Что такое нравственная чистота

Дельфис

Последнее обновление

Что такое нравственная чистота. Смотреть фото Что такое нравственная чистота. Смотреть картинку Что такое нравственная чистота. Картинка про Что такое нравственная чистота. Фото Что такое нравственная чистота

Рекомендуемые книги

Подписка на рассылки

Оставайтесь с нами

Отзывы наших читателей

Что такое нравственная чистота. Смотреть фото Что такое нравственная чистота. Смотреть картинку Что такое нравственная чистота. Картинка про Что такое нравственная чистота. Фото Что такое нравственная чистота

Что такое нравственная чистота. Смотреть фото Что такое нравственная чистота. Смотреть картинку Что такое нравственная чистота. Картинка про Что такое нравственная чистота. Фото Что такое нравственная чистота

Чистота как духовно-нравственное качество

Чистота является синонимом гармонии, есть её отражение. Это качество – показатель целостности и равновесия человеческого микрокосма, когда все его составляющие – духовное, душевное (психическое) и земное (физическое) начала упорядочены и находятся в иерархической соподчинённости. Главенство духа ведёт к тому, что остальные, более плотные оболочки, носители человеческого сознания, свободно и всё более полно отражают качества и свойства высшего начала, его волю и силу. Любые волнения, раздражения и эгоистические переживания порождают излишнее возбуждение в оболочках, которое, подобно ряби на глади озера, искажающей вышний образ неба, прерывает связь с духовным началом и погружает сознание в преходящую земную очевидность. Как следствие, духовное влияние слабеет и может стать почти неразличимым.

Что такое нравственная чистота. Смотреть фото Что такое нравственная чистота. Смотреть картинку Что такое нравственная чистота. Картинка про Что такое нравственная чистота. Фото Что такое нравственная чистота

Н.К.Рерих. Медитация. 1923 г.

Вспомним, что древние мудрецы сравнивали сознание земного человека со стеклом. Чем оно чище, тем ярче и полнее лучи Солнца проходят сквозь него. Чем затемнённее сознание невежеством и эгоизмом, тем слабее проявляется духовное начало, тем мир человека беднее и однообразнее. Так, чистота – качество, свидетельствующее о силе и крепости влияния высшего «Я», духовного сердца человека, на его сознание и поведение.

Важно понимать, что чистота появляется при перенесении человеком фокуса активности сознания из низшего, личного, «эго» в его высшее «Я». Поэтому в Учении Живой Этики перед человеком ставится важнейшая задача очищения сознания и сердца, их гармонизации, установления созвучия наших побуждений, чувств, мыслей с внутренним духовным началом и Высшим Миром.

Что такое нравственная чистота. Смотреть фото Что такое нравственная чистота. Смотреть картинку Что такое нравственная чистота. Картинка про Что такое нравственная чистота. Фото Что такое нравственная чистота

Н.К. Рерих. Белый и небесный. 1924 г.

Неизменное действие закона «подобное притягивает подобное» имеет красноречивое приложение в сфере психической энергии человека. Пока внутри микрокосма имеются элементы низших чувств и помыслов (раздражение, тщеславие, обидчивость, гордыня и т.п.), в нём открыт доступ к влиянию и проникновению подобных отрицательных энергий из окружающего пространства. Чем менее духовно развит человек, тем более он подвержен негативным изменениям извне своего настроения и самочувствия, своих мыслей и желаний. Утверждаемая чистота, глубинно преобразующая энергии микрокосма, служит основанием внутренней силы, непоколебимости, чуткому распознаванию качества приближающихся энергий.

Чистота – яркий показатель высокой восприимчивости сознания, которому доступны тонкое вдохновение, иеровдохновение, творческий экстаз, воодушевление, энтузиазм. Чистота открывает врата широкого познания, ибо лживому и корыстному сознанию не доступны знания глубинной природы человека и бытия. Таков один из законов разумного Космоса.

Только чистое сознание Высоких Духов могло в чистом, неискажённом виде приносить людям религиозные и философские Учения, нравственные наставления, видения Высших Миров, расширяя и возвышая миропонимание человечества. Однако человеческому сознанию очень сложно сохранить изначальную чистоту Учений Первоучителей. Нарастающие со временем толкования и интерпретации, отражающие процесс освоения и адаптации идей Основателя более широкими массами, часто суживают и умаляют их глубинные смыслы. Поэтому перед каждым Высоким Духом, приходящим в земной мир, стоит трудная задача очищения ранее данных Высших наставлений и заповедей жизни с тем, чтобы новый виток раскрытия единой Истины продолжил закономерную преемственность в её постижении человечеством.

Чистое сознание не ослеплено очевидностью, чувствуя и понимая сложность бытия и многоплановость жизненных ситуаций. Оно обладает мужественной готовностью познавать действительность, оценивать её соизмеримо и ответственно. Самоуспокоение «понятными» формулами и привычными установками ведёт к ограниченности и необъективности. В то время как чистота всегда направлена к магниту ясности, справедливости и истины.

Постепенное достижение чистоты ведёт к освобождению от неискренности, страха, недоверия к миру и людям. Чистое сознание максимально благожелательно настроено к жизни и способно чутко откликаться на нужды, боль, страдания и радости других существ. Потому что чистое сознание не замкнуто на своих (эгоистичных) интересах, не закрыто, не отгораживается от мира и всего нового своими привычками и предубеждениями. Такое сознание имеет чистый, широкий горизонт видения, терпимость, великодушие и устремлённость к будущему. Освобождению от предрассудков, конфликтности и вражды способствует принятие в жизни синтетичных, широко вмещающих принципов и идей, которые всегда покроют разделяющие негативные установки. Источник таких идей – чистые ценности Духа: Общее Благо, Истина, Красота, Эволюция.

Следует отметить, что чистота – также верный показатель высокого развития других нравственных качеств человека. Желая подчеркнуть их наиболее полную меру проявления, мы часто говорим: чистая любовь, чистая радость, чистое устремление, чистая совесть.

Сердце, 69. Сердце именно знает, где оно высшее или низшее, но обессиленное, затуманенное сердце само окажется на низшем уровне; тогда даже низшее покажется высшим. Чистота сердца есть самая нужная собственность. Мудрость, мужество, самоотверженность не вмещаются в затуманенном сердце. Но Руководство будет шептать деяния подвига, и такой совет не должен показаться ужасным и суровым.

Письма Е.И.Рерих. 29.04.1938. …Во всём и всегда единое мерило – общее благо или чистота побуждения, лишь чистое сердце может подсказать и правильное понимание приложения космических законов и формул Учения.

Письма Е.И.Рерих. 04–05.1940. Но имеются сознания, которые в проведении целесообразности усматривают лишь аналогию иезуитской формулы – «Цель оправдывает средства». Такие сознания ещё не усвоили и первую аксиому Учения, именно, что единым мерилом каждого помысла и действия является Общее Благо или чистота побуждения. Лишь чистое сердце может отказаться от самости и подсказать верное направление каждого действия, так же как и понять истинное качество побуждения, стоящего за тем или иным проявлением.

Письма Е.И.Рерих. 11.09.1937. Именно, несчастье современных псевдооккультистов в том, что они игнорируют все высшие свойства человеческой души, её нравственную чистоту – главное и непременное условие для всех истинных духовных достижений.

В процессе очищения сердца раскрываются в нас самые высокие сиддхи, именно способность в духе помогать ближним, исцелять духовные и телесные недуги. Человек, чистый сердцем, является целителем и охранителем часто целой округи от всяких эпидемий и даже катастроф. Легенда о том, что целый город был помилован из-за нахождения в нём одного праведника, имеет глубокое основание. Легенда эта тоже пришла к нам с Востока. В наших краях очень сильна вера в благодетельное воздействие излучений чистого человека. Так, если вблизи какой-либо деревни поселится уважаемый садху, то не только нравы жителей улучшатся, но и вся окрестность будет защищена от всяких бедствий, до землетрясений включительно. Чистое сердце – панацея от всего и для всех.

Письма Е.И.Рерих. 23.08.1934. Напряжём все наши силы, чтобы чистотою мышления создать себе непроницаемую броню. Удары тёмных по нашей ауре неизбежны, но при сильной защитной сети эти удары легко отражаются, не причиняя вреда. Нельзя ни на минуту допускать сомнение и уклонение от этого фокуса Света. Преданность и чистота побуждений – наш единственный якорь в хаосе разбушевавшихся стихий.

Письма Е.И.Рерих. 14.06.1934. Главное достижение – в очищении и расширении сознания, всё остальное приложится.

Письма Е.И.Рерих. 08.11.1934. Самый верный, самый естественный путь есть развитие сердца и очищение сознания.

Община, 27. Чистая мысль, напитанная красотою, указывает путь к истине.

Мир Огненный, ч. 3, 576. Чистые сердца увидят Высшее. Только нужно помнить, что чистота принятых понятий зависит от свободной воли. Люди начинают чистую жизнь как в доме, так и в сердце по своему решению. Так руководитель не может заставить вычистить сердце, если к тому нет желания. Лучшая чистка Огнём.

Надземное, 854. Кто-то думает, что Мы даём нравственные поучения, но они забывают, что Мы даём основание Огненной Йоге. При естественном развитии её необходима нравственная основа жизни. Только чистое сердце может не испепелиться огненной связью с Высшими Силами.

Сердце, 70. Не следует мечтать о магических формулах, чтобы привлечь Руководство, оно близко, и магнит чистого сердца очистит путь. Самое значительное приобретение будет этот магнит, привлекающий и открывающий. Истинно, радостно побыть с чистым сердцем!

Иерархия, 79. Уже знаете, как время напряжено, и скажите содрогнувшимся, что когда Владыка живёт в сердце, то волос не упадёт с головы и каждому назначен дворец и тела и духа. Но храните сердце чистым, чтобы Мне можно было войти туда и окружить вас доспехом. Помните, если взятое вы отдали в духе Владыке, то Он воздаст вам в сто крат. Так положите мысль вашу ко Владыке и дайте Владыке войти в сердце ваше. Иначе без Владыки тесно будет в пустом сердце и, как горох в бараньем пузыре, задребезжит злоба в пустом сердце. Наполните сердце Владыкою так, чтоб врагу не протесниться. Мир вам!

Мир Огненный, ч. 2, 48. Для Великого Общения нужно чистое сердце. Ничто нечистое не получит Общения, потому символ Вождя должен быть знаком чистоты сердца.

Мир Огненный, ч. 3, 138. Предстояние перед Владыкой может выражаться лишь сердцем. Ничто внешнее не заменит наполнение сердца Владыкою. Даже малые проблески сознания показывают, как ничто не сравнимо с огнём духа и чистым побуждением.

Надземное, 4. Не следует думать, что соблюдение внешних форм уже даст полные следствия. Самое главное остаётся в глубине сознания. Нечистый служитель не может произвести чистое действие. Самый утверждённый ритуал не освободит служителя от нечистого мышления. Так многие ошибаются, полагая, что внешние ритуалы покроют и внутреннюю мерзость.

Сердце, 596. Чистое мышление, постоянство, доброжелательство приводят в действие сердечную энергию. Нужно твёрдо помнить об единственном пути спасения через сердце.

Сердце, 211. Кто же и что же, кроме сердца, оправдает или осудит помыслы? Чистота сердца явлена огнём. Сколько раз нужно повторять это жизненное применение огня, но всё же ни дома, ни в школе не говорят об огне-очистителе.

Сердце, 255. Высоким явлением огня будет огонь сердца, значит, этот огонь будет наилучшим очистителем и охранителем.

Листы Сада Мории/Зов, 12.02.1922. Явлю вам утешение: чистые идеи не умирают, но цветут, хотя бы все морозы угрожали льдами.

Община, 106. Когда семья не умеет, то пусть школа научит чистоте во всём быте. Грязь – не от бедности, но от невежества. Чистота в жизни есть преддверие чистоты сердца. Кто же не хочет, чтоб народ был чистым?

Знаки Агни Йоги, 264. Благословенному приписывают следующее. Однажды Он навестил правителя Раджагрихи. Правитель обратил внимание на чистоту своего приёмного покоя. Но Благословенный сказал: «Покажи лучше чистоту опочивальни, умывальни и очага.

Приёмный покой осквернён многими недостойными, но там, где творится сознание твоё, там пусть будет чисто».

Мир Огненный, ч. 3, 450. Спрашивают о причинах заражаемости, о свойствах крови и семени, но совершенно забывают, что в основании этих явлений лежит психическая энергия. Она предохраняет от заражения, она находится в качестве секреций. Состояние радости и восторга есть лучшая профилактика. Кто знает восторг духа, тот уже очистился от многих опасностей. Даже обычные врачи знают, как изменчиво состояние крови и секреций. Но мало кто связывает это с духовным состоянием.

Аум, 57. Молитва есть очиститель. Не следует понимать это определение отвлечённо. Духовное здоровье есть главная основа здоровья тела. Именно молитва как реальная связь с Высшим Источником будет лучшим очистителем организма от всех заболеваний. Заражение появляется, когда тело даёт вход явленным посланцам зла. Каждое тело предрасположено ко многим заболеваниям, но духовная крепость не даёт развития таким восстаниям. Когда же дух может правильно питаться высшими энергиями, он предохранит и тело от опасностей.

Надземное, 413. Человечество страдает от раздражения слизистых оболочек и от злокачественных опухолей, эти бедствия принимают размер эпидемий. Множество соображений высказывается, но среди них упускают из виду, что такие эпидемии происходят от пространственных воздействий.
Явление санитарии нужно Земле. Нужно очистить слои заражённые, но сделать это может лишь сам человек. Если каждый житель земной подумает о состоянии своей психической энергии и опасётся ухудшить его, то уже может начаться оздоровление. Самые опасные эпидемии натолкнутся на незримые противодействия, и начать такую защиту можно в каждодневной обыденности.

Мыслитель просил: «Не допустите злобу, она есть источник болезней».
Мир Огненный, ч. 3, 367. Силы духа могут вывести человечество из тупика, если человечество очистит своё мышление. Каждый великий принцип является тем началом, который возносит дух. Искание высших принципов есть первое задание.

Аум, 269. Каждый, желающий исследовать психическую энергию, должен, прежде всего, заняться испытанием своей психической энергии. При различных опытах можно заметить, как действует своя энергия. Каждая энергия имеет особые свойства.

Чем тоньше энергия, тем и качества её будут неразличимее на грубое зрение. Так, нужно, прежде всего, установить прочно основное качество, которое будет пробным камнем. Таким качеством будет чистота мыслей при желании принести самоотверженную пользу. Лучи подвига будут лучшими светочами при изучении психической энергии.

Листы Сада Мории/Озарение, 3-III-10. Я радуюсь видеть, как молнии прозрений народного блага сверкают среди мыслей ваших. Нужно бросать в пространство эти мысли. Если бы каждый день уделять полчаса будущему!

Что же чище омоет дух, нежели мысли о благе других? Что же лучше закалит броню твёрдости, нежели желание других провести к Свету?

Аум, 374. Нет противоречия, что энергия может быть направлена к добру и ко злу. Та же самая сила может служить к созиданию и к разрушению. Лишь высокое мышление и чистота сердца могут ручаться за доброе использование мощи. Каждый должен помнить, что ему доверено служить преуспеянию мира.

Беспредельность, ч.2, 569. Как представляется понятие мира в человеческом сознании? Основы ложны и являются утверждением своенравного направления. Когда Владыка сказал, что несёт земле не мир, но меч, то никто не понял великую Истину. Очищение духа огнём есть этот меч! Разве можно явить очищение, не разя? Разве можно очистить устремление без уничтожения сора? Разве можно явить достижение без устремления духа? Только меч, разящий самость, приобщает дух к высшему миру. Почивающий на ложном мире строит, истинно, самоуничтожение. Так веление Владыки о мече даёт образ очищения.

Беспредельность, ч.2, 615. Как мощно творит дух Агни Йога! Сколько устремлений утверждено Носителем чистого огня! Сколько пробуждено новых возможностей! Каждая чистая мысль творит в пространстве как явленную светлую полосу. Как очищающий огонь, сожигает чистая мысль Агни Йога. В эту полосу притягиваются различные космические лучи. Так пространство имеет свои радужные полосы. Так чистый огонь Агни Йога творит.

Беспредельность, ч.2, 614. …Дух, понимающий ответственность за мышление, напряжёт сферы чистым огнём. Чем напряжённее, тем чище.

1 Рерих Е.И. Письма. Т. 7. М.: МЦР, 2007. С. 67.

2 Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР, 2003. С. 238

Источник

Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых Отцов и подвижников Церкви — Г. И. Шиманский

От издательства

Кни­га “Хри­сти­ан­ская доб­ро­де­тель цело­муд­рия и чисто­ты” – состав­ная часть боль­шо­го тру­да Г. И. Шиман­ско­го (“Уче­ние свя­тых Отцов и подвиж­ни­ков Церк­ви о глав­ных стра­стях и борь­бе с ними, и о глав­ней­ших хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лях: люб­ви, сми­ре­нии, кро­то­сти, тер­пе­нии, воз­дер­жа­нии и цело­муд­рии”), над кото­рым автор рабо­тал, веро­ят­но, в тече­ние дол­го­го вре­ме­ни, до кон­ца сво­ей жизни.

В тех слу­ча­ях, когда ука­за­ние на пер­во­ис­точ­ник в руко­пи­си отсут­ству­ет и когда этот источ­ник не уда­лось выявить, цита­та при­во­дит­ся без точ­ной отсыл­ки. В круг­лых скоб­ках в тек­сте цитат дают­ся автор­ские пояс­не­ния и дополнения.

Предисловие

Рас­про­стра­не­ние в наши дни поро­ков пло­то­уго­дия и «раз­лив чув­ствен­но­сти». Хри­сти­а­ни­ну над­ле­жит духов­но бодр­ство­вать, что­бы сохра­нить себя в чисто­те и целомудрии.

В Посла­нии к хри­сти­а­нам горо­да Ефе­са апо­стол Павел писал: знай­те, что ника­кой блуд­ник, или нечи­стый (раз­врат­ный), или любо­с­тя­жа­тель, кото­рый есть идо­ло­слу­жи­тель, не име­ет насле­дия в Цар­стве Хри­ста и Бога ( Еф.5:5 ). В пер­вые вре­ме­на хри­сти­ане жили сре­ди языч­ни­ков, кото­рые весь­ма снис­хо­ди­тель­но отно­си­лись к делам блуд­ным, не счи­та­ли, как и теперь не счи­та­ют, гре­хом плот­скую нечи­сто­ту, блуд, коры­сто­лю­бие, пло­то­уго­дие, а все­го-навсе­го – «удо­вле­тво­ре­ни­ем зако­нов чело­ве­че­ской природы».

Раз­вра­тив­ших­ся людей Апо­стол назы­вал сына­ми про­тив­ле­ния ( Кол.3:5 ), кото­рых невоз­мож­но убе­дить в том, что жить нечи­сто – пагуб­но. Им что ни гово­ри – не верят. Не верят и Само­му Богу, ни во что свя­тое не верят и про­ти­вят­ся, упор­ные неверы.

Часть 1. Целомудрие как общеобязательная христианская добродетель

1. В чем состоит целомудрие

Зна­че­ние сло­ва «цело­муд­рие» по Свя­щен­но­му Писа­нию. Поня­тие о цело­муд­рии как о чисто­те души и тела от плот­ских гре­хов и как о непо­роч­но­сти – все­объ­ем­лю­щем назва­нии всех добродетелей.

В свя­зи с при­ве­ден­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми цело­муд­рия (в узком и широ­ком смыс­ле) у свя­тых Отцов нахо­дим ука­за­ния на неко­то­рые внут­рен­ние и внеш­ние при­зна­ки целомудрия.

«Цело­муд­рие, – гово­рит свя­щен­но­му­че­ник Кипри­ан, епи­скоп Кар­фа­ген­ский, – состо­ит не в одной толь­ко непо­роч­но­сти тела, но и в скром­но­сти и бла­го­при­стой­но­сти оде­я­ния», в скром­ном убран­стве волос и др. 36

2. Нравственная чистота

Чисто­та цело­муд­рия как доб­ро­де­тель, про­ти­во­по­лож­ная плот­ским стра­стям и раз­вра­ту. В чем про­яв­ля­ет­ся нрав­ствен­ная чисто­та тела и души.

3. Значение чистоты целомудрия

Связь чисто­ты и свя­то­сти по Апо­сто­лу. Пло­ды чисто­ты, награ­да за нее. Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин о чисто­те целомудрия.

При­ят­ность («сла­дость») чисто­ты цело­муд­рия нель­зя сло­ва­ми объ­яс­нить тому, кто не удо­сто­ил­ся достичь высо­ты сей доб­ро­де­те­ли. Див­ное дело Божие! Чело­век пло­тя­ный, нахо­дясь во пло­ти, отвер­га­ет плот­ские стра­сти и при вели­ком раз­но­об­ра­зии жиз­нен­ных обсто­я­тельств, вра­же­ских напа­де­ний и соблаз­нов пре­бы­ва­ет непо­ко­ле­би­мым в чисто­те силою Божи­ею. Кто достиг­нет это­го состо­я­ния доб­ро­де­те­ли, по осо­бой бла­го­да­ти, сам изум­ля­ясь, с искрен­ним рас­по­ло­же­ни­ем серд­ца будет взы­вать: чуд­на дела Твоя, и душа моя зна­ет зело ( Пс.138:14 ).

Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин в похва­ле чисто­те цело­муд­рия гово­рит: «Чисто­та гну­ша­ет­ся рос­ко­шью, негою, изыс­кан­ным убран­ством одежд. Чисто­та – нена­вист­ни­ца доро­гих яств, бега­ю­щая пьян­ства. Чисто­та – узда для очей, она изво­дит все тело из тьмы в свет. Чисто­та пора­бо­ща­ет плоть, про­ни­ка­ет взо­ром в небес­ное. Чисто­та – родо­на­чаль­ни­ца люб­ви и ангель­ско­го жития. У чисто­ты чисто серд­це, гор­тань сла­дост­на и лицо свет­ло. Чисто­та – дар Божий, испол­нен­ный доб­ро­ты, нази­да­ния и веде­ния. Чисто­та раду­ет серд­це, при­об­рет­шее ее, и окры­ля­ет душу к небес­но­му. Чисто­та порож­да­ет духов­ную радость и умерщ­вля­ет печаль. Чисто­та умерщ­вля­ет стра­сти и про­из­во­дит бес­стра­стие. Чисто­та про­све­ща­ет пра­вед­ных, омра­ча­ет диа­во­ла, течет к поче­сти выш­не­го зва­ния Божия во Хри­сте Иису­се ( Флп.3:14 ). Чисто­та отго­ня­ет уны­ние, вну­ша­ет тер­пе­ние. Чисто­та – лег­кое бре­мя, не тону­щее на водах, и веч­ное богат­ство, скры­тое в душе хри­сто­лю­би­во­го чело­ве­ка, кото­рое вла­де­ю­ще­го им оты­щет и во вре­мя нуж­ды. Чисто­та – пре­крас­ное име­ние, кото­ро­го зве­ри не опу­сто­ша­ют и огонь не под­жи­га­ет. Чисто­та – духов­ная колес­ни­ца, кото­рая вла­де­ю­ще­го ею воз­во­дит на высоту.

Источник

Что такое Нравственность?

Что такое нравственная чистота. Смотреть фото Что такое нравственная чистота. Смотреть картинку Что такое нравственная чистота. Картинка про Что такое нравственная чистота. Фото Что такое нравственная чистота

Нравственность — это общее название самых лучших положительных качеств личности и способность личности следовать этим правилам поведения по отношению к себе и другим членам общества. Это Долг, Честь и Совесть в одном объединяющем, положительном качестве личности

Нравственность – это глубокий внутренний моральный кодекс для Сильной личности. Нравственность – это всегда поступки и поведение с позиции сил Добра. И оценку своим поступкам с точки зрения совести и добра, самоанализ также возлагается на самого человека.

Что такое Высшая нравственность

Высшая нравственность – способность личности, достигнуть Совершенства в таких качествах личности, как способность прощать, чистота, отсутствие зависти и алчности, самоотречение, правдивость, мягкость, скромность и другие положительные качества.

Законы нравственности и справедливости очень хорошо описывает Эзотерика. Конечным этапом закона перевоплощения человека, является то, что душа, развив в себе все вышеперечисленные качества и добродетели, приближается к Совершенству и несет Свет и Добро во Вселенную.
Законы Нравственности одинаковы во всей Вселенной и задача человека и основной смысл его жизни это достигнуть Высшей нравственности. То есть научиться удовлетворять не свои чувства, а чувства Абсолютной Истины.
Жизнь – это урок нравственности. Смысл жизни – пройти её уроки, личностно вырасти, воспитать в себе достоинства, максимально приблизиться по своим качествам к Создателю, и поднять свою нравственность на небывалую высоту.

Что такое нравственная чистота

Нравственность и особенность России и русского человека

Особенностью русского человека, его характера, заключается в том что для коренного русского человека нравственный образ важнее материального. Чистота и Нравственность всегда были и есть основа Православия. Православная вера заключает в себе правила самой высокой нравственности.

Отсюда идут наши Великие победы на полях сражений, и сила Русского человека. Способность к Самоотверженности как к поступку Высшей доблести, всегда была образцом гордости нашего общества.

Современное состояние Нравственности

В нашем современном обществе и мире Эгоизма, Корысти, безнравственности очень часто приходится вступать в борьбу с материальным Злом.
Нравственность и Материальный Интерес встречаются в нашем обществе повсеместно и к сожалению борьбу выигрывает Эго человека. В девяти случаях из десяти современный человек, отягощенный материальным стремлением, предпочитает поступать Безнравственно. Какая любовь? Какая семья?

При помощи нравственного чувства человек отличает хорошее от плохого и решает, как ему поступить. Каковы же результаты Демократического выбора?
Это борьба, очень похожая на борьбу двух стихий, когда Зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… демократии побеждают светлые Силы добра — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Порожденный прогрессом и развитием технологий, материальный эгоцентризм, погибнет от собственных рук прогресса! Другого не дано! Или полное исчезновение человечества от собственного материального Эго, либо гибель от моральной деградации в виде полного уничтожения от ядерной войны.

Не секрет, что самая крепкая любовь это любовь на уровне подсознания. Глубокая вера в партнера и нравственность это основа семьи. Когда человек уважает твои нравственные принципы, это дорогого стоит. Любовь для размножения за деньги, быстро приходит к насыщению и пресыщению. Совсем другое дело, когда любовь достигла нравственного единения супругов.
Счастье, длительное состояние счастья может состояться только когда, объеденяющая сила Любви имеет общие Нравственные принципы и чистоту.

Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья.
Иммануил Кант

Источник

О Совести

Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

Во всех европейских языках (латинский conscientia, французск. conscience, итальянск. coscienza, англ. conscience, немец. Gewissen) слово Совесть образовано из корня, обозначающего знание (вед).

Явление Совести свойственно только человеку: только человек обладает стремлением к совершенствованию и к истине, т. е. занимает как бы срединное положение между истиной и ложью, добром и злом; посему в мистических сочинениях Совесть приписывается «только человеку, а не ангелам и не черту».

Совестливость, как одно из важнейших нравственных качеств личности.

Нравственная чистота – величайшая ценность, дающая человеку право быть гордым и считать себя порядочным человеком. Нравственная чистота означает, что человек в любых ситуациях и обстоятельствах остается верным требованиям этической морали, никогда не отступает от них. Механизм регулирования нравственного поведения связан также с такими понятиями, как долг и совесть, честь и достоинство, справедливость и добро.

Совесть – категория этики, которая обозначает чувство моральной ответственности человека за свое поведение перед самим собой и его внутреннюю моральную потребность поступать в соответствии со своими убеждениями о нравственном.

Совесть – это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение перед самим собой и внутренняя потребность поступать справедливо.

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, перед обществом.

Голос совести – это преобразованный голос общественных требований к человеку, которые стали для него требованиями собственными. Совесть побуждает человека к одним действиям и предостерегает от других. В сознании совести объединены рациональный и эмоциональный компоненты. Они включают в себя, с одной стороны, понимание ответственности за свое поведение, а с другой – моральное удовлетворение (или страдания), выражающиеся в чувстве радости, гордости (или же стыда и раскаяния) за совершенные поступки. В совести своеобразно отражается ответственность человека перед самим собой, близкими, коллективом, обществом, человечеством. Голос совести является внутренним судьей человека, сознанием его правоты и удовлетворения (или же неправоты и досады, вины и стыда). Совесть может превратиться в самонаказание человека, в стыд, “в своего рода гнев, только обращенный вовнутрь” (К.Маркс), Моральные страдания, которые причиняют поступки, совершенные вопреки совести, бывают сильны. Они не только наказания за совершенную вину, но и предостережение на будущее.

Если у человека совесть не развита, его нельзя назвать свободным; он не может управлять собой сам, а окружающие управляют им с помощью кнута и пряника. Когда же совесть у человека вполне развита, только она управляет человеком, отвращая его от других поступков. Одни древний мудрец сказал: “Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести”.

Надо сказать, что угрызения совести терзают человека только тогда, когда он совершил некий обдуманный поступок. Если человека спровоцировали на заведомо вредное для него и окружающих действие, им овладевает раскаяние. Когда он совершает нечто дурное неумышленно и необдуманно, его охватывает горе. Совесть развивается, если человек анализирует свои поступки и чувства, соотносит свои поступки с тем, что должно, делает правильные выводы и не повторяет совершенных однажды ошибок. Узнает человек, что должно и что не должно делать, не только на практике, но и из книг.

Однажды Аристотеля спросили: “Какая тебе польза от философии?”

Он ответил: “Благодаря ей я по своей воле делаю то, что другие делают из страха перед законами”.

Естественно, что уровень развития совести у разных людей различен, и не каждого человека она побуждает к благородным поступкам. Так, есть люди, которые идут на “сделку с совестью”, оправдывая себя разными обстоятельствами: “Указано сверху”, “Мы люди маленькие” и т.п. Такие люди спокойно пройдут мимо безобразий (“Не нам наводить порядок”), не вступятся за обиженного (“На это есть милиция”), не станут защищать справедливость и даже могут стать соучастниками не благовидных дел.

Развитие у ребенка совести – основа морального воспитания детей в семье. Забота о становлении и укреплении совести будущего гражданина – гражданский долг родителей перед обществом.

Совесть не дается ребенку от рождения в готовом виде. Ребенок наивен и беззлобен, и его помыслы чисты, но, не зная еще моральных норм и не умея их применять для регуляции своего поведения, ребенок сам по себе не обладает совестью. Поэтому и не надо начинать формирование совести с того, чтобы “совестить” ребенка. К сожалению, в обыденном сознании многих взрослых людей закрепилось однобокое понимание “совести”: совесть – то, что не дает человеку покоя после проступка, совесть проявляет себя в “угрызениях”. Взрослым кажется естественным сводить всю работу совести к чувству вины. Но при этом не учитывается особенность детской психики. Детская психика более приспособлена для позитивных, чем для негативных, впечатлений и переживаний. Поэтому совесть, которая только обличает и порицает, превращается во внутреннего прокурора, против самой воли ребенка начинает рассматриваться им как нечто неприятное, нежелательное: естественная жизнерадостность ребенка, оптимизм приводит к тому, что голос совести – прокурора затихает, заглушается в хоре других внутренних голосов. Важно вовремя объяснить ребенку (что не рано сделать уже в 4-5 лет), что совесть может не только ругать, но и хвалить за благородные, великодушные поступки, что совесть – справедливый судья, которого не надо бояться, но с которым надо почаще советоваться.

Маленький Сережа очень расстраивался, когда его называли бессовестным, если он провинится. Он плакал и твердил: “Я не бессовестный!”

Другие слова его как то не трогали. Почему слово “бессовестный” было таким обидным, он не мог понять и объяснить. Что такое “совесть” он не знал и не мог его себе представить. Хотя часто слышал это слово от взрослых. В автобусе даже как-то прочитал: “Совесть – лучший контролер”. А помог ему в этом разобраться рассказ А.П.Гайдара “Совесть”.

По дороге ей встретился мальчик с букварем в руке. Нина хотела над ним подшутить, назвав его прогульщиком. Но мальчик так удивленно посмотрел на Нину своими добрыми, доверчивыми глазами и сказал, что его испугала большая собака. Нина пошла провожать мальчика; оставив свои книги и завтрак в роще, потому что поднять их перед малышом ей было стыдно. Собака тем временем вышмыгнула из-за кустов и съела завтрак. Нина вернулась и заплакала. “Нет! Не жалко ей было завтрака. но слишком хорошо пели птицы свои веселые песни над ее головой. И очень тяжело было на сердце, которое грызло беспощадная совесть”.

Для понимания уместно задать следующие вопросы:

– Почему Нина решила не идти в школу?

– Почему Нина прошла в рощу украдкой?

– Как Нина решила подшутить над мальчиком.

– Почему Нина, провожая мальчика, не взяла с собой книги и завтрак?

– Почему, вернувшись в рощу, девочка заплакала?

Можно продолжить разговор о совести, анализируя пословицу: “Есть совесть – есть и стыд; а стыда нет – и совести нет.

В 3–4 классах можно провести беседу “Когда мы так говорим”, используя следующие афоризмы:

Люди с чистой совестью.
Совесть нечиста.
Со спокойной совестью.
Угрызения совести.
Поступать по совести.
Свобода совести.
Этот поступок лежит на его совести.
На совесть делать.
Для очистки совести.
По совести говоря или по совести.
Надо и совесть знать (иметь).
По совести сказать.
И как только у него совести хватило.
Как вам не стыдно.
Совестливый человек.
Без зазрения совести.
Не за страх, а за совесть.
Человек без стыда и совести.
И как вам не совестно.

Совесть предполагает преодоление наивного, инфантильного эгоцентризма, умение увидеть себя адресатом собственных поступков – радоваться от собственных добрых дел и страдать от недобрых

Совестливый человек – поступающий по совести, стыдящийся поступать несправедливо – счастливый человек.

1. Чернокозова В.Н., Чернокозов И.И. Беседы на морально-этические темы. Киев. 1984 г.

2. Горецкий В.Г. Книга для чтения. 1 класс. Москва. 1990 г.

3. Гребенников И. В., Ковинько А.В. Семейное воспитание. Москва. 1990 г.

4. Я познаю мир. Психология. Детская энциклопедия. Москва, 2000 г.

5. Ожигов С.И. Словарь русского языка. Москва. 1987 г.

6. Татьянченко Н.Ф. Фразеологический словарь русского языка. Москва. 2000 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *