Что такое мерка в математике
Занятие по ФЭМП в старшей группе «Условная мерка»
Гореликова Оксана Константиновна
Занятие по ФЭМП в старшей группе «Условная мерка»
Всем пользователям портала доброго воскресного дня. Сегодня я хочу поделится своим занятием в старшей группе по ФЭМП. Тема»Условная мерка«
Измерение предметов с помощью условной мерки очень сложный материал,деткам дается с трудом.
образовательными я ставлю:
— закрепить знания детей о временах года, сезонных изменениях в природе;
— дать представления о том, что длинны предметов можно сравнить, используя определённую условную мерку;
— упражнять в счете предметов.
С помощью данного занятия у детей старшегодошкольного возраста формируется и развивается:
— развивать познавательный интерес, логическое мышление, воображение, внимание, связную речь.
Материал.Демонстрационный: сюжетные картинки с изображением четырёх времен года; в коробке картинки с изображением предметов, объектов, характерных для определённого сезона: коньки, лыжи, валенки, снеговик, галоши, зонт, грабли, ведро, лейка, панама, сандалии, насекомые, корзина с грибами, желтые листья и т. д.
Раздаточный: предметные карточки – по 2-3 на каждого ребёнка.
Содержание занятия
1. Организационный этап
— Сообщение темы и целей занятия.
— Ребята, посмотрите в окно (подходим к окну). Какую картину вы видите? (Ответы детей слушаем).
— Если бы вы не посмотрели в окно, по словесному описанию можно было бы понять, о каком времени года идёт речь? (Да, все правильно о зиме).
— Давайте сядем за общий стол ребята и поговорим с вами о зиме. Что вы о ней знаете? (Дети называют признаки зимы: холодно, выпадает снег, вода замерзает, превращается в лёд; солнце не греет, только светит; небо часто затянуто облаками. Зимний день короткий, а ночь длинная, рано начинает темнеть. Часто очень стал дуть холодный ветер.
Обсуждаем с детьми, какие изменения происходят в животном мире, чем питаются звери и птицы, как они спасаются от холода. Как одеваются люди, как они отдыхают? Какие детские забавы характерны для этого времени года)
— Какие времена года, кроме зимы, вы знаете дети?
— Какое время года наступит после зимы?
— По каким признакам можно догадаться о приближении весны?
— Какое время года наступит после весны дети?
— Назовите признаки лета дети?
— Какое время года наступит после лета?
— По каким признакам можно догадаться о том, что наступила осень?
(воспитатель обобщает ответы детей)
* Дидактическая игра «Когда это бывает»
* Загадки о временах года, сезонных явлениях и изменениях.
* Измерение протяженности предметов с помощью условной мерки.
(На доске горизонтально закреплена полоска из бумаги. Воспитатель вспоминает с детьми правила измерения предметов. В качестве мерки используется плотная полоска бумаги яркого цвета).
— Чтобы определить длину нашей полоски, её надо измерить. Выбираем мерку. Это может быть нитка, палочка, брусочек, полоска бумаги, картона и т. д. Сегодня такой меркой будут кусочки картона бумаги (прямоугольники). (показываю и объясняю правила измерения). Приложим полоски (прямоугольники) – мерку к полоске бумаги, отметим конец мерки карандашом. Нарисуем палочку, крестик – это будет означать, что мерка уложилась полностью один раз.
Измерение продолжается до тех пор, пока мерка не уложится в полоску последний раз. При каждом измерении рисуем палочку, крестик,что удобнее и понятнее детям. Обсуждаем вместе, как можно определить результат измерения (посчитать палочки и т. д.).
Перед каждым ребёнком лежит полоска бумаги (все полоски одной длины).
— Можете ли вы сравнить ваши полоски и определить, у кого самая длинная. У кого самая короткая полоска? (измеряют, подводят итоги).
— Поменяйтесь полосками и попробуйте сравнить их с помощью одинаковой мерки. (Раздаю мерки. Дети сопоставляют полоски и мерки и убеждаются в том, что они одинаковые).
— Какой способ, на ваш взгляд дети, быстрее и проще? (сравнения).
* Игра «В какой руке сколько».
— Что дети узнали нового сегодня на занятии?
— Молодцы дети,все с заданием справились.
«Путешествие на Луну». Интегрированное занятие по ознакомлению с миром природы и ФЭМП в подготовительной группе Задачи: Образовательная: Научить детей элементарным экологическим знаниям: Луна – это спутник Земли. Луна делает один оборот вокруг Земли.
Интегрированное занятие по ФЭМП «Скворечники для скворцов» в первой младшей группе Интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе «Скворечники для скворцов»[/b].
Открытое занятие по ФЭМП в младшей группе «На помощь машеньке» Цель – развитие познавательной, коммуникативной, эмоциональной и двигательной сферы. ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: • Закрепить понятия: один,.
Открытое занятие по ФЭМП в средней группе «Путешествие по сказке «Репка» Занятие в средней группе по ФЭМП на тему: «Путешествие по сказке «Репка» ЦЕЛИ: 1. Образовательная Закрепить понятия о частях суток Закрепить.
Занятие по ФЭМП с использованием нетрадиционной техники «Задания Великого и Ужасного Гудвина» в подготовительной группе муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лазорики» г. Волгодонска (МБДОУ ДС «Лазорики» г. Волгодонска).
Занятие по ФЭМП «Путешествие в страну «Геометрия» в подготовительной группе Занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну Геометрии» Елена Владимирова. Цель: Закрепление геометрических фигур. Задачи:.
Занятие по ФЭМП «Состав числа 9» в подготовительной группе Занятие по ФЭМП в подготовительной группе. Тема: Состав числа 9. Программное содержание: Познакомить с составом числа 9 из единиц. Познакомить.
Занятие по ФЭМП во второй младшей группе «Один и много» Цель: учить составлять группы предметов по образцу; пользоваться словами: один, много; учить отгадывать загадки; познакомить с геометрической.
НОД по ФЭМП в старшей группе на тему «Условная мерка»
Ирина Епифанцева
НОД по ФЭМП в старшей группе на тему «Условная мерка»
НОД по ФЭМП в старшей группе тема: «Условная мерка»
Цель: Выполнять практическое измерение длины с помощью мерки.
Задачи: Закреплять знание числового ряда, чисел последующего и предыдущего.
Упражнять в измерении протяженности с помощью условной мерки.
Упражнять в назывании последовательности дней недели.
Закреплять знание геометрических фигур.
Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, интерес к предмету
Воспитатель: У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся.
Присаживайтесь. А мы поиграем.
Какой же сегодня день недели. (правильно, вторник.)
Какой будет следующий день недели
Какой был вчера день?
Сколько дней в неделе
Как называется последний день недели.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Назови пропущенную цифру» Я считаю от 0 до 7, пропуская одну цифру. Ребенок, отвечает и находит ее на столе и садится, туда, где лежит эта цифра.
Ребятки, а здесь конверт. Что же в нем?
Геометрические фигуры. Что это за фигуры?
И записка с загадкой.
«Черный дом по рельсам мчится,
Только пар над ним клубится.» (Правильно, паровоз.)
3. Задание Собрать из фигур паровозик
Воспитатель: А паровоз, не один. Слушайте еще загадку.
«Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок…
Да, правильно, паровоз везет за собой вагоны.
Воспитатель: Посмотрите, ребятки на столе у меня вагоны, но вот незадача у них нет стекол, и пассажирам будет холодно, давайте застеклим окна.
У вас на лотках лежат полоски разной длины. Из этих полосок мы будем делать стекла, но подойдет только одна полоска.
Хороший мастер, прежде чем начать что-то изготавливать все тщательно измерит. И нам с вами нужно измерить, какого же размера нужны окна для вагонов. Давайте вспомним, что значит условная мерка. Какой она может быть.
В древности человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда древний человек, уже мыслящий, попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего жилища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги.
В Древней Руси существовали свои измерения. Древнейшими мерами длины являются локоть и сажень. Локтем являлась длина от локтя до переднего сустава среднего пальца. Сажень простая — расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой, пядь — расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при наибольшем возможном их раздвижении.
Люди уже давно поняли, что необходимы одинаковые для всех меры. А у нас с вами будет «Мерка». То чем измеряют, называется меркой. Меркой будет служить зеленая картонная полоска. Сейчас мы посмотрим сколько раз она уложится по длине полоски.
Вспомните правила измерения линейных величин: начинать надо точно от конца, уложить полоску – мерку прямо. Укладываем до тех пор, пока не будет измерена вся длина желтой полоски. Нарушение правила измерения ведет к ошибочному результату.
Подойдет только та полоска, в которой мерка уложится 4 раза.
Берем полоску, и начинаем отмерять от левой стороны. Прикладываем мерку и отмечаем карандашом. Сколько мерок нужно отложить?
Возьмите с моего стола вагон и вставьте полоску в прорезь.
А теперь, у кого цифра 1 прикрепит свой вагон к паровозу. Какой по счету твой вагон?
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(дети садятся на стульчики, руки под щеку)
Итог. Что мы сегодня делали на занятии?
Закрепляли названия и последовательность дней недели,
Играли в игру «Назови пропущенную цифру»
Назвали геометрические фигуры и составляли из них паровозик.
Отмеряли условной меркой.
«Геометрические фигуры». Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе Конспект НОД по ФЭМП «Геометрические фигуры» (Старшая группа) 2018год Программное содержание: 1. Закреплять умения классифицировать множество.
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Математика в сказке» ЦЕЛЬ: 1. Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать.
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе на тему «Сравнение по длине» Цель: Учить сравнивать предметы по длине Задачи: Обучающие задачи: сравнивать предметы по длине, обозначать результаты сравнения словами.
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему «Число 10. Количественный счёт в пределах 10» Ведущая образовательная область: познавательная Виды детской деятельности: игровая, музыкально-художественная. Формы организации: фронтальная,.
НОД по ФЭМП в старшей группе «Часы с Кукушкой» «ЧАСЫ С КУКУШКОЙ» ЦЕЛЬ: Обобщение и закрепление математических знаний и знаний о временных эталонах используя инновационные технологии.
НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие на Луну» Цель: Воспитывать познавательный интерес к математике. Задачи: Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Совершенствовать.
НОД по ФЭМП в старшей группе «Страна Математики» Программное содержание: Область: Задачи: Познавательное развитие: 1. Закреплять умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;.
НОД по ФЭМП в старшей группе «В гости к Лесовичку» Нод по ФЭМП в старшей группе «В гости к Лесовичку» Интеграция: «Познавательное развитие»; Художественно – эстетическое развитие»; «Физическое.
НОД по ФЭМП в старшей группе «Цифра 8 потерялась» НОД в старшей группе по ФЭМП «Цифра 8 потерялась» Цель: закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр, формировать.
Открытое занятие по математике в средней группе «Условная мерка»
Татьяна Романевич
Открытое занятие по математике в средней группе «Условная мерка»
Тема: Условная мерка.
Цель: уметь использовать условную мерку по назначению.
Задачи: Учить применять условную мерку для измерения предметов. Познакомить с понятием условная мерка.Закрепить понятия величины: выше, ниже. Упражнять в умении соотносить количество предметов с числом его обозначающим.Продолжать формировать представления о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике. Развивать логику.
Словарь: условная мерка.
Раздаточный материал: карточки с заданием (цифра и 5 кружечек, карандаш красный, условные мерки, карточки с заданием (пальмы разные по высоте, наборы шаблонов посуды (чайник, кастрюля, сковорода, полоска с тремя свободными концами, наборы разноцветных геометрических фигур (большие и маленькие круги, квадраты, треугольники, лепестки с именами детей.
Ход занятия:
Звучит музыка-сигналы. Воспитатель заводит детей в группу.
— Ребята, вы слышите, кто-то зовет нас на помощь.
На доске плакат с пальмой, на которой сидит Лунтик.
— Да это же наш друг Лунтик зовет нас. С ним случилась беда. Хотите узнать? Тогда быстро усаживайтесь, а я вам расскажу.
Дети рассаживаются на свои места.
— Лунтик гулял по Африке и увидел на пальме бананы. Он очень их любит, но они висели очень высоко. Лунтик сделал лесенку и залез на пальму, но злой Бармалей сломал некоторые ступеньки и теперь Лунтик не может спуститься. Давайте ему поможем!
— Чтобы найти ступеньки нужно выполнить очень сложные задания.
— Чтобы быть очень внимательнымивыполним зарядку для глаз:
Наши глазки, как часы – тик-так, тик-так.
Помогают нам они тик-так, тик-так.
Буратино длинный нос задает всегда вопрос.
— положите перед собой карточку, вот такую. (показывает) и возьмите наборы геометрических фигур. Слушайте внимательно:
— на верхнюю полоску положите все большие треугольники
— на нижнюю полоску положите все маленькие красные фигуры
— на среднюю полоску положите все маленькие, но не желтые и не красные фигуры.
— Проверьте, (воспитатель показывает карточку). Молодцы убрали фигуры на место.
— Ну, вот одну ступеньку мы заработали.
2.— Второе задание: Таня и Ваня не могут перебраться через речку, чтобы вернуться домой – Бармалей сломал мост. Как можно им помочь? Можно ли перекинуть любой длины дерево? Почему?
— Я вам помогу. Нам нужно дерево определенной длины, а чтобы ее узнать нужно, измерить ширину реки. Это будет условная мерка. Вот у меня есть мерка. Что у меня? Теперь из всех деревьев будем выбирать нужное. Будем прикладывать к каждой пальме, и если мерка будет одинакова по высоте с деревом, то мы нашли нужное. Посмотрите, вот так. Что мы сейчас делали? Правильно искали по мерке нужное дерево.
— Переверните карточку. Что вы там видите? Сейчас вы будете учиться выбирать нужную пальму. Возьмите палочку – это ваша условная мерка. Теперь найдите на карточке нужную нам пальму, а я пройду и посмотрю, как вы справились.
— Молодцы. У нас есть еще одна ступенька.
— Вижу очень трудное было задание. Зарядимся энергией, встали все на зарядку.
Фиминутка: Два хлопка над головой, два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем и на двух ногах поскачем.
— Что стоит на первом месте?
— Что на втором месте? Что на последнем? Что можно сказать про высоту чайника? Что про высоту кастрюли? Убрали все.
— Молодцы заработали третью ступеньку.
— Карандашик я верчу, быть здоровым я хочу.
— Вижу я, что вы готовы.
— Посмотрите,у вас есть карточки: на них цифрой обозначено количество гостей, закрасьте столько кружечек, какая цифра у вас на карточке.
— Молодцы, вот и последняя ступенька.
— Лунтик очень рад, что вы такие отзывчивые и смелые. Посмотрите,под пальмой растут цветы: с красной серединкой цветочек говорит, я все выполняю без ошибок, а с синей серединкой говорит – что мне бывает трудно справиться с заданиями. Сейчас возьмите лепестки девочки и принесите к той серединке, как вы думает сами, как вы занимались. Теперь мальчики. Хорошо мы потом позанимаемся с теми, кому было трудно.
— А еще у Лунтика есть для вас сюрприз – он дарит вам свое чудо дерево. Спасибо вам ребята, что вы у меня такие дружные.
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, ИЗО и математике в старшей группе «Далеко и близко» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности и математике в старшей группе детского сада. [/b].
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Одежда» Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе Тема: «Одежда» Программное содержание: сформировать представление об общем принципе.
Измерение величины с помощью набора мерок (Урок математики)
Цель: Измерять (восстанавливать, отмеривать, строить) величины, фиксировать с помощью графической модели собственный способ действия; записывать, читать и сравнивать числа, полученные в результате измерения-отмеривания.
Тип урока: Постановка учебной задачи, анализ, моделирование.
I. Создание учебной ситуации.
Учитель: Проверим наше настроение. Какое настроение у вас перед уроком?
Дети: Ожидающее – жду от сегодняшнего урока новых ощущений. Спокойное – не боюсь трудностей, не боюсь ошибиться, хочу спокойно работать дальше. Приподнятое – мы всегда такие интересные задания даем. Ликующее – рада, что начинается мой любимый урок и др.
Учитель: Начнем с задачи.
Сколько надо сделать разрезов, что бы разделить батон на четыре части.
Дети предлагают варианты ответов и показывают разрезы по рисунку на доске.
Дети выполняют задание и находят результат.
Учитель: Какой получился результат?
Дети: Итак, не хватает мерки.
Учитель: Находим цифру 2. Измерьте данную величину и запишите результат по мерке Е.
Дети выполняют задание.
Учитель: Какой получился результат?
Находим цифру 3. Слушаем задание.
Выбери мерку, которая была бы удобной для измерения величины М.
Дети подбирают мерку, которая была бы удобной для измерения величины М.
Учитель: Кто выбрал первую мерку? Почему? Удобно ли ее измерять?
Кто выбрал вторую мерку? Почему? Удобно ли ее измерять?
Кто выбрал третью мерку? Почему? Итак, чему равна величина М?
а) Решение практической задачи.
Учитель: Предлагаю продолжить работу и измерить площадь фигуру А с помощью мерок.
На доске показана фигура А.
Учитель: Почему мерка Е2 не подходит? Чем она не удобна?
Дети: Не умещается, слишком большая величина.
Учитель: Это маленькая, это большая. Что вы предлагаете?
Дети: Взять другие мерки.
Учитель: Итак, берем другие мерки. Я предлагаю такие мерки.
Учитель выставляет мерки на доске.
б) Выделение учебной записи (поиска способа измерения).
Учитель: Давайте порассуждаем. Можно ли измерить величину А меркой Е4?
Дети: Можно, но только помещается 1 раз и еще остается.
Учитель: Тогда мы берем мерку Е3?
Дети: Она помещается 3 раза и еще остается.
Учитель: Берем мерку Е2?
Дети: Она помещается. раз и остается.
Учитель: А мерку Е1 мы не берем, потому что измерять ее всю величину неудобно, очень долго и можно ошибиться. Что же делать?
Учитель: Давайте попробуем применить все 4 мерки. Итак, наша задача «Можно ли измерять величину с помощью нескольких мерок?» Измеряем: С какой начнем мерки?
1 ученик на доске, учитель помогает.
Е4 | Е3 | Е2 | Е |
Е | |||
Е2 | Е |
Учитель: Давайте сделаем вывод: Можно ли измерять с помощью набора мерок?
Учитель: Давайте поставим нашу учебную задачу.
Учебная задача: Измерение величины с помощью набора мерок.
Учитель: Чем же мы занимались?
Учитель: Повторим: Учебная задача – измерение величины с помощью учебной задачи.
Работаем с вашими величинами.
Дети на листочках находят величину А.
Учитель: Какая величина дана?
Что мы должны сделать?
Дети: Измерить величину.
Учитель: Измерьте величину используя для этого тот же набор мерок, который был.
Дети самостоятельно измеряют величину А.
Учитель: Как записать результат?
Дети предлагают свои ответы.
Учитель: А ребята Оля, Маша, Саша, Лена предлагают так. Рассмотрим их ответы.
На доске выставляются
А=1 Е4 + 1 Е3 + 2 Е2 + 3 Е1.
Маша ,
|