Что такое музыкальная сказка
Роль музыкальной сказки в познавательном и творческом развитии ребенка
Юлия Волобуева
Роль музыкальной сказки в познавательном и творческом развитии ребенка
«Роль музыкальной сказки в познавательном и творческом развитии ребенка»
Основной целью создания музыкальной сказки с детьми является воспитание музыкально развитого слушателя и исполнителя, способного чутко, эмоционально воспринимать окружающий мир и выражать свое отношение ко всему происходящему.
— поддерживать желание и развивать умение слушать музыку, побуждать говорить о ее содержании, делиться своими впечатлениями;
— развивать музыкально-двигательное творчество, использовать средства выразительности в музыкальных играх;
— поддерживать проявления индивидуальности и элементы импровизации в ролевом поведении, музыкальном движении, речевом интонировании.
Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужны фантазия и воображение. Таким образом, в какой-то степени сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка может помочь научить воспринимать музыку.
Музыкальные сказки оказывают огромное воспитательное влияние на детей, они способствуют развитию художественного вкуса, певческих навыков, вызывают радостные эмоции. Дети лучше передают характер музыки в движениях, у них развивается речь, четкость дикции, речевые интонации.
Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра» (В. Сухомлинский). Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.
В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением. Определенный настрой способствует пробуждению в слушателях сопереживания, соучастия, сотворчества.
Музыкальные сказки пользуются у детей неизменной любовью. Дети с большим удовольствием перевоплощаются в того или иного персонажа, переживают происходящие события, борются со злом и всегда готовы прийти на помощь слабому.
Постановка сказки — это чудесный ключик, который открывает дверцу в волшебный мир образов, красок, звуков. Это творчество, импровизация, требующие от детей труда и фантазии, а от взрослых — выдумки и изобретательности в костюмах и декорациях.
Стихотворный текст запоминается детьми лучше, чем прозаический, поэтому многие сказки известных писателей переведены на стихотворный ритм, что значительно облегчает работу с текстом. В сюжет музыкальной сказки включена классическая и народная музыка. Можно использовать и современные эстрадные песни, доступные детям. В детском исполнении они звучат более эмоционально.
Сказка усваивается обычно в несколько этапов. На первом этапе нужно выразительно прочитать сказку детям, исполняя по ходу действия имеющиеся песни и музыку. После прослушивания дети делятся своими впечатлениями с воспитателями и друг с другом. Через некоторое время, примерно через неделю, слушание повторяется. Таким образом, дети слушают сказку 2—3 раза, постепенно усваивая и запоминая ее.
На втором этапе дети активно включаются в исполнение сказки. Освоение и запоминание текста и музыкиможет идти двумя путями: можно разучивать со всей группой или подгруппами. Обычно это происходит таким образом. Читается сказка, а дети — по своему желанию или по просьбе воспитателя — говорят слова и поют песню того или иного персонажа. Песни, которые встречаются в сказке, можно также выучить со всеми детьми, а затем для исполнения выделить тех, кому это лучше удается.
На третьем этапе дети усваивают текст сказки и мелодии песен и начинают исполнять их в игре. При разучивании сказки в игре не следует навязывать детям зафиксированных движений, позы, не надо давать готового образца. Необходимо поощрять самостоятельное выявление детьми образа, их творческие находки.
Если дети затрудняются изобразить тот или иной персонаж, можно напомнить его характерные особенности (например, зайчик пугливый, осторожный, прыгает, оглядывается; медведь косолапый, неуклюжий; петух ходит высоко поднимая ноги, горделиво держит голову и т. д.).
Сказочный образ или действие рождаются в обычной обстановке и возникает необходимость изменить обстановку, приспособить окружающие предметы для более яркого отражения той или иной сказочной ситуации. В работу включается ассоциативное мышление. Как создать сказочный поезд? Как сделать дом для трех поросят? Обычный стол превращается в избушку на курьих ножках, голубые ленточки – в озеро, гимнастические обручи – лужи на асфальте. Но самое главное в сказке это все-таки сказочный персонаж.
Каждый ребенок хочет превратиться в сказочного героя и изменить свою внешность. Но как это сделать без специального костюма. Зато есть большой красивый платок, который может быть фатой, вуалью для царевны, может быть плащом для царевича, волшебника, если завязать на голову можно стать бабушкой, если в виде чалмы, тогда магом, фокусником и т. д. Просто палочка с помощью “волшебных” слов может стать волшебной и она же может быть волшебной флейтой. Возьми в руки прозрачный шарфик, и ты уже ветерок, возьми белый шарфик и ты античная статуя.
Музыка может быть фоном, на котором развивается действие, музыка помогает войти в нужное эмоциональное состояние, музыка сопровождает все ритмические действия от простейшей игры до сюжетного постановочного танца и, конечно же, музыка помогает ярче представить сказочные персонажи.
Каждый персонаж обладает своей особенной творческой характеристикой. Яркость образа достигается разными способами, но более всего музыкальными. Какая же Красная Шапочка без песен? Или какие восточные гости без танца? Как обойдутся стражники без бравой песни и веселого марша? Как Золушка расскажет о своей беде? Конечно же песенкой. Чтобы исполнить все эти особенно интересные музыкальные номера, необходимо развивать музыкальные способности.
Весь музыкальный материал, с которым ребенок встречается, на протяжении спектакля развивает музыкальную память. Музыка для прослушивания и музыка для исполнения требуют запоминания, чтобы следить за ходом спектакля, взаи-модействовать с партнерами, помнить свою музыкальную тему и исполнять ее.
Чтение текста сказки можно поручить воспитателю или кому-нибудь из детей, кто обладает хорошей памятью и может четко и выразительно прочесть текст. Когда сказка усвоена, участники показывают ее всем детям своей и других групп. Если сказка не включена в праздник, она дается как самостоятельное представление.
Можно организовать приход на этот спектакль как посещение театра. Дети берут в кассе билеты, контролеры проверяют билеты, указывают места, куда сесть, и после третьего звонка начинается исполнение сказки. Желательно для углубления и закрепления впечатлений посмотреть спустя некоторое время эту сказку еще раз с теми же или (еще лучше) с другими исполнителями.
Мир музыкальной сказки является прекрасным средством приобщения дошкольников к классической музыке, развития эмоциональной сферы, формирования основ музыкальной культуры.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что работа над постановкой «Музыкальной сказки»
• позволяет развить у детей интерес к музыкальной и театральной деятельности;
• способствует личностному росту детей, воспитанию сильной, трудолюбивой творческой, жизнеспособной личности, развитию социальных навыков и общему развитию детей;
«Сказка — это удивительный мир, который притягивает к себе маленьких и больших» Мы взрослые начиная с раннего возраста читаем или рассказываем своим малышам сказки,которые когда то рассказывали нам. Русская народная.
Моя жизнь в детском саду. Так мы занимаемся, играем и выступаем в детском саду. Радость, которую доставляют детям музыкальные занятия, праздники, благотворно действуют.
Статья «МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Прокопцова Марина Равильевна
Преподаватель музыкальных дисциплин
ГБПОУ СО «Красноуфимский педагогический колледж»
«Сказка – это колыбель мысли,
сумейте поставить воспитание ребенка
так, чтобы он на всю жизнь
сохранил волнующие воспоминания
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные способности детей, все виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка. В ФГОС ДО сказано нужно развивать музыкальные способности детей, начиная с дошкольного возраста, восприятие и понимание смысла музыкальных произведений.
Влияние и значение сказок детям в дошкольном возрасте, несомненно. Именно поэтому каждая сказка, которая предлагается ребенку, требует внимания со стороны взрослого, и все чаще встает вопрос психолого-педагогической экспертизы современной детской литературы, которая включала бы в себя анализ разных видов сказочных форм, оценивала бы качество печатных изданий для детей и качество мультфильмов, как воплощения литературных сказочных образов.
Музыкальная сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождает его на протяжении всего детства, а часто и остается с ним на всю жизнь, является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Роль музыки в сказках, помогает в трудную минуту, характеризует героев, пробуждает чувства и останавливает зло, описывает образ жизни героев.
Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. Виссарион Григорьевич Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность, и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности».
Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна предлагает следующую классификацию сказок:
1. Художественные сказки
К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Собственно, именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.
Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Сюда входят:
· взаимоотношениях людей и животных,
3. Авторские художественные сказки
4. Дидактические сказки
5. Психотерапевтические сказки.
Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, — со стороны жизни духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.
Непосредственно перед тем, как начать знакомство с музыкой, воспитатели читают с детьми саму сказку или литературную композицию, чтобы ребята знали ее содержание, сюжет. Ознакомление с таким большим произведением, как опера или балет, происходит на протяжении нескольких занятий. Для прослушивания предлагают наиболее яркие в музыкальном отношении и по драматургии фрагменты.
При прослушивании обращается внимание на звучание инструментов симфонического оркестра, находим связь между тембром инструмента и характером музыкального образа. Так для сверкающих на солнце пушистых снежинок композитору необходимо было использовать в оркестровке колокольчики, треугольники, посвистывающий нежный тембр флейты; для передачи картины метели – переборы арфы; а “вьюжную” мелодию сыграли трепетные скрипки. Обязательно показываю иллюстрации этих инструментов.
Подбирают иллюстрации, репродукции, соответствующие сюжету, чтобы помочь детям лучше представить саму сцену и понять музыку. Зрительная наглядность, без сомнения, усиливает впечатления от музыки, вызывает в их воображении зрительные образы и побуждает выразить свое восприятие в творческом движении, пластике, танце.
Постановка сказки — это чудесный ключик, который открывает дверцу в волшебный мир образов, красок, звуков. Это творчество, импровизация, требующие от детей труда и фантазии, а от взрослых — выдумки и изобретательности в костюмах и декорациях.
Стихотворный текст запоминается детьми лучше, чем прозаический, поэтому многие сказки известных писателей переведены на стихотворный ритм, что значительно облегчает работу с текстом. В сюжет музыкальной сказки включена классическая и народная музыка. Можно использовать и современные эстрадные песни, доступные детям. В детском исполнении они звучат более эмоционально.
Сказка имеет свои разновидности: легенды, сказы, мифы, саги, притчи,
анекдоты – вот далеко не полный перечень сказочных форм.
Существуют сказки о животных, волшебные, новеллистические. Сказочный образ или действие рождаются в обычной обстановке и возникает необходимость изменить обстановку, приспособить окружающие предметы для более яркого отражения той или иной сказочной ситуации. В работу включается ассоциативное мышление. Как создать сказочный поезд? Как сделать дом для трех поросят? Обычный стол превращается в избушку на курьих ножках, голубые ленточки – в озеро, гимнастические обручи – лужи на асфальте. Но самое главное в сказке — это все-таки сказочный персонаж.
Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка «наполняет сказочные образы живым биение сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра» (В. Сухомлинский). Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.
Каждый ребенок хочет превратиться в сказочного героя и изменить свою внешность. Но как это сделать без специального костюма. Зато есть большой красивый платок, который может быть фатой, вуалью для царевны, может быть плащом для царевича, волшебника, если завязать на голову можно стать бабушкой, если в виде чалмы, тогда магом, фокусником и т.д. «Просто палочка с помощью “волшебных” слов может стать волшебной, и она же может быть волшебной флейтой. Возьми в руки прозрачный шарфик, и ты уже ветерок, возьми белый шарфик, и ты античная статуя».
В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением. Определенный настрой способствует пробуждению в слушателях сопереживания, соучастия, сотворчества, и пользуются у детей неизменной любовью. Дети с большим удовольствием перевоплощаются в того или иного персонажа, переживают происходящие события, борются со злом и всегда готовы прийти на помощь слабому.
Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий.
Музыка может быть фоном, на котором развивается действие, помогает войти в нужное эмоциональное состояние, сопровождает все ритмические действия от простейшей игры до сюжетного постановочного танца и, конечно же, помогает ярче представить сказочные персонажи.
Многие великие русские композиторы в своем творчестве обращались к сказкам. Через восприятие сказочного материала происходит воспитание музыкально развитого слушателя и исполнителя, способного чутко, эмоционально воспринимать окружающий мир и выражать свое отношение ко всему происходящему.
Таким образом, использование музыкальных сказок в детском саду открывает широкие возможности для решения задач педагогического процесса и формирования личности дошкольника в целом. Музыкальные сказки, записанные в цифровом формате удобно редактировать, хранить в медиатеке дошкольного учреждения, использовать на праздничных утренниках, развлечениях и вечерних досугах. Включение в сюжетные линии интеллектуальных игр, пальчиковой гимнастики и танцевальных импровизаций позволяет повысить объем, устойчивость и концентрацию внимания у детей. Музыкальные сказки, в том числе озвученные воспитанниками, могут стать прекрасным аудиоматериалом для кукольных спектаклей в детском саду. А также памятным подарком для родных и близких в семейном кругу дошкольников.
Музыкальная игра-сказка как средство формирования основ музыкальной культуры дошкольников
ольга габелко
Музыкальная игра-сказка как средство формирования основ музыкальной культуры дошкольников
Сказка – это один из любимых детьми видов художественного творчества. Сказка, озвученная музыкой, привлекательна для ребенка вдвойне, так как эмоциональное содержание музыки усиливает впечатления ребенка, позволяет ему выразить свое отношение к героям, самой музыке в свободных творческих игровых действиях.
Музыкальная игра – сказка, озвученная классической музыкой разных эпох и стилей или народной. Всю сложную работу берет на себя взрослый – чтение текста сказки, отбор музыкального сопровождения, чтобы каждый образ сказки имел свою музыкальную характеристику, созвучную по эмоциональному содержанию.
К каждому персонажу подбирается музыкальная характеристика, по типу лейтмотива, таким образом, что музыка «откликается» на развитие сюжета, кульминации, драматургии сказки, создает настроение, созвучное переживаемому героями сказки, передает картины и звуки природы, образы животных и птиц.
Музыка является эмоциональным стержнем, побуждающим ребенка выразить свое отношение к ней, героям и событиям сказки с помощью разных видов музыкальной деятельности, прежде всего, ритмопластики. По ходу сказки дети слушают музыку, передавая ее характер в ритмопластических импровизациях, в танцах, песнях и песенных импровизациях, в игре на музыкальных инструментах.
Особенностью музыкальной игры – сказки является возможность включения всех видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, образовательная деятельность, а также разных видов художественной деятельности (рисование под музыку образов сказки, элементов декораций, художественное слово, театр).
Музыкально-ритмические движения помогают развитию особенностей музыкальной речи у детей: выразительных интонаций, фраз, форм, регистровых, темповых, динамических изменений, пауз, акцентов, оттенков настроения, а также развитию осознанности музыкального восприятия.
По ходу игры дети приобретают необходимые умения и навыки исполнительской и творческой деятельности (пение, ритмопластика, игра на музыкальных инструментах, развиваются музыкальные и творческие способности.
Дети получают знания о музыке: о композиторах, средствах музыкальной выразительности, особенностях языка разных искусств. Проведение комплексных занятий, на которых дети рисуют, выражая характер персонажей, настроения и чувства героев, читают стихи, рассматривают картины художников, созвучные по настроениям событиям сказки, способствуют развитию творческого воображения, мышления. Музыкальная игра – сказка создает условия для развития умственной активности (сравнение музыкальных характеристик, осознание выразительности музыкальных образов, поиск вариантов их воплощения в разных видах уподоблений характеру музыки, систематизация музыкальных знаний и др., эмоционального, творческого развития.
В игре – сказке развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, которая является основным механизмом присвоения культурных ценностей детьми и центром музыкальности. Развиваются все основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма.
Являясь привлекательной для детей деятельностью, музыкальная игра – сказка способствует воспитанию ценностных ориентаций личности – развитию положительного эмоционально – оценочного отношения к культурным ценностям, эстетических чувств, интересов, вкусов, представлений о красоте, то есть формированию основ музыкально – эстетического сознания и музыкальной культуры в целом.
Показателями успешного музыкального развития являются проявления творческой активности, самостоятельности детей, наличие любимых произведений, желание играть в сказку по собственной инициативе, выразительность созданных образов.
Как всякая обучающая игра, музыкальная игра – сказка имеет определенные развивающие, образовательные и воспитательные задачи, включает в себя игровые действия и игровые правила.
Основной задачей является соотношение игровых действий с музыкальными характеристиками образов сказки.
Правилами этой творческой игры является необходимость передать чувства, отношения героев сказки и отношение ребенка к происходящему в сказке, к звучащей музыке, выразительно сыграть свою роль. Для озвучивания музыкой может быть выбрана народная сказка («Репка», «Теремок») или сказка литературная (А. С. Пушкин, Г. Х. Андерсен и др).
При озвучивании таких сказок – шедевров классической или народной музыкой – происходит удвоение художественных впечатлений детей в процессе познания культурных ценностей, несущих в себе огромный развивающий потенциал. Таким образом, музыкальная игра-сказка является одним из важных средств формирования основ культуры и творческого развития ребенка.
Дидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотности Лишь на первый взгляд, слова «дошкольник» и «финансы» кажутся очень далеки друг от друга. Но уже в дошкольном возрасте ребенку можно и нужно.
Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников» Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. Одной из основных.
Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.
Значение музыкальной сказки во всестороннем воспитании дошкольников
ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ ВО ВСЕСТОРОННЕМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Музыкальный руководитель высшей категории Рябова Л.И.
Высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем возрасте. Как сделать творческую деятельность потребностью?
Искусство – необходимая часть жизни человека. Искусство – это его душа. Проблема духовности очень остро стоит в нашем обществе, мы повторяем это постоянно и ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути, в детстве.
Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду, а затем и в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирование личности ребенка. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. Развитое восприятие обогащает все музыкальные способности детей, все виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей детей.
Влияние и значение сказок для детей, в дошкольном возрасте, несомненно. Музыкальная сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождает его на протяжении всего детства, а иногда и остается на всю жизнь. Музыкальная сказка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.
Для всестороннего развития особенно важно формирование духовно богатой, эстетически и музыкально развитой личности, чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой интеллектуально и физически.
Музыка развивает эмоции, интересы, вкусы детей. Музыка развивает ребенка умственно. Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание. Музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе, прекрасное, с которым они встречаются в жизни.
Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста — с другой.
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.
Музыка для ребенка – искусство, воздействующее на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Малыш выделяет музыку из всех окружающих его звуков. Он замирает, затихает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гуканием, проявляется «комплекс оживления».
Старшие дети делают простейшие обобщения (веселая, грустная музыка). К 6-7 годам наблюдаются проявления художественного вкуса – способность дать оценку произведению.
Дети в процессе обучения должны научиться видеть красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцем, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством. Такое направление в музыкальном воспитании является приоритетным, так как формируется зрелая личность, способная творить и созидать.
Сказку любят все: и взрослые и дети. Сказка – это воплощение мечты, представление о справедливости, добре. Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Когда музыка служит фоном, на котором развивается игровое действие, она усиливает эмоции и делает более яркими образные представления детей. Музыка наполняет сказочные образы живым биением сердца. В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Музыкальная сказка – это яркое эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание.
В работе с младшими дошкольниками по этой теме мы используем несложные пьесы (детский альбом П. Чайковского). Малыши эмоционально откликаются на музыку, слышат ее настроение, делают первые шаги в высказываниях о прослушанной музыке. Со старшими дошкольниками продолжаем слушать и разыгрывать музыкальные сказки, используя лучшие образцы классической музыки (К.Сен-Санс, Э. Григ).
Музыкальные сказки с использованием небольших инструментальных пьес являются переходной ступенькой к пониманию таких сложных жанров как опера и балет.
Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужны фантазии и воображение. Поэтому, сказка может помочь научить воспринимать музыку.
С раннего возраста музыкальный руководитель, посредством игрового образа, стимулирует и развивает первые предпосылки творческих проявлений. На музыкальных занятиях постоянно активизируем внимание детей, развивая самостоятельное мышление, побуждая на активное действие различными методическими приемами. Задания на музыкальных занятиях по песенному творчеству предполагают сочинение детьми разнообразных импровизаций — от самых простейших на звукоподражание с использованием различных музыкально-игровых образов, до сочинения сказок — опер в среднем и старшем возрасте.
У детей огромное желание участвовать в создании музыкального спектакля. Порой их привлекают взрослые термины, такие как роли, репетиции, лейтмотив, тема, ария, массовка и т.д. Развитие творчества детей идет параллельно с развитием мышления, самостоятельности, интереса к сочинительству, выступлению. Развитие музыкально — игрового творчества ребенка, осуществляется на протяжении всего пребывания его в детском саду.
Музыкальные игры-сказки занимают большое место в жизни детского сада. Именно эта форма несет в себе огромный развивающий эффект. Игры-сказки дети исполняют в совместной деятельности в ходе режимных моментов. Игра – самый приемлемый, доступный и любимый вид деятельности для ребенка. Она является естественной формой подготовки музыкальных сказок, при такой подготовке дети чувствуют себя раскованно, уверенно, непосредственно, по-детски на зрителях, они не боятся забыть свою роль, так как каждый раз все роли пополняются новыми вариантами импровизаций. Педагог направляет эту игровую деятельность детей, увлекая их, стимулируя детей на дальнейшие творческие поиски. Работа над сказкой должна приносить радость, а не превращаться в тренинг.
Игры-сказки оказывают огромное воспитательное влияние на детей. Они способствуют развитию художественного вкуса, певческих навыков, вызывают радостные эмоции. Дети лучше передают характер музыки в движениях, у них развивается речь, четкость дикции, речевые интонации. Прежде, чем предложить сказку детям, нужно ее хорошо знать педагогу. Сказка усваивается в несколько этапов.
Основной целью работы по созданию сказки с детьми является развитие способности детей к свободному творческому восприятию окружающего мира, отражению его впечатления и отношения к окружающему миру через творческую деятельность.
Воспитание ценностного отношения к музыкальной и художественной культуре очень важно для личностного становления детей.
Эмоциональная сфера, будучи наиболее тонким и изначально природой заложенным уровнем психической организации человека, первичным способом отражения им окружающего мира, к этим неблагополучиям оказывается наиболее чуткой. Поэтому и разнообразные факторы психической депривации прежде всего негативно сказываются именно на ней. Исследования ученых свидетельствуют о том, что дети, растущие в условиях эмоциональной неудовлетворенности, связанной с дефицитом собственно человеческого внимания к ним, заботы и любви, в большинстве случаев развиваются ущербно. Несмотря не изначальную сохранность мозговых структур, природных предпосылок развития, им, как правило, оказываются свойственны такие личностные комплексы, как повышенный уровень тревожности, сверхбдительность, состояние постоянного напряжения, ожидание возможной опасности, незащищенность. На этом фоне легко возникают вторичные поведенческие и личностные отклонения, обусловливающие низкую социальную ориентировку детей, их социальную беспомощность, неэффективные способы поведения и общения со сверстниками, взрослыми, нарушения других видов деятельности — игровой, трудовой, учебной. Дети — это наше будущее, надо помнить об этом. Нельзя проходить мимо неблагополучия, тем более, что мы в состоянии помочь ребенку.
В педагогике известна закономерность: чем меньше возраст ребенка, тем большее влияние на его развитие оказывают конкретные условия и обстоятельства его жизни. Музыка является активно действенным средством эмоциональной коррекции, помогает войти детям в нужное психологическое состояние.
Музыка обладает своим «языком», своей «речью». Музыка и связанная с ней деятельность могут вызвать в ребенке особую потребность — желание «общаться» с нею, а по мере возможности и «рассуждать» о ней. В этом эстетический аспект музыкального воспитания и лишь в условиях создания эстетической атмосферы успешно осуществляется всестороннее развитие личности ребенка. Мы музыканты имеем огромную возможность воздействовать на ребенка «прекрасным», используя высокохудожественные музыкальные произведения, в сочетании с сюжетами русских народных сказок. Это так понятно и доступно детям, это затягивает, завораживает детей и взрослых.
Учитывая роль сказки, как носителя нравственных и социальных ценностей и идеалов, особое внимание необходимо уделять содержательному аспекту, характерологическим особенностям героев, диалоговой речи в произведении. Среди основных групп социально-нравственных норм, усваиваемых в дошкольном возрасте, можно назвать: нормы внутрисемейных отношений, нормы поведения, социальные, моральные нормы саморегуляции и организации межличностных отношений, предпочтения в выборе идеала развития, эстетические представления и др. Преподнесенные языком сказки – эти нормы закладывают мировоззренческую и нравственную основу личности.
Ветлугина Н.А.Музыкальное воспитание в детском саду М.Просвещение, 1981
Зимина А.Н.Основы музыкального воспитания и развития М.,“Владос”2000 г.
Коренева Т.Ф. “В мире музыкальной драматургии” М., “Владос”
Мерзлякова С.И. “Волшебный мир театра”М., “Владос”, 1999
Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников, М., АРКТИ, 2000