Что такое мелодекламация в музыке

Мелодекламация

Смотреть что такое «Мелодекламация» в других словарях:

мелодекламация — мелодекламация … Орфографический словарь-справочник

Мелодекламация — (от др. греч. μέλος песнь, мелодия и лат. declamatio упражнения в красноречии) художественная декламация стихов или прозы с использованием музыки. Как прием мелодекламация существовала в оперном искусстве, однако с средины… … Википедия

МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ — (греч. лат. от греч. melos песня, и лат. declamare громко говорить). Чтение поэтических произведений под музыку. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. мелодекламация (см. мело. + декламация) чтение… … Словарь иностранных слов русского языка

МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ — (от мело. и декламация), художественное чтение с музыкальным сопровождением. Как концертно эстрадный жанр мелодекламация распространена в России с 1870 х гг … Современная энциклопедия

мелодекламация — чтение, декламация Словарь русских синонимов. мелодекламация сущ., кол во синонимов: 2 • декламация (10) • … Словарь синонимов

Мелодекламация — (от мело. и декламация), художественное чтение с музыкальным сопровождением. Как концертно эстрадный жанр мелодекламация распространена в России с 1870 х гг. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ — (от мело. и декламация) 1) чтение стихов или прозаического текста в сопровождении музыки; жанр мелодекламации был распространен в России с 70 х гг. 19 в.2) Произведения, основанные на одновременном и поочередном звучании речи и музыки.… … Большой Энциклопедический словарь

МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ — МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ, мелодекламации, жен. (иск.). Действие по гл. мелодекламировать; декламация под аккомпанемент музыки. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ — МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ, и, жен. Декламация стихов или прозы, сопровождаемая музыкой. | прил. мелодекламационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

мелодекламация — и; ж. [от греч. melos напев, песня и лат. declamatio декламация] Выразительное чтение под музыку художественного произведения (обычно стихотворного). Искусство мелодекламации. Слушать мелодекламацию. * * * мелодекламация (от мело. и декламация) … Энциклопедический словарь

Источник

Заметки о мелодекламации

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
«Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!»
Николай Заболоцкий

Однажды один из моих студентов, будущих актеров, попросил рассказать в двух словах о мелодекламации. Я несколько растерялся и даже потерялся, но потом понял, что поколению, воспитанному на кратких пересказах классики, рассказ о мелодекламации в двух словах ничуть не хуже пересказа «Войны и Мира» в трех предложениях. Мой язвительный ответ, что это – всего лишь чтение под музыку, студента вполне устроил. Мне даже показалось, что он посчитал это откровением. «Что попишешь, молодежь – не задушишь, не убьешь!» – вспомнил я строчку Бродского, а сам задумался над сущностью мелодекламации: что я знаю об этом?

Ответ на вопрос «что такое мелодекламация?» можно найти в любом толковом словаре. В разных формулировках там звучит одно и тоже определение – мелодекламация есть выразительное чтение стихов или прозы в сопровождении музыки. Однако у некоторых музыковедов вы можете встретить и такое жанровое определение: «музыкально-поэтическая миниатюра». Этим термином специалисты подчеркивают сходство и родство мелодекламации с русским романсом. А вот методологии, учебника по мелодекламации вы не найдете, как говорится, «днем с огнем».

Как и многие ценители поэзии, пробовавшие себя в жанре мелодекламации, я искал в библиотеках и Интернете хоть какую-либо учебную литературу по этой теме. Однако, кроме огромного количества учебной литературы по культуре речи (Урновой, Козляниновой, Пекарской, Харитонова и более современных авторов) на тот период я не нашел. Эти пособия позволяют научиться художественной декламации, что уже немаловажно для будущего мелодекламатора, но работать по этим учебникам без опытного наставника или педагога невозможно, да и не желательно – самообучение правильной речи сродни самолечению. желательно под опекой педагога.

А вот конкретных учебников по мелодекламации, насколько мне известно, пока в русскоязычном мире нет. Хотя в Википедии и в записках Даниила Хармса упоминается «Краткое руководство по мелодекламации» Волкова-Давыдова, 1903 года, но вряд ли можно считать серьезным учебником брошюру начала прошлого века, которую в руках сегодня держали только пара узких специалистов. Кроме этого мне известны только небольшие методические рекомендации педагогов-речевиков в отдельных российских театральных вузах и консерваториях, и несколько монографий и работ А. В. Ольшевская: «Русская мелодекламация. Истории забытого жанра», «Русская мелодекламация. (Серебряный век)» и «Стихи, прочтенные по нотам», которые, не смотря на свою энциклопедическую интересность, в силу своей научности не смогут дать начинающим хоть какое-то понимание методики мелодекламации.

«Голос – это самое пленительное и неуловимое в человеке. Голос – это
внутренний слепок души. У каждой души есть свой основной тон, а у голоса –
основная интонация. Неуловимость этой интонации, невозможность ее ухватить,
закрепить, описать составляют обаяние голоса».
Теофиль Готье

Есть большая разница в понимании мелодекламации у актеров и певцов. Даже не большая, а огромная. Речевой голос кардинально отличается от певческого. Кроме этого, требования к актерской мелодекламации несколько другие, чем, скажем, к мелодекламации в опере. Именно поэтому я рекомендую тем, кто хочет впервые испытать себя на ниве мелодекламации, в начале своих попыток воспринимать этот жанр просто как чтение под музыку. Но если человек имеет музыкальное образование и его не пугают специфические определения по типу «Мелодекламация как прием объединения и размежевания интонации» или «принципы гибкого отражения смыслового, интонационного и эмоционального движения речи», он может подходить к определению жанра во всеоружии и идти вглубь – вплоть до Шенберга с его «Лунным Пьеро».

«Музыку хочется видеть, а живопись
и скульптуру слышать».
Павел Антокольский

В одном из своих эссе Пастернак называет человеческий слух «глазами души», считая, что именно слух позволяет человеку увидеть невидимое, ощутить неосязаемое и тайное, заключенное в звуковой стороне жизни и искусства.

Когда-то я работал на радио редактором и ведущим радио-шу «Ночной портье». В качестве хобби, однажды, я попробовал записать стихи своих любимых поэтов так, как я это понимаю и слышу. Поскольку я каждый день слушал массу музыки, часто возникало стойкое ощущение, что некоторые стихи, которые я знаю наизусть, в той или иной мере соответствуют некоторым музыкальным вещам – иногда по мелодике, иногда по ритмической структуре, иногда по развитию (завязке, кульминации и развязке), иногда по атмосфере.

Стихи как бы сами просились в музыку. Это очень увлекло меня, и я потратил на записи и монтаж сотни вечеров и ночей. На тот момент я думал о мелодекламации ежедневно помногу часов. Чем-то я остался доволен, чем-то не очень, но сам процесс создания мелодекламаций подарил мне много прекрасных мгновений. У меня появилось устойчивое ощущение, что у мелодекламации (как и у любого публичного искусства) есть очень много сходного с некой магией, «шаманством», и сила воздействия на слушателя крепко сделанной, художественно выверенной, талантливой мелодекламации может быть сравнимо только с гипнотическим воздействием.

«…Из наслаждений жизни
Одной любви музЫка уступает…»
«Каменный гость» А.С,Пушкин.

Источник

Мелодекламация

Полезное

Смотреть что такое «Мелодекламация» в других словарях:

мелодекламация — мелодекламация … Орфографический словарь-справочник

Мелодекламация — (от др. греч. μέλος песнь, мелодия и лат. declamatio упражнения в красноречии) художественная декламация стихов или прозы с использованием музыки. Как прием мелодекламация существовала в оперном искусстве, однако с средины… … Википедия

МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ — (греч. лат. от греч. melos песня, и лат. declamare громко говорить). Чтение поэтических произведений под музыку. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. мелодекламация (см. мело. + декламация) чтение… … Словарь иностранных слов русского языка

МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ — (от мело. и декламация), художественное чтение с музыкальным сопровождением. Как концертно эстрадный жанр мелодекламация распространена в России с 1870 х гг … Современная энциклопедия

мелодекламация — чтение, декламация Словарь русских синонимов. мелодекламация сущ., кол во синонимов: 2 • декламация (10) • … Словарь синонимов

Мелодекламация — (от мело. и декламация), художественное чтение с музыкальным сопровождением. Как концертно эстрадный жанр мелодекламация распространена в России с 1870 х гг. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ — (от мело. и декламация) 1) чтение стихов или прозаического текста в сопровождении музыки; жанр мелодекламации был распространен в России с 70 х гг. 19 в.2) Произведения, основанные на одновременном и поочередном звучании речи и музыки.… … Большой Энциклопедический словарь

МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ — МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ, мелодекламации, жен. (иск.). Действие по гл. мелодекламировать; декламация под аккомпанемент музыки. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ — МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ, и, жен. Декламация стихов или прозы, сопровождаемая музыкой. | прил. мелодекламационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

мелодекламация — и; ж. [от греч. melos напев, песня и лат. declamatio декламация] Выразительное чтение под музыку художественного произведения (обычно стихотворного). Искусство мелодекламации. Слушать мелодекламацию. * * * мелодекламация (от мело. и декламация) … Энциклопедический словарь

Мелодекламация — (от Мело. и Декламация соединение выразительного произнесения текста, главным образом стихотворного, и музыки (обычно исполняемой на фортепиано), а также произведения, основанные на подобном соединении. М. эпизодически использовалась в… … Большая советская энциклопедия

Источник

Мелодекламация как принцип гибкого отражения смыслового, интонационного и эмоционального движения речи

Мелодекламация

Слайд №1. Представляю вам тему своей работы «Мелодекламация как принцип гибкого отражения смыслового, интонационного и эмоционального движения речи».

Слайд №2.Цель данной работы: Мелодекламация как прием развития выразительности и эмоциональности речи.

— воспитывает желание и привычку слушать хорошую музыку, знакомит с лучшими образцами мировой музыкальной культуры;

— воспитывает общую культуру речи, любовь к родному языку, литературе;

— учит видеть красоту окружающего мира;

— развивает эмоциональную культуру ребенка, его коммуникативность, культуру мышления, поведения, а значит, и общую культуру.

Слайд №4. Актуальность темы заключается в том, что развивая эмоциональную культуру ребенка, мы помогаем его социализации в современном обществе, чем свободнее человек ориентируется в мире эмоций, тем наиболее адекватно будет его эмоциональная реакция на явления действительности, на жизненные ситуации, тем выше будет его коммуникативная культура, культура мышления, поведения, а значит, и общая культура.

Слайд №5. Значение слова Мелодекламация по Ожегову:

«Мелодекламация — искусство синтетическое. Слияние слова и звука, взаимопроникновение выразительных особенностей слова в музыкальную ткань и “омузыкаливание” человеческой речи — вот, собственно говоря, сущность этого сложного искусства»

(композитор 20 века)

Слайд № 6. Практическая значимость. При разучивании мелодекламации важно учитывать возрастное развитие детей, начинать можно со средней группы, но с помощью педагога, так как дети в этом возрасте еще не могут выдержать темп и паузы художественной речи. В старшей и подготовительной группах возможно и самостоятельное чтение стихов.

Важно начинать разучивание декламации сразу под музыку с соблюдением смысловых пауз, темпа и интонации.

Слайд № 7. Создание номеров для мелодекламации процесс очень интересный и творческий. Как это происходит?

Сначала мы ищем интересное стихотворение. Далее подбираем музыкальное произведение, которое по характеру соответствует художественному произведению. Художественные тексты соответствуют некоторым музыкальным вещам – иногда по мелодике, иногда по ритмической структуре, иногда по развитию (завязке, кульминации и развязке, иногда по атмосфере. Стихи как бы сами просятся в музыку. Можно поэкспериментировать накладывая художественный текст на разную музыку.И получаются просто неузнаваемые вещи: меняется атмосфера, меняется (углубляется или облегчается) смысл стихотворения.

При чтении стихотворения нужно быть очень восприимчивым к новой мелодии, ее характеру и движению.

При постановке номеров мелодекламации в детском саду мы используем видеоряд и слайды. Это помогает лучше проиллюстрировать художественное произведение, настраивает эмоционально, дети наглядно видят то, о чем говорят.

Ребята очень быстро запоминают стихи в таком виде,так как задействованы все виды чувств: и слуховые, и зрительные, и двигательные.

Кроме того, на слайды наложены и строки стихотворений. Такой материал очень удобен в использовании. При постановке таких номеров возможно применение и шумовых музыкальных инструментов, что делает их более интересными.

Слайд №8. Для достижения поставленных задач, необходимо взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей ДОУ.

Параллельно идет работа над развитием музыкальных способностей : умение различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности, воспитывает желание и привычку слушать хорошую музыку, знакомит с лучшими образцами мировой музыкальной культуры.

Создание номеров мелодекламации в детском саду дает возможность и педагогу и детям проявить себя творчески, это очень интересный и увлекательный процесс.

Чтение должно быть чтением, и ничего общего с пением не должно иметь. Декламатор не должен стараться попадать в тон аккорда или читать скандируя, то есть соблюдая ритм музыкального произведения.

Слайд №9. На сегодняшний день для нас важным является развитие образности, выразительности речи дошкольников, расширение «ассоциативного словаря», улучшение артикуляции, фонематического слуха через говорение, воспитывается общая культура речи, любовь к родному языку, литературе.

Художественно-эстетическое образование дошкольников. Принцип постепенности погружения и опоры на апогей в искусстве О принципах обуславливающих развитие художественно-творческих проявлений и способностей детей дошкольного возраста мы уже говорили: принцип.

Что такое мелодекламация в музыке. Смотреть фото Что такое мелодекламация в музыке. Смотреть картинку Что такое мелодекламация в музыке. Картинка про Что такое мелодекламация в музыке. Фото Что такое мелодекламация в музыкеИгра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Что такое мелодекламация в музыке. Смотреть фото Что такое мелодекламация в музыке. Смотреть картинку Что такое мелодекламация в музыке. Картинка про Что такое мелодекламация в музыке. Фото Что такое мелодекламация в музыкеКонспект занятия по правилам дорожного движения «Путешествие в страну правил дорожного движения» в старшей группе Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе на тему: «Путешествие в страну правил дорожного движения» Цель занятия.

Что такое мелодекламация в музыке. Смотреть фото Что такое мелодекламация в музыке. Смотреть картинку Что такое мелодекламация в музыке. Картинка про Что такое мелодекламация в музыке. Фото Что такое мелодекламация в музыкеКвест-игра по правилам дорожного движения для детей старшей группы «Мы знаем правила дорожного движения» Квест-игра по правилам дорожного движения для детей старшей группы «Мы знаем правила дорожного движения» Цель: Закрепление знаний ПДД и.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Принцип интеграции в работе по развитию художественно-эстетического сознания дошкольника В настоящее время процесс интеграции выступает глобальной тенденцией. характерной для искусства. науки и образования. Актуальным является.

Принцип эмоционального освоения в художественно-эстетическом образовании Принцип эмоционального освоения. Сегодня дошкольное образование обращает особое внимание на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Это нашло.

Источник

Что такое мелодекламация в музыке

от греч. melos — песнь, мелодия и лат. declamation — декламация

Соединение выразительного произнесения текста (гл. обр. стихотворного) и музыки, а также произведения, основанные на подобном соединении. М. находила применение уже в антич. драме, а также в «школьной драме» ср.-век. Европы. В 18 в. появились сценич. произв., полностью основанные на М. и наз. мелодрамами. В последующее время М. нередко использовалась в оперных произведениях (сцена В тюрьме из «Фиделио», сцена В Волчьем ущелье из «Вольного стрелка»), а также в драматич. пьесах (музыка Л. Бетховена к «Эгмонту» Гёте). С кон. 18 в. под влиянием мелодрам сложился и жанр самостоятельной М. концертного плана (по-немецки наз. Melodram, в отличие от сценич. М., называемой Melodrama), как правило, для чтения (декламации) в сопровождении фп., реже в сопровождении оркестра. Для таких М. избирались обычно тексты балладного характера. Самые ранние образцы подобных М. принадлежат И. Р. Цумштегу («Весеннее торжество», для чтеца с орк., 1777, «Тамира», 1788). Позднее М. создавали Ф. Шуберт («Прощание с Землёй», 1825), Р. Шуман (2 баллады, соч. 122, 1852), Ф. Лист («Ленора», 1858, «Печальный монах», 1860, «Слепой певец», 1875), Р. Штраус («Енох Арден», op. 38, 1897), M. Шиллингс («Песнь ведьм», op. 15, 1904) и др.

Литература: Волков-Давыдов С. Д., Краткое руководство по мелодекламации (первый опыт), М., 1903; Глумов А. Н., О музыкальности речевой интонации, в сб.: Вопросы музыкознания, вып. 2, М., 1956.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *