Что такое закон в философии
Законы философии
Содержание
История
В древней китайской философии
Первые философские построения, возведённые в ранг законов различными философскими школами, возникли на заре развития философии и науки вообще. Например, в древнем Китае конфуцианцы, занимающиеся проблемой государства и этикой, полагали, что судьба человека предопределяется небесами согласно закону «жэнь». Даосы в свою очередь размышляли о Дао — основном законе природы и естественном пути вещей, приходя к заключению, что развитие происходит через противоположность и по кругу, мало завися от каких-либо субъектов. В основе многочисленных натурфилософских концепций, начиная с III века до н. э., в дополнение к учению о 5 стихиях или первоосновах — воды, огня, металла, дерева и земли, полярных силах инь и ян, представлению о ци, как о первоматерии, — появилось представление о ли, как о законе, принципе, нормативном начале, разумной творческой силе, находящемся в противоречии с ци.
В диалектическом материализме
Энгельсом были сформулированы «три закона диалектики», которые были получены им путём интерпретации диалектики Гегеля и философских работ Маркса:
Считается, что основным из них является закон единства и борьбы противоположностей. В отношении последнего закона можно также сказать, что преемственность развития осуществляется таким образом, что после второго последовательного отрицания старого новым новое включает в себя старое в снятом, преобразованном на другой основе виде.
Логические законы
Логика является абстрактной наукой и начала развиваться одной из первых, являясь востребованной по мере развития языка. Аксиомы логики полагаются законами и являются основой так называемой формальной логики. К ним относятся закон достаточного основания, и закон тождества, сформулированный ещё Парменидом. У Аристотеля можно найти закон исключённого третьего, и закон противоречия.
В формальной логике производятся операции над утверждениями, осуществляется доказательство, делаются выводы и обобщения. Законы логики относятся к области мышления, операций над объектами отражённой действительности.
Основные философские законы и категории.
В основе философского знания и философского метода познания лежат законы и категории философии. Они выражают диалектический процесс развития мира. Диалектика, как философский метод ведет к пониманию мира в целом. Объясняя мир, она исходит из двух принципов:
1) универсальной взаимосвязи;
2) изменения и развития мира.
Любой процесс и явление взаимодействуют с другими процессами и явлениями. Внутри самого явления можно выделить уровни, которые взаимодействуют между собой. Между процессами и явлениями существует всеобщая связь. Она носит универсальный характер.
Развитие процессов и явлений в мире происходит по определённым законам. Закон – это существенная, необходимая, повторяющаяся и объективная связь между явлениями. Она вытекает из самой природы явлений, лишена вариантов, не знает исключений и существует независимо от воли и сознания человека. Всеобщих философских диалектических законов всего три.
1. Закон единства и борьбы противоположностей. Он раскрывает причину развития. Закон состоит в том, что любой объект, любая система способная к развитию внутренне всегда противоречива. В любой системе есть две противоположности. Взаимодействуя, они рождают противоречие. Каждая сложная система имеет две характеристики: тождество – предельное выражение равенства, одинаковости предмета с самим собой или с другими предметами и различие – то особенное, что отличает этот предмет от других или одну сторону предмета от другой стороны. Диалектическое противоречие является двигателем к развитию.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные. Он показывает, как происходит развитие. Закон исходит из того, что мир представляет собой многообразие качественно определённых вещей. Качество – это такая определённость предмета, которая принципиально отличает его от других предметов. Количество – это такая определённость предмета, которая характеризует предмет с точки зрения развития его свойств. Мера – это количественная граница определённого качества. При взаимодействии двух противоположностей накапливаются количественные изменения. При достижении определенной меры возникает новое качество. Этот момент называется скачок.
3. Закон отрицания отрицания характеризует конечный итог развития. Развивающаяся система меняет своё качественное состояние. Каждый момент смены качества называется отрицание. Новое качество отрицает старое с удержанием прогрессивного элемента. Развитие происходит под влиянием внутренних факторов. Таким образом, система изменяет сама себя.
Диалектический принцип всеобщей связи выражаюткатегории диалектики.
Единичное и общее.
Единичное – объект во всей совокупности присущих ему признаков, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуальную качественную и количественную определённость.
Общее – существенно сходные свойства предметов или процессов, объединяющиеся в определённое множество. Общее содержит закономерность единичных явлений. Общее и единичное дополняют друг друга и не могут существовать раздельно.
Содержание и форма.
Содержание – совокупность существенных свойств и внутренних процессов, составляющих основу предмета или явления. Форма– внутренняя организация, делающая возможным существование предмета или явления как чего-то качественно определённого. Форма и содержание – различные полюсы одного и того же. Содержание всегда существует в определённой форме и определяет ее. Диалектика формы и содержания выражает их относительную самостоятельность при ведущей роли содержания. Форма, соответствующая содержанию, ускоряет его развитие, но когда она перестает соответствовать изменившемуся содержанию и начинает тормозить его дальнейшее развитие, то возникает конфликт между старой формой и новым содержанием. Старая форма уничтожается и возникает новая. Новая форма оказывает активное воздействие на содержание, способствуя его развитию, вследствие чего происходит изменение структуры. Структура, являясь способом связи элементов содержания, приобретает характер закона.
Сущность и явление.
Сущность – главное, основное, определяющее в содержании предмета, заключенное в нем основание всех происходящих с ним изменений при взаимодействии с другими предметами. Явление – внешнее выражение сущности, форма её проявления. Любой закон – существенная связь между предметами и явлениями. Сущность находится в глубине предметов или явлений. При этом существует несколько уровней сущности. Явление обнаруживается на поверхности вещи. Сущность является, а явление существенно.
Причина и следствие.
Причина – явление или группа взаимодействующих явлений, предшествующие другим и вызывающие их. Следствие – явление, которое вызывается действием причины. Причина активна и первична по отношению к следствию. Следствие необходимо, закономерно связано с причиной. Естественный ход вещей подчинен объективной причинности или закономерности. Бесконечная цепь причинно-следственных связей не одностороннее действие, а взаимодействие. Причинность охватывает только часть общего взаимодействия, которое включает в себя многообразие причин и следствий, их связей и соподчинённости, их способность меняться в общем движении мира.
Часть и целое.
Они отражают отношение между сторонами отдельного предмета. Любой предмет состоит из частей, но любые попытки понять особенность предмета или явления на основе анализа частей и последующего суммирования частей свойств, качеств, признаков будут неудачными. Анализируя части, мы узнаём только о частях, а целое не сводится к сумме его частей. Целое включает в себя и способ соединения частей, взаимосвязи этих частей, их взаимообусловленность. Целое подразумевает особую систему связи элементов внутри себя и систему связи себя как целого с внешней средой. Целое – это то, что составлено из частей, а не то, что разделено на части. Часть – это элемент недостаточный для объяснения целого, но необходимый для его существования. Понятия «целое» и «часть» связаны с понятиями «система», «структура», «элемент». Система– это внутренняя совокупность на основе единства дополняющих элементов. Структура – это совокупность устойчивых связей объекта и его тождественность самому себе.Элемент – это понятие, которое означает первичные частицы, простейшие звенья системы, из комбинаций которых система складывается.
Что такое закон в философии
ЗАКОН
ЗАКОН – (1) необходимая связь (взаимосвязь, отношение) между событиями, явлениями, а также между внутренними состояниями объектов, определяющая их устойчивость, выживание, развитие, стагнацию или разрушение; (2) утверждения, претендующие на отображение указанных связей и, как правило, входящие в состав научных теорий; (3) аксиомы и теоремы теории, предметом рассмотрения которых являются объекты, смысл и значение которых задается и эксплицируется самими этими теориями; (4) некоторые, вырабатываемые и определенным образом поддерживаемые человеческим сообществом и его институтами требования и нормативные предписания, которые должны выполнять физические, юридические лица и иные субъекты морали и права.
Под законом в смысле (1) имеют в виду объективные связи явлений и событий, существующие независимо от того, известны они кому-нибудь или нет. Эти законы, чтобы отличать их от законов в смысле (2), часто называют объективными закономерностями. Законы же в смысле (2), которые представляют собой утверждения, отображающие эти закономерности в естественном или искусственном языке, называются просто законами или законами науки. Законы в смысле (3) – это главным образом утверждения логических и математических теорий. Такие теории эксплицируют специфическую терминологию своего собственного языка, объявляя некоторые исходные положения своих теорий истинными (и тем самым своими законами). К законам таких теорий относятся также все следствия исходных положений (что именно может быть признано следствием, обычно так или иначе оговаривается). Напр., арифметический закон a + b = b + a верен не потому, что так устроен мир, а потому, что операция «+» вводится в арифметику как операция, удовлетворяющая принципу коммутативности. Другое дело, что именно наличие закона коммутативности для данной операции позволяет интерпретировать ее как сложение. Логико-математические теории при экспликации своей терминологии до известной степени конвенциональны, так что в одной теории некоторое утверждение (напр., исключенного третьего закон) является истинным, а в другой – нет. Степень конвенциональности ограничивается, как правило, возможностями интерпретации и практического использования закона. Скажем, для неевклидовых геометрий с нетрадиционным пятым постулатом, в которых оказываются неверными многие Евклидовы законы, удается найти подходящую и практически значимую интерпретацию для прямых и плоскостей на сферических поверхностях. При этом сама Евклидова геометрия оказывается частным случаем таких геометрий.
Законы типа (4) – это вырабатываемые человеческим сообществом или принимаемые имеющими на это право государственными или международными институтами нормы и установления, регулирующие поведение, права и обязанности субъектов морали и права (нравственные законы, государственные законы, уголовные законы, международные законы).
Представляется возможным выделение в особую группу законов прекрасного и законов гармонии, имеющих как объективную, так и историко-социальную компоненту. Специфическое место в ряду законов, по-видимому, занимают интегральные законы экологии.
Позицию, аналогичную юмовской, хотя и по другим соображениям, занимал И.Кант, считавший, что законы не извлекаются рассудком из природы, а предписываются ей. Выдающийся естествоиспытатель Э.Мах полагал, что законы субъективны и порождаются нашей психологической потребностью найтись, определиться, не заблудиться среди явлений природы.
Для сомнений в существовании объективных закономерностей, а значит, и в объективном характере законов науки можно приводить веские аргументы. Вместе с тем большинство естествоиспытателей, занимаясь научным исследованием, явно или неявно принимает (действует так, как будто принимает) существование объективных закономерностей как некоторую данность, стараясь постичь, объяснить и описать их. Эта позиция может иметь как материалистический, так и объективно-идеалистический характер, будучи связана, напр., с признанием некоторого присущего природе мирового разума (концепция, наиболее последовательно развитая Гегелем). Часто такая позиция касается только природы и не переносится на историю, общество, общественную жизнь, где события протекают в виде сознательной и осмысленной деятельности людей. Спектр взглядов на существование объективных исторических закономерностей весьма широк: от полного непризнания таковых и, как следствие, волюнтаристских, предельно фаталистических (Августин), от не имеющих ничего общего с природными закономерностями до отождествления с ними. Общество может уподобляться некоторому биологическому организму (Конт, Спенсер), когда на общественные взаимоотношения переносятся некоторые положения естественно-научных теорий (напр., социальный дарвинизм) и т.п.
Обычно специфика общественной жизни при уравнении исторических и природных закономерностей все-таки осознается. Их коренное отличие состоит в том, что вторые действуют стихийно, тогда как первые проявляются через деятельность людей, ставящих перед собой осознанные цели и задачи. Существование определенных общественных закономерностей признавали уже древние, напр., Аристотель с определенными этапами развития общества связывал различные формы государства. В 18 в. существовала теория исторического круговорота Вико. В работах представителей французского и немецкого просвещения большое значение придавалось идее исторического прогресса и его движущим причинам. Для Гегеля история выступала как единый закономерный процесс, в котором каждая эпоха представляла собой необходимое звено в развитии человечества. Необходимость при этом прокладывала путь через множество случайностей. Веру в то, что одно состояние общества закономерно сменяется другим в силу объективных причин, разделял Дж.Милль, полагавший, что законы этих изменений может дать социальная психология.
Проблема объективности общественных закономерностей стала одной из центральных в марксизме, в концепции материалистического понимания истории. Основополагающим в ней стало выделение производственных отношений как экономической основы общественной жизни, так или иначе определяющей все другие общественные отношения и закономерности развития. Методологическим критерием выделения общего (без чего невозможно осуществление теоретических обобщений и выявление закономерностей) на различных этапах общественного развития стало понятие общественно-экономической формации. Закономерности общественного развития понимаются как объективные тенденции, которые не зависят от людей и их желаний, определяют основную линию развития и реализуются, не предопределяя множества случайностей и отклонений. Так, по аналогии, если некоторая река течет на север, то это совсем не исключает, что на каких-то участках она может течь и на восток, и на запад, и даже на юг.
Вместе с тем даже признание объективности тенденций общественного развития, по мнению ряда авторов, не является достаточным, чтобы говорить о законах истории. К.Поппер прямо говорит о «нищете историцизма», о том, что тенденции не дают возможностей для точных выводов и что теоретические обобщения в истории достаточно рискованны и ненадежны.
Признание существования объективных закономерностей в исследуемой предметной области, будь то природа или общество, или некоторая новая предметная область, созданная интеллектом человека, снимает некоторые философские проблемы. Это во всяком случае позволяет понять, почему история развития науки демонстрирует нам последовательную смену формулировок законов и целых теорий, которая в результате приводит к все более точному постижению и отображению закономерностей. При этом надо иметь в виду, что законы науки всегда являются концептуальными реконструкциями закономерностей, связанными с принятием определенного понятийного аппарата, разнообразных идеализаций и абстракций. Теория, представляя собой связанную систему законов, отображает совокупность закономерностей. Такое положение не требует и не предполагает однозначного отношения между закономерностями и законами. Закономерности одной и той же предметной области могут отображаться различными теориями, с различным концептуальным аппаратом.
При классификации законов их различают по предметной области, по степени общности; разделяют на законы функционирования (описывающие связи между существующими в пространстве объектами) и законы изменения и развития (отображающие закономерности процессов перехода объектов из одного состояния в другое). Одни законы имеют точный количественный характер и выражаются с помощью математических формул, другие являются качественными (законы познания, законы дарвинизма). В случаях, когда законы позволяют по начальному состоянию системы точно предсказать ее последующие состояния, говорят о динамических законах. Когда же состояние системы или какие-то ее параметры, исходя из законов, могут быть указаны лишь с некоторой степенью вероятности, то такого рода законы называют вероятностными, или статистическими.
Поскольку законы носят объективный характер, часто произносимые утверждения о нарушении законов следует считать метафорическими. Когда закон имеет вид: «А влечет В» и при этом В имеет нежелательный характер, то про допустившего А и в результате получившего В говорят обычно, как о нарушившем закон. На самом деле никакого нарушения закона не происходит, о чем и свидетельствует наступление В. Содеявший А не нарушил закон, а не знал или не учел его. Даже закон в смысле (3) вида: «Совершивший такое-то и такое-то действие подлежит такому-то и такому-то наказанию», о нарушениях которого говорят особенно часто, также нельзя нарушить. Совершение действия, за которое полагается наказание, есть совершение действия, подпадающего под данный закон, а не его нарушение. И если наказания по каким-либо причинам не следует, то нарушается не закон, который этого наказания требует, а не работают механизмы, которые призваны такого рода законы реализовывать. Законы в данном случае не нарушаются, а не исполняются.
1. Карпович В.Н. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск, 1980;
2. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975;
3. Маркс К. «К критике политической экономии». – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 13;
4. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – Там же, т. 21;
5. Плеханов Г.В. К развитию монистического взгляда на историю. – Избр. филос. произв., т. 1. М., 1956;
6. Философия и методология истории. М., 1968;
7. Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978;
8. Рузавин Г.И. Научная теория. М., 1978;
9. Субботин А.Л. Понятие естественнонаучного закона: мнимые и реальные проблемы. – В кн.: Логика научного познания. М., 1987;
10. Поппер К. Открытое общество и его враги, т. 1–2. М., 1992;
11. Popper К. The poverty of historicism. N. Y.–L., 1967.
Закон как философская категория
Предмет: Философия
Тип работы: Реферат
У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Дополнительные готовые рефераты на темы:
Введение
Каждая наука, какую бы область действительности она ни изучала, представляет собой не только систему законов, но и систему определенных категорий, наиболее общих понятий, свойственных данной науке. Философия разработала свою собственную систему категорий. Философские категории — это такие понятия, которые отражают наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности. Прежде всего, это категории материи, сознания, движения, пространства и времени. В философии закон понимается как обобщенное отражение объективных связей и отношений вещей, позволяющее описать существенные свойства явлений и процессов, которые могут повторяться при определенных условиях. В статическом смысле каждая отдельная философская категория может рассматриваться как закон особого рода, поскольку каждая категория отражает нечто существенное и особенное в вещах, что отличает ее по отношению ко всему миру.
История законов в философии
Первые философские построения, возведенные различными философскими школами в ранг законов, возникли на заре развития философии и науки в целом. Например, конфуцианцы в древнем Китае, озабоченные проблемой государства и этики, считали, что судьба человека предопределена Небом в соответствии с законом чжэнь. Даосы, в свою очередь, размышляли о Дао, фундаментальном законе природы и естественном порядке вещей, и пришли к выводу, что эволюция происходит через противоположность и в круговом движении, без привязки к какому-либо предмету. На основе многочисленных натурфилософских концепций, начиная с III века до н.э., помимо учения о 5 элементах или первоосновах — воде, огне, металле, дереве и земле, полярных силах инь и ян, идеи ци как первозданной субстанции — возникла идея Ли как закона, принципа, нормативного начала, разумной творческой силы, которая находится в противоречии с ци.
В диалектическом материализме
Энгельс сформулировал «три закона диалектики», которые он получил, интерпретируя диалектику Гегеля и философские работы Маркса:
Главным законом считается закон единства и борьбы противоположностей. В отношении последнего закона можно также сказать, что непрерывность развития осуществляется таким образом, что после второго последовательного отрицания старого новым, новое включает в себя старое в далеком, преобразованном на иной основе.
Законы и категории диалектики тесно взаимосвязаны
Рассматривая основные объективные законы диалектики, легко заметить, что они по существу выражаются и описываются тесной взаимосвязью категорий. Например, закон перехода от количественных изменений к качественным отражает тесную взаимосвязь категорий количества и качества. Поэтому, не зная категорий, невозможно постичь и законы. С другой стороны, знание объективных законов развития природы и общества позволяет понять сущность категорий диалектики. Например, закон единства и борьбы противоположностей дает возможность понять смысл таких противоположных категорий, как: Содержание и форма, необходимость и обусловленность, возможность и реальность и т.д., чтобы раскрыть.
Субъективные идеалисты в XVIII-XIX веках утверждали, что категории существуют только в сознании человека и не имеют ничего общего с реальностью. Так, немецкий философ И. Кант (1724-1804) считал, что еще до того, как человек начинает познавать мир, в его сознании уже существуют категории причинности, необходимости, случайности и другие, с помощью которых он якобы упорядочивает хаотичный мир явлений окружающей действительности. «Объективный» идеалист Гегель рассматривал категории как этапы, моменты в развитии абсолютной Идеи, мирового разума. Некоторые субъективные идеалисты и сегодня пытаются утверждать, что категории — это такие общие понятия, связанные только с непосредственным чувственным опытом субъекта, и что они не имеют никакого отношения к объективному миру, который существует вне человеческого сознания. Реальные события, развитие науки, технический прогресс, личный опыт людей свидетельствуют о том, что категории не придуманы человеком, а являются результатом познания, формами отражения самой объективной реальности в человеческом мышлении. Поэтому аргумент идеалистов в данном случае следует признать несостоятельным.
Философия права Категория диалектики
Важнейшим свойством категорий с точки зрения диалектики следует считать их взаимосвязь, изменчивость, подвижность. Связь категорий настолько тесная, что при определенных условиях они могут превращаться друг в друга: Причина становится следствием, а следствие становится причиной, необходимость становится случайностью, а случайность становится необходимостью и т.д.
Закон взаимного соответствия и диалектический закон единства и взаимопроникновения противоположностей.
Закон единства и взаимопроникновения противоположностей (закон единства и противоречия противоположностей, закон всеобщего противоречия) — один из основных законов диалектики, раскрывающий основание самодвижения и развития. По отношению к другим законам он выступает в качестве «ядра» диалектики. Вместо определения: диалектическое противоречие — это взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон, находящихся во внутреннем единстве и взаимопроникновении. В каждой развивающейся системе существуют противоречия от начала и до конца ее развития. Меняются только состояния, количественные параметры, характер противоречий, их значение в системе.
Основными состояниями диалектических противоречий являются:
1) Гармония;
2) Дисгармонии;
3) Конфликты.
Формула «единство — и — борьба» противоположностей выражает интенсивное взаимодействие «полярных» свойств, функций, сторон определенного целостного объекта. Диалектические противоречия неразделимы, как полюса магнита. Таким образом, в основе закона взаимного соответствия лежит принцип диалектического единства противоположностей с 19 признаками-свойствами. Ведь противоположности как предметы, процессы, величины, силы, состояния, идеи, словом, все, могут образовать единство, т.е. относительно самостоятельную систему, только если одна сторона достаточна для каждого отдельного случая соответствия другой стороне. Согласованность основана на этом соответствии. Поэтому эти два закона неразделимы. Особенность этой диалектической взаимосвязи, которая является исходной чертой самого диалектического единства, состоит в том, что она носит межфункциональный характер. Благодаря этой функциональной взаимозависимости элементы образуют единую систему, которая выступает как элемент другой, еще более обширной системы, и те же процессы повторяются, но уже на другом уровне.
Философское понимание права
Закон — это сущностное отношение, и как таковое оно присуще не отдельному индивиду, конкретному объекту, вещи, а всей совокупности объектов, составляющих определенный класс, вид, порядок и так далее. Следовательно, закон — это существенное общее отношение, определяющее характер «поведения вещей» определенного типа. Как и любая философская категория, понятие права объективно по своему содержанию. Она выражает независимый от нашего сознания факт, что предметы и явления окружающего нас мира имеют присущие им существенные взаимосвязи (отношения), в соответствии с которыми они функционируют и развиваются. Таков онтологический статус закона. Поскольку закон — это существенная связь, отношение сущностей, а сущность — это совокупность основных, внутренних, относительно устойчивых связей (отношений) объекта, то понятие сущности шире понятия закона. Сущность объекта в науке обычно выражается системой научных законов, которые в своей совокупности образуют научную теорию. На каждом этапе своего развития наука создает идеальные модели объективных законов, которые отражают сущность не полностью, а лишь приблизительно, относительно, частично.
Поскольку сущность выражается в явлении, а закон — это определенная сторона сущности, то закон неотделим от явления. Не существует закона «в чистом виде», независимо от «бытийных» связей бытия. Поскольку закон по своей сути является общим, он проявляет себя только через единичное и конкретное, т.е. через явления, не представляя, однако, всего конкретного многообразия действительности. Однако неоспоримое преимущество закона перед явлением заключается в том, что он выражает важнейшие, существенные связи (отношения). По сути, закон — это само явление, взятое в его определяющих сущностях, т.е. это нечто поддерживающее, тождественное явлению.
Существенным признаком права является необходимость, которая, разумеется, реализуется только при наличии соответствующих условий. Каждый объективный закон является частью общей связи явлений. Одновременно с каждым отдельным законом в природе и обществе существует бесконечное множество других отношений (как существенных, закономерных, необходимых, так и несущественных, случайных), которые так или иначе влияют на этот закон. Эти различные связи вместе формируют условия, при которых может быть реализован тот или иной закон. Необходимость закона, таким образом, заключается в том, что при наличии условий, которые служат оптимальной сферой для его проявления, действие закона неизбежно наступает. Отклонение от закона, изменение интенсивности его действия или формы проявления, замена одного закона другим может иметь место только при радикальном, качественном изменении условий, составляющих сферу действия этого закона. Таким образом, естественная связь является в то же время необходимой связью. Закон выражает необходимый характер существенных связей (отношений) объективного мира.
Поскольку необходимость проявляется в форме случайности, закон реализуется в форме случайности, то есть случайность — это форма проявления закона. Закон, проявляющийся в случайных явлениях и процессах, сталкиваясь с этими случайностями, обычно выступает как преобладающая тенденция, как результат действия многих факторов, как среднестатистическое значение. Поэтому законы науки, выраженные соответствующими математическими формализмами, являются не более чем идеализациями, в которых преобладающая тенденция принимается в форме, очищенной от случайностей и искажений.
Присущая закону всеобщность означает бесконечность по отношению к объекту, времени и пространству, т.е. любой закон распространяется на все явления и процессы определенного типа, определенной стадии, определенного класса, другими словами, на бесконечное множество одинаковых объектов без исключения. Этот закон действовал в прошлом, действует в настоящем и будет действовать в будущем, то есть всегда (во времени) и везде (в пространстве). Таким образом, закон является формой всеобщности и бесконечности в материальном мире. Поскольку закон имеет существенный, необходимый, всеобщий характер, он в то же время является устойчивой, постоянной, повторяющейся связью между явлениями.
Заключение
Философская категория «право» — одна из важнейших частей, которой во все времена уделялось и уделяется время. Эта категория сформировалась в результате длительного процесса развития философской мысли. Но философские законы часто предстают как концентрированное содержание этих философских систем. Однако вопрос о существовании объективных законов как таковых зависит от занимаемой философской позиции и не всегда подразумевает существование каких-либо философских законов.
Список литературы
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института