Что такое муниципальная социальная политика
Основные направления муниципальной социальной политики
Муниципальная социальная политика – это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования.
Эта политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь, с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.
К основным направлениям муниципальной социальной политики, фактически реализуемым органами местного самоуправления и рассматриваемым в настоящей главе, относятся:
– содействие занятости населения и обеспечению благоприятных условий труда на предприятиях, расположенных на территории муниципального образования;
– содействие обеспечению граждан жильем через создание условий для жилищного строительства и прямое обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
– участие в обеспечении социальной поддержки отдельных групп населения;
– организация муниципальной системы здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
– организация предоставления образовательных услуг, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
– создание условий для деятельности учреждений культуры и досуга в муниципальном образовании, содержание муниципальных учреждений культуры и мест массового отдыха, сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
– создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании, содержание муниципальных физкультурно-спортивных сооружений;
– реализация муниципальной молодежной политики.
Разработка конкретной системы мероприятий в рамках муниципальной социальной политики должна учитывать тип данного муниципального образования и специфику местного сообщества. Такая разработка осуществляется и реализуется органами местного самоуправления с привлечением широких слоев общественности. В представительном органе муниципального образования, как правило, создаются комитеты и комиссии по социальной политике. В структуре местной администрации обычно есть заместитель главы по социальным вопросам и структурные подразделения, курирующие то или иное направление социальной политики (образование, здравоохранение, культура, социальная защита и т.д.). Данные структурные подразделения координируют свою деятельность с соответствующими государственными органами субъекта РФ.
Муниципальная социальная политика
Вы будете перенаправлены на Автор24
Муниципальная социальная политика: сущность понятия
Муниципальная социальная политика государства базируется на конституционном определении страны как социального государства, чьи действия направлены на создание достойной жизни для полноценного и свободного развитиячеловека в обществе.
Среди основных задач социального государства можно выделить следующие: охрана труда и здоровья граждан; установление минимальной заработной платы и обеспечение прожиточного минимума; финансовая и моральная поддержка государством инвалидов; поддержка материнского капитала, детства, отцовства и пожилых людей; развитие системы социальных служб; регулярное обеспечение государственных пенсий гражданам, достигшим пенсионного возраста; предоставление социальной защищенности каждого гражданина и другие гарантии защиты.
Конституция социального государства гарантирует предоставление необходимой поддержке человеку в случае серьезных заболеваний, инвалидности, утрате кормильца, либо любых других обстоятельств, ограничивающих человека в полной жизнедеятельности.
Понятие муниципальная социальная политика подразумевает комплекс различных целей и задач, которые направлены на поддержку и развитие социальных услуг населения.
Сфера развития данных услуг основополагается на муниципальном образовании. Для обеспечения максимальной эффективности муниципальной политики государство активно взаимодействует с органами власти, включая, в первую очередь, власти субъектов. Таким образом происходит обеспечение необходимых полномочий (как собственных, так и государственных) для государственного и местного управления.
В государстве социальная политика это средства, цели и принципы, которые обеспечивают необходимое положение для всех слоев общества, существующих в данном государстве.
Готовые работы на аналогичную тему
Положение может классифицироваться по интересам, вероисповеданиям, занятости и культурным предпочтением разных социальных групп. Интересы как общей соц группы, так и отдельного индивидуума учитываются и осуществляются посредством проводимой социальной политики таким образом, чтобы стереть, либо минимизировать существующие противоречия между субъектами в обществе. Необходимо разделять интересы субъективные и общественные, устранять возможные несоответствия и способствовать их активному взаимодействию. Для этого применяются различные механизмы реализации муниципальной политики.
Механизмы реализации социальной политики
Приоритетность цели плана социальной политики определяется ее актуальностью. Общественные проблемы и вопросы, которые требуют немедленного решения и вмешательства являются внеочередными и важнейшими целями. Реализация текущего плана проводится государственной и муниципальной социальной политикой посредством действий, направленных на урегулирования общих интересов. Для этого создаются программы, проводятся мероприятия государственными, местными, религиозными и общественными организациями.
На сегодняшний день главным и необходимым механизмом проводимой социальной политики считается минимальный государственный стандарт. Минимальный социальный стандарт подразумевает удовлетворительный уровень минимальных потребностей населения. Основу социальных потребностей человека составляют:
Минимум стандарт подразумевает определенный показатель, который не может опуститься ниже. Таким образом уровень социальных благ и уровень жизни своевременно повышаются. Минимальные стандарты необходимы для того чтобы государство могло гарантировать каждому человеку комплекс определенных услуг, которые предоставляются либо бесплатно, либо доступно для людей любой социальной прослойки.
Минимальные стандарты характеризуются социальными нормами.
Среди наиболее распространенных социальных норм можно выделить:
Необходимость выполнения минимальных норм и стандартов в сфере обеспечения населения обусловлена гарантией государством социальной обеспеченности и свободы человека. Однако для полной реализации социального плана необходимы крупные финансовые вложения, взимаемые из бюджета.
Взаимодействие государственных органов в социальной сфере
Для качественного оказания социальных обещанных государством услуг необходима четкая структура взаимодействия и контроля между социальными субъектами. Таким образом, в государстве существует система самоуправления. Система самоуправления базируется на конституционных правах человека, обязана учитывать интересы каждого представляемого гражданина страны, сочетая личностные интересы с государственными.
Демократическое свободное государство заинтересовано в благосостоянии ее жителей, как в общественном, так и в индивидуальном смыслах. Гармонизация отношений между человеком и государством есть сложный процесс который осуществляется местными органами самоуправления. В основе этого процесса лежит человек, чьи права и свободы свято чтятся и соблюдаются в демократически развитом цивилизованном государстве.
Для создания работающего органа местного самоуправления государство нуждается в профессиональном институте, который будет функционировать и осуществлять взаимодействие общества и государства.
Социальная политика не может проводиться без активного вмешательства государства, без вмешательства местных государственных органов и органов самоуправления для сохранения и приумножения человеческих общих благ и благ отдельного индивидуума. Поэтому основной задачей системы местного самоуправления является обеспечение социального комфорта всем членам общества. Создание достойного уровня жизни и гарантия защищенности населения кладут основу всего социального института государства. Именно в этом социальный смысл, предназначение местного самоуправления в сегодняшних условиях.
Что такое муниципальная социальная политика
Конституция определяет Российскую Федерацию, как социальное государство, политика которого ориентирована на формирование условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и гражданина [1]. В России на законодательном уровне закреплены охрана труда и здоровья людей, установлен минимальный размер заработной платы, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, пенсионное обеспечение граждан, социальное обеспечение. Социальная политика представляет собой взаимоотношения между социальными группами, обществом и его членами, связанных с переменами в социальной структуре, подъемом благополучия и благосостояния людей, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей [2, с. 40].
Проводиться социальная политика может как на общегосударственном, региональном, так и на местном уровне. На федеральном уровне осуществляется разработка нормативной правовой базы, формирование системы взаимоотношений между субъектами разного уровня, а также утверждается расходная часть бюджета, необходимая для реализации социальной политики [3, с. 168]. На уровне региональной социальной политики решаются задачи обеспечения комплексного, сбалансированного развития территории, конкретизируются и дополняются положения федеральных решений. На местном уровне конкретизируются способы, методы, механизмы достижения целей, которые определены в рамках федеральной и региональной социальной политики.
Один из самых важных механизмов реализации социальной политики государства – система минимальных социальных стандартов, который представляет собой минимально необходимый уровень удовлетворения социальных потребностей населения [3, с. 167]. Примерами могут служить: минимальный уровень социальных выплат, минимальный уровень оплаты труда, нормативная обеспеченность жилой площадью, стандарты образования, предельная доля оплаты жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, перечень лечебно-профилактических услуг, оказываемых за счет бюджетных средств. Минимальные стандарты определяют пороговые значения социальных благ, ниже которых их опускать невозможно.
Особого внимания заслуживает исследование проведения социальной политики муниципалитетами. Причиной этому служит тот факт, что по месту жительства человек трудоустроен, получает зарплату или пособие по безработице, различные социальные выплаты, медицинскую помощь и образование. Социальная политика муниципалитета неразрывно связана с государственной социальной политикой, поэтому ее реализация протекает в контексте социальной политики страны, дополняет и конкретизирует отдельные ее направления [4, с. 29-34].
Круг вопросов, относящихся к ведению муниципальных органов в сфере социальной защиты населения, сузился после принятия федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [5]. Согласно закону, вопросы социальной поддержки были исключены из перечня вопросов местного значения, соответствующие полномочия отнесены к компетенции субъектов РФ [5]. Однако органы местного самоуправления вправе осуществлять некоторые полномочия, не отнесенные к вопросам местного значения путём передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления посредством принятия закона субъектом РФ, который включает перечень переданных полномочий, источники финансирования, контроль их исполнения. Как правило, передаются следующие полномочия: социальная поддержка многодетных, опекунов и попечителей несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организация опеки и попечительства над несовершеннолетними.
Органы местного самоуправления могут предоставлять отдельным категориям граждан льготы на получение услуг и обслуживание в муниципальных учреждениях социальной сферы, социально-бытовой направленности.
Органы местного самоуправления реализуют социальную политику по следующим направлениям:
– создание условий для деятельности учреждений культуры и досуга в муниципальном образовании, содержание муниципальных учреждений культуры и мест массового отдыха, сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
– содействие обеспечению граждан жильем через создание условий для жилищного строительства и прямое обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
– организация муниципальной системы здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
– организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
– создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании, содержание муниципальных физкультурно-спортивных сооружений [6, с. 26-29].
При разработке программы мероприятий в сфере муниципальной социальной политики необходимо учитывать тип данного муниципального образования и специфику местного населения. Такая разработка осуществляется и реализуется органами местного самоуправления с привлечением широких слоев общественности
Анализ реализации социальной политики был проведен на примере Промышленновского муниципального района Кемеровской области. В состав района входит 1 городское поселение, 10 сельских поселений, 59 населенных пунктов. Численность составляет 48, 4 тысячи человек [7].
Одним из важнейших условий осуществления муниципальной политики является финансирование. Так, например, финансирование деятельности управления образования осуществляется за счет средств бюджета Промышленновского муниципального района: 2015 г. – 680594 тыс. руб., 2016 – 688299 тыс. руб., 2017 – 684611 тыс. руб., 2018 – 554091 тыс. руб., 2019 – 554048 тыс. руб. [6]. Финансирование деятельности управления культуры, молодежной политики осуществляется за счет средств, выделяемых из местного бюджета: 2015 – 505 тыс. руб., 2016 – 340 тыс. руб., 2017 – 484 тыс. руб., 2018 – 80 тыс. руб., 2019 – 80 тыс. руб. [8].
Социальная защита населения осуществляется согласно программе «Социальная поддержка населения Промышленновского муниципального района» на 2017-2019 годы, которая направлена на улучшение качества жизни граждан. Общий объем финансирования муниципальной программы из бюджета всех уровней составляет на период 2017-2019 гг. – 896337 тыс. руб.[6]. Основными получателями социальных услуг и социальной поддержки можно назвать: лиц пожилого возраста; инвалидов; ветеранов и инвалидов боевых действий, членов их семей; семей с детьми; граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Каждый год увеличивается численность населения пенсионного возраста, на 2017 год их доля в общей численности населения составила 27,4 %. Вместе с этим растет число пожилых, чья пенсия ниже прожиточного минимума, это связано с изменением размера прожиточного минимума для пенсионеров с 7179 рублей до 7267 рублей.
Закон Кемеровской области от 14.01.1999 № 8-ОЗ «О пенсиях Кемеровской области» регламентирует право на получение дополнительной пенсии за счет средств, выделяемых из областного бюджета [9]. Благодаря этому в 2017 году девятьсот жителей муниципального района получили дополнительное пенсионное обеспечение в размере от 550 рублей до 30 тысяч рублей, в зависимости от категории [6].
Особых условий проживания и обслуживания требуют люди с ограниченными возможностями. Их число в районе на 2017 год – 3153, из них 218 дети-инвалиды. Часть инвалидов не могут вести полноценную жизнь без оказания помощи со стороны органов социальной поддержки. В рамках муниципальной программы социальной поддержки осуществляется подпрограмма «Доступная среда для инвалидов», финансируемая за счет районного бюджета (планируется потратить 100 тысяч рублей). Цель подпрограммы: организация культурно – досуговых мероприятий; организация занятости инвалидов; социальная поддержка и реабилитация инвалидов, включающая материальную и психологическую помощь.
Единовременное пособие при рождении ребенка за 2017 год получили 192 семьи на 194 ребенка. Многодетные семьи получают льготы по оплате коммунальных услуг. Дети из многодетных семей, помимо бесплатного проезда в общественном транспорте, получают бесплатное питание в школах. 889 многодетных семьей получают 1000 рублей ежемесячно.
На территории муниципального образования действует муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения». Адресную помощь получили 1670 человек в денежном и натуральном выражении. Отделение срочного социального обслуживания способствует оказанию социальной помощи, в том числе гражданам, освободившимся из мест лишения свободы. За 2017 год в центр обратилось 78 человек данной категории, из них 52 человек получили услуги психолога и 12 человек воспользовались пунктом взаимопомощи.
Одной из важных составляющих для полноценного проживания является общение. Было принято решение о создании клубов общения на дому, так называемых «Мини-клубов». К началу 2018 года функционирует 29 таких организаций по всему району. Главными участниками «Мини-клубов» являются 192 пожилых человека, обслуживаемых на дому, пенсионеры с удовольствием делятся своими эмоциями и увлекательными историями друг с другом.
Проведенный анализ реализации социальной политики муниципального образования Промышленновский муниципальный район позволил выделить ее следующие проблемы:
1. Неполная информированность населения о своих правах на получение социальной помощи. На сайте УСЗН Промышленновского муниципального района не представлен полный список социальной поддержки, которыми может воспользоваться человек. Следует создать дополнительный раздел на сайте, где можно будет увидеть весь перечень услуг, с подробным описанием порядка их предоставления.
2. Несоответствующие условия для людей с ограниченными возможностями. Ежегодно выделяются средства на создание благоприятной среды для инвалидов, но результаты неудовлетворительные, не все учреждения и организации оборудованы пандусами и перилами. Данная проблема может быть решена за счет средств местного бюджета и привлечения владельцев предприятий и организаций к установке пандусов, вывесок со шрифтом Брайля, установке подъемных устройств, кнопок вызова персонала.
3. Недостаточное количество школ. На весь муниципальный район приходится 7 средних общеобразовательных школ и 8 основных общеобразовательных, из-за чего школьники должны ездить на учебы в другие населенные пункты. Требуется открытие новой школы и модернизация имеющихся школ.
4. Неоперативное оказание первой медицинской помощи, отсутствие специалистов. Имеющееся число бригад не в состоянии оперативно приехать на вызов в удаленные населенные пункты из районного центра. Время ожидания приезда кареты скорой помощи достигает более часа. Также недостаточное число специалистов в районной больнице, в которой вынуждено обслуживаться всё население муниципального района. При отсутствии какого-либо специалиста трудно найти замену. Данную ситуацию могут изменить целевые направления в медицинские ВУЗы для учеников муниципального образования.
В результате анализа социальной политики Промышленновского муниципального района было выявлено, что ее главной целью является повышение уровня и качества жизни населения с учетом адресного подхода, на улучшение положения тех, кто в силу разных обстоятельств больше всего нуждается в поддержке и помощи, воспитывает детей, имеет заслуги перед государством и обществом.
Раздел II. Муниципальное управление социальной сферой
Тема 7. Муниципальная социальная политика
7.1. Понятие муниципальной социальной политики
Органы местного самоуправления осуществляют муниципальное управление, которое отличается по сути как от управления производством, так и от государственного управления. Муниципальное управление своей целью имеет удовлетворение потребностей населения в различных услугах, развитие территории муниципального образования, создание условий для повышения уровня и качества жизни населения, воспроизводства и самореализации граждан. Органы местного самоуправления осуществляют управление различными сферами (экономика, строительство, жилищно-коммунальная сфера), в том числе и социальной, предполагающее, в частности разработку и реализацию муниципальной социальной политики.
Муниципальная социальная политика рассматривается как система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования [11; С. 270]. Разработка муниципальной социальной политики осуществляется в контексте социальной политики государства, дополняя и конкретизируя отдельные направления, исходя из социально-экономических особенностей муниципального образования, местных традиций и др.
Основными целями социальной политики муниципального образования являются повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования, обеспечение равного доступа к социальным благам, создание условий для самореализации граждан, проживающих на территории муниципального образования. В числе задач муниципальной социальной политики можно выделить организацию предоставления социальных услуг населению (социальной помощи, мер социальной поддержки, консультационных услуг различной направленности и т.п.).
Муниципальная социальная политика
Сущность муниципальной социальной политики, ее цели и направления. Разработка предложений по совершенствованию функционирования учреждений социальной защиты в сфере управления социальной политикой в муниципальном образовании город-курорт Анапа.
Рубрика | Государство и право |
Вид | дипломная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 24.01.2018 |
Размер файла | 171,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
социальный политика муниципальный анапа
1. Теоретические аспекты формирования социальной политики муниципалитета
1.1 Сущность муниципальной социальной политики, ее цели и направления
1.2 Формы реализации социальной политики в муниципальном образовании
1.3 Правовые основы реализации муниципальной социальной политики
2. Практика реализации муниципальной социальной политики на примере УЗСН Министерства труда и социального развития Краснодарского края в г-к Анапа
2.1 Характеристика управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в г-к Анапа
2.2 Анализ направлений деятельности управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в г-к Анапа
Список использованной литературы
Экономические реформы в России предоставили возможность многим гражданам самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни. Открыты возможности для предпринимательства, позволяющие гражданам получать дополнительные доходы. Вместе с тем социальное развитие в переходный период сопровождается обострением традиционных и появлением новых проблем. Игнорирование роли социальных факторов в экономическом развитии привело к значительному падению реальных доходов населения, резкому имущественному расслоению общества.
В условиях России это означает, что должен максимально использоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для формирования новой концепции социального обеспечения.
При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его.
Социальная политика является мощным рычагом, с помощью которого государство может оказывать существенное влияние на социальные процессы, изменяя в необходимых случаях их направленность, интенсивность, качественные и количественные характеристики.
Как отметил президент в своем Послании к Федеральному собранию:
«Считаю, что социальная ответственность должна быть основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса, и они обязаны помнить, что источником благополучия и процветания России является народ. Государство же обязано сделать так, чтобы это было не на словах, а на деле. Убежден, что ни одну из актуальных задач, стоящих перед нашей страной, мы не можем решить без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества».
Актуальность данной темы исследования заключается в том, что в последние десятилетия в России, как и во всем мире, происходят динамичные изменения в социальной структуре общества и растет социальная напряженность. От внимания к проблемам населения и реализации социальной политики существенно зависит благополучие общества.
Трансформация общества в экономической, культурной, социальной сфере породила массу проблем, поставила многоплановые задачи. В настоящее время формируются разнообразные методы региональной политики, развиваются социальные программы на уровне местного самоуправления, активизируется социальное партнерство.
В соответствии с указанной целью необходимо решить следующие задачи:
— изучить сущность муниципальной социальной политики, ее цели и направления;
— рассмотреть формы реализации социальной политики в муниципальном образовании;
— исследовать правовые основы реализации муниципальной социальной политики;
— провести анализ реализации муниципальной социальной политики на примере управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в г-к Анапа за ряд лет;
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является управление социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в г-к Анапа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы могут быть использованы для формирования социальной политики на муниципальном уровне, созданию ее нормативно-правовой
базы. Методологической базой в выпускной квалификационной работе являлись научные методы сбора информации: статистический, исторический. Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты формирования социальной политики муниципалитета, сущность муниципальной социальной политики, ее цели и направления, формы реализации социальной политики в муниципальном образовании, правовые основы реализации муниципальной социальной политики.
Выпускная квалификационная работа дополнена цифровым материалом за ряд лет, который сведен в таблицы и проанализирован, графиками и диаграммами.
1. Теоретические аспекты формирования социальной политики муниципалитета
Социальная политика представляет из себя часть совокупной политики государства, которая касается взаимоотношений между социальными группами, между обществом в целом и членами этого общества, связанных с переменами в социальной структуре, подъемом благополучия и благосостояния людей, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей [14, с. 600].
Расширенный анализ литературы указывает на наличие огромного количества трактовок термина «социальная политика».
Взаимосвязь между социальной политикой и социальной защищенностью подчеркивается в работе В.В. Колкова, сформулировавшего следующее определение: «Социальная политика есть причинно обусловленная, ситуативная, динамичная по форме и ориентации деятельность по фактической организации общественной сохранности граждан, стремящихся воплотить собственные потребности и интересы в обществе» [36, c. 493].
Анализ представленных выше взглядов разных авторов на суть социальной политики указывает, что в любой из приведенных позиций отражена одна из сторон истины.
При рассмотрении содержания социальной политики можно ориентироваться на широкий подход: к социальному, относится все, что не классифицируется природным, что выработано в процессе человеческой общественной практики. Наиболее узкой считается точка зрения, которая разделяет сферу производства и непроизводственную, наделяя последнюю статусом социальной сферы [17, с. 50].
Отличие подходов к определению содержания социальной политики отражается в многообразии характеристик социальной статистики: они предоставляют ту совокупность индикатора социального развития общества, которое считается целью социальной политики, представляя собой социальный механизм экономической системы.
В.В. Колков на базе анализа деятельности современных социальных государств заявляет, что структурообразующими составляющими социальной политики считаются социальное обеспечение, социальная поддержка, социальная защита, социальная работа [36, c. 493].
Учитывая мнение И.А. Григорьевой, социальная политика ориентирована на оказание помощи бедным и борьбу с бедностью, развитие социального страхования, работу с молодежью, стимуляцию занятости, активизацию перевода получателей пособий в разряд экономически и социально значимых [23, c. 200].
Осмысленная социальная политика ориентирована на создание, критериев обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие гражданина демократического общества. Человек, его права и свободы считаются высочайшей ценностью. А признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина считается главной обязанностью государства перед населением [19,с. 90].
Можно выделить следующие главные направления социальной политики:
1. Политика доходов призвана активизировать трудовые усилия населения, направить их на восстановление приоритетных для прогресса народного хозяйства отраслей: науки, системы образования, здравоохранения, промышленности высоких технологий, которые на данный момент приобретают решающее значение. Ведь именно введение высоких технологий, основанных на новых знаниях, выдает беспрецедентное удешевление продукции и услуг.
Государственная политика доходов обязана создавать работникам стимулы к эффективному труду в главных для экономического роста отраслях экономики. Это может помочь прекратить отток наилучших кадров за границу и в частный сектор экономики, где их потенциал почти всегда используется не по предназначению. Необходима наиболее значимая и аргументированная межотраслевая и внутриотраслевая дифференциация заработной платы, преодоление уравнительности, а нередко и произвола нанимателей в оплате труда наемных работников [27, с. 528].
Система социальной защиты должна обеспечивать особый социально приемлемый уровень душевых доходов наиболее нуждающимся членам общества. Относительно активных мер по преодолению диспропорций в оплате труда, целесообразно начинать с улучшения системы оплаты труда бюджетников [44, с. 368].
2. Важнейшее место в социальной политике должна занимать проблема поддержания и обеспечения социально-трудовых отношений. Труду должно быть гарантированно его место базовой социальной ценности.
В данном направлении социальная политика включает мероприятия по содействию занятости населения. В современных условиях данная работа вероятна исключительно в рамках принципа социального партнерства, другими словами на базе совместной работы с предпринимателями (работодателями) и профсоюзами (объединениями наемных работников).
Признанной в мире социальной технологией поддержки безработному индивиду считается дополнительное обучение либо переобучение с целью приобретения новой квалификации или специализации, наиболее соответствующей требованиям времени. Службы занятости интенсивно реализуют такой вид социальной поддержки [28, с. 416].
Безусловно, центральное место в современных условиях занимает конкретно политика социальной защиты населения.
Возникает правомерный вопрос: отчего в современном обществе появляется надобность социальной защиты населения, от чего и от кого оберегать? От результатов природных и техногенных катастроф; от причин биологического и социального риска, включающих в себя нетипичное демографическое поведение: многодетность, одиночество, бедность и т.п. Таким образом, социальная защита, как и социальная политика, распространяется на все группы населения, в том числе и на ее трудоспособную часть.
Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, а также натуральной форме. Кроме того, путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и профилактический характер [25, с. 160].
Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие граждан, способной улавливать повышение социального недовольства и социальной напряженности, а так же, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста [35, с. 240].
Принципиальным фактором здоровья считается уровень и качество питания, которое должно быть рациональным, сбалансированным, отвечать индивидуальным особенностям индивидов, их возрасту и характеру занятий. Этот аспект здоровья сначала затрагивает социальную политику в целом, так как обязательные социальные минимумы, гарантируемые государством, обязаны обеспечивать минимальное количество средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности.
Не последнюю роль в сфере здравоохранения играет санитарное состояние местности и качество здравоохранения. Ослабление управляемости на всех уровнях, утрата контроля над соблюдением стандартов коммунального обслуживания и качества продуктов ведут к неизменному подъему инфекционной заболеваемости и отдельным вспышкам таких болезней.
б) Образование. Образование относится к числу обязательных атрибутов современного общества, его адекватный уровень характеризует степень возможности для индивида достигнуть успеха, полноценно принять участие в социальном развитии. Образование вносит важнейший вклад не только в распространение знаний, но также в становлении личности обучающихся, воспитание индивидов, отвечающих потребностям общества [3].
В нашей стране накоплены богатые традиции развития образования различных уровней. В условиях прогрессивного социально-экономического упадка в Российской Федерации развитие образования, его адаптация к требованиям общественной действительности и в тот же момент сохранение традиций фундаментального образования, скопленных за десятилетия и столетия предшествующей истории, относятся к важным направлениям социальной политики. Сама образовательная структура представляет собой довольно непростой феномен, так как она включает в себя учреждения государственного, муниципального и негосударственного характера. Их задачей является как обеспечение детям и взрослым возможности получения образования, так и их профессиональная подготовка. Система образовательных учреждений охватывает различные элементы: от дошкольного образования до послевузовских ступеней. Кроме того, имеются различные виды дополнительного образования [33, с 14].
б) Транспорт. Транспортная инфраструктура современного города как единая система состоит из частей внешнего и внутригородского транспорта, взаимодействующих друг с другом и обеспечивающих бесперебойное функционирование городских структур. Транспортная инфраструктура представляет из себя сложнейший организм, функционирующий в следствии постоянного улучшения управления со стороны муниципальных и государственных органов власти [7].
Организация маршрутных перевозок, невзирая на произошедшие изменения в социально-экономическом устройстве Российской Федерации, считается приоритетным направлением в реализации социальной политики городов. Маршрутной организации движения подлежат, сначала, все виды пассажирского, а также грузового и специального транспорта. Такой подход уменьшает совместные затраты на содержание городских транспортных сетей и оптимизирует транспортную нагрузку на улично-дорожную сеть города. Транспортная система города должна обеспечивать бесперебойное, безопасное, своевременное перемещение людей и грузов [8].
6. Российская Федерация считается одним из государств, для которых характерны главные типы миграционных проблем. Миграционная обстановка в нашей стране характеризуется довольно огромным притоком мигрантов, среди которых определенную долю составляют беженцы и вынужденные переселенцы. Одновременно достаточно остро стоят вопросы доступа в страну нежелательных, а так же нелегальных мигрантов, и вместе с тем «утечки мозгов» из нашей страны и ряд проблем внутренней миграции [31, с 40].
Разрабатывается долговременная программа «Миграция», согласно которой беженцы расселяются по заранее отобранным регионам, где заблаговременно продумана система их обустройства, создана инфраструктура социальной защиты, рассчитаны необходимые финансовые, материально-технические и кадровые ресурсы, определены источники их обеспечения, в том числе и путем привлечения средств мирового сообщества, правительственных и неправительственных организаций.
Очевидная тесная взаимосвязь государственной миграционной политики и государственной политики регулирования занятости населения. Именно ситуация на рынке труда сформировывает или необходимость в притоке дополнительной рабочей силы, в том числе за счет миграции, или описывает надобность иммиграционного оттока из кризисных и депрессивных районов с высоким уровнем безработицы [34, с. 340].
1.2 Формы реализации социальной политики в муниципальном образовании
Осуществление социальной политики муниципального образования в текущее время переживает значимые перемены, связанные с финансовыми преображениями. Раньше административная система управления не была подкреплена экономическими ресурсами, потому что они распределялись по целевому признаку. Согласовать работу всех структур, а также целенаправленно управлять муниципальным образованием было достаточно трудно. Длительное время излишняя отраслевая квалификация и централизация управления лишали органы местного самоуправления способности оказывать влияние на работу предприятий и непроизводственных структур, находящихся в муниципальном образовании, исключали их эффективное взаимодействие в интересах его становления. Управление практически производилось по отраслевому принципу, согласно с которым распределялись и денежные ресурсы. При формировании местного бюджета не учитывалась структура городских объектов, прежде всего обслуживающей и социальной сфер [5].
Все вышеизложенное совместно со слабой координацией предприятий и их изолированностью вызывало диспропорции в развитии муниципального образования, особенно остро стояли проблемы социального, демографического и экономического характера. Так, становление социальной инфраструктуры значительно отставало от развития производственной сферы [35, с. 340].
Местное самоуправление в системе государственных органов призвано гарантировать комплексное решение вопросов обслуживания населения, содействовать достижению тем самым в обществе политической и социальной стабильности [2].
Социальная политика органов местного самоуправления как основанная часть деятельности органов социального государства содержит в себе:
1. Назначение и выплату пенсий, пособий.
2. Содействие и помощь обеспечению занятости трудоспособного населения.
3. Предотвращение понижения реальных доходов с помощью создания систем социальной адресной помощи.
4. Поддержку малоимущих групп населения по приобретению и содержанию жилья.
5. Создание условий для реабилитации инвалидов и развития социальной инфраструктуры.
6. Контроль за работой органов медико-социальной экспертизы.
7. Установление опеки и попечительства.
8. Организацию общественных работ.
9. Предоставление в пределах своих полномочий льгот и преимуществ, связанных с охраной материнства и детства; помощь созданию необходимых жизненных условий для уволенных в запас военнослужащих и их семей.
10 Проведение мероприятий по летнему оздоровлению детей-инвалидов и детей из малообеспеченных семей.
11 Развитие муниципальной системы здравоохранения; осуществление мероприятий, направленных на сохранение и совершенствование уровня здоровья населения.
12 Создание благоприятных условий для рождения и воспитания детей, защиты их прав.
13 Охрану материнства, отцовства, детства.
14 Общедоступность дошкольного, общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях [36, с. 138].
Понятие «социальные основы местного самоуправления» в основополагающих законах отсутствует. Тогда как практика решения социально значимых проблем на местном уровне в нашей стране вызвала к жизни потребность в разработке данной категории. Исследование имеющихся в литературе наработок, а также результаты анализа позволяют сформулировать ряд принципиальных методологических положений:
1. Ведущую роль в обустройстве человеческой жизни на местном уровне играют органы самоуправления. Они должны знать нужды человека и своевременно оказывать поддержу и помощь, потому как, где удовлетворяются первоочередные потребности человека, формируется личность.
3. Органам местного самоуправления должна принадлежать инициирующая и стимулирующая роль в организации социальной активности жителей.
4. Местное самоуправление должно более точно оценить степень приоритетности тех или иных социальных задач на данной территории, следовательно, и как следует достигнуть наиболее высокой эффективности в расходовании крайне ограниченных средств на решение социальных задач.
5. Разрешение социальных проблем на муниципальном уровне обуславливает значительную экономию времени на достижение поставленных социальных целей и задач по сравнению с мероприятиями более значимых уровней управления.
6. Органы местного самоуправления имеют все шансы быть наиболее жестко проконтролированы населением, чем регулирующие органы более высоких уровней (регионального или федерального) [38, с. 140].
1.3 Правовые основы реализации муниципальной социальной политики
Законодательство Российской Федерации в области социальной политики выделяет главные направления обеспечения прав граждан Российской Федерации, закрепленных в Конституции. В связи с этим действующее российское законодательство в сфере социальной политики, можно условно классифицировать, взяв права граждан, признанные статьей 3 Конституции Российской Федерации, в сфере:
— трудовых отношений и прав граждан на отдых («Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ, Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и др.);
— социального обеспечения (Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и др.);
— жилищной политики («Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ, Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и др.);
— здравоохранения (Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 9 июня 1993 г. № 5142-I «О донорстве крови и ее компонентов», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) и др.);
— экологии (Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1″О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.);
— образования (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» и др.);
— культуры (Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-I
«Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», Федеральный закон от 22.08.1996 N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» и др.).
Статья 114 Конституции Российской Федерации устанавливает полномочия Правительства Российской Федерации по проведению в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии. Основным направлением политики в социальной сфере считается забота о человеке, создание условий для его достойной жизни и его всестороннего развития.
В целях реализации основных положений Конституции Российской Федерации, гарантирующих социальные права граждан Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации разработано и принято более 30 федеральных законов, некоторая часть из которых уже упомянута выше. Ответственные федеральные органы исполнительной власти путем исполнения подзаконных актов Президента Российской Федерации (Указы и Распоряжения) и Правительства Российской Федерации (постановления и распоряжения), направленных на реализацию действующего российского законодательства в социальной сфере, а также собственных актов федеральных органов исполнительной власти в данной сфере осуществляют реализацию правовых основ социальной политики на федеральном уровне.
Региональный уровень характеризует направления и механизмы реализации социальной политики в определенном субъекте Российской Федерации методом разработки и принятия актов законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.
Основные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной политики определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации».
Местный уровень определяют муниципальные акты. Основные полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в области социальной политики определены Конституцией Российской Федерации и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
2. Практика реализации муниципальной социальной политики на примере УЗСН Министерства труда и социального развития Краснодарского края в г-к Анапа
2.1 Характеристика управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в г-к Анапа
Социальная сфера в г-к Анапа представлена сложившейся системой здравоохранения, образования, культуры, спорта, социальной защиты и занятости населения.
Социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики.
Управление социальной защиты населения в г-к Анапа является учреждением, которое реализует отдельные направления социальной политики и осуществляет следующие полномочия на территории муниципального образования в области:
— реализации государственной политики в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения на территории данного муниципального образования;
— организации социальной поддержки и социального обслуживания семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста, ветеранов, инвалидов и других категорий граждан и предоставления им мер социальной поддержки;
— оказания государственной социальной помощи гражданам, нуждающимся в государственной поддержке согласно с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края;
— контроля за соблюдением порядка предоставления социальных услуг в организациях социального обслуживания Краснодарского края, подведомственных министерству, находящихся на территории данного муниципального образования;
— реализации полномочий по установлению, осуществлению и опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными, не полностью дееспособными, а также патронажа в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, а также защиты интересов безвестно отсутствующих граждан;
— установления статуса отдельным категориям граждан и оформления им документов, дающих право на получение мер социальной поддержки в порядке, определенном министерством;
— назначения и выплаты субсидий и компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
— возмещения расходов организациям края, предоставляющим жителям Краснодарского края меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, проезду;
— организационно-методического, правового обеспечения (в том числе по вопросам кадровой работы) и координации деятельности организаций социального обслуживания;
— содействия в возвращении к месту постоянного проживания в пределах Российской Федерации, стран СНГ и Балтии несовершеннолетних, самовольно ушедших из семьи, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— планирования расходов на содержание управления и мероприятий в сфере социальной политики;
— осуществления в пределах своих полномочий межведомственной координации выполнения мероприятий государственных программ Краснодарского края, направленных на социальную поддержку, а так же на оказание реабилитационной помощи инвалидам и создание доступной среды;
— координации мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) и оказания необходимой помощи инвалиду;
— учета инвалидов, нуждающихся в получении образования, и направления их в учреждения профессионального образования Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и государственное каз?нное образовательное учреждение начального профессионального образования министерства труда и социального развития Краснодарского края «Армавирское профессиональное училище-интернат для инвалидов»;
— содействия в направлении граждан пожилого возраста, инвалидов, женщин, детей, ветеранов и других категорий граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании на территории Краснодарского края, в организации социального обслуживания Краснодарского края, оказывающие социальные услуги в полустационарной и стационарной формах;
— реализации мер социальной поддержки по обеспечению жиль?м ветеранов и инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, а так же реабилитированных лиц;
— уч?та, формирования очер?дности и выдачи пут?вки гражданам, нуждающихся в получении социальных услуг в государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Краснодарского края
«Сочинский социально-оздоровительный центр граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации»;
— осуществления в пределах своих полномочий мероприятий по организации оздоровления и отдыха детей.
Управление социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в г.-к. Анапа имеет следующую структуру:
— заместители руководителя управления;
— отдел бухгалтерского учета, отчетности и социальных выплат;
— отдел назначения социальных пособий, субсидий и компенсаций;
— отдел по вопросам мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий и групп населения (рисунок 1) [47].
Рис. 1 Структура Управления социальной защиты населения Анапского района