Что такое метафора и как ее определить

Что такое метафоры или Почему мы мыслим сравнениями

Любовь Карась

Оживить текст можно разными способами. И в этом помогают литературные приемы. Необязательно придумывать сложные шарады и тем самым запутывать читателя. Можно использовать метафоры — скрытые сравнения. Они запускают процесс фантазии, подталкивают к визуализации образов и, как следствие, к их эмоциональному переживанию. А это и позволяет привлекать внимание к обсуждаемой теме. Рассказываем о том, что такое метафоры и как их придумать.

Что такое метафора

Что такое метафора и как ее определить. Смотреть фото Что такое метафора и как ее определить. Смотреть картинку Что такое метафора и как ее определить. Картинка про Что такое метафора и как ее определить. Фото Что такое метафора и как ее определить

Американский лингвист Джордж Лакофф в своей работе «Метафоры, которыми мы живем» утверждал, что метафора хоть и является прозаическим или поэтическим выражением, но она в том числе и часть как повседневной речи, так и мышления. Этот литературный прием — теперь неотъемлемая часть и разговорной лексики. Некоторые из метафор настолько прочно вошли в русский язык, что их перестали замечать. Такой вид называется «стертым»: «лес рук», «ножка стула», «солнце садится».

Отличие метафоры от других литературных приемов

Сравнение имеет четкую структуру и обычно содержит сравнительные союзы, например, «как», «будто», «словно». Так, предложение делится на две части: в первой указывается объект сравнения, а во второй — его аналог. Разница между метафорой и эпитетом в том, что эпитет подчеркивает признак предмета напрямую, в то время как метафора его скрывает.

Эпитет: яркая рябина

Сравнение: рябина как костер

Метафора: костер рябины

Видами метафор являются такие литературные приемы, как метонимия и синекдоха. Метонимия — замена одного слова на другое по смежности понятий. Например, в выражении «выпил три стакана» происходит подмена содержимого на название емкости. Синекдоха — перенос общего на частное или с части на целое: «Все спит — и человек, и зверь, и птица».

Источник

Что такое метафора в литературе? Примеры

Метафора — это пере­нос назва­ния с одно­го пред­ме­та или явле­ния дей­стви­тель­но­сти на дру­гой на осно­ве их сход­ства в каком-либо отно­ше­нии или по контрасту.

Метафора явля­ет­ся одним из самых рас­про­стра­нён­ных худо­же­ствен­ных тро­пов в лите­ра­ту­ре. Метафора осно­вы­ва­ет­ся на сход­стве пред­ме­тов или явле­ний в самых раз­лич­ных чер­тах. Она воз­ни­ка­ет из срав­не­ния, сопо­став­ле­ния ново­го пред­ме­та с уже извест­ным и выде­ле­ния общих их признаков.

Определение

Вот какое опре­де­ле­ние, что такое мета­фо­ра дает Википедия:

Что такое метафора и как ее определить. Смотреть фото Что такое метафора и как ее определить. Смотреть картинку Что такое метафора и как ее определить. Картинка про Что такое метафора и как ее определить. Фото Что такое метафора и как ее определить

Чтобы появи­лась мета­фо­ра, сле­ду­ет най­ти точ­ки сопри­кос­но­ве­ния двух пред­ме­тов или явле­ний в чем-то, например:

Именно поэто­му мета­фо­ру счи­та­ют скры­тым срав­не­ни­ем, в кото­ром отоб­ра­жа­ют­ся как посто­ян­ные, так и вре­мен­ные, пре­хо­дя­щие, слу­чай­ные сход­ства предметов.

Но в отли­чие от срав­не­ния мета­фо­ра выра­жа­ет усто­яв­ши­е­ся сход­ства предметов.

Например, в осно­ве мета­фо­ри­че­ской свя­зи зна­че­ний суще­стви­тель­но­го «нос» лежит сход­ство пред­ме­тов по фор­ме и рас­по­ло­же­нию в пространстве:

На осно­ве внеш­не­го сход­ства полу­чи­ли оди­на­ко­вые наиме­но­ва­ния швей­ная и хирур­ги­че­ская игла, лист хвой­но­го дере­ва (игла сос­ны, ели, кед­ра) и игла неко­то­рых живот­ных (ежа, дикобраза).

Метафоричными явля­ют­ся свя­зи живот­ное — чело­век и отсю­да воз­ник­шие наиме­но­ва­ния людей в пере­нос­ном смысле:

Общность при­зна­ка дела­ют воз­мож­ным вот такие пере­но­сы при­зна­ка лица на предмет:

Перенос зна­че­ния одно­го сло­ва на дру­гой, то есть воз­ник­но­ве­ние мета­фо­ры, свя­зан с их сходством:

Что такое метафора и как ее определить. Смотреть фото Что такое метафора и как ее определить. Смотреть картинку Что такое метафора и как ее определить. Картинка про Что такое метафора и как ее определить. Фото Что такое метафора и как ее определить

Примеры литературных метафор

И может быть — на мой закат печаль­ный блес­нёт любовь улыб­кою про­щаль­ной. (А.С.Пушкин)

Нам доро­га твоя отва­га, огнём душа твоя пол­на. (М.Ю. Лермонтов)

Пора золо­тая была, да сокры­лась. (А.Кольцов)

Луна будет улы­бать­ся весь вечер. (А. Чехов)

Тоска необъ­ят­ная жра­ла его, и безы­мян­ный червь точил его серд­це. (Н. Гоголь)

Прапорщики воткну­лись гла­за­ми в царя. (А. Толстой)

Источник

Метафора — что это такое в литературе и обычной речи с примерами

Что такое метафора и как ее определить. Смотреть фото Что такое метафора и как ее определить. Смотреть картинку Что такое метафора и как ее определить. Картинка про Что такое метафора и как ее определить. Фото Что такое метафора и как ее определить

Метафоры – слова и целые выражения, употребляемые в переносном смысле с целью придания повседневной или письменной речи образности, выразительности или яркости. Это литературный прием, шагнувший со страниц книг в повседневную жизнь. Предмет или явление, в отношении которого используется метафорическое иносказание, сравнивается с аналогичным ему предметом или явлением. При этом выделяется общий признак, определение которого в ряде случаев доступно только автору метафоры, переносящему свойства с одного предмета на другой по своему сугубо субъективному суждению.

Зачем и когда использовать метафоры

Иносказания обогащают язык, речь становится яркой, образной, красивой. При этом используя метафору, человек может, как похвалить собеседника, так и оскорбить его. Примеры положительных метафор:

В переносном смысле в негативном ключе слова могут использоваться следующим образом:

Метафоры нередко встречаются в поговорках:

Важно! Без метафор в принципе можно обойтись, но с ними литературный язык приобретает особый окрас. Кроме того, одним метко сказанным словом можно заменить целое предложение.

Что такое метафора и как ее определить. Смотреть фото Что такое метафора и как ее определить. Смотреть картинку Что такое метафора и как ее определить. Картинка про Что такое метафора и как ее определить. Фото Что такое метафора и как ее определить

Виды метафор

В специализированной литературе выделяют простые и развернутые метафоры. Простые подразделяются на:

Развернутые метафоры представляют собой отдельные куски текста. Часто используются поэтами для рифмы и выражения особых свойственных только конкретному человеку мыслей. К развернутым иносказаниям прибегали Есенин, Тютчев, Фет. Например, у Есенина встречаем: «отговорила роща золотая («золотая» – метафора) березовым, веселым языком». Ясно, что березы говорить не умеют, и никакого языка, в том числе, и веселого, у них нет. Березовый лист явно сделан не из золота. Но и именно слово «золотой» делает эту строку такой яркой и звучной.

Метафоры также могут быть:

Чаще всего авторские метафоры встречаются в произведениях классической мировой литературы. Но некоторые из них являются производными народного творчества, например: грозный царь, добрый молодец, дума черная.

Примеры метафор, используемых в повседневной жизни

Люди употребляют метафоры в повседневной речи в основном для подчеркивания каких-либо внешних или внутренних качеств человека. Например:

Иногда метафоры проскальзывают и в жаргонной речи – «получить по тыкве» — получить по голове.

Что такое метафора и как ее определить. Смотреть фото Что такое метафора и как ее определить. Смотреть картинку Что такое метафора и как ее определить. Картинка про Что такое метафора и как ее определить. Фото Что такое метафора и как ее определить

Метафоры в произведениях русских классиков

Особое отношение к метафоре отмечается у русских классиков. Например, Ф.М. Достоевский употреблял иносказания одному ему свойственным образом, стараясь не переусердствовать. В произведениях Достоевского метафоры встречаются редко, И. Анненский и вовсе считал, что Федор Михайлович все украшательство в тексте презирал, за исключением случаев употребления лиричных слов. Достоевский прибегает к метафорам, желая с их помощью показать персонажа с не самой лучшей стороны, рассказать читателю о том, что реальное положение дел героя несколько не соответствует тому, что он о себе мнит. Пример: «Фома Опискин был сыт одним благородством своей души. » («Село Степанчиков и его обитатели»).

Что такое метафора и как ее определить. Смотреть фото Что такое метафора и как ее определить. Смотреть картинку Что такое метафора и как ее определить. Картинка про Что такое метафора и как ее определить. Фото Что такое метафора и как ее определить

Совсем по-другому относились к метафорам Ф. Тютчев, А. Пушкин, М. Лермонтов и С. Есенин. В поэмах и прозе названных авторов метафоры нередкие гости.

Метафоры — слова, употребление которых делает русский язык образным, певучим, лиричным. Есть подобные выражения и в иностранных языках, но именно русские метафоры наиболее интересны, многие из них авторские и даже народные.

Источник

Метафора

Косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего сравнение.

Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения.В метафоре можно выделить 4 «элемента»:

Категория или контекст,

Объект внутри конкретной категории,

Процесс, каким этот объект осуществляет функцию,

Приложения этого процесса к реальным ситуациям, или пересечения с ними.В лексикологии — смысловая связь между значениями одного полисемантического слова, основанная на наличии сходства (структурного, внешнего, функционального).

Метафора часто становится эстетической самоцелью и вытесняет первоначальное исходное значение слова. У Шекспира, например, часто важен не исходный житейский смысл высказывания, а его неожиданное метафорическое значение — новый смысл. Это приводило в недоумение Льва Толстого, воспитанного на принципах аристотелевского реализма. Проще говоря, метафора не только отражает жизнь, но и творит её. Например, Нос майора Ковалёва в генеральском мундире у Гоголя — это не только олицетворение, гипербола или сравнение, но и новый смысл, которого раньше не было. Футуристы стремились не к правдоподобию метафоры, а к её максимальному удалению от изначального смысла. Например, «облако в штанах». Исследователи отмечают сравнительно редкое употребление метафоры в советской художественной литературе, хотя об её «изгнании» говорить не приходится (см., например: «Вот мы и разошлись. Топот смолк, и в поле пусто» (А. Гайдар, «Судьба барабанщика»).

В 1970-е годы появилась группа поэтов, начертавших на своём знамени «метафора в квадрате» или «метаметафора» (термин Константина Кедрова).

Отличительной чертой метафоры является её постоянное участие в развитии языка, речи и культуры в целом. Это связано с формированием метафоры под воздействием современных источников знаний и информации, использованием метафоры в определении объектов технических достижений человечества.

Источник

Что такое метафора и как её использовать в текстах

Что такое метафора и как ее определить. Смотреть фото Что такое метафора и как ее определить. Смотреть картинку Что такое метафора и как ее определить. Картинка про Что такое метафора и как ее определить. Фото Что такое метафора и как ее определить

Добрый день, друзья-читатели и сочинители!

С вами Елена Никитина, и сегодня на повестке дня метафора. Поговорим о том, что это такое, как ее обнаружить в тексте и для чего используется этот художественный прием.

Пишущая публика сталкивается с необходимостью сделать свое творчество более привлекательным. Для этого применяются различные средства выразительности, или тропы.

Тропы (от древнегреческого τρόπος — оборот) — фразы, употребленные в переносном значении (объект описания наделяется свойством другого объекта). Они используются для создания художественной образности.

Основными тропами считаются метафора и метонимия. Кроме этого, существует аллегория, иносказание, эпитет, синекдоха, сравнение, олицетворение, гипербола, литота, ирония, катахреза.

Первые три из них многие ученые склонны рассматривать как частные случаи нашего предмета рассмотрения. Теперь о том, что означает слово «метафора».

Что такое метафора и как ее определить. Смотреть фото Что такое метафора и как ее определить. Смотреть картинку Что такое метафора и как ее определить. Картинка про Что такое метафора и как ее определить. Фото Что такое метафора и как ее определить

Значение термина

Впервые данное обозначение предложил Аристотель, сформулировавший следующее определение.

Метафора — это несвойственное имя, перенесенное с рода на вид, с вида на род, или с вида на вид, или по аналогии.

Но ученый понимал метафору очень широко, включая в нее метонимию. С течением времени лингвисты сузили значение понятия, добавив, что перенос значения основан на подобии.

Что такое метафора и как ее определить. Смотреть фото Что такое метафора и как ее определить. Смотреть картинку Что такое метафора и как ее определить. Картинка про Что такое метафора и как ее определить. Фото Что такое метафора и как ее определить

Таким образом, мы понимаем метафору как троп, описывающий один предмет при помощи названия или признаков другого, схожего. Говоря кратко, уподобление по сходству.

Вот пример с объяснением:

Гуляет ветреный кистень

По золотому войску нив… (В. Хлебников)

Колосья сравниваются с войском, а сила ветра – с кистенем, т. е. природные объекты уподобляются объектам человеческого мира и рукотворным предметам.

Этот троп соединяет несоединимое по признаку цвета, объема, формы, фактуры, назначения предметов, а также вызываемых ими ощущений и ассоциаций:

Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя… (К. Бальмонт)

В самом деле, стихии огня и воды достаточно далеко отстоят друг от друга — их сводит воедино только уникальная авторская метафора. В обычной речи мы сказали бы: в плеске прибоя.

Метафора «в чистом виде» не называет сравниваемый объект, но он легко восстанавливается из контекста, как показано выше. Иногда (в данном случае — чтобы показать нарастание тактильных ощущений персонажа) ей предшествует сравнение — его легко можно обнаружить по союзам как, словно, будто и др.

Вдруг, неожиданно для себя, обернулся Барыба и, стиснув челюсти, запустил глубоко руки в мягкое что-то, как тесто (сравнение).

– Ах ты етакой, а? Да ты что ж это, вон что, а? Ну, так уж и быть, для тебя согрешу, для сиротинки.

Потонул Барыба в жарком и сладком тесте (метафора). (Е. Замятин)

Тестом называется тело грузной купчихи Чеботарихи, о чем несложно догадаться, читая отрывок.

Классификация

На самом деле, существуют разные виды метафор, и образная – та самая, о которой ведем речь, – лишь кусочек пирога. Но зато самый лакомый.

Образ – это отражение внешнего мира в нашем сознании. В сознании поэтов он отображается несколько иначе – потому-то мы не перестаем удивляться яркости, неожиданности их метафор:

Я клавишей стаю кормил с руки

Под хлопанье крыльев, плеск и клекот. (Б. Пастернак)

Чем более удалены друг от друга, не похожи между собой предметы, сопоставленные в метафоре, тем более сочной и запоминающейся она получается.

Образ здесь может вмещаться в слово, выражаться словосочетанием, предложением, сверхфразовым единством (смысловым отрывком текста, состоящим из одного или нескольких абзацев, скрепленных общей темой), распространяться на главу или даже разворачиваться в пределах большого произведения (как, например, представление людей как марионеток в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия»).

Вот тут мы подходим к видам метафор.

По восприятию выразительности выделяют резкую (живую: крылья огня) и стертую (забытую, неосознаваемую: ножка стула) метафору. К последней близка метафора в виде формулы – она представляет собой застывшее выражение: книга жизни, чаша бытия.

В отдельный вид (и это уже по объему) просится развернутая метафора, которая охватывает весь фрагмент речи, как в стихотворении:

Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя,

И волна, проблистав белизной в вышине,

Точно конь, распаленный от бега и боя,

В напряженье предсмертном домчалась ко мне.

И за нею другие, как белые кони,

Разметав свои гривы, несутся, бегут,

Замирают от ужаса дикой погони,

И себя торопливостью жадною жгут.

Опрокинулись, вспыхнули, вправо и влево,-

И, пред смертью вздохнув и блеснувши полней,

На песке умирают в дрожании гнева

Языки обессиленных белых огней. (К. Бальмонт)

Реализованная метафора используется для создания комической ситуации, часто представляет собой понимаемый буквально фразеологизм:

Счастье выпало большое,

Молодежь свое возьмет,

Прихватив еще чужое. (Е. Запяткин, творящий под псевдонимом ЗЕВС)

Или вот еще: Ушел в себя, вернусь не скоро.

Функции

Зачастую люди используют метафору неосознанно (например, стертую). Каковы же ее функции в сознательном употреблении?

Сопоставление одного и того же предмета с различными явлениями позволяет дать ему совершенно разную оценку. Хорошо работает на выявление этой оценки метод ассоциаций: для одних, например, школа – это тюрьма, для других – большая семья.

Так, например, действие, обычно называемое одним словом, именуется несколькими: дурачиться – валять дурака, валять Ваньку и т. д. В контекст фразы вводится новый объект, а речь приобретает выразительность.

Позволяет заметить в предмете главное либо открыть новые его стороны: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. (Мф. 5:13).

Иногда метафора облегчает понимание и запоминание. Классический школьный пример: Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

История метафоры

Что такое метафора и как ее определить. Смотреть фото Что такое метафора и как ее определить. Смотреть картинку Что такое метафора и как ее определить. Картинка про Что такое метафора и как ее определить. Фото Что такое метафора и как ее определить

Если углубляться в историю языка, все наши переносные и вторые словарные значения, такие как ручка двери и горлышко бутылки в прошлом были метафорами. Первый произнесший их художник слова, как и его слушатели, осознавал образность фразы. И настолько всем она понравилась, что прочно закрепилась в языке и утвердилась в качестве единственно возможного варианта наименования предмета.

Более того, так образовывалось едва ли не каждое привычное нам слово. Так, выдающийся ученый А. А. Потебня приводит в пример слово окно: когда-то оно образовалось от слова око, т. е. в поэтическом представлении наших предков связывалось с очами дома.

Именно это метафорическое представление о слове (названное Потебней внутренней формой) и закрепилось в русском языке (а также в чешском, польском, словенском, словацком), в отличие, например, от английского window, образованного от wind (ветер). Кстати, в родственном нам болгарском окно звучит как прозорец, что тоже передает идею взгляда.

И сейчас, как во все времена, метафора принимает живое участие в творении повседневной речи, а вместе с ней – и реальности. Ибо, как сказал В. Гумбольдт, мы воспринимаем мир не иначе как сквозь призму языка, на котором говорим. Да-да, язык не только выражает, но и формирует наши понятия. Кому интересно подробнее, почитайте в интернете о языковой картине мира этноса.

Возвращаясь к теме, напомню, что наименования таких знакомых предметов, как компьютерная мышь и значка @ (собака) – тоже метафоры, только стертые, неосознаваемые как образные выражения. Тем более, поэтичность совсем забудется, когда проводные мышки окончательно исчезнут из употребления.

В разные времена метафора может осознаваться по-разному. Может утрачивать, а может приобретать выразительность.

Так, в повторяющейся строчке из гомеровской «Одиссеи»:

Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос… (Перевод В. Жуковского)

для нашего восприятия заря в образе молодой девушки и солнечные лучи в виде ее пальцев определенно метафоричны. Но для древних греков все было иначе. Их божества вначале отождествлялись с природными стихиями, а затем стали антропоморфны (приняли человеческий облик). И эллины верили, что каждое утро сама богиня Эос показывается над горизонтом, а тонкие розовые облачка – ее персты.

Сфера применения

Метафора — главный из тропов, т. к. она рождает яркие, интересные, неожиданные образы.

Перенос значения глубже и тоньше передает чувства, эмоции, ощущения героя (иногда равного автору), а потому широко используется в литературе и публицистике.

Однако не стоит думать, что этими сферами ее употребление ограничено. Человеку свойственна потребность в образности – недаром ей богато украшены народные пословицы и поговорки:

Неизменным успехом у слушателей пользуются рассказчики, уснащающие свою речь различными тропами. Следовательно, в разговорной речи без них не обойтись. Метафора проникает даже в жаргон: получить по тыкве.

В ораторском искусстве для влияния на аудиторию этот прием незаменим. Что уж говорить о рекламе!

Чем ярче образ товара, тем сильнее он воздействует на потребителя. В рекламе важно задействовать именно чувственное восприятие целевой аудитории, что и достигается при помощи данного тропа.

К примеру, слоган — Тамада грузинских вин, придуманный для вина фирмы “Тамада”, создает богатый ассоциативный ряд с щедрым застольем, весельем, знаменитым грузинским гостеприимством, широтой души и т. д., попутно метафорически представляя названную марку как главаря пиршества.

Способ обнаружения

Что такое метафора и как ее определить. Смотреть фото Что такое метафора и как ее определить. Смотреть картинку Что такое метафора и как ее определить. Картинка про Что такое метафора и как ее определить. Фото Что такое метафора и как ее определить

Если возникает вопрос, как найти метафору в тексте, можно поступить следующим образом:

Бывает, сразу обращает на себя внимание яркий образ, упоминаемый неоднократно. Это развернутая метафора. Как правило, ее видно сразу, потому что она раскрывается с новых сторон во многих фрагментах произведения, как в примере про море (несколько раз упоминается слово конь, упоминаются конские гривы, глаголы, означающие свойственные лошадям быстрые движения и т. д.)

Чтобы убедиться в своей правоте, попытайтесь представить образ буквально (войска золотого цвета, стоящего в поле и разметаемого кистенем, в реальности не существует). Если в реальности предметы не состыковываются между собой, перед вами переносное употребление. Окончательно проверить себя можно по толковому словарю.

Так, клавишей стая — это, как минимум, октава, как максимум — все клавиши фортепиано. Здесь в переносном значении употреблено слово стая, т. к. клавиши уподобляются птицам (а само стихотворение описывает игру на фортепиано), но никак не наоборот.

Пригоршнями водяных горошин
Плещет черноморская
Волна. (С. Есенин)

С горошинами сравниваются брызги, но они не упоминаются в тексте.

Тогда как в другом отрывке этого же стихотворения мы видим сравнение:

Как лампы с абажуром,
Светятся медузы из воды…

Это тоже разновидность метафоры, но ее принято классифицировать отдельно.

Если по цвету, форме, объему, издаваемому звуку, тактильным ощущениям — это сходство. Перед нами метафора. Если по отношениям: материал — предмет, из него изготовленный (она блистала каменьями, т. е. украшениями из камня), действие — орудие действия (все решит меч, т. е. битва) и пр., это отношения смежности. Перед нами метонимия.

Повседневная польза

Метафора существует не только на страницах книг. Она живет в воображении своего создателя. Чем более развито воображение, тем более метафорично мыслит и живет человек. Зачастую такой способ мировосприятия помогает творить не только художественные произведения, но и собственную реальность. Как минимум – формировать отношение к окружающей действительности.

Помню, в студенческие годы мне было проще переносить различные неурядицы, осознавая свою жизнь как кино. Что характерно, такая ассоциация у меня присутствовала и в детстве (под влиянием модных «мыльных опер»), только не совсем отчетливо понималась.

Рожденный примерно на втором курсе «манифест актрисы», неоднократно вспоминаемый впоследствии, помогал мне справляться с разными стрессами:

Моя жизнь — как кадры кинофильма,

Как еще не снятый сериал.

Непонятно только, кто всесильный

Для меня сценарий написал.

Я снимаюсь только в главной роли –

Иногда, к несчастью, не в своей –

В окруженье множества героев

И эпизодических ролей…

Метафоры стимулируют правое полушарие, отвечающее за образное восприятие. Емкий образ вызывает в сознании чувственно воспринимаемые ассоциации. Это не только способствует творческому развитию, но и помогает решить трудные логические задачи. Так наши предки соорудили сложные технические механизмы, наблюдая за строением животных и птиц. Используя метафоры и аналогии, мы порой неожиданно для себя находим выход из ситуации.

Это выразительное средство помогает погрузить человека в транс и наладить общение с ним. Не случайно на метафорах основаны различные магические тексты, например, заговоры:

Месяц в небе, солнце в дубе, червяк в зубе. Аминь, аминь, аминь.

В межличностном общении использование пословиц, поговорок (не без участия данного тропа) помогает выразить свою мысль твердо, не обижая собеседника:

На уроках литературы подмечается, как троп раскрывает внутренний мир автора:

Ах, как птицы поют – так в неволе не спеть.

Это сладкое слово «свобода»!

Соловьи, соловьи, я б хотел умереть

Под акафист подобного рода! (Иеромонах Роман (Матюшин))

В одном емком слове акафист (радостная хвалебная песнь в честь святых) и мировосприятие, и жизненный путь поэта-монаха.

Но ведь люди пользуются метафорами и в обычной жизни. Наблюдение за излюбленными выражениями собеседника, пусть не его собственными, позволяет сделать выводы о его характере, темпераменте, ценностях, кругозоре.

Так, использование «военных» терминов (победа, поражение, атака, наступление): мама меня атакует, я сегодня победил математичку – получил «пятерку». – и т. д. говорит о важности физической и моральной силы для человека.

Изучив речевое поведение собеседника (т. е. его частые выражения, темп и характер высказываний (конструкцию предложений, их объем)), мы можем немного подстроиться под него для облегчения диалога. Мне помогало в работе с умственно отсталыми детьми.

Не случайно метафоры используются в притчах, помогая создать сильные, понятные и запоминающиеся образы, и в детских жанрах фольклора – для развития образного мышления малышей.

Кузница метафор

Как мы видим, повседневная человеческая деятельность без метафор не обходится. Еще важнее правильно использовать этот троп в словесном творчестве, чтобы научиться писать красиво. Любители чтения, а тем паче сочинения, согласятся, что пара-тройка емких фраз освежает, ободряет текст, добавляет ему привлекательности.

Как же сотворить яркие метафоры, украшающие тексты?

По словам А. А. Потебни, «искусство есть деятельность», т. е. поэзия не отображает готовые, а творит новые идеи. Поэтому сложно специально сочинять метафору. Невозможно метафорой отразить существующее – его надо заново выдумать.

Нет, разумеется, описывая море, мы не выдумываем его – оно прекрасно существовало и до нас – мы просто каждый раз придумываем новый его образ. Уверена, для многих бальмонтовское сопоставление прибоя с пожаром, приведенное выше, было весьма неожиданным. Для меня – точно.

Как и в любом творчестве, нужен источник вдохновения. Это не только сама окружающая действительность, но и ее описание классиками и современниками. Больше читайте интересных текстов – и рука сама потянется сотворить нечто не хуже.

Очень хорошо, если вдохновляющее творчество будет разноплановым. Потому что восточная цветистость речи (Он свернул ковер нетерпения и уложил его в сундук ожидания. Л. Соловьев. Повесть о Ходже Насреддине) – это одно, есенинская природная образность – совсем другое, а выразительность современных авторов – третье. Механизм мышления, традиции и, следовательно, результат отличаются.

Из современников меня очень вдохновляет (как удобно, что далеко ходить не надо!) творчество моей бывшей одногруппницы Ольги Юрьевой.

Что такое метафора и как ее определить. Смотреть фото Что такое метафора и как ее определить. Смотреть картинку Что такое метафора и как ее определить. Картинка про Что такое метафора и как ее определить. Фото Что такое метафора и как ее определить

Пусть это (пока еще) не признанный автор, но пожелаем ей успеха. А вообще учиться можно не только у великих. Многие художники создают шедевры по мотивам творчества своих детей.

Читая понравившийся текст, задумывайтесь над тем, как создана метафора. С чем сравнивается предмет? А с чем бы сравнили его вы? Попробуйте записать на листочке несколько ассоциаций. Впоследствии к списку можно вернуться, чтобы дополнить его или почерпнуть идею.

Если вам повезло найти творческое общество (хотя бы в лице одного друга), устройте мозговой штурм. Это помогает хорошо. Мои воспитанники из интерната в игре в ассоциации выдавали мне замечательные результаты.

Если собственно метафоры, т. е. скрытые сравнения, даются не очень легко, попробуйте придумать побольше «обычных» сравнений и трансформировать их в метафоры.

Возможно, поначалу ничего, на ваш взгляд, оригинального не получится. Как говорится, терпенье и труд все перетрут.

Все же, творя образ, достойный включения в текст, не забывайте, что до вас его могли сотворить другие. Очень часто в нашей поэзии глаза сравниваются с озерами:

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут… (С. Есенин)

Как озера, глаза твои синие…

В тех озерах — такая синь!

Горизонта теряется линия

В запределье хрустальных глубин. (Динислам Алтынгузин, современный поэт из Башкортостана)

И по запросу Яндекса найдется немало поэтических сопоставлений.

Есть даже рекомендации по составлению комплимента с этой метафорой.

Что такое метафора и как ее определить. Смотреть фото Что такое метафора и как ее определить. Смотреть картинку Что такое метафора и как ее определить. Картинка про Что такое метафора и как ее определить. Фото Что такое метафора и как ее определить

Поэтому, как бы ни манила неисчерпаемая бездонность озерного образа, попробуйте переключиться на другие варианты:

Безнадежные карие вишни… (А. Вознесенский)

Или так: эти глаза напротив — калейдоскоп огней… (Т. Сашко)

Кстати, интересно, какие ассоциации с глазами родятся у вас. Делитесь в комментариях!

В заключение – замечательное метафорическое пожелание всем творящим:

Учись, художник, у него,-

И если твой талант крупица,

Соделай с нею чудеса,

Взрасти безмерные леса

И сам, как сказочная птица,

Умчись высоко в небеса,

Где светит вольная зарница,

Где вечный облачный прибой

Бежит по бездне голубой. (К. Бальмонт)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *