Что такое муртад в исламе
Что такое муртад в исламе
Али Ислам запись закреплена
Таухид (Явилась истина и сгинула ложь!)
Муртад — это тот кто совершил иртиддат.
Слово «Иртидат» или «Риддат» означает: «переход из одного состояния в другое». В Исламе под этим подразумевается переход из Ислама в куфр (неверие), поэтому это считается вероотступничеством.
Воистину иртидат (т.е. вероотступничество) является одним из наитягчайших форм куфра (неверия).
С момента иртидата (вероотступничество) все благие деяния, которые имели место в жизни человека до этого, оказываются пустыми и бессмысленными. Всевышний Аллах сказал (смысловой перевод): «А если кто из вас отступит от своей религии и умрет неверующим, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они являются обитателями Огня и останутся там вечно» (Коран, 2:217).
Иртидат — это добровольной отход от Ислама (т.е. без икраха), после того как человек был в нем.
В Шариате все действия ридды квалифицируются как отрицание Ислама и впадение в куфр. Поэтому муртад (вероотступник) это человек, который ушел из Ислама в неверие и отрицание.
Иртидат — это вероотступничество, независимо от того, намеренный это был шаг или было сделано какое-либо действие или высказано слово, которые привели к неверию.
То есть ридда (вероотступничество) может протекать двумя путями:
1) Это намеренный иртидат, например когда мусульманин отказывается от Ислама прейдя в религию христианство, или иудейство, или в буддизм и т.п. То есть это когда он не считает себя больше мусульманином и отказывается от следование пророку Мухаммаду (да благословит Аллах его и приветствует).
В вопросе о необходимости казни вероотступников есть иджма. Это постановление выведено на основании хадиса пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Пролитие крови мусульманина разрешено в трех случаях: если он совершил прелюбодеяние, будучи женатым, если он совершил убийство и если он покинул свою религию» (Бухари, Муслим)
Также от (да благословит Аллах его и приветствует) сказал: «Если какой-либо мужчина вышел из Ислама, то вначале пригласите его в Ислам. Хорошо если он вернется, но если он откажется, то снесите ему голову».
И если какая-нибудь женщина выйдет из Ислама, то пригласите ее в Ислам. Хорошо если она вернется, но если откажется снесите и ей голову» (Табарани, хадис хасан).
И похожих очень сообщений много. Поэтому муртад и муртадка следует казнить, если они не покаются.
Сказал имам ибн Кудама: «…и согласились ученые относительно обязательности казни «муртадда». Передают это от Абу Бакра, Умара, Усмана, Али, Муаза, Абу Мусы Ашари, ибн Аббаса и других…И никто (из ученых как «салаф»,так и «халяф») не отрицал этого: обязательность убийства «муртадда» является «иджмой…» (См.»аль-Мугни», 10-й том, стр 72)
Как-то один кяфир спросил про хукм казни муртада: «А справедливо ли это?»
Ему ответили: «Естественно, ибо нет веры после веры!»
Что такое ридда? Кто такой муртад?
Лексическое значение «ридда»: отступать, вернуться. Как термины «иртитад» и «ридда» означают отступать, отходить от мусульманской веры или принять какую-либо другую веру. Отступившего же от веры человека называют вероотступником (муртадом). Хотя с точки зрения пребывания в неверии, неверующий и вероотступник имеют сходство, предписания религии, относительно того, как поступать с вероотступником, отличаются от тех, что применяются к неверующему. Согласно точке зрения имама Маварди (умер в 450 г. Хиджры/1058 г. н.э.), эти отличия следующие:
С вероотступниками непозволительно заключение мирного соглашения или заключение союза. Однако, это возможно с людьми, никогда не исповедовавшими Ислам (кяфир асли).
Непозволительно относиться к вероотступнику, как к иноверцу (зиммий), которому гарантировано безопасное проживание в пределах исламского государства в обмен на уплату им подушного налога (джизьи).
У вероотступника имеется альтернатива: заново принять Ислам или умереть.[1] Рабом стать он не может, его грех не прощается, и он не подлежит помилованию.
Имущество вероотступника не может быть поделено, как военные трофеи. Оно отходит в государственную казну (ханафиты считают, что имущество, принадлежащее до вероотступления, может наследоваться).
Вероотступнику, побывавшему в плену или человеку, уличенному в вероотступничестве, предлагают вновь стать мусульманином, попытавшись предварительно устранить сомнения духовного порядка, если они существуют, или же причину, толкнувшую человека отступить от веры. При необходимости ему дается время для раздумий. Если же после всего вышеперечисленного человек будет упорствовать, то приводится в исполнение наказание в виде лишения жизни.[2] Если же по каким-либо причинам это наказание не было совершено, то с таким человеком не здороваются, не дают разрешения жениться на мусульманке. Он не может стать наследником человека, исповедующего Ислам. После его смерти не совершается погребальная молитва (джаназа-намаз), и он не хоронится на мусульманском кладбище.
[1] Если вероотступник (муртад) отказывается заново принять веру, то только халиф в условиях правящего халифата может принять решение о смертной казни. Данное решение будет основываться на хадисе Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям): »Того, кто изменяет своей религии (Ислам), убейте». (Аль-Бухари).
[2] См. Маварди «Аль-Ахкамус-султания», стр. 57 (Египет 1380 г. Хиджры/1960 г. н.э.).
Что является вероотступничеством. Кровь неверных.
ПРАВИЛО В ОТНОШЕНИИ МУРТАДОВ
1. Ридда (вероотступничество) относится к случаям, когда мусульманин становится неверным, ясно заявляя об этом или произнося слова, которые содержат это (т.е. слова куфра или неверия) или он делает то, что содержит это (т.е. действия содержащие куфр или неверие)
2. Что составляет вероотступничество:
Вопросы составляющие вероотступничество разделены на четыре категории:
(А) Вероотступничество в вере, как например, придание сотоварищей Аллаху, отрицание Аллаха, или отрицание атрибутов, которые являются Его атрибутами, или утверждение о том, что у Аллаха есть сын. Кто верит в это, тот становится вероотступником и неверным.
(Б) Вероотступничество на словах, как например, нападки на Аллаха или Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует)
(В) Вероотступничество в действиях, как например, бросание Корана в грязное место, потому что это показывает проявление неуважения к словам Аллаха, и является признаком того, что человек не верит. Другие подобные действия, как например земной поклон перед идолом или солнцем или луной.
(Г) Вероотступничество в упущении, как например невыполнение ритуалов Ислама, отказ от следования всем им.
3. Какое правило действует в отношении вероотступников (муртадов)?
Если мусульманин становится вероотступником и выполняются условия вероотступничества (т.е. он в здравом уме, совершеннолетний, действует свободно) то его кровь может быть безнаказанно пролита.
Он должен быть казнен мусульманским правителем или его представителем – как например, кади или судьей, и такого человека не омывают (после смерти, перед похоронами), и не совершается погребальная молитва и его не хоронят с мусульманами.
Доводом на то, что вероотступника надо казнить являются слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует): «Казните того, кто изменит свою религию» (Бухари, 2794)
Под религией здесь подразумевается Ислам (т.е. того кто сменит религию на другую религию)
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нельзя проливать кровь мусульманина, который приносит свидетельство, что нет достойного поклонения кроме Аллаха и что я Его посланник, кроме трех случаев: душа за душу (т.е. при казни убийцы); женатого совершившего прелюбодеяние; оставившего свою религию и отделившегося от джамаата» (Бухари 6878, Муслим 1676)
См. al-Mawsoo’ah al-Fiqhiyyah, 22/180.
Таким образом, становится очевидным, что казнь вероотступника является предписанной Аллахом, когда Он приказал нам подчиняться Посланнику (Да благословит его Аллах и приветствует), как Он сказал:
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» (4:59)
И Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) приказал нам казнить вероотступника как в приведенном выше хадисе: «Казните того, кто изменит свою религию»
«Тот кто совершит то-то и то-то, становится неверным, кровь которого дозволена» касаются вероотступников (муртадд), вышедших из религии, совершив нечто нарушающее их Ислам.
Вероотступничество может произойти в результате определенных убеждений, слов, действий, а также по причине не совершения некоторых деяний.
В-четвертых, есть разница между обвинением в неверии в общем виде (такфир ‘аля уаджхи итлякъ) и персональном обвинением в неверии (такфир ‘аля уаджхи та’йин ). Так для того, чтобы вынести такфир конкретному лицу, необходимо соблюсти все его условия и убедиться в отсутствии препятствующих ему причин.
Ибн Таймийя, рахимахуЛлах, писал: «Тексты Къурана и Сунны обещающие неверным суровые наказания, а также слова ученых об обвинении в неверии или нечестии и т.п. не обязательно указывают, что в каждом конкретном случае, определенное лицо, действительно заслужит их и станет либо неверным либо нечестивцем. Нет, только если не будут соблюдены для этого все условия и отсутствовать препятствующие этому причины. И в этом вопросе нет разницы между основами (усуль) религии и ее второстепенными (фуру’) положениями». См. «Маджму’ аль-Фатауа» 10/372.
Так например говорится, что человек, сказавший или совершивший что-то, является неверным, но когда это касается конкретного лица, то необходимо обязательно удостовериться в том, заслуживает ли он такфира или нет. Ведь он может совершит это по незнанию, или же по своему истолковав шариатские тексты, или же вообще быть принужденным к этому, а все это является препятствием для такфира, даже несмотря на то,что его слова или поступки действительно являются неверием (куфр).
hanafit07
hadis_al_hanafi
C точки зрения Шариата иртидат расценивается как отпадение от Ислама и отход к куфру (неверию) независимо от того, намеренный это был шаг или было сделано какое-либо действие или высказано слово, которые привели к неверию. Иртидатом является даже высказанное в шутку заявление о вероотступничестве или подобное действие, высказанное из упорства. В Шариате все эти действия квалифицируются как отрицание Ислама и впадение в куфр (неверие). Поэтому муртад (вероотступник) это человек, который ушел из Ислама в неверие и отрицание.
Иртидатом (вероотступничеством) являются следующие действия:
1. Отрицание Аллаха;
2. Отказ от принятия пророков;
3. Клевета на какого-либо пророка;
4. Признавать разрешенными греховные деяния, которые приняты иджмой запрещенными. Это такие деяния, как прелюбодеяние, лесбиянство, гомосексуализм, распитие спиртных напитков и т.д.;
5. Признавать запрещенными деяния, которые иджмой мусульман признаются как разрешенные. Например, торговля или брак;
6. Не признавать хотя бы часть того, что в Шариате является обязательным (фард). Например, отрицание хотя бы одного раката из 5 ежедневных намазов.
7. Верить в обязательность того, что в иджме не признано обязательным (фардом). Например, добавление к ежедневным намазам еще одного раката, или вера в то, что пост в месяце Шавваль является обязательным (фардом);
8. Иметь намерение в будущем стать кафиром (неверным) или сомневаться об этом.
Муртад, зиндик, колдун, хулитель
Колдун. Такой человек тоже подлежит смерти как кафир (неверный). Относительно возможности его покаяния имеются различные мнения.
Если какой-нибудь человек занимается хулой на Аллаха, Его пророков, Его ангелов, или извергает брань в их адрес, согласно общему закону он должен быть убит. Относительно того, следует ли его призвать к покаянию или нет, имеются разные мнения (ихтилаф). Согласно маликитскому масхабу такой человек не подлежит покаянию.
Условия, при которых иртидат (вероотступничество) считается свершившимся
Относительно двух условий ученые пришли к единому мнению:
1. Акль. То есть человек преступивший грань должен быть в полном сознании и при здравом рассудке (т.е. умственно полноценен). Иртидат, совершенный психически больным человеком или несознательным ребенком, считается недействительным.
В ханифитском масхабе совершение иртидата считается недействительным для человека, находящегося в нетрезвом состоянии. То же самое для человека, находящегося во сне. (Аль-Бадаи, VII? 134; Ад-Дурруль-Мухтар, III, 147). Однако в шафиитском и ханбалитском масхабах, на основании 2 хадисов от имама Ахмада совершение иртидата, равно как и принятие Ислама в нетрезвом состоянии считаются действительными и свершившимися. Сподвижники пророка сочли необходимым наказать пьяного человека, который занимался клеветой (Мугниль-Мухтач, IV, 137; III, 311). Однако пьяного человека, совершившего иртидат нельзя убивать. Нужно дождаться, пока он будет трезвым, а затем дать ему 3 дня для того, чтобы он покаялся.
Совершеннолетие, согласно имаму Абу Ханифе, имаму Мухаммаду, а также маликитскому и ханбалитскому масхабам, не является непременным условием. Если не достигший совершеннолетия ребенок совершит вероотступничество, то это действие считается свершенным. В то же время имам Абу Ханифа и имам Мухаммад не допускали убийства или побития таких детей. Согласно их иджтихаду такие дети должны быть принуждены к возвращению в Ислам (Ад-Дурруль-Мухтар III, 335).
Имам Абу Юсуф и имам Шафи же является непременным условием. Иртидат ребенка и сумасшедшего не считается свершившимся, так как они не несут ответственности за свои поступки. Именно поэтому эти два имама считали, что принятие ребенком Ислама также не принимается (вернее не является сахих). Они опирались на хадис «Не будут спрошены дети до достижения ими совершеннолетия». Согласно Фатхуль-Кадир и др. источников имам Абу Ханифа позднее тоже принял эту позицию.
Помимо шафиитов, все остальные считают, что принятие Ислама ребенком правильно (сахих) и опираются на хадис: «Каждый рождается в Исламе…» (Бухари, Муслим и др.). В другом хадисе пророк сказал: «Кто скажет «Нет бога кроме Аллаха», войдет в рай». Таким образом, все масхабы, помимо шафиитского считают принятие Ислама и отступничество, совершенное несовершеннолетними свершившимися и верными.
Но все-таки принятие мнения относительно правильности принятия Ислама несовершеннолетними более предпочтительно, так как Али ибн Абу Талиб принял Ислам будучи ребенком.
Необязательно, чтобы совершение иртидата зачитывалось только мужчинам. Это относится и к женщинам.
2. Обязательно, чтобы заявление о вероотступничестве было сделано самим человеком, на основании его желания. Согласно всем ученым не засчитывается иртидат тому мусульманину, которого принудили к вероотступничеству силой, в то время как он на самом деле он остался мусульманином по сути (Аль-Мугни, VIII, 145; Гайетуль-Мунтеха, III, 353, 358).
В вопросе о необходимости казни вероотступников все ученые пришли к согласию. Это постановление выведено на основании хадиса пророка: «Пролитие крови мусульманина разрешено в трех случаях: если он совершил прелюбодеяние, будучи женатым, если он совершил убийство и если он покинул свою религию» (Бухари, Муслим). При этом все согласны с тем, что казни подлежит вероотступник мужчина. В вопросе о женщине же мнения разошлись. Согласно ханифитскому масхабу женшина-вероотступница смерти не подлежит. Однако в остальных масхабах она также должна быть казнена. Опираются они на следующий хадис пророка: «Если какой-либо мужчина вышел из Ислама, то вначале пригласите его в Ислам. Хорошо если он вернется, но если он откажется, то снесите ему голову». И если какая-нибудь женщина выйдет из Ислама, то пригласите ее в Ислам. Хорошо если она вернется, но если откажется снесите и ей голову» (хадис-хасан, приводится у Табарани).
В ханифитском масхабе, как было отмечено выше, женщина не подлежит смерти за вероотступничество. Однако она принуждается к принятию Ислама. В связи с тем, что ею был совершен великий грех, она содержится под арестом либо до возвращения в Ислам, либо же до смерти. Раз в три дня она подлежит побиению. Как доказательство того, что такую женщину убивать нельзя ханифиты приводят следующий хадис-сахих: «Не убивайте женщин».
В ханифитском масхабе перед казнью вероотступнику желательно предложить вернуться в Ислам. И если он вернется, то это принимается с радостью. Но если он откажется, то тогда его дело передается на рассмотрение главе исполнительной власти (либо его помощникам), который, в случае заявления вероотступника, либо если имеются другие обстоятельства, должен дать вероотступнику 3 дня для того, чтобы он еще раз подумал и пришел к покаянию. Однако если нет никакой надежды на то, что вероотступник вернется в Ислам или в случае истечения отпущенного ему срока на покаяние он должен быть казнен. Это подтверждается следующим эпизодом из жизни сподвижников Пророка: «Из армии к халифу Омару пришел человек. Омар спросил его: «Какие известия ты принес?». Тот человек ответил: «Один человек после принятия Ислама вновь отрекся от Аллаха. Поэтому мы его убили». На это Омар ответил: «Но если бы вы продержали его сначала под арестом 3 дня, может он пришел бы к покаянию?». А потом он сказал: «О, Аллах! Я не имею отношения к этому происшествию, я не давал на это распоряжения и в помыслах у меня этого не было» (Малик «Муватта»).
В связи с этим, Камалетдин ибн аль-Хитам сказал, что этот случай говорит о том, что вероотступника необходимо вначале пригласить к покаянию.
Муртад (вероотступник), который решил покаяться и вернуться в Ислам должен заявить о том, что он не имеет отношения к никакой религии, помимо Ислама. Однако достаточно если он отречется от той религии, в какую он до того хотел перейти, так как при этом цель оказывается достигнутой. Покаяние реализуется произнесением формулы Шахады «Нет бога кроме Аллаха и Мухаммад его посланник» (Ал-Лубаб Шархуль-Китаб IV, 149; Гайетуль-Мунтеха, III, 360).
Согласно масхабам (кроме ханифитского) вероотступнику необходимо дать три дня на покаяние. Вышеприведенные слова Омара являются тому подтверждением.
Согласно всем масхабам, кроме ханифитского, вероотступнику необходимо предложить вернуться в Ислам. В ханифитском же масхабе это сделать желательно. Если вероотступник находится в сомнении относительно чего-то, то ему эти вопросы необходимо разъяснить. У ханифитов допускается трехдневный арест муртада. На протяжении этого срока ему предлагается вернуться в Ислам. Но если он отказывается, то ему выносится смертный приговор.
Что такое муртад в исламе
ПРАВИЛО В ОТНОШЕНИИ МУРТАДОВ
1. Ридда (вероотступничество) относится к случаям, когда мусульманин становится неверным, ясно заявляя об этом или произнося слова, которые содержат это (т.е. слова куфра или неверия) или он делает то, что содержит это (т.е. действия содержащие куфр или неверие)
2. Что составляет вероотступничество:
Вопросы составляющие вероотступничество разделены на четыре категории:
(А) Вероотступничество в вере, как например, придание сотоварищей Аллаху, отрицание Аллаха, или отрицание атрибутов, которые являются Его атрибутами, или утверждение о том, что у Аллаха есть сын. Кто верит в это, тот становится вероотступником и неверным.
(Б) Вероотступничество на словах, как например, нападки на Аллаха или Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует)
(В) Вероотступничество в действиях, как например, бросание Корана в грязное место, потому что это показывает проявление неуважения к словам Аллаха, и является признаком того, что человек не верит. Другие подобные действия, как например земной поклон перед идолом или солнцем или луной.
(Г) Вероотступничество в упущении, как например невыполнение ритуалов Ислама, отказ от следования всем им.
3. Какое правило действует в отношении вероотступников (муртадов)?
Если мусульманин становится вероотступником и выполняются условия вероотступничества (т.е. он в здравом уме, совершеннолетний, действует свободно) то его кровь может быть безнаказанно пролита.
Он должен быть казнен мусульманским правителем или его представителем – как например, кади или судьей, и такого человека не омывают (после смерти, перед похоронами), и не совершается погребальная молитва и его не хоронят с мусульманами.
Доводом на то, что вероотступника надо казнить являются слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует): «Казните того, кто изменит свою религию» (Бухари, 2794)
Под религией здесь подразумевается Ислам (т.е. того кто сменит религию на другую религию)
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нельзя проливать кровь мусульманина, который приносит свидетельство, что нет достойного поклонения кроме Аллаха и что я Его посланник, кроме трех случаев: душа за душу (т.е. при казни убийцы); женатого совершившего прелюбодеяние; оставившего свою религию и отделившегося от джамаата» (Бухари 6878, Муслим 1676)
См. al-Mawsoo’ah al-Fiqhiyyah, 22/180.
Таким образом, становится очевидным, что казнь вероотступника является предписанной Аллахом, когда Он приказал нам подчиняться Посланнику (Да благословит его Аллах и приветствует), как Он сказал:
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» (4:59)
И Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) приказал нам казнить вероотступника как в приведенном выше хадисе: «Казните того, кто изменит свою религию»
«Тот кто совершит то-то и то-то, становится неверным, кровь которого дозволена» касаются вероотступников (муртадд), вышедших из религии, совершив нечто нарушающее их Ислам.
Вероотступничество может произойти в результате определенных убеждений, слов, действий, а также по причине не совершения некоторых деяний.
В-четвертых, есть разница между обвинением в неверии в общем виде (такфир ‘аля уаджхи итлякъ) и персональном обвинением в неверии (такфир ‘аля уаджхи та’йин ). Так для того, чтобы вынести такфир конкретному лицу, необходимо соблюсти все его условия и убедиться в отсутствии препятствующих ему причин.
Ибн Таймийя, рахимахуЛлах, писал: «Тексты Къурана и Сунны обещающие неверным суровые наказания, а также слова ученых об обвинении в неверии или нечестии и т.п. не обязательно указывают, что в каждом конкретном случае, определенное лицо, действительно заслужит их и станет либо неверным либо нечестивцем. Нет, только если не будут соблюдены для этого все условия и отсутствовать препятствующие этому причины. И в этом вопросе нет разницы между основами (усуль) религии и ее второстепенными (фуру’) положениями». См. «Маджму’ аль-Фатауа» 10/372.
Так например говорится, что человек, сказавший или совершивший что-то, является неверным, но когда это касается конкретного лица, то необходимо обязательно удостовериться в том, заслуживает ли он такфира или нет. Ведь он может совершит это по незнанию, или же по своему истолковав шариатские тексты, или же вообще быть принужденным к этому, а все это является препятствием для такфира, даже несмотря на то,что его слова или поступки действительно являются неверием (куфр).