Что такое мотор весло
Мотор-весло, болотоход
№ 11 (ноябрь) 2014 г.
Мотор-весло – разновидность подвесного мотора, отличающаяся длинным гребным валом, параллельным коленчатому валу двигателя и расположенным наклонно к поверхности воды. Мотор-весло имеет цапфы у двигателя, позволяющие изменять наклон мотора в вертикальной плоскости, например, для уменьшения осадки судна при прохождении мелководья. Управление лодкой по курсу осуществляется вращением мотор-весла относительно вертикальной оси.
Такое описание мотора-весла мне удалось найти в словаре морских терминов. Остальная литература по данной теме еще более скупа и не информативна. А действительно, что это за зверь такой, с чем его едят и, самое главное: насколько он хорош на просторах нашей Родины.
Посмотрите на количество моделей моторов в линейке любого известного бренда. Теперь умножайте получившуюся цифру на количество этих самых производителей. Получится весьма внушительная цифра. А теперь вспомните, скольких владельцев лодочных моторов вы знаете?
То-то и оно. В нашей стране при огромном количестве водной глади лодочный мотор только начинает возвращать себе былую популярность.
Останавливает, как всегда, высокая цена на сами моторы, высокая цена на сервис и отсутствие локальных складов запчастей и, как ни странно, достаточно узкая специализация лодочного мотора.
Ведь классическому подвесному лодочному мотору нужна «водная гладь» и «семь футов под килем». Не так много людей, которые готовы на глиссере лихо, с ветерком пройти по незнакомому водоему. Ведь это чревато встречей с разного рода подводными «сюрпризами» – от топляка и мелей до любой экзотики вроде затопленных барж и тракторов. А встреча с такими подводными монументами может быть чревата долгим и дорогостоящим ремонтом двигателя. Любой водомоторник вам подтвердит мои слова. А что делать тем, у кого водоем не позволяет иметь под килем не то, что семь, хотя бы метра, да к тому же сильно зарос, засорен браконьерскими сетями и утонувшими деревьями? В таких водоемах обычно популярностью пользуются небольшие лодки из ПВХ и резины с небольшими двигателями мощностью около 2.5 лошадиных сил. Но и им приходится несладко, ведь на винт постоянно наматываются водоросли и сети, он постоянно сталкивается с разного рода подводными препятствиями.
Тут-то и приходит на помощь мотор-весло. Признаюсь честно, я давно присматриваюсь к данной конструкции. Заинтересовала она меня, в первую очередь, возможностью осуществлять движение там. где обычным лодочным моторам это и не снилось. Кроме того подкупает простота конструкции и использование типовых коммерческих двигателей внутреннего сгорания известных марок.
Изначально я присматривался к изделиям из США, но их непомерно высокая цена окончательно отвратила от совершения покупки.
И тут оказывается, что и в нашей стране есть производитель подобной техники. ООО «ФОРКОМ» выпускает свой мотор-болотоход в Краснодаре.
Подвесные лодочные моторы болотоходы «Лиман» предназначены для эксплуатации на сильно загрязненных, поросших растительностью водоемах, на мелководье, на водоемах с заваленным корягами дном, а так же и в других местах. Эти моторы являются отечественными аналогами известных зарубежных брендов «Gо-devil», «Веаvertail» и др.
Винты моторов изготовлены из высококачественной нержавеющей стали. Благодаря прочному стальному винту специальной конструкции и системе свободной подвески на транце, мотор успешно противостоит ударам о подводные препятствия и дно водоема. Винты не боятся работы в вязких средах, таких, как ил, песок, вода с водорослями.
За рубежом такой тип моторов называют вездеходы, болотоходы, грязеходы.
В конструкции лодочного мотора использованы двигатели Lifan 173F производства КНР, аналог «Хонды» и на малой конструкции PАТRIОТ РТ4355. Эти двигатели прекрасно зарекомендовали себя при работе в тяжелых условиях. Они неприхотливы, обеспечены запчастями, т.к. широко применяются на мотоблоках, мотопомпах, электрогенераторах, квадроциклах и скутерах, а «малыш» – вообще «газонокосилка».
В конструкции лодочного мотора «Лиман» используются простые детали, что делает их доступными в любом регионе. Вместе с тем, использованы сальники импортного производства, что повышает ресурс и надежность агрегата. Отличительной особенностью моторов является воздушное охлаждение двигателя, не имеет помпы в системе охлаждения, которая является самым уязвимым узлом лодочных моторов при эксплуатации на заросших травой и водорослями водоемах, что делает его систему охлаждения не зависящей от наличия в воде ила, песка, водорослей и других включений, забивающих и выводящих помпу из строя.
Наиболее эффективны моторы «Лиман» при использовании на плоскодонных лодках. «Малыш» же подходит к резинке.
Стоимость моторов «Лиман» в разы отличается от цен на импортные аналоги, а также заметно ниже стоимости моторов традиционной конструкций аналогичной мощности. «Лиман» свободно вмещается в багажник автомобиля, что очень удобно при его транспортировке.
На подвесные лодочные моторы болотоходы «Лиман» действует заводская гарантия 12 месяцев, в течение которых компани-производитель берёт на себя решение всех технических вопросов, возникших в процессе эксплуатации.
Краснодарский край, как нельзя кстати, подходит для применения мотор-весла.
Разливы, лиманы, заболоченные и заросшие тростником старицы – вот неполный список мест, которые «по плечу» этому мотору.
Посмотрим внимательнее на данный мотор. Начнем с того, что в Краснодаре выпускаются на сегодня две модели болотоходов «Лиман» и модернизированная малая модель «Лиман М».
Модели имеют свои отличия, но одинаковую основу и принцип действия. У них имеется нержавеющий винт собственной конструкции (в моторе-болотоходе от него процентов на 50% зависит то, как мотор будет вести себя на воде), неприхотливый двигатель, надежная металлическая конструкция.
Все это подходит для использования в наших условиях, будь то утиная охота или рыбалка.
Небольшая мощность двигателя позволяет переносить и устанавливать его одному человеку, что также добавляет привлекательности данному движку. Кажется, я уже определился с выбором мотора к следующему сезону. Жаль только, что водоемы в нашей полосе скоро покроются льдом, и придется воспользоваться еще одним изобретением краснодарцев с ООО «Форком» – «Жерлицей» для подледной рыбалки, но о ней расскажем в другой раз.
Ничего не поделать, будем ждать весны. Впрочем, в Астраханской дельте можно ходить по ерикам и протокам еще, как минимум, полтора месяца. Вот где раздолье для мотора-болотохода, по мелям и заросшим за лето водорослями рукавам ни одна лодка не пролезет кроме моей, с мотором-болотоходом «Лиман» или, как его еще называют некоторые почитатели данного вида устройств – «мотор-весло». Если вдуматься, название точное.
Поставщик ООО «Форком» 350072 г. Краснодар, ул. Московская, 69. Факс 8(861)257-04-06; тел.8(918) 045-81-81, 8(918) 458-97-37, 8(861) 275-66-64.
Мотор-весло редкость или непрактичность
Вот! Нашёл ветку «Под гиком».
Рулевой 3-го класса
Прикрепленные изображения
Очень редко встречающийся у нас девайс широко распространенный в Ю-В Азии. Единственное, что я нашел это сайт http://www.godevil.com/ очень внушают ролики, но вывод напрашивается сам собой-это только для мелководья и тихой воды. Хотя если посмотреть какой-нибудь фильм с Вандамом в азии там частенько мелькают лодочки с такими немаленькими моторчиками. Если это не самопалы азиатских умельцев, то кто-то должен делать большие. Подкупает простота конструкции, но не понятно как это будет происходить на волне. При доступности небольших моторчиков-воздушников для мотоблоков и т.д. состроить такой не сложно, но не хочется наступить на чужие грабли.
Может кто имел опыт общения с такими моторами хотелось услышать мнения окружающих
с ув. Сергей
В позапрошлом году, попал в руки новенький джонбот с такой четырёхтактной, четырёхсильной хондой.
Хватило одного десятиминутного катания.
Прошлой осенью удалось подарить всё это на кубанские лиманы.
Рулевой 3-го класса
Катерщик! Поподробней! Что не так? Мала мощность? Неудобен? Шумен? Подробней!
Катерщик, Вы перечислили больше плюсов! Насколько медленней сей привод? Возможно ли использовать «бюджетные вихревские» винты?
Прикрепленные изображения
Рулевой 3-го класса
Прикрепленные изображения
«Схема подвесного мотора, с ременной передачей на угловой редуктор с дейдвудом и гребным винтом, и, с возможностью дейдвуда, при встрече с подводным препятствием, поворачиватся по оси первичного вала редуктора в вертикальной плоскости,(откидываться), с целью уменьшить силу удара,(приходящегося вскользь), по винтовой части дейдвуда, и уменьшить эту силу удара на весь мотор в целом.»
Уф-ф! И как я это написал?
Опять внимание! Корпус редуктора устанавливается в вилке, с подипниками(скольжения). И не зависимо от вращения валов и шестерен внутри его имеет возможность качатся вокруг оси первичного вала. Как задняя вилка колеса в мотоцикле. Только вилка неподвижна, она жестко соединена с двигателем(здесь у мотоциклов крепится ось колеса). Качается кусок рамы мотоцикла, т.е. корпус редуктора, и жестко соединенный с ним, дейдвуд с винтовым валом внутри.
Качающийся хвост-дейдвуд, имеет воможность качатся только вверх-вниз, поворотов влево-враво нет.
Рисунки, выполненые,самозваным автором, палкой на снегу, позволят желающим, предположить предложенные преимущества.
У мотора осталась та же навеска на транце, повороты влево-вправо, возможность откинуться.
Но появилось «КОЛЕНО» имеющее воможность согуться при ударе в облась винта. Сыграть. Колено гнется, редуктор поворачивается в вилке, винт уходит вверх.
ВЕЗДЕХОДНЫЕ ЛОДОЧНЫЕ МОТОРЫ (ЧАСТЬ 2. МОТОР-ВЕСЛО)
Зтими лодочными моторами я впервые заинтересовался, когда уже сделал свой первый водомет. До летнего сезона было еще далеко, а голова продолжала думать на ту же тему — наилучший самодельный ПМ для малых рек. И тут мое внимание привлекли видеосюжеты из Юго-Восточной Азии, где исключительное распространение получили конструкции типа мотор-весло, называемые также Long Tail — «длинный хвост». Тяжелые установки с автомобильными дизелями на больших шаландах катают туристов по морю, а легкие — с одноцилиндровыми «воздушниками» — по рекам и даже по болотам, по которым и на веслах-то не пройти. Мало того, почти такое же мотор-весло с мотоциклетным мотором рабочим объемом всего 150 см3 разгоняет легкую лодочку с таким же легким водителем-тайцем до 150 км/ч!
ИСТОРИЯ
Мотор-весло, или «руль-мотор», как иногда пишут в старых книгах, появился в Европе, точнее во Франции, в 1904 году, раньше классического лодочного мотора с коническим редуктором, изобретенного, как известно, американцем Оле Эвинрудом. Автором первого мотор-весла (по-французски motogodille) был Габриэль Труше (Gabriel Trouche). В первой половине прошлого века подобные конструкции применялись довольно широко, особенно в Германии и Франции. Наиболее известно немецкое мотор-весло Maybach S5, входившее в комплект саперной штурмовой лодки Sturmboot 39. После войны аналогичные силовые установки МВ-72 с двигателем от мотоцикла М-72 и МВ-180 с двигателем от бензопилы находились на вооружении инженерных войск Советской Армии, но довольно быстро они были заменены на более удобные обычные лодочные моторы. Тем не менее, доставшаяся мне в наследство от деда «Настольная книга рыболова-спортсмена», изданная в 1960 году, пишет: «Подвесные моторы отчасти неудобны тем, что винт их расположен ниже дна лодки. В подобном положении более пригоден «руль-мотор» с наклонным валом. Его винт можно поднять до самой поверхности воды, не прекращая движения, а лишь изменяя наклон вала».
Изобретатель мотор-весла француз Габриэль Труше со своим детищем (фото 1904 года)
Однако в странах Юго-Восточной Азии мотор-весла «выжили» и даже получили гораздо большее распространение, чем лодочные моторы классической ныне схемы. Причина, конечно, в том, что население этих стран небогато, а мотор-весло обходится недорого. Можно использовать практически любой двигатель от мотоцикла или автомобиля, и, как правило, уже бывший в употреблении. Дорогой редуктор не нужен, а для «хвоста» с трансмиссией легко приспособить строительные или даже водопроводные трубы. Да и сама азиатская природа с ее многочисленными мелкими, мутными и часто сильно заросшими реками также способствует массовому продвижению подобных конструкций. Причем, следует заметить, что далеко не все восточные мотор-весла — это обязательно самоделки. В Таиланде, например, их рынок поделен практически пополам между двумя фирмами: SPS и ККК. Интересно, что сейчас продукция этих компаний под общим брендом Long Tail доступна и в России.
Легкий Long Tail на гонках. Лодка — типичный восточный сампан из нескольких дощечек, но с поперечным реданом. Вес ПМ около 10 кг, это одноцилиндровый моторчик от мотоцикла. Скорость около 100 км/ч! Тяжелый Long Tail с мощным дизелем на полной скорости. Для движения в таком режиме, переходном к глиссированию, лодка имеет в корме деревянные транцевые плиты
Тайский вариант «гоночного» винта. Обратите внимание на огромный шаг и отсутствие ограждения Немецкая штурмовая лодка Sturmboot 39 с мотор-веслом Maybach S5. Наверно, для боевых условий это не самое лучшее решение: экипаж пригнулся, а водитель вынужден управлять судном, стоя под пулями в полный рост
КОНСТРУКЦИЯ
Все мотор-весла так называемого «восточного» типа имеют одну конструктивную схему. Легкая труба, в которой вращается гребной вал, крепится четырьмя гайками прямо к фланцу двигателя. Никаких раскосов, подкреплений, карданных сочленений, как у тяжелых «болотоходов» американского типа, здесь нет. И с такими простейшими конструкциями живут на воде тысячи, если не миллионы людей, ловят рыбу, перевозят пассажиров, а в свободное время бьют рекорды скорости в своем классе!
Несложный расчет вала на резонансную частоту вращения показал, что азиатская конструкция действительно очень интересна, если не сказать гениальна. Так как я уже задумался об ее воспроизведении, то взял свой конкретный случай — стальной вал диаметром 8 мм и длиной 1500 мм. Оказалось, что его резонансная частота вращения составляет 845 об/мин. То есть при рабочей частоте двигателя 3000 — 3600 об/мин конструкция находится далеко в закритическом режиме. Проще говоря, за время одного оборота сам по себе довольно гибкий вал просто не успевает прогнуться и работает как абсолютно твердое тело. Нужно только, чтобы он был хорошо сбалансирован и никакие внешние подкрепления ему не требуются.
Заинтересовавшись мотор-веслом, я составил для себя задание на проектирование. Мотор задумывался скорее как ходовой макет для маленькой лодочки, интересно было посмотреть своими глазами, как он будет работать. В качестве силовой трубы и вала можно использовать штангу мотокосы в сборе длиной 1,5 м. Винт проще всего взять готовый, например, двухлопастной от «Салюта» с диаметром 140 мм и шагом 118 мм. Его рабочая частота вращения составляет 2500 — 3000 об/мин, а лопасти имеют саблевидную форму, препятствующую наматыванию травы. У мотор-весла редуктора нет, поэтому для такого винта высокооборотная триммерная мотоголовка непригодна. Необходим четырехтактный низкооборотный мотор мощностью около 3 л.с. Диаграмма винтовой характеристики «Салюта» и внешние скоростные характеристики нескольких подходящих для этого винта двигателей приведены на рисунке.
Конструкция штанги, крепление гребного винта и его ограждения
В качестве узла крепления штанги приводного вала к двигателю я использовал продающуюся в хозяйственном магазине стальную ножку стола диаметром 50 мм. Оставлены на месте все четыре имевшиеся в конструкции мотокосы шарикоподшипника. Концевая часть штанги загерметизирована двумя манжетами с набивкой между ними «литола» через пресс-масленку.
Винтовая характеристика двухлопастного винта ПМ «Салют» и внешние скоростные характеристики четырехтактных двигателей с горизонтальным валом Крепление гребного винта и его ограждение
Подвеска мотор-весла, в отличие от обычного лодочного мотора, должна иметь две степени свободы. Я использовал струбцины от «Салюта». В нерабочем положении мотор-весло разворачивается на 180°, винтом в лодку.
Центровка мотора должна быть такой, чтобы при заглушенном двигателе штанга с винтом под действием силы тяжести слегка опускалась вниз, как это показано на схеме. При работе же мотор-весла появившаяся сила тяги создает момент относительно горизонтальной оси подвеса, за счет чего винт будет подниматься, пока он частично не выйдет из воды. Тогда тяга, естественно, упадет и наступит равновесие, винт будет работать у поверхности воды в частично погруженном положении. При необходимости увеличить тягу винт легким усилием руки заглубляется. Такой вариант центровки обеспечивает наиболее легкое управление мотор-веслом.
Конструкция подвески мотор-весла Схема установки мотор-весла и его центровки В качестве узла крепления штанги приводного вала к двигателю использована ножка стола диаметром 50 мм
В нижнем положении винта угол наклона мотор-весла не должен превышать 20°. А предельный, согласно руководству по эксплуатации, угол наклона четырехтактных двигателей с горизонтальным коленвалом составляет 30°. Для ограничения максимально возможного угла наклона подвеска должна иметь соответствующие упоры.
Управление мотор-веслом требует приложения серьезных физических усилий. Поначалу я сделал складной румпель на довольно мощной петле, приобретенной в хозмаге как «дверная петля для ворот». И эта конструкция благополучно… развалилась в первой же относительно дальней поездке. Вывод — румпель, которым приходится постоянно работать, должен быть прочным, как черенок лопаты. А любые вращающиеся рукоятки управления, как на классическом лодочном моторе, тут противопоказаны. Управление дроссельной заслонкой карбюратора выполнено посредством той же, немного удлиненной рукоятки, что была на исходном моторе Lifan 152F, то есть с использованием центробежного регулятора частоты вращения, настроенного на 3000 об/мин. Это позволяет не «перекрутить» ДВС при подъеме винта из воды.
Гребной винт имеет легкое ограждение. На тайских конструкциях его нет, что конечно повышает их к.п.д. и «вездеходность», но о безопасности своей и окружающих лучше все-таки позаботиться.
Масса моего мотор-весла в сборе составила 13,6 кг. В походном положении оно легко разбирается на две части: штангу с гребным винтом длиной 1,5 м и двигатель с подвеской. При желании румпель можно также снять.
ИСПЫТАНИЯ
Первая же проба самодельного мотор-весла на быстрой и мелководной Истре привела меня в восторг! Особенно после долгих мучений с водометом. Лодочка двигалась со скоростью 8-10 км/ч, то есть даже быстрее, чем с традиционным ПМ той же мощности, например, со знакомой мне Honda BF2. Это, думаю, объясняется тем, что винт мотор-весла работает далеко от лодки, в невозмущенном потоке.
На открытой воде мотор-веслом можно управлять в одиночку. На заросшем водоеме лучше иметь напарника: один смотрит вперед, куда движется лодка, а второй назад — где работает винт
Если же водоросли наматывалась на ограждение винта, достаточно было поднять его из воды и потрясти. Центробежный регулятор не дает при этом «перекрутить» двигатель. А в особо тяжелом случае можно заглушить мотор и развернуть его винтом в лодку для очистки.
Есть несколько очень интересных особенностей практического применения мотор-весла. Оказалось, что для уверенного плавания с ним нужны… две пары глаз. Одна должна смотреть вперед, куда движется лодка, а вторая назад — где работает винт. Самый лучший результат на сильно заросшем водоеме, таком как верховья Москвы-реки, дает работа вдвоем: один судоводитель следит за винтом и погружает его в чистую воду, а второй носовым веслом задает лодке курс.
Другое наблюдение. Лодка с мотор-веслом фактически имеет два режима движения. В первом винт опущен в воду полностью, на максимальную глубину, допускаемую ограничителем. При этом достигается наибольшая скорость, но возможно наматывание травы. Во втором случае винт погружен примерно на половину диаметра — тяга и скорость, естественно, падают, но наматывание травы практически исключено. Можно даже «перелезать» через перегораживающие реку бревна, подняв в нужный момент винт.
Самый безопасный вариант ограждения винта. Он был испытан на воде и… отвергнут — слишком много собирает на себя травы Конструкция разборная, но мой туристический автомобиль позволяет перевозить ее и в собранном виде
С этим мотором мы прошли почти всю Истру от Манихино до Аносино и переместились на еще более заросшие травой верховья Москвы-реки от Можайска до Дорохово. Здесь двигаться стало значительно труднее. Требовались другие, еще более «вездеходные» движители — о них я расскажу в следующей статье.
Мотор-весло на плато Путорана
Давно видел ролики, где жители южных стран ходят на длинных лодках, с несуразно длинным выносным валом, преодолевая заросли густой травы, грязь и т.п. преграды. Кроме улыбки, эта техника ничего не вызывала. Воочию увидел этот Long tail, что в переводе означает «длинный хвост», на выставке Рыбалка и туризм. Поговорил о технических характеристиках, с хозяевами выставочного стенда, посмотрел видеоролики, где наглядно видна возможность использования этого мотор-весла по мелководью и зарослям травы, и в голове отложилась мысль, попробовать эту систему на реках плато Путорана, куда мы собирали экспедицию от нашей кампании «Сибирские реки». Так в моем кармане оказалась визитка фирмы «Катера Сибири», которые и торгуют этими моторами. Честно сказать, первая задача была в приобретении недорогого запасного мотора, в случае поломки ямахи-30, которая стояла как основной двигатель, на лодке ПВХ, к которой были привязаны катамаран с грузом, СВП и катер.
Забегая вперед скажу, что за 9 дней, эта массивная и тяжелая конструкция, благополучно добралась до вожделенной точки старта, пройдя около 1700 км. по воде, выдержав прохождения порогов и штормов сурового Енисея и Курейки.
А так-как на катамаране у нас был транец, то второй задачей было проверить возможности данного мотор-весла, в подъеме горных рек плато Путорана.
Неизбежная суматоха перед стартом несколько раз откладывали возможность приобретения мотора. А когда спохватились, буквально за несколько часов до старта, то поняли, что не успеваем добраться к закрытию магазина, по вечерним пробкам. Созвонившись по телефону с менеджерами кампании, вышли на директора, которому я и объяснил нашу проблему. И спасибо этому руководителю, что он лично, уже в вечерних сумерках, привез весь комплект к нам на берег, проконсультировал и показал нюансы сборки и других мелочей.
И вот, в час «икс», наш экипаж, в устье одной из рек плато Путорана приступил к установке мотора.
Мотор Лифан, производства Китай, в 15 л.с., весом около 35 кг, можно без особых усилий переносить.
4-х тактный двигатель, с воздушным охлаждением. Отдельно крепится площадка мод мотор, куда уже устанавливается сам двигатель.
К мотору прикрепляется само «весло», от кампании ККК, состоящее из двух валов и румпель, с тросиком и курком газа.
Конструктивно, сам тросик газа имеет возможность выпадать из крепежного гнезда, что и случилось при первом запуске. Но, при правильной регулировке, достигнутой экспериментальным путем, нашли нужное положение крепежей и дальше проблем не испытывали. Позже, в интернете увидел, что люди переделывают курок газа, по аналогиям с мотоциклами или снегоходами, вынося сюда и кнопку экстренной остановки, думаю воспользоваться их способом. Заводится мотор ручным стартером, буквально с одной-двух попыток.
Румпель металлический, явно сделан для горячих стран, и если будет холодно, руки замерзнут. Надо к нему придумать какую-то теплую насадку, которая не только убережёт от холода, но и не позволит рукам скользить по металлу.
Учитывая, что центр тяжести вала заставляет винт «нырять» в воду, если его оставить без противовеса, необходимо иметь какой-то стопор, позволяющий этот винт держать выше уровня воды. Мы для этого привязали веревку, куда вставляли румпель.
Первый старт дал понять, что управление данным комплектом, по крайней мере, на катамаране, довольно специфично. Чуть зазеваешься, и катамаран разворачивает. Удаленность винта слишком дает о себе знать. Повернуть на ходу так же требует тренировки. Так и пошли, со страховкой судна на воздушной подушке.
Проходя по мели, страхующее и защищающее винт нижнее перо, на валу, попало между камней, а сам винт об них благополучно зацепился, придя в негодность. Поставили запасной винт, но эксперимент на этом прекратили, так-как винтов больше не имели и было очевидно, что надо делать дополнительную защиту. Мотор сняли и спрятали в тайге, где он благополучно и ждал своего часа, а сам вал привезли в Светлогорск, где наши местные товарищи, приделали к нему вилы, в качестве защиты от камней.
Новое испытание показало живучесть конструкции.
Волею случая, как раз тогда, когда у нас было свободное время, вернулись на СВП к катамарану, с целью попробовать пройти вверх по всем мелякам, увидели двух поднимающихся по воде людей, тянувших за веревку лодку ПВХ. Ими оказались наши знакомые из Светлогорска. Они с радостью согласились принять участие в новом эксперименте, в качестве проверки грузоподъемности катамарана под этим мотором, логично решив, что лучше медленно идти под мотором, чем быстро топать по воде, в качестве бурлаков. В итоге, 4 человека, пвх лодка, шмурдяк перекочевали на катамаран.
Затарахтел двигатель, и мы неспешно стали подниматься вверх по реке. Мотор уверенно выталкивал катамаран, который даже терся днищем по камням, в самых мелких местах, и только там, где катамаран просто намертво садился на брюхо, люди с него спрыгивали и, протащив отмель, снова продолжали движение.
По дороге останавливались и ловили хариуса и ленка, попался даже небольшой таймень.
Всю рыбу отпускали. Так мы дошли почти до базового лагеря, перед которым сильное нагромождению камней и мель, которые не стали штурмовать, т.к. собирались вскоре идти вниз на катамаране и затем пробовать его проходимость по притокам. То, по каким мелякам мы прошли, сильно удивило не только меня, но и моих компаньонов, которые дотошно стали интересоваться данным мотором. В дальнейшем, на этом катамаране, с мотор-веслом, мы обошли многие места, подняли и длинные перекаты и затяжные мелкие плесы, где вода чуть прикрывала камни, густые заросли травы и кувшинок, местами перегораживающими всю реку.
Поэтому, иногда, мы проходили буквально по их головам.
Очень удобно, двигаясь по реке, стоять на катамаране просматривать дно. Так-как глубина небольшая, тайменя видно далеко и можно заглушив мотор сразу сделать попытку его поймать.
Так мы стали свидетелями того, что таймени могут ходить стаями по 5-7 штук. И даже в то время когда один таймень на крючке, пара тройка других могли ходить возле него.
Трофейные экземпляры минут по двадцать таскали катамаран даже против течения.
Стаи сигов буквально терлись об его борта.
Но это уже другие истории об этом путешествии, команды «Сибирских рек к которой вы, кстати, можете присоединиться в июле-августе 2017 года.
Ну а я резюмирую свой первый опыт от мотор-весла. Его несомненные преимущества это: стоимость, вес, воздушное охлаждение, возможность ходить по мелким местам, перекатам, зарослям травы.
И если в этом году мы не покоряли места, которые нашему судну на воздушной подушке преграждали эти перекаты, сливы и водопады, то с лодкой пвх или катамараном, их можно легко обнести по берегу и продолжить свое увлекательное путешествие, к новым рыбным тропам, борьбе с трофеями и адреналином.
Я не являюсь дилером, продавцом или рекламным агентом данных моторов, а просто поделился своим небольшим опытом этого года, в надежде, что кто-то поделится и своим мнением и опытом. Планирую еще сделать видеообзор с использованием данного мотора, с которым и поделюсь. Всем удачи! Встретимся на рыбалке!