Что такое нормальное поведение
Что является нормой поведения человека в обществе
Нормы поведения человека в обществе — общие понятия
Социальными нормами являются паттерны поведения, принятые за правила, образцы и стандарты деятельности. Подобные паттерны созданы для обеспечения упорядоченности, устойчивости и стабильности социальных контактов — как отдельных личностей, так и групп друг с другом и с окружающей действительностью.
Нормы поведения — это требования, которые предъявляет общество человеку, предписывая определенную линию действий, наиболее приемлемую в тот или иной момент. Совокупность норм поведения представляет собой единую систему, которая может отличаться от общества к обществу, а также меняться со временем и развитием общества.
Наглядно это демонстрируют различия в общепринятом поведении в современном обществе и в обществе несколькими веками ранее. Нормы поведения, которые считаются нормальными в одном обществе, могут быть вызвать осуждение в другом. Ими же будут руководствоваться и родители при воспитании детей.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Социальное поведение и его нормы связаны с тем, какими ролевыми функциями наделяет человека общество, а также конкретная социальная группа и его статус в ней. От этого зависит, какие действия ожидаются от человека, а также формирование его стереотипов.
Норма поведения может считаться таковой, только если соблюдены следующие критерии:
Какие бывают виды, совокупность правил
Правила проведения можно разделить на две основные группы. В категорию групповых привычек будут входить нормы небольших групп, которые действуют исключительно там. Например, в семьях, командах, учебных заведениях.
Общие правила распространяются на большие группы — общества или социальные группы. Туда входят манеры поведения, обычаи, традиции и этикет. Общие правила будут разными для разных обществ, народов и социальных групп. Например, у народов будут разные традиции, а людей разных возрастных категорий — разные манеры поведения.
Существует несколько классификаций социальных норм поведения.
По способу регулирования нормы подразделяются на официальные и неофициальные. Формальные закреплены юридически, в отличие от неофициальных.
По степени обязательности выполнения нормы разделяются на запрещающие, побудительные, рекомендательные и повелительные. Исполнение запрещающих норм заключается в отсутствии какой-либо запрещенной деятельности. Побудительные нормы побуждают к совершению каких-либо действий. Рекомендательные — к исполнению желательны, но не обязательны. Повелительные нормы обязательны к исполнению.
По масштабу нормы поведения могут быть межличностными, внутригрупповыми, национальными и общечеловеческими. Межличностные регулируют отношения двух людей, а внутригрупповые затрагивают социальную группу. Национальные рассчитаны на народ или нацию, а общечеловеческие регулируют поведения человека в общем.
По сфере действия различают следующие нормы поведения:
Базовые правила этикета
При знакомстве принято представлять:
В таких случаях руку для рукопожатия первый подает человек, которому представили незнакомца. Исключение составляют ситуации между руководителем и подчиненным. Независимо от пола и возраста руководителя, он протягивает руку первым. Во всех случаях при протягивании руки для рукопожатия необходимо встать, а мужчинам — снять перчатку.
Нет необходимости заставлять человека с занятыми руками совершать рукопожатие. Если очевидно, что это доставит трудности, лучше обойтись кивком или улыбкой. Также не стоит пожимать руку во время курения, рекомендуется выкинуть сигарету. Не стоит пожимать руки в туалетной комнате.
Целовать руку даме уместно, только если она замужем, а люди находятся в помещении в неформальной обстановке. В противном случае, особенно на деловых встречах, подобное неуместно.
На приветствие распространяются те же правила, что и на представление — мужчины первые приветствуют женщин, а младшие по положению или возрасту — старших. Но, входя в помещение, человек должен поздороваться первым, независимо от положения и возраста.
При встрече супружеских пар женщины здороваются первыми, потом мужчины приветствуют их, и только после этого друг друга.
Стоит поздороваться с человеком, если это сделал ваш партнер, даже если вы лично с человеком не знакомы.
Придерживать дверь для идущего следом необходимо во всех случаях.
Используемые модели поведения
Человеку свойственно свершать ряд одних и тех же действий на регулярной основе. Например, выходить на пробежку по вечерам или начинать день со стакана воды.
Моделью поведения будет также называться использование конкретных слов, жестов и интонаций для того, чтобы понравиться человеку или произвести нужное впечатление. Такие модели поведения будут называться повседневными.
Кроме неофициальных, то есть повседневных моделей поведения, существуют и официальные, которые используют при формальном общении. В деловой сфере существует множество моделей поведения, так как в таких ситуациях люди вступают в общение в определенных статусах, а также преследуют определенные цели. Модели поведения также могут иметь агрессивный и оборонительный характер.
Формы аномального поведения в обществе
Аномальное поведение в обществе носит название девиантного. Это поведение личности, которое отклоняется от общепризнанных социальных норм. Девиантные действия несут за собой риск применения формальных и неформальных санкций, таких как наказание, лечение или изоляция.
С точки зрения социологии, аномальное поведение определяется как социальное явление, представляющее угрозу физическому или социальному выживанию человека в общественной среде. Такое поведение также является нарушением процесса усвоения и воспроизведения ценностей и норм общества, к которому относится человек.
Если говорить о подходе психологии, то девиантное поведение обозначается как отклонение от нравственных и социально-психологических норм, которое выражается как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, нарушения общественно принятых норм, или как ущерб, нанесенный общественному благополучию, окружающим и себе.
СОДЕРЖАНИЕ
Измерение
Статистическая нормальность
Социология
Дюркгейм
Например, преступление следует считать нормальным, поскольку оно существует в любом обществе в любой период времени. Существует двоякая версия нормальности; поведение, считающееся нормальным на социальном уровне, все же может считаться патологическим на индивидуальном уровне. На индивидуальном уровне люди, нарушающие социальные нормы, такие как преступники, будут привлекать к наказанию других членов общества.
Социальные нормы
Вместо использования описательных норм более эффективный маркетинг социальных норм может использовать предписывающие нормы, которые вместо описания наиболее распространенного поведения указывают на то, что одобряется или не одобряется обществом. Когда люди узнают о запретительной норме, только крайности изменят их поведение (уменьшив потребление алкоголя), без эффекта бумеранга, вызванного недостаточным увлечением алкоголем.
Поскольку нормальность меняется во времени и в окружающей среде, среднее значение и стандартное отклонение полезны только для описания нормальности в той среде, из которой они получены.
Сексуальное поведение
Регулирование
Эффекты маркировки
Внутриличностная нормальность
Большинство определений нормальности рассматривают межличностную нормальность, сравнение между поведением многих разных людей, чтобы отличить нормальность от ненормальности. Внутриличностная нормальность смотрит на то, что является нормальным поведением для одного конкретного человека (постоянство внутри человека), и, как ожидается, будет варьироваться от человека к человеку. Математическая модель нормальности все еще может использоваться для внутриличностной нормальности, взяв образец множества различных проявлений поведения у одного человека с течением времени.
Людям удобнее всего вести себя в соответствии с их личными привычными нормами. Когда что-то идет не так, люди с большей вероятностью приписывают отрицательный результат любому ненормальному поведению, которое привело к происшествию. После автомобильной аварии люди могут сказать: «Если бы я только не ушел с работы раньше», обвиняя в аварии свои действия, которые не были нормальными. Это контрфактическое мышление, в частности, связывает ненормальное поведение с отрицательными результатами.
Поведенческая нормальность
Нейрональная и синаптическая нормальность
Плотность дендритов животных значительно увеличивается в течение часов бодрствования, несмотря на внутренние механизмы нормализации, описанные выше. Скорость роста синаптической плотности не поддерживается кумулятивным образом. Без состояния обрезки соотношение сигнал / шум механизма ЦНС не могло бы работать с максимальной эффективностью, а обучение было бы пагубным для выживания животных. Механизмы нейрональной и синаптической нормализации должны работать так, чтобы петли положительной ассоциации обратной связи не становились безудержными при постоянной обработке новой информации об окружающей среде.
Некоторые исследователи предполагают, что циклы медленных колебаний ( nREM ) сна животных представляют собой важную фазу «повторной нормализации». Ренормализация происходит из-за коркового ритма головного мозга большой амплитуды в диапазоне низких дельта (0,5–2 Гц ), синаптически уменьшая масштабы ассоциаций из состояния обучения в бодрствовании. Только самые сильные ассоциации выживают после обрезки на этом этапе. Это позволяет сохранить важную информацию, кодирующую предыдущий день, но также позволяет большему корковому пространству и распределению энергии продолжать эффективное обучение впоследствии после эпизода сна с медленными колебаниями.
Кроме того, организмы обычно имеют нормальный биологический путь развития по мере того, как центральная нервная система стареет и / или учится. Отклонения от нормального развития вида часто приводят к нарушению поведения или смерти этого организма.
Клиническая нормальность
Нормальность как относительное понятие неразрывно связана с контекстными элементами. В результате классификация клинических расстройств сталкивается с особыми проблемами при дискретной диагностике «нормальной» конституции от истинных расстройств. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM) является психиатрическая профессия «s официальная классификация руководство по психическим расстройствам с момента его первой опубликованной версии (DSM-I) по Американской психологической ассоциации в 1952 году.
DSM-II
Доказательства неоднозначности классификации были подчеркнуты экспериментом Розенхана 1972 года. Этот эксперимент продемонстрировал, что методология психиатрической диагностики не может эффективно отличить нормальное психическое состояние от нарушенного. DSM-II пометил «чрезмерную» поведенческую и эмоциональную реакцию как показатель ненормального психического благополучия для диагностики некоторых конкретных расстройств. «Избыточность» реакции предполагала альтернативное нормальное поведение, которое должно было включать в оценку ситуационный фактор. Например, год сильного горя из-за смерти супруга может быть нормальным подходящим ответом. Иметь сильное горе в течение двадцати лет было бы признаком психического расстройства. Кроме того, сильное горе из-за потери носка также не будет считаться нормальной реакцией и указывать на психическое расстройство. Учет пропорциональности стимулам был сильной стороной психиатрической диагностики для DSM-II.
Другой характеристикой систематизации DSM-II было то, что гомосексуализм классифицировался как психическое расстройство. Таким образом, гомосексуальность с психиатрической точки зрения был определен как патологическое отклонение от «нормального» полового развития. Позже гомосексуальность был заменен в 7-м издании DSM-II, вместо этого он был классифицирован как «нарушение сексуальной ориентации». Намерение состояло в том, чтобы иметь ярлык, который относился бы только к тем гомосексуалистам, которых беспокоила их сексуальная ориентация. Таким образом, гомосексуальность не будет рассматриваться как атипичное заболевание. гомосексуальность можно было бы классифицировать как психическое заболевание только в том случае, если бы это было неприятно. Однако в DMS-II прямо не говорилось, что любой гомосексуальность является нормальным явлением. Эта стигма сохранялась в DSM-III до тех пор, пока в 1987 году она не была полностью преобразована из классификаций DSM.
DSM-III
DSM-III была лучшей попыткой кредитного психиатрии как научная дисциплина от позора в результате DSM-II. Снижение психодинамической этиологии DSM-II полностью переросло в этиологию редукции симптомов. Таким образом, DSM-III представлял собой конкретный набор определений психических заболеваний и сущностей, более подходящих для диагностической психиатрии, но в которых пропорциональность ответа была включена в качестве фактора классификации. Результатом было то, что все симптомы, будь то нормальная пропорциональная реакция или несоответствующие патологические тенденции, можно было рассматривать как потенциальные признаки психического заболевания.
DSM-IV
Критика диагностики
С момента появления DSM-III все последующие редакции DSM включали систему диагностики патологий на основе тяжелых симптомов. Хотя предпринимались некоторые попытки включить факторы окружающей среды в психическую и поведенческую диагностику, многие практикующие врачи и ученые считают, что самые последние DSM используются не по назначению. Систематическая ошибка симптомов делает диагностику быстрой и легкой, позволяя практикующим врачам увеличивать число своих клиентов, потому что симптомы легче классифицировать и бороться с ними, чем иметь дело с историями жизни или событий, которые вызвали то, что может быть временным и нормальным психическим состоянием в ответ на окружающую среду пациента. обстоятельства. Простое в использовании руководство не только увеличило предполагаемую потребность в дополнительной помощи в области психического здоровья, стимулируя финансирование психиатрических учреждений, но также оказало глобальное влияние на маркетинговые стратегии. Во многих коммерческих рекламных объявлениях фармацевтической продукции перечисляются такие симптомы, как усталость, депрессия или беспокойство. Однако такие симптомы не обязательно являются ненормальными и являются подходящей реакцией на такие события, как потеря любимого человека. Цели такой рекламы в таких случаях не нуждаются в лекарствах и могут естественным образом преодолеть свое горе, но с такой рекламной стратегией фармацевтические компании могут значительно расширить свой маркетинг.
«Да ты ненормальный!» Существуют ли нормальные люди и что такое норма
«Да он ненормальный», «это норма», «нормальные люди так себя не ведут» — распространенные выражения, которые мы часто слышим как в реальной жизни, так и в онлайн-дискуссиях. Но что такое норма?
Подробно раскрыть эту тему мы решили после публикации материалов об однополой паре и о трансгендерном юноше. Очень многие комментаторы в соцсетях называют героев этих текстов «ненормальными», «не такими» (притом так выражаются даже те, кто их поддерживает). Иолина Грибкова поговорила со специалистами, которые по роду деятельности знают, что можно назвать «нормой» и существует ли она вообще.
Социолог: «Норма формируется культурой и политикой»
Что такое социальная норма?
Дарья Александрова
социолог, окончила МГУ имени М.В. Ломоносова, эксперт по исследованиям
— Социальная норма — это общепринятый стандарт поведения, позволяющий иметь упорядоченность в обществе. Примеры социальных норм — традиции, обычаи, нормы права и морали. Если человек поступает в определенных ситуациях некоторым образом и общество не считает это некорректным, значит, это нормальное поведение.
Поведение с отклонениями называется девиантным, и чаще всего оно негативное. Но может быть и позитивным — скажем, герои-спасатели тоже делают нечто такое, чего от них никто не ожидает. Если, проходя мимо горящей машины, мы не полезем в нее вытаскивать пассажиров, общество не осудит нас за это, ведь неспециалист рискует стать еще одной жертвой. Нормальным будет вызвать МЧС, но самим в машину не лезть.
Если бы никто и никогда не отклонялся от нормы, то у нас бы не было гениальных литературных произведений и прочего. Все, кто проявляет тем или иным образом свои физические и интеллектуальные способности, они, по сути, ненормальные. Быть выдающимся писателем или нобелевским лауреатом — ненормально.
Как формируется норма, кто ее создает?
— Что считается и не считается нормой — это вопрос прежде всего культуры и политики. Немного утрируя — если какое-либо действие повторяется много раз, общество формирует относительно данного действия определенное мнение, сознательно давая ему оценку. Если вводится какой-то закон, не считающий что-то нормальным и ограничивающий это явление, то постепенно общество все больше и больше будет усваивать через школы, вузы, медиа то, что это ненормально.
Значение имеет и передача норм из поколения в поколение. Например, кто-то много лет назад начал есть ножом и вилкой или перестал забрасывать женщин камнями за измену. Это прижилось и продолжает существовать.
Психологическая теория говорит, что люди разными не рождаются, а становятся — благодаря сочетанию различных типов воспитания и свойств характера.
А в социальной науке есть теория стигматизации — согласно ей, девиация определяется не поведением человека, а общественной оценкой этого поведения (негативной или позитивной).
К примеру, сейчас иметь детей вне брака считается относительной нормой, это уже не осуждается обществом так сильно, как, скажем, 50 лет назад. Прогресс — это меняющееся отношение общества.
Зачем человеку нужно понятие «нормы» и как он использует его в обществе?
— Без понятия нормы мы не сможем организованно существовать. Это как с властью — она существует не только потому, что кто-то когда-то захотел иметь больше привилегий, но и потому что без нее было бы сложно жить. Если нет главного — того, кто несет ответственность, то ничего не будет происходить структурированно.
Если у нас не будет нормы, которая бы говорила людям, что плохо, а что хорошо, общество просто не будет знать, что ему делать и как относиться к чужому поведению. Это приведет к хаосу.
Скажем, человек на улице бьет пожилую женщину. Если бы это было нормой, вы бы просто прошли мимо. Но поскольку мы знаем, что это плохо, противоправно и так делать нельзя, мы подойдем и вступимся за бабушку. Это помогает нам понимать, что мы живем в стабильном окружении и находимся в безопасности. Нормы упрощают жизнь, так как людям очень сложно принимать решения. Разновидностью социальной нормы являются не только законы, традиции и обычаи, но и этикет, и даже мода.
Но норма неоднородна. Есть статистическая норма, то есть абсолютное большинство чего-либо. Например, мы знаем, что наибольший процент населения закончил хотя бы девять классов. Из этого следует, что иметь школьное образование — нормально.
Когда мы обращаемся к культуре и социальной среде, то появляются общественные отношения и ситуационная норма. Например, в Москве к однополой паре, встреченной на улице, большинство отнесется нормально. Если та же самая ситуация произойдет в маленькой сибирской деревне, то реакция будет другой. Даже если узнавать реакцию людей одного возраста, социальной группы и всего прочего.
Когда мы говорим о том, что люди страдают от того, что что-то не считается нормой, здесь уже речь идет о моральной норме, поднимается вопрос этики. Если взять, например, ЛГБТ-сообщество, то это статистически маленькая группа. При этом современная наука ясно и четко говорит, что поведение таких людей не является аморальным.
Норма очень относительна. К примеру, если человек растет в расистском сообществе и ведет себя соответствующим образом, то с точки зрения ситуационной нормы все правильно, а вот с точки зрения морали — нет.
Психолог: «Нормальный человек — это тот, кто себя уважает»
Елена Стешенко
Человек нормальный — он существует? Что такое психологическая норма?
— Я как специалист не делю людей на нормальных и ненормальных по каким бы то ни было проявлениям. Для меня каждый индивидуален с тем багажом, который у него есть, каждый интересен и важен как личность.
Ко мне приходят люди самых разных возрастов, все они очень разные. Нормален ли ребенок, который любит решать математические примеры? А тот, кому нравится на ходу придумывать сказки.
То же самое со взрослыми. У человека есть бизнес, он структурирован, высокофункционален. Это норма? Со стороны — да. При этом мы не знаем, как он себя чувствует и ощущает наедине с собой, складываются ли у него отношения в семье, есть ли у него семья вообще.
Или творческий человек, скажем, художник: ему присуща эмоциональная мобильность, он экспрессивен и выражает это в творчестве. Это тоже норма. Важно внутреннее ощущение себя. Насколько нам комфортно с собой.
Вероятно, определение нормы можно сформулировать так: когда человеку комфортно жить, полноценно и всесторонне ощущая себя, а взаимодействие с социумом не вызывает много непереносимых эмоций.
Есть понятие здорового самосознания — уверенность в том, что чувства, желания, потребности — составная часть твоего «я». Это когда человек спокойно и естественно воспринимает свои желания и эмоции, может выражать их, чувствует внутреннюю опору. Когда ее не надо искать в ком-то другом.
Еще один важный фактор — уважение к самому себе. Когда человек может позволить себе не только радоваться, быть счастливым, но и грустить — и при этом не чувствовать вину за это, не бояться кого-то задеть проявлениями своих эмоций.
Все перечисленное я считаю близким к норме.
Можно ли говорить об абсолютном психическом здоровье?
— Никто из нас не развивается без травм, и это нормально. Они просто разной степени тяжести и по-разному влияют на жизнь. Появление на свет — это уже травма, как и отнятие от груди, как и первый поход в детский сад, а потом в школу.
Важно понимать, что все эти травмы — толчок для дальнейшего развития, без них невозможен переход на новый уровень. Каждая из травм накладывает определенный отпечаток, и в итоге становится составляющей индивидуальности.
Поэтому я не знаю, что такое абсолютное психическое здоровье. При этом не отношу к нездоровым тех, у кого есть какие-то особенности. У каждого свой путь, и это ценно.
Но ведь общество может считать кого-то ненормальным, разве не так?
— Общество состоит из совершенно разных людей, у каждого из которых свое мнение. Мы не можем быть абсолютно свободны.
Если у человека есть ощущение самодостаточности, то он понимает, что мнение другого не делает его хуже. Он видит ценность в своей личности, в своем пути. Но если вам кажется, что весь мир против вас, и вам от этого ощущения плохо, это знак того, что внутренней опоры нет. Невозможно быть абсолютно свободным от общества, но оно не обязательно должно нас разрушать. Мнение других — это лишь повод для анализа, повод для обращения к специалистам, чтобы разобраться, в чем проблема, избежать депрессий и других проявлений «голоса души».
Мы не можем изменить наше детство, эвакуировать те травмы, которые были, но мы можем сделать его более понятным, посмотреть со стороны и вынести переосмысленный опыт. Из детской тюрьмы можно вырваться и перестать быть бессознательными жертвами прошлого. Это важно, потому что тогда мы берем ответственность за свою судьбу, узнаем свою историю и можем обратить ее на пользу себе.
Послесловие
Эта статья открывает цикл из четырех текстов, в которых Юга.ру разбирают базовые понятия, важные для современного человека и общения в социуме. Второй по счету мы опубликуем статью о понятиях «пол» и «гендер», темой третьего материала станет сексуальная ориентация и ее разновидности, а завершит наш цикл исследование ксенофобии — процессов, в ходе которых представление о «других» становится основой для нетерпимости. Находить материалы цикла по мере их публикации можно по тегу «базовые понятия».
Что такое нормальное поведение
В современных обществах не существует четко закрепленных границ между людьми (как это было в Древней Индии). По этой причине считается, что мораль и нормы поведения должны быть одинаковы для всех людей.
Отклонения от этого правила, конечно, всеми замечаются и признаются, но считаются чем-то нежелательным, чего можно было бы избежать, будь люди лучше. На самом деле нормы и правила поведения людей, действующих в разных сферах деятельности, должны различаться, или люди не смогут вести себя адекватно. Более того, эти нормы еще и не вполне совместимы друг с другом.
Нормы распространяются на все стороны поведения (например, существуют нормы сотрудничества, но есть и нормы ведения конфликта).
Определение нормального поведения
Разумеется, такое определение может быть слишком широким: в любом конкретном обществе существует множество обязанностей и запретов, образовавшихся в силу достаточно случайных обстоятельств. Но все необходимые нормы, имеющие место в любом обществе, одинаковы, поскольку одинаково мотивированы. Совокупность подобных норм составляет то, что иногда называют «естественным правом».
Следует отметить, что нормы поведения не обязательно согласуются между собой. Часто бывает так, что поведение, не нарушающее общественных отношений в одной сфере (и в этом смысле нормальное), нарушает их в другой сфере. Противоречия между нормами поведения можно назвать общественными противоречиями. Судя по всему, они (в той или иной мере) имели место во всех известных нам обществах.
* Не следует при этом смешивать ценностные суждения (типа вышеприведенного) с этическими (которые будут подробно рассмотрены ниже).
Ценности
Ценностью мы будем называть единство норм поведения, принятых в некоторой сфере деятельности. Или, по-другому: ценность есть то, чему не может противоречить ни одна из норм данной сферы.
Это не значит, что ценности являются чем-то непостижимым. Напротив, все они могут быть описаны рациональным образом, что и будет сделано ниже.
Отступление: индивидуализм и коллективизм
Здесь под «коллективизмом» понимается не столько привязанность к обществу других людей, сколько тот факт, что в некоторых ситуациях человек вообще принимает во внимание других людей, ставит свое поведение в зависимость от их поведения. Это поведение может быть нравственно осуждаемым, но оно продолжает оставаться коллективистским, пока оно ориентировано на других людей.
С другой стороны, коллективист может быть куда более неудобным и неприятным человеком. Существуют многие разновидности «дурного коллективизма», чему примером может стать любая коммунальная квартира. Но когда мы видим, что человек делает что-то только потому, что другим людям (или другому человеку) это будет приятно (или неприятно), мы сталкиваемся с коллективистским поведением. Индивидуалист во всех случаях сочтет это бессмыслицей, поскольку ему действительно нет дела до других.
Основные ценности
Сфера коммунальных отношений: справедливость
Идея справедливости не эквивалентна идее «равенства» в смысле «одинаковости». «Одинаковость», безусловно, удовлетворяет критерию симметрии, но является ее простейшим случаем, чем-то вроде «тривиального решения» в математике, к тому же оно нереализуемо и нежелательно для самих людей, даже остающихся в рамках чисто коммуниальных отношений. При более внимательном рассмотрении самой идеи справедливости она принимает формулировку «каждому свое» * и сводится к той мысли, что все отношения в обществе должны иметь свою обратную сторону, действие должно быть равно противодействию, и т.д. и т.п. Разумеется, отношения собственности и власти воспринимаются с этой точки зрения как нечто несправедливое само по себе (и как источник всяческих несправедливостей), и совершенно правильно, поскольку эти отношения по сути своей несимметричны.
Ситуацию, в которой отношения между людьми в большинстве случаев справедливы, можно называть по-разному, но обратную ситуацию в большинстве случаев называют неравенством (хотя это не очень точное слово).
Сфера собственности: польза
В сфере собственности тоже существуют свои нормы отношений, и, соответственно, своя ценность. Ее можно назвать идеей пользы. Если коммунальные отношения должны быть справедливы, то отношения собственности должны быть полезны для тех, кто в них вступает (прежде всего для собственника).
Итак, идея пользы состоит в том, что отношения собственности должны способствовать приумножению объектов собственности (как материальных, так и любых других), а не порче или уничтожению их.
Своеобразным вариантом такой ценности, как польза, является добро. Добро можно определить как «пользу для другого». «Сделать добро» значит «сделать что-то полезное для другого человека», «дать ему что-то» или «сделать что-то за него». (Кстати, само слово «добро» во многих языках первоначально имело значение «имущество», что сохранилось в русской бытовой речи до сих пор). Впрочем, слово «добро» имеет и некоторые дополнительные значения, которые будут рассмотрены ниже.
Следует заметить, что идея пользы не только асимметрична, но и асинхронна. Она предполагает сравнение двух разных моментов времени (прошлого и настоящего, или настоящего и будущего). «Сделать что-то хорошее» всегда значит «сделать лучше, чем было «.
Нормы поведения возникают, когда пустые понятия пользы и справедливости начинают чем-то наполняться. Общественная (но бессодержательная) идея справедливости и индивидуальная (но опять-таки бессодержательная) идея пользы должны превратиться в свод представлений о том, что чего стоит (справедливость) и что вообще имеет стоимость (польза). Эти представления меняются от общества к обществу и являются в значительной мере исторически обусловленными.
Общество, в котором большинство отношений между людьми полезны, обычно считает себя процветающим (или хотя бы стремящимся к процветанию). В противоположной ситуации отношения между людьми становятся разрушительными, или истощающими общество в целом.
* Если это не вполне так, это не вполне его собственность (что может легко ощутить всякий, берущий вещь напрокат).
Властная сфера: превосходство
Более того, простейшие формы пользы и справедливости просто отрицают друг друга. Нет ничего более справедливого (и менее полезного), чем большое кладбище. Но предельное пожелание добра («пусть все будет, как ты хочешь»), если бы оно осуществилось, привело бы к крайней несправедливости (в конце концов, Нерон и Калигула именно «делали что хотели», и не следует думать, что другие на их месте не захотели бы чего-то подобного).
Тем не менее существует ценность, некоторым образом сводящая вместе пользу и справедливость. Интересно, что она не похожа ни на ту, ни на другую. Это идея превосходства, доминирующая в сфере властных отношений.
Несовместимость справедливости и превосходства всегда волновала людей, пытающихся прийти к какой-то непротиворечивой жизненной позиции. При более-менее последовательном рассмотрении вопроса каждый раз получалось, что желание превосходства нелепо и бессмысленно, если мерять это желание критериями пользы или справедливости. На этом месте возникали целые философские системы и научные теории, сочинялись гипотезы об «инстинкте власти», о «воле к власти», якобы врожденной для человека и вообще для всех живых существ. Лев Гумилев в своих книгах называл то же самое явление «пассионарностью» и определял его как нечто противоположное «здоровым инстинктам» человека, в том числе и инстинкту выживания. Задолго до этого Ницше различал «волю к жизни», основанную на инстинкте самосохранения, и «волю к власти», которая (и только она одна!) может подвигать на действия против этого инстинкта.
* Кстати, это «лучше», как правило, не похоже на «лучше» с точки зрения пользы. Очень часто оно выглядит как «хуже». Для того, чтобы добиться превосходства над другими, люди пускаются в такие предприятия, на которые ни за что бы не согласились, желай они себе пользы (и только ее). Жизнь человека, стремящегося к превосходству, тяжела, и чем большего он достиг, тем, как правило, тяжелее эта жизнь.
Замечание. Добро как проявление превосходства
Одной из традиционных проблем, связанных с человеческим поведением, является «проблема благотворительности». Легко объяснить прагматическими причинами склонность человека к причинению вреда ближнему (просто во многих ситуациях это приносит пользу тому, кто это делает: отнять хлеб у голодного, чтобы съесть его самому). Труднее объяснить не столь уж редкие случаи прямо противоположного поведения (отдать свой хлеб голодному), особенно если благодарности ждать не приходится.
Сфера культуры: свобода
Наконец, есть и нечто противоположное идее превосходства. Это идея свободы, возникающая в сфере культуры. Она возникает из соответствующего поведения людей и сводится к идее независимости от отношений участия, собственности и особенно власти.
Пятая ценность: жизнь
Общественные отношения возможны только в том случае, если существуют люди, вступающие в них. Поэтому само существование участников общественных отношений тоже можно определить как особую ценность.
Другие ценности
Других ценностей, связанных с поведением людей в обществе, не существует. Разумеется, такие понятия, как истина, красота, и т.п., тоже можно называть ценностями, поскольку они являются нормативными объектами. Но это не социальные ценности; они не могут рассматриваться все вместе.
Отступление: происхождение ценностей
Отношения между ценностями
Все пять ценностей пытаются реализоваться в одном обществе. На практике между ними всегда есть трения, поскольку достичь реализации всех ценностей сразу обычно бывает затруднительно.
Существуют и много других, гораздо более сложных и изощренных вариантов решения тех же проблем. Это касается как общества в целом, так и его частей, вплоть до любого (сколь угодно маленького) устойчивого объединения людей. В любом коллективе, в любой организации, вообще везде и всюду людям приходится как-то решать все те же самые проблемы.
Иерархия ценностей
Одним из самых простых и широко распространенных способов упорядочить ценности является установление их иерархии. Это значит, что какие-то ценности считаются «более важными», нежели другие. Как правило, в результате выстраивается своего рода шкала, где какая-нибудь одна ценность выходит на первое место, далее следует другая, и так далее. Соответственно, какие-то сферы деятельности начинают считаться более важными, чем другие.
Кроме того, существенно расстояние между признаваемыми ценностями. Оно не является постоянным: по мере усиления или ослабления значимости разных сфер поведения оно меняется, как расстояние между лошадьми на ипподроме. Бывает, что два «общественных идеала» идут, так сказать, корпус к корпусу, а иногда один так сильно обгоняет все остальные, что на фоне его успеха различия между ними кажутся малозначительными. В этом отношении история возвышения буржуазной этики (то есть навязывания ее всему обществу как образца) весьма примечательна. Например, в «героический период» первоначального накопления второй главной ценностью после богатства было превосходство. Когда время акул капитализма и концентрации капитала прошло и наступила пора «общества потребления», на второе место в иерархическом списке выдвинулись сфера коммунальных отношений.
*** Всего можно выделить сто двадцать возможных вариантов иерархии ценностей. Трудно сказать, все ли они реализуемы. Подобрать исторические примеры для многих вариантов, скорее всего, возможно.
Нормы отношений внутри сфер деятельности
Внутри сфер деятельности (то есть между людьми, ведущими себя одинаковым образом) существуют какие-то нормы отношений. Как правило, они гораздо более устойчивы и определенны, нежели между людьми, чьи основные интересы находятся в различных сферах деятельности.
Нормы отношений включают в себя нормы сотрудничества и нормы конфликта. В любой сфере деятельности всегда случается и то, и другое. Более того, нормы конфликта, как правило, более четко определены, поскольку конфликтов всегда больше.
Конфликтное поведение
Четыре вида ущерба, который может быть причинен человеку в соответствующих сферах деятельности, таковы. Во-первых, человека можно лишить его собственности, или права самостоятельно заниматься какими-то делами. Все это можно выразить словом «отнять».
Во-вторых, человека можно лишить возможности участвовать в какой-то совместной деятельности, то есть быть членом некоторого коллектива или общности. Это можно выразить словом «изолировать», или, проще, «выгнать».
Конфликт в сфере собственности
Очевидно, что в сфере отношений собственности основной причиной конфликта является намерение отнять. Это связано с тем, что «естественные» конфликты в этой сфере безличны, это конфликты интересов, а не людей. Наиболее приемлемым видом конфликта в сфере собственности («нормальным положением дел») считается конкуренция.
Конфликт в сфере коммунальных отношений
Если в сфере собственности имеются конфликты интересов, а не людей, то в сфере коммунальных отношений люди могут мешать друг другу, ставить подножки и хватать за ноги, и это считается нормальным. Если продолжить спортивные сравнения, то это напоминает уже не бег, а борьбу.
Конфликты в сфере коммунальных отношений, таким образом, приводят к тому, что люди мешают друг другу делать определенные вещи.
Конфликт в сфере власти
Правила ведения конфликта в сфере властных отношений являются, как всегда, чем-то вроде суммы первого и второго правил. В этой сфере поведения нормальным способом ведения конфликта можно считать демонстрацию своего превосходства: сделать то, чего не делают другие. Вполне допустимым считается делать и то, чего тот же самый человек не дает делать другим.
Для конфликтов в этой сфере характерно, что в них имеет место как конкуренция, так и создание помех для чужой деятельности.
Интересно, что те же самые люди, истово ратующие за справедливость в своей среде и не терпящие выделяющихся, внутренне убеждены, что руководители и вообще «власть» должна состоять из выдающихся личностей, круг полномочий которых должен быть очень велик (вплоть до диктаторских), и здесь чувство справедливости почему-то молчит. В голове такого человека возникает смутный образ общества, состоящего из народа, у которого ничего нет, кроме товарищества и хороших отношений, и когорты вождей, у которых нет ничего, кроме власти.
За этим скрывается интуитивное представление об обществе, в котором есть только две сферы, а именно , сферы властных и коммунальных отношений, при отсутствии отношений собственности, а также людей, свободных от общества, например, интеллектуалов. В современной социологической литературе подобный набор представлений называют «проявлением авторитарного сознания». На самом деле это вполне нормальный способ восприятия общества, хотя и слишком радикальный и неполный. Трудно доказать, что подобное общество должно быть обязательно «хуже» (или «лучше») другого столь же радикального и неполного варианта, согласно которому в обществе должны остаться только собственники и интеллектуалы, а все остальное должно ужаться до минимума или исчезнуть.
Конфликт в сфере культуры
* Несмотря на то, что непослушание- вещь, казалось бы, чисто отрицательная, оно может быть выражено в явной форме, демонстративно. Например, все соблюдают нормы вежливости относительно какого-то человека, но кто-то не здоровается с ним и не подает руки. Такое поведение выглядит весьма красноречиво.