Что такое мультимедиа урок
Электронное образование Республики Татарстан
МБОУ «Верхнесуньская основная общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района РТ/Татарстан Республикасы МБГБУ «Югары Сон төп гомуми белем мәктәбе»
Визитная карточка
Адрес: | РТ Мамадышский район село Верхняя Сунь ул.Карла Маркса д.5. |
Телефон: | +7(855)-633-03-43 |
E-Mail: | Sverhm.mam@tatar.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБОУ «Верхнесуньская ООШ» |
Руководитель: | Ярмиев Наиль Габдулбарович |
Год основания учреждения: | 1989 |
У нас учатся: | 17 учащихся (иностранные граждане отсутствуют) |
У нас учат: | 8 учителей |
Проект 7. Мультимедийный урок.
Проект 7. Мультимедийный урок.
Введение. Описание проблемы
Мультимедийный урок – это новая форма работы с широким применением ИКТ, которые позволяют использовать максимум разнообразной информации и интенсифицировать урок. Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, а также и за счёт самообразования учащегося. При помощи компьютера можно получать массу интересной информации, создавать книги, газеты, новые учебные пособия, программы, писать письма, сочинения и т.д.
Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.
Мультимедийные компьютерные технологии дают учителю возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией. Включение информационных мультимедийных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга.
Повышение качества урока через использование мультимедиа
— создать в предметных кабинетах базу уроков с использованием мультимедиа;
— оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе с применением мультимедиа над учебным материалом.
1. 1. Подготовка: видео и аудио материалов;
2. Создание мультимедийных учебно-познавательных материалов.
3. Использование компьютерных презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях.
4.Создание методической мультимедийной копилки по тематикам.
Недостаточность мультимедийных средств;
Наличие некачественного информационного материала в Интернете
Приобретение современных мультимедийных средств за счет участия педагогов в грантах, конкурсах и спонсорской помощи;
Организация мультимедийного самообразования педагогов;
Использование качественных информационных и образовательных ресурсов
Мультимедийный урок в современной школе
Мультимедийный урок в современной школе
Сегодня, благодаря повсеместной информатизации, в школах появилась возможность использовать информационно-коммуникационные технологии на уроке. Если в школе есть компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, то учитель обладает огромным количеством новых средств обучения, которые можно использовать на уроке. ИКТ на уроках используют учителям разных предметов.
Какова методика использования мультимедийных технологий? Что представляет собой мультимедийный урок?
, автор темы, обратила внимание участников на необходимость определиться в понятиях: «Что же такое мультимедийный урок?». На что Никуличева Наталия Викторовна и заметили, что, как таковое, понятие «мультимедийный урок» или «мультимедиаурок» отсутствует. Можно рассматривать разные типы уроков и на любом из них можно использовать мультимедиа. и обращают внимание участников на не вполне оправданный ажиотаж вокруг нового явления. Надо проводить разные уроки, и в этом ничего экстраординарного нет. Кроме этого, отмечает, что качественный мультимедийный урок намного сложнее обычного.
замечательно сказал о «трех китах», на которых держится качественный мультимедийный урок: техническое оснащение, образовательный контент и ИКТ-компетентность учителя. На что возражает: «Мои коллеги хотели бы проводить мультимедийные уроки, да нет проекторов, а кто видел интересные продукты по начальной школе?», а комментирует отсутствие ИКТ-компетентности педагогов необходимостью творить и учиться.
Особенности мультимедийных уроков
Не всякое одновременное использование звука, графики, видео и текста есть мультимедиа.
Мультимедийные уроки должны предполагать активность пользователей, индивидуальную работу с компьютером.
Подготовка к мультимедийному уроку занимает много времени: поиск (создание) мультимедийных объектов, обработка текста, видео, графики.
Формы проведения мультимедийных уроков зависят от набора используемых медиасредств.
Традиционную обязанность консультировать педагогов по вопросам использования ИКТ, возлагаемую на учителей информатики могут выполнять любые педагоги, освоившие те или иные технологии.
Количество мультимедиа средств должно быть умеренно и уместно.
При подготовке к уроку можно использовать готовые диски с указанием источников информации.
Мультимедийные уроки активизируют внимание и познавательный интерес к предмету, провоцируют на самостоятельную работу учащихся, помогают формировать образное мышление.
Сейчас появилась возможность использовать мультимедиа на уроках, но уровень и качество использования говорят о необходимости дальнейшего исследования проблемы организации и проведения мультимедиа уроков. В настоящее время большинством педагогов не выяснен смысл понятий, связанных с мультимедиа, не говоря уже о четко выстроенной технологии. Актуальным является продолжение обсуждения данной проблемы.
Альтернативный отчет
Мультимедийный урок в современной школе
Сегодня, благодаря повсеместной информатизации, в школах появилась возможность использовать информационно-коммуникационные технологии на уроке. Если в школе есть компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, то учитель обладает огромным количеством новых средств обучения, которые можно использовать на уроке. ИКТ на уроках используют учителям разных предметов.
Какова методика использования мультимедийных технологий? Что представляет собой мультимедийный урок?
В течение месяца участника Педсовета старались ответить на эти вопросы. В обсуждении приняли участие 18 человек.
Что такое мультимедийный урок?
На первом этапе предстояло дать определение понятию мультимедийный урок.
В педагогике известно пять типов уроков:
1. Урок изучения нового учебного материала (виды уроков: лекция, семинар, теоретические и практические самостоятельные работы, исследование, смешанный)
2. Урок совершенствования ЗУН (виды уроков: закрепление изучаемого материала, повторение, комплексное применение ЗУН, формирование умений и навыков, экскурсия, самостоятельная работа, практическая работа, лабораторная работа и др.)
3. Урок обобщения и систематизации (применяются все виды уроков в рамках всех пяти типов)
4. Комбинированный урок (включает элементы видов уроков предыдущих трех типов)
5. Урок контроля и коррекции ЗУН (устный опрос, письменный опрос, диктанты, изложения, решение задач и примеров, зачёт, зачётная практическая или лабораторная работа, практикумы, контрольная самостоятельная работа, экзамен и др.)
Уроки можно проводить с помощью мультимедиа. По мнению Никуличевой Наталии Викторовны, такие уроки и пытаются назвать мультимедийными. Но это термин не научный, а больше разговорный.
представил следующую информацию о том, что такое мультимедиа средства. Медиасредства являются инструментами в руке обучающихся и обучающих, которыми дидактически можно обогащать комплексную учебную среду. Деятельность с применением медиасредств, с педагогической точки зрения, проходит более интенсивно.
Интерактивность на уроке
На мультимедийных уроках необходимо обеспечивать интерактивность, а как это можно сделать?
считает, что интерактивность можно обеспечить, посадив каждого ребенка за компьютер. Если во всех классах школы нет компьютеров, то это возможно только в кабинете информатики при наличии достаточного количества единиц техники и, соответственно, наличия обучающих программ, электронных учебников.
Несколько иную точку зрения высказала . Она считает, что при большом желании и малых возможностях также можно организовать групповую работу и придумать другие форма работы. Проблема в том, что нет гарантий, что ученики станут тратить столько же времени на приготовление домашнего задания, сколько учитель для подготовки к уроку.
Качество использования медиасредств педагогами
Считается сегодня, что чем больше медиасредств, тем лучше! Но их использование должно быть уместным, целесообразным, как использование любых средств наглядности и технических средств обучения.
С этим согласна , но в то же время отмечает, что молодым учителям проще разобраться в этом, но очень тяжело для учителей с большим стажем работы, и их обучение ложится на плечи учителей информатики.
говорит о том, что максимально возможный спектр технических средств обучения нужно использовать на каждом уроке.
Итак, учителю необходимо освоить не только сами мультимедийные средства, но и методику их применения.
Подготовка мультимедийного урока
Участники Педсовета отмечают, что качественный мультимедийный урок подготовить гораздо сложнее обычного.
заметил, что иногда приходится готовиться к нему, как к двум урокам. Так, в случае технических проблем, например, отсутствие электричества, работать придется совсем с другими технологиями.
С мнением коллег согласна и . Она отмечает, в начальной школе наибольшая эффективность от мультимедийных средств на уроках «Окружающий мир», но, чтобы создать эффективную презентацию, надо тренироваться, думать. Времени уходит много, а на уроке займёт всего 5-7 минут.
Значение мультимедийных уроков
в своей работе использует мультимедийные уроки по обществознанию. Это облегчает работу учителя, повышает мотивацию у учащихся, способствует лучшему усвоению предмета, активизирует мыслительную деятельность. В результате использования таких уроков, изменилось отношение к предмету, повысился интерес к обществознанию. Большинство ребят выбирают ЕГЭ по предмету.
Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного образовательного процесса и современного урока. Самое главное – правильное использование новых ресурсов, которые есть в наличии у педагогов. Большое значение имеет работа учителя по самосовершенствованию в области ИКТ.
Современный мультимедийный урок
Современный мультимедийный урок имеет ту же структуру, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний. Использует те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Но сегодня появилась возможность использовать на уроке динамические информационные модели, мгновенную визуализацию исследуемого процесса, моделирование изучаемого явления. Направленность на оперативную обратную связь, возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории в информационной среде электронного дидактического средства обучения меняет дидактические методы традиционного урока. Современный мультимедийный урок – это промежуточное звено между традиционным уроком и открытым образованием.
Повышение эффективности современного урока педагоги-практики связывают с применением мультимедийных технологий, которые обладают уникальной возможностью повышать информационную плотность урока, но требуют понимания дидактической специфики новых носителей учебного материала.
Современная информационная технология, по мнению Г.К.Селевко, может быть реализована в трех вариантах:
1. как «проникающая» (использование компьютера и МТ при изучении отдельных тем, разделов, для решения отдельных дидактических задач);
2. как основная (наиболее значимая в используемой педагогической технологии);
3. как монотехнология (когда все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, опираются на применение компьютера).
К сожалению, приходится констатировать, что пока теория и практика применения компьютера и мультимедийных технологий в школе значительно отстают от стремительного развития самой компьютерной техники. Ставка сделана на монотехнологическое обучение, т.е. на самостоятельную учебную работу ребенка в интерактивной среде обучения. Поэтому основные усилия разработчиков программных и мультимедийных ресурсов направлены прежде всего на создание электронных учебных курсов.
Многие сторонники модернизации традиционного обучения на основе освоения процессов надпредметной поисковой деятельности (основанной, например, на методе проектов), по сути дела, уповают на спонтанное развитие самостоятельной активности учащихся по поиску, обработке, осмыслению и использованию необходимой информации. При этом рост активности и самостоятельности ребенка в проектной и учебной деятельности напрямую связывается с наличием и умелым поддержанием у него непосредственного интереса к компьютеру, вызываемого привлекательностью и функциональными возможностями самого технического средства. Однако наличие такого интереса далеко не всегда гарантирует становление в будущем опосредствованного интереса к компьютеру как средству достижения истинных целей учебной деятельности. Компьютер и новые информационные технологии могут стать не только мощным средством становления и развития ребенка (как личности; субъекта познания, практической деятельности, общения, самосознания), но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п. Поэтому при использовании в обучении компьютера и мультимедийных технологий не должна умаляться ни роль предметного обучения, ни роль учителя, хорошо знающего свой предмет и умеющего управлять развитием учебно-познавательной деятельности своих учеников.
К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:
— электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
— электронные энциклопедии и справочники,
— тренажеры и программы тестирования,
— образовательные ресурсы Интернета,
— DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
— видео и аудиотехника,
— интерактивные карты и атласы,
— интерактивные конференции и конкурсы,
— материалы для дистанционного обучения,
— научно-исследовательские работы и проекты.
В настоящее время существует два направления использования ИКТ в процессе обучения. Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся.
Занятия с использованием ИКТ кроме учебных целей по предметам имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся (ФГОС-3):
получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных практических целей
овладение современными ИКТ как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.
Планируя занятие с применением новых информационных технологий, преподаватель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:
четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
учитывать специфику учебного материала, особенности класса или группы, характер объяснения новой информации;
анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.
Информационные технологии на разных этапах занятия.
1. Организационный этап. Во вступительной части урока ученикам поясняются цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения. Показ этой информации на экране ускоряет конспектирование.
2. Мотивационно-познавательная деятельность. Мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Формирование заинтересованности может происходить разными путями:
А) разъяснение значения информации для будущей деятельности, демонстрация задач науки, которые могут быть решены с помощью этой информации;
Б) рассказ о проблемах, которые были решены с помощью этой информации.
Эффект от применения какой-либо информации может демонстрироваться в виде графиков или диаграмм, показывающих прибыльность, экономический или другой эффект от ее применения. Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране.
При изучении общих понятий явлений, законов, процессов основным источником знаний являются слова преподавателя, и изображение на экране позволяет продемонстрировать их условную схему.
3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.
5. Систематизация и закрепление материала. Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока учитель делает обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.
Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц.
После таких занятий изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает преподавателю стимулировать познавательную активность обучаемых.
Чаще всего в своей практике учитель/преподаватель проводит занятия комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания и объяснение нового материала.
Программа разработки презентаций Power Point позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.
1. Проецирование на большой экран (участники следят за показом со своих мест, изменить порядок и быстроту кадров не могут).
2. Демонстрация на компьютерах слушателей (но управление презентацией осуществляется только автором).
3. Самостоятельный просмотр готовой презентации на компьютере в автоматическом или управляемом слушателем, а не автором, режиме.
Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point:
1) лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме;
Используя слайд – фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с учащимися, владеющими разной степенью освоения учебного материала
Реальный процесс внедрения компьютера и мультимедийных технологий в традиционной массовой школе носит сегодня, скорее, спонтанный и стихийный характер. Нередко новые информационные технологии втискиваются в учебный процесс ради самого их использования. Применяемые мультимедийные продукты часто создаются педагогами-практиками, имеющими эмпирические (зачастую индивидуально специфические) представления о закономерностях и принципах обучения. Далеко не все, даже достаточно известные в широкой образовательной среде Интернет- и мультимедиаресурсы учебного назначения, соответствуют современному состоянию педагогической и методической науки, отличаются высоким качеством технического исполнения, уровнем художественного воплощения предлагаемого материала. Практически во всех мультимедийных ресурсах отсутствуют методические материалы по их использованию; пользователь вместе с продуктом в лучшем случае получает инструкцию, как этот продукт инсталлировать. Еще более сложной задачей является извлечение из целостного электронного курса необходимого фрагмента и подготовка его к использованию на уроке.
В настоящее время для образовательных учреждений наиболее доступными электронными средствами обучения являются мультимедийные продукты, распространяемые на CD-дисках. При этом необходимо отметить, что эти продукты недостаточно согласованы с УМК, входящими в Федеральный перечень. Использовать такие программы в качестве средств организации урока ваудитории практически невозможно, поскольку при работе с ними невозможно изменять и дополнять учебный материал, планировать занятие по другой схеме, отличающейся от разработанной в такой программе.
Тактически более целесообразно дать преподавателю такие мультимедийные ресурсы, которые он мог бы сам без значительных временных затрат встраивать в урок, проводимый в условиях существующей классно-урочной системы.
Мультимедиа неизмеримо расширяет возможности в организации и управлении учебной деятельности и тем самым позволяет практически реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта.
Таким образом, в центре теоретических дискуссий оказались стратегические вопросы применения компьютера и мультимедийных технологий в обучении, школа и вуз ждут конкретных тактических решений и конкретных методических разработок.
Что такое мультимедиа урок
Автор: Игбаева Елена Александровна
Организация: МАОУ «ОЦ «НЬЮТОН» г. Челябинска»
Населенный пункт: г. Челябинск
Мультимедиа технологии – это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.
Мультимедиа – это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Урок разработан с использованием цифровых образовательных ресурсов (далее – ЦОР) и направлен на ознакомление учащихся с существующими онлайн-сервисами и электронными учебниками, ориентирован на обучающихся 7 классов. В методической разработке используются следующие ЦОР:
Цель: повышение грамотности учащихся в вопросах мультимедиа технологий.
Задачи:
Ожидаемые результаты:
Методические рекомендации
Содержание
Вступительное слово учителя. Учитель создает положительный настрой, мотивацию учения. Учитель демонстрирует на экране стих (1 слайд), читает его с выражением (приём «Нестандартный вход в урок»).
На экране демонстрируется ребус (5 слайд), в котором зашифрована тема урока. Обучающиеся разгадывают ребус и пытаются сформулировать тему урока, цели и задачи урока (приём «Отсроченная отгадка»).
Обучающиеся пытаются сформулировать цель и задачи урока (7 слайд).
Цель: повышение грамотности учащихся в вопросах технологии мультимедиа.
Задачи:
(9 слайд ).
Игбаева Елена Александровна,
Технологическая карта урока