Что такое муниципальный рынок

Формирование и функционирование муниципальных рынков

Исследование и оценка вышеназванных особенностей позволяют рассматривать муниципальный рынок следующим образом. По нашему мнению, муниципальный рынок является открытой подсистемой регионального рынка, отличающейся особой структурой, комплексным характером и неоднородностью, имеющей развитые экономические связи с другими рынками и испытывающей регулирующее воздействие органов местного самоуправления, главная задача которой состоит в удовлетворении потребностей местного населения в товарах и услугах.

2.2. Выявление факторов, воздействующих на формирование

и функционирование муниципального рынка; построение теоретической модели факторного определения его границ

Систематизация факторов, влияющих на формирование и развитие муниципального рынка, дала возможность объединить их в пять групп:

В зависимости от преобладания тех или иных факторов складывается конкретный тип муниципального рынка в определенных границах. Установление географических границ муниципального рынка имеет целью выяснение общей ситуации на рынке, измерение его потенциальной емкости и структуры.

Для Республики Башкортостан характерны два типа муниципальных образований: поселенческий и территориально-поселенческий.

Примером поселенческого типа муниципальных образований выступают города. При этом городское поселение (или городской округ) представляет собой экономическое пространство единого муниципального рынка в пределах административной границы города.

Второй тип муниципальных образований, представленный в Республике Башкортостан, – это территориально-поселенческий. В качестве примера следует указать сельские районы республики.

Определение границ рынков данного типа муниципальных образований предполагает, на наш взгляд, необходимость введения в оборот таких категорий, как «рыночный центр» и «рыночная зона».

Под рыночным центром подразумевается село, поселок либо другое крупное поселение в районе, в котором сконцентрированы основные хозяйственные объекты, объединяющие и поддерживающие непрерывный процесс обращения товаров и услуг в пределах так называемой рыночной зоны. Отсюда, рыночная зона – это территория вокруг рыночного центра, поставляющая ему ресурсы для производства, испытывающая его непосредственное производственное и сбытовое воздействие и составляющая вместе с ним единый муниципальный рынок.

В идеале рыночный центр – это административный центр района, а рыночная зона – территория сельского района, которые в совокупности образуют целостный муниципальный рынок. В реальности рыночный центр не всегда совпадает с районным центром либо таких рыночных центров в пределах района может быть два или несколько. Кроме того, границы муниципального рынка, как правило, не совпадают с административными границами сельского района. В этой связи становится необходимым факторный анализ определения границ муниципального рынка этого типа.

Формирование границ муниципального рынка сельского типа происходит под влиянием совокупности факторов. Последняя включает: транспортные издержки; уровень потребительских цен; денежные доходы населения; численность и структура населения; привычки покупателей; наличие достоверной информации о рынке и др.

При этом основными факторами формирования границ рынка (с позиции населения как потребителя), на наш взгляд, являются цены, транспортные затраты и соотношение между ними. Используя данные факторы, представим теоретическую модель факторного определения границ муниципального рынка. Исходную ситуацию изобразим на рис.1.

Рис.1. Определение границ муниципальных рынков

РЦ1 – районный центр (рыночный центр) района 1 (муниципального образования 1); РЦ2 – районный центр (рыночный центр) района 2 (муниципального образования 2); НП – населенный пункт; —— – административная граница между районами 1 и 2 (муниципальными образованиями 1 и 2); S1 – расстояние между РЦ1 и НП; S2 – расстояние между РЦ2 и НП; Z1 – транспортные затраты потребителей на поездку из НП в РЦ1 и обратно; Z2 – транспортные затраты потребителей на поездку из НП в РЦ2 и обратно; Р1 – средний уровень потребительских цен в РЦ1;
Р2 – средний уровень потребительских цен в РЦ2.

Исходная ситуация предполагает установление географической границы между соседними муниципальными рынками, а именно – определение того, на территории какого из двух муниципальных рынков
(1 или 2) окажется населенный пункт НП. Тогда:

1. Если S1=S2, то Z1=Z2. В этом случае: а) если Р1=Р2, то рыночные зоны двух районов будут перекрываться в НП; б) если Р1>Р2, то НП будет находиться в пределах муниципального рынка 2; в) если Р1 S2, то Z1>Z2. В этом случае: а) если Р1=Р2, то НП будет находиться в пределах муниципального рынка 2; б) если Р1>Р2, то НП несомненно будет находиться в пределах муниципального рынка 2; в) если Р1

предложение рабочей силы

Рис.2. Логическая модель функционирования муниципального рынка

2.4. Система показателей функционирования муниципального рынка

Система показателей рынка на муниципальном уровне должна включать относительно небольшое число индикаторов, но в то же время оно должно быть достаточным для изучения муниципального рынка, проведения сравнительного анализа и принятия обоснованных решений. Предлагаемая система показателей представлена в табл.1.

Система показателей функционирования муниципального рынка

1. Показатели рыночной конъюнктуры

2. Показатели состояния, изменения и поведения цен

3. Показатели товародвижения

4. Показатели инфраструктуры муниципального рынка

5. Обобщающий показатель функционирования муниципального рынка

Источник

Комплекс потребительского рынка муниципального образования: состояние и основные направления развития

Значение потребительского рынка

для жизнедеятельности муниципального образования

Структуры потребительского рынка как составная часть городского хозяйства обеспечивают потребности населения в услугах торговли, общественного питания и бытовом обслуживании. Подавляющая часть потребительского рынка представлена в настоящее время частными предприятиями и организациями. В то же время огромный объем ресурсов, обращающихся в сфере потребительского рынка, делает его уязвимым звеном в системе городского хозяйства, потенциальным источником напряжения, что заставляет органы местного самоуправления внимательно следить за его состоянием, своевременно принимая предупредительные меры, поддерживая и развивая данную сферу исходя из нужд населения. Федеральный закон 2003 года относит к компетенции поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Потребительский рынок составляет сферу непосредственного экономического воздействия на человека и фактор социальной стабильности в обществе. Его сбалансированность по ценам, товаропотокам, количеству и качеству товаров и услуг является необходимой составляющей оценки качества жизни населения.

На состояние потребительского рынка негативно воздействуют следующие факторы:

— низкая покупательная способность большинства категорий граждан;

— низкая конкурентоспособность части отечественных товаров по сравнению с зарубежными аналогами;

— снижение управляемости процессов реализации товаров и услуг на потребительском рынке и связанный с этим резкий рост числа нарушений прав потребителей;

— недостаток у предприятий потребительского рынка финансовых средств для развития, модернизации и технического совершенствования.

Трансформация отношений собственности путем приватизации предприятий сферы потребительского рынка стала первым и самым характерным этапом приватизационного процесса в российской экономике. Нормативной основой процессов разгосударствления собственности стал Закон РФ от 3 июля 1991 года «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» с последующими изменениями и дополнениями. К настоящему времени в условиях свободы экономической деятельности почти 90% всех предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания перешло в частную собственность (исключение составили муниципальные предприятия школьного питания). Поэтому нормативно-правовое и экономическое регулирование потребительского рынка стало одной из важных функций как государства, так и органов местного самоуправления.

Государственное и муниципальное регулирование потребительского рынка представляет собой систему скоординированных действий по организации управления и регулирования развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Основные сферы потребительского рынка

Как отмечалось выше, основными сферами потребительского рынка на территории муниципального образования являются торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения. Муниципальное регулирование каждой из них имеет свою специфику.

│ (кроме общественного питания) │

│ Стационарная │ │ Рынки │ │ Мелкорозничная │

│Непро-││Продо-│ │Спе- ││Продо-││Ве-│ │Павиль-││Машины,│

│до- ││воль- │ │циа- ││воль- ││ще-│ │ оны, ││тележ- │

Что такое муниципальный рынок. Смотреть фото Что такое муниципальный рынок. Смотреть картинку Что такое муниципальный рынок. Картинка про Что такое муниципальный рынок. Фото Что такое муниципальный рынок

│воль- ││ствен-│ │лизи- ││ствен-││вые│ │палат- ││ки,лот-│

│ствен-││ная │ │рован-││ные ││ │ │ ки, ││ки, │

│ная ││ │ │ные ││ ││ │ │киоски ││корзины│

Рис. 16. Структура торговой сети

Общественное питание в 90-е годы прошлого века утратило свою популярность. Это видно по сокращению доли отрасли в расходах населения, числа предприятий и мест в них в расчете на 1000 жителей, числа занятых работников и другим показателям. Особенно это касается предприятий общественного питания, обслуживающих массовые слои населения по месту работы и учебы.

Особое внимание должно уделяться организации рабочего, школьного, студенческого питания, питания в сфере туризма (в том числе международного), а также на обеспечение общественным питанием малообеспеченных слоев населения, развитие сети предприятий питания в местах отдыха и проведения досуга, в том числе во время спортивных мероприятий, массовых гуляний и т.д.

Типы предприятий общественного питания представлены на рис. 17.

для граждан с высокими доходами

│Рестораны │ │ Бары │ │ │ Казино │ │ Клубы │

└──────────┘ сеть массового обслуживания

│Рестораны││ │ Кафе │ │ Предприятия │ │Столовые│

│Рюмочные│ ││Кофейни,││Макдональдс││Русское││ Закусочные │

│ Рабочие: │ │ Школьные: буфеты, │ │ Институтские: │

│ столовые,│ │ столовые │ │ буфеты, кафе, │

Рис. 17. Типы предприятий общественного питания

Перечень основных видов бытовых услуг приводится на рис. 18.

│ Парикмахерские ├┼┤Ремонт и пошив │├┤ Ремонт часов │

│ Ремонт квартир ├┼┤ Химчистка │├┤ Фотография │

│Услуги бань, саун├┼┤ Стирка и │├┤ Ремонт │

└─────────────────┘││глажение белья │││ бытовой техники │

│Ритуальные услуги├┼┤Оздоровительные│├┤ Ремонт │

│ металлоизделий ├┴┤ Ремонт мебели │└┤ Услуги автосервиса│

Рис. 19. Основные виды бытовых услуг

Задачи и механизмы муниципального регулирования

Основные задачи муниципального регулирования потребительского рынка:

— обеспечение наполнения рынка товарами и удовлетворения спроса населения на товары и услуги;

— защита интересов низкодоходных групп населения;

— обеспечение добросовестной конкуренции, недопущение монополизации рынка;

— защита прав потребителей.

Решение этих задач возможно путем использования административных, правовых и экономических мер регулирующего воздействия на субъекты рынка.

Поскольку потребительский рынок в настоящее время почти полностью находится в руках частного сектора, муниципальная власть не может устанавливать ни объемы поставок, ни привязку потребителей к поставщикам, ни цены на важнейшие продовольственные и непродовольственные товары. Но она может использовать формы и методы косвенного финансово-экономического регулирования, а также меры административного воздействия на основе муниципальных нормативно-правовых актов.

Возможные механизмы муниципального регулирования потребительского рынка показаны на рис. 20.

│ Установление │ │ Выделение земельных участков │

│ налоговых льгот │ │ для размещения объектов, сдача │

│ и льготные кредиты │ │ помещений в аренду │

│ Выдача гарантий ├┐ │ ┌┤ Снижение для жизненно │

│ по займам ││ │ ││ важных предприятий │

│ заказа │││ │││ Изменение ставок │

│ (минимального) ├┘ │ └┤контроль за соблюдением│

│ ассортимента │ ┌──────┴─────┐ │ прав потребителей, │

│ социально │ │Страхование │ │ правил торговли, │

│ значимых товаров│ │коммерческих│ │ санитарии, окружающей │

Рис. 20. Механизмы муниципального регулирования

Наряду с этим муниципальные органы управления могут воздействовать на частные и акционерные предприятия путем предоставления им информации, аналитических и маркетинговых данных о развитии потребительского рынка, разработки рекомендаций, прогнозов развития и балансов рынка.

Важным и эффективным рычагом муниципального воздействия на потребительский рынок являются механизмы приватизации и регулирования процессов, связанных со сменой форм собственности.

Муниципальные органы имеют возможность:

— не допускать, используя юридические и экономические методы, изменения профиля социально значимых приватизированных предприятий потребительского рынка;

— оперативно корректировать льготы и преимущества, предоставляемые трудовым коллективам в ходе приватизации, чтобы обеспечивать эффективное развитие предприятия;

— постоянно контролировать деятельность приватизированных предприятий, соблюдение ими условий договоров купли-продажи муниципального имущества.

Для социально значимых предприятий, обеспечивающих решение вопросов местного значения, возможен отказ от приватизации и сохранение в муниципальной собственности используемых ими нежилых помещений. Такая мера представляет собой один из основных рычагов муниципального регулирования потребительского рынка.

Определенную часть предприятий потребительского рынка составляют организации с муниципальным участием. Основной задачей регулирования их деятельности является максимально прибыльное использование принадлежащих муниципалитету паев и акций.

— рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты их прав;

— обращаться в суды в защиту прав потребителей;

— при выявлении по жалобе потребителя товаров (услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (услуг).

В таблице 3 приведены в обобщенном виде формы и методы воздействия на потребительский рынок различных муниципальных и общественных структур.

Формы и методы воздействия на потребительский рынок

различных регулирующих структур

Таким образом, муниципалитеты, опираясь на поддержку общественности, получают определенные рычаги влияния на потребительский рынок и должны активно пользоваться ими в интересах населения. Кроме того, муниципальные предприятия и учреждения закупают (в том числе за счет бюджетных средств) на потребительском рынке продукты питания для детских учреждений, больниц, учреждений социального назначения и т.п., медикаменты, топливо, транспортные средства, материально-технические ресурсы для содержания и ремонта муниципального жилищного и нежилого фонда и т.п.

Для сокращения затрат на эти цели органы местного самоуправления создают специальные структуры, изучающие потребительский рынок и заключающие договоры на товарные поставки продовольствия и другой продукции для муниципальных нужд. Действенным регулятором цен на потребительском рынке являются налоговые льготы. С их помощью можно привлечь на рынки города солидных продавцов из других регионов и сопредельных государств или, наоборот, сдерживать завоз некоторых товаров. Из других экономических регуляторов цен следует отметить ставки арендной платы за торговые и складские помещения.

Муниципальная власть воздействует на потребительский рынок также с помощью административных и контрольных механизмов. К ним могут быть отнесены: установление правил торговли на территории муниципального образования, предусмотренное законодательством лицензирование торговли отдельными видами продукции, взаимодействие с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора, торговой и ветеринарной инспекций, создание муниципальных структур по защите (в том числе судебной) прав потребителей и содействие деятельности соответствующих общественных организаций.

В составе администрации муниципального образования обычно создается структурное подразделение по регулированию потребительского рынка, в состав которого могут входить специалисты по защите прав потребителей. В некоторых городах введена должность заместителя главы администрации по потребительскому рынку.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Формирование и функционирование муниципальных рынков

На правах рукописи

Сингизов Ильдус Юлаевич

ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ РЫНКОВ

Специальность 08.00.05 Экономика и управление

народным хозяйством (региональная экономика)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Уфа 2006

Работа выполнена на кафедре национальной экономики Башкирского государственного университета.

кандидат экономических наук, доцент

Лобанова Валентина Анатольевна

доктор экономических наук, профессор

Муфтиев Гамиль Габбасович

кандидат экономических наук

Ведерникова Анна Викторовна

Сибирский университет потребительской кооперации

Защита состоится «23» июня 2006 г. в 16.30 часов на заседании регионального диссертационного совета Д 002.198.01 в Уфимском научном центре Российской академии наук по адресу: 450054, г. Уфа, Проспект Октября, 71.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Уфимского научного центра РАН.

Автореферат разослан «22» мая 2006 г.

Ученый секретарь регионального

д.э.н., проф. Климова Н.И.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Трансформация общественно-политической и экономической систем в России начала XXI века характеризуется позитивными сдвигами в экономике и социальной сфере. Это влечет за собой стабилизацию рынка товаров и услуг. Рынок соединяет продавца и покупателя, опосредованно способствует взаимодействию производителей и потребителей благ, выступая необходимым элементом в непрерывной цепи воспроизводственного процесса. Кроме того, национальный рынок представляет собой систему региональных рынков, каждый из которых, в свою очередь, характеризуется как комплекс местных (муниципальных) рынков.

Актуальность исследования муниципального рынка как особой подсистемы регионального рынка обусловлена рядом причин.

Во-первых, переход от плановой системы хозяйствования к рыночной привел к преобразованию экономики в целом, формированию товарного рынка в соответствии с основополагающими экономическими законами, развитию деловой активности на местном уровне.

Во-вторых, становление местного самоуправления, принятие новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставили органам управления муниципальных образований широкие полномочия по решению вопросов местного значения, один из которых – создание условий для обеспечения жителей услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, связи и другими видами услуг. Следовательно, одной из задач органов местного самоуправления является эффективное функционирование муниципального рынка, выражающееся в удовлетворении потребностей местных жителей в потребительских товарах и услугах.

В-третьих, трансформационные процессы интегрировали российскую экономику в мировую, что потребовало приведения отечественной методологии анализа рыночной деятельности в соответствие с международной. Наряду с системой национальных счетов необходима разработка совокупности показателей и методов исследования муниципального хозяйства, в том числе муниципального рынка как важнейшей сферы его функционирования. В настоящее время в практической деятельности применяется «Унифицированная система показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования», утвержденная Федеральной службой государственной статистики. Однако неразработанной остается система индикаторов, комплексно характеризующих состояние и результаты функционирования рынка на местном уровне хозяйствования.

Таким образом, разработка проблем формирования и функционирования муниципальных рынков представляется актуальной.

Степень научной разработанности проблемы. Изучением процессов становления и развития многоуровневых рынков занималось и продолжает заниматься большое число ученых.

Научные разработки отечественной экономической школы в данном направлении можно условно разбить на пять групп.

Первую группу составляют работы, посвященные исследованию функционирования рынка в период существования плановой экономики (Б.И. Гоголь, Е.И. Данилов, М.М. Дарбинян, В.Т. Жигалов,
В.И. Иваницкий, Ф.А. Крутиков, А.И. Левин, Р.А. Локшин, В.Ф. Майер, А.В. Орлов, О.П. Саенко, Б.А. Соловьев, Л.Ф. Столмов, Ю.К. Твилдиани, У.Г. Чернявский и др.).

Во вторую группу объединены работы ученых, представивших рынок как многоуровневую систему и исследовавших различные аспекты региональных рынков (Е.Г. Афиногентова, А.Р. Бернвальд,
А.С. Маршалова, Г.Г. Муфтиев, А.С. Новоселов, Р.И. Шнипер и др.).

Третью группу исследований составляют работы современных отечественных авторов, рассматривающих один из важнейших сегментов рынка – потребительский рынок, выступающий в качестве механизма обеспечения потребностей населения в товарах и услугах
(И.К. Беляевский, А.Н. Воронов, В.Н. Мишин и др.).

Четвертое направление изучения рынка связано со становлением в российской экономической науке маркетинговой концепции исследования рынков (М.К. Аристархова, Е.П. Голубков, А.И. Ковалев и др.).

Поскольку объектом изучения в данной работе выступают муниципальные рынки, целесообразно отметить в качестве пятой группы разработки в области развития муниципального хозяйства (Т.Т. Авдеева, А.Г. Воронин, М.В. Глазырин, Ю.В. Филиппов и др.).

Несмотря на значительное число научных разработок, так или иначе связанных с исследованием многоуровневых рынков, недостаточно изученными, на наш взгляд, остаются вопросы становления, развития, анализа и оценки рынков местного уровня хозяйствования. Жизнедеятельность общества требует дальнейшего углубленного исследования вопросов теории и практики эффективного функционирования экономики муниципального образования в целом и муниципального рынка в частности.

Целью диссертационной работы является определение сущности муниципального рынка, разработка методики анализа его состояния и функционирования и на этой основе – комплексная оценка степени развития муниципальных рынков региона.

Поставленная цель определила решение следующих задач:

Объектом исследования выступают муниципальные рынки региона.

Предметом исследования являются закономерности процессов формирования и функционирования муниципальных рынков, а также методические подходы к их анализу и оценке.

Теоретической и методологической основой исследования послужили положения экономической теории, региональной экономики и статистики, касающиеся исследования многоуровневых рынков. Диссертационная работа основана на научных разработках отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики развития рынков. Кроме того, были использованы нормативно-правовые акты федеральных и региональных органов власти по вопросам регулирования рыночной деятельности и организации местного самоуправления. При выполнении работы были применены общие и специальные методы научного познания, такие как наблюдение, сравнение, измерение, анализ и синтез, методы абстрактно-логических суждений, логико-аналитическое моделирование, экономико-статистические методы исследования явлений и процессов.

Эмпирической и информационной базой исследования послужили статистические сборники и материалы Федеральной службы государственной статистики и ее Территориального органа по Республике Башкортостан (Башкортостанстата), статистические материалы, опубликованные в научной литературе, данные официальных сайтов Администрации г. Уфы и Башкортостанстата.

Научная новизна результатов исследования, полученных лично соискателем, состоит в следующем:

Практическая значимость диссертационного исследования. Полученные автором результаты исследования позволят органам государственного управления и местного самоуправления определить приоритеты социально-экономического развития региона и муниципальных образований, принять решения по вопросам регулирования муниципальных рынков.

Положения диссертационной работы могут быть использованы при подготовке учебных программ и чтении курсов по региональной экономике, государственному и муниципальному управлению, статистике для экономических и управленческих специальностей.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на трех международных конференциях: «Региональная наука» (Москва, 2003 г.), «Воспроизводственный потенциал региона» (Уфа, 2004 г.), «Вторая мировая война в зеркале современности» (Уфа, 2005 г.); трех всероссийских конференциях: «Социально-экономические проблемы переходного периода» (Нефтекамск, 2003 г.), «Актуальные проблемы социально-экономических трансформаций России» (Тюмень, 2005 г.), «Наука и образование – 2005» (Нефтекамск, 2005 г.). Апробация работы также была произведена в процессе разработки учебных программ и чтения курсов по дисциплинам «Статистика», «Основы социально-экономического прогнозирования» в Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан и Башкирском государственном университете.

Основные результаты проведенного исследования опубликованы в
9 научных работах общим объемом 5,8 п.л.

Структура диссертации. Диссертация изложена на 160 страницах, состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и списка использованной литературы (148 наименований).

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

2.1. Определение места муниципального рынка в системе рынков,

выявление его характерных особенностей

В результате систематизации научных подходов к определению термина «рынок» обоснована необходимость рассмотрения данной категории с позиции воспроизводственного процесса и дано следующее определение рынка.

Рынок – социально-экономическая система отношений субъектов, обеспечивающая посредством товарно-денежного обмена взаимодействие производителей и потребителей в процессе воспроизводства.

Задача определения места муниципального рынка в рыночной системе предопределяет целесообразность предложения классификации рынков по горизонтали (по объектному признаку) и по вертикали (по территориальному признаку).

При классификации по горизонтали рынки агрегированно можно разделить на следующие группы: 1) рынок средств производства, предметов потребления и услуг; 2) рынок труда; 3) финансовый рынок;
4) рынок недвижимости; 5) рынок информации.

Классификация рынков по территориальному признаку в литературе уже известна, но она модифицирована автором путем введения в нее уровня «муниципальный рынок». В таком аспекте выделяются: 1) мировой рынок; 2) межгосударственный рынок; 3) национальный рынок;
4) межрегиональный рынок; 5) региональный рынок; 6) муниципальный рынок.

Структурообразующим объектом в системе рынков при вертикальном делении выступает муниципальный рынок.

Муниципальный рынок – подсистема регионального рынка, функционирующая в пределах одного или нескольких муниципальных образований, главной задачей которой является удовлетворение потребностей местного населения в товарах и услугах. Это территориальная организация сферы обращения, где происходит взаимодействие производителей, продавцов и потребителей.

Для более четкого понимания сущности муниципального рынка и обоснования использования данного термина следует выделить отличительные особенности, присущие ему как научной категории:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *