Что такое метроном в логопедии
Использование метронома в системе коррекционно-логопедической работы по преодолению дизартрии
Класс: д/с
Ключевые слова: метроном
В современной логопедии под термином «дизартрия», подразумевается нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.
Известно, что сам речевой аппарат состоит из двух связанных между собой отделов: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного). Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга, подкорковых ядер, проводящих путей, ядер ствола и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам. Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:
1) дыхательного (грудная клетка с легкими, бронхами, трахеей);
2) голосового (гортань, голосовые связки);
3) артикуляционного (язык, губы, челюсти, твердое и мягкое небо, альвеолы)
Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения центрального отдела речевого аппарата, задействованного в управлении двигательным механизмом речи. К таким структурам относятся:
Поражение перечисленных структур разной степени выраженности, дает картину периферического паралича (пареза): нервные импульсы к речевым мышцам не поступают или поступают в неполном объеме, обменные процессы в них нарушаются, мышцы становятся вялыми, дряблыми. При грубых формах поражения наблюдается их атрофия и атония, а в результате прерывания спинальной рефлекторной дуги рефлексы с этих мышц исчезают, и со временем наступает арефлексия.
У детей с легкой степенью дизартрии нарушения моторики артикуляционного аппарата проявляются в виде:
1) трудностей переключения с одной артикуляции на другую;
2) снижения и ухудшения качества артикуляционного движения;
3) снижения времени фиксации артикуляционной формы;
4) снижения количества правильно выполненных движений.
Так как дизартрия – это нарушение, носящее органический характер, то данный факт не мог не отразится на общей и мелкой моторике. Так нарушение моторики у детей с дизартрией носит широкий характер. У данной категории детей наблюдается некоторая общая моторная неловкость, неуклюжесть, недостаточная координаторность. Дети испытывают трудности при одевании, обувании, хуже сверстников бегают, прыгают, рисуют. При паретической форме дизартрии наблюдается вялость пальцев, особенно при работе с карандашом или ручкой. При спастической же форме наблюдается чрезмерное напряжение и малая подвижность.
Моторная недостаточность органов артикуляции и моторики рук чаще всего и наиболее ярко проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движения. Это говорит о том, что у детей с дизартрией недостаточно развита кинестетическая чувственность, особенно в области артикуляции. При переключений речевых движений переход от одного состояния к другому осуществляется толчкообразно, с нарушением воспроизведения двигательного ряда, с возникновением персевераций и перестановок, нарушением темпа и ритма выполняемых движений.
Проявление моторных нарушений у детей с дизартрией укладывается в выделяемые пять форм двигательной недостаточности [1]:
У детей с дизартрией выявляются следующие патологические особенности артикуляционного аппарата.
Паретичность мышц органов артикуляции: лицо гипо- или амимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, угол рта опущен; во время речи губы остаются вялыми и лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость наростает.
Спастичность мышц органов артикуляции: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участия в артикуляции звуков. Возникают трудности при вытягивании губ вперед. Язык при спастическом симптоме изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижен.
Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка, голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.
Апраксия при стертых формах дизартрии проявляется в невозможности одновременного выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции, т.е. апраксия присутствует на всех моторных уровнях.
Девиация, т.е. отклонение языка от средней линии, проявляется при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке, со сглаженностью носогубной складки.
Гиперсаливация, т.е. повышенное слюноотделение, определяется лишь во время речи.
Н.А.Бернштейн разработал теорию организации движений и отнес речь к высшему уровню организации движений. Бернштейном определены этапы выполнения произвольного движения. На начальном этапе осуществляется восприятие и оценка ситуации самим индивидом, включенным в данную ситуацию. На втором этапе формируется двигательная задача и образ того, что должно быть. Двигательная задача со временем усложняется. По ходу выполнения движения ЦНС осуществляет коррекцию с тем, чтобы поставленная двигательная задача и модель (эталон) будущего движения совпали. На третьем этапе происходит программирование решения определившейся задачи, т.е. человек сам намечает цель и содержание движений и адекватные средства, с помощью которых он может решить конкретную двигательную задачу. На четвертом этапе осуществляется непосредственно фактическое выполнение движений: индивид преодолевает все избыточные степени движения, превращает его в управляемую систему и выполняет нужное целенаправленное движение. Но это возможно в том случае, если до этого было хорошо и качественно усвоена координация движений.
Координация движений развивается не сразу, постепенно на основе опыта и специальных упражнений, поскольку это довольно сложный сенсомоторный акт, начинающийся с афферентного потока и кончающийся адекватным центральным ответом [1].
Для качественного овладения координации движений необходимо соблюдение развития ее компонентов: точности, соразмерности и плавности, что невозможно без овладения чувством ритма.
Ритм – это основа жизни! Человек целиком и полностью зависит от ритмов: ритмов сердцебиения, ритмов дыхания, перистальтики сосудов, ритмов дня и ночи, ритмов смены времен года и т.д. Поэтому для четких и правильных двигательных актов, и речевых в том числе, просто невозможно обойтись без формирования и развития ритма.
Метроном служит для установления точного темпа и ритмического рисунка. Он способен производить любое количество тактовых долей времени на слух.
Развитие слухо-двигательных координаций с опорой на импульсную структуру метронома https://camtronome.com/ в логопедической работе можно осуществлять по нескольким направлениям:
Общие речевые навыки.
Включенность игровых упражнений с метрономом https://camtronome.com/ в процессы формирования словообразовательных и словоизменительных навыков, а также формирование предложно-падежных конструкций:
Подготовка к обучению грамоте.
Благодаря возможности установки метронома https://camtronome.com/, в качестве приложения на мобильное устройство, его можно воспринимать как идеальное дидактическое пособие. Игровые упражнения с метроном можно использовать как на индивидуальных, так и групповых занятиях, в качестве самостоятельного этапа работы или в комплексном коррекционно-логопедическом занятии, динамическую паузу или организационный момент. Таким образом, включённость игровых упражнений метронома https://camtronome.com/ позволяет повысить показатели двигательной памяти, точности и плавности выполняемых движений и действий, улучшить координацию общей, мелкой и артикуляционной моторики, фонематического восприятия, выразительности речи.
Список литературы
Интерактивный метроном для детей
Интерактивный метроном это — высокотехнологичная развивающая методика, которая используется для совершенствования чувства ритма, чувства времени, способности к упорядочиванию движений и информации. Эта компьютерная коррекционная программа разработана компанией Interactive Metronome (США).
Нужно ли это Вашему ребенку?
Чувство времени является решающим для детской реабилитации. Принцип действия Интерактивного Метронома построен на коррекции временных взаимоотношений в деятельности коры головного мозга.
Многочисленные клинические исследования, проведенные различными учеными, четко показывают, что недостаточность в двигательном планировании является причиной различных проблем с движением и развитием ребенка. Другими словами, слаборазвитое чувство ритма и времени часто приводит к проблемам с:
Занятия назначаются детям с:
Какую проблему это решает?
Любая целенаправленная деятельность требует упорядочивания движений и предвидения результата. Это называется «моторным планированием».
Некоторым детям трудно сконцентрироваться на выполнении заданий; запомнить и выполнить инструкции, состоящие из нескольких частей; организовать свою деятельность; выполнить работу до конца.
Американские ученые выяснили, что у всех этих проблем часто бывает общая причина – нарушение функций мозга, отвечающих за планирование действий во времени, запоминание и воспроизведение последовательности действий.
Ученые считают, что чувство времени и чувство ритма – основа для овладения любыми учебными навыками, в том числе чтением, письмом и счетом.
Если есть проблемы с чувством ритма и чувством времени, то обычно страдает не только координация крупных движений, но и речь, и даже умственная деятельность. Эти функции мозга можно тренировать.
Как это происходит?
Сначала проводится оценка чувства ритма и чувства времени. Благодаря многолетним исследованиям компании Interactive Metronome, известны нормативы этих чувств для каждой возрастной группы.
Упражнения выполняются с помощью сенсорной перчатки или сенсорного коврика. Ребенок слышит через наушники ритмичные удары и пытается синхронизировать с ними свои движения: хлопает в ладоши или топает ногой.
Интерактивный Метроном® объективно оценивает способность соотносить движения с ритмом ударов. Результаты, оцениваемые в миллисекундных интервалах времени, учитываются в шкале, которая отражает качество моторного планирования.
Затем составляется программа тренировок. Тренировки проводятся под руководством инструктора. Интерактивный Метроном® обеспечивает «обратную связь» — слуховую и визуальную. Ребенок видит на экране монитора, насколько точно он выполняет задание. На основе обратной связи он может корректировать свои движения. Постепенно внимание и выносливость ребенка возрастают.
Какие результаты?
Интерактивный Метроном® был создан в 1994 году американскими учеными для развития чувства ритма у музыкантов. Разработкой заинтересовались врачи и педагоги. Сначала Интерактивный Метроном® стали использовать в работе со спортсменами. Затем исследования доказали эффективность использования Интерактивного Метронома® в работе с детьми, у которых есть трудности в обучении.
В результате тренировок у детей нормализуется темп и ритм речи. Развивается функция программирования и реализации речевого высказывания. Улучшаются функции чтения, письма, математические навыки. Развивается моторика, ритмичность, координация движений. Улучшается походка. Дети становятся более внимательными, лучше концентрируются на выполнении заданий. Снижается импульсивность и нормализуется поведение.
В чем новизна и отличие от других?
«Неврологическая клиника доктора Яценко» — единственная клиника в Украине, использующая программу «Интерактивный метроном» для занятий с детьми.
Сколько нужно заниматься?
Оптимальных результатов можно добиться, проведя несколько курсов, которые в сумме составляют 40 занятий. Занятия проходят 3-4 раза в неделю. Длительность каждого занятия – 20 минут.
Заниматься могут дети с 4-5 лет.
Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой Интерактивный Метроном (IM) как часть программы коррекции запинок в речи, заикания, дизритмии, СДВГ, высокой утомляемости, гиперактивности, нарушений самоконтроля, внимания, памяти
Высокотехнологичная развивающая методика, созданная компанией Interactive Metronome для преодоления нарушений речи, внимания и поведения, связанных с расчетом времени и планированием движений, с развитием чувства ритма и времени.
Занятия с интерактивным метрономом назначаются детям с СДВГ, нарушениями аутистического спектра (ранний детский аутизм), задержкой психического развития, ДЦП, нарушениями темпа речи, детям после черепно-мозговых травм, повреждений спинного мозга, заиканием, тиками, синдромом навязчивых состояний, нарушением координации движений.
Детям часто очень трудно концентрироваться, запоминать и выполнять инструкции, состоящие из нескольких частей, выполнять всё до конца, не отвлекаться и не «перескакивать».
Такие проблемы связаны с чувством времени и чувством ритма. Это основа для овладения любыми учебными навыками, в том числе чтением, письмом и счетом, решением задач.
Интерактивный метроном стимулирует мозговую активность, которая необходима для обработки сенсорной информации, поступающей извне. Это способствует развитию способности планировать свою деятельность, стабилизирует поведенческие реакции.
Сначала проводится оценка чувства ритма и чувства времени во время комплексного нейропсихологического обследованияней.
Компания «Interactive Metronome» совместно с возрастными и детскими психологами создала нормативы для каждой возрастной группы. Затем создается комплекс упражнений, который в нашем центре интегрируется в индивидуальную программу нейрокоррекционных занятий.
Мы не используем Интерактивный Метроном как отдельную тренировку, в отрыве от нейрокоррекционной программы и работы нейропсихолога. Считаем это нерезультативным и непрофессиональным.
Интерактивный Метроном обеспечивает обратную связь – слуховую и визуальную. Постепенно внимание и выносливость ребёнка возрастают. Таким образом нейропсихологи и физиологи доказали на примере более 10000 детей эффективность использования данной методики в работе с детьми, у которых есть трудности в обучении.
В результате тренировок у детей улучшаются навыки чтения, письма и математические навыки, развивается моторика, ритмичность, координация движений, улучшается походка. Дети становятся более внимательными, лучше концентрируются на выполнении заданий, снижается импульсивность и нормализуется поведение.
Нужно помнить, что Interactive Metronome – это результативное хорошо продуманное оборудование, но оно не может работать самостоятельно без учета индивидуальных нейропсихологических особенностей ребёнка, которые могут быть выявлены только на диагностическом обследовании.
Методика Interactive Metronome реализуется в пять-шесть раз быстрее и результативнее внутри нейрокоррекционной программы, чем без неё.
Интерактивный метроном применяется для профилактики и лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), при нарушениях темпо-ритмической организации речи (заикание, тахилалия, брадилалия, спотыкание), дислексии и дисграфии, при нарушениях слоговой структуры.
Занятия с использованием Интерактивный метроном также показаны детям, перенесшим черепно-мозговые травмы и травмы спинного мозга, пациентам с таким диагнозом, как ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, аутистические состояния, задержка психического развития, ДЦП.
Большинство происходящих в организме человека нервных процессов имеет циклический характер — подобные периодические процессы задают своеобразный ритм для различных участков мозга, в частности, отвечающих за моторику, координацию движений, распознавание и воспроизведение речи.
Значительная часть сложных функций мозга непосредственно связана с деятельностью мозжечка, и одной из них является генерация ритма, общего для всей нервной системы. Если ритм нарушен, нервная система работает нестабильно, со сбоями.
Интерактивный метроном реализует специальный комплекс упражнений с использованием обратной связи, которые «тренируют» области мозжечка и головного мозга, что в результате приводит к улучшению равновесия, речи, чтения и концентрации внимания.
В настоящее время данная методика с успехом применяется во множестве медицинских учреждений на территории Америки и Европы, а многочисленные исследования подтверждают ее высокую эффективность.
Методика доказала свою высокую эффективность в ходе длительного применения в европейских и американских клиниках и учебных заведениях.
После прохождения цикла занятий на Интерактивный метроном у детей устраняются проблемы с процессами автоматизации и моторного планирования, улучшается концентрация внимания, что приводит к повышению успеваемости в школе.
Положительный терапевтический эффект наблюдается и при лечении нарушений речи, в частности, заикания.
Использование метронома в системе работы музыкального руководителя
Ирина Родионова
Использование метронома в системе работы музыкального руководителя
Коррекционные образовательные учреждения для дошкольников решают комплекс социально значимых задач, в том числе, направленных на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе, формирование у них адекватных способов взаимодействия с окружающими и обеспечение в этом процессе ребёнка и его семьи психолого-педагогической поддержкой. При этом основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка, формирование позитивных личностных качеств. Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка.
В данное время происходит переосмысление развивающе-коррекционной работы с учетом ФГОС. Успех коррекционной работы в логопедических группах нашего дошкольного образовательного учреждения мы определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего воспитательно-образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей.
Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных (коррекционных) группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.
Для достижения положительных результатов в коррекционной работе c детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, музыкальный руководитель совместно с учителем-логопедом внедряют в практику современное полифункциональное оборудование на занятиях логопедической ритмики. Базовой составляющей логоритмики является темпо-ритм.
Таким образом, в современных исследованиях прослеживается тенденция к поиску и обновлению методов и приёмов темпо-ритмической организации речи и движений.
Исследование темпо-ритмической организации речи и практическое использование метронома в коррекционной работе позволило раскрыть возможности данного вида полифункционального оборудования и разработать ряд упражнений и игр, способствующих совершенствованию ритмической способности.
Авторская методика учителя-логопеда Новиковой Е. Л. «Использование метронома в логопедической практике» заинтересовала меня как специалиста и дала большие возможности применения его своей работе.
Мы знаем, что в человеческом организме есть внутренний метроном, т. е. человек знает, что такое ритм, потому что есть сердце, кровь пульсирует по телу. Все в нашей жизни —это ритм: день-ночь, вдох-выдох.
У разных людей биоритмы не совпадают. Если слушать биение их сердец, оно не будет синхронным. Всё пронизывает ритм, и в нашем организме метроном имеется. А есть внешний метроном.
Метроном – способный производить произвольное количество тактовых долей времени на слух и служит для установления точного темпа. Движение маятника автоматически отслеживается даже боковым зрением. Чистый натуральный щелчок настоящего механизма не напрягает, собирает внимание, организует начало действия, определяет границы протяженности. Чёткие щелчки и движения стрелки маятника метронома воздействуют на слуховой и зрительный анализаторы. Задача метронома заключается в том, чтобы почувствовать ритм и задать темп исполнителю.
— совершенствование некоторых психомоторных способностей, а именно, скорость, переключаемость, координация;
— формирование основ выразительной речи;
— развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, голосообразования, нервной системы организма, а также коррекции слуха и зрения;
— развитие творческого воображения.
Игровые упражнения с метрономом можно использовать как самостоятельный этап работы в комплексном коррекционном занятии, организационный момент или динамическую паузу.
Рассмотрим возможности использования метронома в разных разделах логоритмического занятия.
Слушание музыкальных произведений
1) слушание музыкального произведения;
2) беседа с детьми по определению темпа, характера и музыкального образа услышанного произведения;
3) соотнесение-контроль – слушание произведения с выставленным на метрономе темпом.
Игра на детских музыкально-шумовых инструментах
* Следующий способ игры – в клик умещать два удара.
* Третий способ – смещение метронома относительно внутреннего. Каждый клик воспринимаем как сильные и слабые доли такта. Играем на инструментах, выделяя только сильную, либо слабую долю.
2. Тренинговые комплексы рече-двигательных упражнений в соответствии с лексическими темами с использованием метронома для подготовки артикуляционного аппарата к исполнению детских песен:
* Воспроизведение темповой характеристики музыкальной фразы сопряженно с педагогом в заданном темпе под метроном;
* Воспроизведение темповой характеристики музыкальной фразы отраженно, вслед за педагогом в заданном темпе под метроном;
* Самостоятельное воспроизведение определенного темпа музыкальной фразы в заданном темпе под метроном;
* Упражнения на развитие высоты голоса (повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков на каждый клик);
* Тренировка динамического диапазона голоса при пении гласных звуков — громко, тихо, с постепенным затиханием голоса, с постепенным усилением голоса на каждый клик.
(танцевальные миниатюры, элементарные танцы, хороводы)
Включение метронома в комплекс танцевальных элементов и движений,выполняя равномерно или с акцентом в разных темпах:
* положения (позиции) рук, ног;
* наклоны и повороты туловища;
* простой, приставной шаги;
* прыжки, подскоки, галоп.
Таким образом, включённость игровых упражнений с метрономом в систему работы музыкального руководителя позволяет повысить показатели двигательной и музыкальной памяти, фонематического восприятия, выразительности речи; улучшить слухо-зрительные координации; координацию движений, стабилизирует поведенческие реакции, улучшает внимание.
В этом учебном году в нашем ДОУ определена задача: «Создание условий для развития и совершенствования речи, познавательных интересов и потребностей, активности, инициативности и самостоятельности в поисковой деятельности в ходе реализации проекта «Метрономоград».
Цель проекта – развитие восприятия ритма и темпа в различных видах детской деятельности.
Участники проекта: специалисты, педагоги, воспитанники ДОУ и их родители.
Исходя из диагностики темпо-ритмической организации речи,подбор детей в группах оказалось примерно одинаковыми:
I группа – гиперактивные, расторможенные; им предложили район «Ириски – Тянучки».
II группа – инертные, заторможенные; для них предоставили район «Торопыжек».
III группа – второй год обучения – смешанные группы, знакомы с приёмами организации темпо – ритма; у них район «Гармонии».
В ходе реализации проекта были осуществлены следующие мероприятия:
— вернисаж творческих работ (в разных изобразительных техниках);
— игровые программы (особенности, традиции, праздники, игры, песни, танцы жителей разных частей Метрономограда).
Участие музыкального руководителя в проекте «Метрономоград».
Работа с детьми:
Написание сценариев, подготовка и проведение игровых программ «В гостях у жителей разных частей Метрономограда»:
1. «Встреча с Ирисками-Тянучками»,
2. «В гостях у Гармонии»,
3. «Бегом за Торопыжками»,
4. «День города Метрономоград» (творческий отчет.
Работа с педагогами:
1. Подбор и адаптация музыкальных произведений, текстов в соответствии с разными темпо-ритмами (картотека);
2. Подбор соответствующих частям города танцев (картотека);
3. Сочинение гимна города.
Работа с родителями:
Участие в подготовке игровых программ (костюмы, атрибуты).
Включение метронома в систему музыкального воспитания позволяет разнообразить методы и приемы работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи и повысить её эффективность.
1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М.Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи [Текст] / Под ред. Г. А. Волковой – СПб. : КАРО, 2005.-176с.
2. Власова, Т. М. Фонетическая ритмика в школе и детском саду [Текст] / Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт. – М. : учебная литература, 1997.
3. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] : учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология» / Г. А. Волкова. – М. : Просвещение, 1985. – 191 с.
4. Гуськова, А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет [Текст] / А. А. Гуськова. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Развитие речи шаг за шагом).
5. Дедюхина, Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике [Текст] : методическое пособие / Г. В. Дедюхина. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 64 с. – (Библиотека логопеда-практика).
6. Куликовская, Т. А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей [Текст] : пособие для педагогов и родителей / Т. А. Куликовская. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2008. – 128 с.
Анкета для родителей. Выявление рейтинга, успешности работы музыкального руководителя Уважаемые родители! Просим принять вас участие в анкетировании. Нам интересно узнать, как Ваш ребенок чувствует себя в детском саду. Ваши.
Использование ИКТ в работе музыкального руководителя «Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада» Доброе утро, в своем выступлении я бы хотела рассказать, о всех возможностях.
Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в системе физкультурно-оздоровительной работы Здоровье человека определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие.
Консультация музыкального руководителя «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования» Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Планирование работы музыкального руководителя (дети 2–3 лет) март Хочу поделиться своим планированием работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Свои занятия я строю из последовательности.
Перспективный план работы музыкального руководителя в средней группе (ноябрь) Ноябрь Виды музыкальной деятельности Программное содержание Методы и приёмы Материал и оборудование Репертуар Литература 1. Слушание музыки.
План работы музыкального руководителя по самообразованию на 2014–2018 годы ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Музыкального руководителя МБДОУ д/с №39 Голубовской А. А. ТЕМА РАБОТЫ: Амплификация развития детей с помощью.
План работы музыкального руководителя с родителями на 2014–2015 учебный год Сентябрь. 1. Включить в сценарий развлечения для всех групп на площадке детского сада «День знаний. Мы выросли!» игры,конкурсы для детей.
Театр ложек в детском саду. Из опыта работы музыкального руководителя Детство – самый светлый и беззаботный период жизни человека. Она неразрывно связана со сказкой, которая учит детей человеческим качествам.