Что такое мустахаб в исламе

Мустахаб

Смотреть что такое «Мустахаб» в других словарях:

Мустахаб — Мустахаб часть халяля (дозволенных в исламе действий). В контексте шариата богоугодные действия, не строго обязательные, но желательные для исполнения. Наказаний за неисполнение таких действий нет, но исполняющий их получает «благость… … Википедия

Ислам — У этого термина существуют и другие значения, см. Ислам (значения) … Википедия

Сунна — Ислам · Пророки … Википедия

Шариат — Ислам Столпы Ислама … Википедия

Фард — (араб. فرض‎‎) в шариате обязательные действия, которые должен совершать каждый мусульманин. Фард делится на два вида: а) Фард айн этот вид фарда предписывается исполнять каждому мусульманину индивидуально. Например, таухид Сюда… … Википедия

Харам — Хаpам, харамный (араб. حرام‎‎, однокоренное слово гарем) в шариате запретные действия. Противоположностью харамного является халяльное. Например, свинина является харамной, а баранина, заколотая с призыванием имени Аллаха, халяльной.… … Википедия

Брак в исламе — Никях (араб. النكاح‎‎ ан никях), завадж, джаваз, ’урс брачный договор, который заключается между мужчиной и женщиной по правилами шариата. Содержание 1 … Википедия

Таклид — (араб. تَقْليد‎‎) в исламском праве: следование авторитетному специалисту в вопросах фикха (факих) со стороны человека, не компетентного в этой области. Соответственно, понятие таклида тесно связано с термином «иджтихад», которым обозначают… … Википедия

Макрух — (араб. مكروه‎‎) действия, которые нежелательны (макрух танзихи) или запрещены (макрух тахрими). Макрух танзихи действия, не запрещенные, но нежелательные и порицаемые. Считается, что макрух танзихи «уменьшает благость Аллаха». Аналог… … Википедия

Халяль — Не следует путать с Халал. Халяль (араб. حلال‎‎) дозволенные поступки в шариате. По разному приемлемы от желательного (сунна) через нейтральное (мубах) до нежелательного (макрух танзихи). В мусульманском быту под халялем обычно понимают… … Википедия

Источник

Мустахаб

Мустахаб — часть халяля (дозволенных в исламе действий). В контексте шариата — богоугодные действия, не строго обязательные, но желательные для исполнения. Наказаний за неисполнение таких действий нет, но исполняющий их получает «благость Аллаха».

Что такое мустахаб в исламе. Смотреть фото Что такое мустахаб в исламе. Смотреть картинку Что такое мустахаб в исламе. Картинка про Что такое мустахаб в исламе. Фото Что такое мустахаб в исламе

Фард/Ваджиб — обязательное • Халяль/Мубах — дозволенное • Мустахаб/Сунна — желательное, рекомендуемое •
Макрух — порицаемое • Харам — запретное

Полезное

Смотреть что такое «Мустахаб» в других словарях:

Мустахаб — одобряемое, хорошее действие. Богоугодные деяния, которые желательно совершать в связи с тем, что их обычно совершал пророк Мухаммад и его сподвижники. Но их несовершение не приводит к греху. В этом смысле, понятие мустахаб близко по смыслу к… … Ислам. Энциклопедический словарь.

Ислам — У этого термина существуют и другие значения, см. Ислам (значения) … Википедия

Сунна — Ислам · Пророки … Википедия

Шариат — Ислам Столпы Ислама … Википедия

Фард — (араб. فرض‎‎) в шариате обязательные действия, которые должен совершать каждый мусульманин. Фард делится на два вида: а) Фард айн этот вид фарда предписывается исполнять каждому мусульманину индивидуально. Например, таухид Сюда… … Википедия

Харам — Хаpам, харамный (араб. حرام‎‎, однокоренное слово гарем) в шариате запретные действия. Противоположностью харамного является халяльное. Например, свинина является харамной, а баранина, заколотая с призыванием имени Аллаха, халяльной.… … Википедия

Брак в исламе — Никях (араб. النكاح‎‎ ан никях), завадж, джаваз, ’урс брачный договор, который заключается между мужчиной и женщиной по правилами шариата. Содержание 1 … Википедия

Таклид — (араб. تَقْليد‎‎) в исламском праве: следование авторитетному специалисту в вопросах фикха (факих) со стороны человека, не компетентного в этой области. Соответственно, понятие таклида тесно связано с термином «иджтихад», которым обозначают… … Википедия

Макрух — (араб. مكروه‎‎) действия, которые нежелательны (макрух танзихи) или запрещены (макрух тахрими). Макрух танзихи действия, не запрещенные, но нежелательные и порицаемые. Считается, что макрух танзихи «уменьшает благость Аллаха». Аналог… … Википедия

Халяль — Не следует путать с Халал. Халяль (араб. حلال‎‎) дозволенные поступки в шариате. По разному приемлемы от желательного (сунна) через нейтральное (мубах) до нежелательного (макрух танзихи). В мусульманском быту под халялем обычно понимают… … Википедия

Источник

Виды шариатских предписаний

Что такое мустахаб в исламе. Смотреть фото Что такое мустахаб в исламе. Смотреть картинку Что такое мустахаб в исламе. Картинка про Что такое мустахаб в исламе. Фото Что такое мустахаб в исламе

Виды шариатских предписаний

Различные виды шариатских предписаний ученые Ислама обозначают определенными терминами. Например, ученые мазхаба Ханафи используют в книгах по Фикху термины: Фард, Ваджиб, Сунна, Мустахаб, Мубах, Макрух, Муфсид, Харам.

Эти Предписания и Запреты называются «Таклиф», а тех, кто обязан их выполнять, называют «Мукялляф». Предписания и Запреты, исполняемые мукялляфами, имеют различную степень важности. Различие степеней важности Предписаний и Запретов, которые естественно отражаются на практике, называется «Аф’ааль-уль-Мукялляфин» (Действия мукялляфа). Другими словами, это классификация согласно нормам шариата действий человека, ответственного за свои поступки (мукялляфа в словарном значении). В свою очередь это служит ориентиром для здравомыслящих мусульман, достигших половой зрелости (мукеллеф в религ. или правовом значении), что они должны делать, а чего не должны, что желательно, а что не желательно и т.д.

«Аф’ааль-уль-Мукялляфин» состоит из восьми разделов:

1. Фард : Обязательные, Строго Предписанные обязанности. Фард делится на два вида:

а) Фард-ы айн – этот вид фарда Предписано исполнять каждому мусульманину индивидуально (например, пятикратная молитва, пост).

б) Фард-ы кифайа – этот вид фарда достаточно исполнять некоторым мусульманам. Тогда, остальные освобождаются от ответственности за невыполнение этой строго предписанной обязанности. Например, исполнение «джаназа намаз»- молитва при погребении, или ответ на приветствие. Если же никто не исполняет этот вид Предписаний, то ответственными становятся все мусульмане, извещенные об этом.

а) Сунна, выполняемая постоянно: Обязанности, которые Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха)выполнял постоянно. Пропускал в крайне редких случаях. Например «сунна» утреннего, первая и вторая «сунна» полуденного, «сунна» вечернего и вторая «сунна» ночного намазов.

б) Сунна, выполняемая не постоянно. Обязанности, которые Пророк периодически выполнял, но время от времени пропускал. Например «сунна» послеполуденной молитвы и первая «сунна» ночной молитвы.

Совершающих Харам (Недозволенное), ожидает строгое наказание и в этой жизни (шариатский суд), и в жизни потусторонней (мучения в Аду). Кто будет избегать Харама из-за страха наказания, получит благость Всевышнего Аллаха. Если же кто-либо отрицает Недозволенное (Харам), и говорит, что это Дозволено (Халял), тот автоматически становится неверующим. Такому человеку вновь надо принимать Ислам, если, конечно, он хочет спастись.

Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»

Источник

Что такое мустахаб в исламе

Что такое мустахаб в исламе. Смотреть фото Что такое мустахаб в исламе. Смотреть картинку Что такое мустахаб в исламе. Картинка про Что такое мустахаб в исламе. Фото Что такое мустахаб в исламеЧто такое мустахаб в исламе. Смотреть фото Что такое мустахаб в исламе. Смотреть картинку Что такое мустахаб в исламе. Картинка про Что такое мустахаб в исламе. Фото Что такое мустахаб в исламе Что такое мустахаб в исламе. Смотреть фото Что такое мустахаб в исламе. Смотреть картинку Что такое мустахаб в исламе. Картинка про Что такое мустахаб в исламе. Фото Что такое мустахаб в исламе

Различные виды шариатских предписаний в соответствии со степенью их важности ученые Ислама обозначают определенными терминами. Например, ученые мазхаба Ханафи используют в книгах по Фикху термины: Фард, Ваджиб, Сунна, Мустахаб, Мубах, Макрух, Муфсид, Харам.

Эти Предписания и Запреты называются «Таклиф«, а тех, кто обязан их выполнять, называют «Мукялляф«. Действия по Исполнению Строго Необходимых (Фард), Весьма Желательных (Сунна) и Рекомендованных (Мустахаб) Предписаний Совершеннолетними Дееспособными мусульманами обозначаются термином «Аф’алю-ль-Мукялляфин«.[1]

1. Фард: Обязательные, Строго Предписанные обязанности. Фард делится на два вида:

а) Фарду-ль-Айн – этот вид фарда Предписано исполнять каждому мусульманину индивидуально (например, пятикратная молитва, пост).

б) Фарду-ль-Кифайа – этот вид фарда достаточно исполнять некоторым мусульманам. Тогда, остальные освобождаются от ответственности за невыполнение этой строго предписанной обязанности. Например, исполнение «Саляту’д-Джаназа»- молитва перед погребением, или ответ на приветствие. Если же никто не исполняет этот вид Предписаний, то ответственными становятся все мусульмане, извещенные об этом.

Эта сунна имеет два вида:

а) Действия, которые Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) выполнял постоянно. Пропускал в крайне редких случаях. Например: «сунна» утренней, первая и вторая «сунна» полуденной, «сунна» вечерней и вторая «сунна» ночной молитв.Например, «сунна» утреннего, 1-ая и 2-ая «сунна» полуденного, «сунна» вечернего и 2-ая «сунна» ночного намазов. Например, «сунна» утреннего, 1-ая и 2-ая «сунна» полуденного, «сунна» вечернего и 2-ая «сунна» ночного намазов. Например, «сунна» утреннего, 1-ая и 2-ая «сунна» полуденного, «сунна» вечернего и 2-ая «сунна» ночного намазов

б) Действия, которые Пророк (мир ему и благословение Аллаха) иногда пропускал. Например «сунна» послеполуденной молитвы и первая «сунна» ночной молитвы.

4. Мустахаб— действия, которые иногда совершал Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Например, раздача милостыни (кроме Закята) или дополнительный пост.

5. Мубах— действия, за исполнение которых нет вознаграждения, а за неисполнение нет греха. Например, такие действия как: садиться, вставать, есть, пить и т.п.

7. Муфсид— действия, нарушающие уже начатое поклонение; такие действия как смех при исполнении молитвы, прием пищи во время поста.

Совершающих Харам (Недозволенное), ожидает наказание и в этой жизни (шариатский суд), и в жизни потусторонней (мучения в Аду). Кто будет избегать Харама из-за страха наказания, получит благость Всевышнего Аллаха. Если же кто-либо осознанно отрицает установленное шариатом Недозволенность (Харам) чего-либо, и говорит, что это Дозволено (Халяль), тот автоматически становится неверующим. Такому человеку вновь надо принимать Ислам, дабы спастись от огня Ада.

Источник

Урок 4: Мустахабы и макрухаты омовения

Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: устаз Азамат Абу Баязид

Уважаемые братья, джамаат! Мы с вами проходим уроки по книге Асъада Мухаммада Саида Ас-Сагирджи Ад-Димашки «Ханафитский фикх и его доказательства». На прошлом уроке мы рассказали о суннах и фардах омовения. Ин шаа Аллах, на сегодняшнем уроке мы поговорим о мустахабах и макрухатах омовения.

Первая тема – мустахабы омовения. Слово «мустахаб» переводится как хорошое, понравившееся дело. В шариате это слово обозначает дело, которое Пророк (с.а.с.) иногда делал, а иногда не делал. Если даже Пророк (с.а.с.) сам не делал это дело, то он побуждал других к совершению мустахаба. Тот факт, что Пророк (с.а.с.) привлекал к этому не означало обязательность, но было любимым, предпочтительным для Аллаха. Человеку, который совершит мустахаб, конечно же, запишется награда, но не сделавшему этого, не запишется грех. Для человека, берущего омовения, первым мустахабом будет совершать омовения начиная с правой руки. Перед омытием левой руки, помыть правую руку, перед омытием левой ноги, омыть правую ногу. Достопочтенная Аиша (радиаллаху анха) говорит:

«Пророк (с.а.с.) любил каждое свое дело начинать с правой стороны. Когда одевал обувь, расчесывал волосы, брал омовение».

Должно ли омытие ушей так же начинаться с правого уха? Ноги и руки части тела, которые моются по одному и поэтому их начинаем мыть с правой стороны. А так как масх на два уха делается одновременно, то конечно, так будет удобнее. Если у человека нет одной руки, либо она повреждена так, что он не может ее использовать, то сначала делается масх на правое ухо, а затем на левое.

Следующим мустахабом является омытие мест, которые нам приказал Всевышний Аллах, в достаточной мере или с излишком.

Пророк (с.а.с.) говорил:

«Поистине, моя община в Судный день будет созвана с излучающими свет (нур) лицами, руками и ногами от следов омовения. Кто может умножить свет, пусть делает это».

Теперь наша следующая тема – адабы (мустахабы) омовения.

1. Садиться на место повыше, чтобы не запачкать одежду во время омовения.

2. Во время совершения истинджа, если не справляется малая нужда, то следует садится не поворачиваясь в сторону киблы.

3. Не разговаривать, если в этом нет сильной нужды.

4. В начале омовения делаем намерение, и совершаем омовение до конца, не оставляя это намерение.

5. Масх (протирание) ушей совершается маленькими пальцами для того, чтобы полностью промыть уши. Когда проходили сунны омовения, мы сказали, что мыть уши следует указательным пальцем. А адабом считается промыть уши маленьким пальцем.

6. Если есть широкое кольцо, то покрутить его. А если есть тесное кольцо, и есть уверенность, что вода попадет под него, тогда необходимо просто пошевелить его. Если же, после шевеления кольца нет ощущения, что вода попала на кожу под кольцом, то правильным будет снять его.

7. Если человек без узра (оправдания), то следует брать омовения до начала времени намаза.

8. Произнесение слов свидетельства (шахады) после совершения омовения. «Ашхаду алля иляха илля-Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах».

Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорил:

«Если произнести слова шахады после омовения, тогда ему (тому, кто это сделает) будут открыты 8 ворот рая, и он войдёт в ту, которую пожелает» (Муслим).

9. Не растрачивать воду, во время мытья лица.

10. Не вытираться, пусть места омовения высохнут естественным образом.

Однако здесь следует учитывать погодные условия, чтобы совершение адаба не стало следствием невозможности совершить фард. Например, вы не вытерлись, застудились и заболели, и в следствии этого не можете совершать намаз.

11. Хорошо протереть руками место между глазами и носом.

Сподвижник Абу Умама, говорит про Пророка Мухаммада (с.а.с.):

«Наш Пророк Мухаммад (с.а.с.) хорошо промывал места, между глазами и носом, где есть риск не попадания воды».

12. Стоя выпить чистой воды, которая осталась лишней после омовения.

Наззал ибн Сабра говорит: «Али (радиаллаху анха) после совершения обеденного намаза, сидел решая вопросы людей. Когда зашел намаз аср, ему принесли емкость с водой. Он взял руками эту воду, промыл лицо, руки, включая локти, сделал масх (протирание) головы и ушей, и помыл ноги. А оставшуюся лишнюю воду после омовения, выпил стоя. Затем сказал так: «В действительности люди не любят так делать, но я видел, как Пророк (с.а.с.) так делал. И это омовение человека, у которого не было нарушено омовение».

Здесь следует учитывать санитарные нормы, сырая вода может привести к заболеваниям, а техническая вода не пригодня для питья. Поэтому, если вода кипяченная, а посуда соответствует санитарным нормам, можно выполнить данный адаб.

Следующая тема – макрухаты омовения.

Слово макрух является антонимом словам мустахаб, адаб. Это действия, которые являются обратными адабу:

1. Избыточное использование воды, т.е. исраф.

Абдуллах ибн Умар рассказал, что Посланник Аллаха (с.а.с.) проходил мимо Сaада, когда тот совершал омовение, и сказал: «Что это за расточительность Сaад?» Саад спросил: «Есть ли расточительность в использовании воды?». Пророк (с.а.с.) ответил: «Да, даже если ты находишься у текущей реки (у берега полной реки)» (Ахмад, Ибн Маджа).

2. Совершать масх (протирание) три раза, и при каждом разе мочить руки водой.

Абу Дауд в своей книге «Сунан» сказал: «Все достоверные сообщения, пришедшие от Усмана (радиаллаху анха) говорят, что масх нужно совершать лишь один раз».

3. Во время омывания частей тела, использовать воду совсем в малом количестве. Понятие «омыть» части тела означает, что на сухой участок должно упасть минимум две капли воды. Не будет правильным протереть лицо, всего лишь намоченными руками. Обязательно должна быть вода, как минимум в 2 капли. В противном случае, наше омовение не будет принято, соответственно и намаз с таким омовением не засчитается.

4. Прибегать к чьей-то помощи, не имея никакого узра (оправдания, причины на это). Если у этого человека есть узр, то прибегать к чьей-то помощи, не будет макрухом.

На этом наш сегодняшний урок окончен.

Пусть Всевышний Аллах дарует нам всем полезные знания! Аминь!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *