Что такое обусловленность в психологии

Обусловливание

Нужно учесть, что благодаря всемирно известным трудам Павлова и Скиннера из всех разнообразных условий, которыми можно управлять поведением, обычно имеется в виду только ситуацию формирования условного рефлекса (классическое павловское обусловливание) и оперантное обусловливание по Скиннеру.

Обусловливание — это такая естественная или искусственная «стыковка» внутренних ожиданий и представлений человека со случайно или преднамеренно аранжированными аспектами его текущей ситуации, которая приводит к более или менее устойчивому изменению поведения в сравнении с предыдущими привычками данного индивида. Искусственное (организованное, целенаправленное, намеренное) обусловливание строится на провоцировании пошаговых, постепенных изменений в поведении и мышлении, каждое из которых в отдельности (особенно на первых этапах) кажется естественным («логичным») развитием привычных способов мышления и поведения или лишь незначительным, мелким и временным отклонением от них.

Из этих мелких шагов и формируется та пропасть между «прежней» и «новой» жизнью «отдрессированного» человека, которая в начале пути не могла присниться и в страшном сне. При этом человеку кажется, что на каждом шаге он вполне самостоятельно принимал достаточно здравые решения, но отсутствует — для данного случая — понимание того, что эта самостоятельность была подобна той, которую проявляет утка, вполне самостоятельно плывущая на звук охотничьего манка. Собак и прочих животных, кстати, тоже дрессируют не «с нуля», а эксплуатируют их безусловные рефлексы и механизмы формирования условных рефлексов.

Виды обусловливания

Исследования «викарного обусловливания» показали, что простое наблюдение за реакцией страха на специфический условный стимул может действовать как безусловный стимул, который достаточен, чтобы служить подкреплением для выработки условной реакции страха. Рожденные на воле макаки-резус обычно боятся змей. Это не врожденный страх, так как его не проявляли малыши макаки-резус, появившиеся на свет в лаборатории. Но детенышу макаки достаточно один раз увидеть, как реакцию страха на змею демонстрирует взрослая особь, чтобы страх змей возник и у него (Mineka, 1987). Это лишь один из способов, с помощью которого родители могут непреднамеренно влиять на поведение своих детей. См.→

Классическое обусловливание — это процесс научения, при котором ранее нейтральный стимул начинает ассоциироваться с другим стимулом вследствие того, что второй стимул сопровождает первый.

Изучение классического обусловливания началось в первые годы XX века, когда российский физиолог Иван Павлов, уже получивший тогда Нобелевскую премию за исследования пищеварения, обратился к научению. См.→

Обозначает возможность заставить испытуемого видеть какой-то объект и слышать какой-то звук в точности так же, как можно вызвать у него коленный рефлекс, мигание или слюноотделение. Термин в 1936 г. ввёл Кейзон (Cason H.).

Для этого необходимо предъявить испытуемому достаточное число раз определённый звук в паре с некоторым зрительным изображением, затем прекратить предъявление изображения, и субъект будет видеть отсутствующее изображение всякий раз, когда он услышит данный звук. Так же как и «слышать» данный звук, всякий раз когда увидит изображение.

Социально-психологическое обусловливание — это, в таком случае, «привязывание» определенных реакций человека к соответствующим внешним стимулам, своего рода социальная дрессировка.

Организаторы такой дрессировки не «программируют» человека «с нуля», а всего лишь умело помогают внутренним предрассудкам человека «связаться» с однозначно заданными опорными ориентирами (реперными точками): фигурой лидера (авторитета), «своей» группой, «своей» идеологией, навязанным мировоззрением и правилами поведения.

Обусловливание и генетическая предрасположенность

Обусловливание происходит быстрее, если к нему есть видовая генетическая предрасположенность, и с большим трудом, если генетически такое обусловливание не предусмотрено.

Источник

Обусловленность: принцип зависимости характера человека от мира

Что такое обусловленность в психологии. Смотреть фото Что такое обусловленность в психологии. Смотреть картинку Что такое обусловленность в психологии. Картинка про Что такое обусловленность в психологии. Фото Что такое обусловленность в психологии

Что такое обусловленность?

Обусловленность – это такое влияние внешнего, материального мира, которое побуждает человека действовать исключительно из материальных мотивов. Когда обусловленность влияет на человека, все цели сводятся к удовлетворению потребностей, достижению корыстных целей и наслаждений. К этому могут приурочиваться и разнообразные страхи связанные с материальной жизнью. Обусловленность влияет на сознание тонко: подменяя мотивы. Разные мотивы определяют является ли деятельность материальной или духовной. Если деятельность духовна и человек действует из высоких принципов – он свободен от материальной обусловленности. Но следует понимать и то, влияние какого характера обусловленность оказывает на человека.

Как обусловленность влияет на сознание человека?

Обусловленность влияет на человека и грубо, и тонко.

Грубая обусловленность наиболее распространена и заключается в полном и безраздельном отождествлении «Я» с материальными категориями. Такой фундамент самоопределения становится причиной исключительно материальной деятельности, направленной на корыстные цели. Это лишает свободы человека, делает его зависимым от внешнего мира, других людей, положения дел. Человек превращается в обезьяну, которая либо довольно поедает банан, либо сходит с ума, когда его нет. Эта зависимость характера обусловлена фундаментальной парадигмой – я это материя: тело, нация, семья, работа, социальное положение.

Грубая обусловленность побуждает отождествлять себя с все большим количеством категорий, делая сознание человека все более и более зависимым. Мы не обладаем контролем над миром, не стоит питать насчет этого иллюзии. И когда мы связываем понятия «Я» с множеством материальных категорий – мы становимся связаны, обусловлены зависимостью от них. У такого человека может быть все хорошо в одной области, но неудачи в другой сделают положение в его сознании ужасным. Он будет испытывать страдания. Например, грубая обусловленность побуждает связывать себя со страной, выходит новость о том, что в стране случилось что-то плохое. Повлиять на это человек никак не способен и последствия данного события вряд ли коснуться лично его, однако он полностью поглощен этой новостью и испытывает смесь самых разнообразных негативных чувств. В этом проявляется зависимость характера человека от внешних обстоятельств материального мира.

Тонкая обусловленность влияет на сознание куда опасней. Если характер человека обусловлен тонко, он может быть убежден в том, что занимается духовной деятельностью и способен находится в не обусловленном состоянии. Тонкая обусловленность действует на мотивы, человек не отождествляет себя с материей, однако поступает исходя из материальных принципов. Освобождение наступает тогда, когда материальные мотивы уничтожаются совершенным знанием, а духовная жизнь становится единственным и естественным образом существования.

Но тонкая обусловленность, подменяя мотивы, побуждает действовать из материальных побуждений. Например, кто-то может полагать о своей одухотворенности и заниматься духовной практикой, но заниматься ей ради галочки, только ради того, чтобы поставить отметку и сказать: «На сегодня я закончил». После этого человек идёт развлекаться, заниматься материальной деятельность, наслаждаться и искать наслаждения. Его сознание занято поиском путей наслаждения и избавления от страданий. И когда он задумывается о том, духовен он или материален, обусловлен он или свободен, зависит ли его характер от материи или он побуждается принципами духовной жизни, он ответит: «ну я сегодня занимался духовной практикой». И так он попадает в ловушку тонкой обусловленности.

В чем заключается духовная практика и жизнь?

Духовная практика заключается не в том, чтобы выполнить её как обязательство, как некий обременительный долг, принудительные работы, после окончания которых можно спокойно вздохнуть и снова погружаться в иллюзию. Духовная жизнь означает уничтожение обусловленности путем вовлечения своего сознания в духовное самоосознание. Если я ясно принимаю себя душой, а не телом, мотивы моей деятельности изменяться. В таком случае возникнет твердая и устойчивая независимость от внешнего мира, потребности чувств и побуждений ума. Только в таком умонастроении становится возможно достичь успеха в духовной жизни и избавиться от страданий по-настоящему.

Попытки избавиться от страданий материальными методами подобным мытью пола грязной тряпкой. Те методы, которые нам предлагает материальный мир для избавления от страданий и становятся причиной страданий. Мы полагаем, что богатство спасет нас от всех бед, но оно становится источником всех бед. Богатство привлекает лжецов, воров, грабителей и что хуже всего – налоговую. Богатство опьяняет, мы становимся центром, нас окружают друзья, женщины и партнеры. Им нужно только богатство и нас самих они воспринимают всего лишь как обладателя этих богатств, но если богатства закончатся, мы станем для них никем.

Материальный мир предназначен для наслаждения, а не для счастья. Наслаждения не способны привести к долговременному и устойчивому счастью. Все люди представляют как счастье момент приобретения машины, квартиры, дома, начало отношений или какие-то самые яркие моменты. Но за все приходится платить страданиями, в этом природа обусловленности. Обращать свое внимание на то, что внимания не заслуживает, при этом игнорировать свою изначальную сущность, изначальную природу.

Вера в материальную жизнь, в то, что материальная собственность может избавить нас от страданий и сделать счастливой и является обусловленностью. Мы обусловлены представлением о том, что высшая цель жизни – это наслаждение, но когда человек истинно утверждался в этом? Когда человек мог сказать о прошлых хороших временах без сожаления о том, что пришлось ради них сделать или сожаления о том, что они закончились? Часто люди совершают опрометчивые поступки ради наслаждений. Наслаждения уходят, а поступки остаются с нами и нам за них приходится платить. Мы полагаем что способны обмануть природу, обмануть всех и остаться при своем, но ни бедняк, ни великий царь ни смогут избежать смерти. Таковы законы материального мира. Зачем утверждаться в ценности того, что безвозвратно исчезнет?

Истина заключается в том, что человек является душой в своей основе и когда погибает тело, душа остается невредимой. Душа не возникает в момент смерти или рождения тела, она вечна и существовала всегда. Однако мы связываем понятие души с некой абстрактной субстанцией, которая куда-то исчезает после «нашей» смерти. На самом деле главным проявлением души есть сознание. Мертвая материя не обладает сознание, тогда как живое существо обладает им. В этом заключается истина, познав которую мы сможем избавиться от обусловленности. Мы принадлежим к духовному миру, но оказались в материальном из-за собственных желаний. В нашей власти отвергнуть влияние обусловленности и вернуться домой, но для этого нам нужно не только осознавать себя душой, но и постоянно осознавать.

Внимание сознания будет привлекаться в разнообразным объектам, которые могут вызывать то радость, то горе. Но тот, кто утвердился в духовном знании обладает устойчивым сознанием, которое способно игнорировать различные проявления материального мира, делая обладателя такого сознания по-настоящему свободным от всякой обусловленности. Обладать таким сознание – значит отречься от материальных побуждений: счастья и страдания, радости и горя, богатства и бедности, славы и позора. Все эти материальные категории являются причиной обусловленности сознания.

Обусловленность, невежество и освобождение

Авидья – первоначальное невежество означает, что мы принимаем себя за материю. Из этого рождается вожделение, гнев и жадность, а это именно те пороки, которые удерживают живое существо во власти иллюзии. Мы не способны избавиться от них, до тех пор пока обладаем корыстными мотивами. Стать искренне бескорыстным означает осознать свою духовную природу и действовать как душа.

Обусловленность будет влиять на сознание до тех пор, пока мы будем сознательно игнорировать потребность в освобождении от иллюзии. Побуждаемое чувствами сознание устремлено к наслаждениям, но это обуславливает его и становится причиной страдания. Только наблюдая мир глазами духовного знания человек способен достичь совершенного освобождения из-под влияния обусловленности. И это достигается внимательной, усердной и искренней духовной практикой. Так, освободившись от побуждений чувств и ума, человек способен обрести истинное умиротворение утвердившись в состоянии духовного самоосознания.

Источник

Социальная обусловленность мыслей и чувств человека

Что такое обусловленность в психологии. Смотреть фото Что такое обусловленность в психологии. Смотреть картинку Что такое обусловленность в психологии. Картинка про Что такое обусловленность в психологии. Фото Что такое обусловленность в психологии

Общество – важный двигатель внутреннего прогресса человека. Однако оно также может выступать и в качестве якоря, который не позволит человеку сдвинуться с места. Все эмоции, действия и мыслительные процессы человека формируются на основе различных факторов, которые закладываются в его сознании на протяжении всей жизни. Эволюция социума способствует эволюции мышления и восприятия индивидуумом определенных жизненных ситуаций. Чем активнее развивается общество, тем быстрее движется к высоким показателям и каждый его индивид. Но зачастую, если человек попадает в среду, где развитие притормозилось, он поддается влиянию и его развитие также замедляется или приостанавливается. Общество способно влиять и на отдельные привычки и поступки людей. Однако возникает вопрос: насколько сильно это влияние и способно ли оно изменить заложенные на генном уровне инстинкты? Прежде чем перейти к подробному рассмотрению всех аспектов и силы воздействия социальной среды на человеческое сознание, необходимо ознакомиться с основными элементами исследования.

Основные понятия

Индивид. В большинстве источников это понятие рассматривается как особь отличная от других в своем роде или же человек с набором уникальных врожденных или приобретенных свойств. В данном же исследовании следует рассматривать индивид, как уникальную единицу, которая обладает врожденными и приобретенными свойствами, подвластную влиянию общества и окружающей среды.

Социум – это человеческая общность, объединенная в результате исторических факторов и различных форм деятельности людей. Под социумом также понимается определенная социальная группа индивидов, члены которой связаны между собой культурными, профессиональными и другими признаками.

Социальная среда (общество) представляет собой совокупность социальных групп, которые различны в духовном, материальном, экономическом, политическом плане, и оказывают определенное влияние индивида или группу индивидов.

Влияние социальных факторов на разных этапах эволюции

На начальном этапе развития человечества мышление индивида было довольно примитивным. Люди ограничивались мыслями о том, как добыть еду, найти ночлег и продолжить свой род. На поведение человека в первую очередь оказывали влияние такие биологические факторы, как борьба за выживание и естественный отбор.

С эволюцией человека менялся и его быт, а значит, и его привычки, мировоззрение. Каменный век завершился во многом благодаря тому, что человек ощутил потребность в значительных переменах, он стремился к более комфортному существованию, к более осмысленной, эффективной жизни. Так, на протяжении веков можно наблюдать, что изменение быта и качества жизни человека происходило параллельно с переменами в его внутреннем мире.

Развитие человека во многом зависит и от социальных факторов. Переломным моментом в становлении индивидуума стал труд. Фридрих Энгельс Ф. Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» уделил должное внимание этому социальному фактору. Он показал, что именно труд способствовал становлению человека как существа разумного (homosapiens). Трудовую деятельность также принято считать общественной, ведь она является важнейшим элементом в становлении социума [3].

Сначала произошло разделение труда, помимо собирательства и охоты люди научились заниматься земледелием. Начали появляться первые орудия труда, с помощью которых стали обрабатывать землю. Начали развиваться торговые отношения. Затем возникла потребность в появлении денежных средств, с целью упростить обмен товарами между ремесленниками и скотоводами, охотниками и фермерами. Тогда человеку уже не нужно было постоянно заниматься охотой или собирательством, теперь он мог купить необходимые продукты питания. Сложившаяся ситуация позволила индивиду пересмотреть свои взгляды на убийство животных. Для того чтобы человеку выжить, больше не требовалось убивать животных. Необходимость в убийствах отпала и теперь появилась возможность выбирать иные сферы деятельности.

Вместе с тем, и общение между людьми переходило на новый, более высокий уровень социальных взаимоотношений. Появилась необходимость создания настоящего общества, в котором бы люди взаимодействовали по определенным правилам. Так появились первые законы.

Появление четкой общественной структуры способствовало значительным изменениям в жизни каждого ее элемента. У человека становилось больше свободного времени, отчего возникла потребность в развлечениях. Появились первые амфитеатры, цирки. Люди посещали Колизей и кровавые гладиаторские бои. Но со временем человек не только менял свой быт, но и становился более умным и образованным, а вместе с тем и менее жестоким. Кровавые развлечения сменились спортивными соревнованиями, люди с удовольствием посещали Олимпийские игры. Таким образом, человек научился получать похожие эмоции, не причиняя вред другим.

Стала зарождаться мысль о том, что чем лучше индивид научится взаимодействовать с другими людьми, тем больше шансов у него выжить. Она полностью отличалась от первоначальной идеи, что всегда выживает сильнейший. Люди стали учиться коммуникации. И сейчас нет однозначного мнения относительно того, что же все-таки важнее: научиться приспосабливаться и эффективно взаимодействовать с людьми или быть сильнее других.

Объединение людей в группы по различным признакам и задачам способствовало появлению термина «общественное мнение». Так, каждое действие и образ жизни человека рассматривались на суде общества. В результате чего выносился положительный или отрицательный вердикт. Таким образом появлялись различные стереотипы.

Как и раньше, общественное мнение является одним из важных рычагов в жизни социума. Так, именно общество принимало решение «казнить или помиловать» человека, совершившего какой-либо проступок или преступление. При этом рассматривались причины, подтолкнувшие его к этому действию, то есть определенные социальные факторы. Подобным образом в наше время действует суд присяжных. Заседатели рассматривают различные факторы, повлиявшие на совершение человеком преступления, которые называются смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

Общественное мнение также способствовало развитию коммерческой деятельности, посредством развития рекламы. Важность мнения социума и сопутствующие ему стереотипы позволили развить идею о том, что обществом можно управлять. Так появился термин «Public Relations» (сокращенно «PR»), что в переводе означает общественные отношения. Его предложил третий президент США Томас Джефферсон, создатель Декларации независимости. Под этим понятием он также имел ввиду людей, которые способны управлять общественным мнением [1].

PR стал новым рычагом в управлении рекламной деятельностью компаний и отдельных физических лиц. Этот инструмент позволил рекламистам отойти от ценовых и качественных характеристик и сконцентрироваться на сильнейшем двигателе торговли – имидже. Технология создания привлекательного продукта, который одобряется обществом, успешно существует и на современном рынке. Теперь при выборе определенного товара человек руководствуется не только его ценой и качественными характеристиками. Он также обращает внимание на то, в какой социальной группе этот товар востребован. Желание быть или казаться частью определенной группы, способствует тому, что человек приобретает продукцию с неким эмоциональным оттенком. Такие люди готовы покупать товары по сильно завышенным ценам. Внедрение общественного мнения в рекламную и маркетинговую деятельность породило такие понятия, как «престижный товар» или «семейный продукт». Сейчас социальные свойства товара или услуги являются движущей силой в PR деятельности компаний разных отраслей всего мира.

На современном этапе развития общества, благодаря различным социальным и личностным факторам, человечество изменило отношение к убийству животных. Если изначально люди убивали животных, чтобы добыть пищу и выжить, то со временем убийство перестало быть необходимостью, хоть мясо животных по-прежнему являлось продуктом питания. Охота на животных также была связана с целью выживания, но уже не в такой степени как раньше, ведь у человека появилось множество альтернативных продуктов питания. К тому же мясо можно было купить, что избавляло человека от непосредственной необходимости убивать.

В настоящее же время, мясные продукты также употребляют в пищу, однако убивают животных не только с этой целью. Некоторые обеспеченные люди посредством подобных убийств стремятся соответствовать модным тенденциям и требованиям определенных кругов социума.

Так, убийство животных превратилось в своего рода «аттракцион для богатых», нередко мужчины выбирают охоту в качестве своего досуга. В некоторых кругах такое развлечение является показателем мужества и индикатором престижа, таким образом индивид ощущает приобщение к элите общества. Подобная ситуация наблюдается и в женской половине социума: наличие норковой шубы в гардеробе и сумки из крокодила является показателем высокого статуса и принадлежности к определенной социальной группе. Безусловно, женщины не склонны к охоте и подобным убийствам, однако приобретение вещей из кожи и меха стимулирует производителей увеличивать количество товара. А это способствует тому, что число убийств возрастает. Появляется все больше вещей, наличие которых позволяет людям подтверждать свою принадлежность к определенному социальному классу, и спрос на такие вещи стремительно увеличивается. Так действует замкнутый круг внедрения общественного мнения и управления им посредством PR в коммерческую деятельность.

Влияние общества на профессиональные и личностные достижения

Социум определенным образом воздействует на мышление людей и принятия ими отдельных решений. Однако насколько сильно это влияние? И что для человека становится решающим фактором – инстинкты, заложенные на генном уровне или влияние общества? Возможно ли изменить ход мыслей и действия индивида, если поместить его в другую, непривычную для него, социальную среду? Этими вопросами задавались многие ученые и выдвигали различные предположения.

Противостояние Юнга и Фрейда

С давних времен теории о врожденных и приобретенных талантах, привычках и мыслях были причиной научных споров. Когда человек рождается, он сразу пытается изучить среду обитания, чтобы быстрее к ней приспособиться. Однако меняется ли сам человек под ее воздействием или является заложником своих генов?

Два знаменитых психолога Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг не сошлись во мнениях относительно этой темы. Юнг полагал, что у человека заложены стадные инстинкты, которые в первую очередь влияют на формирование личности. Фрейд же утверждал, что личностные качества приобретаются на протяжении всей жизни человека. Психология Фрейда была основана на сексуальном формировании человека как личности. По его мнению, в основе личности лежит либидо, то есть сексуальное влечение. При этом личность формируется в детстве, и этот процесс делится на фазы [4].

Юнг, в свою очередь, утверждал, что человек уже рождается сформированной личностью, поскольку его личностные качества заложены на генном уровне и достались ему от предков. Он пояснял: «Окружающая среда вовсе не дарует личности возможности ею стать, но лишь выявляет то, что в ней заложено».

Согласно теории Юнга, бессознательное состоит из следующих уровней: индивидуального, семейного, группового, национального, расового и коллективного бессознательного, которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы. Также людям присуща некая наследуемая структура психики. Она способствует восприятию и реализации жизненного опыта определенным образом. Эта определенность выражается в архетипах, которые осуществляют воздействие на мыслительные процессы, чувства и действия человека [5].

Подобные споры возникали у многих известных психологов, с целью выяснить, чем же в первую очередь руководствуется человек, совершая определенные действия. Эти разногласия не только раскрыли противоречивые аспекты мышления и действия человека, но и породили новые направления в психологии, такие как психоанализ и аналитическая психология.

Влияния социальной среды на образ жизни и достижения человека в наше время

Окружение, безусловно, так или иначе влияет на каждого индивида. Чтобы изменить поведение и ход мыслей человека, а вместе с тем и образ жизни, достаточно обеспечить нахождение в благоприятном обществе. Именно такого мнения придерживается большинство современных ученых в сфере психологии.

Такой взгляд на социальную обусловленность продемонстрировал писатель Малкольм Гладуэлл в своей известной книге «Гении и Аутсайдеры». Главной проблемой книги является влияние окружающей среды на индивида, а именно на возможность достижения им вершины успеха. Автор доказывает, что независимо от врожденной гениальности человека, ему будет сложно реализоваться в жизни, если не направлять и не развивать ее в течение жизни.

Поэтому гениальность людей, рожденных в бедных неблагополучных семьях, зачастую не проявляется. Социальная среда не позволяет им развиваться и раскрывать свои таланты. Так, дети алкоголиков или наркоманов крайне редко становятся успешными в жизни, так как люди имеют свойство копировать поведение своих родителей. Но если успеть оградить детей от влияния таких родителей и поместить в благоприятную окружающую среду, велика вероятность того, что их жизнь направится в правильное русло.

Ведь дети из обеспеченных благополучных семей, с таким же показателем IQ достигают больших успехов в самых разных видах деятельности. В состоятельных семьях с детьми занимаются, их развивают, водят на различные кружки и тренировки. Таким образом, личность начинает активно формироваться уже с раннего возраста и получает бесценный опыт. Для достижения успеха в любой области не обязательно иметь огромный талант, достаточно попасть в правильную среду и усердно тренироваться. Именно так действует знаменитое на весь мир правило 10 000 часов [2].

Правило 10 000 часов

Чтобы стать профессионалом и достичь успеха нужно выделять примерно 3 часа на практику ежедневно или 20 часов в неделю, на протяжении 10 лет.

Результаты действия правила 10 000 часов на примере опыта известных людей:

— Моцарт написал свой великий первый концерт, спустя 10 лет после начала своего творческого пути.

— Гроссмейстер с мировым именем Бобби Фишер стал профи в шахматах за 9 лет.

— Билл Гейтс, по его словам, потратил около 10 тысяч часов на программирование, что позволило ему сделать значительный прорыв в своей профессиональной области.

— Группа «The Beatles» была основана за 10 лет до релизов ставших легендарными альбомов «White Album» и «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band».

Психологи, которые специализируются на развитии личности, рекомендуют общаться с людьми, занимающими более высокую ступень на социальной лестнице, профессионалами своего дела, более умными, обеспеченными и успешными. Такие люди будут служить отличным примером для подражания, и стимулировать к достижению успехов.

По этой причине в современном мире активно критикуется тот факт, что тюрьмы и лечебно-исправительные учреждения благоприятно влияют на личность человека. Пребывание в таких местах препятствует позитивным изменениям, ведь человек общается с себе подобными. В результате, по возвращении из подобных учреждений, негативные привычки индивида зачастую только усугубляются и несут еще больший вред как ему самому, так и обществу в целом.

Многие эксперты уже давно рекомендуют пересмотреть вопрос о местах и условиях содержания заключенных, с целью более эффективного воздействия на личность и поведение правонарушителя, а также обеспечения безопасности всему обществу.

Список литературы:

Автор: Александрова Яна
Преподаватель

Редактор: Бибикова Анна Александровна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *