Что такое неполное делимое первое неполное делимое
Предупреждение ошибок учащихся при делении многозначных чисел
В настоящей статье рассматриваются причины и пути предупреждения у учащихся ошибок, заключающихся в пропуске цифр частного (потеря нулей в частном) и в по лучении лишних цифр в частном.
Остановимся на каждой из указанных причин и путях их устранения.
Обычно определение количества цифр в частном проводится в результате таких рассуждений: “Первое неполное делимое 8 сотен, значит, в частном будет три цифры. ”
Однако абсолютное большинство опрошенных учащихся не смогли объяснить, почему из того, что если первое неполное делимое 8 сотен, то в частном будет три цифры. Отсутствие логического перехода от разряда первого неполного делимого к количеству цифр частного — основная причина непонимания учащимися этого шага, а потому и его невыполнения.
Подробнее объяснение определения количества цифр частного дано в пособии для учителя при выполнении деления 936 на 4: “9 сотен — это первое неполное делимое. Когда разделим сотни, то в частном получим сотни, а сотни в записи числа стоят на третьем месте, значит, в частном будет 3 цифры”.
Приведенные рассуждения конкретизируют важное общее положение: разряд первого неполного делимого является и высшим разрядом частного. Указанное общее положение необходимо довести и до учащихся. Это может быть сделано в результате обобщения способа определения количества цифр частного для конкретных случаев деления уже на уроке ознакомления с алгоритмом деления.
Ниже описан возможный вариант соответствующей части урока.
После объяснения и выполнения деления одним-двумя учащимися у доски учитель просит детей назвать первый шаг алгоритма. Они называют выделение первого неполного делимого, определение количества цифр частного. Затем детям дается задание: для каждого случая деления (785:5, 434:7, 12360:6, 1736:8) выделить первое неполное делимое и определить количество цифр частного, проведя необходимые рассуждения.
Учитель направляет ответы учащихся так, чтобы количество цифр частного определялось, в результате примерно таких рассуждений: “Первое неполное делимое в примере 785:5 будет 7 сотен, значит, первая цифра частного будет обозначать сотни. Тогда в частном будут сотни, десятки и единицы, т. е. три цифры”. “Во втором примере (434:7) первое неполное делимое 43 десятка, значит, первая цифра частного будет обозначать десятки (высший разряд частного – десятки). Значит, частное будет состоять из десятков и единиц. Частное — двузначное число”. “В третьем примере (12 360:6) первое неполное делимое 12 тысяч, значит, высший разряд частного — тысячи. Тогда частное будет состоять из тысяч, сотен, десятков и единиц, значит, в частном — четыре цифры”. “В четвертом примере (1 736:8) первое неполное делимое 17 сотен, значит, высший разряд частного — сотни. Поэтому частное будет содержать сотни, десятки и единицы, т. е. три цифры”.
При выполнении этого задания полезно на доске выделить первое неполное делимое, ниже записать название разряда этого неполного делимого и название высшего разряда частного, отметить точками количество цифр частного. Общий вывод — разряд первого неполного делимого является высшим разрядом частного — может быть сделан самим учителем. Требовать запоминания учащимися определения этого, вывода не нужно.
Далее дети продолжают выполнение тренировочных упражнений в делении на однозначное число, комментируя каждый шаг алгоритма и объясняя способ определения количества цифр частного.
В дальнейшем полезно в устные упражнения включать специальные задания на определение количества цифр частного, например, такие:
1. Сколько цифр будет содержать частное и почему, если первое неполное делимое 12 десятков? 4 сотни? 57 тысяч? 19 десятков тысяч?
2. Выполняя деление в следующих случаях:
1) 9870:35
2) 136576:64
3) 95345:485
4) 76171:19
5) 720036:36
ученик в частном получил соответственно:
1) трехзначное число; 2) четырехзначное число; 3) двухзначное число; 4) четырехзначное число; 5) трехзначное число.
В каких случаях частное найдено неверно? Почему?
3. Не выполняя действий деления и умножения, укажите, какие из равенств неверны:
116174:58=203
44172:9 =4908
21476:7 =368
Верно ли, что меньшее число не делится на большее? Верно, но лишь для деления нацело. Действительно, разделить нацело одно число на другое — это значит найти такое третье целое неотрицательное число, умножив на которое делитель получим делимое. Если делимое меньше делителя (но не равно нулю), то такого целого неотрицательного числа найти нельзя, т. е. для случая деления, например, 2:7 частного при делении нацело не существует.
Другое дело, если рассматривается деление с остатком. В этом случае разделить, например, 3 на 11 означает найти таких два целых неотрицательных числа — частное и остаток, чтобы сумма произведения частного на делитель и остатка была равна делимому. Указанному условию для чисел 3 и 11 удовлетворяют частное и остаток 3. Действительно:
0.11+3=3, т. е. 3:11=0 (ост. 3), где 3 25.01.2010
Математика. 4 класс
Конспект урока
Математика, 4 класс
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— как письменно делить трехзначные числа на однозначные?
— какой алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное?
Алгоритм – упорядоченный набор однозначных выполнимых шагов.
Трехзначное число – число, которое состоит из сотен, десятков и единиц первого класса.
Первое неполное делимое – это первое число, которое делится на знаменатель.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс. Часть 1. М.; Просвещение, 2016. – с. 18, 22
3. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы 4 класс. М.; Просвещение, 2017. – с. 46-47
4. Волкова С. И. Математика. Тесты 4 класс. М.; Просвещение, 2017. – с. 36-37
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Вы уже умеете делить числа в столбик. Рассмотрим теперь более сложный случай.
Фермер Василий собрал в своем саду 372 кг вишни. Он и его 3 сына поделили ягоды поровну между собой и отправились на рынок. Сколько килограммов вишни должен продать каждый член семьи?
Начинаем деление с сотен. Сотен 3, но 3 сотни нельзя разделить на 4 так, чтобы в частном получились сотни. Делим десятки. Три сотни и 7 десятков – это 37 десятков. Делим 37 десятков на 4. В частном будет 9. Умножаем 9 на 4, чтобы узнать сколько десятков разделили. Получается, что разделили 36 десятков. Вычитаем из тридцати семи 36, получается 1. Значит, осталось разделить еще 1 десяток.
Переходим к делению единиц. Записываем две единицы рядом с остатком от деления десятков. 1десяток и 2 единицы – это 12 единиц. Делим 12 на 4, в частном 3. Умножаем 3 на 4, получаем 12. Вычитаем 12 из двенадцати. Осталось 0. Читаем ответ: 93.
Итак, важно запомнить: деление трехзначных чисел в столбик происходит поразрядно и начинается с высшего разряда. При нахождении каждой цифры частного, надо вспомнить три операции: деление, умножение и вычитание.
Рассмотрим еще один случай деления.
Слив фермер собрал 621 кг. Поделил их между тремя сыновьями и отправил их на рынок. Сколько килограммов слив должен продать каждый сын?
Разделим 621 на 3. Начнем деление с сотен. Делим 6 сотен на 3, в частном будет 2 сотни. Умножаем 2 на 3, чтобы узнать, сколько сотен разделили. Получается, разделили 6 сотен. Вычитаем 6 из шести, получаем 0. Значит, все сотни разделили. Ноль не пишем. Приступаем к делению десятков. Записываем 2 десятка ниже. При делении числа 2 на 3 получается 0. Умножаем 0 на 3, чтобы узнать сколько десятков разделили. Получается, что разделили 0 десятков. Вычитаем из двух ноль. Получается 2. Нам по-прежнему осталось разделить 2 десятка. Переходим к делению единиц. Записываем единицу ниже рядом с остатком 2. Два десятка и одна единица – это 21 единица. 21 делим на 3. В частном получаем 7 единиц. Умножаем 7 на 3, чтобы узнать сколько разделили единиц. Вычитаем 21 из двадцати одного, чтобы узнать остаток от деления единиц. Остаток равен 0. Читаем ответ: двести семь.
Задания тренировочного модуля:
1. Найдите значения выражения, считая устно или письменно:
Как найти первое неполное делимое и количество цифр в частном?
В самом начале обучения навыку деления чисел дети часто допускают ошибки. Одними из самых распространенных, помимо ошибок непосредственно в совершении промежуточных вычислений, являются появление «лишних» цифр и потеря нулей в частном. Их возникновение зачастую связано с такими причинами:
Этой статьей я хочу помочь школьникам восполнить пробелы в вышеупомянутых базовых знаниях, чтобы в дальнейшем они смогли избегать ошибок при совершении действия деления в столбик.
Как найти первое неполное делимое?
Рассмотрим подробно по шагам на таком примере \( <\color
1. Смотрим, сколько разрядов в делимом и какая цифра стоит на позиции самого старшего разряда этого числа.
1. 1. Проверяем, можно ли это количество единиц этого разряда разделить на делитель так, чтобы получилось натуральное число?
1. 2. Если разделить нельзя, смотрим на количество единиц следующего разряда и проверяем, можем ли мы их разделить на делитель?
В числе 75184 всего 75 единиц разряда тысяч. 75 тысяч можно разделить на 12 – получится 6 полных тысяч, и 3 тысячи неразделенные.
2. Если можно разделить количество единиц разряда на делитель, то это количество единиц и будет первым неполным делимым.
В нашем примере это 75 тысяч.
Каждая оставшаяся цифра делимого будет участвовать в формировании остальных неполных частных, о чем подробно рассказано в уроке Деление натуральных чисел.
Как найти количество цифр в частном?
Так как первое неполное делимое в данном примере – это 75 тысяч, то есть, мы делим единицы тысяч, тогда самый старший разряд частного также будет тысячи. Значит, помимо цифры самого большого разряда, будут ещё три цифры: в сотнях, десятках и простых единицах.
Итак, чтобы узнать количество цифр в частном, нужно:
1. Найти первое неполное делимое.
2. Посчитать, сколько в делимом остальных цифр.
3. Прибавить к этому количеству единицу (цифра частного, полученная после деления первого неполного делимого).
4. Результат и будет количеством цифр в частном.
Поделим, и убедимся:
В конце хочу сказать, что определение количества цифр в частном помогают развить и укрепить очень необходимый для младших школьников навык – самоконтроль.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 3.1 / 5. Количество оценок: 18
Теоретические основы изучения темы : « Арифметические действия над многозначными числами.» (стр. 9 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Еще в период изучения алгоритма деления многозначного числа на однозначное не следует торопить сокращать рассуждения учащихся и переходить на краткие рассуждения и оформление процесса деления. Это лучше делать постепенно. Например, сначала разрешать пользоваться краткими рассуждениями тем учащимся, которые не допускают ошибок в подобных рассуждениях, затем ежедневно присоединять к ним все новых и новых детей. При таких условиях учащиеся более глубоко овладевают алгоритмом деления.
Рассмотрим ошибки, возможные при выполнении действия деления:
1) неправильно определили первое неполное делимое:
2) ошибка в определении количества цифр в частном:
3) ошибка в подборе пробного числа:
4) ошибка при умножении пробного числа на делитель (см. карточку №4 «Возможные ошибки при выполнении действия умножения» ;приложение):
5) ошибка в нахождении остатка (см. карточку № 3 «Возможные ошибки при выполнении действия вычитания»,приложение):
Такая схема последовательности рассуждений учащимися висит в классе до тех пор, пока не буде доведен до автоматизма алгоритм выполнения и проверки действия деления.
Учащиеся оформляют карточку №5. «Возможные ошибки при выполнении действия деления» (см. приложение).
Более подробно рассмотрим причины и пути предупреждения у учащихся ошибок, заключающихся в пропуске цифр частного (потеря нулей в частном) и в получении лишних цифр в частном.
Основными причинами указанных выше ошибок являются следующие:
— неумение учащимися осознанно определять количество цифр в частном;
— имеющееся у большинства учащихся представление о том, что меньшее число не делится даже с остатком на большее число, а значит, и частного в этом случае не будет;
— формальное усвоение способа образования неполных делимых;
— отсутствие значения о том, что каждое неполное делимое обязательно дает цифру частного в соответствующем разряде.
Остановимся на каждой из указанных причин и путях их устранения.
1.ОШИБКИ В ПОДБОРЕ ЦИФР ЧАСТНОГО ПРИ ПИСЬМЕННОМ ДЕЛЕНИИ.
а) получение лишних цифр в частном.
Ученик разделил на 26 не 130 десятков, а 104 десятка, вследствие чего получил остаток 46, который можно разделить на делитель, что он и сделал, получив лишнюю цифру в частном.
Для предупреждения таких ошибок необходимо, чтобы ученики начинали деление с установления числа цифр частного, это и будет прикидка результата. Так, при решении приведенного примера они рассуждают: «Первое неполное делимое 150 десятков, значит в частном будет двузначное число…» После решения примера они устанавливают, что в частном получилось трехзначное число, а должно быть двузначное, значит пример решен неверно. Полезно, чтобы при этом на первом этапе работы над приемом ученики после установления числа цифр частного ставили на их месте точки, тогда нагляднее выступит несоответствие полученного и установленного числа цифр в частном. Полезно также проводить анализ неверно выполненных решений, аналогичных приведенному. При этом выясняется, что если после вычитания получается число, которое можно разделить на дели, то цифра частного подобрана неправильно, надо взять больше. Ошибка может быть обнаружена самими учениками в результате проверки решения на основе связи между компонентами и результатом деления (умножат частное на делитель).
В дальнейшем полезно в устные упражнения включать специальные задания на определение количества цифр частного, например, такие:
1. Сколько цифр будет содержать частное и почему, если первое неполное делимое 12 десятков? 4 сотни? 57 тысяч? 19 десятков тысяч?
2. Выполняя деление в следующих случаях:
Ученик в частном получил соответственно: 1) трехзначное число; 2)четырехзначное число; 3) двухзначное число ; 4) четырехзначное число; 5) трехзначное число.
В каких случаях частное найдено неверно? Почему?
3. Не выполняя действий деления и умножения, укажите, какие из равенств неверны: 116174 : 58 = 203
Особое внимание обращается на случаи деления, когда в частном получается нуль в середине или в конце.
2.ПРОПУСК ЦИФРЫ НУЛЬ В ЧАСТНОМ,
Здесь ученик разделил на 43 число сотен и число единиц, пропустив операцию деления 34 десятков.
В таких случаях предупреждению и выявлению ошибок помогает также предварительное установление числа цифр в частном (должно получиться трехзначное число, а получилось двузначное, значит в решении допущена ошибка). Полезно своевременно провести обсуждение неверно решенных примеров, аналогичных приведенному. При этом после установления числа цифр в частном и нахождения ошибки надо обратить внимание учеников на то, что неполных делимых должно быть столько же, сколько цифр в частном (в приведенном примере – 2, а должно быть 3) и это должно выражаться в записи:
Выполнение именно такой записи предупреждает появление названной ошибки. Важно, чтобы при этом ученики вели развернутое объяснение решения. Выявить ошибку ученики и здесь могут сами, выполнив проверку решения путем умножения частного на делитель.
При рассмотрении случаев деления на двузначное число с нулем в частном также полезно в записи иметь каждое из неполных делимых, даже если это делимое равно нулю. Важно приучить детей к соблюдению такой последовательности выполнения деления: после получения неполного делимого нужно обязательно найти соответствующую цифру частного, записать ее в частном и лишь после этого образовывать следующее неполное делимое. Выработка у учащихся привычки всегда при выполнении письменного деления придерживаться указанной последовательности и есть основной путь устранения причины ошибок, отмеченной нами выше.
Покажем на примере 480024 : 24, как может быть оформлена запись алгоритма письменного деления и какими рассуждениями целесообразно ее сопровождать:
«Первое неполное делимое 48 десятков тысяч, значит, в частном будут десятки тысяч, единицы тысяч, сотни, десятки и единицы, т. е. пять цифр. Разделю 48 на 24, получится 2 в разряде десятков тысяч в частном. Все десятки тысяч разделились, остаток 0. Образую второе неполное делимое: 0 тысяч. 0 разделю на 24, получиться нуль в разряде единиц тысяч в частном. Следующее неполное делимое 0 сотен. 0 разделю на 24, получится 0 в разряде сотен в частном. Следующее неполное делимое 2 десятка. 2 разделю на 24, в частном в разряде десятков получу 0, в остатке 2. Следующее неполное делимое 24 единицы. 24 разделю на 24, получится 1 в разряде единиц частного. Частное чисел 480024 и 24 равно 20001».
В дальнейшем применяется обычная запись, но в случае затруднений, ошибок можно прибегать и к приведенной выше записи или же к такой, как показано ниже:
На этапе закрепления и совершенствования приобретенных умений и формирования навыка широко используются тренировочные упражнения. Виды тренировочных упражнений сначала носят обучающий характер, поэтому их решение сопровождается развернутым пояснением, затем осуществляется постепенный переход от подробного пояснения уч-ся выполняемых операций к более сокращенному. Постепенно увеличивается и удельный вес самостоятельной работы школьников с учебным материалом.
В дополнению к учебнику приведем образцы некоторых упражнений:
1. Реши примеры верхней строки каждой пары:
Сравни примеры каждой пары.
Используя ответы первого примера, найди частное и остаток второго примера.
2. Выполни деление, подбирая частное из чисел : 7, 4, 3.
3. Выполни деление с остатком:
4. Проверь двумя способами, правильно ли выполнено деление:
Объясни способы проверки (заново выполни деление и деление проверь умножением).
Какие ошибки были допущены? В чем причина этих ошибок? (Надо было сразу определить количество цифр в частном).
Задания для самостоятельной работы подбираются таким образом, чтобы приобретенные умения применялись учащимися в различных ситуациях, вызывали
интерес своим разнообразием.
Навык деления многозначного числа на двузначное формируется медленно, поэтому объем тренировочных упражнений должен быть большим.
В заключение отметим, что формирование любого навыка идет успешнее, если этот навык осознанный. Именно поэтому усиление внимания учителей ко всем отмеченным выше моментам в обучении алгоритму письменного деления будет способствовать выработке более прочных вычислительных навыков.
2.6 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.
Важным является умение учителя подготовить каждого ученика к самостоятельной работе над ошибками. Ведь работа над ошибками эффективна в том случае, если школьник готов к самостоятельному их исправлению. И если для одного ученика достаточно обратить внимание на слова, влияющие на выбор действия (например: подумай, что значит – в частном будет 3 цифры…, и т. д.), то для другого необходим детальный анализ, дополнительные разъяснения. При этом не стоит снижать оценку за ошибку, которую ученик допустил в процессе поиска решения и тут же самостоятельно исправил. Боязнь допустить ошибку, а следовательно получить более низкую оценку, сковывает мысль ученика и отбивает желание самостоятельного поиска решения. При исправлении ошибок для некоторых детей достаточным является зачеркивание неверного ответа и запись верного, для других целесообразно подчеркнуть запись и предложить ученику самому найти ошибку в том или ином действии. Не следует спешить исправлять ошибку и предлагать учащимся правильное решение, которое они должны понять. Желательно привлекать учеников к тому, чтобы они могли исправить допущенные ошибки самостоятельно. И если при решении ученик допустил ошибку, то целесообразно дать время на отыскание и исправление ошибки самому ученику.
Если ученик самостоятельно найдет ошибку, оценку за работу снижать нет необходимости.
Однако, как бы мы хорошо не работали и не предупреждали ошибки, при самостоятельном решении у многих учащихся были, есть и будут ошибки. И как проводить работу над ошибками, какие приемы использовать для их предупреждения – это вопрос, на который надо обращать больше внимания как в практике работы учителя, так и в методической литературе.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
В квалификационной работе решены все поставленные цели и задачи:
Учебная деятельность младших школьников и психолого-педагогические особенности становятся ведущей. Это необычайно сложная деятельность становится ведущей, которой будет отдано много сил и времени жизни ребенка.
Специфика уроков математики обуславливается также особенностями усвоения детьми математического материала; абстрактный характер материала требует тщательного отбора наглядных средств, методов обучения, разнообразия видов деятельности учащихся в течении урока.
Учебник является основным средством обучения. Все другие средства разрабатываются в соответствии с учебником и используются во взаимосвязи с ним.
Тема нумерации многозначных чисел является пропедевтическим этапом сложения и вычитания многозначных чисел, а затем умножения и деления многозначных чисел. Знание основ десятичной системы исчисления, является необходимым условием для изучения алгоритма арифметических действий.
В результате изучения темы: «Арифметические действия над многозначными числами» дети знают конкретный смысл сложения и вычитания, умножения и деления, умеют применять полученные знания при решении задач, овладели алгоритмом письменного сложения и вычитания, умножения и деления на однозначное, двузначное и трехзначное число.
выделяем первое неполное делимое (это самое малое число, начиная с высшего разряда, которое можно разделить на делитель так, чтобы получилось однозначное число не равное 0).
Определяем количество цифр в частном (для этого узнаем, из каких разрядных единиц состоит первое неполное делимое).
Подбираем первую цифру частного.
Узнаем, сколько единиц первого неполного делимого разделили (для этого делитель умножим на первую цифру частного).
Находим остаток, т.е. узнаем, сколько единиц первого неполного делимого не разделили.
Сравниваем остаток с делителем (если остаток меньше делителя, то цифру частного подобрали верно).
Определяем второе неполное делимое (оно состоит из остатка и единицы следующего разряда делимого) и т.д., начиная с пункта 3).
Деление выполняем до тех пор, пока не разделим единицы каждого разряда делимого.
Далее работа продолжается в концентре «Миллион».
Показываем, как использовать этот алгоритм при делении многозначных чисел на однозначное число.
М4М ч.1 с.81-83 и частные случаи с нулями с.85-87
М4М, ч.1 стр. 82
По аналогии происходит обычное деление многозначного на однозначное по первому алгоритму.
М4М, ч.1, стр. 83
Деление многозначного на однозначное, когда первое неполное делимое выражено двузначное число.
М4М,ч.1, стр. 85
1) когда на конце делимого и частного получается 0;
2) когда в середине частного получается 0.
М4М, ч.1, стр. 87
Частный случай, когда в середине частного получается 0.
Показано, как можно сократить запись при таком случае.
Рассмотрим поподробнее, как изучается прием письменного деления на однозначное число в разных учебниках математики.
Программа Н.Б. Истоминой
По программе Н.Б. Истоминой детям сначала предлагается объяснить, как выполнено деление столбиком. Затем вспоминают устный прием. Затем дается подробное объяснение приема. Также дан подробный алгоритм. Автор учебника обращает внимание детей на то, что деление в письменном приеме обозначается «уголком», а также вводится понятие «неполное делимое». Все это можно увидеть на страницах 79-83.
М4И, ч.1, стр. 79-83
В данном приеме можно выделить несколько частных случаев.
Случай, когда первое неполное делимое выражено двузначным числом
Оставшуюся единицу первого неполного делимого переводят в другой разряд
Случай с нулем в частном
Рассмотрим их поподробнее.
Далее в одном из упражнений вводят частный случай, когда в делимом нули на конце.
М4И,ч.1,стр.84
Алгоритма уже нет, предлагают детям объяснить самостоятельно.
Программа И.И. Аргинской
По программе И.И. Аргинской данный прием дети начинают изучать в 3 классе. Рассмотрим поподробнее.
М3А, ч.2, стр. 20-21
На этой странице вводится прием письменного деления на однозначное число. Затем дается тот же алгоритм, но оставшуюся единицу первого неполного делимого переводят в другой разряд – из сотен в десятки:
Затем дается тот же алгоритм, но оставшуюся единицу первого неполного делимого переводят в другой разряд – из сотен в десятки:
М3А, ч.2, стр.31
Частный случай деления трехзначного числа на однозначное с 0 на конце; в середине делимого.
Программа Л.Г. Петерсон
По программе Л.Г. Петерсон данный прием дети начинают изучать в 3 классе.
На странице 10 начинает новая тема «Деление на однозначное число».
На странице 11 даётся случай, когда первое неполное делимое будет двузначным.
М3П,ч.2, стр. 16
На последующем уроке рассматривается частный случай, когда в середине частного получается круглое число.
М3П,ч.2, стр. 19
Рассматривается случай письменного деления на однозначное число, когда в конце делимого стоит 0, и в частном получается тоже в конце 0.
М3П,ч.2,стр.31
4 сотни можно разделить на 3 так, чтобы в частном получились сотни (однозначное число, отличное от 0).Значит, первое неполное делимое – 4 сотни. В частном будет три цифры, т.к. сотни стоят на третьем месте справа. Делим 4:3, возьмем по 1. Узнаем, сколько сотен разделили. Для этого 1*3=3.Узнаем, сколько сотен не разделили. Для этого из 4 – 3=1 сотня. Сравним остаток с делителем, 1
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.