Что такое неф в церкви
Что такое неф в церкви
Деление интерьера на нефы рядом опор возникло в древнегреческих храмах. В древнеримской архитектуре из ряда параллельных нефов состояли интерьеры гражданских зданий — базилик. Начиная с IV века тип базилики был заимствован для христианских храмов, и неф становится распространённым элементом христианской архитектуры. На нефы делится как внутреннее пространство храмов-базилик, получивших широкое распространение в Средние века в Западной Европе в католической традиции, так и интерьеры многих крестово-купольных храмов, появившихся и получивших широкое распространение в архитектуре восточных христианских стран и Византии.
В раннехристианских храмах могло быть 3 или 5 нефов (как правило нечетное число), центральный неф был всегда шире и выше. В верхней части его стен делались освещающие интерьер окна. Нефы перекрывались плоским деревянным потолком. В Средние века нефы романских и готических соборов стали перекрываться каменными сводами. Средний неф делался, как правило, выше, но существовали церкви с нефами одинакового размера. Их интерьеры называются зальными, такие здания не являются строго говоря базиликами, но также состоят из ряда нефов. Деление интерьера на нефы сохранилось как распространённый прием и в эпохи Возрождения, барокко и классицизма.
Кроме продольных, нефы бывают поперечные — т. н. трансепты. В раннехристианских базиликах трансепт заканчивал здание со стороны алтаря. Позднее в базиликах трансепт переместился ближе к середине здания, образовав с центральным нефом крест. Средокрестие таких храмов может увенчиваться башней или куполом.
В крестово-купольных храмах продольные и поперечные нефы могут быть одинаковой длины, образуя равноконечный крест. В некоторых центричных храмах нефы могут становиться слабо выраженными, что не всегда позволяет употреблять этот термин для описания интерьера крестово-купольного храма.
Фотографии
Неф романской церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп зального типа, перекрытый сводом
Архитектурный справочник: что такое неф?
Значение
Неф в архитектуре Европы
Неф, или корабль, впервые встречается в архитектуре греко-римского времени, как часть конструкции прямоугольного здания общественного назначения. Такие здания возводились на форумах и назывались базиликами.
В поздний римский период, когда христианство стало исповедоваться как главная религия Великой Римской империи, возникла необходимость сооружения культовых христианских построек. Для разработки их архитектурных конструкций в качестве основы была взята базилика. Ближе к восточному концу прямоугольное здание пересекли поперечным нефом. Что такое поперечный неф? В архитектуре его называют трансептом.
А в стене выступающей части центрального нефа обычно прорезали световые окна для усиления освещенности внутреннего пространства здания.
Важно сказать, что такое неф с точки зрения христианских канонов. Это та часть храма, куда, в отличие от других, имелся доступ мирянам.
Роль нефа в готической архитектуре
По мере освоения строительных технологий в области возведения каменных перекрытий в романской и готической архитектуре стали использовать двухэтажные боковые нефы. В связи с этим образуется верхний корабль на втором ярусе бокового. Проход в него осуществлялся по скрытой лестнице. Назначение верхней нефовой галереи до сих пор в достаточной мере не объяснено. Существует гипотеза, что это помещение использовалось для хранения имущества паломников. С упадком паломничества верхние нефы были упразднены.
В архитектуре Древней Руси
Использование нефа в эпоху Нового времени
Лишь в начале XVIII века в России стали строить православные храмы на базиликальной основе. Тогда же появились в крупных российских городах и католические храмы. Самым первым местом их распространения стал Санкт-Петербург, задуманный Петром I как многоконфессиональный. Да и строили-то его первоначально европейские мастера на привычный лад. Поэтому многие православные храмы Петербурга построены с явными нарушениями православных канонов.
Обычно неф как один из основных элементов христианского храма и общественного сооружения активно использовался архитекторами Европы как в самой Европе, так и в России для создания архитектурных художественных образов в таких стилях, как классицизм и барокко.
Значение слова неф
Средневековый мир в терминах, именах и названиях
(от лат. navis — корабль).
1) Европ. парусное военно-торговое судно X—XVI вв. с высокими бортами и скругленной формой корпуса.
2) Внутр. часть готич. храма, отделенная рядами колонн. В соборе могло быть несколько нефов (3, 5 и т.д.).
Культурология. Словарь-справочник
вытянутое помещение, часть интерьера (обычно базилики), ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом столбов либо колонн.
Католическая Энциклопедия
продольное пространство в храме. Наиболее традиционная структура храма – трехнефная. В таком случае центральный из нефов называется главным нефом (он завершается пресвитерием), а нефы по обе стороны от него – боковыми нефами. Как правило, главный неф отличается от боковых большей длиной и большей высотой потолка. Главный неф часто бывает отделен от боковых колоннами или арками. Боковой неф, в котором есть алтарь (при наличии основного алтаря в главном нефе) называется приделом.
Архитектурный словарь
вытянутое помещение, часть интерьера (обычно базилики), ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
прямоугольное в плане внутреннее пространство здания (гл. обр. храма), огражденное наружными стенами или стенами и расчленяющими пространство аркадами и столбами.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
Элемент пространства базилики, вытянутый вдоль ее главной оси и ограниченный с одной или двух сторон колоннами либо столбами.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
Античный мир. Словарь-справочник
часть помещения в храме, разделенного рядами колонн. Обычно прямоугольный в плане, вытянутый в длину.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Православие. Словарь-справочник
вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или обеих сторон рядом колонн или столбов.
Военно-морской Словарь
двухмачтовый корабль 10-16 вв с косыми парусами и надстройками в носу и корме. Были первыми мореходными кораблями водоизмещением до 600 т, в 15-16 вв имели мощное артиллерийское вооружение.
Морской словарь
старинное парусное судно, ставшее по мере развития в XVI веке крупным кораблем с прямыми парусами и сильным артиллерийским вооружением; прообраз парусных кораблей.
Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий
(от лат. navis корабль) часть базилики, предназначенная для молящихся. Неф представлялся византийцу видимым небом для христианской общины. Это было помещение для «верных». Нефы специально строились как можно более протяженными, чтобы путь спасения был реально физически ощутим. Прямоугольная форма церквей наподобие корабля должна была внушать верующим, что через море жизни может привести в небесное пристанище только церковь. Даже ритм рядов колонн, которыми отделялись друг от друга нефы, отсчитывал, прежде всего, путь спасения: «Я есмь дверь: кто войдет мною, тот спасется» (Евангелие от Иоанна, IX, 9). По мере спасения молящиеся распределялись в базилике, кто «у лучших столпов», кто только у входа.
Военно-исторический словарь Античности и Средних веков
* «Словно множество готических нефов, сооруженных из сталактитов, жилистые натеки сверкающих камней охватывали выходы из пещеры». Возвращение со звезд *
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG nave)
главная часть храма между нартексом и алтарем. Термин происходит от образа церкви как ковчега (корабля) спасения или внешнего вида нефа, напоминающего корабль.
Энциклопедический словарь
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(архитект.) — в романских и готических церквах, а также в тех из церквей стиля Возрождения, которые имеют в плане форму латинского креста, продолговатая часть здания, простирающаяся от главных входных дверей до хора и покрытая сводами. Когда храм не велик, в нем нередко бывает всего один Н., ограниченный с длинных своих сторон стенами с окнами; но в большинстве случаев в храме устраиваются три Н.: главный или средний, высокий и широкий, и два боковых или побочных, более низких и узких, прилегающих к главному справа и слева и отделяемых от него арками на столбах или колоннах. В особенно значительных церквах и соборах число Н. возрастает иногда до пяти. Кроме таких продольных Н., в некоторых церквах встречается еще поперечный Н., называемый также трансептом, продолговатое пространство, лежащее между хором и продольным Н. Слово Н. произошло от латинского navis — корабль, вследствие того, что в обозначаемой им части храма собираются во время богослужений члены христианской общины, которая издревле уподоблялась кораблю, а также вследствие внешнего сходства этой части с кузовом опрокинутого корабля.
Словарь храмовой архитектуры
Абсида (апсида) – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался алтарь.
Алтарь (от лат. «alta ara» – высокий жертвенник) – главная часть христианского храма в его восточной части. В православном храме отделяется алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол – возвышение для совершения главного христианского таинства – евхаристии. Алтарь створчатый – икона, состоящая из нескольких складывающихся досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих, полиптих).
Алтарная преграда – невысокая стенка или колоннада, отгораживающая алтарную часть храма в православных храмах (с IV века).
Амвон – (от греч.) – возвышение в центре храма, с которого произносили проповеди, читали Евангелие. Как правило, был окружен колоннами, несущими крышу (киворий).
Аркатурный пояс – украшение стены в виде ряда декоративных арочек.
Аркбутан – открытая полуарка, служащая для передачи давления на контрафорсы храма.
Атриум – закрытый внутренний двор, куда выходят остальные помещения.
Аттик – (от греч. Attikos – аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.
Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами (столбами) на несколько продольных галерей (нефов).
Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.
Барабан световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.
Баптистерий – крещальня. Небольшое центрическое здание, круглое или восьмиугольное в плане.
Витраж – картина на стекле, орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет.
Гемма – резной камень с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением.
Донжон – главная башня средневекового замка.
Дьяконник – помещение в алтарной части православного храма к югу от алтаря.
Жертвенник – помещение в алтарной части православного храма к северу от алтаря.
Звонница – надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные – в виде стены с проемами столпообразные – башенные сооружения с многоранным (как правило, в русской архитектуре, – восьмигранным, реже – девятигранным) основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе. В нижних ярусах часто располагается церковь палатного типа – прямоугольный в плане объем с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен.
Закомара – (от др.рус. комара – свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.
Замковый камень – камень, которым завершается свод или арочный проем.
Кампанила – в западноевропейской архитектуре отдельно стоящая четырехгранная или круглая башня- колокольня.
Канон – совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, пропорций, композиций, рисунка, колорита для произведений искусства данного вида.
Контрафорс – вертикальный массивный выступ стены, укрепляющий основную несущую конструкцию.
Конха – полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде раковины.
Крестово-купольный храм – канонический тип византийского православного храма. Представлял собой укороченную базилику, увенчанную куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенную алтарем на восток.
Куб – основной объем храма.
Купол – покрытие в виде полушария, опрокинутой чаши и т.п.
Лемех – деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.
Луковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу.
Лопатка – вертикальный плоский и узкий выступ стены, подобна пилястре, но без базы и капители.
Луминарий – отверстие в потолке раннехристианского храма.
Мартирий – тип раннехристианского поминального храма над могилой мученика.
Мозаика – излюбленная в средние века разновидность монументальной живописи. Изображение выполняется из кусочков цветного стекла – смальты, натуральных камней. Кусочки смальты и камня имеют неправильную форму, свет на них многократно преломляется и отражается под разными углами, создавая волшебное мерцающее сияние, трепещущее в полутьме храма.
Наос – центральная часть византийского крестово-купольного храма, увенчанная главным куполом.
Нартекс – пристройка с западной стороны храма, придающая зданию более вытянутую прямоугольную форму. Отделялась от центральной части храма – наоса – стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.
Нервюра – ребро дугообразной формы в готических сводах.
Неф – (от греч. «неус» – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
Паперть – крыльцо и небольшая площадка (обычно крытые) перед входом в православную церковь.
Пилястра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.
Подклет – нижний этаж здания.
Поребрик – декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.
Парус – элемент купольной конструкции в форме сферического треугольника. На паруса опирается основной купол.
Плинфа – плоский кирпич (обычно 40х30х3 см), строительный материал и элемент внешнего декоративного убранства храмов.
Портал – декоративно оформленный дверной проем здания.
Портик – галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.
Придел – небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.
Притвор – западная часть православного храмов у входа, где по Уставу совершаются некоторые части богослужения и требы (обручение, лития и др.).Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии. Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведёт несколько ступеней.
Ризница – место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников.
Руст – тесаный камень, лицевая сторона которого оставлена грубо околотой. Рустовка подражает природной фактуре камня, создает впечатление особой прочности и тяжести стены.
Рустовка – декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.
Средокрестие – пересечение центрального нефа крестово-купольного храма с трансептом.
Травея – пространство нефа под сводом.
Трансепт – поперечный неф крестово-купольного храма.
Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний.
Фреска – («fresco» – свежий) – техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке. Грунтовка и закрепляющее (связующее) вещество представляют собой одно целое (известь), поэтому краски не осыпаются.
Техника фрески известна с античных времен. Однако, поверхность античной фрески полировалась горячим воском (смесь фрески с живописью восковыми красками – энкаустикой). Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Если же необходимы поправки, нужно вырезать соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Техника фрески требует уверенной руки, быстрой работы и совершенно четкого представления о всей композиции в каждой ее части.
Фронтон – завершение (треугольное или полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Хоры – открытая галерея, балкон во втором ярусе храма с западной стороны (или со всех сторон, кроме восточной). Здесь размещались певчие, а также (в католических храмах) орган.
Шатер – высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.
Ширинка – прямоугольная впадина в стене.
Яблоко – шар на завершении купола под крестом.
Что такое неф в церкви
Полезное
Смотреть что такое «НЕФ» в других словарях:
неф — неф, а [нэ] … Русское словесное ударение
неф — неф, а … Русский орфографический словарь
неф — неф/ … Морфемно-орфографический словарь
Нефёд — а, муж. Народн. к форма имени (см. Мефодий).Отч.: Нефёдович, Нефёдовна; разг. Нефёдыч. Словарь личных имён. Нефёд В порядке идущий, иносказательно – целенаправленный, методичный (греч.). 19 (6) апреля – равноапостольный Мефодий, архиепископ… … Словарь личных имен
неф — а; м. [франц. nef от лат. navis корабль] Архит. Вытянутое прямоугольное помещение, часть интерьера, ограниченная с одной или двух сторон рядом колонн. ● Первоначально каждая из трёх частей христианского храма типа базилики, расчленённого… … Энциклопедический словарь
неф — а, м. neuf f. <лат. navis корабль. архит. Корабль первоначально продольная часть христианского храма, обычно расчлененного колоннадой или аркадой на главный. более широкий и высокий неф и боковые нефы (по одному или более); высокий неф и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
НЕФ — общее название первых мореходных парусных судов Средних веков, появившихся в XII в. и просуществовавших до XVIII в. Использовались как для военных, так и для торговых целей и достигали водоизмещения в 500 т. Обычно имели две мачты с латинским… … Морской словарь
Нефёд — (Нефёдович, Нефёдовна) … Русский орфографический словарь
Неф — собора в Эксетере, Англия. НЕФ (французское nef, от латинского navis корабль), вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Неф — корабль (франц. nef, от лат. navis корабль), вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов. (Источник: «Популярная художественная… … Художественная энциклопедия