Что такое нарния в воде
Речные боги
« Они свернули немного вправо, пробежали вниз по склону холма и увидели перед собой длинный мост Беруна. Однако не успели они на него вступить, как из воды поднялась огромная, мокрая, бородатая голова, много больше человеческой, увенчанная тростником. »
— «Принц Каспиан»
История [ ]
Речной бог и его дочери наяды вышли из реки в день сотворения Нарнии, услышав зов Аслана. Позже Аслан включил его в состав первого совета, который должен был обсудить пришедшее в Нарнию зло. В дальнейшем дочери первых короля и королевы Нарнии вышли замуж за речных богов и духов леса. («Племянник чародея»)
Во времена Тельмарийской оккупации речные боги заснули из-за того, что захватчики загрязнили воду. Кроме того, тельмарийцы построили на месте брода Беруна мост, который сковал жившего там речного бога. Когда Аслан вернулся в Нарнию, он разбудил духов природы, в том числе речных богов, а потом вместе с Люси, Сьюзан, Вакхом, Силеном и менадами пришёл к мосту Беруна. Там они увидели выглядывающего из воды речного бога, который попросил освободить его от оков. Аслан поручил это Вакху. Тогда неожиданно плющ обвил мост, пробился между камнями и разрушил его. Речной бог оказался на свободе, а Аслан и его спутники перешли брод и направились дальше. («Принц Каспиан»)
В адаптациях [ ]
Бог поднимает мост
Что надо знать о «Хрониках Нарнии»
«Хроники Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса, занимающие верхние строчки большинства списков лучших книг всех времен и народов, — загадочное явление, ключ к которому до сих пор не найден. Попробуем разобраться, как их читать
Клайв Стейплз Льюис. Оксфорд, 1950 год © John Chillingworth / Getty Images
В первой части цикла присутствуют Дед Мороз (Father Christmas), Снежная королева из сказки Андерсена, фавны и кентавры из греческой и римской мифологии, бесконечная зима — из скандинавской, английские дети — прямиком из романов Эдит Несбит, а сюжет о казни и возрождении льва Аслана дублирует евангельскую историю предательства, казни и воскресения Иисуса Христа. Чтобы разобраться в том, что же такое «Хроники Нарнии», попробуем разложить их сложный и разноплановый материал на разные слои.
В каком порядке читать
Путаница начинается уже с последовательности, в которой следует читать «Хроники Нарнии». Дело в том, что публикуются они вовсе не в том порядке, в котором были написаны. Книга «Племянник чародея», где рассказывается о сотворении Нарнии, появлении там Белой колдуньи и происхождении платяного шкафа, была написана предпоследней, а первой появилась «Лев, колдунья и платяной шкаф», которая сохраняет значительную часть очарования первоначальной истории. В такой последовательности она опубликована в самом дельном русском издании — пятом и шестом томах восьмитомного собрания сочинений Льюиса, — и с нее начинаются и большинство экранизаций книги.
После «Льва, колдуньи и платяного шкафа» следует «Конь и его мальчик», затем «Принц Каспиан», «Покоритель зари, или Плавание на край света», «Серебряное кресло», затем приквел «Племянник чародея» и, наконец, «Последняя битва».
Нарния (страна)
Нарния, также Королевство Нарния — страна, расположенная в центре мира, который также называют Нарнией.
Содержание
Описание [ ]
Нарния — страна или королевство. Дружелюбно настроена к соседним странам. В состав Нарнии входят Одинокие Острова (Дорн — самый большой; Феллимат — малонаселённый остров, на нём пасут стада,так как там благоприятный климат; Авра — самый маленький остров из этой группы, там живут богатые слои общества Нарнийцев и не только.) Нарнией правит один или несколько монархов. Нарнию создал Великий лев Аслан, который короновал всех королей и королев Нарнии.
Территория [ ]
Нарния расположена в центре континента. С юга, запада и севера её окружают горы, а на востоке находится побережье Великого Восточного моря. Сама территория королевства — это преимущественно холмистые равнины и леса. В северной части страны находятся болотистые низменности. Одной из главных транспортных артерий Нарнии является Великая река, которая пересекает всю страну с запада на восток.
Население [ ]
В Нарнии живут говорящие животные и мифические существа. Первые получили в дар от Аслана способность мыслить и говорить, а вторые были им призваны сюда. Также Нарнию населяют люди, попавшие сюда с Земли через порталы.
Правление [ ]
Как и в окрестных странах, Нарнией управляет один или несколько монархов. Первыми правителями Нарнии были Франциск и Елена. Аслан короновал их и завещал мудро управлять этой великолепной страной. Впоследствии Нарнией правили потомки Франциска и Елены.
В Золотой век Нарнией управляли сразу четыре монарха. По пророчеству, Нарнией должны были управлять два сына Адама и две дочери Евы. Всё так и произошло, и в 1000 году по нарнийскому летосчислению четыре монарха воссели на троны в Кэр-Паравале.
В Тёмную эпоху правитель Мираз узурпировал власть в Нарнии. Но с течением времени и с помощью Аслана трон вернулся к законному правителю — Каспиану X. Каспиан правил страной мудро и справедливо, в соответствии с законом.
Экономика [ ]
Экономическое положение Нарнии зависит от поддержки других окрестных стран. Например, Орландия — союзник Нарнии с давних времён. Так как в состав Нарнийского Королевства входят Одинокие Острова, то экономика страны зависит так же и от уплаты налогов со стороны Островов.
Каспиан Х разбил великанов с Эттинсмура и заставил платить дань («Покоритель Зари»), так что экономическое положение Королевства стабилизировалось после правления узурпатора Мираза.
Религия [ ]
Нельзя сказать, что нарнийцы имеют организованную религию со служителями культа, как это существует в Калормене. Большинство из них просто по-настоящему верит в Аслана и в то, что в трудный момент он появится в Нарнии и поможет ей. Для этой веры не нужны молитвы или специальные культовые сооружения. Однако нужно отметить, что в тяжёлые для Нарнии времена многие нарнийцы отказывались от Аслана или забывали его.
Армия [ ]
Так как Нарния находится в тесном политическом и экономическом союзе с Орландией, они не раз оказывали друг другу взаимную военную помощь.
Великая река
Содержание
Описание [ ]
Появление и упоминание в книгах [ ]
Во время Столетней зимы большая часть Великой реки замёрзла. Питер, Сьюзан, Люси, мистер Бобёр и миссис Бобёр долгое время шли вдоль реки направляясь к Каменному столу. У брода Беруна произошла битва между армией Аслана и армией Белой Колдуньи, которая привела к окончанию Столетней зимы и наступлению Золотого Века. («Лев, Колдунья и Платяной шкаф»)
В конце эпохи Тельмарийской оккупации Аслан вместе со Сьюзан, Люси, Вакхом, Силеном и менадами прошли по северному берегу Великой реки от брода Беруна до Плотины Бобров, прогоняя злых и завистливых людей и награждая добрых людей и животных. («Принц Каспиан»)
В адаптациях [ ]
Питер, Сьюзан, Люси и бобры проходят под водопадом.
Великую реку можно увидеть во всех экранизациях, так как на ней расположена плотина Бобров. Однако значимую роль она играет только в фильме «Лев, Колдунья и волшебный шкаф». В нём есть специальная сцена у водопада, расположенном рядом с Дрожащим лесом. Чтобы добраться до лагеря Аслана, Питер, Сьюзан и Люси и бобры попробовали пересечь замёрзшую реку в этом месте. Здесь их нагнали волки во главе с Маугримом. Маугрим уговаривал Питера оставить свою миссию и вернуться домой, но Питер сомневался, что стоит это делать. Как раз в этот момент талая вода прорвала лёд и смыла всех в реку. Дети удержались на льдине благодаря тому, что Питер вонзил свой меч в лёд. Они вышли на берег ниже по реке и продолжили свой путь.
Нарния
На́рния (англ. Narnia ) — мир в стиле фэнтези, созданный англо-ирландским автором Клайвом Стейплзом Льюисом, являющийся местом действия в большинстве книг серии Хроники Нарнии, эпопеи из семи книг. Также страна в этом мире, имеющая определяющее значение в космогонии и имеющая особое сакральное значение.
В Нарнии многие животные могут говорить, живут мифические создания и магия является свойством многих существ. Серия показывает историю Нарнии от её сотворения до конца. Среди главных героев — люди (как правило, дети), которые попадают туда из «нашего мира».
Содержание
Религия
Нарния (нарнийский мир) создана Асланом, Великим Львом — Богом, который является создателем всего мироздания. Почитание Аслана является истинной религией, которую исповедуют нарнийцы, отступление от которой ведёт к различным пагубным последствиям.
В различные времена на территории Нарнии или вблизи неё действовали Колдуньи, которые отвергали почитание Аслана, и преследовали за веру в Аслана или её утверждение. Нечисть Нарнии, существовавшая в разные периоды её развития, отдалена от Аслана и противится ему.
На юге нарнийского мира, в Тархистане, существует отвратительный по нарнийским представлениям культ Таш — богини, которая требует человеческих жертв. Её главный храм находится в Ташбаане. В храме выставлена статуя Таш, сделанная из камня и покрытая золотом, с алмазами, вставленными в глазницы. У неё туловище человека, голова хищной птицы и четыре руки. Пальцы заканчиваются когтями, напоминающи птичьи клювы. Среди почитателей Таш существует поверье, что взглянувший в лицо Таш немедленно умирает. При этом считается, что в такой смерти и заключена цель жизни любого верующего.
Также в Тархистане известно почитание Зардинах — владычицы мрака и девства, которой приносили жертву девушки, которые собирались выйти замуж.
В разные периоды своего развития в Нарнийском мире появлялись всплески атеизма. Например, у гномов в Нарнии подобная тенденция (атеизма или религиозной индифферентности) наблюдалась несколько раз достаточно явно. Также атеизм мог быть свойственен тархистанцам, во всяком случае, такое явление зафиксировано в поздний период.
География
Нарния — это и весь созданный вторичный мир, и страна, как очевидно, в его центре. На территории этой страны впервые в этом мире появилась жизнь. Все остальные территории были населены выходцами из Нарнии и/или пришельцами с Земли/возможно, иных миров.
Нарния
Название «Нарния» связано не только с нарнийским миром, но особенно со страной Нарния внутри этого мира, которую Творец — Аслан — наполнил говорящими животными и мифическими существами. Нарния — страна гор, равнин и холмов, достаточная часть страны покрыта лесом. На востоке страну ограничивает Восточное Море, на западе — огромные горы, на севере — река Шриббл, на северо-северо-западе находятся равнины и те же горы, и на юге — иные горы, отделяющие Нарнию от Орландии.
Замки, города и поселения. Резиденция Королей — замок Кэр-Параваль, в устье Великой Реки. Известны замок Мираза и замок Белой Колдуньи. Города на реке — Беруна, Бобровая Плотина и Чиппингфорд (поздний период Нарнии).
Королями Нарнии могут быть только люди (или существа, имеющие доминирующую человеческую кровь) — «дети Адама и Евы».
Человеческое население европеоидного (англосаксонского и, вероятно, с такими же последующими примесями) типа. Роды первоначальной королевской династии и аристократии смешивались с наядами и дриадами, лесными и речными богами.
Орландия
Орландия — горная страна на юге от Нарнии. На севере ограничена горами, во многом из которых и состоит территория Орландии, а на юге — рекой Орлянка. Резиденция короля в замке Анвард, в сердце страны. Другие города или поселения в Орландии не упоминаются. Орландия во всех текстах Хроник в союзе с Нарнией.
Начало Орландии дано переселенцами из Нарнии, о каких-либо внешних вторжениях в антропологический/национальный облик орландцев неизвестно.
Первым королём Орландии был младший сын одного из нарнийских королей.
Тархистан
Тархистан (англ. Calormen, от лат. calor «жара») — это империя на юге нарнийского мира. На большей части страны субтропический и умеренный климат. Великая Пустыня находится на севере страны и является естественным барьером, в течение веков защищавшим Орландию и Нарнию от могущественных тархистанцев. Культурный центр Тархистана — река, которая течёт с запада на восток вдоль южного края Великой Пустыни. Столица — Ташбаан — расположена на острове в середине течения реки.
Основан группой беглых преступников, пришедших из Орландии и, очевидно, переселенцами с Земли/иного мира ирано-афганского и/или семито-аравийского (арабид) антротипа (или иных близких типов).
Тельмар
Территория к северо-западу от Нарнии. В 300-м году освоена Тархистаном. В 460-м земли захватывают пираты, попавшие на Земле на необитаемый остров и обнаружившие проход между мирами. В 1998 году от сотворения Нарнии Тельмар совершает захват Нарнийского королевства. Тельмаринские короли начинают новую династию нарнийских королей.
По данным Хроник, тельмаринцы чистого европеоидного типа, как и орландцы и первоначальные (до Великой Зимы и прихода тельмаринцев) нарнийцы.
Восточное Море
Множество островов и архипелагов усеивают Восточное Море. Наиболее значимые из них: Гальма, Теревинфия, Семь Островов и Одинокие Острова. Императором последних является нарнийский король.
На дальнем конце Восточного Моря география становится страшной (в священном смысле) и внушающей трепет. В Нарнийском мире небо встречается с землей. Но за водопадом, падающим за край земли, лежит не только край, предел мира, но и Горы Конца Света, за которыми (или уже в которых) лежит Страна Аслана — Бога, создавшего все мироздание.
Другие земли
К северу от Нарнии лежит Эттинсмур и Земли Севера, населённые (из того что известно согласно Хроник) разными родами великанов. Наиболее значимое поселение — замок Харфанг, народ великанов, живущий вблизи руин некогда великого города.
Земли к западу от Нарнии необитаемы, но именно на Запад лежит путь к Волшебному Саду, откуда некогда был взят плод Древа, из которого выросло иное Древо, защищавшее Нарнию.
Подземье расположено в глубоких пещерах под Землями Севера, Этинсмуром и немного Нарнией. Страна Бисм лежит в глубинах земли, ниже этих пещер.
Обитатели
Сыновья Адама и Дочери Евы входили в Нарнию несколько раз с Земли. Они и их потомки населяют страны Нарнийского мира.
Гномы
Аслан называл их «Сыновьями Земли». Среди гномов существует как минимум две расы: чёрные гномы и рыжие гномы; различие, звучащее в названии — цвет волос и бороды. Рыжие гномы скорее поддерживали Аслана, чёрные — более самолюбивы и ориентированы на сопротивление.
Говорящие животные
В Нарнии можно встретить прообраз многих животных нашего мира. Говорящие животные отличаются от своих «немых» собратьев речью, внешностью, психическими характеристиками и т. д. Одновременно с говорящими животными в Нарнии существуют и неговорящие, между этими двумя племенами грань дистанции, которая обычно не переходится.
При сотворении, когда Аслан дохнул на первые пары животных, многие из них не только обрели разум и речь, но и изменились в размере. Мелкие животные (грызуны, птицы и небольшие млекопитающие) стали крупнее своих неговорящих сородичей, а самые крупные животные стали чуть меньше размером.
Кроме «обычных» говорящих зверей, существуют и волшебные существа — единороги, грифоны.
После появление Тельмарин некоторые животные перестали быть говорящими.
Колдуньи
В книгах о Нарнии упоминается Белая Колдунья, некогда королева Чарна.
Белая Колдунья (Джадис) появляется в четырёх книгах серии: «Племянник чародея», «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф», « Серебряное кресло», мельком упоминается в книге «Принц Каспиан»
Джадис — последняя правительница мира Чарн, погубившая этот мир (об этом рассказывается в книге «Племянник чародея»); в Нарнию она попала из-за действий героя первой книги Дигори; также говорится (в книге «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф»), что её прародительницей была Лилит, и что в её венах течёт кровь джиннов и великанов. Джадис выглядит очень высокой, прекрасной и холодной женщиной.
На момент событий, происходящих в книге «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф», Колдунья держит в повиновении Нарнию на протяжении ста лет, сковав её вечной зимой. Именно с ней приходится сражаться четвёрке детей, попавших в Нарнию.
В книге «Серебряное Кресло» описывается иная Колдунья — предстающая в образе Зелёной Дамы, способной превращаться в огромную змею. Происхождение её не совсем понятно, рассказчик упоминает, что это та самая Колдунья, что сковала Нарнию льдом, но Белая Колдунья, по всей видимости, окончательно погибла в битве с Асланом (конец книги «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф»). Возможно всё же, что это возрождённая Джадис, о возможности возвращения которой говорили ведьма и оборотень (в книге «Принц Каспиан»)
Среди обитателей Нарнии известны ведьмы, но это существа иного, несравнимо меньшего уровня, чем колдуньи.
Мифические существа
Прочие обитатели Нарнии имеют прообразы в земной мифологии: Кентавры, Драконы, Дриады, Наяды, Фавны, Менады, Минотавры, Пегас, Феникс, Сатиры, Морские змеи, Оборотни,Ведьмы, Единороги, Грифоны, боги рек, лесов и т. д. (несмотря на то, что Льюис был христианином) и т. д.
Есть подобие ангельской иерархии — народ Звезд.
Космология
Астрономия
Созвездия неба Нарнии отличаются от земных. Упоминаются летние созвездия Корабль, Молот, Леопард. Северная полярная звезда неба Нарнии носит название Острие Копья и ярче Полярной звезды Земли. Принцу Каспиану показали сближение планет Тарвы, Лорда Победы, и Аламбил, Леди Мира. Планеты видны в южной части неба (что исключает внутренние планеты), и сошлись на угловое расстояние меньше градуса. Такое сближение можно увидеть лишь раз в двести лет. На небе Нарнии ярко светит луна. Нарния обладает магнитным полем достаточной напряженности, чтобы можно было пользоваться магнитным компасом.
Многомирие
Мир Нарнии — один из бесчисленных миров, в которые входит и наш с вами мир, и мир Чарна. Миры эти соединяются посредством Леса-Между-Мирами. Это место с особой магией, для одних усыпляющей и умиротворяющей, для других опасной. Проникать из одних миров в другие через Лес-Между-Мирами возможно при помощи особых артефактов.
Время
Посетители Нарнии заметили, что течение времени, в то время как они отсутствовали в своём измерении, ведёт себя абсолютно непредсказуемо. Обычно время в мире Нарнии течёт быстрее чем в их родном мире, но это не всегда обязательно. Исходя из того факта, что Аслан способен создавать переходы между Землёй и Нарнией, скорее всего, все другие порталы подвластны ему и он может контролировать их направления и течение времени. Это значит, что время должно течь в обоих мирах независимо друг от друга.
Способы попасть в Нарнию
Все описанные способы, кроме жёлтых и зелёных колец, являются непостоянными и, скорее всего, одноразовыми. Также Аслан упоминал, что в Нарнию нельзя попасть одним и тем же путём.
Наиболее значимые события в истории Нарнии
1 Сотворение Нарнии. Животным дарована речь. Дигори сажает Древо Защиты. Белая Колдунья оказывается в Нарнии, но вынуждена бежать на Север. Франциск I воцаряется в Нарнии.
180 Принц Коль, младший сын нарнийского короля Франциска V, ведет своих соратников в незаселенную Орландию и становится её первым королем.
204 Группа преступников бежит из Орландии через Южную Пустыню и основывает Тархистан,
300 Тархистанская Империя захватывает новые земли. Среди них — Тельмар к западу от Нарнии.
302 Нарнийский король Гейл освобождает Одинокие острова от дракона. Благодарные жители избирают его императором.
460 Пираты из нашего мира захватывают Тельмар.
898 Белая Колдунья возвращается в Нарнию с Дальнего Севера.
900 Начинается Долгая Зима.
1000 В Нарнии появляются четверо Певенси. Предательство Эдмунда. Самопожертвование Аслана. Поражение Белой Колдуньи и конец Долгой Зимы. Питер становится Верховным Королем Нарнии.
1014 Королева Сьюзен и король Эдмунд посещают двор Тархистанского Тисрока. Орландский король Лум находит своего потерянного сына принца Кора и отражает предательское нападение тархистанского царевича Рабадаша.
1015 Четверо Певенси охотятся на Белого Оленя и исчезают из Нарнии.
1998 Тельмаринцы нападают на Нарнию и завоевывают её. Королем Нарнии становится Каспиан I.
2290 Рождение принца Каспиана, сына Каспиана IX. Мираз убивает своего брата Каспиана IX и узурпирует трон.
2303 Принц Каспиан бежит от своего дяди Мираза. Гражданская война в Нарнии. С помощью Аслана и Певенси, которых Каспиан призывает Волшебным Рогом королевы Сьюзен, ему удается победить Мираза. Каспиан воцаряется под именем Каспиана X.
2306—2307 Великое плавание Каспиана Х к Краю Света.
2310 Каспиан Х берет в жены дочь волшебника Раманду.
2325 Родился принц Рилиан.
2345 Королева гибнет от укуса змеи. Рилиан исчезает.
2555 Обман Хитра (ослик, одетый в львиную шкуру, выдаётся им за Аслана). Тархистанцы проникают в Нарнию. Короля Тириана спасают Юстэс и Джил. Нарния захвачена тархистанцами. Последняя битва. Конец Нарнии.