Что такое на мерседесе esp
Простыми словами о ABS ETS ESP BAS
Закидываю сюда из форума:
Попытаюсь объяснить своими словами работу систем W163 кузова и даже провести некоторые сравнения с внедорожником W463 и недовнедорожником УАЗ Патриот:rolleyes:.
Жду критики! Поправляйте!
ABS- предотвращение блокировки колёс во время торможения, путём сброса давления тормозной жидкости из тормозных цилиндров(есть на каждом колесе). Задача системы по простому: чтобы трение во время торможения было только между колодками и тормозным диском, а не между колесом и асфальтом. На обычном автомобиле можно имитировать работу системы путём резких коротких нажатий на педаль тормоза.
Система состоит:
1. тормозная система,
2. датчики скорости вращения колёс,
3. блок абс(именно в нем происходит набор и сброс давления тормозной жидкости)
4. электронный блок ABS (он считывает информацию с датчиков скорости вращения колёс, принимает решения и подаёт команды на сброс давления с блокируемого колеса.
При неисправности системы загорается индикатор ABS.
BAS- активная система безопасности. Повышает давление в тормозной системе при резком, экстренном торможении.
Принцип действия: в вакуумном усилителе тормозов(выхлопные газы из двигателя используется для усиления давления тормозной системы) имеется датчик, который регистрирует скорость нажатия на педаль газа, информация(обычное торможение или экстренное) передаётся в блок управления BAS, который, в случае экстренного торможения даёт команду на создания в вакуумном усилителе тормозов максимального давления разряжения за счёт управляющего электромагнитного клапана. При неисправности системы загорается BAS.
Но в нашем автомобиле индикатор BAS и ESP совмещены
ETS- система контроля тяги. Автоматическая система для предотвращения пробуксовки ведущих колёс (у нас ведущие 4, система называется 4-ETS). Обеспечивает оптимальный разгон на скользкой дороге и движение по бездорожью. Работает путём тормозного воздействия на одно или оба проскальзывающих колеса. Эта система имитирует блокировку 3 дифференциалов: межосевого и двух межколесных. W163 оснащён тремя СВОБОДНЫМИ дифференциалами. Но в этой системе есть минусы: о них позже.
При отказе системы 4-ETS наш автомобиль превращается в обычную Ниву с выключенной межосевой блокировкой.
Система работает совместно с ABS путём вычисления колёс которые потеряли сцепление с дорогой(буксуют) и подтормаживания их тормозными колодками.
В следствие этого вращение от двигателя начинает передаваться через дифференциал на противоположное колесо. Система простая, но действенная. Для обеспечения работы этой системы нужны: тормозная система(уже есть), датчики скорости вращения колёс(уже есть), гидроблок ABS (уже есть) электронный блок ETS. То есть путём добавления одного электронного блока получили антипробуксовочную систему 4-ETS. Единственное ets не управляет мощностью двигателя, этим занимается ESP
Дополнение к ETS, система работает при различии в скорости вращения противоположных колёс от 2 до 4 км/ч. Данный режим работы возможен на скоростях от 0 до 40 км/ч. Однако при начале движения и разгоне в режиме кикдаун работа ETS возможна до 80 км/ч
Если один из компонентов системы ETS (датчик скорости вращения колеса, гидроблок ABS, электронный блок ABS, ESP) неисправны загорается индикатор ETS, так же с ним может загореться и ABS.
Дополнение отvvs_omsk
В 2002 году Даймлер объявил о выпуске обновленной системы 4MATIC, к которой, кстати, относятся и системы активной безопасности W163, хоть об этом и не написано на кузове.
Так вот, с 2003 года МЛ оснастили новой системой, в которой 4ETS, ABS, BAS, ESP интегрированы в один модуль.
Именно с этого момента индукционные датчики скорости вращения колес были заменены на дифференциальные, поэтому нельзя поставить датчик ABS от автомобиля выпуска до 2003 года на автомобиль выпуска после 2003 и наоборот, они не взаимозаменяемы.
Заменены датчики именно потому, что устойчивый сигнал с индукционного датчика появляется только при достижении весьма ощутимой скорости вращения колеса.
Система 4ETS после модернизации стала более чувствительной и быстродействующей. Проскальзывание колеса стало значительно менее заметным на моделях W163 после 2003 года выпуска и на моделях W164 и X164.
ESP- система курсовой устойчивости и стабилизации. Система работает так же путём тормозного воздействия на одно или 2 колеса и путём воздействия на двигатель. Для того чтобы она работала у нас электронная педаль газа.
ESP работает на всех интервалах скоростей и имеет функцию отключения для улучшения сцепления в некоторых дорожных условиях. При отключении ESP продолжает работать 4-ETS.
Принцип работы: данная система выполняет несколько функций:
— раздельная регулировка тормозных усилий (4 канальная ABS) для предотвращения заноса в стороны во время торможения.
— система стабилизации при обгоне или резком объезде препятствия ( здесь сложнее): для того чтобы работала эта система на w163 кузове дополнительно установлены датчики определяющие желание водителя: датчик угла поворота рулевого колеса и поперечного и продольного ускорения (находится посередине автомобиля, в подлокотнике).
Попробую объяснить как работает система:
При возникновении дорожной ситуации когда необходимо объехать препятствие, водитель резко крутит руль влево и двигается на встречку, ESP понимает это по поступающей информации с датчиков поворота рулевого колеса и датчика поперечного ускорения. Поняв это система даёт команду на короткое подтормаживание ЛЕВОГО заднего колеса. Тем самым помогая автомобилю повернуть. Далее при возвращении колеса для движения прямо(автомобиль находится на встречке) система ESP подаёт команду на подтормаживание ПРАВОГО заднего колеса, тем самым выравнивание траектории движения автомобиля на дороге. При возвращении на свою полосу ESP работает в обратном направлении. Устойчивость W163 кузова достигается путём подтормаживания левого или правого заднего колеса. При этом желательно чтобы в этот момент была тяга на двигателе.
А теперь преимущества над УАЗ Патриот в штатной комплектации:
— система 4-ETS (электронная блокировка дифференциала). (В УАЗ Патриот 2017 года она наконец появилась)
— в приводной системе повсеместно используются ШРУС, снижения потери мощности и не надо каждый раз после покатушек обслуживать трансмиссию;
— самая низкая точка находится не посередине автомобиля, дифференциалы находятся выше оси колёс. Это помогает преодолевать колею.
— готовность всех систем: не надо вылезать из автомобиля чтобы подключить передние колёса к мосту, (для экономии топлива многие устанавливают ХАБы на колеса) не надо подключать передний привод, он всегда включён.
— надежность 😉 ;
— знак мерседес:D.
— не так сильно падает в цене.
А теперь самое интересное: преимущества МЛ w163 перед G-class w463:
Преимущества над геликом :D:
-постоянная готовность всех систем; (на G-klass блокировки включаются отдельно, при определенных условиях межколесная при движении 5 км/ч, межосевая в движении плюс возможно понадобится повернуть в сторону)
То есть МЛ король бездорожья, но только в городских условиях.
— также как и в сравнении с УАЗ Патриот: самая низкая точка и обслуживание трансмиссии.
По поводу систем это касается Геленов только старых, до начала 2000-х годов. Поправьте: 😉
На w163 понижай-ка нужна для нужна для очень сложных участков, ну и если встал на прямой передаче, дабы обеспечить последующее плавное трогание.
Вообще если на w163 встал, бери лопату и капай:D
Добавил:
Добавляю ещё немного информации:
Недостатки 4ETS:
-при попадании грязи, воды на тормозные диски эффективность системы ухудшается;
— жидкую грязь (рыхлый снег) можно проехать только на скорости. При попытке проехать медленно получим пробуксовку, колеса забьются грязью (укатается снег), небольшой бугорок и все, мл застрянет ;).
Пониженная передача:
— предназначена для разгрузки АКПП при преодолении бездорожья (защита от перегрева);
— так же разгружает АКПП при крутых подъемах, вытаскивании застрявшего автомобиля;
— не стоит пользоваться пониженной передачей при каждом бездорожье, особенно в жидкой грязи и рыхлом снегу. В таких условиях больше важна скорость, которую на пониженной передаче тяжело набрать(тем более существует ограничение в оборотах двигателя, не более 1500). Ее эффективно можно будет использовать в основном на твёрдом (каменистом грунте).
Недостатки ESP:
— конечно система хорошая, но иногда она может и навредить;), например если при попытке обгона автомобиль получит занос, система конечно его предотвратит, но так же и снизит тягу на двигателе, что может привести к опасной ситуации во время обгона (особенно когда сзади едет гонщик-шашечник-обгонщик ;))
Так же ESP может навредить при повороте(развороте) налево на перекрёстке, в ненужный момент «придушив» мотор.
Лично я в такой момент стараюсь отключать ESP.
Как работает ESP
Занос на дороге общего пользования — вещь опасная и, как правило, неожиданная. ESP создана, чтобы не допускать его.
Аббревиатура ESP (Electronic Stability Program) — самая распространённая из множества существующих на сегодняшний день для обозначения системы динамической стабилизации автомобиля. В зависимости от производителя комбинация букв может варьироваться: встречаются ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC. Суть везде едина — в опасных ситуациях обозначенная одним из этих индексов электроника помогает вам справиться с автомобилем.
Задача ESP заключается в том, чтобы контролировать поперечную динамику автомобиля и помогать водителю в критических ситуациях — предотвращать срыв автомобиля в занос и боковое скольжение. То есть сохранять курсовую устойчивость, траекторию движения и стабилизировать положение автомобиля в процессе выполнения манёвров, особенно на высокой скорости или на плохом покрытии. Иногда эту систему называют «противозаносной» или «системой поддержания курсовой устойчивости».
Прообраз ESP под названием «Управляющее устройство» был запатентован ещё в 1959 году компанией Daimler-Benz, но реально воплотить её удалось лишь в 1994-м. С 1995-го система стала серийно устанавливаться на купе Mercedes-Benz S 600 Coupe, а чуть позже ею комплектовались все автомобили S-класса и SL.
Сегодня система динамической стабилизации доступна хотя бы в качестве опции почти на любом автомобиле. Прямой зависимости от класса машины уже не существует: ESP можно обнаружить даже в относительно недорогой модели Volkswagen Polo. Так как она работает?
Современная ESP взаимосвязана с АБС, антипробуксовочной системой и блоком управления двигателем, она активно использует их компоненты. По сути, это единая система, работающая комплексно и обеспечивающая целый набор вспомогательных контраварийных мероприятий. Структурно ESP состоит из электронного блока-контроллера, который постоянно обрабатывает сигналы, поступающие с многочисленных датчиков: скорости вращения колёс (используются стандартные датчики АБС); положения рулевого колеса; давления в тормозной системе.
Но основная информация поступает с двух специальных датчиков: угловой скорости относительно вертикальной оси и поперечного ускорения (иногда это устройство называют G-сенсор). Именно они фиксируют возникновение бокового скольжения на вертикальной оси, определяют его величину и дают дальнейшие распоряжения. В каждый момент ESP знает, с какой скоростью едет автомобиль, на какой угол повёрнут руль, какие обороты у двигателя, есть ли занос и так далее.
Если на дороге что-то пошло не так, вернуть автомобиль на нужный курс система может, давая команду на выборочное подтормаживание одного или нескольких колёс. Какое из них надо замедлить (переднее или заднее, внешнее по отношению к повороту или внутреннее), система определяет сама в зависимости от ситуации.
Притормаживание колёс система осуществляет через гидромодулятор АБС, создающий давление в тормозной системе. Одновременно (или до этого) на блок управления двигателем поступает команда на сокращение подачи топлива и уменьшение, соответственно, крутящего момента на колёсах.
Система работает всегда, в любых режимах движения: при разгоне, торможении, движении накатом. А алгоритм срабатывания зависит от каждой конкретной ситуации и типа привода автомобиля. Например, в повороте датчик углового ускорения фиксирует начало заноса задней оси. В этом случае на блок управления двигателем поступает команда на уменьшение подачи топлива. Если этого оказалось недостаточно, посредством АБС притормаживается внешнее переднее колесо. И так далее, в соответствии с программой.
Однако существует мнение, что опытному водителю, способному ездить на пределе возможностей, эта система мешает. Такие ситуации действительно редко, но могут возникать — например, когда для выхода из заноса надо поддать газа, а электроника сделать этого не даёт — «душит» движок.
К счастью, для опытных водителей во многих автомобилях, оборудованных ESP, предусмотрена возможность её принудительного отключения. А на некоторых моделях система допускает небольшие заносы и скольжения, давая водителю немного похулиганить, вмешиваясь, только если ситуация становится действительно критической.
Главное достоинство ESP — с ней автомобиль перестаёт требовать от вас навыков экстремального вождения. Вы просто поворачиваете руль — а машина сама будет думать, как вписаться в поворот. Но имейте в виду — возможности ESP по исправлению опасной ситуации небеспредельны. Ведь законы физики обмануть нельзя. Поэтому надо помнить, что ESP хоть и значительно снижает шансы на попадание в аварию во многих сложных ситуациях, но не избавляет водителя от необходимости иметь голову на плечах.
Полезные технологии Mercedes 1980-90 ASD, ABS, ASR, ESP и их работа
Помните нашумевшую на весь мир историю с переворачиванием Mercedes-Benz A-класса? Если нет, то напомню(видео туттынц). В 1997 году во время ездовой презентации для журналистов автомобиль при прохождении маневра «переставка» перевернулся. После потока критики, обрушившейся на концерн, мерседесовское руководство во всеуслышанье объявило о том, что на все машины А-класса будет бесплатно установлена фирменная система динамической стабилизации. Именно применение электроники позволило окончательно решить проблемы с управляемостью. До этого случая ESP по заказу устанавливалась на автомобили S-класса еще в 1995 году.
ESP на сегодняшний день является высшей ступенью эволюции электронных систем активной безопасности, объединив в себе лучшие решения из перечисленных выше.
Принцип работы ESP основан на том, чтобы бороться со сносом и заносом автомобиля не только рулем и «газом», но и торможением одного или нескольких колес. Если машину сносит передней осью, система притормаживает внутреннее по отношению к повороту заднее колесо, придавая автомобилю избыточную поворачиваемость. Когда возникает угроза заноса, притормаживается внешнее переднее колесо. При сносе всех четырех колес ESP вычисляет, какое из них и в какой момент притормозить. Вместе с торможением система «сбрасывает» и обороты двигателя. Таким образом, используя исполнительные механизмы ABS и ASR, система способна притормаживать каждое колесо в отдельности.
Но для того, чтобы выполнить такую сложную работу, ESP недостаточно только датчиков ABS. Поэтому в автомобиле установлены дополнительные датчики. Один сообщает системе о том, в какую сторону и с какой скоростью вращается рулевое колесо. Еще два «жалуются» на угол поворота машины и уровень боковых ускорений. Показания этой компании датчиков позволяют моментально вычислить, что происходит с автомобилем, и привести в действие исполнительные механизмы.
Естественно, что и тут не обошлось без недостатков, если их можно назвать таковыми. Можно, например, пожаловаться на то, что система будет мешать опытному водителю, который просчитывает каждое свое движение на несколько шагов вперед. Но ESP не предсказывает будущее, а исправляет совершенные ошибки. Поэтому она не даст пройти поворот в управляемом заносе, вмешавшись в самый неподходящий момент. Но во всех остальных случаях ESP окажет действительно неоценимую помощь не только начинающему водителю.
В конце еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что жалуются на работу перечисленных систем лишь активные драйверы. Но вспомните предназначение электронных помощников — активная БЕЗОПАСНОСТЬ, а не активный драйв. И тогда все сразу становится на свои места. И последнее, не раз уже сказанное: законы физики никакая электроника преодолеть не в состоянии.
ABS (Anti-Lock Brake System) — антиблокировочная тормозная система (АБС)
EBV (Elektronishe Bremskraftverteilung) — электронный распределитель тормозных сил (РТС)
Основное назначение данного узла — распределение тормозных сил в момент начала торможения автомобиля, когда, согласно законам физики, под действием сил инерции происходит частичное перераспределение нагрузки между колесами передней и задней оси.
EBD (EBV)
Дальнейшее развитие ABS привело к появлению на современных автомобилях системы электронного распределения тормозных усилий. Эти системы всегда работают в паре, поэтому чаще всего в каталогах можно увидеть аббревиатуру ABS+EBD
Идея EBD выросла из того факта, что при резком торможении на неоднородном покрытии автомобиль начинает разворачивать. Это происходит оттого, что степень сцепления колес с дорогой разная, а тормозное усилие, передаваемое на колеса, одинаковое. Система EBD, используя датчики ABS, анализирует положение каждого колеса при торможении и строго индивидуально дозирует тормозное усилие на нем. При этом учитываются загрузка автомобиля и его положение относительно дорожного полотна.
Особенно заметна польза EBD при торможении в повороте. Думаю, многие из водителей не раз демонстрировали «высокий» уровень речевой культуры и подсознательное знание ненормативной лексики, когда в закрытом повороте перед ними оказывался автомобиль очередного «умника», вздумавшего отдохнуть на обочине. Именно EBD позволяет в такой ситуации тормозить, не теряя контроля над автомобилем. Без этой системы торможение в лучшем случае закончится сносом с траектории. Уверен, что по поводу полезности EBD споров не возникнет
ASR (Antriebs-Schlupf-Regelung) — антипробуксовочная система (она же ASC, ETC, ESR, TCS, STC, TRACS)
Назначение системы — обеспечить устойчивость автомобиля при резком старте или при движении в гору по скользкой поверхности. Избежать «прокрутки» колес удается благодаря перераспределению крутящего момента двигателя на те колеса, у которых в данный момент наилучшее сцепление с дорогой. Система работает на скоростях до 40 км/ч.
ASR контролирует уровень проскальзывания ведущих колес автомобиля, не допуская их пробуксовки в процессе разгона.
Получая от датчиков ABS информацию о частотах вращения ведущих и ведомых колес автомобиля, блок управления ASR сравнивает полученные сигналы и в случае, если возникает разница в частотах вращения ведущих и ведомых колес автомобиля, начинает воздействовать на силовой агрегат, снижая его мощность.
ASD.
ASD или Automatisches Sperr Differential – автоматическая система блокировки дифференциала, призванная препятствовать пробуксовке одного из колёс. Как только электронный блок управления ASD определяет, что средняя скорость вращения задних колёс выше на 2-4км/ч скорости передних, происходит автоматическое управление электромагнитным клапаном, благодаря чему давление в 30 бар передаётся к гидроцилиндрам редуктора и блокирует его. Из соображений стабильности система ASD отключается на скорости выше 38км/ч(измеряемой на передних колёсах), а так же в режиме при торможении и в режиме принудительного холостого хода.
Основными элементами системы АСД являются:
Дифференциал заднего моста: при отсутствии давления в гидроцилиндрах реализуется до 35% блокировки. Когда же давление поступает к гидроцилиндрам оба фланца полуосей перемещаются немного наружу, сжима установленные внутри дифференциала многодисковые пакеты фрикционов, за счёт чего достигается 100% блокировка дифференциала.
Блок управления ASD: электронный блок, собирающий информацию с датчиков и управляющий электромагнитным клапаном блокировки.
Датчики ABS: электромагнитные датчики, по одному в каждом колесе и один в редукторе, с них берётся информация о скорости вращения колёс.
Это, пожалуй, основные системы данной системы, контрольные лампы и всякие там концевики с гидролиниями описывать не вижу смысла.
ESP: что это такое в машине, для чего нужна система курсовой устойчивости автомобиля ЕСП
ESP — что это такое в автомобиле? Это очень популярная аббревиатура, которую знают многие автолюбители. Она расшифровывается как динамическая электронная система стабилизации курсовой устойчивости автомобиля. По-английски она звучит так — Electronic Stability Program, а по-немецки — Elektronisches Stabilitätsprogramm.
Простыми словами это предотвращение заноса машины или его бокового скольжения на вертикальной оси в экстренных ситуациях. А это очень важно для безопасности водителя и пассажиров, поскольку навыками экстремального вождения обладают немногие. Здесь же система помогает водителю справиться с опасными ситуациями, при которых можно попасть в ДТП, например при высокой скорости или плохой дороге. Также некоторые автовладельцы называют такую систему противозаносной.
Система ESP может называться и другими аббревиатурами, в зависимости от производителей, например ESC, CST, DSTC, PSM или RSC. Суть работы системы курсовой устойчивости основана на том, что в систему поступают сигналы с разных датчиков. Если значения приближаются к опасным значениям, то ESP автоматически включается.
Чтобы понять, как работает ESP, надо узнать, что это такое, принцип работы, ознакомиться с реальными примерами. Всё это я детально расскажу в этой статьёй. Обещаю, будет интересно!
Что это такое?
Вернёмся к истории. Впервые прообраз ESP был изобретён в 1959 году в компании Daimler-Benz. Назывался он очень скромно – «управляющее устройство». С тех времён начались испытания этой системы. Впервые систему установили на премиальном автомобиле Mercedes-Benz CL 600 в 1995 году. Испытания прошли успешно и ESP стали серийно устанавливать и на другие классы Мерседеса.
Интересно! Система ESP стала популярной благодаря одному случаю. Дело в том, что в 1997 году у нового Мерседеса А-класса нашлось много минусов из-за недоработанного центра тяжести. Из-за этого машина сильно наклонялась на поворотах, а при резких манёврах была высокая вероятность опрокидывания транспортного средства. Инженеры полностью переработали подвеску Мерседеса и дополнительно внедрили новейшую систему ESP. После этого система стала очень популярной во всём мире.
ESP – это противозаносная система, в которую входят меры по снижению смещения автомобиля с текущей траектории движения. Это важно для поперечной динамики автомобиля (его устойчивости). То есть ESP только снижает вероятность сдвига машины с дороги. Всегда надо помнить, что даже очень дорогая система не сможет преодолеть законы физики.
Противозаносная система является логическим продолжением таких систем автомобиля как ABS и ASR. ABS – это антиблокировочная система тормозов, она увеличивает длину тормозного пути. ASR – это антипробуксовочная система, которая помогает обеспечивает стабильный и быстрый разгон. ESP же сохраняет траекторию движения автомобиля при резких поворотах и манёврах, что очень важно при езде на мокром или скользком дорожном покрытии.
ESP регулирует недостаток или избыток управляемости машины, что активно препятствует появлению заноса. ЕСП исправляет ошибки неправильного, неопытного или агрессивного стиля вождения.
Термин ESP является самым известным, но отмечу, что у разных производителей автомобилей эта аббревиатура звучит по-иному. Приведу примеры.
Из чего же состоит эта система и как она работает? Ответ – ниже в статье.
Устройство ESP
Для того, чтобы в автомобиле ESP функционировала как надо, устанавливают следующие детали:
ЕСП это не дополнительная опция. Это единая система, работающая комплексно вместе с другими системами безопасности, такими как ABS (уже входит в антизаносную систему по умолчанию), а также ASR (антипробуксовочная система), EBD (точечно распределяет тормозное усилие на каждом колесе), EDS (антиблокировочная система, устраняет пробуксовку на старте).
Интересно! В дорогих автомобилях противозаносная система напрямую связана с круиз-контролем, который держит выставленную скорость движения на трассе.
Отсюда следует вывод — в бюджетных автомобилях как правило, нет столько встроенных систем, поэтому ESP в базовой комплектации ставят только на машины высокой ценовой категории.
Подробнее про то, как работает ESP (читать обязательно).
Принцип работы
Система ESP – это активная система безопасности транспортного средства, которая автоматически включается при появлении заноса или потери управления автомобилем. В компьютер системы поступают данные с нескольких датчиков (поперечного ускорения, вращения колёс, положение руля, положения педали газа и тормоза, состояния тормозной системы и угловой скорости движения).
ESP работает настолько быстро, что она за 20 миллисекунд она сможет определить, какое колесо надо тормознуть, на сколько снизить обороты мотора чтобы выровнять автомобиль в опасной ситуации.
Работа ЕСП основана на активизации торможения и снижения крутящего момента мотора с целью не допустить заноса автомобиля.
Какие команды могут поступать при той или иной ситуации на дороге:
По статистике, применение этой умной системы позволило снизить аварии на 30%. Ведь электроника думает гораздо быстрее, чем человек, который может сильно уставшим или неопытным. Система управления опрашивает все датчики вплоть до 30 раз в секунду!
Несмотря на то, что это очень продвинутая система безопасности, но она не может видеть реальную ширину дорожного полотна, а также точно рассчитать траекторию движения машины, которая будет наиболее безопасна. Отсюда следует, что водителю надо самому направлять автомобиль в нужном направлении, а ESP обеспечит стабильность и управляемость.
Противозаносная система может работать при любой скорости движения и режиме работы автомобиля (накатом, торможении, ускорении).
На повороте ESP следит за траекторией движения, которая должна быть при положении рулевого колеса. Если появятся отклонения, то система стабилизации будет снижать обороты мотора, притормаживать, чтобы быстрее возвратить транспортное средство к прежней траектории. Особенно полезна ESP на обледенелой или мокрой дороге.
Видео: ESP. Что может и как работает
Например, на очень высокой скорости при повороте начался занос автомобиля. Если водитель станет тормозить, то машину может развернуть. Если он не будет нажимать на тормоз, то есть шанс слететь с дороги в кювет. Активная антизаносная система моментально определит, какие колёса надо притормозить или на сколько надо уменьшить подачу топлива, чтобы выровнять траекторию движения. Согласитесь, это мегаполезная штука в критичных ситуациях. Вы просто крутите руль, а система стабилизации сама думает, как лучше вписаться даже в крутой поворот.
Что ещё есть полезного в системе ESP?
Рассмотрим работу ESP на реальных примерах.
Для чего нужен ESP в машине?
Приведём реальный пример работы противозаносной системы.
Например, вы спокойно едете по ровной дороге прямо. И вдруг впереди на дорогу выбегает крупное животное или пьяный человек. Что вы сделаете?
Выбор тут не особо большой – резко ударите по тормозам и резко крутанёте руль в надежде объехать препятствие. Если скорость движения небольшая, сцепление с дорогой приемлемое и рядом нет других машин, то манёвр будет успешен. А в худшем раскладе произойдёт срыв автомобиль в занос. А зимой даже при обычном повороте автомобиль начнёт крутиться на дороге.
Какие же есть варианты, если начался занос?
Как здесь сработает алгоритм работы противозаносной системы в случае заноса при повороте налево?
Пользоваться ESP — просто. Она будет включаться по умолчанию. Но тут тоже есть нюансы. О них ниже.
Как пользоваться ESP в машине?
Запомните! ESP всегда находится в активном состоянии и может включиться при любой скорости и движении машины.
Среди автолюбителей есть мнение, что антизаносная система может помешать опытным драйверам справиться с заносом. К примеру, иногда для выхода из заноса надо прибавить скорость, а ESP искусственно ограничивает впрыск топлива. Но это применимо для очень опытных водителей. Обычно такие навыки не требуются тем, кто ездит от работы до дома.
Те, кто любит активную езду, в системе стабилизации есть специальные режимы, когда можно погонять от души, а включаться она будет только в критических ситуациях.
В большинстве случаев я не рекомендую отключать ESP, чтобы предотвратить даже маловероятную возможность возникновения аварии, особенно если водитель отвлёкся или просто не смог быстро среагировать.
Несмотря на то, что ESP обеспечивает безопасное движение и сглаживает многие ошибки неопытного водителя, полностью полагаться на систему стабилизацию не стоит. Просто не допускайте опасных ситуаций.
Есть ли смысл отключать ESP?
Как и когда отключать ESP
Практически на всех автомобилях отключить систему курсовой устойчивости не удастся. Но на некоторых автомобилях эту функцию можно отключить. Но тут не всё так просто – она может отключиться частично, то есть останутся работать дополнительные системы (ABS, ASR и другие). Либо ESP отключится на время, а после достижения определённой скорости или через некоторое время система стабилизации включится автоматически.
Наличие в автомобиле кнопки ESP off указывает на то, что в машине установлена система курсовой устойчивости.
Когда следует отключить ЕСП?
В этих случаях будет ложное срабатывание ESP, при котором система будет уменьшать обороты мотора и мешать адекватному вождению.
Запомните! Если автомобиль застрял в глубокой колее, то не стоит отключать ESP. У многих машин имеется система для контроля тяги, которая работает только при включённой системе курсовой устойчивости. Также от ESP зависят и другие системы, например ABS и EDS.
Что делать, если система ведёт себя неадекватно? Опишу основные проблемы, с которыми сталкиваются автовладельцы.
Причины включения лампы ESP
Система курсовой устойчивости имеет свой индикатор ESP на панели приборов. Этот индикатор время от времени загорается, в зависимости от ситуации. Почему это может происходить?
Если вы не хотите посещать сервисные центры, то можете проверить, в чём проблема постоянного свечения индикатора.
Обратите внимание! Система стабилизации может включаться даже при странных обстоятельствах, или же время от времени. Это указывает, что в автомобиль работает с непрерывно работающим сканером ошибок.
У системы есть как преимущества, так и недостатки. Об этом я расскажу дальше.
Плюсы и минусы
Могут ли быть минусы у этой системы, обеспечивающей отличную безопасность при вождении? Оказывается, да.
У ESP есть преимущества, благодаря которым на недостатки можно закрыть глаза.
Важно понимать, что на 100% ESP не способна защитить автомобиль от заноса. Всегда включайте голову при езде и выполнении резких манёвров. Например, если вы захотите ехать на скорости более 120 км/ч на обледенелой дороге и совершить крутой поворот, то здесь не поможет даже самая совершенная система ESP.
Немного очень полезной информации, о которой вам не расскажут в автосервисах и автосалонах.
Секреты и советы
Расскажу про то, что скрывается в системе ESP. Оказывается, в неё входят по умолчанию такие функции, как ABS, ASR, EBD и другие. Надо лишь просто отметить галочку в настройках бортового компьютера при помощи диагностического сканера и дополнительные опции вступят в силу. Для этого можно обратиться на форум своего автомобиля, где вам всё подскажут, либо обратиться к местным умельцам.
Какие ещё бесплатные опции можно вы получаете при наличии ESP?
Функция XDS. Это облегчённая версия блокировки дифференциала. При повороте не будет ощущения сноса передней части автомобиля.
Измерение давления в шинах. Это обеспечивают специальные датчики. Если воздух в шине спускается, то её диаметр и скорость вращения увеличивается. Вы должны увидеть предупреждение на приборной панели.
Ассистент трогания при подъёме. При движении в горку, если отпустить педаль тормоза, ESP будет держать тормоз, пока автомобиль не тронется вперёд.
Отслеживание датчиков дождя. Когда вы активируете «дворники», то срабатывает датчик дождя. ESP всё это «видит» и начинает увеличивать давление в тормозах, чтобы уничтожать водяную плёнку с колёс. Водитель этого даже не почувствует, а система уже готова к неожиданным ситуациям.
Помощь при рулевом управлении. Если водитель – новичок и при заносе не так поворачивает, то ESP, считывая данные с датчика положения рулевого колеса, время от времени активирует электроусилитель руля. Вы периодически будете ощущать тяжесть в нём, при сильном повороте рулём, либо лёгкость, когда всё идёт по плану. Также система может блокировать переключения скоростей в автомате, чтобы сохранять управляемость и стабильность машины.
Торможение на разном дорожном покрытии. Допустим, вы резко затормозили, когда правые колёса находятся на грунте, а левые – на асфальте. Если в авто нет ABS то машину «поведёт», а если эта функция есть – то нет.
Система стабилизации прицепа (TSA). ESP может «увидеть» наличие прицепа. Когда вы соедините розетку фаркопа, система стабилизации поймёт, что вы подцепили прицеп и перестроит алгоритмы работы, чтобы обеспечивать уверенное вождение. Это очень удобно!
Помощь на бездорожье. Может быть, вы наблюдали, как внедорожники выходят из таких ситуаций, когда на бездорожье при диагональном вывешивании подвешенные колёса крутятся в воздухе, но потом они останавливаются и машина вдруг дёргается и едет вперёд дальше. Это срабатывает ESP, которое распределяет тягу на те колёса, у которых лучше контакт с землёй.
Помощь при спуске. При включении HDC (ассистента спуска) водитель просто убирает ноги со всех педалей и расслабляется. ESP вкупе с HDC обеспечит самостоятельный плавный спуск автомобиля даже с крутой горы. Остаётся лишь сидеть и слушать, как «похрустывают» тормоза.
Все вышеуказанные фишки вполне реально включить, если в авто установлена ESP. Главное найти умельцев, которые «доработают» вашу электронику.
Теперь отвечу на самые популярные вопросы про противозаносную систему.
Есть ли смысл переплачивать за ESP при покупке нового авто?
В Европе уже с 2014 года все выпускающиеся автомобили уже имеют в базовой комплектации ESP. У нас же, в России, это пока не обязательное условие.
Если вам хочется иметь в своём арсенале электронные помощники типа помощи при заносе, подъёме в гору, блокировку дифференциала и другие, то придётся покупать авто с ESP. Систему ЕСП установить НЕВОЗМОЖНО (даже в условиях фирменного сервиса и/или у официального дилера, только на конвейере), а лишь можно купить модификацию авто с установленной системой (и другими опциями).
Если и покупать новое авто с ESP, то главное, чтобы она имела кнопку отключения. Также есть автомобили с разными режимами ESP, которые можно включать по настроению ( к примеру, Dynamic — агрессивная езда, Natural — обычная езда, All Weather – высокая безопасность).
Можно ли установить на автомобиль с ABS систему ESP?
Звучит конечно это очень интересно – купил датчики, поставил на авто с ABS – и вы уже обладатель системы ESP. А так ли всё просто?
Инструкции уже есть в свободном доступе на автомобильных форумах. Но по деньгам – это довольно дороговато, потому что придётся покупать различные детали, а также суметь подключиться к электронному блоку управлению и правильно его настроить.
Однако я считаю, что не следует самостоятельно переделывать машину, потому что при установке очень много подводных камней. Система ESP – сложная штука, которой должны заниматься опытные автоспециалисты.
Различаются ли ESP на авто разных классов?
Да, как на уровне железа, так и электроники. К примеры у одних систем — пара гидравлических поршней, а у другой – целых шесть.
Обычному авто не нужны сильно навороченные системы, а на машинах премиум-класса без дополнительных опцией никак не обойтись (к примеру, просушка тормозов).
Видео: система стабилизации машины ESP. Как работает ESP зимой?
Теперь вы знаете всё про ESP, что это такое в автомобиле. ESP или ESC – это динамическая система стабилизации курсовой устойчивости, которая обеспечивает высокий уровень безопасности водителя. Она поможет в экстренных ситуациях, которая сработает уже в самом начале заноса, моментально включив комплекс мер против него.
Особенно это полезно на скользкой или обледенелой дороге, для неопытных водителей, и при снижении концентрации внимания. Электронный мозг работает в сотни раз быстрее, чем человек, постоянно принимая и обрабатывая сигналы от датчиков.
Конечно, на 100% не стоит надеяться на ESP, всегда адекватно рассчитывайте траекторию движения и скорость машины, иначе даже эта система не сможет вам помочь.
Будьте аккуратны и всё будет хорошо! Напишите свой опыт вождения с ESP, свои ощущения и замечания.