Что такое навалочные грузы
Что такое навалочные грузы
Существуют грузы, транспортировка которых имеет свою определенную специфику. К ним, в частности, относятся насыпные, навалочные и наливные грузы. Грамотную погрузку, перевозку и разгрузку могут правильно организовать и осуществить только квалифицированные специалисты с использованием специализированного транспорта.
Насыпные грузы
Отличаются однородностью и сыпучестью, и предназначены для перевозки в кузовах грузовых автомобилей. К ним относятся сахар, соль, мелкие зерновые, песок, мелкий гравий, щебень и пр. Транспортировка таких грузов имеет некоторые особенности – их желательно накрывать сверху от ветра, рассыпания на дорогу и попадания мелкого мусора. При движении автомобиля, загруженного сыпучим материалом, водителю надо проявлять осторожность, особенно при выполнении маневров, чтобы не допустить смещения груза и его высыпания. Для перевозки чистых сыпучих грузов наша компания часто использует специальные контейнеры, что гарантирует сохранность и чистоту груза.
Навалочные грузы
Это грузы, которые перевозятся без применения тары, потому что это невозможно. Эти материалы состоят из мелких, часто подвижных фракций, однородных или неоднородных по составу. Навалочные грузы делятся на две основные группы:
— зерновые – пшено, рожь, овес и др.;
— незерновые – промышленные (руда, уголь, концентраты), строительные и продовольственные товары.
Перевозят навалочные грузы специальными бортовыми автомобилями (самосвалами), которые разгружаются при помощи разгрузочных элементов. При транспортировке навалочных грузов существует несколько обязательных предосторожностей: осторожность при движении, чтобы часть груза не выпала из автомобиля, предотвращение само нагревания и самовозгорания горючих веществ, недопущение выступания навалочных материалов за границу бортов кузова автомобиля (при перевозке строительной или сельскохозяйственной техники, некоторых материалов).
Осуществлять перевозку навалочных грузов могут только специально обученные водители. Существует ряд правил безопасной транспортировки навалочных и сыпучих грузов:
— равномерное распределение груза в кузове. Не допускается возвышение даже части груза над бортом;
— малогабаритный и тяжелый груз надо укладывать только у переднего борта кузова автомобиля;
— общая высота загруженного автомобиля не может превышать 3,8 метров;
— при погрузке груза, который упакован в коробки или ящики, то следует строго следить за их размещением, исключая свободное пространство между ними, чтобы не допустить перемещения груза во время движения.
Классификация и общие свойства навалочных грузов.
Введение
Навалочные грузы можно разделить на две большие категории – зерновые и незерновые. К зерновым относятся сельскохозяйственные грузы, а к незерновым – все остальные (строительные, продовольственные, промышленные).
Уголь преимущественно перевозят в открытых полувагонах и на платформах. Для обеспечения безопасности разгрузочных работ необходимо тщательно осмотреть прибывший состав. При осмотре полувагонов с целью безопасности нужно пользоваться приставными лестницами с крючьями. При обнаружении неисправности вагонов, а также очагов горения угля руководитель работ обязан отметить такие вагоны и дать соответствующее указание рабочим. Вагоны с очагами тлеющего угля должны разгружаться на специально выделенной площадке склада. Хранение угля на складах требует строгого соблюдения определенных правил, так как при хранении на открытом воздухе он выветривается и измельчается, что способствует самовозгоранию.
НАВАЛОЧНЫЕ ГРУЗЫ
There are no translations available.
Навалочные грузы можно разделить на две большие категории – зерновые и незерновые. К зерновым относятся сельскохозяйственные грузы, а к незерновым – все остальные (строительные, продовольственные, промышленные).
Опасности при перевозке навалочных грузов могут быть следующими: самосогревание и самовозгорание горючих грузов, возможне повреждение дорожного покрытия или других машин в результате падения части груза, неудобство при маневрировании. Кроме того, навалочные грузы создают немалые неудобства при погрузке и разгрузке.
Перевозка навалочных грузов осуществляется с помощью бортовых автомобилей, чаще всего самосвалов, которые разгружаются с помощью специальных откидывателей. Водитель должен знать основные правила безопасной перевозки навалочных грузов:
Не допускается возвышение груза над бортом автомобиля. Груз должен быть распределен равномерно.
Если груз малогабаритный и тяжелый, то его укладывают у переднего борта кузова.
Высота автомобиля вместе с грузом не должна превышать 3,8 метров.
Если груз упакован в ящики или коробки, то необходимо их разместить так, чтобы исключить свободное перемещение, которое может привести к перемещению или поломке груза.
Перевозка навалочных грузов сопряжена с определёнными опасностями: подвижкой (“сухое смещение”), разжижением и перетеканием, самосогреванием и самовозгоранием; появлением в грузовых помещениях ядовитых, взрывчатых газов или обеднением содержания кислорода трюмного воздуха; быстрой коррозией металла; нарушением местной или продольной прочности судна.
Навалочные грузы, с точки зрения нормирования условий их перевозки, разделены на две группы: незерновые и зерновые. Перевозка незерновых навалочных грузов в международном судоходстве регламентирована Кодексом безопасной практики перевозки твёрдых навалочных грузов, имеющим рекомендательный характер, и внутрисоюзными Правилами безопасной перевозки незерновых навалочных грузов (РТМ 310038-78).
Для перевозки навалочных грузов мы предлагаем широкий спектр транспортных средств специального назначения, а также открытые и крытые вагоны. Доверять перевозку насыпных грузов следует профессионалам с большими опытом работы в данной сфере.
Классификация и общие свойства навалочных грузов.
Навалочными называются сухие грузы, перевозимые без тары, т.е. навалом. По транспортной классификации навалочные грузы относятся к виду грузов, опасных возможностью смещения, и делятся на два класса: класс 1-й – незерновые навалочные и класс 2-й – зерновые грузы. Зерновые грузы рассматриваются в следующем разделе из-за специфических свойств.
К навалочным грузам 1 класса относят сырье минерального и растительного происхождения – каменные и бурые угли, сланцы, руды, другие полезные ископаемые; продукты промышленной обработки сырья – кокс, обогащенные руды, удобрения, строительные материалы.
Данные грузы состоят из большого количества частиц разных форм и размеров (некоторые сорта угля имеют частицы в виде пыли, а бывают «частицы» массой до нескольких сотен килограммов); частицы обладают подвижностью, которая характеризуется углом естественного откоса или сопротивлением сдвигу; пространство между частицами заполнено воздухом (газом) или воздухом и водой.
Степень и вид опасности при морской перевозке навалочных грузов определяется способностью грузов: смещаться к борту и создавать крен судна; разжижаться и перетекать к борту; самонагреваться и самовозгораться; создавать повышенные концентрации ядовитых и взрывоопасных газов; понижать концентрацию кислорода в атмосфере грузовых помещений; нарушать местную или общую прочность корпуса судна; химически активно взаимодействовать с металлом корпуса судна и механизмов; вызывать порывистую качку (из-за низкого положения центра тяжести груженого судна).
Специфические свойства навалочных грузов можно разделить на физические и химические. К физическим свойствам относятся: сыпучесть, способность к усадке и самосортировке, плотность, скважистость, сорбционность, тепло- и температуропроводность, абразивность, гранулометрический состав. К химическим свойствам относятся: самосогревание, самовозгорание, взрывоопасность, коррозионность (1, 21).
Навалочный груз может быть в трех транспортных состояниях: относительно монолитном, сыпучем и разжижающемся. Первое состояние характерно для грузов с углом естественного откоса более 35° и рудных концентратов при малой влажности; второе состояние – для грузов с углом естественного откоса не более 35°; третье – для рудных концентратов и подобных им грузов при повышенной влажности. Под действием динамических нагрузок при погрузке и перевозке навалочный груз может перейти из монолитного состояния в сыпучее; некоторые грузы при увлажнении и действии динамических нагрузок могут перейти из сыпучего состояния в разжиженное.
Отношение массы груза к общему объему груза называется насыпной массой навалочного груза ( т/м
Для отдельной частицы груза эта величина не имеет смысла.
Плотность навалочных грузов способна меняться под действием динамических сил и статических нагрузок вследствие более компактной укладки частиц и уменьшения скважистости. Изменение плотности груза зависит от способа и высоты штабеля, интенсивности действия внешних сил. Величина, обратная насыпной массе навалочного груза, называется удельным объемом груза; она равна объему, занимаемому грузом массой 1 т в естественном состоянии.
Влажность – важная транспортная характеристика навалочного груза. Обычный способ ее определения – высушивание образца в сушильном шкафу при температуре 105–110°С до достижения постоянного веса пробы.
Отношение массы испарившейся влаги к массе сухого остатка после высушивания (в процентах) называется абсолютной влажностью груза. Влажностьгруза в значительной мере определяет состояние и поведение груза под воздействием статических и динамических нагрузок. С увеличением влажности угол естественного откоса растет до определенного предела, затем резко снижается; влияние влажности на объемную массу груза разное в зависимости от гранулометрического состава груза; изменение влажности влияет на силы сцепления и прочностные характеристики груза.
Под сыпучестью понимается способность груза смещаться (пересыпаться) вследствие взаимного передвижения частиц груза. Степень подвижности частиц и всей массы навалочного груза характеризуется углом естественного откоса навалочного груза , которым называется угол между горизонтальной плоскостью и образующей конуса, полученного в результате высыпания навалочного груза на эту плоскость. Угол естественного откоса является характеристикой груза в состоянии покоя.
Значение учитывается в расчетах площади, потребной для штабелирования груза, массы груза в штабеле, объема штивочных работ в трюмах, давления груза на ограждения, остойчивости судна с навалочным грузом при крене и смещении груза, при проектировании и эксплуатации перегрузочных и транспортирующих устройств.
Значение величины зависит от формы, размера, шероховатости и однородности частиц груза, влажности груза, способа и высоты отсыпки, состояния жидкой поверхности. Опасными в отношении смещения являются не только сыпучие грузы (такие, как зерно и другие насыпные грузы, обладающие устойчивым значением угла естественного откоса 35° и менее), но и те, которые приобретают свойство текучести под действием внешних динамических воздействий (качка, вибрация в течение рейса). Такие грузы называются тиксотропными. К ним относятся концентраты минеральных руд, а также порошкообразные и пылевидные вещества, перевозимые морем в увлажненном состоянии.
Транспортное состояние навалочных грузов характеризуется не только способностью пересыпаться, но и состоянием, при котором сыпучий по своей природе груз почему-либо утрачивает это свойство.
Слеживаемостью называется способность навалочного груза полностью или частично утрачивать свойство сыпучести в процессе транспортировки. Под влиянием силы тяжести многие грузы (соли, минеральные удобрения, руды) превращаются в более или менее монолитную массу. Помимо давления, на слеживаемость оказывают влияние влажность груза, кристаллизация солей из растворов, химические реакции, размеры и форма частиц груза, наличие и свойства примесей, длительность хранения, высота штабелей и другие факторы.
Частным случаем слеживаемости является сводообразование – самопроизвольное возникновение сводов, образованных частицами навалочного груза над выпускным отверстием бункера.
Смерзаемость – свойство навалочных грузов терять сыпучесть и превращаться в монолитную прочную массу при отрицательных температурах. Это свойство по своим внешним проявлениям и последствиям для транспортировки аналогично слеживаемости. Смерзаемость тем больше, чем мельче частицы груза, больше пористость и влажность. Крупнокусковые грузы меньше подвержены смерзаемости.
Применяются разные физические, химические, механические и комбинированные способы предупреждения или уменьшения смерзаемости, восстановления сыпучести. При транспортировке в зимнее время влажность руд должна быть не более 4 %, мелко кускового каменного угля – не более 5 %, апатитового концентрата – не более 0,5 %. Для восстановления сыпучести механическим способом применяют вибрационные (рыхлительные и ударные), бурорыхлительные (в том числе буро- и барофрезерные) и экскавационные машины.
Такие грузы, как пек, гудрон, асфальт, горячий агломерат, подвержены спекаемости (слипаемости) при изменении температуры во время перевозки. Реальный путь борьбы с этим явлением – изменение транспортного состояния грузов и технологии перевозки: перевозить не навалом, а в таре либо на специальных судах наливом с подогревом (по примеру перевозки серы).
Гранулометрический состав, т.е. количественное распределение составляющих груз частиц по их размерам, определяется путем последовательного грохочения (просеивания) образца груза через набор сит (решеток) с отверстиями разного диаметра. По гранулометрическому составу грузы делят на сортированные (у которых отношение размеров наибольшего и наименьшего кусков не превышает 2,5) и рядовые (которые характеризуются размером наибольшего типичного куска). По размерам (в мм) частиц навалочные грузы делятся на:
крупнокусковые более 160
среднекусковые от 60 до 160
мелкокусковые от 10 до 60
крупнозернистые от 2 до 10
мелкозернистые от 0,5 до 2
порошкообразные от 0,05 до 0,5
пылевидные менее 0,05
Гранулометрический состав груза определяет выбор схемы механизации перегрузочного процесса, влияет на слеживаемость и смерзаемость, а иногда и на потребительские качества груза.
Абразивность (истирающая способность) и острокромчатость (наличие острых режущих граней) грузов необходимо учитывать при выполнении погрузочно-разгрузочных операций и проектировании перегрузочных устройств.
Рассмотренные выше специфические свойства незерновых навалочных грузов определяют следующие технологические особенности их транспортировки: а) зависимость транспортного состояния груза от климатических факторов, таких, как температура и влажность воздуха; б) зависимость транспортного состояния груза от технологии добычи и обогащения; в) необходимость при транспортировке специализированного перегрузочного оборудования, подвижного состава смежных видов транспорта и флота; г) необходимость для некоторых грузов максимальной герметизации в транспортно-технологических операциях; д) повышенную трудоемкость переработки нижних слоев грузов в грузовых помещениях; е) необходимость ограничения высоты сбрасывания груза; ж) целесообразность стабилизации транспортного состояния груза в местах производства (гранулирование).
Виды насыпных и навалочных грузов
Современные транспортные компании осуществляют перевозку самых разнообразных грузов вне зависимости от их веса, длины и других показателей. Однако на этапе выбора и подготовки транспортного средства, все же стоит узнать какого вида груз надо будет доставить. Именно от того, к какому виду грузов относится перевозимые изделия, будет напрямую зависеть выбор транспортного средства.
Выделяется целый ряд грузов, перевозка которых имеет свои особенности. Так, особые условия требуются при перевозке насыпных и навалочных типов грузов. Стоит отметить, что насыпные и навалочные грузы перевозят преимущественно с использованием железнодорожным видом транспорта. Перевозка насыпных и навалочных грузов имеет свои собственные особенности. Основным признаком для разделения грузов на два вида является фракционный состав сырья.
Свое название данные виды грузов получили неслучайно. По способу разгрузки они как раз и отличаются. Если насыпные грузы можно выгружать без специальных устройств и дополнительной помощи, то для разгрузки навалочных грузов без специальных механизмов не обойтись.
Навалочные и насыпные грузы могут быть разделены на несколько основных групп:
Особе внимание уделяется транспортировке пищевых сыпучих грузов. Она должна осуществляться в строгом соответствии с действующими санитарными нормами.
Насыпные грузы
К насыпным грузам относят те, что состоят преимущественно из отдельных частиц, размеры которых находятся в пределах 0,05-13,0 мм. Те грузы, размер частиц которых не превышает 0,05 мм, выделяют в отдельную группу, которая получила название пылевидные.
Среди насыпных грузов можно выделить несколько подгрупп:
В некоторых случаях можно использовать наземный вид транспорта. Только в таком случае масса груза должна полностью соответствовать грузоподъемности транспортного средства, которое планируется использовать в процессе грузоперевозке.
Навалочные грузы
К навалочному типу грузов относят, в первую очередь, то сырье, которое имеет растительное или минеральное происхождение: строительное сырье, каменный уголь, разнообразная руда, зерновые культуры и др. Все то, что относится к данному типу грузов, условно делят на две основные группы:
Основное свойство всех этих грузов это их сыпучесть. Большинство из состоит из большого числа подвижных частиц того или иного размера. При этом они могут быть не только однородными, но и неоднородными по химическому составу.
Навалочные грузы — это те же насыпные грузы, которые отличаются по гранулометрическому составу. Эти грузы перевозят в вагонах без нужды упаковывать их в пакеты. Некоторые навалочные грузы также допускается перевозить на автотранспортном средстве. В этом случае используется транспорт с высокими борами. Груз в них грузят при помощи специально созданных откидывателей.
Для того, чтобы обеспечить безопасную и качественную доставку данных типов грузов, необходимо соблюдать ряд правил, а именно:
Перевозка навалочных и насыпных грузов может быть сопряжена с некоторыми опасностями: возможность самовозгорания, разжижение, обеднение кислородом и др.
Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»
Насыпные и навалочные грузы
Насыпными считаются грузы, представляющие собой однородную массу частиц, кусков, обладающих взаимной подвижностью (сыпучестью), размеры отдельных частиц (гранул) которых меняются от пылевидных (до 0.05 мм) до и более 320 мм. Номенклатура таких грузов составляет около 400 наименований.
Навалочные грузы относятся к насыпным, но считаются отдельной подгруппой из-за определенных физических свойств. Если насыпные состоят из однородных частиц (гранул, кусков), то навалочные могут представлять собой и неоднородную массу, но при этом обладающую большой подвижностью. Это влечет за собой определенные неудобства: навалочную продукцию, например, не всегда можно расфасовать по бочкам или ящикам, в отличие от насыпной.
Насыпные грузы перевозятся довольно часто, и как любые другие виды автоперевозок, подчиняются строго определенным для каждого типа груза, правилам. В частности, перед погрузкой грузов, подлежащих к перевозке насыпью или навалом, грузоотправитель принимает меры по заделке конструктивных зазоров подвижного состава. Также обеспечивает загрузку, чтобы поверхность такого груза не выступала за верхние края бортов и укрывает пологом для исключения просыпания в пути следования грузов и загрязнения окружающей природной среды.
При оформлении перевозочных документов на перевозку грузов насыпью или навалом в транспортной накладной в графе “количество мест” грузоотправителем указывается соответственно “насыпью” или “навалом”.
Виды, характеристики и классификация грузов
Под грузом в общем виде понимают продукцию или товар, подлежащий перевозке. На автомобильном транспорте перевозятся сырье, комплектующие, топливо, продукты питания, бытовую технику, металлоизделия, лес и т.д.
Перевозка грузов включает в себя ряд подготовительных операций (упаковка, маркировка, сортировка, взвешивание и т.д.), организацию погрузо-разгрузочных работ, перевозку и хранение грузов.
Содержание статьи:
Виды грузов
Характеристики грузов
Генеральные грузы
К генеральным относятся следующие грузы:
Генеральные грузы делятся на категории по размерам : обычные, длинномерные (свыше 3 метров) и негабаритные. По массе : легковесные или тяжеловесные (более 5 тонн).
Навалочные грузы
Главное свойство навалочных грузов – это их сыпучесть. К ним относятся: строительные материалы, уголь, руда и рудные концентраты, зерно. Особенность навалочных грузов заключается в том, что они состоят из подвижных частиц определенного размера, которые могут быть однородными или неоднородными по своему составу. Навалочные грузы можно разделить на две большие категории – зерновые и незерновые. К зерновым относятся сельскохозяйственные грузы, а к незерновым – все остальные (строительные, продовольственные и промышленные грузы).
Наливные грузы
К наливным грузам относятся бестарные жидкие грузы, для которых тарой являются специальные кузова автомобилей автоцистерн или другие устройства, укрепленные в кузове грузового ТС. К наливным грузам относят: нефть и нефтепродукты, жидкие химические требующие перевозки материалы (кислоты, спирты, некоторые виды удобрений т. д.) Также к наливным грузам относятся сжиженные газы СУГ, жидкие пищевые продукты (растительные масла, концентрат сока, животные жиры, патока, пресная вода, вино). Наибольшую долю среди этих грузов составляют нефть и нефтепродукты. При перевозке, хранении и перегрузке наливных грузов необходимо учитывать их специфические свойства: вязкость, плотность, огнеопасность, испаряемость, взрывоопасность, упругость паров, влияние на организм человека, коррозирующее действие на металлы и др.
По условиям перевозок и хранения грузы делятся на обычные и специфические.
Обычные грузы
Специфические грузы
Специфические грузы требуют особых мер по сохранности и безопасности при перевозке, погрузочно-разгрузочных работ и хранении. Специфические грузы делятся на негабаритные, длинномерные, большой массы, опасные, скоропортящиеся, требующие соблюдения определенных санитарных условий и антисанитарные.
Негабаритные грузы
Длинномерные грузы
Длинномерные – это такие грузы, свес которых над задним бортом грузового ТС превышает 2 метра. Длинномерные грузы являются разновидностью негабаритных грузов таких, как (сталь различного профиля, автомобили, трубы и т. п.). Как правило длина таких грузов больше длины кузова грузового автомобиля не менее чем на 1/3. Для перевозки таких грузов следует применять прицепы-роспуски.
Тяжеловесные грузы
Опасные грузы
Скоропортящиеся грузы
Антисанитарные грузы
Живые грузы
К живым грузам относятся животные и птицы, перевозятся они автомобильным транспортом в соответствии с ветеринарными нормами. Живые грузы, это животные, птицы, пчелы и рыба, перевозимые с соблюдением санитарно-ветеринарных требований. Для транспортировки используются одно- и двухуровневые скотовозы, клетки, улья, ящики, резервуары, проходящие обязательную дезинфекцию перед каждым рейсом.
Классификация грузов
Вид груза является одним из важных факторов, определяющих выбор типа подвижного состава и условия его эксплуатации, способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т.д. У перевозчика товар становится “грузом”, так называют принятые к перевозке продукцию, товары, материалы. Для оптимизации организации грузовых операций получатель должен знать транспортные характеристики грузов (это специальный термин). Совокупность свойств груза, определяющих его транспортабельность, условия перевозки, перевалки и хранения, вид упаковки, объем, масса, габариты, физико-химические свойства и др. Физико-химические свойства грузов, это хрупкость, токсичность, гигроскопичность, распыляемость, смерзаемость, спекаемость, способность к самовозгоранию, окислению, радиационному воздействию и т. д. Перевозчики классифицируют грузы в зависимости от технологии погрузки и разгрузки, способа перевозки, вида тары и т. п.
На железных дорогах грузы классифицируют как:
На отдельных видах транспорта в зависимости от коэффициента использования грузоподъемности средств транспорта грузы делят на классы:
Класс груза зависит от его объемной массы (т/м3) и способа упаковки (в контейнерах, бочках, ящиках, навалом и т. д.). Класс груза учитывается в тарифах на перевозку наряду с расстоянием перевозки и другими факторами.
Классификация грузов производится по следующим признакам:
По способам погрузки-выгрузки и перевозки различают следующие виды грузов перевозимых автомобильным транспортом.
Штучные грузы могут быть тарные и бестарные и характеризуются весом, формой и объемом каждой штуки.
Основными характеристиками штучных грузов являются:
Наиболее распространены следующие виды тары:
Классы, категории и группы грузов
Для установления оплаты за перевозку ( тарифа ) грузы разделяются на четыре класса в зависимости от степени использования грузоподъемности подвижного состава :
Класс груза определяется не только его физическими свойствами, но и способом его упаковки (затаривания).
Бывают случаи, когда один и тотже груз может быть отнесен к различному классу при разной его упаковке:
Весовые категории грузов:
Перемещение грузов 1-й категории от склада до места погрузки или от места разгрузки до склада может быть организовано вручную, если расстояние по горизонтали не превышает 25 метров, а для сыпучих грузов (перевозимых навалом) 3,5 метра. При большем расстоянии такие грузы должны транспортироваться механизмами и приспособлениями. Транспортирование, погрузка и разгрузка грузов 2-й и 3-й категорий на всех постоянных и временных погрузочно-разгрузочных площадках (пунктах) должны быть механизированы. При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом он не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными) и должен располагаться равномерно по всей площади кузова. Ш тучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать крепким такелажем (канатами, веревками).