Что такое норма расхода топливно энергетических ресурсов
Нормирование расхода топливно-энергетических ресурсов
3 Нормирование расхода топливно-энергетических ресурсов
Норма расхода ТЭР позволяет:
- планировать потребность ТЭР на производство определенного количества продукции; анализировать работу предприятия и его подразделений путем сопоставления норм и фактических удельных расходов ТЭР; определять удельную энергоемкость данного вида продукции; сравнивать энергоемкость одноименного продукта производимого разными способами.
Нормированию подлежат все расходы топлива, тепловой и электрической энергии на основные и вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды (отопление, вентиляцию, освещение, водоснабжение и др.), включая потери в сетях.
В основе составления норм расхода ТЭР лежит анализ энергетических балансов промышленных предприятий.
В нормы расхода топлива, тепловой и электрической энергии не должны включаться затраты этих ресурсов, вызванные отступлением от принятой технологии, режимов работы, несоблюдением требований к качеству сырья и материалов, и другие нерациональные затраты.
В нормативной документации на изделия, потребляющие одновременно различные виды топлива/энергии или топлива и энергии, должны устанавливаться показатели экономичности энергопотребления:
- по каждому виду топлива отдельно; по всем видам топлива в сумму в пересчете на условное топливо; по каждому виду энергии отдельно; по всем видам энергии в сумме в пересчете к одному виду единиц измерения.
Размерность норм ТЭР должна соответствовать единицам измерения, принятым при планировании и учете топлива, тепловой и электрической энергии, объемов производства продукции (работы), а также обеспечивать практическую возможность контроля за выполнением норм. Единицы нормирования: котельно-печное и моторное топливо — в килограммах, граммах условного топлива; тепловой энергии — в гигакалориях, тысячах килокалорий; электрической энергии — в киловатт-часах.
Нормируемый ресурс — условное топливо — имеет теплотворную способность 29,3 ГДж/т (7000 ккал/кг).
Для пересчета к одному виду топлива и (или) энергии используются энергетические эквиваленты.
Энергетические эквиваленты — коэффициенты, численно характеризующие первичную энергоемкость энергоресурсов (таблица 2).
Следует различать и правильно использовать теоретические и реальные эквиваленты энергоресурсов. Теоретические эквиваленты установлены для обратимых процессов, не учитывают качественных различий между видами энергии и являются чисто физическими константами. Реальные эквиваленты энергоресурсов складываются в определенных условиях функционирования конкретного оборудования в технологических процессах и сопровождаются необратимыми потерями энергии. Поэтому в производственной деятельности, при плановых расчетах особое значение имеют реальные эквиваленты.
Эквивалент для перевода в
тепловую энергию, ккал
тепловую энергию, ГДж
условное топливо, кг
Тепловая энергия, ккал
Тепловая энергия, ГДж
Классификация норм расхода ТЭР. Нормы расхода топлива, тепловой, электрической и механической энергии различаются по следующим основным признакам:
- по степени агрегации — на индивидуальные и групповые; по составу расходов — на технологические и общепроизводственные; по периоду действия — на годовые, квартальные и месячные.
Рисунок 8- Классификация норм расхода ТЭР по степени агрегации и по составу расходов
Примерный состав технологической и общепроизводственной норм расхода ТЭР представлен на рисунке 9.
Основными методами разработки норм расхода ТЭР являются:
Расчетно-статистический и расчетно-аналитический методы применяются для разработки как индивидуальных, так и групповых норм расхода ТЭР.
Опытный (приборный, приборно-расчетный) метод применяется для определения только индивидуальных норм расхода ТЭР.
Расчет норм расхода ТЭР.
Индивидуальная норма расхода ТЭР определяется по соотношению
(10)
где еj, т — статьи расхода и количество статей расхода, по которым рассчитывается норма.
Если одна из статей расхода намного превосходит остальные, целесообразно представить Ни в виде
(11)
Групповая норма расхода ТЭР определяется по соотношению
(12)
?i; =Vi/V — удельный вес i-й составляющей в общем объеме производства продукции, k — количество технологических групп.
Технологическая цеховая норма расхода ТЭР определяется по соотношению
(13)
Технологическая заводская (отраслевая) норма расхода ТЭР определяется по соотношению
(14)
где п — количество цехов предприятия (предприятий), выпускающих продукцию; Vi — объем производства i-го продукта на предприятии.
Общепроизводственная цеховая норма расхода ТЭР определяется по соотношению
(15)
Если цех производит продукцию одного вида (одного качества), то kj, i= 1. В этом случае общепроизводственная цеховая норма расхода ТЭР определяется по соотношению
Анализ соотношения суммарных энергетических затрат на производство продукта в цехе и энергетических затрат на технологический процесс проводится по соотношению
Nт = (Ет /(Ет+Ев)) 100% (17)
Общепроизводственная заводская (отраслевая) норма расхода ТЭР определяется по соотношению
(18)
п — количество цехов предприятия (предприятий), выпускающих одноименную продукцию.
Вспомогательные критерии энергетической эффективности. Для проведения режима энергосбережения и анализа энергоиспользования наряду с нормами расхода ТЭР должны применяться следующие показатели, характеризующие эффективность использования ТЭР на предприятии или в отрасли:
- удельная энергоемкость продукции (работ, услуг), обеспеченность прироста потребности в ТЭР за счет их экономии, энергопроизводительность.
4 Классификация энергосберегающих мероприятий по виду и составу экономического эффекта
Классификация организационно-технических мероприятий по экономии ТЭР. К основным классификационным признакам ОТМ по экономии ТЭР можно отнести (рисунок 10):
- снижение потребления энергии; замещение используемых энергоресурсов иными источниками энергии; повышение коэффициента использования ТЭР.
Вместе с тем при определении энергетической и соответственно экономической эффективности проводимых организационно-технических мероприятий следует учитывать ряд факторов, которые могут приводить к увеличению потребления ТЭР, но при этом как совершенствовать саму технологию, так и повышать качество конечной продукции. К факторам, повышающим удельный расход ТЭР, можно прежде всего отнести охрану окружающей среды, повышение безопасности и надежности технологического оборудования, а также повышение (расширение) потребительских качеств продукции.
По виду и составу получаемого экономического эффекта все ОТМ можно разделить следующим образом.
1 Мероприятия в системе энергоснабжения, не влияющие на производственный процесс. Экономический эффект при реализации данного типа мероприятий может достигаться за счет сокращения энергетических потерь и издержек производства, передачи и распределения энергии на ТЭЦ и в котельных, в компрессорных и холодильных станциях и т. п.; в тепловых, электрических и других энергетических сетях; в трансформаторах, центральных бойлерных и т. п.
3 Мероприятия в системе энергопользования, не влияющие на технологический процесс. К этим мероприятиям относятся все работы во вспомогательных системах обеспечения основного технологического процесса (например, отопление, вентиляция, горячее водоснабжение, освещение), а также во вспомогательных цехах и службах, если они непосредственно не влияют на основной технологический процесс. Экономический эффект в этом случае достигается за счет экономии энергии во вспомогательном производстве, сокращения эксплуатационных расходов в основном и вспомогательном производстве.
4 Мероприятия в системе энергопользования, влияющие на технологический процесс. В системе энергопользования таких работ большинство, так как энергопотребляющие агрегаты прямо встроены в технологический процесс. Экономический эффект в этом случае достигается за счет экономии энергии и сокращения эксплуатационных расходов в основном производстве.
5 Мероприятия, повышающие надежность работы энергоустановок. Они могут осуществляться как в системе энергоснабжения, так и в системе энергопользования. Экономический эффект в данном случае определяется по предотвращенному (или сниженному) ущербу от некачественного энергоснабжения (например, от перерывов в энергоснабжении, отклонения параметров энергии от заданных и т. п.).
Расчет эффекта от реализации ОТМ. Экономия энергоресурсов от внедрения ОТМ в производстве конкретного продукта, в котором отсутствуют структурные группы, равна
, (24)
Экономия ТЭР от внедрения конкретного j-го мероприятия может быть найдена специальным расчетом или по формуле
, (25)
При наличии структурных групп экономия ТЭР от внедрения ОТМ в производство продукта
, (26)
Экономия ТЭР от изменения объемов производства в i-й структурной группе (Эс)i; равна
, (27)
Приказ Минэнерго России от 29.10.2021 N 1169 «Об утверждении Порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.11.2021 N 65788)
МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 октября 2021 г. N 1169
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
СОСТАВЛЕНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ БАЛАНСОВ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1667; 2021, N 24, ст. 4202), пунктом 10 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4159) и пунктом 1 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2577; 2019, N 5, ст. 391), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
2. Признать утратившими силу:
приказ Минэнерго России от 14 декабря 2011 г. N 600 «Об утверждении Порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2012 г., регистрационный N 23101);
приказ Минэнерго России от 19 ноября 2015 г. N 870 «О внесении изменения в Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, утвержденный приказом Минэнерго России от 14 декабря 2011 г. N 600» (зарегистрирован Минюстом России 15 декабря 2015 г., регистрационный N 40100).
Утвержден
приказом Минэнерго России
от 29.10.2021 г. N 1169
ПОРЯДОК
СОСТАВЛЕНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ БАЛАНСОВ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
1. Настоящий Порядок определяет правила составления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований фактических и прогнозных топливно-энергетических балансов соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
3. Балансы составляются по рекомендуемому образцу, приведенному в приложении N 1 к настоящему Порядку, объединяющему данные однопродуктовых балансов и отражающему указанные данные в единых энергетических единицах.
Однопродуктовый баланс составляется в форме таблицы по рекомендуемому образцу, приведенному в приложении N 2 к настоящему Порядку. Графа «Прогнозный год» указанной таблицы используется при составлении прогнозного однопродуктового баланса.
Прогнозные однопродуктовые балансы разрабатываются с учетом межтопливной конкуренции, сценарных условий по ценам на ТЭР в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) и вероятности замещения одних видов ТЭР другими видами ТЭР.
При переходе на использование природного газа потребителями других видов ТЭР объемы потребления ТЭР таких потребителей исключаются из соответствующих виду замещенных ТЭР однопродуктовых прогнозных балансов.
5. Баланс состоит из девяти групп данных об отдельных видах ТЭР, которые формируются на основе однопродуктовых балансов.
6. В столбец баланса «Уголь», предусмотренного приложением N 1 к настоящему Порядку, включаются данные об угле, о сланцах, об угольном концентрате, о коксе металлургическом, о коксике и коксовой мелочи, о продуктах переработки угля, об отходящих газах, в том числе газе горючем искусственном доменном и газе горючем искусственном коксовом.
7. В столбец баланса «Сырая нефть», предусмотренного приложением N 1 к настоящему Порядку, включаются данные о нефти, в том числе о газовом конденсате.
8. В столбец баланса «Нефтепродукты», предусмотренного приложением N 1 к настоящему Порядку, включаются данные о нефтепродуктах, в том числе газе нефтеперерабатывающих предприятий сухом, газе сжиженном, автомобильном и авиационном бензине, керосинах, дизельном топливе, мазуте топочном, топливе печном бытовом, мазуте флотском, газотурбинном и моторном топливе.
9. В столбец баланса «Природный газ», предусмотренного приложением N 1 к настоящему Порядку, включаются данные о газе газовых и газоконденсатных месторождений и попутном нефтяном газе, а также метане, улавливаемом из угольных пластов и выработанного пространства шахт, биогазе, газе сточных вод.
10. В столбец баланса «Прочее твердое топливо», предусмотренного приложением N 1 к настоящему Порядку, включаются данные о видах твердого топлива, в том числе о торфе, торфяных топливных брикетах и полубрикетах, дровах для отопления, твердых бытовых и промышленных отходах.
11. В столбец баланса «Гидроэнергия и НВИЭ (нетрадиционные и возобновляемые источники энергии)», предусмотренного приложением N 1 к настоящему Порядку, включаются данные об электрической энергии, произведенной на установках, использующих в качестве первичных ресурсов нетрадиционные и возобновляемые источники энергии, в том числе на гидравлических, геотермальных, солнечных и ветроэлектрических установках.
12. В столбец баланса «Атомная энергия», предусмотренного приложением N 1 к настоящему Порядку, включаются данные об электрической и тепловой энергии, произведенной на атомных электрических станциях.
13. В столбец баланса «Электрическая энергия», предусмотренного приложением N 1 к настоящему Порядку, включаются данные об электрической энергии, произведенной на электрических станциях и предназначенной для потребления, за исключением объемов ТЭР, учтенных в столбцах «Атомная энергия» и «Гидроэнергия и НВИЭ (нетрадиционные и возобновляемые источники энергии)».
14. В столбец баланса «Тепловая энергия», предусмотренного приложением N 1 к настоящему Порядку, включаются данные о тепловой энергии, произведенной тепловыми и атомными электрическими станциями, котельными, утилизационными установками, получаемой из геотермальных источников, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также предназначенной для потребления потребителями тепловой энергии, за исключением объемов тепловой энергии, произведенной на атомных электрических станциях, учтенных в столбце «Атомная энергия».
16. В строке баланса «Производство энергетических ресурсов» учитываются данные о количестве всех видов энергии, ввезенной или произведенной в субъекте Российской Федерации (муниципального образования) на период составления баланса.
18. В строке баланса «Вывоз» учитываются данные о количестве всех ТЭР, вывозимых с территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) со знаком «-» на период составления баланса.
22. В строке баланса «Производство электрической энергии» учитываются данные о расходе всех видов ТЭР, используемых для выработки электрической энергии, на основании данных однопродуктового баланса электрической энергии.
23. В строке баланса «Производство тепловой энергии» учитываются данные о расходе всех видов ТЭР, в том числе электрической энергии, используемых для выработки тепловой энергии, на основе данных однопродуктового баланса тепловой энергии.
25. В строке баланса «Собственные нужды» учитываются данные о расходе ТЭР на собственные нужды.
26. В строке баланса «Потери при передаче» учитываются данные о потерях, возникших при передаче ТЭР, в том числе потери электрической энергии в электрических сетях, потери тепловой энергии в тепловых сетях, потери нефти и газа при транспортировке по магистральным нефте- и газопроводам, угля и других твердых углеводородов (парафин, церезин и озокерит и их смеси с маслами) при перевозке их железнодорожным или другими видами транспорта, потери нефтяного сырья при транспортировке нефтепродуктов.
29. В строке баланса «Строительство» указываются данные о потреблении энергии в процессе строительства, а также данные о расходе ТЭР в процессе разведочного бурения скважин.
30. В строке баланса «Транспорт и связь» указываются данные о потреблении ТЭР организациями транспорта, с выделением железнодорожного, трубопроводного, автомобильного и других видов транспорта, и организациями связи.
31. В строке баланса «Сфера услуг» учитываются данные о потреблении ТЭР организациями сферы услуг.
32. В строке баланса «Население» учитываются данные о потреблении ТЭР на отопление, пищеприготовление, горячее водоснабжение, электроснабжение и газоснабжение жилищного фонда.
33. В строке баланса «Использование ТЭР в качестве сырья и на нетопливные нужды» учитываются данные о потреблении ТЭР в качестве сырья и на технологические нужды в химической или иной промышленности.
34. Для пересчета ТЭР в т у.т. единица натуральных показателей, в которых исчисляются ТЭР (1 тонна, тыс. куб. м, тыс. кВт*ч, Гкал), умножается на коэффициент пересчета в условное топливо в соответствии с приложением N 3 к настоящему Порядку исходя из фактической калорийности ТЭР.
III. Источники информации для составления балансов
37. Итоговые данные о расходе ТЭР по отдельным видам продукции и работ (услуг), о расходе ТЭР по направлениям использования, а также о запасах ТЭР устанавливаются по данным отчета по форме федерального статистического наблюдения N 4-ТЭР «Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов», утвержденной приказом Росстата от 30.07.2021 N 462.
38. Объемы потребления электрической и тепловой энергии населением устанавливаются по данным отчета по форме федерального статистического наблюдения N 46-ЭЭ (передача) «Сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей», утвержденной приказом Росстата от 05.09.2018 N 543, и форме федерального статистического наблюдения N 46-ТЭ (полезный отпуск) «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей», утвержденной приказом Росстата от 23.12.2016 N 848.
39. Объемы ТЭР на производство энергии и распределение выработки электрической энергии по отдельным станциям устанавливаются по данным отчета по форме N 23-Н.
40. Объемы потребления сетевого и сжиженного газа населением и в общественных зданиях устанавливаются по данным отчета по форме федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (ресурсы) «Сведения о работе ресурсоснабжающих организаций в условиях реформы», утвержденной приказом Росстата от 15.07.2020 N 383.
41. Объемы производства, собственного потребления и изменения запасов ТЭР устанавливаются по данным отчета по форме федерального статистического наблюдения N 1-натура-БМ «Сведения о производстве, отгрузке продукции и балансе производственных мощностей», утвержденной приказом Росстата от 30.07.2021 N 462.
42. Объемы и география отгрузки нефтепродуктов потребителям, в том числе на экспорт устанавливаются по данным отчета по форме федерального статистического наблюдения N 1-нефтепродукт «Сведения об отгрузке нефтепродуктов потребителям», утвержденной приказом Росстата от 24.07.2020 N 410.
43. Объемы вывоза ТЭР за пределы субъекта Российской Федерации устанавливаются по данным отчета по форме федерального статистического наблюдения N 1-вывоз «Сведения о продаже (отгрузке) продукции (товаров) по месту нахождения покупателей (грузополучателей)», утвержденной приказом Росстата от 06.07.2016 N 327.
44. Объемы потребления и запасов ТЭР устанавливаются по данным отчета по форме федерального статистического наблюдения N 4-запасы «Сведения о запасах топлива», утвержденной приказом Росстата от 24.07.2020 N 410.
45. Объемы производства тепловой энергии по группам котельных, по видам используемых на котельных ТЭР, информация о потерях тепловой энергии и ее потреблении населением, бюджетными организациями и прочими организациями устанавливаются по данным отчета по форме федерального статистического наблюдения N 1-ТЕП «Сведения о снабжении теплоэнергией», утвержденной приказом Росстата от 30.07.2021 N 464.
46. Для заполнения строк и столбцов прогнозного баланса используется информация о фактических балансах субъекта Российской Федерации (муниципального образования) за предыдущие периоды, а также другая информация, влияющая в прогнозных годах на количественные показатели поставок, потребления и распределения ТЭР на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
IV. Этапы составления баланса
47. Составление фактического баланса осуществляется в несколько этапов.
49. На втором этапе выполняется определение расхода ТЭР на производство промышленной продукции, необходимого агрегирования показателей по видам ТЭР.
51. На четвертом этапе разрабатываются однопродуктовые балансы угля, сырой нефти, жидких ТЭР, природного газа, прочих видов твердых ТЭР, электрической и тепловой энергии.
52. На пятом этапе выполняется объединение данных однопродуктовых балансов в баланс и проверка данных баланса.
53. Составление фактического баланса должно быть завершено не позднее 1 октября года, следующего за отчетным, для которого составляется баланс.
54. Этапы и сроки составления прогнозных балансов определяются субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) самостоятельно с учетом требований настоящего Порядка.
V. Особенности составления однопродуктового прогнозного
баланса природного газа
56. При составлении однопродуктового прогнозного баланса природного газа на i-й прогнозный год необходимо руководствоваться показателями, установленными программой газификации в отношении i-ого прогнозного года.
57. При существенном (более чем на 10% в пределах муниципального образования или на 5% в целом по субъекту Российской Федерации) изменении прогнозного объема потребления природного газа требуется актуализация однопродуктового прогнозного баланса природного газа и, соответственно, актуализация баланса в целом.
VI. Особенности определения сценариев цен на газ для целей
составления однопродуктового прогнозного баланса
природного газа
59. Для субъектов Российской Федерации, на территории которых отсутствуют производственные и иные объекты ЕСГ, прогноз потребления газа формируется исходя из экономически оправданной цены и средней оптовой цены (Цсц) на природный газ в федеральном округе, определяемой по формуле:
,
60. Экономически оправданная цена на природный газ, обеспечивающая целевой уровень охвата потребителей природным сетевым газом, определяется на основе необходимого уровня инвестиций в создание (развитие) газотранспортной и газораспределительной инфраструктуры в субъекте Российской Федерации для достижения целевого уровня газификации. Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Методикой расчета показателей газификации, утвержденной приказом Минэнерго России от 02.04.2019 N 308 (зарегистрирован Минюстом России 18.06.2019, регистрационный N 54954), задается один или несколько целевых уровней газификации на последний прогнозный год баланса. Для каждого из целевых уровней газификации единым оператором газификации производится оценка необходимого уровня инвестиций в развитие газотранспортной инфраструктуры в субъекте Российской Федерации для достижения целевого уровня газификации и экономически оправданной цены на газ (Цсц), определяемой на основании Положения об определении формулы цены газа, утвержденного приказом ФСТ России от 9 июля 2014 г. N 1142-э (зарегистрирован Минюстом России 21.07.2014, регистрационный N 33164).
Цi розн газ = ((Цсц + Цi тр + Цi сн) + НДС) * (1 + infl)t,
62. Для субъектов Российской Федерации, в границах территории которых отсутствуют производственные и иные объекты ЕСГ, Цi тр рассчитывается как среднее арифметическое тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для соответствующей группы потребителей, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с Основными положениями, в субъектах Российской Федерации, входящих в соответствующий федеральный округ.
63. Максимальная специальная надбавка к тарифу на услуги по транспортировке по газораспределительным сетям для i-й группы потребителей (руб./тыс. куб. м.) рассчитывается как среднее арифметическое от размеров специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с Основными положениями, в субъектах Российской Федерации, входящих в федеральный округ, по формуле:
,
— максимальная специальная надбавка к тарифу на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для i-й группы потребителей в k-м субъекте Российской Федерации (руб./тыс. куб. м.);
64. Для целей настоящего Порядка вводятся 6 групп потребителей: 1 группа, 1а группа, 2 группа, 3 группа, агрегированная группа (потребители 4, 5, 6 и 7 групп потребителей) и население.
65. Розничная цена на природный газ с учетом НДС для агрегированной группы потребителей (Цагр розн газ) (руб./тыс. куб. м.) определяется по формуле:
Цагр розн газ = ((Цсц + Цагр тр + Цагр сн) + НДС) *
* (1 + infl)t,
66. Тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для агрегированной группы потребителей в субъекте Российской Федерации (Цагр тр) (руб./тыс. куб. м.) определяется по формуле:
,
67. Специальная надбавка к тарифу на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для агрегированной группы потребителей в субъекте Российской Федерации (Цагр сн) (руб./тыс. куб. м.) определяется по формуле:
,
68. Результаты расчетов розничной цены на природный газ с учетом НДС для i-й группы потребителей заносятся в таблицу по рекомендуемому образцу, приведенному в приложении N 4 к настоящему Порядку.
69. Для расчета межтопливной конкуренции для каждого сценария цен на газ для муниципального образования, расположенного в границах территории субъекта Российской Федерации, составляется таблица розничных цен на ТЭР в пересчете на т у.т. по рекомендуемому образцу, приведенному в приложении N 5 к настоящему Порядку, и рассчитывается отдельный прогнозный баланс.
Под расчетом межтопливной конкуренции подразумевается анализ экономической целесообразности использования определенных видов ТЭР, либо изменения вида используемых ТЭР.
70. Стоимость энергетической единицы (т у.т.) соответствующих ТЭР в рублях (Цтут) (руб./тыс. куб. м.) определяется по формуле:
VII. Расчеты используемых в балансах прогнозного потребления
ТЭР по направлениям
производство электрической энергии;
производство тепловой энергии;
прочие сферы (например, строительство, транспорт, сельское хозяйство).
72. Для расчетов прогнозного потребления ТЭР по направлению использования ТЭР «производство электрической энергии» используются данные по прогнозу потребления ТЭР на отпуск электрической энергии всеми электрическими станциями (в том числе электрическими станциями промышленных предприятий) на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
73. Данные о потреблении ТЭР на отпуск электрической энергии всеми электрическими станциями формируются составителями балансов на основании сведений, предоставленных собственниками или иными лицами, владеющими электрическими станциями на законных основаниях, по запросу таких составителей баланса по рекомендуемому образцу, приведенному в приложении N 6 к настоящему Порядку. Указанные данные суммируются по формуле:
,
— объем потребления ТЭР вида S на производство прогнозной электрической энергии электрической станцией i (тыс. т у.т.).
74. В случае отсутствия или невозможности получения информации в отношении электрической станции прогнозный расход ТЭР на производство электрической энергии для каждой электрической станции определяется по формуле:
,
75. Для расчетов потребления ТЭР по направлению использования ТЭР «производство тепловой энергии» применяются данные по потреблению ТЭР на отпуск тепловой энергии электрическими станциями и котельными (в том числе промышленными) субъекта Российской Федерации (муниципального образования), за исключением коммунально-бытовых котельных. Указанные данные формируются на основании сведений, предоставленных собственниками или иными лицами, владеющими на законных основаниях электрической станцией и (или) котельной, по запросам составителей балансов по рекомендуемым образцам, приведенным в приложениях N 6 и N 7 к настоящему Порядку, и суммируются по формуле:
,
— прогнозный объем потребления ТЭР вида S на производство тепловой энергии электрической станцией k;
— прогнозное потребление ТЭР котельной, работающей на топливе вида S.
76. В случае отсутствия или невозможности получения информации о прогнозном потреблении ТЭР на отпуск тепловой энергии электрическими станциями, потребление ТЭР для каждой электрической станции рассчитывается по формуле:
,
77. В случае отсутствия или невозможности получения по запросу информации по котельным, прогнозное потребление ТЭР для каждой котельной рассчитывается по формуле:
,
78. Для расчетов потребления ТЭР по направлению использования ТЭР «промышленность» (без учета потребления ТЭР электрическими станциями и котельными) применяются данные по прогнозу потреблению всеми промышленными предприятиями на территории субъекта Российской Федерации.
79. Прогнозные данные формируются на основании сведений, полученных от собственников или иных лиц, владеющих на законных основаниях промышленными предприятиями, по запросу составителей балансов по рекомендуемому образцу, приведенному в приложении N 8 к настоящему Порядку. Указанные данные суммируются по формуле:
,
— прогнозное потребление ТЭР вида S i-ым промышленным предприятием.
80. В случае отсутствия или невозможности получения информации в отношении промышленного предприятия по запросу прогнозное потребление ТЭР рассчитывается по формуле:
,
— доля ТЭР вида S в структуре потребления ТЭР промышленными предприятиями (%).
81. Для расчетов потребления ТЭР по направлению использования «сфера услуг» применяются данные по прогнозу потребления всеми организациями сферы услуг на территории субъекта Российской Федерации.
В сферу услуг входят организации следующих видов экономической деятельности: «Торговля оптовая и розничная», «Ремонт автотранспортных средств и мотоциклов», «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания», «Деятельность финансовая и страховая», «Деятельность по операциям с недвижимым имуществом», «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение», «Образование», «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг», использующие ресурс, в том числе для отопительных котельных.
82. Прогнозные данные формируются на основании сведений, полученных от собственников или иных лиц, владеющих на законных основаниях организациями сферы услуг , по запросу составителей балансов по рекомендуемому образцу, приведенному в приложении N 9 к настоящему Порядку. Указанные прогнозные данные суммируются по формуле:
,
— прогнозное потребление ТЭР вида S предприятием сферы услуг.
83. По направлению использования ТЭР «население» применяются данные по непосредственному потреблению ТЭР населением на нужды отопления, горячего водоснабжения и пищеприготовления на территории субъекта Российской Федерации.
В части отопления и горячего водоснабжения в расчет берутся только домовладения (квартиры), не подключенные к централизованным сетям теплоснабжения (горячего водоснабжения), в связи с тем, что потребление ТЭР домовладениями (квартирами), подключенными к централизованным сетям теплоснабжения, уже учтено при прогнозировании потребления ТЭР по направлению «Производство тепловой энергии».
Указанные данные формируются на основании сведений о потреблении ТЭР населением по направлениям использования по рекомендуемому образцу, приведенному в приложении N 10 к настоящему Порядку.
Прогнозирование потребления ТЭР по направлению использования «население» (ПнасS) осуществляется по формуле:
ПнасS = ПотоплS + ПгвсS + ПпищS,
84. Прогнозирование потребления ТЭР населением на нужды приготовления пищи по виду ТЭР S (ПпищS) осуществляется по формуле:
,
— численность населения, зарегистрированного в домовладениях и квартирах в субъекте Российской Федерации, использующая S вид ТЭР для приготовления пищи, без учета квартир и домовладений, оборудованных электрическими плитами;
85. Прогнозирование потребления ТЭР вида S населением на нужды отопления (ПотоплS) осуществляется по формуле:
,
— прогнозная площадь домохозяйств, не подключенных к централизованной системе теплоснабжения в субъекте Российской Федерации, отапливающихся за счет S вида ТЭР (кв м.);
86. Прогнозирование потребления ТЭР вида S населением на нужды горячего водоснабжения (Пгвсs) осуществляется по формуле:
,
— численность населения, зарегистрированного в домовладениях и квартирах, не подключенных к централизованной системе горячего водоснабжения, использующая S вид ТЭР для подогрева воды (чел.);
87. Для расчетов потребления ТЭР по направлению использования «прочие сферы» используются данные по прогнозу потребления ТЭР таких отраслей экономики, как: сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь.
88. Общий объем потребления ТЭР вида S в прочих сферах определяется по формуле:
,
— доля ТЭР вида S в структуре потребления ТЭР по направлению использования «прочие сферы» в субъекте Российской Федерации (%) (рассчитывается на основе полученной с использованием методов анализа временных рядов модельной зависимости показателя от факторов спроса на природный газ прочими отраслями экономики).
VIII. Особенности определения прогноза потребления
природного газа в зависимости от цены на газ с учетом
межтопливной конкуренции
89. С целью составления прогноза потребления природного газа в зависимости от цены на указанные ТЭР производится расчет экономии затрат, который определяет вероятность перехода потребителя от использования одного вида ТЭР на другой вид ТЭР, в том числе перехода на использование сетевого природного газа с учетом сценариев цен на газ.
90. Расчет экономии затрат при переходе с одного вида ТЭР на другой вид ТЭР производится органами местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, с детализацией по населенным пунктам с учетом субсидирования в указанном субъекте Российской Федерации определенных видов ТЭР (при наличии субсидирования).
Для каждого населенного пункта производится расчет объемов прогнозного потребления ТЭР и экономии затрат при переходе потребителей от использования одного вида ТЭР на другой вид ТЭР по направлениям:
производство электрической энергии;
производство тепловой энергии;
Получаемая в результате расчетов экономия затрат при замещении должна быть величиной со знаком «+». В случае, если величина экономии затрат при замещении имеет отрицательное значение, для исследуемого потребителя исключается целесообразность перехода на новые виды ТЭР.
На основании расчетов, произведенных по каждому муниципальному образованию, входящему в субъект Российской Федерации, формируется прогнозный рост потребления и прогноз потребления природного газа в форме таблицы по рекомендуемому образцу, приведенному в приложении N 11 к настоящему Порядку.
91. Удельное значение экономии затрат при замещении ТЭР (Э) (руб./т у.т.) определяется по формуле:
,
— текущие затраты на используемые ТЭР, руб.;
— планируемые затраты на новых ТЭР, руб.;
92. Инфраструктурная составляющая в цене т у.т. (И*) (применяется при оценке перехода на сетевой природный газ). Величина указанной инфраструктурной составляющей предоставляется составителю баланса единым оператором газификации или региональным оператором газификации.
93. Ежегодный возврат на инвестиции (Р) определяется по формуле:
,
94. Сумма заемного капитала (S) определяется по формуле:
95. По направлению использования ТЭР «производство электрической энергии» расчет экономии затрат производится для электрической станции с учетом отпуска электрической энергии и тепловой энергии.
96. Текущие затраты ТЭР на производство электрической энергии определяются по следующей формуле:
,
— стоимость используемых ТЭР, руб.
97. Планируемые затраты ТЭР на производство электрической энергии определяются по следующей формуле:
,
— планируемый объем потребления новых ТЭР, т у.т.;
— стоимость новых ТЭР, руб.
98. Текущие ежегодные операционные затраты на эксплуатацию установленной мощности (Отек) определяются по следующей формуле:
99. Планируемые ежегодные операционные затраты на эксплуатацию установленной мощности (Оплан) определяются по следующей формуле:
100. При расчете экономии затрат для электрической станции период возврата инвестиций (t) принимается равным 10 лет.
101. В случае целесообразности перехода электрической станции на новые ТЭР, данные по планируемым объемам потребления ТЭР электрической станцией на отпуск электрической энергии заносятся в строку «Производство электрической энергии» в форме таблицы по рекомендуемому образцу, приведенному в приложении N 11 к настоящему Порядку, а данные по планируемым объемам потребления на отпуск тепловой энергии заносятся в строку «Производство тепловой энергии. Теплоэлектростанции» в форме таблицы по рекомендуемому образцу, приведенному в приложении N 11 к настоящему Порядку.
102. По направлению использования ТЭР «производство тепловой энергии» расчет экономии затрат производится аналогично расчету по электрическим станциям.
В случае целесообразности перехода котельной на новый вид ТЭР, данные по планируемым объемам потребления нового вида ТЭР котельной заносятся в строку «Котельные» в форме таблицы по рекомендуемому образцу, приведенному в приложении N 11 к настоящему Порядку.
103. По направлению использования ТЭР «промышленность» учитываются затраты ТЭР на осуществление технологических процессов.
Период возврата инвестиций (t) принимается равным 10 лет.
104. По направлению использования ТЭР «сфера услуг» расчет экономии затрат производится агрегировано для всех предприятий сферы услуг населенного пункта, использующих одинаковый вид ТЭР.
105. При расчете экономии затрат по направлению использования ТЭР «сфера услуг» планируемые и текущие топливные затраты определяются по следующим формулам:
,
,
,
106. При расчете экономии затрат по направлению использования ТЭР «сферы услуг» период возврата инвестиций (t) принимается равным 8 лет.
107. По направлению использования топлива «население» расчет экономии затрат производится агрегировано для всех домовладений и многоквартирных домов, входящих в населенный пункт и не подключенных к централизованной системе теплоснабжения.
108. При расчете экономии затрат по направлению использования топлива «население» планируемый объем потребления новых ТЭР определяется аналогично планируемому объему потребления новых ТЭР при расчете экономии затрат по направлению использования топлива «сфера услуг».
109. При расчете экономии затрат по направлению использования ТЭР «население» период возврата инвестиций (t) принимается равным 5 лет.
110. Ввиду невозможности определения используемых ТЭР каждым конкретным домовладением при осуществлении расчета принимается, что население использует для своих нужд наиболее дешевый вид ТЭР.
Приложение N 1
к Порядку составления
топливно-энергетических балансов
субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС
субъекта Российской Федерации, муниципального образования