Что такое маячная шпала
Контроль подвижек рельсовых плетей. Маячные шпалы
Контроль подвижек рельсовых плетей.
Наблюдения за работой бесстыкового пути начинаются с момента закрепления плетей.
Угон плетей вызывает изменение температуры их закрепления и может привести к опасным концентрациям в плетях растягивающих или сжимающих усилий. Угон плетей возможен лишь на участках, где прижатие рельсов к основанию ниже допускаемых значений или шпальные ящики заполнены балластом менее чем на 50% (угон всей рельсошпальной решетки).
Контроль за угоном плетей осуществляется по смещению контрольных сечений рельсовой плети относительно «маячных» шпал. Эти сечения отмечают поперечными полосами шириной 10 мм, наносимыми при помощи трафаретов несмываемой светлой (белой) краской: на подкладку, на верх подошвы и шейку рельсов внутри колеи в створе с боковой гранью подкладки подкладочных скреплений КБ-65, ЖБР-65ПШМ, ЖБР-65ПШ, в створе с боковой гранью верхней площадки шпалы для бесподкладочных скреплений ЖБР-65, ЖБР-65Ш, W-30
«Маячная» шпала для контроля угона пути для подкладочных скреплений
«Маячная» шпала для контроля угона пути для бесподкладочных скреплений
В качестве «маячной» шпалы выбирается шпала, расположенная против пикетного столбика (километрового), а также 5-я шпала от торца плети в случае если расстояние до следующей «маячной» шпалы более 30 метров.
В момент устройства «маячной» шпалы производится следующий перечень работ:
При скреплении КБ-65 закладные болты на ней затягиваются, а типовые клеммы заменяются на клеммы с укороченной ножкой (либо просто снимается); При скреплениях ЖБР-65(Ш, ПШ, ПШМ) клеммы на «маячных» шпалах переворачиваются усами вверх и жестко закрепляются; При скреплениях W-30 и Pandrol-350 клеммы устанавливаются в монтажное положение; Независимо от конструкции скреплений типовые подрельсовые прокладки-амортизаторы на «маячных» шпалах заменяются полиэтиленовыми или другими с низким коэффициентом трения; «Маячная» шпала всегда должна быть хорошо подбита; Верх концов «маячных» шпал с наружных сторон рельса за пределами скреплений окрашивается яркой краской.
Контроль за продольными перемещениями плети относительно «маячных» шпал должен быть дополнен контролем по поперечным створам, закрепленным постоянными реперами, в качестве которых могут быть использованы опоры контактной сети, искусственные сооружения, специально врытые в грунт столбики, отрезки рельсов и др. неподвижные сооружения около пути. Створ образуется леской, натягиваемой между двумя расположенными друг против друга реперами.
Начальное положение плети относительно лески фиксируется риской, нанесенной на нерабочей верхней части головки рельса. Положение лески на реперах фиксируется риской, наносимой по краске, которой должна быть окрашена площадка на репере, к которой прикладывается леска. Расстояние между леской и головкой рельса не должно превышать 3 см. Створы оборудуются в местах близких к «маячным» шпалам (±5 м).
Короткие плети (800 м и менее) оборудуются тремя створами, в том числе на концах плети, на расстояниях не менее 60ч95 м от их концов и в средней части плети. На длинных плетях створы обустраиваются на их концевых участках и далее через каждые 400ч500 м. На спусках и на затяжных подъемах с уклонами более 10‰, перед кривыми и в кривых радиусами 600 м и менее створы устанавливаются через 200 м.
Схематически изобразить расположение основных элементов поперечных створов – вид сверху.
О каких изменениях говорят подвижки рельсовых плетей. Расположение контрольных сечений при скреплениях КБ и ЖБР. Шпалы, которые выбираются в качестве «маячных». Устройство «маячной» шпалы. Оборудование створов (элементов). Места расположения створов на коротких и длинных рельсовых плетях.
VolNot.
Наблюдения за работой бесстыкового пути начинаются с момента закрепления плетей.
Угон плетей вызывает изменение температуры их закрепления и может привести к опасным концентрациям в плетях растягивающих или сжимающих усилий. Угон плетей возможен лишь на участках, где прижатие рельсов к основанию ниже допускаемых значений, приведенных в п.4.2.5, или шпальные ящики заполнены балластом менее, чем на 50% (угон всей рельсошпальной решетки).
Контроль за угоном плетей осуществляется по смещению контрольных сечений рельсовой плети относительно «маячных» шпал. Эти сечения отмечают поперечными полосами шириной 10 мм, наносимыми при помощи трафаретов несмываемой светлой (белой) краской: на подкладку, на верх подошвы и шейку рельсов внутри колеи в створе с боковой гранью подкладки подкладочных скреплений КБ-65, ЖБР-65ПШМ, ЖБР-65ПШ (рисунок 1), в створе с боковой гранью верхней площадки шпалы для бесподкладочных скреплений ЖБР-65, ЖБР-65Ш, W-30 (рисунок 2), и в створе с боковой гранью головки анкера скреплений АРС-4 и Pandrol-350. На участках с загрязнением рельсовых плетей внутри колеи разрешается наносить риски с наружной стороны колеи.
«Маячная» шпала для контроля угона пути для подкладочных скреплений «Маячная» шпала для контроля угона пути для бесподкладочных скреплений В качестве «маячной» шпалы выбирается шпала, расположенная против пикетного столбика (километрового), а также 5-я шпала от торца плети в случае если расстояние до следующей «маячной» шпалы более 30 метров. В момент устройства «маячной» шпалы производится следующий перечень работ: Оборудование «маячных» шпал производится до укладки плетей, а нанесение рисок на плетях — сразу же после ввода их в оптимальную температуру закрепления. Поперечные створыКонтроль за продольными перемещениями плети относительно «маячных» шпал должен быть дополнен контролем по поперечным створам, закрепленным постоянными реперами, в качестве которых могут быть использованы опоры контактной сети, искусственные сооружения, специально врытые в грунт столбики, отрезки рельсов и др. неподвижные сооружения около пути. Створ образуется леской, натягиваемой между двумя расположенными друг против друга реперами. Начальное положение плети относительно лески фиксируется риской, нанесенной на нерабочей верхней части головки рельса. Положение лески на реперах фиксируется риской, наносимой по краске, которой должна быть окрашена площадка на репере, к которой прикладывается леска. Расстояние между леской и головкой рельса не должно превышать 3 см. Створы оборудуются в местах близких к «маячным» шпалам (±5 м). Короткие плети (800 м и менее) оборудуются тремя створами, в том числе на концах плети, на расстояниях не менее 60ч95 м от их концов и в средней части плети. На длинных плетях створы обустраиваются на их концевых участках и далее через каждые 400ч500 м. На спусках и на затяжных подъемах с уклонами более 10‰, перед кривыми и в кривых радиусами 600 м и менее створы устанавливаются через 200 м. Контроль по «Маячным» шпалам. Зависимость дополнительных сжимающих продольных напряжении в зоне разрядки рабочих органов машины ЩОМ-ДСтраницы работыСодержание работы5.2.Контроль по «маячным» шпаламСогласно техническим условиям изменение напряженного состояния бесстыкового пути определяют по расстоянию между контрольными сечениями рельсовой плети. Эти сечения отмечают поперечными полосами, наносимыми светлой масляной краской сверху подошвы рельсов внутри колеи, и кернами — в створе с боковой гранью подкладки через каждые 100 м над «маячными» шпалами. В качестве «маячной» выбирают шпалу, расположенную напротив пикетного столбика. Ее верх около рельса окрашивают яркой краской. Чтобы «маячная» шпала не смещалась, ее всегда хорошо подбивают, закладные болты на ней надежно затягивают, типовые клеммы заменяют клеммами с уменьшенной высотой ножек, а вместо резиновых или резино-кордовых прокладок укладывают полиэтиленовые или другие с низким коэффициентом трения. Контроль за продольными перемещениями плети по «маячным» шпалам может быть дополнен или заменен проверкой по поперечным створам, закрепленным постоянными реперами. Реперы располагают на опорах контактной сети, искусственных сооружениях, специально врытых в грунт столбиках, отрезках труб, рельсов и на других неподвижных сооружениях около пути. При обнаружении на «маячных» шпалах смещений контрольных сечений рельсов до 5 мм (рис.5) необходимо проверить состояние скреплений, заменить их дефектные элементы, смазать резьбу, подтянуть гайки клеммных и закладных болтов. При смешениях более 5 мм следует установить изменения расстояния между смежными контрольными сечениями, руководствуясь размером и направлением смещения. Если удлинения или укорочения не превышают 10 мм, то Рис.7. Зависимость дополнительных сжимающих продольных напряжении в зоне разрядки рабочих органов машины ЩОМ-Д Метод контроля за угоном плетей можно достаточно просто приспособить для проверки напряжения в них. С этой целью в лаборатории бссстыкового пути ВНИИЖТа разработали «Методику определения фактической температуры закрепления и напряженного состояния рельсовых плетей с использованием системы контроля за продольными подвижками плетей относительно «маячных» шпал». «Идеальная» эпюра получается при закреплении плети с нормативным усилием на гайках клеммных и закладных болтов, т.е. с крутящим моментом соответственно 200 и 150 Нм, и укладке ее в оптимальном интервале температур. Во время работ, связанных с укладкой и ремонтом, могут происходить процессы, влияющие на дальнейшую работу плети: ослабление затяжки клеммных и закладных болтов; изменение температуры закрепления; появление дополнительных сжимающих или растягивающих напряжении и т.д. (рис. 7 и 8). При этом затяжка гаек клеммных болтов ослабевает, как правило, неравномерно по длине плети, что вызвано не только неравноупругостью подрельсового основания, но и неравнозначными силовыми воздействиями подвижного состава на путь. Рис.8.Эпюры продольных напряжений В связи с этими и многими другими случайными факторами на практике картина перемещений по длине рельсовой плети может иметь значительные отклонения от представленной «идеальной», что само по себе не означает аварийную ситуацию. Важно проследить тенденцию и определить момент, когда вмешательство путевых бригад необходимо. Фактическое напряжение в плетях определяют по следующей методике. 1. Подсчитывают ∆lо — алгебраическую разность перемещений соседних меток. Что такое маячная шпалаОсобое внимание работники дистанций пути должны уделять предотвращению угона плетей бесстыкового пути.
С момента закрепления плетей должен быть организован постоянный контроль за усилиями прижатия рельсов к основанию и за продольными подвижками плетей. на подошву и шейку рельсов внутри колеи в створе с боковой гранью риски на подкладке подкладочных скреплений КБ-65, ЖБР-65ПШМ, ЖБР-65ПШ; Рисунок 3.1 Отметка контрольного сечения Рисунок 3.1 Отметка контрольного сечения на плети и «маячной» шпале для контроля угона пути для подкладочных скреплений в створе с риской на верхней площадке шпалы для бесподкладочных скреплений ЖБР-65, ЖБР-65Ш, W-30, СМ-1; Рисунок 3.2 Отметка контрольного сечения Рисунок 3.2 Отметка контрольного сечения на плети и «маячной» шпале для контроля угона пути для бесподкладочных скреплений в створе с полоской на головке анкера скреплений АРС-4, Пандрол-350 и КПП-5. Рисунок 3.3 Отметка контрольного сечения Рисунок 3.3 Отметка контрольного сечения на плети и «маячной» шпале для контроля угона пути для анкерных скреплений Требования, предъявляемые к «маячным» шпалам
Установка скреплений на «маячных» шпалахРисунок 3.4 Подклеммник АРС-4 маячный Рисунок 3.4 Подклеммник АРС-4 маячный
Независимо от конструкции скреплений типовые подрельсовые прокладки-амортизаторы на «маячных» шпалах заменяются полиэтиленовыми или другими с низким коэффициентом трения. Оборудование «маячных» шпал и нанесение рисок на плетях
Видеоролик 3.1 Оборудование «маячных» шпал Видеоролик 3.1 Оборудование «маячных» шпал Контроль за продольными перемещениями плети относительно «маячных» шпалПодвижка более 5 мм Подвижка менее 5 мм Рисунок 3.5 Подвижки на «маячной» шпале Рисунок 3.5 Подвижка более 5 мм Рисунок 3.5 Подвижка менее 5 мм
Видеоролик 3.2 Промеры подвижек на «маячных» шпалах Видеоролик 3.2 Промеры подвижек на «маячных» шпалах Контроль по поперечным створамКонтроль за продольными перемещениями должен быть дополнен контролем по поперечным створам, закрепленным постоянными реперами, в качестве которых могут быть использованы: Порядок оборудования створов
Видеоролик 3.3 Оборудование поперечных створов Видеоролик 3.3 Оборудование поперечных створов Контроль за продольным перемещением плети относительно поперечных створов производится начальником участка или дорожным мастером при весенних генеральных осмотрах пути и при выполнении путевых работ с применением путевых машин. Обеспечение достоверности контроля за подвижками плетей
Рисунок 3.6 Журнал учета подвижек уравнительных рельсов и рельсовых плетей в блок-участок Рисунок 3.6 Журнал учета подвижек уравнительных рельсов и рельсовых плетей в блок-участок ТУ-2000 Технические указания по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути (с Дополнениями и Изменениями)Рис.4.1. «Маячная» шпала для контроля угона пути: Оборудование «маячных» шпал и нанесение рисок производится сразу же после закрепления плетей на постоянный режим работы. При отсутствии клемм с уменьшенной высотой ножек допускается в отдельных случаях клеммы на «маячных» шпалах не устанавливать. Основной заботой дорожного мастера и бригадира пути должно быть сохранение и контроль положения рисок относительно «маячных» шпал при выполнении путевых работ. Для этого до производства работ, при которых может произойти смещение «маячной» шпалы (сдвиг подбойками выправочной машины и др.), необходимо заменить прокладки и клеммы на типовые с сохранением положения риски относительно подкладки и обеспечить контроль за неподвижностью «маячной» шпалы относительно рельса при прохождении путевых машин. После завершения работ «маячная» шпала оборудуется вновь. Контроль за продольными перемещениями плети по «маячным» шпалам должен быть дополнен контролем по поперечным створам, закрепленным постоянными реперами, в качестве которых могут быть использованы опоры контактной сети, искусственные сооружения, специально врытые в грунт столбики, отрезки рельсов и другие неподвижные сооружения около пути. Створ образуется леской, натягиваемой между двумя расположенными друг против друга реперами. Начальное положение плети относительно лески фиксируется кернением на нерабочей грани головки рельса. Если после обнаружения укорочения плети (смещение рисок «внутрь» контрольного 100-метрового участка) ожидается повышение температуры рельсов в прямых и кривых м более чем на 30 °С, а в кривых с меньшими радиусами более чем на 20 °С, то на период до выполнения регулировки напряжений ограничивается скорость движения до 40 км/ч. 4.2.4. Работы по регулировке напряжений выполняются на участке, по границам которого смещения рисок не превышают 5 мм. Для регулировки напряжений плеть освобождают от закрепления, вывешивают на ролики или устанавливают на скользящие пары пластин из нержавеющей стали, фторопласта, нафтлена, полиамида и других материалов с малым коэффициентом трения (не более 0,1) или полиэтилена общей толщиной 8-10 мм, помещаемые поверх подрельсовых прокладок на каждой 15-й шпале. Освобождение участка плети начинают с растянутой зоны и последовательно продолжают в сторону сжатой. Допускается принудительное перемещение участков плетей ударными или другими устройствами. Если после раскрепления изменения длин участков между «маячными» шпалами не превышают 5 мм, то этот участок плети вновь закрепляют, считая, что расчетный режим, нарушенный угоном, восстановлен, и температура закрепления плети на данном участке соответствует исходной температуре закрепления плети. Если же после принятых мер смещения контрольных сечений превышают 5 мм, а изменения расстояний между ними превышают 10 мм, то на коротких плетях должна быть выполнена разрядка напряжений с введением их в оптимальную температуру закрепления. На длинных плетях в этом случае определяется отклонение фактической температуры закрепления этого участка плети от первоначальной: для рельсов типа Р65 , Значение фактической температуры закрепления , Если выходит за пределы расчетного интервала, то принимаются меры по введению ее в оптимальную температуру закрепления с разрезкой плети и последующим восстановлением сваркой в соответствии с п.4.5. Контроль за усилием затяжки гаек клеммных и закладных болтов динамометрическими ключами осуществляется по обеим рельсовыми нитям на 10-15 шпалах подряд, расположенных: По результатам контроля определяется средняя величина затяжки, и если она ниже допускаемых значений, то назначается сплошное подтягивание клеммных и закладных болтов.
|