Что такое молевой сплав леса
Молевой сплав леса: принес ли он больше вреда или пользы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В большинстве случаев молевой сплав срубленного леса осуществляется в период весеннего паводка. Главная особенность данного метода в том, чтобы осуществлять транспортировку срубленного леса в несвязанном состоянии. Применяется молевой сплав на первичной речной сети только в тех случаях, когда никакой другой способ транспортировки деревьев применить нельзя. Для направления леса по реке на ней устанавливаются специальные направляющие конструкции – боны. В пункте назначения для остановки леса устанавливаются конструкции-западни.
Помимо молевого сплава широко практикуется еще два способа. Первый – это кошевой сплав леса. Суть данного метода заключается в том, что все транспортируемые бревна заключены в специальные плавучие конструкции, которые не позволяют им «расползаться» по всей реке, тонуть и выбрасываться на берег раньше срока. Второй способ – это плотовой сплав. Название метода говорит само за себя: при таком подходе сплавщики вяжут из деревьев огромные плоты.
О том, что молевой сплав не только малоэффективен, но еще и потенциально вреден для природы, стали говорить еще в Советском Союзе. Лесозаготовщиков данная методика не устраивала в первую очередь тем, что не подавляющая, но все-таки достаточно солидная часть бревен тонула или выбрасывалась на берег, т.е. фактически терялась при транспортировке из-за утраты плавучести дерева. Советских ученых волновало то, что выпавшие на дно бревна будут засорять днища рек, которые в последствии придется чистить.
Тревогу экологи стали бить только в начале 1980-х. На тот момент стало совершенно очевидно, что дальше пользоваться молевым сплавом нельзя. Засорение рек вредило не только экологии, но и подрывало хозяйственную деятельность, так как делало невозможным прохождение судов и барж. Так, например, на реке Пинеге из-за засорения фарватера в результате молевого сплава сегодня могут плавать по большей части только паромы с одного берега на другой. В итоге от молевого сплава стали постепенно отказываться. Полностью запретили данный способ транспортировки уже после крушения Советского Союза. Соответствующий закон был принят в Российской Федерации 18 октября 1995 года в рамках учреждения нового Водного кодекса.
Что любопытно, до тех самых пор, пока по рекам осуществляется сплав деревьев, в водоемах увеличивается количество рыбы. По всей видимости речные обитатели активно кормятся с проплывающих и тонущих в воде время от времени бревен. Местные жители деревень, находящихся у рек, где раньше занимались сплавом леса, то и дело отмечают сокращение количества рыбы после прекращения транспортировок.
Видео с нашего канала расскажет про деревянный мост в Дагестане, построенный без единого гвоздя, стоит более 200 лет:
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
LiveInternetLiveInternet
—Ссылки
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
Лесоповал XIX-XX вв. Молевой сплав и беляны
Лесозаготовка в XIX-XX веках и самарские топонимы
Запань с лесом, сплавленным молевым способом по реке Мана (приток Енисея), снятая мной в 1986 году во время байдарочного похода по Мане. Бревна забили всё русло на протяжении нескольких километров.
Гора Ош-Пандо-Нерь тоже когда-то была покрыта сосняком.
На склонах Жигулей в районе Бахиловой поляны еще остались реликтовые строевые сосны
Впрочем, уже «Иллюстрированный путеводитель по Волге» Г.П.Демьянова, выпущенный в 1898 году, гласит:
Проиллюстрирую процесс рубки фотографиями примерно 1920-х годов
После валки специальные бригады очищали стволы от сучьев и веток:
Затем срубленные стволы распиливались на бревна для удобства транспортировки
В наших краях сохранилась, например, насыпь первой в России лесовозной узкоколейной дороги. Вот что можно прочесть о ней на сайте «Узкоколейные железные дороги Самарской области»:
Дорога проходила от села Бахилова Поляна в глубь лесного массива Жигулей, принадлежала графу Орлову-Давыдову.
В некоторых источниках эта узкоколейная железная дорога упоминается как первая в России лесовозная узкоколейная железная дорога. Находилась на землях графа В. П. Орлова-Давыдова, построена по его инициативе.
Возможно, открыта в 1880-х годах, вначале представляла собой рельсовый путь узкой колеи с конной тягой.
В 1914 г. часть рельсов была снята на хозяйственные нужды. По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога была разобрана в 1917 году.
В 1840 году на Волжский берег была вывезена графом Орловым-Давыдовым (предку которого Екатерина II подарила изрядный кусок Самарской Луки, составивший графскую Жигулёвскую вотчину) группа крестьян из Курской губернии. Эти переселенцы основали сначала хутор Старое Отважное на месте нынешнего посёлка Зольное, а позднее обширное село Отважное на месте нынешнего города Жигулёвска.
В дальнейшем в устьевой части долины Бахилова Поляна был основан одноименный посёлок, главным занятием жителей которого стали лесозаготовки.
О размахе рубок в графской вотчине можно судить по тому, что именно здесь была проложена первая в России узкоколейная лесовозная железная дорога.
В конце спуска с Бахиловского серпантина, возле деревенского кладбища, начинается та сама узкоколейка. уходя от проезжей дороги вправо по оврагу, в глубь заповедника.
Деревянно-рельсовая дорога выглядела примерно так:
По деревянным рельсам, набранным из бревен одинакового диаметра, катались вагонетки с колесами, напоминающими обыкновенный колесный диск без шины.
Возник поселок в 1946-47 гг. В глубине леса к западу от села Шелехметь был устроен небольшой лагерь для пленных солдат побежденного Вермахта. Кому-то понадобилось забросить выходцев из центра Европы в самую дикую глушь на границе Азии, в чащу.
В поселке была устроена лесопилка, и лагерь снабжал государственные учреждения Куйбышева дровами и досками. Вскоре, как мне говорили, все немцы померзли в сугробах и вымерли; где-то в лесу близ поселка должна быть их безвестная общая могила. От лесного военного концлагеря осталось два барака и третий недостроенный.
Когда началась новая волна усиленной разработки Самарской Луки – в связи со строительством ГЭС – лесопилку решили восстановить, это было примерно в 1953-1954 годах. Стали собираться в ДРД жители – часть из ближних сел, староверы из Аскул и мордва-мокша из Шелехмети; а кроме того – разного рода шатущие люди, ищущие пристанища, были с Украины, из Мордовии и особенно – из Пензенской области.
В середине 50-х годов был учрежден леспромхоз, привезли новые сборные дома из сосновых досок всего в лучшие времена в ДРД было два десятка дворов, всего – около ста жителей. В леспромхозе выстроили казенную баню, правление, медпункт и начальную школу.
Вся жизнь лесхоза, разумеется, вращалась вокруг досок и дров, так и пропахла древесиной, все жители были лесные люди – лесорубы и плотники.
В 60-е годы поселок был не такой уж заглушиной в те времена грунтовая дорога на Аскулы и Солонец была наезженной, население в селах было гуще и моложе; на лесопилке люди неплохо зарабатывали.
В начале 70-х в знак процветания решило начальство даже переименовать поселок – решили дать звучное имя “поселок Горный”, но так и не переименовали.
Беда поселка была в нехватке воды – ее возили с Волги в бойлерах, на огородах стояли цистерны;
и питьевая, и мытьевая вода была привозная.
Поселок ДРД был закрыт примерно в 1973 году – жители быстро разъехались кто куда, дома вывезли.
Одним из самых впечатляющих, но ныне позабытых способов транспортировки огромного количества бревен по Волге были так называемые беляны:
Беляна представляла собой огромное. размером чуть ли не с авианосец, «одноразовое» судно, предназначенное для сплава бреыен вниз по реке, и полностью разбираемая на брёвна в пункте назначения.
Экипаж беляны помещался в избах, которые строились на «палубе» беляны вместо надстроек, и также продавались в месте назначения.
В отличие от плотов и сойм они [беляны] грузились только обработанным, «белым» лесом – оттого считались более ценными и дорогими.
Грузоподъемность белян соответствовала их размерам и могла быть 100-150 тыс. пудов (пуд – 16 кг) у небольших белян, а вот у больших она доходила до 800 тыс. пудов!
То есть это были размеры пусть и не очень большого, но все же океанского корабля, хотя плавали они исключительно с верховьев и до низовьев Волги и никогда не бывали дальше Астрахани!
Лес в беляне укладывался особым способом – ровными рядами с широкими проёмами, чтобы в случае аварии можно было быстро добраться до места поломки. Кроме того, правильно уложенные бревна быстрее подсыхали, что сохраняло их от гниения.
Известно, что на постройку одной средней волжской беляны уходило около 240 сосновых бревен и 200 еловых. При этом плоское дно делалось из еловых брусьев, а борта – из сосны. Расстояние между шпангоутами – не более полуметра, из-за чего прочность корпуса беляны была исключительно велика. При этом, как это очень часто бывало у нас в прошлом, строились беляны вначале без единого гвоздя, и только уже впоследствии их начали сколачивать железными гвоздями
Но самым интересным в беляне был, в общем-то, ее груз – «белый лес», то есть лишенные коры бело-желтые бревна. Считается, что из-за этого-то так ее и назвали, хотя есть и другая точка зрения, будто бы слово «беляна» связано с рекой Белой. В любом случае, любая беляна была всегда белой, поскольку служили эти суда всего-навсего одну навигацию и потому никогда не смолились!
А вот грузили беляны так, как не грузили и не грузят ни одно судно в мире, о чем свидетельствовала даже такая вот пословица: «Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами». Происходило это оттого, что лес укладывался в беляну не просто штабелем, а штабелем со многими пролетами, чтобы иметь доступ к ее днищу на случай течи. При этом груз бортов не касался и не давил на них. Но так как при этом на них давила забортная вода, то между грузом и бортами вставляли особые клинья, которые по мере их усыхания заменялись все большими и большими по размеру
При этом, как только лес начинал превышать по высоте борта беляны, бревна начинали укладывать так, чтобы они выступали за борта, а на них укладывали новый груз. Такие выступы назывались роспуски или разносы, которые надо было уметь расположить так, чтобы не нарушить равновесие судна. При этом роспуски иногда выступали за борт на четыре и более метров в стороны, так что ширина судна по верху оказывалась значительно больше, чем по низу, и достигала у некоторых белян 30 метров!
Поистине, прохождение такого размера корабля по Волге было зрелищем завораживающим.
Кроме белян, для сплава леса на Волге широко использовались плоты:
Большие и малые плоты сплавлялись по Волге как до революции, так и долгое время после, практически до распада СССР.
На дореволюционной открытке легко узнается село Ширяево, или Шиярев Буерак, как он тогда часто назывался.
Дореволюционный фотограф явно снимал примерно с этого места, только ближе к правому берегу:
Плотогоны часто жили прямо на плоту:
Еще во второй половине 1980-х во время моих вояжей по Волге на байдарках нам часто попадались плоты, которые в то время уже тащили буксиры.
Сплав леса плотами несравненно более экономичен и кологичен, нежели широко применявшийся до революции и особенно в советское время молевой сплав, при котором бревна сплавлялись россыпью, и массово захламляли бревнами как берега реки, так и топляками ее фарватер.
Поскольку молевой сплав и судоходство практически взаимоисключали друг друга, подобный вид сплава обычно применялся на малых несудоходных реках.
В советское время с началом строительства Куйбышевского гидроузла, до лесобиржи была построена железнодорожная ветка.
Насыпь этой уже давно разобранной ж/д ветки для вывоза леса существует до сих пор:
Лесной форум Гринпис
Здесь Вы можете обсудить «лесную» тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.
Тридцать лет назад было принято главное решение о поэтапном прекращении молевого сплава древесины в РСФСР
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис |
Сообщения: 38855
Запрет молевого сплава вводился постепенно. В 1976-1985 годах принимались отдельные решения по прекращению молевого сплава по конкретным рекам и по очистке этих рек от затонувшей и утерянной по берегам древесины (решения как минимум частично не были выполнены; вышеупомянутое постановление Совмина требовало обеспечить «приведение в порядок и сдачу приемочным комиссиям 52 рек, на которых молевой сплав леса прекращен в годы десятой и одиннадцатой пятилеток»). Распоряжением Совета Министров СССР от 28 июня 1985 г. № 1382-р предусматривалось прекращение молевого сплава на 53 рыбохозяйственных водоемах. Это распоряжение не было в полной мере выполнено; вышеупомянутое постановление Совмина требовало «принятия мер по безусловному выполнению задания по прекращению молевого сплава леса» на этих водоемах. Окончательно и повсеместно молевой сплав древесины был запрещен в 1995 году с введением Водного кодекса РФ. В статье 142 этого Водного кодекса прямо говорилось, что «Лесосплав на водных объектах, используемых для судоходства, без судовой тяги запрещается. Молевой лесосплав на водных объектах запрещается». В действующем сейчас Водном кодексе РФ 2006 года есть аналогичная формулировка (в статье 48): «Сплав древесины без судовой тяги на водных объектах, используемых для судоходства, и молевой сплав древесины на водных объектах запрещаются». Текущее время: 16 дек 2021, 14:09 Кто сейчас на конференцииСейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 28 Сплав леса: перезагрузкаДо Перестройки сплав древесины был традиционно наиболее распространённым способом доставки леса с заготовительных участков на перерабатывающие комбинаты. Он самый дешёвый, а в некоторых случаях и вовсе единственно возможный. В последние 20 лет сплав заменили на транспортировку лесовозами, и идею возобновить доставку древесины по воде многие лесозаготовители не воспринимали всерьёз, а то и вовсе считали абсурдной. Однако в последнее время некоторые предприятия снова возвращаются к такой практике. И их становится всё больше. В Архангельской области лесосплав по сей день — один из основных способов доставки сырья. Многие деревообрабатывающие предприятия доставляют лес плотами и на баржах, а Северную Двину считают крупной транспортной артерией. Госсовет Коми в прошлом году выступил с инициативой и предложил лесозаготовительным предприятиям республики воспользоваться примером соседнего региона и тоже возродить сплав древесины. Помимо того, что этот способ до сих пор остаётся наиболее рентабельным, по мнению республиканских властей, он поможет сохранить автомобильные дороги, которые лесовозы разбивают из года в год. Учитывая прогноз, что правительство России также намерено возродить лесосплав, на совещании предположили вариант возможной поддержки — выделении средства на дноуглубительные работы. Насколько обоснованы такие предположения, судить сложно. Однако и без дополнительного финансирования некоторые предприниматели уже сейчас готовы освоить речной вид транспортировки. Руководитель компании «Северо-Западный лесной терминал» Николай Балин сообщил позже нашим коллегам из «Комиинформ», что предприятие прорабатывает вопрос о запуске лесосплава древесины со стороны Корткеросского района к «Монди СЛПК» — основному покупателю сырья. Вниз по АнгареВ последние несколько лет крупные компании Сибири тоже снова стали проявлять интерес к доставке древесины с помощью сплава. Так, в 2017 году крупная сибирская компания «Краслесинвест» впервые в своей истории осуществила сплав лесосырья плотами по Ангаре. До этого момента всю заготовленную древесину вывозили с делянок автотранспортом. Сейчас на предприятии реализуют комплексную программу бесперебойной поставки древесины на завод, в которую включён и сплав древесины в плотах с наиболее удалённой лесосырьевой базы в Кежемском районе Красноярского края. Сплотка осуществляется на расстояние в 150 км. В зависимости от уровня воды каждый плот состоит из 6 000 – 6 500 кубометров древесины. Для того, чтобы сохранить качество сырья, после транспортировки по реке брёвна не отправляли на склад, а сразу же по прибытии они шли на распиловку. В 2018 году планируется доставить по Ангаре 200 000 м 3 пиловочного сырья — это в два раза больше, чем в прошлом. Первый плот на рейд приплава «Краслесинвест» уже доставлен. Работы по разбору плота, приёмка лесосырья идут круглосуточно. Строго контролируют расстановку техники и персонала, качество работ на участке. Для удобства сотрудников оборудовали вагончик. Заготовку леса для сплава ведёт авторитетная подрядная организация ООО «Карат-Лес». Услуги по проводке, транспортировке и постановке плотов предоставляет Енисейская сплавная контора. Ярцевский филиал — в передовикахА вот для Лесосибирского ЛДК №1 сплав – вполне традиционный способ транспортировки леса. Сезон навигации для предприятия начинается каждый год примерно в одно и то же время — в начале мая. Объём древесины, доставляемой на комбинат с лесозаготовительных участков по воде, весьма внушительный, и составляет порядка 900 кубометров заготовленного зимой леса. Навигация-2018 для Лесосибирского ЛДК №1 стартовала 27 апреля. В этот день рейд комбината принял первую баржу «Рудовоз-11» с грузом свыше 1000 м 3 пиловочного сырья из села Язаевка Большемуртинского района. В общей сложности, собственные лесозаготовительные филиалы комбината в текущем году подготовили к сплаву около 500 000 м 3 круглого леса. Передовиком традиционно является старейший и самый крупный Ярцевский филиал, который в этом году планирует отправить более 200 000 м 3 сырья. Ещё по 140 000 м 3 готовят к сплаву Тагаринский и Шиверский филиалы. В дополнение к древесине собственной лесозаготовки на комбинат ждут по реке около 350 000 м 3 кругляка, заготовленного сторонними организациями. Треть от общего объёма леса планируют доставить баржами, а остальной будет поступать плотами до конца августа. Подготовка флота к навигации — отдельная тема. Слаженная команда комбината провела большую предварительную работу по ремонту и техническому обслуживанию судов, решила вопросы со своевременной поставкой ГСМ, обеспечением пожарной безопасности. Все суда прошли масштабный капитальный ремонт и соответствуют требованиям Российского речного регистра. И всё же, несмотря на некоторые попытки вернуться к практике сплава леса, такого масштаба, как это было в СССР, нам никогда не добиться. К сожалению, или к счастью. Как это былоС наступлением весны, после того, как проходил ледоход, реки по всему Советскому союзу превращались в огромные многокилометровые коридоры из брёвен. Смотришь на старые фотографии и кажется, будто реки до краёв заполнены деревянными плотами. Чтобы хоть немного представить себе размах лесосплава, достаточно назвать всего один факт. Только представьте себе: в 1970-е годы древесину сплавляли по 85 рекам — свыше ста миллионов кубометров в год. К делу относились не только с энтузиазмом, но и со всей серьёзностью. Для обучения речников и работников лесозаготовительных производств в Ленинграде создали профильный институт Лесосплава. Забытые сейчас профессии сплавщиков и плотогонов были в чести. Они требовали не только сноровки и физической силы, но и досконального знания течения и специфики реки. А у каждой из них свой характер, свой норов. Способ транспортировки по воде в большинстве случаев даже не обсуждался. Он был не просто приоритетным. А единственно возможным. Если говорить о Сибири, то и сейчас мы не вполне довольны качеством и количеством автодорог, а в 1960-70 годы, как говорят старожилы, дорог не было вовсе — были только направления. Отсюда в то время и получили такое развитие водный и авиационный транспорт. Если вернуться к лесозаготовке, то основной объём работ проводился зимой, после чего лес вывозили на берег замерзшей реки, где он ждал своего часа. А весной, в половодье, сплавщики спускали брёвна на воду. Существует несколько видов сплава леса. Молевой. Когда стволы при наступлении паводка сталкиваются в воду, и они плывут по течению к месту задержания — запани. Плотовой. Все стволы связывают в плоты, которые прикрепляют к тягачам или направляют по течению плотогоны. Кошельный. Осуществляется, как правило, на небольшие расстояния суднами. Несвязанные брёвна помещают в специальные плавучие ограждения — кошели. Четвёртый вид транспортировки леса по воде — внутри судов. Он применяется, но считается уже не столь экономичным. Лесные утопленники«Основные причины потерь при молевом сплаве: пуск в сплав неподготовленной древесины тяжёлых хвойных и лиственных пород (лиственница, осина, берёза), плохое оснащение сплавной трассы, несоблюдение правил и сроков проведения лесосплавных работ, перегрузка реки», — считает заведующий кафедрой использования водных ресурсов СибГУ им. М. Ф. Решетнёва Александр Пережилин. Молевой сплав в России сейчас запрещён. Соответствующее решение утверждено в 1995 году вместе с принятием Водного Кодекса. Причина запрета очевидна: при молевом сплаве свободно плывущие по реке брёвна быстро намокают и опускаются на дно. Чтобы представить себе масштабы проблемы, достаточно учесть: потери древесины при молевом сплаве, по мнению экспертов, составляли до 5% от объёма. А если к этим цифрам добавить леса, затопленные при строительстве ГЭС… При большом объёме спускаемых одновременно деревьев стволы наносят огромный ущерб речной экосистеме. Со временем, они начинают гнить и отравляют воду. Кроме того, невыловленные и торчащие из воды брёвна представляют опасность для речных судов. Есть мнение, что затонувшая древесина, десятилетиями лежавшая на речном дне, приобретает свойства морёной, за счёт чего её стоимость резко возрастает. Специалисты лесной отрасли считают такие заявления беспочвенными, поскольку морение леса происходит в результате выдержки здоровой древесины, не подвергшейся гниению в толще воды без доступа воздуха. Бесспорно одно: чтобы поднять «лесных утопленников» со дна, необходимы баснословные средства и пока что желающие вкладывать деньги в столь сомнительное, с экономической точки зрения, мероприятие в очередь не стоят. И всё же, учёные считают, что сплав леса влияет на экосистемы водных объектов не только отрицательно, но и положительно. Всегда на плавуКак нетрудно понять из названия, для Енисейской сплавной компании сплав леса — основной вид деятельности. Кредо, если можно так выразиться. Это одно из старейших предприятий Красноярского края, основанное в далёком 1934 году, 70 лет занимается организацией и координацией лесосплавных работ. В 80-х годах двадцатого века Енисейская сплавная контора по объёму лесосплава занимала второе место в стране после Керченского рейда на Каме, сплавляя до 6 млн м 3 леса. Предприятие формировало транзитные плотокараваны на Крайний Север, доставляло лес на деревообрабатывающие предприятия Маклаково и Новоенисейска. Как и в те далёкие годы, и сейчас, сохранив своё историческое название, Енисейская сплавная контора оказывает услуги по проводке плотов, производит отгрузку круглого леса, лесоэкспортным и другим предприятиям Лесосибирска и Нижнего Приангарья, выполняет паромные перевозки через Енисей для предприятий Мотыгинского района. Неслучайно выбрано месторасположение конторы: посёлок Стрелка до сих пор является стратегическим транспортным узлом Ангаро-Енисейского бассейна. Благодаря тому, что удалось сохранить деловые связи с крупными деревообрабатывающими предприятиями Лесосибирска, Красноярска и территорий Крайнего Севера, сплавная контора развивает новые виды деятельности, а вместе с тем поддерживает жизнедеятельность поселка, поскольку «Енисейская сплавная контора» до сих пор является градообразующим предприятием. МнениеОднако больше всего леса было затоплено в ложах водохранилищ ГЭС Ангаро-Енисейского бассейна – более 32 млн м 3 по причине экономической нецелесообразности вырубки на участках с незначительными запасами древесины и большими уклонами, а также из-за несоблюдения установленных сроков. Так, на Братском водохранилище подготовленную и уложенную вдоль берегов при лесосводке древесину не успели вывезти из-за ускорения темпа гидростроительства. Плавающая и затопленная древесина, несомненно, является источником засорения и загрязнения водных объектов, но негативное отношение большинства населения базируется на субъективных фактах, в большинстве случаев, не находящих подтверждения. О вредном влиянии лесосплава заговорили тогда, когда в реках резко сократились уловы рыбы, не учитывая при этом влияние других видов водопользования. Плавающая и затопленная древесная масса как физическое тело оказывает механическое воздействие на водохозяйственные объекты: Многолетние исследования ГосНИОРХ и ЛТА доказали, что критерием безвредности лесосплава для экологического равновесия водоёма является отношение объёмов древесины и воды во время лесосплава 1:250 и более, при котором не создаётся неблагоприятных условий для обитания и развития гидробионтов. При проведении лесосплава на реках Европейской части России и Сибири это соотношение, как правило, было значительно больше: р. Кама — 1:920, р. Пинега — 1:3500, р. Мана — 1:631, р. Тасеева — 1:6022, р. Бирюса – 1:2937, р. Абакан — 1:3991. Анализ химических свойств воды лесосплавных рек России показывает, что в большинстве случаев показатели находятся в границах предельно допустимых концентраций или мало отличаются от своих значений при бытовом режиме рек. Это подтверждает, что нахождение древесины в определённых объёмах не создаёт заметного дополнительного загрязнения воды по сравнению с естественным фоновым значением, а, следовательно, не оказывает значительного негативного воздействия. При этом влияние на изменение гидрохимического состава воды достаточно ощутимо проявляется в местах её концентрации: рейды, запани».
|