Что такое надстройка корабля
Надстройка (судостроение)
Если подобная конструкция отстоит от бортов на бо́льшее расстояние, то она называется рубкой.
Надстройки разделяются на:
* в зависимости от протяженности:
* в зависимости от высоты:
* по месту расположения:
* промежуточная (смещенная в корму приблизительно на ¾ длины судна);
* а также комбинации вышеназванных (средняя надстройка сливается с носовой или кормовой):
* удлинённый бак (не менее 25 % длины судна);
* по функциональному назначению:
* жилая (обычно многоярусная; служит для расположения жилых, бытовых и служебных помещений);
нежилая (например, высокий бак, предназначенный для повышения мореходности судна).Количество, расположение и форма надстроек определяют архитектурно-конструктивный тип судна — одно-, двух- и трёхостровные. Трёхостровные суда имеют бак, ют и среднюю надстройку.
Бак и ют, обычно, одноярусные, их обводы являются продолжением обводов корпуса. Они в первую очередь предназначены для защиты палубы от заливания волнами, что повышает мореходность судна.
Средняя надстройка может служить для защиты от волн сходов и световых люков машинного отделения на судах со средним расположением машинного отделения.
Судно, не имеющее бака и юта, называют гладкопалубным.
Суда с надстройками, отстоящими друг от друга не более чем на 30 % длины судна, называют колодезными.
Надстройки увеличивают запас плавучести и улучшают мореходные качества судна. Они имеют водонепроницаемые двери, иллюминаторы и люки.
Надстройка (судостроение)
Надстро́йка судова́я — закрытое сооружение на верхней палубе судна, расположенное от борта до борта, либо отстоящее от бортов на небольшое расстояние, не превышающее 4 % от ширины судна.
Если подобная конструкция отстоит от бортов на бо́льшее расстояние, то она называется рубкой.
Надстройки разделяются на:
Количество, расположение и форма надстроек определяют архитектурно-конструктивный тип судна — одно-, двух- и трёхостровные. Трёхостровные суда имеют бак, ют и среднюю надстройку.
Бак и ют, обычно, одноярусные, их обводы являются продолжением обводов корпуса. Они в первую очередь предназначены для защиты палубы от заливания волнами, что повышает мореходность судна.
Средняя надстройка может служить для защиты от волн сходов и световых люков машинного отделения на судах со средним расположением машинного отделения.
Судно, не имеющее бака и юта, называют гладкопалубным.
Суда с надстройками, отстоящими друг от друга не более чем на 30 % длины судна, называют колодезными.
Надстройки увеличивают запас плавучести и улучшают мореходные качества судна. Они имеют водонепроницаемые двери, иллюминаторы и люки.
Надстройка судовая
Если подобная конструкция отстоит от бортов на бо́льшее расстояние, то она называется рубкой.
С корпусом судна надстройки прочно связаны наружной обшивкой, а также внутренними выгородками и переборками. Переход от главной палубы к надстройке подкреплен особо, так как из-за концентрации напряжений в нем существует опасность возникновения трещин.
Надстройки подразделяются на:
Количество, расположение и форма надстроек определяют архитектурно-конструктивный тип судна — одно-, двух- и трёхостровные. Трёхостровные суда имеют бак, ют и среднюю надстройку.
Бак и ют, обычно, одноярусные, их обводы являются продолжением обводов корпуса. Они в первую очередь предназначены для защиты палубы от заливания волнами, что повышает мореходность судна.
Средняя надстройка может служить для защиты от волн сходов и световых люков машинного отделения на судах со средним расположением машинного отделения.
Судно, не имеющее бака и юта, называют гладкопалубным.
Суда с надстройками, отстоящими друг от друга не более чем на 30 % длины судна, называют колодезными.
Надстройки увеличивают запас плавучести и улучшают мореходные качества судна. Они имеют водонепроницаемые двери, иллюминаторы и люки.
Что такое надстройка корабля
Надстройки и рубки
Надстройка — палубная конструкция, ширина которой равна ширине судна. Надстройка может не доходить до бортов на величину не превышающее 4 % от ширины судна. Если подобная конструкция отстоит от бортов на бо́льшее расстояние, то она называется рубкой.
Надстройки и рубки (рис. 58) служат для размещения различных судовых помещений. Длинные надстройки и рубки могут принимать участие в обеспечении общей продольной прочности, снижая при этом напряжения в палубе до 30 %. На современных судах надстройки и рубки, как правило, многоярусные, кроме надстройки бака.
Надстройки разделяются на:
в зависимости от протяженности:
в зависимости от высоты:
по месту расположения:
а также комбинации вышеназванных (средняя надстройка сливается с носовой или кормовой):
по функциональному назначению:
В процессе эксплуатации судна на надстройки действуют силы тяжести различных устройств и вышележащих ярусов, удары волн при заливании палубы, усилия от общего продольного изгиба корпуса. Надстройки и рубки обычно стальные. В последнее время на многих судах получили распространение надстройки и рубки из легких сплавов, что уменьшает массу корпуса и понижает ЦТ судна, при этом улучшается остойчивость. Чтобы избежать контактной коррозии между стальным комингсом рубки и ее стенкой из легких сплавов, между ними устанавливают диэлектрическую прокладку из резины или тиоколовой ленты.
Шпангоуты надстройки или стойки рубки ставят на каждом основном шпангоуте с учетом расположения различных вырезов в стенках и палубах надстроек и рубок. К палубам шпангоуты и стойки крепят кницами. В плоскости поперечных переборок устанавливают рамные шпангоуты и рамные бимсы или выгородки. Толщина переборок и палуб надстроек и рубок колеблется в пределах 3—10 мм. Наибольшую толщину имеют фронтальные (носовые) переборки.
В последнее время стенки надстроек и рубок на некоторых судах стали делать гофрированными, что дает выигрыш в массе и уменьшает коробление при сварке. Гофры располагаются вертикально или горизонтально. Горизонтально расположенные гофры улучшают внешний вид надстройки, но требуют постановки рамных стоек, которые занимают много места. Все вырезы в переборках и палубах выполняются со скругленными углами во избежание появления толщин. С этой же целью углы длинных надстроек или рубок к палубе и борту не приваривают, а приклепывают.
Набор надстройки аналогичен набору в междупалубных помещениях, только более легкий. Шпангоуты надстроек и бортовые стойки рубок устанавливают на каждом основном шпангоуте, учитывая расположение вырезов в стенках и палубах надстроек и рубок. В плоскости поперечных переборок корпуса судна устанавливают рамные шпангоуты и бимсы или выгородки. Из поперечных переборок надстроек наиболее прочными делают концевые носовые переборки средней надстройки и юта. Бортовые стенки надстроек швартующихся в море судов отстоят от борта не менее чем на 0,1 своей высоты либо имеют уклон не менее 0,1 в сторону ДП судна. По концам надстроек наблюдается концентрация напряжений, поэтому места окончания надстроек усиливают. Листы нижнего пояса бортовой обшивки надстройки имеют толщину большую, чем листы средней части надстройки.
Надстройки и рубки обычно стальные, однако на некоторых промысловых судах рубки изготовлены из алюминиевых сплавов, что уменьшает массу и понижает ЦТ судна. Для предотвращения контактной коррозии между стальным комингсом надстройки (рубки) и ее стенкой из алюминиевых сплавов устанавливают прокладку из резины или тиоколовой ленты и выполняют заклепочное соединение.
Углы соединения боковых стенок рубок с концевыми переборками выполняют закругленными. Для предотвращения концентрации напряжений в углах оконных и дверных вырезов и появления трещин углы вырезов скругляют, вырезы подкрепляют обделочными рамками. Вырезы для дверей в рубках, расположенных в средней части судна, подкрепляют утолщенными листами, вырезы для иллюминаторов и окон подкрепляют горизонтальными ребрами.
Литература
Основные элементы и строение морского судна
Морское судно это как плавучий город, состоящий из деталей и элементов. Судно нельзя представить без его основных частей – корпуса судна, машинного отделения и навигационного мостика. Из чего же еще состоит морское судно?
Корабль состоит из видимых и не видимых элементов. К примеру: винт, якорь, бак, киль, надстройка, перо руля, мачта, навигационный мостик и подруливающее устройство – основные видимые элементы. Трюм, балластные танки, топливные танки, кофердамы, двойное дно и т.д. – невидимые элементы судна.
Чтобы понять из чего состоит судно, нам придется разобрать судно по частям.
Пеленгаторная палуба (Monkey Island)
· Находится над навигационным мостиком
· В прошлом использовалось моряками для обсервации, пеленгования и ориентирования в море.
· На этой палубе установлены антенны навигационного оборудования мостика: VDR, АИС, радары прикреплены к мачте, антенны коммуникационного оборудования (VHF, MF/HF), НАВТЕКС и так далее. Так же присутствует мачта, на которой помимо антенн находятся навигационные огни.
Навигационный мостик (Bridge)
· Судовой мостик – командный центр корабля. Отсюда управляется судно с помощью навигационного оборудования и вахтенного офицера.
· С мостика можно управлять палубными устройствами, главным двигателем и навигационной системой корабля.
· Рутинная работа на мостике состоит из: мониторинга скорости, курса и позиции судна, наблюдение за погодными условиями и состоянием моря, связь с другими судами, а так же с берегом.
Труба (Funnel)
· Она же – дымовая труба, предназначена для выброса дыма с машинного отделения.
· Задача дымовой трубы – выброс выхлопных газов подальше от палубы и экипажа. Именно поэтому она находится выше мостика.
Надстройка (Accommodation)
· Надстройка на судне служит как жилой дом для экипажа. В нем есть все возможные удобства для команды корабля: офисы, спортивные тренажеры, каюты, госпиталь, кают-компания, комната отдыха, прачечная, камбуз и другие помещения.
· Это основная часть судна, которая включает в себя: систему подачи воды, расфасовку мусора, вентиляцию помещений, систему сточных вод, охлаждающую систему и так далее.
· Часть корабля с помещениями для отдыха, медицинской помощи и склада для еды.
Палуба дымовой трубы (Funnel deck)
· Как писалось выше, основная функция дымовой трубы – выброс выхлопных газов.
· Трубы не устанавливаются под прямым углом. Дымоход установлен под маленьким углом наклона в сторону кормы, чтобы газы не попадали на палубу или навигационный мостик.
Шлюпочная палуба (Boat Deck)
· Корпус судна разделен на палубы.
· В зависимости от нахождения, палубы на судне делятся на 6 категорий: основная палуба, корма, верхняя палуба, нижняя палуба, открытая палуба и бак.
· Шлюпочная палуба прикрывается от непогоды, что дает матросам место для работы.
Мачта (Mast)
· Это высокая конструкция, которая возвышается вертикально по линии центра судна.
· У мачты существует несколько предназначений. Основная задача это конечно навигационные огни. Второстепенная задача это место для расположения антенн навигационного оборудования.
Крылья мостика (Flying Bridge или Bridge Wings)
· Это продолговатая конструкция на открытой палубе или мостике. Дает хороший обзор для штурманов как в носовую, так и в кормовую часть судна.
· Имеет в наличии дублирующие устройства управления судном, которые благодаря отличному обзору помогают капитану и лоцману швартоваться или отшвартовываться.
Форштевень (Stem)
· Самая носовая точка судна.
Бак (Forecastle)
· Бак – носовая часть судна. Составляет примерно 7% от всей длины судна.
· Раньше, на военных судах, использовался солдатами в оборонительных целях.
· Бак используют для якорных и швартовочных операций, погрузочных работ в трюме, хранения палубных материалов.
Основная палуба (Main deck или Foredeck)
· Начинается от носовой части надстройки и заканчивается началом бака.
Бульба (Bulbous Bow)
· Выпуклость в носу судна сразу под ватерлинией.
· Рассекает волны, что позволяет судну идти быстрее, экономить топливо и иметь повышенную остойчивость.
· Суда с бульбой имеют меньший расход топлива примерно на 12-15%.
· Бульба так же увеличивает плавучесть носовой части судна, что позволяет уменьшить килевую качку до определенного момента.
Кормовая часть судна (Stern)
· Задняя часть судна. Спроектирована с учетом малой сопротивляемости трения, повышенным эффектом хода и уменьшением винтовой вибрации.
· Именно с задней части судна выталкивается вода. Винт и перо руля находятся в этой части судна.
Подруливающие устройства (Side Thrusters)
· Представляет из себя винт, который может работать только в стороны бортов судна.
· Помогает маневрировать на малом ходу во время швартовочных операциий в порту.
Рулевое устройство (Rudder)
· Необходим для маневрирования судном. Представляет из себя плоскую конструкцию установленную перед винтом.
· Состоит из следующих частей: баллер руля, рулевой привод, рулевая машина, контрольные приборы.
Винт (Propeller)
· Механическое устройство с лопастями.
· На морском судне может быть до трех винтов.
· Без винта, судно не будет двигаться с места.
Малярная (Paint Room)
· Место для хранения краски.
· Для предотвращения взрывов и отравления посетителей имеит винтеляцию – вытяжку с подачей кислорода.
· Помещение оснащено системой быстрого тушения пожара углекислым газом.
Помещение аварийного генератора (Emergency Generator Room)
· Когда основное устройство подачи электричества на судне выходит из строя автоматически включается аварийный генератор.
· Он находится на кормовой палубе вдали от машинного отделения и имеит личный распределительный щит.
· Должен быть легок в использовании и заводится даже при нулевой температуре.
Балластные танки (Ballast Tanks)
· Подобные отсеки судна нужны для хранения забортной воды, что позволяет судну улучшать остойчивость.
· Обслуживание этих помещений важно, так как металл в соленной воде быстро ржавеет.
Топливные танки (Bunker tanks)
· Нужны для хранения топлива и смазочных масел на судне.
· В целях безопасности эти помещения находятся вдали от возможных источников огня.
Туннельный киль судна (Duct keel)
· Представляет из себя полую конструкцию из двух балок и металлических пластин соединенных между собой, что формирует коробчатую конструкцию.
· Встречаются на судах с двойным дном.
· Многофункциональная часть судна, которая служит для водонепроницаемого прохода вдоль судна, место для магистрали балластных, водяных и других труб.
· Имеет замерочную трубу для обнаружения протечки.
Судовые краны (Ship Cranes)
· Используются для грузовых операций (выгрузка и погрузка)
· Встречаются либо электрические краны, либо гидравлические.
· Грузовой подъем кранов варьируется от 15 до 4000 тон.
Грузовой трюм (Cargo hold)
· Закрытое помещение для хранения различного груза или контейнеров.
· Находится под палубой.
· Основная функция – предотвращения повреждения груза от дождя или морской воды.
Крышки трюма (Hatch covers)
· Служат для предотвращения загрязнения или повреждения груза.
· Не пропускают воздух, а так же водонепроницаемы.
· Дизайн крышек зависет от типа судна, но основные требования к ним это возможность быстро открыть и закрыть.
· Раньше трюмные крышки открывались с помощью кранов или лебедок. В наше время оперируются гидравлическим путем.
Надводный борт (Freeboard)
· Можно охарактеризовать как высота между ватерлинией и основной палубой.
· Подобная дистанция показывает запас плавучести судна, что помогает понять остойчивость, а так же другие качества судна.
· Минимальная высота надводного борта одобряется специальной организацией класса судна.
· Высота надводного борта тесно связана с количеством груза на борту.
Корпус судна (Hull)
· Водонепроницаемая часть судна, которая может быть открыта или закрыта палубой.
· Корпус судна построен из балок, стрингеров и переборок.
· В зависимости от особенностей и типа судна, строение балок и стрингеров может быть продольным, вертикальным или перемещенным. Перемещенный тип строения корпуса считается самым крепким.
Существуют необходимые составные корабля, а есть дополнительные для комфорта или улучшения судоходства судна.
Все элементы судна проверяются и обслуживаются постоянно, иначе судно может стать непригодным для плавания в море.
Была ли эта статья полезна вам? О каких частях судна вы хотели бы узнать поподробней?
Средняя оценка 4.9 / 5. Количество оценок 8