Что такое мумифицированное тело
Мумификация трупа
— в судебной медицине процесс посмертного изменения состояния тканей трупа, при котором из них испаряется влага. При М. ткани уплотняются, уменьшаются в объеме. Вес полностью мумифицированного трупа составляет не более 1/10 от первоначального.
М.т. происходит при определенных условиях, к которым прежде всего относятся: хорошая вентиляция места нахождения трупа; высокая температура (М.т. иногда наблюдается и при комнатной температуре в условиях очень хорошей вентиляции и сухого воздуха); низкая влажность воздуха. Средние сроки полного мумифицирования обычно составляют от 6 до 12 месяцев, но при самых благоприятных условиях полная М.т. человека среднего телосложения может наступить за 4-6 месяцев. Частичная М.т., находящихся в благоприятных условиях, возможна через 1-2 месяца. Наиболее быстро мумифицируются трупы детей и лиц с пониженным содержанием подкожно-жировой клетчатки.
Смотреть что такое «Мумификация трупа» в других словарях:
Мумификация трупа — в судебной медицине процесс посмертного изменения состояния тканей трупа, при котором из них испаряется влага. При М. ткани уплотняются, уменьшаются в объеме. Вес полностью мумифицированного трупа составляет не более 1/10 от первоначального. М.т … Энциклопедия права
МУМИФИКАЦИЯ — (от франц. momifica tion превращение в мумию), высыхание трупа или отдельных мертвых частей в живом организме. Мумия арабское слово и значит «асфальт». Явления М. трупов известны давно. Древние египтяне бальзамировали: и… … Большая медицинская энциклопедия
МУМИФИКАЦИЯ — Высыхание трупа, превращение его от губчатую массу, зависящее от сухости, в связи с высокой температурой почвы. Также искусство приготовления мумий из трупов животных. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
мумификация — и, ж. momification f. 1. Превращать в мумию; бальзамировать. Тело <умершего> пропитывалось соляными растворами и смолистыми составами при помощи особого способа мумификации. Авдиев Истор. Древн. Востока. 2. Высыхание трупа или отдельных… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Мумификация — превращение трупа в мумию, т.е. высыхание его без гниения (при захоронении в сухих почвах или искусственно – при бальзамировании). Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Мумификация — (от Мумия и лат. facio делаю) высыхание трупа или отдельных отмерших частей живого организма. Естественная М. происходит вследствие перехода влаги из мёртвой ткани или трупа в окружающую среду при отсутствии условий для гнилостного… … Большая советская энциклопедия
МУМИФИКАЦИЯ — [от мумия (слово араб. происхождения) и лат. facio делаю], высыхание трупа или омертвевших при сухой гангрене отдельных частей живого организма. Различают естественную и искусственную М. трупа. При искусственной М. труп или его части… … Ветеринарный энциклопедический словарь
Мумификация | 10 интересных фактов
Мумификация — это процесс, при котором тело мертвого человека или животного может сохраняться в течение длительного времени, не разлагаясь. Данный процесс может произойти естественным путем или может быть сделан намеренно. Процесс мумификации обычно ассоциируется с древним Египтом, хотя есть множество культур по всему миру, которые практиковали его. В Египте этот процесс был важен из-за религиозного убеждения, что душа воссоединяется с телом в загробной жизни. Египтяне разработали сложные методы для сохранения тел, которые были настолько эффективны, что их мумии сохранялись даже через тысячи лет. В этой статье мы прежде всего рассмотрим технику мумификации древних египтян. Мы также узнаем, как мумификация происходит естественным образом и какие другие культуры мумифицировали своих умерших. Вот 10 интересных фактов о процессе мумификации с упором на древний Египет.
Мумификация проводилась с целью помочь телу воссоединиться с душой после смерти
Древние египтяне твердо верили в загробную жизнь. Они думали, что после смерти ба (дух) покинет тело; но только временно. Затем ба периодически будет возвращаться к останкам, и для успешного воссоединения тело должно быть целым. Это воссоединение станет началом путешествия в загробную жизнь, которая будет наполнена многочисленными трудностями. Таким образом, мумификация была необходима для сохранения тела, чтобы оно могло воссоединиться с духом и начать загробную жизнь. Не было никаких ограничений на то, кого можно мумифицировать, но, поскольку процедура была дорогостоящей, она была недоступна многим простым людям. Первоначально древние египтяне хоронили своих мертвецов в засушливой пустыне. Это позволяло горячему сухому песку обезвоживать тела, что приводило к естественному мумификации. Намеренная мумификация стала частью египетской культуры еще в 2800 году до нашей эры и со временем были разработаны сложные методы мумификации.
Первым шагом в мумификации было удаление внутренних органов
Благодаря методам изучения в течение многих десятилетий, современные египтологи теперь имеют точное представление о том, как происходил процесс мумификации в древнем Египте. Первым шагом было удаление всех внутренних органов у умерших по мере их быстрого разложения. Это было чрезвычайно важно для остановки процесса разложения. Во-первых, специальные нанизанные инструменты вставлялись через ноздри в мозг. Оттуда мозг разбивался на мелкие кусочки и извлекался наружу через нос. Это была деликатная операция, во время которой лицо могло быть изуродовано и, следовательно, требовало значительных навыков. Затем делали разрез на животе, обычно с левой стороны. Через него удалялись все органы тела, кроме сердца. Сердце оставалось на месте, так как считалось, что оно является центром мыслей и чувств человека. Таким образом, было неразумно отделять его от тела.
мумификация, удаление органов
Удаленные внутренние органы были либо запечатаны в банках, либо заменены в теле
Отверстия для удаления внутренних органов заполнялись бельем. Удаленные внутренние органы хранились отдельно. Желудок, печень, легкие и кишечник помещали в специальные банки, известные сегодня как банки с канопой. Дизайн банок-купе со временем менялся. У некоторых есть простые крышки; некоторые изображают человеческие головы; на некоторых есть изображения головы Анубиса, бога смерти и бальзамирования; а некоторые изображают четырех сыновей бога Гора, которые являются стражами органов в банках. Банки с канопами подлежали захоронению вместе с мумией. В более поздних египетских династиях внутренние органы не помещались в банки, вместо этого они обрабатывались и заменялись в теле покойного. Тем не менее, канопические банки все еще оставались частью ритуала и подлежали захоронению вместе с мертвыми, хотя и пустыми.
Мумификация требовала высушивания мертвого тела с помощью соли, называемой натрон
После удаления внутренних органов следующим шагом было удаление всей влаги из организма. Это делалось путем покрытия тела натроном, типом соли, которая обладает великолепными свойствами сушки. Дополнительные натронные пакеты также размещали внутри тела. Когда тело полностью высыхало, внутренние пакеты удалялись, а натрон слегка смывался с тела. Этот процесс обычно занимал около 40 дней и приводил к очень высохшей, но узнаваемой человеческой форме. Чтобы мумия выглядела более реалистично, участки тела заполнялись льном и другими материалами. Также добавлялись ложные глаза с целью улучшить внешний вид мумии.
высушивание тела с помощью соли
Процесс завершался обертыванием обезвоженного тела полосками белья
Следующим шагом в процессе мумификации было обертывание. Сотни ярдов белья требовалось, чтобы обернуть мумию. Египетские священники тщательно наматывали на тело длинные полоски белья. Они были настолько дотошными, что иногда даже оборачивали каждый палец руки или ноги по отдельности, прежде чем обернуть всю руку или ногу. На нескольких этапах процесса перед возобновлением обертывания тело покрывали теплой смолой. Между полосками белья священники помещали маленькие амулеты, чтобы защитить мертвых от зла. Кроме того, на некоторых льняных полосах белья были написаны молитвы и волшебные слова для достижения той же цели. Маска лица человека часто помещалась между слоями головных повязок. Это делалось, чтобы идентифицировать человека в загробной жизни. Весь процесс мумификации, от удаления внутренних органов до полного обертывания тела, занимал около 70 дней.
обертывание полосками белья при мумификации
Древние египтяне также применяли свою технику мумификации на животных
После того, как мумия была подготовлена, священник проводил церемонию открытия рта, чтобы мумия могла дышать и говорить в загробной жизни. Чтение молитв и сжигание благовоний, а так же проведения еще большего количества ритуалов помогало подготовить тело к его последующему путешествию. Затем мумия запечатывалась в ее могиле вместе с мирскими благами, которые, как считалось, помогали ей в загробной жизни. Большинство гробниц были заполнены повседневными предметами, такими как посуда, украшения, еда и напитки. Любимые питомцы часто мумифицировались и помещались вместе со своими хозяевами. В гробницах мумий были обнаружены все виды животных, от мумифицированных мышей до пятиметрового крокодила. Более миллиона мумий животных были найдены в Египте. Многие из них являются кошками, так как эти животные считались священными в египетской религии.
Первый шаг мумификации имеет важное значение для предотвращения разложения
Египетский процесс мумификации был настолько эффективным, что даже через 5000 лет мы все еще можем понять, как выглядел человек, изучая его/ее мумию. С другой стороны, не мумифицированному телу требуется несколько часов после смерти, чтобы начался процесс разложения, и требуется несколько месяцев, чтобы плоть полностью распалась, оставив только остаточный скелет. Первая стадия разложения после смерти известна как автолиз. Также известный как самовосстановление, автолиз — это процесс разрушения клетки под действием ее собственных ферментов. Этот процесс начинается сразу после смерти, и внутренние органы, такие как кишечник, очень быстро автолизуются, так как они содержат пищеварительные ферменты, которые способствуют пищеварению. Первый шаг мумификации по удалению внутренних органов, таким образом, необходим для прекращения разложения.
Эффективность мумификации заключается в том, что бактерии не размножаются
Вторая стадия разложения называется гниением. В нем бактерии расщепляют оставшееся органическое вещество. Бактерии паразитируют и процветают во влажных условиях разлагающейся плоти. Тем не менее, бактериям требуются вода или влага, чтобы жить и функционировать. При отсутствии влаги бактерии не размножаются. Технология мумификации напоминает сушку продуктов для сохранения их в течение более длительного времени. Таким образом, цель мумификации состоит в том, чтобы вытеснить всю влагу из мертвого тела как изнутри, так и снаружи. Процесс осуществлялся с помощью натрона, как упоминалось выше. Затем тело оборачивали в несколько слоёв белья, чтобы поглотить остаточную влагу. Смола, липкое органическое вещество помещалось между слоями, чтобы они плотно упаковывались, предотвращая попадание влажного воздуха в мумию. Для большей герметичности смолу также наносили на гроб, чтобы запечатать его. Все это обеспечило эффективность процесса мумификации.
мумия Древнего Египта
Непреднамеренная мумификация может быть вызвана естественными условиями
Процесс мумификации также может происходить естественным путем. Это обычно происходит в условиях сильного холода, например, в ледниках; или в чрезвычайно засушливых условиях, как те, что встречаются в пустынях; или анаэробные условия, в которых не хватает кислорода, такие как те, которые встречаются в болотах. Разложение не происходит в этих условиях, потому что они не подходят для процветания бактерий. Естественная мумификация также может происходить из-за случайного воздействия химических веществ, которые высушивают тело и предотвращают образование бактерий. Природные мумии были найдены во всем мире. Среди самых известных природных мумий — Отзи, так же известный как Снежный человек. Он был найден в 1991 году двумя немецкими туристами в горной цепи Отцтальских Альп на севере Италии. Мумия очень хорошо сохранилась, несмотря на то, что этот человек жил около 5000 лет назад, между 3400 и 3100 до н.э. Отзи — самая древняя известная природная человеческая мумия, найденная в Европе.
ледяная мумия Отзи
Первая известная техника мумификации была разработана Чинчорро
Процесс мумификации настолько тесно связан с древнеегипетской культурой, что слово мумия стало синонимом Древнего Египта. Тем не менее, процесс мумификации проводился на каждом континенте на планете различными культурами. Древнейшие известные мумии мира были созданы маленькими рыбацкими общинами, известными как Чинчорро. Обитая в тихоокеанском прибрежном районе современного северного Чили и южного Перу, Чинчорро использовали другую технику мумификации. Они удаляли плоть мертвых тел; высушили кости горячим пеплом; повторно наносили кожу и дополняли, при необходимости, кожей морского льва или пеликана. Мумификация осуществлялась несколькими другими культурами, включая инков и ацтеков из доколумбовой Америки; народ маори Новой Зеландии; гуанчи, населявших Канарские острова в современной Испании; и народ Ибалои на севере Филиппин.
Методы сохранения трупов, или к вопросу о мумификации
После того как я упомянул, что сталкивался с мумифицированными трупами, у меня прибавилось подписчиков. Итак, мои дорогие извращенцы, я имею вам рассказать.
«Сохранные трупы», или «консервация» в целом
— Засоливание трупов. Если на труп воздействуют концентрированные растворы солей или соли в сухом виде, труп будет сохранен очень хорошо.
— «Масляная консервация». Теоретически нефть или масло, в которые помещен труп, предотвращают доступ кислорода и сохраняют труп.
— «Спиртовая консервация». Вспомним беднягу Нельсона, да?
— «Заморозка». Мамонты всякие из вечной мерзлоты.
Не смотря на то, что органы практически неопределимы визуально, для целей криминалистики мумия вполне себе хороший материал. Во-первых, под микроскопом можно ииследовать соединительную ткань, очертания артерий и вен. Сохранность трупа позволяет производить идентификацию личности, а следы внешних воздействий (от холодного или огнестрела, от удушения) прекрасно видны.
Не стоит удивляться появляющимся в СМИ темам «найдена мумиия умершено Х лет назад. Действительно, такие трупы могут сохраняться неопределенно долгое время, и лишь при изменении условий (повышение влажности, появление грызунов, тараканов или моли) начинают разрушаться. влажности окружающей среды, или под воздействием животных (грызуны, тараканы) могут подвергаться разрушению, особенно значительному — при нападении моли.
Прочие похожие методы консервации трупов.
С указанными выше двумя типами консервации я не сталкивался и особо не интересовался, но информации в учебниках по криминалистике достаточно. В общем, рассказал что знаю и помню из лекций и занятий, пошукав по конспектам, но вообще всего этого достаточно много в сети.
Как египтяне мумифицировали мёртвых: детальное описание процесса и неизвестные подробности
Весь процесс занимал ровно 70 дней. Порядок действий в основном передавали из уст в уста, так что недавно найденный папирус с «памяткой» — настоящее сокровище для египтологов.
Фото © Getty Images / Shawn Baldwin / Discovery Channel
Это фрагмент папируса, которому три с половиной тысячи лет. До недавнего времени он хранился у частного коллекционера. Несколько лет назад его передали музею Копенгагена. Ещё один кусок того же самого документа (тоже из частной коллекции) теперь хранится в Лувре. Другие части утрачены или, по крайней мере, пока не найдены, но и того, что есть, хватило для докторской диссертации датского египтолога Софи Шедт.
Фрагмент древнеегипетского папируса, в котором описан процесс мумификации. Фото © University of Copenhagen
Она рассказала, что по своему содержанию это медицинский трактат. В основном посвящён кожным заболеваниям и лечению травами. Но есть в нём также весьма любопытные данные по мумификации. К примеру, описан процесс, о котором до сих пор ничего не знали: бальзамирование лица. Ранее египтологи уже находили мумий с лицами, покрытыми отдельной тканью и смолой, и вот теперь выяснилось: оказывается, лицо особо берегли от насекомых и бактерий. Для этого его накрывали куском льняного полотна красного цвета, пропитанного особым снадобьем.
Иллюстрация процесса бальзамирования лица будущей мумии. Фото © University of Copenhagen / Ida Christensen
— Мы получили список ингредиентов этого средства, состоящий в основном из ароматических веществ растительного происхождения и связующих веществ. Из них приготавливается жидкость, которой бальзамировщики обрабатывают кусок красного льняного полотна. Затем красное полотно прикладывают к лицу умершего, чтобы заключить его в защитный кокон из ароматных и антибактериальных веществ. Этот процесс повторялся с четырёхдневным интервалом, — рассказывает исследователь.
Папирус оказался на добрую тысячу лет старше всех известных до сих пор письменных свидетельств о мумификации в Древнем Египте. Софи Шедт сопоставила этот текст с другими историческими источниками и уточнила: процесс длился в общей сложности 70 дней (как и писал Геродот), из них первые 35 дней проходило высушивание останков, почти столько же уходило на обёртывание.
— Текст читается как памятка, он, должно быть, написан для специалистов, которым нужно было напоминание о деталях, например, указываются рецепты мазей или способы использования разных типов бинтов, — поясняет исследователь.
Настольная игра со смертью, 50 саркофагов и таинственная жена фараона. Что ещё раскопали в египетском некрополе — видео
Согласно Геродоту, у древних египтян было три способа мумификации, они отличались по уровню сложности, применяли их в зависимости от материального положения семьи усопшего.
Вот самый простой и недорогой способ: «В брюшную полость вливают сок редьки, потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным». Это древнегреческий историк описывает во второй части своей знаменитой «Истории» («Книга вторая. Эвтерпа», она посвящена Египту и Ливии). Там же рассказывается и о двух более сложных и дорогостоящих способах.
Мумия для среднего класса
Покойникам побогаче через трубку вливали в брюшную полость кедровое масло, и, опять же, помещали тело в натровый щёлок. Это раствор едкого натра. Зарубежные исследователи часто упоминают natron (смесь едкого натра, пищевой соды с небольшим добавлением обычной соли и сульфата натрия). Известно, что большие запасы этого минерала образовались в озёрах на севере Египта, возле дельты Нила, там находится впадина под названием Вади-эн-Натрун. С помощью этого вещества «высушивали» тело, чтобы предотвратить дальнейшее разложение, и лишь затем бальзамировали и заворачивали в ткань, пропитанную ароматическими и антибактериальными веществами.
Судя по описаниям Геродота, в обоих названных выше случаях внутренности не удаляли, а просто обрабатывали. Для высокопоставленных особ технология существенно отличалась.
Фото © Getty Images / Chesnot
Первым делом извлекали мозг. Через ноздри в голову вводили металлический крючок и вытягивали какую-то часть. Чтобы вышло остальное, впрыскивали растворяющие вещества, а затем переворачивали тело на живот. Кстати, очень интересно: древние египтяне не ставили мозг ни во что и считали совершенно ненужным для загробной жизни. Судя по всему, его просто выбрасывали.
Далее с помощью каменного ножа делали надрез внизу живота. Вынимали всё, кроме сердца. По древнеегипетским верованиям, именно оно поможет найти путь к новой жизни. Образовавшиеся пустоты в теле заполняли бинтами, опилками и другими материалами. Органы высушивали и помещали в специальные сосуды четырёх видов. Тот, что с крышкой в виде головы шакала, предназначался для желудка, с головой обезьяны — для лёгких, сокола — для кишечника, человека — для печени. Сосуды назывались канопами и символизировали богов, играющих важную роль в древнеегипетском потустороннем мире: Дуамутефа, Хапи, Кебехсенуфа и Амсета. Чаще всего эти ёмкости клали рядом с телом.
Интересно, что о натроне в древнейшем медицинском папирусе не говорится. А между тем, по другим данным, тело им начинали обрабатывать на четвёртый день после изъятия внутренностей, причём обрабатывали как снаружи, так и изнутри. Вообще, весь ритуал был разделён на 17 этапов, каждый из которых длился четыре дня. На 68-й день мумию помещали в саркофаг, а в оставшиеся два дня совершали молитвы. Египтяне верили, что душа после долгого путешествия вернётся к телу.
Во-первых, почему так лежат руки? Они должны лежать перекрещенными на груди, как и положено царской особе. Во-вторых, где сердце? Согласно ритуалу, его должны были оставить. В-третьих, разрез на животе для удаления внутренностей идёт наискосок от пупка, а не параллельно подвздошной кости, как нужно. Кроме того, смолу в череп заливали дважды, но ничего подобного в сохранившихся «рецептах» тоже не описано. Наконец, сам череп повреждён. В Скотленд-Ярде патологоанатомы заявили, что обычно в таком состоянии он бывает у убитых топором или чем-то подобным. Впрочем, знаменитый исследователь египетских гробниц Захи Хавасс полагает, что повреждение случилось во время мумификации. Так вот, именно знания о процессе бальзамирования порождают такое множество вопросов. Не могли Тутанхамона мумифицировать неумехи.
Мумия
Му́мия — сохранённое бальзамированием тело. Мумией называется тело (не только человека, но и любого другого живого существа), подвергнутое специальной химической обработке, в результате которой прекращается или замедляется процесс разложения тканей. Следует различать искусственно и естественно мумифицированные тела.
Содержание
Происхождение слова «мумия»
Впервые слово «мумия» появляется в европейских языках (в византийском, греческом и латинском) около 1000 года. Происходит оно от арабского слова со значением «битум» или «нечто, пропитанное битумом». Словом mumia арабские и еврейские средневековые лекари обозначали специальное лекарство. Арабский врач ибн Бетар в VII веке писал о «веществе мумия», которое происходит «из страны Аполлонии». Там оно снисходит с водными потоками со «светящихся гор». На берегу оно затвердевает и приобретает запах дёгтя. Он же говорит, что ещё вещество «мумия» можно извлечь из черепов и желудков древних египетских покойников.
Постепенно название лекарства стало распространяться и на тела, из которых его «добывали», то есть непосредственно на мумий в нашем понимании этого слова. Также в русском языке закрепился другой вариант употребления этого арабского слова: мумиё — название лекарственной смолы, не связанной с мумиями.
Сами древние египтяне назвали мумии «саху» (транслит.: sAhw ).
Древнейшие мумии: культура Чинчорро
Хотя обряд мумификации обычно ассоциируется с древним Египтом, поскольку египетские мумии получили известность ещё с древних времён, наиболее древними являются мумии южноамериканской андской культуры Чинчорро (датировка условна, 7-9 тыс. до н. э.).
Возникновение мумифицирования в Египте
Обряд мумифицирования покойного был известен в Египте с очень древних времён. До недавнего времени полагали, что наиболее ранние искусственно мумифицированные тела — это находки из раннединастических (примерная датировка периода: 3000 — 2600 гг. до н. э.) некрополей Абидоса, Саккары и Тархана. Однако, археологические раскопки сезона 1997 года англо-американской экспедиции в Иераконполе позволили удревнить начало мумифицирования в Египте. Археологи обнаружили несколько неповреждённых женских захоронений. Их головы, шеи и руки были завёрнуты в лён и рогожу. Сопровождаемый погребения инвентарь исследователи смогли датировать периодом культуры Накада-II (примерно 3600 г. до н. э.). некоторые учёные по косвенным данным ещё более удревняют начало процесса мумификации. Так, например, австралийский египтолог Яна Джонс полагает, что мумифицирование применялось уже в эпоху бадарийской археологической культуры, то есть примерно в 4500 — 4100 гг. до н. э. Хотя, как замечает сама исследовательница, здесь трудно говорить о том, было ли обматывание тела умершего просто погребальным ритуалом, или это всё-таки именно мумифицирование.
Процесс мумификации
По древнеегипетским источникам трудно реконструировать этапы процесса мумификации. Здесь сообщения античных авторов — Геродота, Плутарха, Диодора и некоторых других. Письменные источники дополняются исследованиями самих мумий.
Тела умерших отдавали на обработку бальзамировщикам. Во времена античных путешественников процесс мумифицирования уже довольно сильно деградировал в сравнении с искусством бальзамирования времён Нового царства, но и этого египтологам хватает, чтобы реконструировать процесс.
Геродот говорит, что бальзамировщик предлагает родственникам умершего несколько способов мумификации, а те, исходя из своего финансового состояния, выбирают наиболее приемлемый. После того, как обговорены все условия, мастера принимаются за работу:
«Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть — путём впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфипским камнем разрез чуть ниже живота и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают её растёртыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растёртой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щёлоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (её употребляют вместо клея).» (Геродот, 2.86)
Это первый, наилучший способ бальзамирования в описании Геродота. Второй, более дешёвый, представляет собой следующее:
«С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щёлок на определённое число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щёлок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости.» (Геродот, 2.87)
Третий же способ, предназначенный для бедняков, и того проще: «В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным» (Геродот, 2.88).
В разных источниках даются разные продолжительности бальзамирования. Геродот, например, отводит для всего процесса 70 дней. Согласно же данным Библии (Исх.1:3) [источник не указан 299 дней] бальзамирование Иакова продолжалось 40 дней, а вот оплакивание — 70. Египетские источники также не дают исследователям однозначного ответа относительно сроков бальзамирования: то 121 день, то 96 дней, а есть примеры того, что бальзамирование длилось 70-80 дней, а на погребение уходило до 10 месяцев.
Диодор, посетивший Древний Египет около 40 до н. э., подтверждает сведения Геродота о различных способах мумифицирования, кроме того, некоторые его данные дополняют сообщение отца истории. Так, например, мы узнаём, что процесс мумификации выполнялся не одним «мастером» (так его называет Геродот), а целым коллективом.
Сначала, согласно Диодору, главный писец осматривал тело и с левой стороны в области паха делал пометку, где необходимо будет сделать разрез. Затем другой бальзамировщик (Диодор называет его парасхист (вспарыватель)), делает надрез в указанном месте. Затем приступают другие мумификаторы. Один из них засовывает руку в сделанный парасхистом разрез, выкладывает оттуда все органы, за исключением сердца и лёгких. Пока он дочищает полость покойника, другие берут извлечённые органы и промывают их пальмовым вином и бальзамом. Затем всё тело обрабатывается кедровым маслом, корицей, миррой и другими средствами бальзамирования. При этом Диодор замечает, что покойник сохраняет свои прижизненные черты лица. В его время многие египтяне хранили своих мёртвых родственников дома, и, так как они хорошо сохранялись, любовались ими.