Что такое нравственный поступок

Урок ОРКСЭ по теме «Нравственный поступок»

Тема: Нравственный поступок

( модуль «Основы светской этики»)

Задачи : создание психологических условий для продуктивного общения, условий для развития ценностно-смысловой сферы личности; создание условий для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “нравственный поступок”, «мораль» с опорой на имеющие знания и жизненный опыт;

Обеспечение развития умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля;

Создание условий для развития умения учиться, развития самостоятельности, ответственности, инициативности.

Результаты : личностные: данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.

метапредметные : в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе предметные : в процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия « поступок», «нравственный поступок», «мотив».

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. (выяснение настроения учащихся).

Игровой приём «Улыбка»

-Закройте глаза, улыбнитесь, теперь откройте глаза улыбнитесь соседу по парте, теперь учителю. От улыбки даже в хмурый день становится тепло на душе.

2. Актуализация знаний. (индивидуальные карточки)

1.Что вы должны сделать в первом задании? (подобрать слово)

2.Что считается добрым поступком?

а) Забывать о неприятной просьбе

б) Дать списать домашнее задание

в) Опоздать на неинтересную встречу

г)Помочь соседу по парте разобрать задачу

3.Укажите поступки, которые одобряет общество

4.Что является последствием злых дел?

5.Знания о добре и зле помогают людям

а) проявлять заботу

г) все ответы верны

6.Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию «добро», во вторую – к понятию «зло».

3. Формирование новых знаний.

-Послушайте рассказ В.А.Сухомлинского «Капля воды»

Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.

А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.

На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.

Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.

— Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой?

(не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим)

— Почему бабушка ничего им не сказала?

(скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.)

— А как поступили мальчики?

(нехорошо, неуважительно к пожилому человеку)

-Являются ли действия ребят поступком? (является)

-Хороший или плохой поступок совершили ребята? (плохой)

— Приведите примеры хороших поступков?

-Как вы думаете, о чём мы будем с вами сегодня говорить на уроке? (о поступках людей)

-Мы узнаем, что такое поступок, в чем разница между действием и поступком, какой поступок называют нравственным. (Слайд 1)

-Что такое поступок?

Работа с определением (Слайд 2)

Поступок – это намеренное действие человека.

(запись определения в тетради по выбору)

-А что же такое нравственный поступок?

Нравственный поступок – это действие, которое приносит пользу окружающим.

Нравственный поступок – это только то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями.

Он отвечает общепринятым ценностям – духовным, моральным, этическим. Помочь кому-то – это нравственный поступок, отдать что-то кому-то – это нравственный поступок, совершить благое дело – это нравственный поступок. ( Слайд 3)

— Определите, какой поступок является нравственным, а какой безнравственный (Слайд 4)

-Любой нравственный поступок имеет мотив, цель, действия, средства достижения цели и результат. (Слайд 5)

Работа по учебнику стр.40

-Найдите описание мотива, цели, средства, действия и результата в учебнике

(зачитывают по очереди)

Выбор в пользу того или иного поступка делает сам человек. Что перевесит – зависит от каждого из нас.(Слайд 6-9)

— из каких произведений данные герои;

— в какие группы вы могли бы их объединить;

— кто из героев совершает нравственный поступок, а кто нет;

— приведите пример из произведений литературы самостоятельно.

Дети встают в круг, учитель дает предмет (игрушка, цветок). Передавая его

друг другу, дети должны называть добрые вежливые слова.

1)Задание 1. Обсуждение ситуации. Поступок или проступок

Как-то раз я пришла в школу очень расстроенная. Дома я долго сидела над задачей по математике, но так и не смогла с ней справиться. Тогда я решила, что спишу задачу в школе.

Ваня Глушак, наш отличник, удивился, что я не решила такой простой задачки: всего три действия. Он вообще считает, что решать задачи — одно удовольствие.
Я начала списывать. Переписала одно действие, другое, начала третье — и тут увидела ошибку. Там, где надо было написать число «23», Ваня ошибся и написал «32». В своей тетради я написала правильно, а Ване ничего не сказала.

Вера Ивановна собрала наши тетради для проверки, а на следующий день принесла их. Она сказала, что у меня самая высокая оценка, похвалив перед всем классом. Ваней же она была недовольна, потому что он оказался невнимательным и допустил ошибку. Ваня побледнел. Он посмотрел в мою сторону — я покраснела и опустила голову.

Ответить на вопросы:

-Ваше отношение к поступку девочки. Поступок или проступок?

-Как можно исправить ситуацию?

Слова-помощники: помогаю, люблю, защищаю, ругаю, берегу, прощаю, обманываю, спасаю, делюсь, забочусь, обижаю.(Слайд 11)

3)Задание 3. Закончить заповедь

-О нравственных поступках люди знают давно. Некоторые нравственные принципы формировались тысячелетиями. Может кто-то из вас знает, какое название они сейчас имеют? А вы слышали такое слово «заповеди»? Что оно обозначает? Попробуйте закончить записанные истины, отталкиваясь от принципов добра. Проверка (Слайд 12)

Помни такие заповеди:

Попробуй не захватить, а…………….(отдать).

Не кулак показать, а…… ……….(протянуть ладонь).

Не спрятать, а …………..(поделиться).

Не кричать, а …………(выслушать).

Не разорвать, а…………..(склеить).

-Нам всем приятнее находиться в обществе добрых поступков, но для этого мы сами должны их совершать.

-Какие добрые поступки вы совершили в своей жизни? (идет обсуждение).

Помни истину простую

Что от зла добра не ждут.

Только добрые поступки

И к тебе добром придут.

6.. Самостоятельная работа

Заполните схему нравственного поступка( его пяти компонентов).Схема у каждого ученика

Что такое нравственный поступок. Смотреть фото Что такое нравственный поступок. Смотреть картинку Что такое нравственный поступок. Картинка про Что такое нравственный поступок. Фото Что такое нравственный поступок

— Итак, ребята, сегодня мы говорим о нравственных поступках. Выполняйте задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материал учебника.

Группа получает лист ватмана, разделенного на две части «чёрную» и «белую». На «чёрной» части дети пишут поступки. Отражающие тёмную сторону жизни, а на другой – светлую сторону жизни

Закончи предложения: 1) В своих поступках человек должен ориентироваться на ….__________________

2) Человек совершает нравственный поступок, и когда…_____________________________

3) Нравственным можно назвать человека, который …________________________

Соединить 1части пословиц со 2 частями по смыслу (карточки в конвертах №1 и №2):

Не плюй в колодец// пригодится воды напиться.

Заварила кашу,// расхлебывай.

Торопись на доброе дело,// а худое само приспеет.

Чем дальше в лес,// тем больше дров.

В ком добра нет, // в том и правды мало.

На добрый привет, //добрый ответ.

Выступление групп о выполненных заданиях.

А теперь подведем итоги по проделанной вами работе. Дети по группам рассказывают о выполненных заданиях.

Вывод: только сам человек определяет для себя важность нравственного поступка и его необходимость.

Написать эссе „Легко ли совершать нравственные поступки?“(средние учащиеся);

Нарисовать абстракцию Как я представляю „нравственность “ и „безнравственность “ (слабые учащиеся);

Проведение акции „Добрый свет“ (помощь пожилым людям) – оформление в виде стенгазеты с фотографиями.

Высказывания о сегодняшнем уроке, которые надо закончить :

Сегодня я узнал… (Слайд 13)

Урок дал мне для жизни…

Источник

Нравственный поступок и его оценка

Что такое нравственный поступок. Смотреть фото Что такое нравственный поступок. Смотреть картинку Что такое нравственный поступок. Картинка про Что такое нравственный поступок. Фото Что такое нравственный поступок Что такое нравственный поступок. Смотреть фото Что такое нравственный поступок. Смотреть картинку Что такое нравственный поступок. Картинка про Что такое нравственный поступок. Фото Что такое нравственный поступок Что такое нравственный поступок. Смотреть фото Что такое нравственный поступок. Смотреть картинку Что такое нравственный поступок. Картинка про Что такое нравственный поступок. Фото Что такое нравственный поступок Что такое нравственный поступок. Смотреть фото Что такое нравственный поступок. Смотреть картинку Что такое нравственный поступок. Картинка про Что такое нравственный поступок. Фото Что такое нравственный поступок

Что такое нравственный поступок. Смотреть фото Что такое нравственный поступок. Смотреть картинку Что такое нравственный поступок. Картинка про Что такое нравственный поступок. Фото Что такое нравственный поступок

Что такое нравственный поступок. Смотреть фото Что такое нравственный поступок. Смотреть картинку Что такое нравственный поступок. Картинка про Что такое нравственный поступок. Фото Что такое нравственный поступок

Вся нравственная деятельность человека складыва­ется из его поступков, которые синтезируют в себе внешние, материально-вещественные его компоненты и внутренние, духовно-личностные, а также сами име­ют сложную структуру, элементы которой также ока­зывают воздействие на их объективную нравственную ценность. Обычно обыденное моральное сознание не затрудняется при вынесении моральной оценки того или иного поступка, однако при столкновении различ­ных оценок и необходимости их обосновать для обы­денного сознания начинаются непреодолимые труднос­ти. Неспособность морального сознания обосновать собственную моральную оценку с точки зрения ее объ­ективности и истинности вынуждает ее согласиться, что моральные оценки — это дело субъективного вку­са, симпатий и антипатий, что, безусловно, снижает их авторитет и значение в жизни человека.

Поэтому этика стремится проанализировать саму процедуру морального оценивания, выявить факторы моральной оценки, учет которых только и может спо­собствовать ее обоснованности и объективности.

Вообще человеческий поступок — это не просто физическое действие, взятое с его натурально-вещест­венной стороны, а мотивированный и совершенный со­знательно акт общественно значимого поведения. Дейст­вия могут, как известно, совершать и животные, а вот поступки — сугубо человеческая область деятельности.

Для лучшего понимания природы нравственного поступка полезно разделить все действия человека на действия-операции и действия-поступки. Первые оз­начают действия, взятые в их внешнем проявлении безотносительно к их значению, а вторые — мотиви­рованные и совершенные сознательно социально зна­чимые действия.

Их различия особенно заметны при воздержании, отказе от действия в условиях его нравственной необ­ходимости. Например, отказ в оказании помощи чело­веку, находящемуся в трудной ситуации, даже если при этом не совершены никакие действия, также явля­ется поступком, подлежащим моральной оценке.

Для моральной оценки поступка, то есть установле­ния его морального качества, не столько важна его внешняя, операционная сторона, сколько именно цен­ностно-содержательная характеристика действия. При этом оценка должна охватывать поступок в его целост­ности, единстве внешних и внутренних составляющих, учитывать условия его совершения. Иначе она толь­ко случайно может оказаться справедливой, соот­ветствующей действительной нравственной ценно­сти поступка.

Поэтому, хотя люди ежедневно оценивают свои и чужие поступки, рассчитывая на свой жизненный опыт, нравственное чувство и интуицию, необходимо пони­мать, каким образом складывается моральная оценка и от чего она зависит, чтобы быть уверенным в ее точности и верности.

Прежде всего следует выделить факторы мораль­ной оценки, в качестве которых фигурируют условия совершения поступка, его внутренняя структура и со­держание и полученный результат.

Условия совершения поступка могут быть благо­приятствующими ему, нейтральными или непреодоли­мыми. Нравственная ценность поступка будет тем выше, чем труднее препятствие и чем успешнее оно преодолевается, чем больше человек проявит воли, настойчивости, умения, чтобы выполнить веления нрав­ственного долга и совести.

Что такое нравственный поступок. Смотреть фото Что такое нравственный поступок. Смотреть картинку Что такое нравственный поступок. Картинка про Что такое нравственный поступок. Фото Что такое нравственный поступок

В предельно трудных ситуациях такая победа над обстоятельствами, зачастую угрожающими гибелью человеку, и над самим собой, ибо выполнение долга в таких условиях требует напряжения всех сил, называ­ется подвигом. И моральная оценка его будет тем выше и весомее, чем значительнее будут общественно полез­ные последствия содеянного.

Соответственно поступок, продиктованный злой волей, корыстным эгоистическим расчетом или совер­шенный бездумно, под воздействием антиобществен­ной установки, и направленный против требований морали, будет оцениваться как злодеяние, тяжесть и мрачность которого будет тем выше, чем больше упор­ства и подлости, хитрости и изворотливости будет про­явлено при его совершении и чем тяжелее и опаснее будут социальные последствия.

Однако внешние условия совершенного поступка лишь модифицируют моральную оценку, а его под­линную ценность составляют содержание, элементы структуры и результат.

Поступок складывается из его мотивации, намере­ния и цели действия, используемых для ее достиже­ния, средств и полученного результата.

Если намерение и цель действия выражают пред­ставления человека о том, что он намеревается сде­лать, развертываясь в идеальном плане в сознании и формируя образ будущего действия и его результат, то мотив является основанием действия, тем, ради чего оно замышляется.

Например, если человек едет в «горячие точки» для работы, будь то журналистская деятельность, или ока­зание гуманитарной помощи, или осуществление ми­ротворческой миссии, тоего намерением как раз и яв­ляется сама поездка и работа. Мотивом же может быть что угодно — от подчинения указаниям и приказани­ям руководства, нежелания портить с ним отношения и ставить под вопрос продвижение по службе, до стрем­ления заработать на рискованном предприятии то ли деньги, то ли известность и славу. При этом не исклю­чается и подлинно нравственный мотив — желание внести свой посильный вклад в обеспечение благопо­лучного разрешения конфликта, помочь втянутым в него сторонам, даже рискуя собственным благополучи­ем, обрести спокойствие и уверенность, найти выход из тяжелой ситуации. Очевидно, что нравственная ценность этих мотивов будет различной, что обязательно должно сказаться на оценке совершенного поступка.

Полезно также различать мотивы со стимулами. Стимул — это всякое побуждение к действию, толчок, причина его совершения, в то время как мотив являет­ся обязательно в той или иной мере осознанным по­буждением, направленным на удовлетворение какой-либо потребности и принятым личностью. Стимулы в большей мере несут в себе объективное содержание, выступают в качестве объективных причин для совер­шения действия, направляющих волю и желания че­ловека извне. Это, например, материальная заинтере­сованность в выполнении какой-либо работы, страх наказания за неисполненное, принуждение или давле­ние, оказываемое на человека с целью заставить его поступить определенным образом.

Мотив же есть всегда внутреннее, субъективно-лич­ностное побуждение к действию, которое хотя и фор­мируется под воздействием социальной среды и дру­гих объективных факторов, то есть является объек­тивным по происхождению, но всегда осознается личностью как элемент собственного сознания, причиной поступка, принятой по своей воле, то есть субъектив­ным по функционированию. Разумеется, далеко не все и не в полной мере мотивы могут быть полностью осоз­наны и вербализованы, выражены в словах, но тем не менее на уровне чувств, симпатий и антипатий, жела­ний и стремлений и наконец, в форме рационально построенных суждений человек имеет представление об относительной ценности того, что намеревается со­вершить, и психологически считает мотивы своих дей­ствий зависящими именно от своей воли.

Известно, что XX в. ознаменовался открытием боль­шой роли, которую играет в поведении человека бес­сознательное, в связи с чем мотивация поведения при­обрела сложную, многослойную структуру, где чело­век руководствуется в своем поведении мотивами, ко­торые он может высказать вслух, которые он может поведать только себе, в которых он боится признаться даже себе, и такими, которые маскируют эту боязнь даже перед самим собой. Поэтому при анализе поступ­ка могут возникать даже такие понятия, противореча­щие ранее данному определению мотива, как бессо­знательная мотивация. Таковой является неадекватное отражение собственных потребностей, обоснование и оправдание своих волевых действий, когда под­линные мотивы поступков являются актуально не­осознаваемыми, но реально сформированными в процессе сознательной жизнедеятельности человека и встроенными в структуру личности в виде ценно­стных ориентации и установок, за которые человек несет ответственность.

Таким образом, является ли побуждение к дейст­вию отчетливо осознанным мотивом поведения или же не адекватно выраженной, искаженной и замаскиро­ванной причиной поступка, оно тем не менее демон­стрирует, какой субъективный смысл имеет данное действие для человека, зависит поэтому от него, мо­жет и должно быть основанием для установления мо­ральной ценности поступка.

Возникает естественный вопрос — совпадает ли нравственная ценность мотивации, осознанного моти­ва поведения или ценностной ориентации, определяю­щей его внутренний смысл, с моральной ценностью поступка?

Ведь мотивация — это хотя и важная часть поступ­ка, но все же как бы предварительная его ступень, идеальное желание и стремление, своего рода «декла­рация о намерениях» воли, а поступок включает в себя помимо идеально сформулированной цели еще и «ма­терию», содержание, то, что собственно делает субъ­ект, какими средствами он все это делает, при каких условиях и обстоятельствах и чем все это кончается.

По поводу влияния, которое оказывают на нрав­ственную ценность поступка обстоятельства и условия его совершения, уже говорилось ранее.

Понятно, что в самом общем виде ценность поступ­ка, где мотивы и намерения соответствуют моральным требованиям и ценностям, будет тем выше, чем адек­ватнее этим целям по своим нравственным содержа­тельным характеристикам применяемые средства, и тем ниже, чем больше средства будут не соответствовать целям.

Но самым трудным является вопрос о том, чему отдавать предпочтение в оценке поступка — ценности мотивов и намерений человека или ценности получен­ного результата?

В истории философско-этической мысли эти пози­ции получили развернутое обоснование в лице целых учений и философских направлений.

Весьма последовательно суть первой позиции о при­оритете ценности мотивов при моральной оценке пос­тупка выразил Кант: «Суть дела не в поступках, кото­рые мы видим, а во внутренних принципах их, кото­рые мы не видим». Эта точка зрения исходит из того, что оценка поступка, не учитывающая его субъектив­ной причины, его основания и оправдания, принижает благородный и возвышенный характер морали, обя­зательно предполагающей наличие доброй воли и со­знание долга. Более того, такая оценка вообще делает ненужной саму моральную оценку в отличие от утилитарной, учитывающей только результативность поступка.

Да и достичь полезного результата гораздо проще, если не связывать себя моралью. Многие полезные по их результату поступки имеют совершенно различные по их моральной ценности мотивы — они могут вдохновляться жаждой славы, карьеризмом, алч­ностью, властолюбием или другими корыстными по­буждениями, — а следовательно, не могут оцени­ваться одинаково.

Вторая же позиция обращалась к реальной жизни, где результаты человеческих усилий сплошь и рядом расходятся с их намерениями, о чем даже сложили поговорку, что «благими намерениями вымощена до­рога в ад».

Как уверял Гельвеций, «общественная польза — вот принцип всех человеческих добродетелей». С его точ­ки зрения именно реальная практическая польза от полученного результата полностью определяет ценность поступка, его значение для общества и для нравствен­ности. Мотивы же могут, конечно, оказывать влияние на оценку поступка, но они сами трудноуловимы и скрыты, и судим мы о них опять же по полученным результатам.

Однако такая односторонняя ориентация только на общественно полезный результат при вынесении мо­ральной оценки оборачивается в конечном счете под­чинением морали другим способам регулирования по­ведения человека — экономической заинтересованнос­ти, политической целесообразности или формальной легальности. Сами моральные цели оказываются не­нужными и второстепенными, так как в других сфе­рах общественной жизни общественно полезные цели выражаются более четко и однозначно.

В итоге мораль вообще становится излишней и не­нужной, ибо подчиняется утилитарным целям и ин­тересам и вытесняется ими при помощи вывода о том, что для важной и полезной цели все средства хороши — «цель оправдывает средства».

На практике такая теоретическая позиция всегда приводила к забвению морали и полному торжеству аморализма.

Против односторонних крайностей, присущих этим точкам зрения и позициям, выступил Гегель, который доказывал, что мотив и результат поступка не являют­ся независимыми друг от друга сущностями, способ­ными соединяться в произвольные комбинации. Мо­тив действующего лица, по Гегелю, обязательно пре­вращается в результат, опредмечивается в нем, а ре­зультат в виде идеальной цели уже присутствует в воле морального субъекта, отвечающего за доброкачествен­ность своих намерений и мотивов.

Диалектический подход к этой проблеме развивает эту позицию и рассматривает мотив и результат как взаимопревращающиеся и влияющие друг на друга элементы единого поступка, в котором решающее зна­чение тем не менее остается за объективным общест­венным значением поступка.

Однако для того, чтобы определить эту объектив­ную общественную значимость и полезность поступка, необходимо учитывать его субъективную составляю­щую — характер мотивации, наличие доброй воли, предпринятые усилия для достижения положительно­го результата.

Ведь сама специфическая общественная полезность морали не сводится только к предметному результату поступка, а подразумевает непредметный, духовный результат — утверждение в общественном и индиви­дуальном сознании авторитета морали, воспитание у людей чувства собственного достоинства и личной от­ветственности, несовместимых с пренебрежением или равнодушием к нравственным ценностям.

Именно с учетом всех этих моментов мораль про­щает неудачу или ошибку, не позволившие человеку преодолеть стечение неблагоприятных обстоятельств, хотя им были проявлены и добрая воля, и уважение к нравственным требованиям. В то же время она не про­щает такого же результата, если он явился проявлени­ем злой воли или безответственности человека.

Поэтому же поступок, продиктованный возвышен­ными и благородными чувствами, направленный на доброе дело, заслуживает высокой моральной оценки, даже если в силу непреодолимого стечения обстоя­тельств его предметный результат оказался неутеши­тельным — например, в результате попытки спасения одного человека погибли несколько. Ведь его непред­метный результат заключается в демонстрации нрав­ственного благородства и самоотверженности, в укреп­лении авторитета морали, в воздействии этого приме­ра на души людей.

Условно можно возможные варианты сочетания мотивов и результатов поступка при его моральной оценке свести к нескольким.

Первый вариант наиболее простой, когда высокие и благородные моральные мотивы реализуются и вопло­щаются в общественно полезные результаты и мораль­ная оценка оказывается тем выше, чем больше прояв­лено силы воли, мужества, трудолюбия и целеустрем­ленности для достижения этого совпадения. Напри­мер, летчик-испытатель, рискуя жизнью, пренебрега­ет возможностью катапультироваться и спастись само­му, до конца старается отвести потерявший управле­ние самолет от населенного пункта, стремится спасти машину, чтобы легче установить и ликвидировать при­чину отказа, и это ему в конце концов удается.

Моральная оценка окажется также высокой, даже если это по не зависящим от летчика причинам не удаст­ся, при условии, что он сделал все, что мог.

Второй вариант предполагает, что высокий общест­венно полезный результат поступка, его соответствие моральным требованиям было достигнуто не вследст­вие подлинно моральных побуждений, а стимулирова­лось менее ценными или вовсе неморальными мотива­ми. Например, прыжок в холодную воду, чтобы выта­щить из тонущей машины водителя и спасти его жизнь, может стимулироваться как сознанием долга и мораль­ным требованием оказания помощи, так и соображе­нием о том, что гибнущий человек остался должен тому, кто его спасает, не одну тысячу долларов, что придает поступку корыстную окраску и снижает его мораль­ную ценность. Моральная оценка мгновенно резко взле­тит вверх при условии, что все наоборот, долг числит­ся не за тонущим, а за его спасателем.

Третий вариант предполагает, что благородные мо­ральные мотивы и возвышенные чувства вследствие неразумности или безответственности человека обора­чиваются отрицательными последствиями. На память сразу приходит хоть и не человек, но медведь с его медвежьей преданностью своему другу — человеку, на лбу которого он одним махом прихлопнул докучав­шую тому муху большим и увесистым камнем.

В этом же ряду находятся и многочисленные при­меры самоотверженной родительской любви и заботы о своих чадах, когда родители готовы потакать всяким капризам, делать все за своих детей и избавлять их от всякой серьезной ответственности за свою жизнь, что оборачивается разрушительными последствиями для личности ребенка, его неспособностью считаться с дру­гими и отвечать за себя.

И четвертый вариант рассматриваемого сочетания мотива и результата поступка предполагает их совпа­дение на негативной основе, — когда неморальный или аморальный мотив воплощается в отрицательном, об­щественно вредном или опасном результате, вследст­вие чего поступок является законченным злодейством. Например, познакомившись с человеком из корыст­ных побуждений и втершись в доверие, воспользо­ваться удобным случаем, чтобы завладеть его иму­ществом.

Практически во всех случаях налицо имеется моди­фицируемая внешними обстоятельствами оценка объ­ективированного эффекта, воплощенного, опредмеченного результата нравственного потенциала личности, ее духовного богатства и развитости.

Целью моральной оценки в конечном счете и явля­ется стимулирование духовной развитости личности, совершенствование всех составляющих ее духовного и нравственного потенциала. Нравственный потенциал личности включает в себя поэтому не только добрую волю, чувство и сознание долга, бескорыстную готов­ность ему следовать и ответственность за его верное понимание, но и личную ответственность за свое уме­ние выполнить требования морали наиболее эффек­тивным, с точки зрения морали, способом, то есть за степень соответствия духовно-нравственного и пред­метного результата.

Вследствие своей сложности и трудности нравствен­ная оценка поступка не может быть простой и одно­сложной. Верной и справедливой она будет только тог­да, когда является развернутой и обоснованной. На­пример, «это поступок не только честного и порядоч­ного человека, но и обладающего большим мужеством и силой характера», или «он поступил благородно, но его помощь оказалась бесполезной», или «своим мол­чанием имярек позволил обидеть человека, что не де­лает ему чести».

Только при этих условиях моральная оценка в на­ибольшей степени будет способствовать выполнению своего назначения — формировать нравственную куль­туру поведения человека и стимулировать справедли­вые и благородные отношения в обществе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *