Что такое ограниченный тираж
Что на самом деле означает «ограниченный тираж»?
Юридическая баталия, развернувшаяся между фотографом Уильямом Эгглстоном (William Eggleston) и богатым меценатом из-за новых отпечатков работ, выпущенных ранее в виде ограниченных тиражей, подвергла сомнению сложившуюся практику и подняла несколько вопросов. Что такое «ограниченный тираж», каково точное значение этого термина? Законно ли перепечатывать изображения в больших размерах или с использованием других процессов печати, если они ранее были выпущены ограниченным тиражом? И если это законно, то этично ли?
Поводом к этому послужило то, что Эгглстон выпустил новый ограниченный тираж своих наиболее известных работ, напечатанный цифровым пигментным способом, и продал эти отпечатки через аукцион «Кристи». Эта сделка принесла Eggleston Artistic Trust, частной компании, созданной фотографом и его двумя сыновьями, 5,9 миллиона долларов от одного покупателя.
Вскоре после этой продажи, финансист Джонатан Собел, давно коллекционирующий винтажные работы Эгглстона, напечатанные в технике dye-transfer prints, подал на художника в суд. Он утверждает, что новые отпечатки, выпущенные Эгглстоном в формате 44×60 дюймов (≈100х150 см) тиражом 2 экземпляра, эффективно размоют рынок и обесценят его коллекцию винтажных отпечатков 16×22 дюйма (≈40х55 см). Собел также утверждает, что выпуская старые отпечатки в виде «ограниченного тиража», Эгглстон фактически дал юридически обязывающее обещание не выпускать новых тиражей, но нарушил его, выпустив цифровые отпечатки.
Коллекционеры часто предпочитают, чтобы отпечатки, купленные ими, оставались редкостью, и цена их, таким образом, не падала или даже повышалась. Фотографы тоже хотят, чтобы рыночная цена на их работы росла, и поэтому они идут навстречу коллекционером, выпуская ограниченные тиражи.
Но нередко позже фотографы печатают дополнительные тиражи своих фотографий, большего формата или выполненные в другой технике, или и то, и другое одновременно. Иногда это делается из творческих соображений, но часто — из стремления заработать на росте цены фотографий, существующие тиражи которых распроданы.
Пока другие коллекционеры ворчали на эту практику, Собел, вероятно, оказался первым, решившим подать на автора в суд. Эглстон мог понести ответ за ущерб, что было бы взято на заметку другими фотографами. Многолетней практике, которой потворствуют некоторые дилеры и терпят многие коллекционеры, мог быть положен конец.
Однако юристы, специализирующиеся на художественной фотографии и авторском праве, предсказывают, что Собела ждёт тяжелый бой. Во-первых, он должен доказать, что ему был причинен вред. Но даже дилеры, сочувствующие его жалобе, задаются вопросом, были ли обесценены принадлежащие ему отпечатки работ Эгглстона, благодаря производству новых пигментных отпечатков.
«Я сомневаюсь, что цена на них упала. Фактически, она скорее выросла благодаря успеху аукциона и вниманию, привлечённому к работам Эгглстона вообще», — говорит фотодилер из Филадельфии Алекс Новак (Alex Novak).
Собелу также трудно будет доказать, что он был введён в заблуждение и на самом деле верил, что Эгглстон не будет печатать новых фотографий после того, как старые тиражи будут распроданы.
«Вопрос в том, что было предоставлено (продавцом покупателю) во время продажи? Собел говорит, что это был „ограниченный тираж“, но что означают этот термин в отношении фотографов?» — задаётся вопросом адвокат из Нью-Йорка Барбара Хоффман.
По её словам, Собелу придётся представить доказательства того, что Эгглстон обещал никогда не делать новых тиражей своих фотографий после того, как старые будут исчерпаны. Сами по себе номера, проставленные на отпечатках, для этого недостаточны.
«Вы должны посмотреть на общепринятую практику в фотографическом мире и задуматься, разумно ли полагать „по умолчанию“, что не будет напечатано новых тиражей? (Адвокат Эгглстона) скажет, что номера отпечатков ничего не говорят об этом, касательно другого размера или способа печати».
Нью-Йоркский адвокат Ненси Вульф также говорит, что дело сводится к вопросу: что это значит, когда вы покупаете ограниченный тираж? «На практике, это множество раз было интерпретировано по-разному как фотографами, так и дилерами, и очень редко этот вопрос адресовался суду (если вообще когда-то адресовался)».
Чтобы рассмотреть иск Собела, суду придётся обратиться к нью-йоркскому статуту по делам искусства и культуры, к закону о защите прав потребителей. Он определяет «ограниченное издание» как «произведения искусства, созданные мастером, все из которых являются одним и тем же изображением и имеют номера или другие маркировки для обозначения их ограниченного производства до установленного максимального числа копий». Собел приводит эту формулировку в поддержку своего утверждения, что Эгглстон нарушил дух и букву закона.
Но это утверждение вызывает встречный вопрос: являются ли два отпечатка «одним и тем же произведением», если они имеют разные размеры и созданы с применением разных процессов? «Один из контраргументов к утверждению Собела состоит в том, что размер и процесс создают другое изображение», — говорит Вульф.
Другая секция закона говорит о том, что покупатели должны быть оповещены, в случае, если произведение является копией выпущенного ранее на другом носителе. Иными словами, похоже, что законодательство в Нью-Йорке позволяет делать несколько тиражей фотографии, если покупателя оповещают о существовании предыдущих. (Законы, регулирующие ограниченные тиражи и кратные издания, варьируются в зависимости от штата, но закон Калифорнии похож на закон Нью-Йорка).
В то время, как закон может быть на стороне Эгглстона, не все уверены в его моральной правоте. Новак, например, высказывается довольно жестко.
«Независимо от того, законно ли это, это неэтично выпускать новые тиражи, о возможности создания которых прежние покупатели не были предупреждены, – говорит он. – Это обижает людей, купивших ранее ваши работы». И фотографы вредят себе, разбавляя рынок своих работ и дискредитируя свой имя, на создание которого потратили столько усилий.
«Это жадность и свинство, — продолжает он. – Я нахожу это отвратительным. Недавно я разорвал сотрудничество с фотографом, делавшим это. Если вы сообщаете рынку, „я ограничиваю тираж“, значит, делая новые тиражи, вы лжете, и должны быть наказаны за ложь». (Новак говорит, что дополнительные тиражи — нормальная практика в случае, когда фотограф заранее сообщает о возможности выхода новых тиражей прежде, чем продавать отпечатки).
Многих файн-арт фотографов раздражает то, что основная выгода от роста стоимости их работ достаётся коллекционерам, которые перепродают отпечатки по бешеным ценам. Именно это часто подвигает фотографов на выпуск новых тиражей — они хотят получать выгоду от своих работ и своего имени, что является, в конце концов, основополагающим правом капиталистического общества — а не оставлять всё это коллекционерам.
Адвокат Собела считает, что художник выигрывает финансово от ограничения своих тиражей. Коллекционеры платят дополнительные деньги, покупая малотиражные отпечатки работ таких авторов, как Эгглстон, в первую очередь. Этот тиражный лимит повышает нынешнюю цену работы, потому что увеличивает вероятность роста её стоимости в дальнейшем, по сравнению с неограниченно тиражируемыми отпечатками. Более того, такие коллекционеры, как Собел, помогают повысить узнаваемость авторского имени, делая работы фотографа доступными публике, что позволяет автору повысить цену на свои более поздние работы.
Новак соглашается с этим аргументом. «Но многие фотографы не уверены в себе, в своей способности создавать новые успешные работы», — добавляет он, так что они выпускают новые тиражи старых вещей и «множество дилеров продолжают их продавать». «Одним из последствий этой практики оказывается то, что многие коллекционеры не желают связываться с фотографией», — говорит он. «Они отворачиваются от традиционных фотографов, так как не могут им доверять». (Под «традиционными фотографами» он подразумевает, в первую очередь, документальных и коммерческих авторов, которые перешли на художественный рынок, в противоположность художникам, использующим фотографию как средство выражения).
Стефен Перлофф (Stephen Perloff), редактор фотографического журнала The Photo Review, также говорит, что «есть ясные этические аргументы против того, что сделал Эгглстон», независимо от того, нарушен закон или нет. Как и Новак, Перлофф считает, что фотографам следует предупреждать о возможности новых тиражей заранее, а не злить коллекционеров, выпуская новые тиражи просто для заработка. Но он допускает одно исключение: «Я думаю, этический барьер ниже в случае, если художник выпускает новый тираж на более устойчивом физическом носителе», — говорит он. Например, цифровые пигментные отпечатки более устойчивы, чем хромогенная цветная печать, отмечает он, но фотографы не могли предвидеть преимущества новой цифровой технологии. Так что, не надо запрещать им пользоваться этим преимуществом.
Другие видят в меняющихся технологиях оправдание для новых тиражей, основанных на свободе художника. «Эгглстон не мог сделать такие отпечатки в другое время, — говорит галерист из Нью-Йорка Ховард Гринберг (Howard Greenberg). – Технология не позволяла сделать это. Но как и любой художник, он заботится о том, чтобы его работы выглядели так или иначе. Не секрет, что фотографы делают отпечатки всё больше и больше. Так что он, естественно, хотел это сделать, и я не вижу в этом ошибки».
Галерист Янси Ричардсон (Yancey Richardson) также защищает фотографов, желающих сделать крупноформатные отпечатки более старых работ, как позволяют сегодняшние технологии. «С одной стороны, они должны иметь возможность делать это», — говорит она. Но она понимает и взгляд на проблему Собела, одного из своих клиентов. «Он очень серьёзно коллекционирует работы Эгглстона. Когда вы вкладываетесь во что-то больше, чем просто деньгами, да, я могу понять его гнев в сложившейся ситуации».
Если свобода художнике является стандартом для определения этичности вопроса, то гнев коллекционеров может быть единственной проверкой для фотографов и дилеров. Но большинство коллекционеров не бросают вызова системе, по крайней мере, прямо и открыто. «В галереях современного искусства, эти вопросы (о тиражах) не задаются», — говорит Перлофф, объясняя что коллекционеры покупают отпечатки, в первую очередь, ориентируясь на то, что работа им нравится. «Сохранит ли произведение свою стоимость, интересует их во вторую и третью очередь», – добавляет он.
Судебная баталия Собела с Эгглстоном может заставить большее число коллекционеров, наконец, начать задавать этот вопрос. Но до тех пор, пока коллекционеры в массе не станут более непреклонны в этом вопросе, практика выпуска новых тиражей знаменитых работ, вероятно, сохранится.
Оригинал на сайте PDN Online
Перевод с английского Александра Курловича
Количество ограничено! Для чего компании запускают товары limited edition
Отличительные особенности ограниченных тиражей:
Все лимитированные тиражи CD-дисков, пластинок и фотоотпечатков подразумевают уничтожение оригинала, но далеко не все идут на это, планируя допечатку через какое-то время. Да и многие другие товары ограниченной серии часто не имеют объявленного тиража и выпускаются по мере необходимости.
Но зачем?
Ограниченные тиражи требуют от компании финансовых и интеллектуальных вложений. Необходимо разработать концепцию серии, наладить производство, создать новую упаковку, информировать покупателей о новом limited edition. Может показаться, что крошечный по сравнению с объемами продаж компании выпуск ограниченной серии не стоит таких усилий, но это ошибочно.
Ограниченные тиражи не только окупают все затраты, но и помогают в достижении многих других целей.
Limited edition позволяет:
Насколько выгодным может быть ограниченный тираж? Давайте посчитаем на примере монеты «Сбербанк 170 лет». Монета изготовлена из золота 999-й пробы с содержанием драгоценного металла не менее 1000 г. Номинал монеты — 10 тыс. руб. Тираж — 75 штук. На сегодняшний день 1000 г золота стоит чуть меньше 1,92 млн руб. Монета стоит 2,7 млн руб.
Не все товары ограниченной серии дороже своих собратьев массового производства. Japan Tobacco Int. выпустила limited editions Camel и Winston по обычной цене, но с ярким дизайном пачек. Это не товар представительского класса — это инструмент для привлечения внимания, способ повысить узнаваемость бренда, особенно актуальный для табачных компаний, которым законодательство оставляет все меньше возможностей.
Ограничить или расширить?
Limited edition — прекрасный способ создать нечто новое, не рискуя выйти за рамки стиля, попробовать что-то необычное и посмотреть на реакцию покупателей. В таких случаях риск невелик, ошибки не повлекут за собой серьезных последствий, а удачная идея может привести к новому направлению в развитии бизнеса.
Для коллекционеров и поклонников продукции Zippo разрабатывали специальные Z-Series. Эти серии были созданы для ознакомления покупателей с ограниченным числом пробных зажигалок, изготовленных из нового материала или имеющих иные экспериментальные особенности. Пробные серии выпускали всего один раз, все зажигалки имели свой номер и специальный штамп на дне.
Если материал, форма, способ изготовления и конечный результат получали одобрение, зажигалки запускали в массовое производство с традиционными донными штампами. Если одобрения не было, идея признавалась неудачной, и больше подобные зажигалки не изготавливали.
В 2003 году Zippo представила первые зажигалки Z-серии Copper (медь). Корпус экспериментальных зажигалок был выполнен из чистой меди, более мягкой и хрупкой, чем латунь (70% меди и 30% цинка), требующей большей аккуратности при производстве.
Каждая зажигалка была упакована в специальную прозрачную коробку, внутри которой находились буклет с описанием зажигалки и проекта Z-Series Copper и сертификат подлинности в виде свертка с порядковым номером зажигалки и индексом соответствующего региона.
Всего было создано 10 188 экземпляров для стран Северной, Центральной и Южной Америки, 7 507 экземпляров для стран Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, 3 646 экземпляров для стран Европы и 100 экземпляров для членов клуба коллекционеров «Зиппо» Zippo Click.
Позднее медные зажигалки поступили в массовое производство, но Z-Series Copper так и осталась коллекционной, и зажигалки со штампом этой серии и эксклюзивным номером перепродаются в сети, а их цена продолжает расти.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Ограниченный тираж
(англ. limited edition). Одна из самых эффективных маркетинговых стратегий в мире роскоши. В основе подхода лежит стремление производителей к усилению имиджа редкости (эксклюзивности) продуктов, принадлежащих к категории роскоши, когда производитель создает строго ограниченное количество единиц продукта, причем такое ограничение является со стороны производителя совершенно волюнтаристским.
Крайним выражением этой стратегии является полная подстройка производителя под клиента, когда роскошный продукт создается индивидуально, с учетом всех пожеланий заказчика. Исторически появление ограниченного тиража связано с искусством живописи и графики: художник не мог бесконечно тиражировать даже самые удачные свои творения. Максимум, на что он мог пойти, не вызывая недовольство клиентов, – авторские копии или строгое ограничение количества оттисков, например гравюр.
Сегодня стратегия ограниченного тиража пользуется большой популярностью в мире люкса, потому что позволяет производителям роскоши перейти от естественных ограничений предложения к виртуальным. Стратегия ограниченного тиража не требует больших производственных ресурсов, фактически – это метод создания искусственно контролируемого производителем дефицита (редкости), при использовании которого не используется экономика масштаба, традиционно приводящая к увеличению прибыли.
Еще одной популярной формой ограниченного тиража является практика парфюмерных и алкогольных компаний, когда уже существующие ароматы или спиртные напитки разливаются в эксклюзивные хрустальные флаконы (бутылки), например от таких производителей как французские хрустальные мануфактуры Lalique или Baccarat. При этом сама парфюмерия (алкоголь) отходит на второй план, а основную потребительскую ценность воплощает уникальная упаковка, часто являющаяся предметом коллекционирования и обычно на порядки превышающая стоимость содержимого.
Ограниченный выпуск
Что такое ограниченная серия?
Лимитированная серия – это небольшой тираж предметов, таких как оттиск мастер-изображения, который призван создать у потенциальных коллекционеров ощущение редкости или исключительности. Ограниченные серии также называются «специальными выпусками», «коллекционными выпусками» или «роскошными выпусками».
В сфере финансов предметы ограниченного выпуска можно рассматривать как разновидность альтернативных инвестиций, частым примером которых является художественное произведение ограниченного выпуска.
Ключевые выводы
Понимание ограниченных выпусков
Исторически сложилось так, что художники выпускали ограниченные тиражи своих произведений еще в 18 веке. Например, гравер Франсиско Гойя (1746-1828) намеренно публиковал небольшое количество материала, который со временем изнашивался, отчасти для того, чтобы создать дефицит для своих произведений искусства.
Совсем недавно были созданы ограниченные серии для продажи таких разнообразных продуктов, как автомобили, видеоигры, DVD, музыкальные альбомы, особые марочные вина и многие другие. Общим для всех этих предметов является то, что они обычно производятся в меньших количествах, чем их «нормальные» варианты, хотя количество произведенных предметов ограниченным тиражом само по себе может быть довольно большим.
Возможно, самый известный пример ограниченных выпусков – это те, которые сделаны художниками-визуалистами, которые обычно создают определенное количество копий своих оригинальных работ. Каждая копия нумеруется и подписывается художником перед тем, как эталонное изображение будет уничтожено или помечено, чтобы предотвратить его повторное использование. Это приводит к немедленному увеличению стоимости копий ограниченного тиража, сделанных из оригинальной версии.
Эти оттиски ограниченного выпуска обычно имеют дробную часть, например 25/50, которая называется номером издания работы. Отметка «A / P» указывает на то, что репродукция является оригинальной пробой художника – единственной копией, которая особенно ценна.
Реальный пример ограниченного выпуска
Популярность произведений искусства, выпущенных ограниченным тиражом, значительно выросла в последние годы, что обусловлено растущей популярностью альтернативных инвестиций в целом.В 2018 году выручка от аукционов произведений искусства повсему миру достигла 29,1 миллиарда долларов, при этом некоторые произведения искусства были проданы на десятки миллионов долларов. В 2017 году картина Леонардо да Винчи «Сальватор Мунди» была продана за ошеломляющие 450 миллионов долларов.
Помимо искусства, еще одной областью, в которой инвесторы внимательно следят за ограниченными сериями, являются вина и виски с ограниченными тиражами.Годовой объем продаж на этом нишевом рынке только в 2018 году составил почти 500 миллионов долларов, при этом отдельные товары были проданы за сотни тысяч или даже миллионы долларов.В 2018 году редкий виски 1926 года был продан более чем за 1,5 миллиона долларов.Точно так же бутылка бургундского вина 1945 года была продана более чем за 500 000 долларов в том же году.
Оба этих предмета выигрывали из-за своей редкости.Виски был уникальным продуктом, бутылка которого была расписана вручную художником, а вино было выпущено ограниченным тиражом всего в 600 бутылок.
Ульяна
Наверное, каждый человек, сидя в социальных сетях, ежедневно видит разного рода нативную рекламу. Ее отличительная черта, что видим мы только то, что прямо или косвенно касается наших интересов и предпочтений. Ведь не для кого не секрет, что все наши запросы в поисковых системах Яндекса и Гугла, а также аудиозаписи, сообщества в социальных сетях анализируются рекламодателями и службой анализа данных в том же Яндексе. На основе этих данных нам и предлагаются разные курсы, товары и другие продукты информационного поля.
ФУТБОЛКА С КУРТОМ КОБЕЙНОМ
Вся соль была в том, что это предложение проходило в последние дни действия режима самоизоляции. Все уже бесились из-за необходимости ограниченного присутствия на улице и соблюдения всех мер. Футболка висела с хештегом: Если этот мир рухнет, то я просто пересижу это дома. Весьма тонкая ирония, созданная для тех, кто снисходительно относится ко всем паникерам и экстравертам, для которых даже несколько дней тишины кажутся невыносимыми, а тут несколько месяцев пришлось дома посидеть.
Я вот определенно могу себя отнести к тем, кто переживет эту свистопляску с короновирусом, пандемией, да хоть и настоящее пришествие зомби, особо не отрываясь от обычных занятий. Интроверты умеют не париться из-за происходящей вокруг них суеты. Вот и Курт Кобейн с футболки призывает к тому же, хотя сам такого не говорил в жизни. Но для тех, кто знаком с его творчеством и биографией хоть немного, очевидно, что в силу своего характера, вполне мог такое произнести.
ЧТО ТАКОЕ LIMITED EDITION?
Понятное дело, что такие футболки, свитшоты, майки, блузки идут в несколько раз дороже обычных своих эквивалентных одёжек. Для меня это было вообще первый в жизни заказ одежды из другого города. До 25 лет ни разу такого не делала, мелкие покупки через Пандао не считаются.
На сайте в таблице выбираешь свой размер, способ отправки заказа, адрес проживания, почтовый индекс.
Кстати, о способах. Их есть несколько: курьерская доставка, доставка на почту, самовывоз. Я выбрала первый, подразумевая, что он самый проверенный. Третий слишком обременительный, надо ехать в Москву, и самому забирать с Большого Балканского, дома 5, заходя с Проспекта Мира.
А жизнь в итоге заставила выбрать меня второй вариант с почтой. Мне позвонил исполнитель заказа, чтобы уточнить некоторые детали заказа, и предупредил, что курьерский способ не используется. Видимо, это из-за коронавирусной инфекции в Москве. Я согласилась забрать посылку с почтой и прямо там оплатить заказ.
И вчера я забрала посылочку. Вот фотографии в хронологическом порядке, так сказать:
Футболки можно было выбрать в черном, белом и сером цвете. Выбор состоял и между разной степенью закрытости. Я выбрала золотую середину: футболку серого цвета. Осталась просто в восторге. А фирменный пакет от Limited edition вместе с наклейкой самого известного альбома Нирваны и визиткой не может не радовать. Прямо не терпится надеть и пройтись в ней по улице.
Как вы уже догадались, изготавливают они одежду исключительно по мотивам рок-музыки и альтернативных жанров: помимо Кобейна я видела тиражи с Честером Бенингтоном (Linkin park), Фредди Меркьюри и многих известных легенд рока. Также есть принты с известными персонажами кинематографа. Поэтому мне не жалко потратить сумму на коллекционную футболку ограниченного тиража.
Как гласит слоган Limited edition: если в жизни нет праздника, то на.уй она нужна.