Что такое математическая обработка
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Полезное
Смотреть что такое «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ» в других словарях:
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ — совокупность алгоритмов, основанных на теоретических положениях и идеях определенного раздела математики и позволяющих осуществить комплексный анализ закономерностей и соотношений. Применение М. м. в инженерной психологии развивается по трем… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ — (в инженерной психологии) (от лат. status состояние) некоторые методы прикладной статистики, используемые в инженерной психологии для обработки экспериментальных результатов. Основная цель применения С. м. повышение обоснованности выводов в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Экспериментальная баллистика (Э.б.) — Теория и практика определения летных характеристик летательных аппаратов (ЛА) по экспериментальным данным. ЭБ военно техническая наука, основывающаяся на комплексе физико математических дисциплин, таких как математическая статистика, вариационное … Энциклопедия РВСН
MATLAB — Логотип Тип Программы математического моделирования Разработчик … Википедия
Биоинформатика — математические методы компьютерного анализа в сравнительной геномике (геномная биоинформатика). разработка алгоритмов и программ для предсказания пространственной структуры белков (структурная биоинформатика). исследование стратегий,… … Википедия
Специальная теория относительности — Почтовая марка с формулой E = mc2, посвящённая Альберту Эйнштейну, одному из создателей СТО. Специальная теор … Википедия
Гравитация — (притяжение, всемирное тяготение, тяготение) (от лат. gravitas «тяжесть») универсальное фундаментальное взаимодействие между всеми материальными телами. В приближении малых скоростей и слабого гравитационного взаимодействия… … Википедия
СССР. Естественные науки — Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики иностранцы… … Большая советская энциклопедия
Математи́ческие ме́тоды — в медицине совокупность методов количественного изучения и анализа состояния и (или) поведения объектов и систем, относящихся к медицине и здравоохранению. В биологии, медицине и здравоохранении в круг явлений, изучаемых с помощью М.м., входят… … Медицинская энциклопедия
Медици́нская стати́стика — (синоним: санитарная статистика, статистика в медицине и здравоохранении, медико санитарная статистика, статистический метод в медицине и здравоохранении) отрасль статистики, изучающая явления и процессы в области здоровья населения и… … Медицинская энциклопедия
Методы математической обработки
Кметодам обработки количественных данных относятся статистические приемы подведения итогов исследования, выявления определенных связей между ними, проверки достоверности выдвинутой гипотезы. Математическая обработка результатов обеспечивает доказательность (репрезентативность) исследований. В сочетании с качественными показателями количественная обработка значительно повышает объективность психологического исследования.
Достоверность выводов исследования не только определяется совершенством примененного математического аппарата, но также зависит от того, насколько адекватно величины, которыми мы оперируем, отражают реальные количественные характеристики изученных явлений иобъектов. Несоблюдениеэтого требования превращает математическую обработку в пустое манипулирование формулами.
Нахождение решающих количественных критериев для оценки тех или иных факторов и сторон обучения или воспитания не является математической проблемой. Это задача, которая решается психологическими исследованиями. Однако, чтобы ее решать, надо правильно измерять психологические явления, учитывая условия и границы применимости способов измерения.
Измерение — это приписывание чисел объектам и событиям в соответствии с определенными правилами. Простейший способ приписывания числовых характеристик предметам и явлениям – их регистрация. Она заключается в том, что выделяют какой-нибудь признак и отмечают каждый случай, когда в наблюдении или эксперименте появляется предмет или явление с этим признаком. Так, например, при изучении мотивов учения на основе анкетного опроса определяют число студентов, выбравших тот или иной вариант ответа. Статистическая обработка результатов регистрирующего изучения позволяет сделать некоторые важные обобщения и выводы относительно всей совокупности изучаемых явлений в целом.
Важная особенность регистрации состоит в том, что она позволяет применять количественное изучение даже там, где невозможно определить сами свойства изучаемых явлений, что очень часто встречается в психолого-педагогических исследованиях.
Так, например, невозможно прямо измерить уровень знаний и умений студентов, развития тех или иных нравственных качеств, степень эффективности данного метода обучения и т. д. Но, регистрируя соответствующие события[21]: ошибки, поступки, проявления и т. д., — можно получать определенные количественные характеристики всех этих признаков, устанавливать их частотность, а значит, определять возможные закономерности их проявления.
Для определения границы применимости регистрации нужно как можно точнее сформировать критерий, позволяющий однозначно отличить объект с регистрируемым признаком от объекта без него. Так, например, прежде чем количественно определить профессиональную направленность студентов, нужно дать ее четкую формулировку и определить критерии, которые должны быть научно обоснованы. Иначе трудно будет судить о репрезентативности выводов.
Следующий способ количественной характеристики данных — операция упорядочения. Сущность ее заключается в том, что изучаемые явления распределяются в порядке возрастания или убывания величины определенного признака. Затем каждой группе объектов присваивается число, соответствующее месту этой группы в нарастающем или убывающем ряду. Это число, показывающее порядок изучаемого признака у данных объектов, называется их рангом.
После упорядочения данных часто осуществляют их группировку. Для этого определенный интервал значений изучаемого признака принимается за единицу меры. Значение признака в исследуемых явлениях будет определяться числом, показывающим, сколько раз данная единица меры укладывается в наблюдаемой величине. Условия, налагаемые на «интервальное» измерение, значительно строже, чем при регистрации или упорядочении:
• наличие объективного эталона величины признака, принятого за единицу меры;
• возможность прямо или косвенно сопоставлять любое измеряемое явление с этим эталоном;
• неизменность измеряемых признаков в течение нужного периода времени.
Выполнение этих трех условий не всегда удается в психологических исследованиях, отсюда трудности измерений и сложности применения аппарата математики.
Полученные в результате измерения количественные характеристики обрабатываются методами математической статистики, позволяющими обобщить эмпирические результаты, объяснить причины «случайного» результата, дать ему определенное вероятностное толкование.
Наиболее распространенными методами обработки количественных данных в прикладной психологии являются дисперсионный, корреляционный и факторный анализ.
При осуществлении дисперсионного анализа результаты наблюдений группируются с учетом градаций каждого учитываемого фактора (возраста, уровня образования, отдельных психологических особенностей и т. д.). Если учитываемый фактор оказывает влияние на признак, средние результирующего признака изменяются в соответствии с градациями фактора. Внутри каждой такой группы обнаруживается своя дисперсия, связанная с действиями других факторов.
Дисперсионный анализ допускает статистическое исследование признаков, выраженных не только в абсолютных количественных единицах, но и в относительных или условных баллах и индексах.
Корреляционный анализ (от лат. correlatio — соотношение) — статистический метод оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков или факторов. При определении формы связи рассматривается ее линейность или нелинейность (т. е. как в среднем изменяется в зависимости от изменения х, а х — от у).
Одним из основных принципов определения количественных критериев корреляционной связи — коэффициентов корреляции — является сравнение величин отклонений от среднего значения по каждой группе в сопряженных парах сравниваемых рядов переменных.
С целью достижения независимости меры корреляционной связи от числа сравниваемых пар и величин стандартных отклонений в двух группах произведение отклонений делится на число сравниваемых пар и стандартные отклонения в сопоставимых рядах. Такая мера носит название коэффициента корреляции — произведения моментов Пирсона.
Коэффициент корреляции — математический показатель силы связи между двумя сопоставляемыми статистическими признаками. Величина коэффициента колеблется в пределах от —1 до +1. Смысл крайних значений коэффициента состоит в следующем:
• коэффициент равен +1, значит, связь между признаками однозначна по типу прямо пропорциональной зависимости;
• коэффициент корреляции равен —1, следовательно, связь также является функциональной, но по типу обратной пропорциональности;
• нулевая величина коэффициента свидетельствует об отсутствии связи между признаками.
Статистическую значимость коэффициента корреляции определяют по таблицам.
Факторный анализ (от лат. factor — действующий, производящий и греч. analysis — разложение, расчленение) — метод многомерной математической статистики, применяемый при исследовании статистически связанных признаков с целью выявления определенного числа скрытых от непосредственного наблюдения факторов.
С помощью факторного анализа не просто устанавливается связь изменения одной переменной с изменением другой переменной, а определяется мера этой связи и обнаруживаются основные факторы, лежащие в основе указанных изменений. Факторный анализ особенно продуктивен на начальных этапах научных исследований, когда необходимо выделить какие-либо предварительные закономерности в исследуемой области. Поэтому факторный анализ представляет собой не только метод статистической обработки исходных данных для их обобщения, но и широкий научный метод подтверждения гипотез относительно природы процессов, присущих самому измеряемому свойству.
Одной из наглядных моделей факторного анализа может служить схема, приведенная на рис. 1. Области признаков (психологических особенностей, свойств, способностей и т. д.), измеряемых тестами А, В, С, представлены в виде прямоугольников. В зоне 1 находятся общие признаки для тестов А и В, в зоне 2 для тестов В и С, а в зоне 3 — признаки, влияющие на успешность выполнения тестов Л и С. В зоне 4 присутствуют признаки, объединенные общим для совокупности трех тестов фактором. Относительная площадь зон иллюстрирует факторный вес — меру выражения выявленной латентной переменной (признака) в результатах того или иного теста, т.е. представленность в результатах теста данных выделенного универсального фактора ХАБС.
Рис. 1. Модель факторного анализа |
Исходной информацией для проведения факторного анализа является корреляционная матрица, или матрица интеркорреляций показателей тестов. Выделенные путем анализа интеркорреляций или других характеристик связи обобщенные факторы первого
порядка могут быть представлены в виде новой матрицы, отражающей корреляции между факторами. Нa основе таких матриц могут определяться факторы более высокого порядка.
В настоящее время методы факторного анализа составляют сложную специальную область математической статистики. В психологической диагностике факторный анализ широко используется как для решения исследовательских задач, так и при конструировании психодиагностических методик[22].
Существуют и другие методы математической обработки данных исследований. Мы рассмотрели наиболее распространенные. Практика исследований показывает, что математическая обработка является эффективным средством описания и установления многих важных психологических характеристик, их связей, отношений, закономерностей.
В заключение обзора методов исследования следует подчеркнуть, что нельзя ни противопоставлять одни методы другим, ни абсолютизировать возможности некоторых. Выбор того или иного метода определяется предметом и задачами исследования. В любом психологическом исследовании применяется и комплекс методов, взаимно дополняющих друг друга и позволяющих получить достоверные выводы.
Методы исследования, используемые в психологии профессионального образования, имеют общепсихологическое происхождение и вместе с тем обладают своей спецификой. Близость психологии профессионального образования к психологии развития, психологии труда, возрастной и педагогической психологии обусловливает заимствование уже сложившихся методов.
[1] См.: Новиков А. М. Профессиональное образование России. — М. 1997. —С. 41.
[2] См.: Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М., 1994.
[3] См.: Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. – М. 1982. – С.277 – 298.
[5] См.: Ганзен В.А. Системные описания в психологии. – Л., 1984
[6] Панельное исследование предполагает неоднократное изучение одного и того же социального объекта с определенными временными интервалами при неизменной программе исследования.
[7] См.: Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977. – С. 295-298.
[8] См.: Введение в психологию / Под ред. А.В. Пестровского. – М., 1993.
[9] См.: Годвруа Ж. Что такое психология: В 2 т.- М., 1992. – Т.1.
[10] См.: Benesch A. Atlas zur Psychologie. – Munchen, 1992. – Bd 1.
[11] Демоскопия – опрос мнений определенной рапрезентативной социальной группы населения.
[12] Коакцион – опрос мнений на основе принятия другой социальной роли.
[15] См.: Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн.: Пер. с англ. – М., 1982. – Кн. 2. – С.94-97.
[16] См.: Словарь-справочник по психологической диагностике / Сост. Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – Киев, 1989. – С. 93.
[17] См.: Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. – М., 1991.
[18] См.: Калмыкова З.И Психологические принципы развивающего обучения. – М., 1979.
[19] См.: Проблемы методологии педагогики и методики исследования / Под ред. М. А. Данилова, Н. И. Болдырева. – М., 1971. – С. – 231.
[20] Давыдов В. В. О двух основных этапах развития детской и педагогической психологии // Психология воспитания и обучения. – М., 1978. – Вып. 5. – С. 4-5.
[21] Событие – одно из вероятных явлений.
[22] См.: Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб., 1999. – С. 361 – 362.
Использование математических методов в психологическом исследовании
Проблема повышения качества и эффективности научных исследований в сфере психологии в последние годы выступает предметом исследования большинства ученых, приводит к активному внедрению в практическую психологию современных математических и информационных методов.
Методы математической обработки данных используются для обработки данных, установления закономерностей между изучаемыми процессами, психологическими феноменами. Использование математических методов позволяет повысить достоверность, научность результатов исследований.
Подобная обработка может осуществляться вручную либо при помощи специального программного обеспечения. Результаты исследования могут быть представлены в графическом виде, в виде таблица, в числовом выражении.
На сегодняшний день основными направлениями психологического знания, в которых уровень математизации знаний оказывается наиболее важным, является экспериментальная психология, психометрика и математическая психология.
К наиболее распространенным психологическим математическим методам относят регистрацию и шкалирование, ранжирование, факторный, корреляционный анализ, различные методы многомерного представления и анализа данных.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Назначение методов
Психологические исследования позволяют выявить некоторые общие черты, свойственные популяции людей.
Под популяцией понимается совокупность объектов изучения, которых объединяет какой-то общий признак.
Это могут быть представители одной социальной группы, сообщества, возрастной категории, профессиональной области и т.д.
Для проведения исследования производится выборка, которая должна быть репрезентативной (т.е. максимально точно и достоверно отражать характеристику всей совокупности в целом). Полученные в результате работы психолога результаты подлежат обработке.
Обработка данных — это отдельная область экспериментальной психологии, напрямую связанная с математикой, статистикой.
Любое психологическое исследование состоит из нескольких этапов: разработка программы, проведение процедур, анализ полученных результатов.
Методы математической обработки данных позволяют проверить достоверность начальных гипотез и, соответственно, опровергнуть их или подтвердить. В итоге решаются следующие задачи:
Обработка данных бывает количественной и качественной.
В первом случае изучаются различные параметры объекта исследования, которые подлежат измерению.
Во втором случае речь идет о проникновении в суть проблемы, выявлении глубинных процессов. Оба уровня тесно связаны между собой, поскольку только единство из применения позволяет получить точные результаты.
При этом качественные данные невозможно измерить, единственный способ их математической оценки — выявление частоты встречаемости (например, как часто встречается среди испытуемых холерический тип темперамента).
Количественные же данные можно анализировать при помощи специальных статистических методов, в основе которых лежат математические параметры.
Количественная обработка производится при помощи двух групп методов: первичных, вторичных.
Принципы применения в исследованиях
Принципы применения математических методов — положения, которые используют в психологии. Они определяют применение и стратегии дальнейшего развития науки. К ним относятся:
Чтобы получать достоверные результаты, психолог должен соблюдать все принципы.
Несмотря на все недостатки, матметоды все же остаются подходящим инструментом проверки гипотез, снижающими вероятность погрешности. Точность результатов в большей степени зависит от навыков исследователя, чем от выбранного способа оценки.
Классификация
Методы статистической обработки — это математические формулы, приемы, количественные расчеты, которые позволяют систематизировать полученные в ходе исследования сведения, выявить имеющиеся закономерности.
Что такое принцип системности в психологии? Читайте об этом здесь.
Первичные
Первичные методы позволяют установить показатели, отражающие непосредственные результаты исследований.
С их помощью психолог может сформировать свое первое представление об объекте: о его характеристиках, об имеющихся закономерностях и т.д.
Вторичные анализы
Вторичные методы математико-статистического анализа направлены на более глубокое изучение вопроса.
Они помогают выявлять скрытые закономерности, устанавливать взаимосвязи.
Вторичные методы: корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ и др.
Корреляционный
Между двумя переменными может существовать определенная зависимость. При наличии такой зависимости изменения в одной переменной автоматически стимулируют изменения показателей второй переменной.
Подобная связь присутствует, когда имеются некоторые общие факторы, оказывающее влияние в обоих случаях. Уровень зависимости, существующий между переменными, называется корреляционным коэффициентом. Диапазон его колебаний: от — 1 до +1.
При отрицательном значении показателя специалист делает вывод, что увеличение значений одной переменной приводит к уменьшению значения другой.
Нулевой коэффициент корреляции свидетельствует об отсутствии взаимосвязи между явлениями. Его положительное значение подтверждает, что прямая зависимость между переменными присутствует. Причем чем эта зависимость существеннее, тем ближе показатель приближается к отметке 1.
Регрессионный
Позволяет выявить зависимость одной случайной переменной от другой или нескольких других случайных переменных.
Первый показатель считается зависимым, остальные показатели — независимые.
Исследователь самостоятельно определяет, какие переменные будут выполнять выбранные роли. Его решение зависит от того, какие задачи ставятся изначально.
Факторный
Суть метода — выявление некоторого фактора, объединяющего большое количество переменных по какому-либо признаку.
Это позволяет сузить массив обрабатываемой информации до оптимальных значений. При помощи факторного анализа все многообразие данных объединяется в несколько ключевых показателей.
Активно используется в психологии при работе с большими объемами информации.
Он позволяет выявить скрытые признаки и закономерности, причины возникновения явлений. Существуют разные типы факторного анализа: перспективный, ретроспективный, прямой, обратный и т.д.
Канонический
Позволяет установить зависимость между двумя модулями переменных, которые характеризуют объекты.
Данный способ исследования помогает обобщить информацию и выявить влияние одного фактора на группу переменных.
Например, в сфере педагогики специалист может при помощи данного приема выявить зависимость между успеваемостью детей по нескольким видам дисциплин и уровнем развития у них какого-либо навыка.
Или можно выявить уровень влияния какого-либо внешнего фактора на развитие определенных психологических проблем.
Для чего используется лонгитюдный метод в психологии? Ответ вы найдете на нашем сайте.
Сравнение средних
Нередко при сравнении средних показателей двух серий экспериментов исследователь обнаруживает несовпадение. Это может быть вызвано как совершенными специалистом во время проведения эксперимента ошибками, так и иными причинами.
Например, в рамках исследования уровня знаний студентов университета, группе первокурсников моет быть предложено пройти тест, состоящий из 60 вопросов. Через 5 лет этой же группе студентов, являющихся выпускниками, предлагается вновь пройти тот же самый тест.
То есть и объекты исследования, и предмет исследования, и содержание эксперимента никак не изменяются. Проходит лишь определенный промежуток времени.
Сравнение средних показателей наверняка продемонстрирует явное несовпадение результатов. В данном случае исследователь после анализа данных скорее всего придет к выводу, что средний показатель уровня знаний студентов за время обучения повышается.
Сравнение дисперсий
Предыдущий метод не всегда позволяет получить исчерпывающую информацию.
Сравнение средних величин помогает исследователю проследить взаимосвязь между двумя уровнями одного и того же объекта.
Сравнение же дисперсий позволяет оценить степень изменчивости одного показателя, характерного для двух разных объектов. Так, специалист может поставить перед собой задачу определить уровень успеваемости учеников двух разных классов — 7-го и 8-го.
В этом случае данные, подтверждающие разные уровни успеваемости, будут свидетельствовать об изменчивости исследуемого показателя.
Частотный
Создание специальных таблиц частот для изучения категориальных переменных.
Возможно применение данного способа обработки данных и в отношении количественных переменных, но в таком случае могут возникнуть сложности при интерпретации результатов.
Обычно данные таблицы частот представляют собой графические изображения в виде гистограмм.
Частотный ряд имеет смысл применять в том случае, когда в исходной выборке присутствует множество схожих значений.
Кластерный
Данный способ классификации полученных данных применяется при больших объемах информации.
Все многочисленные объекты исследования разбиваются на группы по схожим признакам.
Подобный многомерный метод актуален для исследований, в которых присутствует большое количество объектов или у незначительного числа объектов выявляется многообразие признаков.
Несомненным преимуществом подхода является тот факт, что объекты могут объединяться в однородные группы не только по одному схожему признаку, но и по совокупности признаков.
Также кластерный анализ в отличие от большинства других статистических методов не налагает никаких ограничений на вид объектов, подлежащих рассмотрению. Соответственно, становится возможным выбор данных произвольного характера.
Регистрация и шкалирование как метод математической обработки данных в психологии
Сущность данного метода заключается в выражении исследуемых феноменов в числовых показателях. Выделяют несколько видов шкал, однако, в рамках практической психологии чаще всего используется количественная, которая позволяет измерять степень выраженности исследуемых свойств у объектов, выразить разницу между ними в числовых показателях. Использование количественной шкалы позволяет осуществлять операцию ранжирования.
Под ранжированием в современной научной литературе понимают распределение данных в порядке убывания/ возрастания исследуемого признака.
В процессе ранжирования каждому конкретному значению присваивается определенный ранг, что позволяет перевести значения из количественной шкалы в номинальную.