Что такое мистицизм в философии

3. Философский мистицизм

3. Философский мистицизм

В религиозных и религиозно-философских учениях помимо стороны, объясняющей мир, обязательно присутствует и вторая, выражающая основания и способы спасения человека от зла. Классический христианский вариант спасения — трансцендентное, не поддающееся разумному объяснению движение Бога к человеку. Однако во всех мировых религиях существует и другой, духовно-мистический вариант спасения: движение человека к Богу. Этот вариант доминирует в некоторых течениях и сектах христианства: от гностицизма до некоторых видов монашества. В исламе это — суфизм. В буддизме — многочисленные направления индивидуального спасения. Но мистика в церковной жизни является одной, причем не доминирующей ее стороной. Практически поведение верующих определяется откровениями Писания и каноническими нормами церкви.

Однако начиная с XIX века в культурной жизни Европы все заметнее становится роль так называемого внецерковного или философского мистицизма. В XX веке он превращается в общемировое явление и начинает конкурировать с традиционными религиозными и религиозно-философскими учениями.

Что такое мистика и мистицизм?

Под мистикой в широком смысле понимают единство необычных («мистических») состояний психики человека и «мистицизма», то есть «теорий», объясняющих и оправдывающих эти состояния. Особые, явно диссонирующие с обычным течением жизни состояния психики испытывали, вероятно, все люди. Это подтверждают психологи, этнографы, медики. Практически каждый человек бывал в состоянии потери чувства реальности мира, или потери своего Я, или экстаза, или яркого сна и т. п. Тем не менее мистическими эти состояния можно назвать лишь в том случае, если они перемещаются с периферии сознания в его центр, становясь более значимыми, существенными и желаемыми, чем в обычных условиях. Мистицизм, используя метафоры, символы, философские понятия, некоторые естественно-научные данные, мифологические образы и аналогии, личные откровения и другие выразительные средства, систематизирует структуру и динамику этих состояний, придает им онтологический (бытийный) статус, утверждает их судьбоносную ценность для человека и для существования Вселенной. В конечном счете мистицизм утверждает, что целенаправленное изменение сознания — это и есть путь спасения, путь освобождения от зла «неистинного существования».

Естественный мир, согласно большинству мистиков, пребывает в радикальном зле или является иллюзией сознания. Спасение в мире и с миром невозможно. Но каждый человек (или только избранные) может освободиться от зла неподлинного существования, радикально изменив свой внутренний мир, личным усилием выйдя за пределы господства чувственно данной природы, как и вообще господства любого культурного мира. Как говорит индийский философ-мистик Шри Ауробиндо Гхош, «когда внутреннее сознание полностью пробудится, оно поглотит внешнее сознание. То, что может быть поглощенным, будет отброшенным… Я видел, слышал, но ничего во мне не откликалось на это. И тогда на меня снизошла абсолютная тишина. Все, что происходило снаружи, я видел как в кино» [1]. Подобное дистанцирование от мира предметов чувственного опыта ощущается как разрушение их ценностных смыслов и эмоциональных переживаний. А затем (и это рассматривается как наиболее значимый психологический эффект мистики) человек освобождается от страхов, страданий и зла внешнего мира. Отныне новая родина человека — это переживаемая как истинно существующая, невыразимая для другого и подобная экстазу реальность.

С социальной стороны, мистика — это способ решения жизненных проблем, в том числе обретения нравственного смысла жизни, проблем психологической адаптации и собирания себя в личностную целостность, проблем, связанных с психическими травмами и страхами, когда отсутствуют общепринятые средства их решения. Однако вопрос не в том, насколько радикально может быть изменена психика человека, а в том, насколько человек с измененным сознанием может быть «встроен» в существующий тип культуры, производства, науки. С большой долей вероятности можно предположить, что общество, где господствуют мистические настроения, не совместимо с принципом активности в сфере экономики, с научным подвижничеством, с риском в налаживании личных отношений. О справедливости подобного вывода свидетельствует тот факт, что, как правило, для современного человека мистика не кажется практически полезной, а потому знакомство с мистической литературой проходит на уровне обычной беллетристики.

С философской стороны, мистика — это вненаучная духовная практика, сознательно снимающая противоположность субъекта и объекта познания и деятельности. Строго говоря, это не тип познания, а сотворение уникальной духовной реальности, уникальной в том смысле, что создается каждым мистиком лично, что наряду с природной реальностью и реальностью культурного мира здесь утверждается существование специфически иной, третьей реальности, явно не имеющей характеристик трансцендентного Бога традиционных религий. Мистик идет путем, противоположным научному. Если ученый в процессе познания старается сознательно исключить или максимально учесть субъективные факторы, то мистик, наоборот, очищает сознание от объективно-научного и других культурных предпосылок мышления, находя «по ту сторону души» искомую сверхэмпирическую реальность.

Основные школы философского

С начала XX века и позже наиболее заметными среди философско-мистических течений были: теософия Е. П. Блаватской, учение «Живой этики» Н. К. и Е. И. Рерихов, «четвертый путь» Г. И. Гурджиева, антропософия Р. Штейнера, восточные школы мистики и т. д.

Елена Петровна Блаватская (1831–1891) — одна из предшественниц философского мистицизма XX века. В 1875 году она вместе со своими последователями основала «Всемирное теософское общество», в задачи которого входило: изучение древних «тайных» знаний; изучение скрытых способностей человека; основание нового братства людей вне зависимости от их расовой, национальной и религиозной принадлежности.

Ее учение впитало в себя преимущественно буддийские и другие восточные представления, элементы оккультных наук, христианские мотивы, идеи, почерпнутые из европейской науки середины XIX века. Оно включает детально разработанную иерархию и историю чувственной и сверхчувственной реальности, учение о мистической эволюции космоса, земли, человека. Истинная природа человека включает три тела: физическое, астральное (душа), ментальное (духовное). Под руководством «посвященных» Учителей человек способен управлять силами своей природы, достигая состояния ясновидения, проникновения в высшие оккультные сферы. Однако русский философ Н. А. Бердяев заметил: «Теософия принуждена отрицать бесконечноее значение индивидуальной души… Теософия и антропософия антиперсоналистичны… Для теософии все повторимо и множественно… Теософия не знает личности и не понимает смысла истории. Она находится во власти дурной бесконечности и повторяемости» [1].

Николай Константинович Рерих (1874–1947) и Елена Ивановна Рерих (1879–1955) развивали мистику в русле прозрений Е. П. Блаватской, причем Е. И. Рерих с детства имела видения и озарения. Они предпринимали попытки организовать общемировое движение за новую культуру.

Вселенная, по их мнению, состоит из трех миров — физического, тонкого (астрального) и «огненного». «Тонкий мир находится вокруг нас, и размеры его гораздо обширнее… Он имеет много сфер, или слоев, и другое деление между ними, нежели по качеству сознания, не имеется, потому сколько сознаний, столько и ступеней… Мир Огненный является особо высокой ступенью совершенства сознания, и поэтому обитатели этой сферы могут лишь редко, в исключительных обстоятельствах, приближаться к нашей земной сфере. Их приближение может вызвать большие пертурбации как в Тонком Мире, так и на Земле» [2]. По содержанию Вселенная является совокупностью разнородных энергетических структур, включая психоэнергетические. Управляемая Высшей силой согласно жестким, «естественным» законам. Вселенная и ее обитатели проходят эволюционный путь к высшим энергетическим и духовным состояниям. Осознав эволюционные планы, люди под руководством Учителей следуют им, и тем самым они выполняют необходимую роль в космическом развитии. В XX веке совершается грандиозный эволюционный скачок: человек переходит от исчерпавшей себя пятой расы к новой шестой — расе Огненного Духа. Согласно Е. И. Рерих, в 1949 году произошла первая невидимая битва между миром Света и миром Тьмы и Зла, с победой первого. Ядро новой, шестой расы людей складывается в России, причем роль женского начала будет гораздо более значительна. «Наступающая эпоха приоткроет и завесу над Миром Надземным… Границы между духовным и материальным, между земным и надземным начнут постепенно стираться, и люди еще при земной жизни будут сознательно готовить себе приложение в Мире Надземном» [3].

В космологическом учении Георгия Ивановича Гурджиева (1877–1949) центральное место занимает идея реально существующего Абсолютного, которое с помощью «луча творения» создает бесконечное множество миров, деградирующих по мере удаления от него. Человечество обитает в наиболее далеком и соответственно наименее благоприятном углу Вселенной. Задача человека (однако сейчас это задача лишь для немногих людей) — совершить обратное героическое восхождение по этому лучу в направлении Абсолютного. Исходно любой человек — не более чем «машина», раздираемая противоречиями, с преобладанием полусонных природных реакций. Только путем упорной работы человек может последовательно приобрести на базе исходного «физического» тела более тонкое «астральное», а затем «ментальное» и «причинное». Бессмертие его высших тел создается усилиями самого человека, хотя и разными путями: аскетическим подвижничеством, религиозным горением, интеллектуальным взлетом духа или «четвертым путем» — сознательным, целенаправленным и радикальным изменением основ своей внутренней жизни. Видимый мир — это не более чем среда обитания «физического» тела, которая должна преодолеваться в ходе психотехнической работы над собой под руководством учителей (специалистов). По словам теоретика и комментатора учения Г. И. Гурджиева Петра Демьяновича Успенского (1878–1947), тот, кто достиг всего возможного для человека, имеет «постоянное Я и свободную волю. Он способен контролировать все состояния своего сознания и уже не может утратить что-либо из им обретенного… Он бессмертен в пределах Солнечной системы» [1].

Основатель антропософского учения и соответствующей системы воспитания, немецкий философ-мистик Рудольф Штейнер (1861–1925) осуществил собственную попытку синтеза восточных и западных «тайных» учений с традицией европейской научности. По его мнению, в отличие от принятого деления жизни на внешнюю и внутреннюю, следует вычленить несколько уровней природы человека и соответственно несколько уровней его жизни: физический, эфирный (жизненный, энергетический), астральный, ментальный. Используя особые методики — медитацию, танцы, музыку, — человек активизирует все свои уровни, в том числе и не признанные в культуре. Каждый имеет, с одной стороны, опыт, переживания особых состояний психики, с другой — опыт состояния сна. Это, по мнению Штейнера, свидетельствует о реальности уровневого строения человека и возможности их независимого существования. Каждую ночь во сне астральное тело покидает физическое и выходит в астральный космос. Человек «должен добиваться того, чтобы состояние, которое он создал для себя сначала во время сна, он мог бы переносить и в свое бодрствующее сознание. Тогда чувственный мир обогатится для него совершенно новым содержанием» [2]. В конечном пункте саморазвития души она бессмертно погружается в сверхчувственные миры, нравственно преображается и вступает в общение с тамошними существами, наблюдая свою предшествующую жизнь как в духовном, так и в земном ее существовании. Подобные представления о сущности жизни человека лежат в основе педагогической практики так называемых «Вальдорфских школ», распространенных по всей Европе и появившихся в современной России.

Оригинальный вариант мистицизма развивал поэт и мыслитель Даниил Леонидович Андреев (1906–1959). Сын писателя Леонида Николаевича Андреева, он с 1947 по 1957 год находился в заключении. Там им было продумано содержание трактата — «Роза мира» (впервые опубликован в 1991 году). По своей структуре это произведение многослойное и описывает сложный духовный Космос, каким он предстал в мистических видениях автора. Основная идея трактата: «реальный» мир находится в состоянии невидимой для обычного человека космической битвы Добрых и Злых Сил, отблески ее — в земной истории и в душевной жизни людей. Человечество должно и может объединиться и стать на сторону Добра.

В XX веке после осознания кризиса того типа личности, который играл принципиальную роль в организации индивидуальной и общественной жизни в Европе, и кризиса идеи прогрессивного развития человечества в регионы христианской культуры началась экспансия восточных ценностей. Бесчисленное множество «гуру», учителей и проповедников принялись распространять учения бывших и ныне живущих «великих учителей Востока», подстраивая их под особенности европейского менталитета. Во имя слияния человека с его истинной природой — Нирваной, Сверхразумом, Пурушей, Атманом, Предвечным и т. п. — отрабатываются и предлагаются различные пути изменения человеческой психики: от наиболее короткого и соответственно сложного до наиболее длинного и понятного.

Учение Раманы Махариши (1879–1951) — пример первого пути. По его убеждению, человек в любой ситуации должен спросить себя: «Кто тот я, который сейчас мыслит (или страдает, или желает и т. п.)»? Погружаясь полностью в смысл подобного вопрошания, человек постепенно отходит от отождествленных с ним его ложных Я, субъектов мысли, страстей и т. п. Очищая себя духовно, человек приходит к эмоционально переживаемой истине: «Я есмь Бытие», психологически ощущая самобытие как единственную реальность, а остальной мир — как картинки на экране. Элементы этого учения и практики лежат в основе одной из систем «трансцендентальной медитации», существующей в США и Европе на правах разновидности психотерапии. В общих чертах таков же путь, предлагаемый и Джидду Кришнамурти (1895–1986). Пример второго пути — «Интегральная Йога» Шри Ауробиндо Гхоша (1872–1950). В своем учении он пытался объединить идеи древнеиндийской философии и некоторые идеи западной мысли, усматривая в них средство освобождения всего человечества от эгоистических устремлений. Гхош занимался также оккультной психологией.

Парадоксально, но и внутри святая святых европейской культуры — науки — наблюдается встречный порыв к мистике и мистицизму. На фоне умаления идеалов Просвещения и Разума обнаруживаются теневые, «иррациональные» стороны философствования и основ классических наук, что воспринимается как прямой призыв к пересмотру значимости наук. Представители различных отраслей знания и культуры, например медик Дж. Лилли, историк Т. Роззак, психиатр С. Гроф, литератор А. Кёстлер, религиовед Р. Генон, физик Дж. Беннет (последователь Гурджиева), этнограф К. Кастанеда, отрицая свою причастность философии, создают оригинальные гипотезы и учения о субстанциональном либо динамическом единстве душевного мира человека и «истинного» Космоса. То, что, по их мнению, действительно существует или является ведущим в мире, — будь то вакуум, лептон-ные структуры, информационные поля, космическое Сознание и тому подобные представления, взятые подчас из области современной физики, наделяются антропоморфными чертами (памятью, творчеством, программированием), а нередко и божественными свойствами (творением из ничего, всеведением и т. п.). Такого рода построения можно оценить как возврат к досократической натурфилософии. В целом же всякого рода мистические проявления характерны для периодов социальных неурядиц, неблагополучия, культурных изломов, что сопровождается апокалипсическими настроениями.

Источник

МИСТИЦИЗМ

Смотреть что такое МИСТИЦИЗМ в других словарях:

МИСТИЦИЗМ

умонастроение и учение, исходящее из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом, как. смотреть

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ

мистицизм м. 1) Форма религиозно-идеалистического мировоззрения, основанная на мистике (1). 2) Склонность к мистике (1).

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ, умонастроение и учение, исходящее из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатич. способом, ка. смотреть

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ

(от греч. mystikos — таинственный) — направление средневековой философии. Первым западноевроп. средневековым философом мистич. направления был Иоанн Ск. смотреть

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ

(греч. mystika таинство, таинственные обряды) 1. доктрина, согласно которой знание о действительности приходит человеку необычным, неизвестным науке образом, то есть минуя существующие сенсорные каналы и реальные, происхдящие в действительности познавательные процессы. Вероятно, здесь имеются в виду так называемые интуитивные прозрения, возникающие на основе имеющегося актуального или некоего высшего, сверхъестественного знания, но о природе которых индивид не в состоянии сообщить что-то определённое и потому часто при их описании прибегает к метафорам, в том числе и иносказаниям религиозного свойства. Использование термина в таком смысле (то есть как эквивалент разным образом понимаемой «интуиции») представляется вводящим в заблуждение, ибо оно, подменяя понятия, не объясняет ровным счётом ничего, а свидетельствует лишь о том, что наука пока что не располагает хотя бы удовлетвоительными возможностями объяснить многое, а может быть и самое главное из того, что так или иначе связано с человеческой психикой. Ничего не добавляет к сказанному и то, что мистические интерпретации бывают свойственны и выдающимся исследователям – они знают, разумеется, значительно больше того, что доступно пониманию так называемого среднего человека, но и их знания, в сравнении с тем, что остаётся неизвестным, являются в сущности ничтожными; 2. практика построения суждений посредством структур дологического мышления. Термин в таком его понимании с научных позиций обычно используется в негативном контексте, как указание на деятельность неких примитивных структур мышления. Синоним: Первобытное мышление, Архаическое мышление, Магическое мышление, Палеомышление. смотреть

МИСТИЦИЗМ

(греч. mystikos — таинственный) — философско-этические и теологические доктрины, обосновывающие мистическое мировоззрение и практику, исходящую из того, что познание подлинной реальности недоступно разуму и может быть достигнуто только интуитивно-экстатическим путем. Включает широкий спектр разных учений, возникших в древности и активно разрабатываемых в современности с учетом новейших достижений пси|рфизиологических и антропософских знаний. Теоретически и практически нацелен на проникновение в непознанное (особенно параллельное материальному миру), на единение с Абсолютом, субстанцией. Сторонники мистических учений по-разному понимают процесс познания мира («микрокосма» и «макрокосма»). Одни — рационалисты — предполагают, что познание природы и человека осуществляется на основе накопленного человечеством опыта, разума и углубленного мышления; другие — иррационалисты — на первый план выдвигают путь интуиции, духовных исканий и внезапных озарений. Несмотря на различия, рационалистический и иррацивналистический подходы опираются на общее основание — метафизическое (Обоснование возможности познания. Центральная часть мистических учений — стремление к нравственному |ровершенствованик) и отдельного человека (части мирового духовного целого), и всего общества. смотреть

МИСТИЦИЗМ

учение, наклонность к таинственному толкованию и обрядливости, утонченная набожность Мистик — последователь мистицизма Ср. Арнольди был очень религиозн. смотреть

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ а, м, mysticisme m. Форма религиозного мировоззрения, основанного на мистике; склонность к мистике. БАС-1. Кузен весьма справедливо называет. смотреть

МИСТИЦИЗМ

1. Доктрина, в которой утверждается, что знание о всеобщей действительности (теоретическое или другое) приходит необычными способами, то есть через средства, отличные от сенсорных каналов и познавательных процессов. 2. Практика построения неопределенных рассуждений без обоснованной основы. Первое значение отнюдь не является умаляющим, и ценность установления такой философской позиции обычно связана с актуальным (не мистическим) знанием и/или отсутствием его в отношении эмоциональных состояний, интуиции, познавательных процессов и других психологических проблем. Мистические опыты (или открытия), о которых сообщали уважаемые люди, отражают интригующее единодушие, одним из компонентов которого является большая трудность устного описания их, разве только через отрицания и/или метафорические термины. Второй способ употребления, однако, является обычно оскорблением, обращенным к тем, кто либо сторониться научного метода, либо плохо его применяет. смотреть

МИСТИЦИЗМ

Мистицизмъ — ученіе, наклонность къ таинственному толкованію и обрядливости, утонченная набожность. Мистикъ — послѣдователь мистицизма. Ср. Арнольди б. смотреть

МИСТИЦИЗМ

1) Орфографическая запись слова: мистицизм2) Ударение в слове: мистиц`изм3) Деление слова на слоги (перенос слова): мистицизм4) Фонетическая транскрипц. смотреть

МИСТИЦИЗМ

Мистицизм (греч. mystikos – таинственный) – умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна человеческому разуму и по. смотреть

МИСТИЦИЗМ

1) общее наименование для учений, призывающих искать истину в духовном опыте встреч с Высшим, минуя разум. 2) Реже встречается трактовка мистицизма как теоретизирования по поводу мистического опыта, получаемого при встречах с Невыразимым. Мистицизм различают эзотерический, т.е. доступный только тем, кто прошел определенную подготовку и обряды инициации или посвящения, и экзотерический, не связанный с таким условием. Сторонники мистицизма убеждены в возможности достигать истинного знания запредельных реальностей через интуицию, в сверхприродном прозрении, в откровении, в самоотдаче Высшему, в духовном союзе с Богом. Однако, *мистицизм без любви вырождается в магию* (Г.Федотов). смотреть

МИСТИЦИЗМ

-а, м. Религиозно-идеалистическое воззрение, основанное на мистике, а также учение о том, что подлиннаяреальность недоступна разуму и постигается лишь. смотреть

МИСТИЦИЗМ

(гр. – учение о мистике) – религиозно-философское учение о религиозно-познавательной деятельности посредством особых действий, какими осуществляется мистика. Мистицизм признает связь между земными существами и потусторонним миром. Мистицизм – это и качество личности, выражающееся как убеждение в реальности и возможности личной связи со сверхъестественным миром, как склонность к таинственному символическому толкованию явлений. Это качество, как правило, проявляется у людей аскетического склада. смотреть

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ

мистицизмמִיסטִיצִיזם ז’; מִיסטִיוּת נ’* * *קבלהСинонимы: мистика

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ

м.mysticisme mрелигиозный мистицизм — mysticisme religieuxСинонимы: мистика

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ

Ударение в слове: мистиц`измУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: мистиц`изм

МИСТИЦИЗМ

м. mysticisme m религиозный мистицизм — mysticisme religieux

МИСТИЦИЗМ

мMystizismus m неизм.Синонимы: мистика

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ, умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом, каковой усматривается в мистике.
. смотреть

МИСТИЦИЗМ

м. мистицизм (кереметке, сыйкырга ишенүү; табигый нерсенин чектериңен тышкары турган, табияттын закондоруна багынбай турган сырдуу нерсе бар деп ишенүү; бул көз караш илимге душман). смотреть

МИСТИЦИЗМ

, умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом, каковой усматривается в мистике. смотреть

МИСТИЦИЗМ

умонастроения и течения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом, который усматривается в мистике. смотреть

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ

— таинственное религиозное учение, противное Божественному Откровению.Синонимы: мистика

МИСТИЦИЗМ

мистици’зм, мистици’змы, мистици’зма, мистици’змов, мистици’зму, мистици’змам, мистици’зм, мистици’змы, мистици’змом, мистици’змами, мистици’зме, мистици’змах. смотреть

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ

мmistiklik; tasavvuf мус.Синонимы: мистика

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ

м.mysticism- религиозный мистицизм

МИСТИЦИЗМ

пристрастие к мистическому; склонность к неопределенному, неточному мышлению в тех случаях, когда речь идет о вещах нематериальных.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *