрители найдут в этом какой-то смысл. По сути, все эти действия бессмысленны.
— Пролетает Сапсан, и там эти люди в желтом, что они сделают?
Фото: Арсений Шемякин
— А как ты относишься к школьникам, которые, насмотревшись видео, лезут на электрички, хватаются за провода. Известно довольно много случаев гибели подростков? Вы же подаете им пример, получается?
— Это действительно факт. Среди зацеперов их называют УЕПЧ. Они прикасаются к токоведущему оборудованию, играют с проводами, подтягиваются на них. Вообще, есть такая отдельная дисциплина, со своими правилами. Всерьез ей занимается очень небольшое количество людей. Нужно делать это в специальных перчатках, в обуви с резиновой подошвой, во время касания стоять на деревянной площадке, словом, множество тонкостей. Подростки могут это все неправильно понять, особенно когда на видео это выглядит: мол, я такой крутой. Не знаю, если это человек взрослый, он должен осознавать ситуацию, и я даже скажу цинично, может, но тут работает некий закон Дарвина
— А УЕПЧ как-то расшифровывается?
— То есть у вас есть своего рода деление на касты?
— А где их можно найти?
— А сейчас зацепинг, насколько это крупная субкультура, или, скажем, тусовка?
— То есть вопрос доверия.
«У меня было плохое настроение, хотелось куда-то уехать, я пришла на Ленинградский вокзал, хотела сесть на Сапсан, в буквальном смысле «На Сапсан»
— А какое ты в общей сложности проехала расстояние, считала пробег?
— А какие маршруты популярны с географической точки зрения?
— Охраняется: то есть желтые ходят?
— Там желтые стоят, да, охранники, проводники. У каждого межвагонья с бесплатформенной стороны стоит по охраннику.
— А как же тогда забираются?
— Круче Сапсана пока что ничего нет?
— Пока что нет. Возможно, завезут какие-то более быстрые поезда, вследствие чего Сапсаны станут как обычные электрички. Сейчас это самая элитная игрушка. Кстати, поездку на нем мы называем «телепортация».
— Если Сапсан это самое крутое, то, как идет дальше иерархия?
Фото: Арсений Шемякин
«Родители знают, относятся с непониманием, но не препятствуют моей деятельности»
— Ты сказала, что учишься в Великобритании
— Да, я вчера вернулась в Лондон из Москвы, я буду учиться здесь на факультете кино и телевидения в Regent’s University London. До этого был колледж в Брайтоне.
— Твои родители знают о твоем увлечении?
— Родители знают, относятся с непониманием, но не препятствуют моей деятельности. Надеются на мою ответственность, на то, что голова на плечах у меня имеется, и в своих действиях я отдаю себе отчет.
— А почему ты на видео появляешься в маске?
«Специальный репортаж»: Зацепиться за жизнь
— Как долго ты собираешься этим заниматься? Ты осознаешь насколько это опасно?
— Разумеется, я осознаю потенциальный риск определенных действий. Как и в официальном спорте, у нас есть справочник с написанной техникой безопасности, которую, как я уже рассказала, увы, не все соблюдают. Соблюдение ТБ сводит риск к минимальному.
Сложно ответить, как я представляю себе возможность этого «момента». Железнодорожная техника развивается, возможно, в будущем текущие электрички заменят более современными составами, вместо Сапсанов на заданные маршруты поставят другие «крутые игрушки». Тогда тема «трейнсерфинга» будет либо развиваться, либо, наоборот, уйдет в прошлое, не в последнюю очередь это будет зависеть от того, как будут оборудованы составы. А может быть железнодорожные передвижения и вовсе перестанут быть для меня актуальными или же езда снаружи не будет больше приносить мне прежнее вдохновение и станет чем-то рутинным.
Лихие годы: как бороться с зацепингом
В Екатеринбурге на днях погибла девочка, ехавшая на сцепке между вагонами. Она упала на трамвайные пути и скончалась от полученных травм до приезда скорой помощи. Немногим ранее в Москве молодой человек получил травму позвоночника, после того как забрался на крышу вагона московского метро. Почему зацепинг так популярен среди молодежи и как борются с ним взрослые — в материале «Известий».
Чем опасен зацепинг
О гибели девочки, ехавшей на сцепке между вагонами в Екатеринбурге, сообщает городская ГИБДД.
«Несовершеннолетний пешеход, находившийся на сцепке между вагонами трамвая, при движении по улице 8 Марта со стороны улицы Академика Шварца в сторону улицы Юлиуса Фучика упал на трамвайные пути… Девочка, на вид 12–14 лет, от полученных травм скончалась на месте ДТП до приезда скорой медицинской помощи», — говорится в сообщении.
Всего несколькими днями ранее в Москве молодой человек забрался на крышу вагона московского метро на Арбатско-Покровской линии и получил травму позвоночника. Как сообщил департамент транспорта Москвы, полицейские сняли его оттуда на станции «Смоленская», пострадавший был без сознания — ранение он, скорее всего, получил в результате удара об элемент станции или тоннеля во время движения. Его доставили в НИИ Склифосовского.
Как наказывают зацеперов
В России проезд снаружи поездов принято называть зацепингом. При этом у этого действа есть и другие названия: так, в английском языке используются слова «трейнсёрфинг», а также «трейнхопинг». Как правило, такими терминами обозначаются поездки на крыше, с боковых или торцевых сторон вагонов, а то и вовсе в подвагонном пространстве, на элементах наружной арматуры состава. Если в начале прошлого века такого рода поездки были вынужденными — в связи с нехваткой денег или места в вагоне, то сегодня зацепинг стал смертельно опасным развлечением.
Официально заниматься зацепингом в России запрещено. Согласно п. 1 ст. 11.17 КоАП РФ, посадка или высадка граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде влечет наложение административного штрафа. Однако его размер составляет всего 100 рублей.
В августе эти санкции предложили ужесточить, а именно увеличить размер штрафа за подобные действа на сумму от 2 тыс. до 4 тыс. рублей. Автором этой инициативы стал депутат Госдумы Анатолий Выборный. Правительство России уже подготовило положительный отзыв на проект поправок в КоАП, повышающий штрафы для зацеперов.
Как отметил Выборный в разговоре с «Известиями», на сегодняшний день инициатива прошла все этапы согласования, в том числе поддержана правительством.
— Я надеюсь, что в октябре-ноябре, когда начнет работу парламент, мы официально внесем на рассмотрение данную законодательную инициативу в Госдуму. Очень надеюсь, что уже к концу года мы ее рассмотрим, в первом чтении точно, может быть, даже и во втором, — сообщил он. — Нам необходимо уходить от так называемого эха советского прошлого, когда или не было вообще никакой ответственности, или сразу же наступала уголовная ответственность. Мы же предлагаем максимально усилить административную, до такой степени, чтобы она реально была не на словах, а на деле сдерживающим фактором, мощной превенцией. Чтобы и сами несовершеннолетние, которые имеют к этому отношение, понимали, что подобные нарушения могут ударить по карману.
Как борются с пропагандой зацепинга в интернете
Борьба с зацепингом сегодня ведется в том числе с помощью блокировки сайтов и видео, пропагандирующих это смертельно опасное увлечение. Так, в октябре Фрунзенский районный суд Петербурга своим решением заблокировал 95 ссылок в интернете, признав информацию, размещенную там, запрещенной в РФ. Как сообщали СМИ, административные иски касались информации, «которая пропагандирует проезд на железнодорожном транспорте запрещенным способом, на не предназначенных для проезда частях подвижного состава (на подножках, зацепах, межвагонном пространстве и крышах поездов), призывающая к совершению противоправных действий, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью, в том числе несовершеннолетних».
В сентябре по требованию Псковской транспортной прокуратуры закрыли 27 интернет-страниц с пропагандой зацепинга: на них содержалась информация, пропагандирующая проезд без билета на железнодорожном транспорте в не предназначенных для этого частях подвижного состава — на подножках, зацепах, межвагонном пространстве и крышах поездов.
За месяц до этого Мещанский районный суд Москвы удовлетворил иск транспортной прокуратуры к компании Google, запретив той размещение в свободном доступе информации, пропагандирующей зацепинг. Как сообщали в пресс-службе Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, популяризирующие опасное увлечение видеозаписи были размещены на YouTube.