Что такое музыкальный цикл

Музыкальный цикл

Что такое музыкальный цикл. Смотреть фото Что такое музыкальный цикл. Смотреть картинку Что такое музыкальный цикл. Картинка про Что такое музыкальный цикл. Фото Что такое музыкальный цикл

Что такое музыкальный цикл. Смотреть фото Что такое музыкальный цикл. Смотреть картинку Что такое музыкальный цикл. Картинка про Что такое музыкальный цикл. Фото Что такое музыкальный цикл

Полезное

Смотреть что такое «Музыкальный цикл» в других словарях:

Цикл — В Викисловаре есть статья «цикл» Цикл (лат. cyclus от др. греч … Википедия

Музыкальный энциклопедический словарь — Др. названия: МЭС … Википедия

Тёмная Башня (цикл) — У этого термина существуют и другие значения, см. Тёмная Башня (значения). Обложка 7 ой книги серии «Тёмная Башня». На обложке Роланд Дискейн. Тёмная Башня (англ. The Dark Tower) ц … Википедия

Тала (музыкальный инструмент) — У этого термина существуют и другие значения, см. Тала. Тала (или тал, талан, талам; санскр. Tâla хлопанье в ладоши, ритм, такт, танец) в музыке Индии, этот термин означает как отдельный ритмический рисунок композиции (очень условно… … Википедия

Уральский музыкальный колледж — (УМК) Год основания 1943 год Тип музыкальный колледж Директор Архангельская Эльвира Гл … Википедия

Жанр музыкальный — (франц. genre, от лат. genus род, вид) многозначное понятие, характеризующее исторически сложившиеся роды и виды муз. произведений в связи c их происхождением и жизненным назначением, способом и условиями (местом) исполнения и восприятия … Музыкальная энциклопедия

Коломийцев — Коломийцев, Алексей Владимирович Алексей Владимирович Коломийцев Алексей Владимирович Коломийцев Дата рождения: 16 апреля 1972(1972 04 16) (38 лет) Место рождения: Никополь, Днепропетровская област … Википедия

Коломийцев, Алексей Владимирович — Алексей Владимирович Коломийцев Алексей Владимирович Коломийцев Дата рождения: 16 апреля 1972(1972 04 16) (40 лет) Место рождения: Никополь (Днепропетровская область) … Википедия

Файзуллин, Марат — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Файзуллин. Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью … Википедия

Тракль — Тракль, Георг Георг Тракль Georg Trakl Дата рождения: 3 февраля 1887(1887 02 03) Место рождения … Википедия

Источник

Циклические формы (музыка)

Цикли́ческие фо́рмы в му́зыке — музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единством замысла. В истории академической музыки известны циклы «прелюдия-фуга», сюитные циклы, сонатно-симфонические циклы. Циклом может называться также ряд связанных между собой произведений (каждое из которых может обладать или не обладать циклической формой) или концертных программ. Во внеакадемической музыке (джазе, роке) к циклическим формам могут тяготеть концептуальные альбомы и отдельные крупные произведения.

Содержание

Цикл «прелюдия-фуга»

Двухчастный цикл «прелюдия-фуга» известен со времен барокко. Он предполагает функционализацию прелюдии как импровизационного вступления к фуге.

Циклы «прелюдия-фуга» могут объединяться в более крупные циклы на основе какого-либо формального или тематического принципа. Наиболее известный пример — «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха, построенный по принципу определенного чередования ладотоновых соответствий. Пример из музыки XX века — «24 прелюдии и фуги» Д. Д. Шостаковича.

Сюитный цикл

Для сюиты, известной с XVI века, характерны:

Вершины жанра в музыке барокко — сюиты И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, в классический период — В. А. Моцарта и Й. Гайдна. В XIX веке крупные композиторы обращались к жанру сюиты в основном в целях стилизации (Э. Григ, М. Равель и др.).

В XX веке жанр сюиты был существенно переосмыслен, к нему применены новые приемы (таковы, например, додекафонические оркестровые сюиты А. Шёнберга и А. Берга), охвачен новый материал (так, в сюите П. Хиндемита «1922 год» использованы модные танцы соответствующего времени: шимми, бостон, регтайм).

К сюитной форме тяготеют и некоторые произведения неакадемической музыки (в основном, прогрессивного рока). В качестве примеров можно назвать «Lizard» с одноименного альбома рок-группы King Crimson и «Atom Heart Mother» с одноименного альбома группы Pink Floyd. Однако «рок-сюитами» часто называют и композиции, тяготеющие скорее к свободным и смешанным формам (в традиционной музыкально-теоретической терминологии).

Сонатно-симфонический цикл

К сонатно-симфоническому циклу относятся наиболее абстрактные жанры академической музыки, такие как симфония, соната, квартет, концерт. Для него характерны:

Классическая соната формировалась в течение XVIII века, вершины развития достигла в венской классике и остается, с некоторыми оговорками, живым жанром. Симфония как жанр сформировалась в середине XVIII века, вершины развития достигла также в венской классике и остается живым жанром академической музыки. (Симфоническую форму не следует путать с симфонизмом, который может быть свойствен и произведениям, не относящимся к этой форме). Квартет приобрел форму сонатного цикла в творчестве Й. Гайдна и далее развивался в творчестве венских классиков. Во второй половине XX века для многих произведений этого жанра стал свойствен лейтмотивный и монотематический принципы. Концерт как разновидность сонатно-симфонического циклического произведения, для которого характерно противопоставление звучания полного состава ансамбля и отдельных групп или солистов, сложился в известном ныне виде к концу XVIII века. )))))))

Свободные и смешанные формы

Музыкальное произведение может состоять из частей, объединенных по иному, нежели в перечисленных жанрах, принципу, и все же обладать в той или иной мере циклическим характером. Таковы многие жанры прикладной духовной музыки (месса, духовный концерт, всенощная), кантаты, вокальные и вокально-хоровые циклы (сюжетные и лирические).

Крупные циклы

В цикл могут объединяться и целые произведения (каждое из которых, в свою очередь, может обладать или не обладать циклическим характером). Таковы упомянутые выше циклы прелюдий и фуг, тетралогия Р. Вагнера «Кольцо нибелунга», концептуальные альбомы во внеакадемической музыке, а также отдельные крупные произведения джазовой и рок-музыки.

Источник

Музыкальная литература

Более сложными формами организации музыки являются циклические формы. Цикл (в переводе с греческого – «круг») имеет место и в повседневной жизни: это смена дня и ночи, времён года, повторяющихся ситуаций и много другого.

Музыкальный цикл – это большое многочастное произведение, в котором части располагаются в определённом порядке. Циклы бывают двух видов: сюитный и сонатно-симфонический.

Обязательные танцы сюиты имеют следующие характерные черты:

Аллеманда (в переводе – «немецкая»). Танец — шествие медленного или умеренного темпа в размере С. Характерный признак – начало из затакта.

Куранта – французский танец (в переводе с французского означает «текущая», «бегущая»). Темп танца умеренно — быстрый в трехдольном метре.

Сарабанда – старинный испанский танец. Музыка сарабанды имеет суровый, мрачный характер, исполняется в медленном темпе, метр трехдольный. У И.С.Баха сарабанда, как правило, являлась лирико-философским центром сюиты.

Знаменитые сюиты Барокко: И.С.Бах. Французские и Английские сюиты, 6 Партит, оркестровые сюиты (Шутка); Г.Ф.Гендель. Сюита для клавесина №7, соль минор, Музыка для королевского фейерверка, Музыка на воде.

Сонатно-симфонический цикл – самая сложная форма организации музыки, сравнимая с масштабами и драматургией романа. Классическая модель этого типа цикла представлена в творчестве венских классиков (Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен) и имеет следующие характерные черты:

Соната (от лат. – «звучать» ) циклическое произведение (обычно из 3-х частей), в котором одна или несколько частей написаны в сонатной форме, предполагающей наличие экспозиции (завязка действия), разработки ( развитие ), репризы (повторение материала экспозиции), коды ( заключительный раздел, итог развития ).

Симфония (от греч. – «созвучие») циклическое произведение (обычно из 4-х частей), в котором одна или несколько частей написаны в сонатной форме. Части располагались следующим образом:

1 часть. Сонатное аллегро. 2

3 часть. Менуэт (начиная с Бетховена — Скерцо; с Берлиоза — Вальс).

4 часть. Финал. Сонатное аллегро.

Источник

Циклические формы в музыке

Цикли́ческие фо́рмы в му́зыке — музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единством замысла. В истории академической музыки известны циклы «прелюдия-фуга», сюитные циклы, сонатно-симфонические циклы. Циклом может называться также ряд связанных между собой произведений (каждое из которых может обладать или не обладать циклической формой) или концертных программ. Во внеакадемической музыке (джазе, роке) к циклическим формам могут тяготеть концептуальные альбомы и отдельные крупные произведения.

Содержание

Цикл «прелюдия-фуга»

Двухчастный цикл «прелюдия-фуга» известен со времен барокко. Он предполагает функционализацию прелюдии как импровизационного вступления к фуге.

Циклы «прелюдия-фуга» могут объединяться в более крупные циклы на основе какого-либо формального или тематического принципа. Наиболее известный пример — «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха, построенный по принципу определенного чередования ладотоновых соответствий. Пример из музыки XX века — «24 прелюдии и фуги» Д. Д. Шостаковича.

Сюитный цикл

Для сюиты, известной с XVI века, характерны:

Вершины жанра в музыке барокко — сюиты И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, в классический период — В. А. Моцарта и Й. Гайдна. В XIX веке крупные композиторы обращались к жанру сюиты в основном в целях стилизации (Э. Григ, М. Равель и др.).

В XX веке жанр сюиты был существенно переосмыслен, к нему применены новые приемы (таковы, например, додекафонические оркестровые сюиты А. Шёнбрерга и А. Берга), охвачен новый материал (так, в сюите П. Хиндемита «1922 год» использованы модные танцы соответствующего времени: шимми, бостон, регтайм).

К сюитной форме тяготеют и некоторые произведения неакадемической музыки (в основном, прогрессивного рока). В качестве примеров можно назвать «Lizard» с одноименного альбома рок-группы King Crimson и «Atom Heart Mother» с одноименного альбома группы Pink Floyd. Однако «рок-сюитами» часто называют и композиции, тяготеющие скорее к свободным и смешанным формам (в традиционной музыкально-теоретической терминологии).

Сонатно-симфонический цикл

К сонатно-симфоническому циклу относятся наиболее абстрактные жанры академической музыки, такие как симфония, соната, квартет, концерт. Для него характерны:

Классическая соната формировалась в течение XVIII века, вершины развития достигла в венской классике и остается, с некоторыми оговорками, живым жанром. Симфония как жанр сформировалась в середине XVIII века, вершины развития достигла также в венской классике и остается живым жанром академической музыки. (Симфоническую форму не следует путать с симфонизмом, который может быть свойствен и произведениям, не относящимся к этой форме). Квартет приобрел форму сонатного цикла в творчестве Й. Гайдна и далее развивался в творчестве венских классиков. Во второй половине XX века для многих произведений этого жанра стал свойствен лейтмотивный и монотематический принципы. Концерт как разновидность сонатно-симфонического циклического произведения, для которого характерно противопоставление звучания полного состава ансамбля и отдельных групп или солистов, сложился в известном ныне виде к концу XVIII века.

Свободные и смешанные формы

Музыкальное произведение может состоять из частей, объединенных по иному, нежели в перечисленных жанрах, принципу, и все же обладать в той или иной мере циклическим характером. Таковы многие жанры прикладной духовной музыки (месса, духовный концерт, всенощная), кантаты, вокальные и вокально-хоровые циклы (сюжетные и лирические).

Крупные циклы

В цикл могут объединяться и целые произведения (каждое из которых, в свою очередь, может обладать или не обладать циклическим характером). Таковы упомянутые выше циклы прелюдий и фуг, тетралогия Р. Вагнера «Кольцо нибелунга», концептуальные альбомы во внеакадемической музыке, а также отдельные крупные произведения джазовой и рок-музыки.

Источник

Циклические формы (музыка)

Циклические формы в музыке, часто сокращённо, циклы — музыкальные формы, предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единством замысла. В истории академической музыки известны циклы «прелюдия-фуга», сюитные циклы, сонатно-симфонические, вокальные циклы. Циклом может называться также ряд связанных между собой произведений (каждое из которых может обладать или не обладать циклической формой) или концертных программ. В неакадемической музыке (джазе, роке) к циклическим формам относят концептуальные альбомы и некоторые другие крупные формы.

Цикл «прелюдия-фуга»

Двухчастный цикл «прелюдия-фуга» известен со времен барокко. Он предполагает функционализацию прелюдии как импровизационного вступления к фуге.

Циклы «прелюдия-фуга» могут объединяться в более крупные циклы на основе какого-либо формального или тематического принципа. Наиболее известный пример — «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха, построенный по принципу определенного чередования ладотоновых соответствий. Пример из музыки XX века — «24 прелюдии и фуги» Д. Д. Шостаковича.

Сюитный цикл

Для сюиты, известной с XVI века, характерны:

Вершины жанра в музыке барокко — сюиты И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, в классический период — В. А. Моцарта и Й. Гайдна. В XIX веке крупные композиторы обращались к жанру сюиты в основном в целях стилизации (Э. Григ, М. Равель и др.).

В XX веке жанр сюиты был существенно переосмыслен, к нему применены новые приемы (таковы, например, додекафонические оркестровые сюиты А. Шёнберга и А. Берга), охвачен новый материал (так, в сюите П. Хиндемита «1922 год» использованы модные танцы соответствующего времени: шимми, бостон, регтайм).

К сюитной форме тяготеют и некоторые произведения неакадемической музыки (в основном, прогрессивного рока). В качестве примеров можно назвать «Lizard» с одноименного альбома рок-группы King Crimson и «Atom Heart Mother» с одноименного альбома группы Pink Floyd. Однако «рок-сюитами» часто называют и композиции, тяготеющие скорее к свободным и смешанным формам (в традиционной музыкально-теоретической терминологии).

Сонатно-симфонический цикл

К сонатно-симфоническому циклу относятся наиболее абстрактные жанры академической музыки, такие как симфония, соната, концерт. Для него характерны:

Классическая соната формировалась в течение XVIII века, вершины развития достигла в венской классике и остается, с некоторыми оговорками, живым жанром. Симфония как жанр сформировалась в середине XVIII века, вершины развития достигла также в венской классике и остается живым жанром академической музыки. (Симфоническую форму не следует путать с симфонизмом, который может быть свойствен и произведениям, не относящимся к этой форме). Во второй половине XX века для многих произведений этого жанра стал свойствен лейтмотивный и монотематический принципы. Концерт как разновидность сонатно-симфонического циклического произведения, для которого характерно противопоставление звучания полного состава ансамбля и отдельных групп или солистов, сложился в известном ныне виде к концу XVIII века.

Свободные и смешанные формы

Музыкальное произведение может состоять из частей, объединенных по иному, нежели в перечисленных жанрах, принципу, и все же обладать в той или иной мере циклическим характером. Таковы многие жанры прикладной духовной музыки (месса, духовный концерт, всенощная), кантаты, вокальные и вокально-хоровые циклы (сюжетные и лирические).

Крупные циклы

В цикл могут объединяться и целые произведения (каждое из которых, в свою очередь, может обладать или не обладать циклическим характером). Таковы упомянутые выше циклы прелюдий и фуг, тетралогия Р. Вагнера «Кольцо нибелунга», концептуальные альбомы во внеакадемической музыке, а также отдельные крупные произведения джазовой и рок-музыки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *