Что такое материалистическая диалектика
Материалистическая диалектика
Материалистическая диалектика базируется на диалектике Гегеля в интерпретациях, данных ей К. Марксом и Ф. Энгельсом. Энгельсу принадлежит формулировка так называемых трёх законов диалектики:
Содержание
Диалектика Карла Маркса
Понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые перевели её в материалистическую плоскость. Отличие своей диалектики от гегелевской Маркс выразил в утверждении, что философия Гегеля перевернута с ног на голову. В этом «переворачивании» заключается коренное отличие диалектики Гегеля от её интерпретации в диалектике марксизма: «Мой метод исследования не тот, что у Гегеля, ибо я — материалист, а Гегель — идеалист. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после очищения ее от мистической формы, а это-то как раз отличает от нее мой метод» (Маркс — Кугельману). В «Анти-Дюринге» Энгельс писал: «Маркс и я были единственными, которые из немецкой идеалистической философии спасли сознательную диалектику, перенеся ее в материалистическое понимание природы и истории».
Основные положения
Последователями Маркса, главным образом советскими, была создана особая философская школа — диалектический материализм.
Переход количественных изменений в качественные
В первом законе Энгельс определяет категории качества, количества и меры. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество — это первая непосредственная определенность бытия. Количество есть определенность, «безразличная для бытия» — внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. «Демонстрацией» качественной и количественной определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.
Классическим примером перехода от количественных изменений к качественным являются превращения лёд — вода — пар. По мере нагревания льда сначала происходит количественное изменение — рост температуры. При 0 °C, несмотря на продолжение нагревания, температура льда перестаёт расти, лёд постепенно превращается в воду. Это уже изменение качества. Дальнейшее нагревание воды опять вызывает сначала количественные (рост температуры), а затем и качественные (постепенное превращение в пар при 100 °C) изменения.
Единство и борьба противоположностей
Второй закон диалектики вскрывает в развитии его внутренний источник. Основой всякого развития, с точки зрения Энгельса, является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность. Другой стороной диалектических противоположностей является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимоотрицании. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью». Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый.
Единство и борьбу противоположностей в физических процессах можно проиллюстрировать на примере принципа корпускулярно-волнового дуализма, согласно которому любой объект может проявлять как волновые, так и корпускулярные свойства. В биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни. [3]
Отрицание отрицания
Третий закон диалектики отражает, по Энгельсу, результат определенного цикла процесса развития и его направленность. Процесс развития, движения носит поступательно-повторяемый характер. Поступательность и повторяемость придает цикличности спиралевидную форму.
Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления первоначального уничтожения старого качества, после переосмысления его и принятия в какой-то мере того, или чего-нибудь из того, что было накоплено на предшествующей ступени. Т.о., каждый виток процесса развития становится иным по своему содержанию и направлению, развитие продвигается закручиванием.
Логическое отрицание отрицания: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении, оно равнозначно утвердительному.
Пример действия закона отрицания отрицания из математики: возьмём положительное число a, подвергнем его отрицанию и получим −a (минус a). Если же мы подвергнем отрицанию это отрицание, помножив −a на −a, то получим +a² (a в квадрате), то есть первоначальную положительную величину, но на более высокой ступени. [4]
Диалектическая триада
В материалистической диалектике широко распространена так называемая диалектическая триада «тезис — антитезис — синтез». Под «тезисом» понимается некоторая идея, теория или движение. В качестве оппозиции к себе, тезис, вызывает негативное утверждение — «антитезис».
Противоположность тезиса и антитезиса продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить их достоинства и избежать недостатков. Это решение, являющееся третьим диалектическим шагом, называется «синтезом». Однажды достигнутый синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады.
Критика
Карл Поппер в своей работе «Что такое диалектика» [5] подвергает критике применение «диалектического метода» в логике и тем более в естественных науках. Признавая, что диалектика является весьма плодотворным способом описания исторического хода развития научной мысли, Поппер категорически возражает против переноса «закона противоречий» в формальную логику, отмечая, что одновременное признание истинным и тезиса, и антитезиса позволяет доказать истинность любого, даже явно ложного высказывания. Ещё больше возражений вызывает у Поппера распространение «диалектической логики» на другие области математики и в естественные науки.
Возьмем знаменитый пример, использованный Энгельсом и кратко сформулированный И. Хеккером, «Закон синтеза на более высоком уровне… широко применяется в математике. Отрицательная величина (−а), умноженная сама на себя, становится а², то есть отрицание отрицания завершилось в новом синтезе». Но даже если считать а тезисом, а −а антитезисом, или отрицанием, то отрицанием отрицания является, надо думать, −(−а), то есть а, представляющее собой не синтез «на более высоком уровне», а тождество с первоначальным тезисом. Иными словами, почему синтез должен достигаться только умножением антитезиса на самое себя? Почему, например, не сложением тезиса с антитезисом (что дало бы в результате 0)? Или не умножением тезиса на антитезис (что дало бы −а², а вовсе не а²)? И в каком смысле а² «выше», чем а или −а? (Явно не в смысле численного превосходства, поскольку если а = 1/2, то а² = 1/4. Этот пример демонстрирует крайнюю произвольность в применении туманных идей диалектики.
Поппер отмечает, что расплывчатость основных понятий диалектики («противоречие», «борьба», «отрицание») ведёт к вырождению диалектического материализма в чистую софистику, делающую бессмысленной любую критику под предлогом «непонимания» критиками диалектического метода, что в дальнейшем служит предпосылкой для развития «диалектического» догматизма и прекращению всякого развития философской мысли.
Известно рассмотрение Лениным В. И., в его работе «Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов?», существовавшей уже тогда критики марксизма в ключе понятия триады «тезис-антитезис-синтез». Ленин В. И. показал несостоятельность высказывавшейся критики. Имея ввиду примеры диалектического процесса с зерном и др., Ленин В. И. пишет, что «казалось бы, одного сопоставления этих примеров с такими ясными и категорическими заявлениями Энгельса (и Маркса…), что не может быть и речи о том, чтобы доказывать что-нибудь триадами, или о том, чтобы подсовывать в изображение действительного процесса „условные члены“ этих триад, — совершенно достаточно, чтобы понять нелепость обвинения марксизма в гегелевской диалектике». [6] В свою очередь и Плеханов Г. В. обращал внимание, что триада «вовсе не играет у Гегеля той роли, которую ей приписывают люди, не имеющие никакого понятия о философии этого мыслителя… Ни в одном из 18 томов сочинений Гегеля „триада“ ни разу не играет роли довода, и кто хоть немного знаком с его философским учением, тот понимает, что она никоим образом не могла играть её». [7] Грэхэм Л. Р. отмечает, что «Гегель был против сведения собственного анализа к триадичной формуле и обращал внимание на то, что эта схема может быть использована только в качестве «просто педагогического средства», в качестве «формулы для памяти и разума». [8]
Вместе с этим, доктор философских наук Метлов В. И. полагает, что попперовская критика диалектики несостоятельна, обосновывая это следующим образом:
Диалектический материализм для «Чайников». Предисловие
Почему Диалектический материализм для «Чайников»? Почему такое несерьезное название для такого в прошлом фундаментального раздела философии? Кто такие чайники? Почему не Марксизм-Ленинизм-Сталинизм или Марксизм, или Марксизм – Ленинизм, или просто Диалектика? Почему именно Диалектический материализм? Откуда такое название? Для кого предназначена данная книга и вообще, зачем её написал автор, тем более, если автор не кандидат или доктор философских наук?
В далёком прошлом, когда радиаторы автомобиля перед выездом заправляли водой, как показано, например, в фильме «Девять дней одного года» у неопытного автомобилиста вода в радиаторе могла закипеть и тогда, со стороны автомобиль был похож на кипящий чайник. С тех далёких пор, неопытных автомобилистов стали называть чайниками. Сегодня охлаждающая жидкость в радиаторе автомобиля совсем не вода, и автомобили у неопытных водителей давно никому не сигнализируют паром, но слово чайник так понравилось людям, что закрепилось в обиходе и стало распространяться на любого неопытного в чём-то человека. Т.е. книга рассчитана на неопытного читателя, делающего первые попытки подойти к изучению Диалектического материализма. И как истинные чайники, молодые люди пытаются начать, как они считают, с азов, с: В. Ф. Гегеля, К. Г. Маркса и Л. А. Фейербаха. По непонятным причинам, на просторах интернета именно их указывают основателями Диалектического материализма, ставя равенство между Диалектическим материализмом и марксизмом. Такое знакомство сродни прививке от Диалектического материализма, диалектической логики и вообще от Диалектики. К слову, К. Г. Маркс действительно сделал фундаментальный вклад в становление и развитие Диалектического материализма, как и не менее гениальные люди: В. И. Ленин и И. В. Сталин. Но следовать стопами только К. Г. Маркса для изучения и использования диалектического материализма совершенно не обязательно и даже вредно, т. к. философию Диалектического материализма помимо К. Г. Маркса формировала масса людей, совершенно различных направлений своей деятельности, таких как: Б. М. Спиноза, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, И. И. Кант, К. Ф. Вольф, Н. И. Лобачевский, В. В. Петров, Э. Х. Ленци, И. Е. Дядьковский, К. Ф. Рулье, К. М. Бэр, П. Ф. Горянинов, А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, Ю. Е. Богуский, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Ф. Ф. Энгельс, В. И. Ленин, И. В. Сталин, К. А. Тимирязев, И. В. Мичурин, Т. Д. Лысенко, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. И. Опарин, О. Б. Лепешинская, О. Ю. Шмидт, А. О. Ковалевский, В. В. Докучаев, Н. А. Умов, П. Н. Лебедев, А. С. Макаренко, Э. В. Ильенков и многие другие.
Основной особенностью Диалектического материализма является невозможность его изучения и дальнейшего владения без непосредственного изменения окружающего мира. Диалектический материализм без практики, для теоретических интеллектуальных споров не нужен и не очевиден, даже вреден. Различные философы разных кафедр и интернет сообществ, утверждающие, что владеют Диалектическим материализмом, как его сторонники, так и противники, но не преобразующие мир вокруг себя подобны теоретику фигурного катания, который досконально знает теорию, но никогда в жизни не видавший коньки. Его беда, не только в отсутствии какой либо практики и бесполезности «знания», но и в том, что он учит других предмету, который считает, что знает и ведёт агитацию или контр агитацию в отношении «изученного» им предмета на теоретическом уровне.
Автор настоящих строк взял на себя смелость написать данную книгу, т.к. в своей непосредственной деятельности применяет Диалектический материализм и возможно, что полученный опыт будет полезен читателям.
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА
Смотреть что такое «МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА» в других словарях:
Материалистическая диалектика — Материалистическая диалектика термин марксистско ленинской философии. В широком смысле употребляется в качестве синонима диалектического материализма[1][2]. В более специальном как синоним науки о мышлении и теории познания.… … Википедия
материалистическая диалектика — созданный Марксом и Энгельсом метод познания, при котором природа рассматривается как единое целое, в котором явления взаимозависимы и взаимообусловлены; а развития трактуется как поступательное движение, переход из одного качественного состояния … Словарь иностранных слов русского языка
Диалектика — У этого термина существуют и другие значения, см. Диалектика (значения). Диалектика (греч. διαλεκτική искусство спорить, вести рассуждение) метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления,… … Википедия
ДИАЛЕКТИКА — – учение о наиболее общих закономерных связях, становлении и развитии человека, его бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Слово «диалектика» впервые ввел древнегреческий философ Сократ,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
диалектика — ДИАЛЕКТИКА (от греч. SiaXsyopou веду беседу, спор). 1. В античности, в полном соответствии с этимологией, Д. называли искусство ведения диалога ради достижения истины. Д. противопоставляли эристике искусству спора ради победы в нем любой… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ДИАЛЕКТИКА МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ — см. МАТЕРИАЛИЗМ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
ДИАЛЕКТИКА — ДИАЛЕКТИКА, и, жен. 1. Философское учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; научный метод изучения природы и общества в их развитии путём вскрытия внутренних противоречий и борьбы… … Толковый словарь Ожегова
Диалектика — [греч. dialektiké (téchnе) искусство вести беседу, спор, от dialégomai веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей (См … Большая советская энциклопедия
диалектика — и; ж. [от греч. dialektikē (technē) искусство вести беседу] 1. Философское учение о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления; теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении.… … Энциклопедический словарь
диалектика — и; ж. (от греч. dialektik ē (téchnē) искусство вести беседу) 1) Философское учение о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления; теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении.… … Словарь многих выражений
материалистическая диалектика
Смотреть что такое «материалистическая диалектика» в других словарях:
Материалистическая диалектика — Материалистическая диалектика термин марксистско ленинской философии. В широком смысле употребляется в качестве синонима диалектического материализма[1][2]. В более специальном как синоним науки о мышлении и теории познания.… … Википедия
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА — это учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, основанное на марксистском диалектическом методе, основными чертами которого являются: рассмотрение природы как единого целого, где все явления… … Тематический философский словарь
Диалектика — У этого термина существуют и другие значения, см. Диалектика (значения). Диалектика (греч. διαλεκτική искусство спорить, вести рассуждение) метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления,… … Википедия
ДИАЛЕКТИКА — – учение о наиболее общих закономерных связях, становлении и развитии человека, его бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Слово «диалектика» впервые ввел древнегреческий философ Сократ,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
диалектика — ДИАЛЕКТИКА (от греч. SiaXsyopou веду беседу, спор). 1. В античности, в полном соответствии с этимологией, Д. называли искусство ведения диалога ради достижения истины. Д. противопоставляли эристике искусству спора ради победы в нем любой… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ДИАЛЕКТИКА МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ — см. МАТЕРИАЛИЗМ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
ДИАЛЕКТИКА — ДИАЛЕКТИКА, и, жен. 1. Философское учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; научный метод изучения природы и общества в их развитии путём вскрытия внутренних противоречий и борьбы… … Толковый словарь Ожегова
Диалектика — [греч. dialektiké (téchnе) искусство вести беседу, спор, от dialégomai веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей (См … Большая советская энциклопедия
диалектика — и; ж. [от греч. dialektikē (technē) искусство вести беседу] 1. Философское учение о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления; теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении.… … Энциклопедический словарь
диалектика — и; ж. (от греч. dialektik ē (téchnē) искусство вести беседу) 1) Философское учение о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления; теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении.… … Словарь многих выражений
Материалистическая диалектика
Формирование диалектики прошло долгий путь. Среди исторических форм диалектики выделяют диалектику древних философов, идеалистическую диалектику классической немецкой философии и материалистическую диалектику.
Древние диалектические учения, как правило, базировались на пытливом уяснении различных явлений, доступных обычному наблюдению (Гераклит). Размышления о соотношении единого и многого, единичного и общего опирались на опыт общественных обсуждений, сопоставления разноречивых мнений, взглядов, позиций. Нередко философская мысль, казалось, заходила в тупик (апории, парадоксы, антиномии, дилеммы). Обнаружение таких затруднений и попытки их осмысления получили название «отрицательной диалектики» (Зенон и другие). Это — своего рода «стояние у врат» диалектики. Поиск выхода из трудных ситуаций, способов разрешения противоречий стимулировал развитие позитивной диалектики.
Опыт античных диалектиков и их продолжателей поучителен и сегодня. Ценны практически все диалектические догадки, приходившие на ум философам разных веков.
Диалектика в ее зрелом теоретическом виде — позднее детище человеческой культуры. В виде стройной теоретической системы диалектика впервые предстала в идеалистической философии Гегеля. Постоянное движение, изменение философ находил и в природе, но подлинное развитие выявил в истории общества прежде всего в духовной культуре. Гегель проанализировал историческое движение человеческой мысли и выразил ее целостное, закономерное развитие в понятиях «абсолютной идеи», «мирового разума». Духовные процессы общественной жизни представлялись ему наиболее важными, определяющими все остальные. Реальная история стран, народов осмысливалась как воплощение развития духа, идей.
Ряд черт существенно сближал гегелевское учение с научными построениями. Рождение любой области научно-теоретического знания связано с формированием системы понятий, выражающих основные «смысловые узлы» в содержании данной науки, их взаимосвязь. В историко-философской мысли Гегель выявил, развил, привел в систему понятийный аппарат диалектики. Причем это была не жесткая система понятий с неизменными, раз навсегда заданными, резко очерченными значениями. В «горниле» гегелевской мысли философские понятия как бы «расплавились», стали гибкими, способными выразить подвижные связи, переходы, развитие мира.
Формирование научного знания сопряжено также с установлением законов соответствующей области явлений. Через взаимосвязь категорий Гегель сформулировал совокупность закономерностей, отражающих универсальные связи мира и познания. Диалектика предстала в виде знания о диалектических закономерностях. Кроме того, теоретическая система включает в себя принципы — положения, содержание которых как бы «пронизывает» всю теорию, определяет ее общую направленность, суть. В качестве таких принципиальных идей гегелевской диалектики можно выделить идеи универсальной связи явлений, единства противоположностей и развития через диалектические отрицания.
Научно-философское миропонимание базируется на изучении реальной действительности, развивается по мере обобщения массивов все новых и новых знаний. Концепция Гегеля о развитии духовной культуры обобщала огромный исторический материал. Сознанию в истории придавалось очень большое значение, и это во многом справедливо. Но духовное развитие понималось как особый самостоятельный процесс, заключающий в самом себе свое содержание, движущие силы и законы собственного развития. Реально же духовные аспекты исторического процесса органически включены в общественную жизнь, имеющую практический характер, во многом порождаются ею. Действительная история общества развивается далеко не так, как чистая мысль,— она имеет свои, притом весьма существенные особенности, закономерности.
Переосмысление и развитие под таким углом зрения гегелевского учения требовало синтеза диалектики и материализма. Решение этой задачи выпало на долю Маркса и Энгельса. «Местом встречи» материализма и диалектики явилась история общества — наиболее яркое поле действия диалектики. Преодолевая гегелевский идеализм в понимании общества, Маркс высоко оценил, сохранил, переосмыслил, развил его историческую диалектику. Это привело к диалектико-материалистическому пониманию общественной жизни в единстве ее материальных и духовных проявлений. Затем, с новых позиций, Энгельсом были обобщены результаты изучения живой и неживой природы.
В отличие от четко выстроенной и замкнутой гегелевской системы материалистическая диалектика носила открытый характер, предусматривала самый широкий выход к изучению действительности. Под учение диалектики был подведен солидный конкретно-научный фундамент. При этом главное значение придавалось обобщению исторического развития общества, культуры в единстве, взаимодействии ее форм, проявлений.
В материалистической диалектике широко используются приемы научной аргументации, корректировки, углубления теоретических положений в соответствии с развивающимся знанием и практическим опытом. Кроме того, диалектика в новой ее форме нашла успешное применение в науке (начиная с политэкономии) и практике. Все это обусловило высокую степень научности нового миропонимания, его эффективность при осмыслении процессов реальной действительности.
Материалистическая диалектика составляет ядро марксистского философского мировоззрения, метод изучения различных явлений, раскрытия закономерностей, тенденций развития и революционного преобразования действительности. Через диалектику форм, методов, приемов познания раскрывается сложный, противоречивый, изменяющийся мир. Диалектика — несомненное достижение культуры. Гибкое, творческое мышление все больше осознается сегодня как общечеловеческая ценность. Его значение в наши дни не только не уменьшается, но возрастает. Вместе с тем как никогда актуальна критика недиалектического, догматического мышления и действия.