Что такое масштаб в архитектуре
Масштабы строительных чертежей по ГОСТ (основные требования)
Требования к масштабам изображений на чертежах проектной и рабочей документации приведены в ГОСТ Р 21.1101-2013.
Согласно п.5.1.6 ГОСТ Р 21.1101-2013 чертежи выполняют в оптимальных масштабах по ГОСТ 2.302 с учетом их сложности и насыщенности информацией.
ГОСТ 2.302-68 ЕСКД. Масштабы
ГОСТ 2.302-68 «Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Масштабы» устанавливает масштабы изображений и их обозначение на чертежах всех отраслей промышленности и строительства, но не распространяется на чертежи, полученные фотографированием, а также на иллюстрации в печатных изданиях и т.п.
Основные термины принятые в данном стандарте:
В соответствии с п.2 масштабы изображений на чертежах должны выбираться из следующего ряда:
1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40
1:50; 1:75; 1:100; 1:200; 1:400; 1:500; 1:800; 1:1000
2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 20:1; 40:1; 50:1; 100:1
п.3 при проектировании генеральных планов крупных объектов допускается применять масштабы 1:2000; 1:5000; 1:10000; 1:20000; 1:25000; 1:50000.
п.4. В необходимых случаях допускается применять масштабы увеличения (100n):1, где n — целое число.
ГОСТ 21.501-2018 СПДС. Правила выполнения рабочей документации архитектурных и конструктивных решений
ГОСТ 21.501 устанавливает состав и правила оформления рабочей документации архитектурных и конструктивных решений зданий и сооружений различного назначения, а также рабочей документации на строительные изделия.
Согласно п.4.9 ГОСТ 21.501 рекомендуемые масштабы изображений на чертежах приведены в таблице 1.
11 СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ ФОРМЫ: МАСШТАБНОСТЬ
Время чтения: 5 минут
11.1 Понятие архитектурного масштаба
В широком значении масштаб – это отношение, позволяющее определить неизвестную величину в соотношении с известной.
В своём первоначальном смысле понятие масштаб обозначает отношение длины изображаемой линии к длине линии, существующей в действительности. Масштаб может быть выражен в числах (численный масштаб) или в отрезках прямой определённых размеров (линейный масштаб). Благодаря масштабу мы получаем возможность чтения чертежей, карт, планов. В данном случае масштаб выступает как степень соотношения размеров изображаемого и натуры.
Понятие масштабности является одной из центральных категорий архитектурной композиции, важной качественной характеристикой архитектурной среды.
Мы называем архитектурное пространство масштабным в том случае, если человек, находящийся в нём, ощущает это пространство, воспринимает его и соответственно оценивает как соразмерное ему. Антропометрические данные о человеческом росте и основных параметрах человеческой фигуры являются основными при определении физической величины сооружения – будь то стул или здание.
11.2 Связи и обусловленность архитектурного масштаба
При изучении архитектурного масштаба мы сталкиваемся с рядом понятий, суть которых сводится к следующему:
1. Масштаб неразрывно связан с назначением сооружения, с функциональной организацией внутреннего пространства и конструкцией сооружения.
2. Масштаб определяется системой членения объёма, соотношением частей и целого.
3. Масштаб сооружения зависит от характера его взаимосвязи с окружающим пространством, будь то архитектурный ансамбль или природный пейзаж.
4. Мерой масштаба в архитектуре выступает человек.
Согласованность названных характеристик, сведение их в единую систему определяют собой масштабный строй сооружения.
Масштаб имеет широкую шкалу градаций – от мелкого до крупного.
Неразрывно связанный с функцией сооружения, масштаб задаётся в процессе проектирования здания. Обдумывая определённую функцию, архитектор уже в первых набросках плана должен образно представить себе формируемый объём сооружения, его основные членения, масштаб.
Абрисы здания определяют и характер внутреннего пространства и в итоге – масштаб сооружений. Можно сказать, что функция в известной мере задаёт тенденцию развития архитектурного масштаба.
В общественных зданиях, как правило, помещения значительно крупнее, чем в жилых домах. Зрелищные здания, например, имеют большие пролёты, крупные пространства зрительных залов, а жилой дом состоит из сравнительно однородных ячеек – квартир. Кроме того, внутреннее пространство общественных зданий крупно не только по абсолютной величине, но и по отношению к общим размерам здания. Всё это накладывает соответствующий отпечаток на структуру здания, на соотношение его частей и целого. Общественным зданиям присущ поэтому крупный масштаб, а жилым соответствует масштаб более мелкий, хотя абсолютные их размеры часто имеют обратную тенденцию роста.
Внутреннее пространство зданий также обладает своим масштабом. Как правило, он несколько иной, чем масштаб экстерьера. Масштаб интерьера связан с человеком гораздо ближе, чем масштаб экстерьера. Внешний объём здания всегда в какой-то степени отчуждён от человека. Находясь вне здания, человек относительно самостоятелен и независим от воздействия архитектурных форм, в то время как в интерьере он вступает в активное взаимодействие с архитектурой.
Следует заметить и то, что размеры внешнего и внутреннего пространств отнюдь не равнозначны. Последние всегда меньше объёма, заключённого во внешних очертаниях здания, и, кроме того, членятся на отдельные помещения. Естественно, что и членения внешнего объёма, его детали всегда крупнее, чем в интерьере.
Уменьшение размеров далеко не всегда означает уменьшение масштабов, равно как и уменьшение масштаба может быть достигнуто без сокращения абсолютных размеров.
Рисунок 41 – Масштабные коррективы. Различие в восприятии горизонтальных и
вертикальных линий, тёмного и светлого
11.3 Приёмы и средства выражения масштабности
Масштабная выразительность сооружений во многом зависит от знания архитектором законов зрительного восприятия.
Так, форма расчленённая кажется крупнее нерасчленённой, в первую очередь, это относится к горизонтальным членениям. Однако при значительном уменьшении членений и увеличении их числа они перестают влиять на восприятие размера, и форма вновь приобретает первоначальную целостность (рис. 41).
Светлая поверхность всегда кажется крупнее, чем равная ей по размерам тёмная. Однородные и одинаково освещенные поверхности, помещённые на тёмном или светлом фоне, также будут выглядеть поразному.
Вертикальные линии и формы кажутся больше равных им по размерам горизонтальных линий и форм, причём иллюзия эта довольно устойчива. Соответственно и форма, расчленённая по вертикали, кажется выше нерасчленённой формы или формы, расчленённой по горизонтали.
Чувство гармонии и знание законов зрительного восприятия позволяют архитектору трактовкой элементов композиции и отдельных деталей откорректировать масштаб сооружений в нужном направлении (рис. 42).
Рисунок 42 – Зависимость масштаба от величины членений формы.
Зависимость масштаба от горизонтальных членений формы
Сильно искажает масштабный строй пространства его нерасчленённость, гипертрофированность отдельных деталей и элементов.
Представление о сомасштабности пространства в городе связывается в свою очередь с его величиной и расстояниями между крупными объёмами, что и определяет пространственную структуру среды – основу её сомасштабности и функциональности, а также информативности. Зоны оптимальных расстояний между отдельными крупными элементами городской среды – зданиями или их комплексами – должны формироваться с учётом возможностей и особенностей человеческого восприятия. Например, «городские пространства, размеры которых превышают 130-140 м, кажутся человеку гипертрофированными, так как это максимальное расстояние, когда человек в состоянии различать действия людей», в то время «как городские пространства, размеры которых не превышают 25 м, вызывают ощущение интимности, так как в пределах этого расстояния мы имеем возможность узнавать людей в лицо и различать даже выражение лиц». Примером неудачного решения пространства в городской среде, с точки зрения его масштабности, могут служить некоторые новые жилые районы, в которых контраст между массивом высоких и крупных объёмов – жилых зданий – и значительными по величине пространствами между ними приводит к ощущению немасштабности, неосвоенности пространства в целом и даже вызывает ощущение подавленности.
Природа масштабности архитектурного пространства проявляется в качественном плане. Количественная сторона масштабности среды решается с помощью таких средств, как регулирование величины элементов пространства и расстояний между ними, что относится к композиционному взаимодействию между объёмом и средой, между объёмами и между объёмом и человеком, что особенно важно по отношению к так называемой «контактной зоне», т. е. к пространству, в котором функционирует человек. Контактная зона обладает масштабом, наиболее приближенным к размерам человека, и является как бы последним звеном в масштабном ряду пространства: крупные объёмы и пространства более мелкие и, наконец, совсем большие или, как их иногда называют, «микропространства» контактной зоны. Отсутствие элементов среды, обладающих промежуточной масштабной значимостью, и приводит к общей немасштабности пространства.
11.4 Что же такое масштабность?
Масштабность – это соизмеримость здания с физическими размерами человека. Наиболее остро она выявлена в архитектурных деталях, непосредственно связанных с размерами человеческой фигуры. Ступени лестниц, балюстрады, парапеты и другие ограждения, двери, фурнитура выступают «указателями масштаба», обладающими в нашем восприятии определёнными размерами. Указателями масштаба могут служить также различные конструктивные элементы – размер кирпича или бревна, стеновая панель жилого здания и т. д.«Указатели масштаба» позволяют прочесть как размеры сооружений, так и величину их членений, т. е. приводят все элементы в единую, соизмеримую с человеком систему. Через указатели масштаба могут быть восприняты и эстетически оценены сооружения разных величин с разным масштабным строем – от камерного до монументального. Архитектурный масштаб при наличии постоянных масштабных связей, соответствующих функции и окружению, выступает как неизменная характеристика архитектуры. Но представления о масштабе, о его выразительности претерпевают изменения во времени – в течение господства того или иного стиля, и для каждого человека – в течение его жизни.
Все сложившиеся архитектурные стили выражают масштабные представления, характерные для данного этапа развития архитектуры. Они отмечены определенной соразмерностью частей и целого, устойчивым набором деталей, служащих «указателями масштаба».
Рисунок 43 – Влияние окружающей среды и антропоморфных факторов на представления о масштабе здания
Рисунок 44 – Примеры студенческих работ на тему: масштаб (1 курс)
АРХИТЕКТУРНЫЙ МАСШТАБ – СРЕДСТВО ВОПЛОЩЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА
Образные несоответствия, сложность восприятия художественных смыслов и настроений в большей мере зависят от недостаточного внимания к архитектурному масштабу – одному из основных средств воплощения художественного образа в архитектуре. Именно масштаб, главный инструмент которого – членение формы и осмысление объективного эффекта, получаемого от соотношения целого и частей, создает целостную среду, в которой есть место человеку с его психофизиологией.
Определенность визуального материала связана с определенностью, содержащейся в нем информации,то есть тех или иных значений и смыслов, которые превращаются в виртуальную коммуникацию между человеком и окружающей средой. Архитекторам в большей мере удается внести в архитектурную форму черты, которые делают ее эмоционально окрашенной, выявить внешне главную идею с помощью формальных геометрических построений или образного аналога. Однако вне содержательной обусловленности этих построений говорить об их достоинстве трудно. Основной задачей было и остается внесение в архитектурную форму черт, которые делают ее созвучной человеческому восприятию, отражают соответствие рангу объекта, код образа и целесообразность процесса созидательной деятельности.
Для создания необходимого иерархического и образного соответствия целенаправленно применяют архитектурный масштаб, как одно из основных композиционных средств. Масштаб обозначает отношение членений формы к форме в целом и отношение формы в целом к окружению. Масштабность – отношение формы к размерам человеческого тела всегда очень доходчиво, незаметно и убедительно сотрудничает с человеком, помогая ему определить свое место в среде, получить достаточную информацию о величине, структуре и художественном образе архитектурного произведения. Масштаб и масштабность – два уровня метрических и образных отношений, принадлежащие каждому архитектурному объекту и существующие в нем параллельно.
Масштабная шкала, масштабный ряд – эти понятия расшифрованы известными теоретиками Л.Кирилловой, Н.Бруновым, А.Циресом, А.Буровым, И.Араухо и др. Они рассматривали масштабность традиционно, как важнейшее качество художественности на примере памятников классического наследия. Американский архитектор и математик Н.Салингарос применил масштабную шкалу к такому фактору формирования образных ощущений, как гармоничность. Он придал этому принципу математический, геометрический характер на основе закономерности золотого сечения и ввел понятие «масштабных ступеней». Н.Салингарос и его единомышленники успешно продолжают развитие идей масштабности в рамках классической природной архитектоники.
Масштабные характеристики городских и ландшафтных комплексов определяются двумя основными масштабными уровнями: «макро» и «гипер» (классификация по В.Т.Шимко). Формируются пространственными ситуациями, которые намного больше человека, предметное наполнение таких единиц не имеет прямых зрительных соответствий с человеком, композиция таких образований строится соразмерно сооружениям, то есть относительно друг друга. Архитектурный масштаб в условиях данных средовых единиц способен просто выбором характера членений решить задачи логического построения единого целого и связать его опосредованно с основным пользователем – человеком. Архитектура новейшего времени обладает своеобразным уровнем пафоса, который не всегда встраивается в логическую схему образа места. Масштабность в синтезе образа не учитывается или визуально не выявляется.
Архитектурный масштаб, размер, пространство. Любое проявление формы – это некоторое целое и количество его членений. Членений много и они мелкие – масштаб мелкий. Членений мало и они крупные – масштаб крупный. Масштаб помогает определить степень крупности формы как отношение элементов формы к самой форме. Чем меньше членений, а они крупные, тем меньшей по размеру будет выглядеть форма. Чем больше мелких членений, тем большей по размеру зрительно кажется форма. Размельчение масштаба формы посредством увеличения количества членений продолжается до известного предела. Наступает момент, когда множественность членений перестает восприниматься и форма снова становится крупномасштабной и небольшой, а главное – другого качества.
Кроме выявления размера, масштабные членения участвуют в визуальном пространственном размещении форм. Мелкий масштаб визуально отводит объект назад в глубину. Крупный масштаб делает элемент выступающим вперед. Крупные членения заметно уменьшают размер элемента по величине и приближают его. Мелкие членения создают эффект большого фрагмента, но размещенного дальше. Средние членения создают иллюзию промежуточного положения.
Высотные здания, выполненные в одном масштабе, поставленные на одной линии дают возможность ощутить противоречивость информации о фактическом размере, пространственном расположении и зрительном ощущении этих показателей. Крупномасштабные башни выглядят меньше, но стоят ближе объектов с меньшим масштабом. Более важным становится кажущийся размер, а не настоящий, указанный в метрах.
«Управление» архитектурной формой при помощи масштаба дает возможность участия объекта в определенной ситуации и соответствия его сложившемуся образу места. Объект, поставленный в историческую среду с небольшими пространствами, малоэтажной застройкой, узкими улицами, получил мелкий масштаб, стал зрительно крупнее, респектабельнее, мощнее. Но это увеличение не стало губительным для сложившейся среды. Современный объект не стал диссонансным в общей картине, поскольку ощущается он пространственно отодвинутым в глубину.
Человек – мера архитектуры. Любая объемно – пространственная структура должна быть соразмерной человеку с его психофизиологией и психологией восприятия. Известный афоризм: «человек – мера архитектуры» имеет несколько содержательных уровней, но наибольшее значение имеют геометрические и физические параметры человеческого тела. Понимание величины формы и соотнесение с ее членениями происходит с помощью своеобразной шкалы, носителем которой является сам человек. Каждый без труда отличит взрослого от ребенка и определяющим в этой ситуации сравнения будет пропорциональный строй, который у взрослого один, а у ребенка совсем другой. Человек измеряет действительность той же мерой, что и себя. Большая форма (взрослый человек) имеет много членений, и они мелкие (масштаб мелкий). Малая форма (ребенок) имеет мало членений, но они крупные (масштаб крупный). Применение человеческой метафоры в масштабных отношениях заключается именно в том, что степень крупности формы согласуется с образом, которому эта форма соответствует. У каждой формы своя роль, функция, статус. Это проявляется в первую очередь во внешнем виде. Например, если ребенок будет одет как взрослый или наоборот, взрослый получит показатели детских членений, то это будет восприниматься в лучшем случае игрой, иронией.
Масштаб – композиционное средство формы. Масштаб, как композиционное средство, применяется целенаправленно для создания необходимого образного соответствия. Степень крупности архитектурной формы по отношению к человеку и к окружающей среде, определяемая понятиями «масштаб» и «масштабность», приобретает в этих отношениях информационный, композиционно – эстетический, оценочный смысл. Значит, масштабное выражение архитектурных форм не аналогично созданию впечатления только о действительной или иллюзорной величине объема или пространства. Оно является одним из композиционных средств «управления» архитектурной формой, когда необходимо воплотить архитектурный замысел. Например, формы древнегреческих сооружений не были крупными по абсолютной величине, но выглядели монументальными. Древнеримская архитектура была значительной по величине, и это подчеркивалось, еще более усиливалось композиционными средствами. В эпоху раннего барокко, наоборот, композиция сооружения грандиозного по размерам (собор св. Петра) основана на схеме относительно небольшого сооружения, что приближает его к человеку.
Можно выявить три основных информационно-эстетических эффекта от восприятия масштабных членений. Это правильный масштаб, когда принятые членения соответствуют размеру сооружения. Противоречие между величиной формы и характером членений создает утрированный масштаб (преувеличенный или приуменьшенный), используемый для выявления тех композиционных качеств, которые содержит архитектурный замысел.
Когда небольшой по размерам объект необходимо наделить чертами крупного сооружения, то получается ощущение здания крупного по форме, но мелкого по масштабу. Приуменьшенный масштаб делает объект крупнее, чем он есть на самом деле, но композиционно отводит его на второй план. Этот композиционный прием лучше всего работает при условии визуальной неопределимости создаваемой иллюзии. Комплекс «Ласточкино гнездо» в Крыму представляет собой идеальную ситуацию, в которой применяется приуменьшенный масштаб с целью придания ощущения объекта большого по размеру, выразительного, величественного. В качестве членений были использованы типологические детали, членения, материал. Опровергнуть создаваемую иллюзию можно только при наличии элементов для сравнения. Таких элементов в ближайшем окружении нет.
Пример часовни в городской среде использует тот же композиционный прием, используя членения крупного культового сооружения. Однако, окружающая объект среда обнаруживает несоответствие членений размеру формы. Зрительно на должное расстояние отодвинуть не дает фон, имеющий крупные членения. Приуменьшенный масштаб создает впечатление модели, макета. Объект зрительно воспринимается в другом качестве. Он становится монументом, а не архитектурой.
Преувеличенный масштаб позволяет объекту выглядеть композиционно главным, но делает его меньше по величине, чем есть на самом деле. Если зданию придать систему членений и пластических деталей меньшей архитектурной формы, то его масштаб укрупняется, делая объект более заметным, значительным и монументальным. Выигрывая в композиционном звучании, объект проигрывает в том, что он кажется меньше по размерам. Это может оказаться не соответствующим рангу объекта, образному статусу, уровню респектабельности.
В среде развивающегося города с течением времени изначально заложенный масштаб здания может измениться, когда меняется назначение сооружения или его окружение, нарушается цепочка масштабных связей. Существует три формы масштабных связей, создающих архитектурный масштаб: отношение элементов к целому и друг к другу; отношение здания к архитектурной и природной среде, к размерам и масштабу окружения; отношение величины здания и его элементов к человеку. Совокупность этих связей создает гармоничный масштабный строй сооружения. При нарушении хотя бы одного условия здание окажется немасштабным.
Основное масштабное выражение здания является результатом соподчинения всех элементов масштабного строя и один тип масштаба (значительный, обыкновенный или камерный) является господствующим в здании. Доминирующее значение масштаба главных элементов обеспечивает целостность композиции.
Основные устремления авторов направлены на использование новых, техногенных стилистических направлений. Яркий эклектизм стал основным подходом к пространственному моделированию среды. Создается сценарий индивидуальных предпочтений, рассчитанный на такую же индивидуальную реакцию человека с его восприятием и интерпретацией. В этом отражены позиции всех разновидностей постмодернизма. Приуменьшение или полное отрицание общих глубоких смыслов, наличие ярких высказываний и различий, что влечет за собой дискретность впечатлений и усиление ассоциативного мышления зрителя.
Архитектурная форма предстает как условный знак без смыслового контекста, который человеку необходим и неразрывно связан с его сознанием. Не принимаются во внимание ощущения правдивости и органичности формы, присущие человеку как части естественного мира. И сам человек не рассматривается, как субъект. Он становится частью искусственного мира с некоторым структурным текстом, упрощенно моделирующим природные организмы. Без человека как части космоса, нет и масштабности, которая с ним соотносится, нет пропорций человеческого тела, нет тектоники, иерархии, системы, координатной ориентации и телесности. В основу берется отсутствие порядка, хаос, событийность, «игра».
Вопросы эстетики стали решаться без участия целесообразности. Самые яркие, и может быть очень убедительные, эстетические установки не могут исключить осознания архитектурного пространства как пространства, создаваемого для реализации определенного вида жизнедеятельности человека. Любая объемно-пространственная структура должна быть соразмерна человеку с его геометрическими и физическими параметрами тела, с его психофизиологией и психологией восприятия. Ожидаемое образное соответствие не может быть достигнуто без необходимого соотношения частей и целого.
Определение средового композиционного целого и является в сложившейся ситуации основной проблемой. После чего возможно применение средств «управления» формой для воплощения архитектурного замысла. Сложная средовая ситуация требует построения необходимой масштабной шкалы, соразмерности человеку определенной зоны восприятия. В любой, самой гармоничной системе пропорций носителем масштабной шкалы, источником основного размерного модуля будет человек. Формальные характеристики модуля не принципиальны. Это делает возможным новые теоретические модели развития пространственных структур рассмотреть в условиях природной архитектоники, в соотнесении с традиционной метафорой человека
Масштаб архитектурной формы
Связывая наши предварительные представления о масштабе и масштабности с приведенной выше характеристикой архитектурного образа, «несомой этой фо«рмой, созвучной и противоположной в различных аспектах формам Пирамиды, Мавзолея или Пантеона, можно обнаружить, что масштабные (представления складываются на основе переплетения двух формообразующих потоков: один—мощный, создающий «сверхчеловеческие» формы купола или круглых окон, и второй — вплетающийся в него, скользящий где-то по ребрам купола и кристаллизующийся в форме ротонды-фонаря или застывающей в кружеве аркады галереи. Чувственно воспринимаемые мажорность звучания, гармоничность созвучия двух потоков рождают представления о масштабе (или его (крупности) и масштабности архитектурно-пространственной формы. Масштаб характеризует выраженную качественно (на основе некоторых количественных мер) диалектику отношений субъекта и объекта, раскрывающуюся в художественном образе архитектурного произведения.
Эти отношения в настоящее время изучаются в общетеоретическом плане семиотикой ((наукой о знаковых системах), рассматривающей знаки как элементы, занимающие определенное место в сложной структуре человеческой деятельности, как средство ориентирования в объективном мире и управления человеком собственным поведением. В архитектурной науке эти аспекты понятия масштаба отражаются в формуле «человек—мера всех вещей».
В рассматриваемой модели элементарную знаковую систему образуют отношения двух отмеченных групп элементов формы. Для образования такой элементарной системы (а знаки существуют только в системах) оказалось необходимо и достаточно, чтобы элементы формы были: а) сходны между собой на основе некоторых признаков целого; б) различны по их видимой крупности и, следовательно, по степени их «утилитарности», («Обыденности». Возрастание крупности одного из элементов системы по отношению к некоторому распространенному, имеющему обыденное, потребительское значение элементу, уже приводит к возрастанию социального значения знака: часы на Спасской башне Кремля показывают не только «утилитарное» время, но и особое время — «время эпохи», приобретают не только предметное, но и образное значение. Подобно этому, древнегреческий храм, напоминавший распространенное жилище — мегарон, обладает необходимой мерой крупности по отношению к некоторому эталону, выраженному специфическими средствами и имеющему специфическое значение, а купол собора — по отношению к первичному антропоморфному куполу малой ротонды. Эта мера, однако, согласуется каждый раз как с действительным функциональным назначением сооружения, информация о котором входит в задачу знака (выступающего как средство ориентирования в окружающей среде), так и с ролью данного сооружения в более широкой знаковой системе, (являющейся средством управления поведением данного общественного человека (данного общества, класса, юоциалыной группы).
Итак, масштаб — это качественная характеристика чувственной меры крупности формы, «представляющей собой некоторый целостный, внешний (человеку объект — основные тектонические элементы (колонны, арки, овод, «купол и т. д.) или более функциональные элементы (доходной портал, арена, лестницы, лоджии, дверная ручка и т. д.), или само тело сооружения. Сама же мера определяется по отношению к крупности ««утилитарного», «обыденного» эталона, воспринимаемого одновременно с формой или «подразумеваемого. Масштаб формы должен быть выражен, дан чувственному восприятию, или, иначе говоря, должны быть выявлены Оба элемента знаковой элементарной системы в их (гармоническом взаимодействии, показано различие двух элементов, несущих разную «смысловую нагрузку. Необходимость выработки специальных приемов и средств такого выражения диктуется особенностью восприятия, не обеспечивающего автоматическое распознавание одного из элементов вне «ясно выраженной «системы. Из-за «неучета «этого фактора, имеющего психофизиологические, могла бы оказаться трагической неудачей легендарная затея древнегреческого архитектора Дейно- крата, предложившего Александру Македонскому превратить гору Афон в гигантскую человеческую фигуру. В одной руке фи- туры, как о том повествует Витрувий, должен быть расположен целый город, а в другой находиться «чаша, в которую (стекали бы все реки Афонской горы, чтобы из «чаши прямо изливаться в море. Резонно полагают, «что гигантская человеческая фигура не производила бы грандиозного впечатления, а казалась бы гораздо меньше, чем она была бы на самом деле, так как с фигурой «человека зритель непременно связывает представление об относительно небольших размерах, соответствующих «размерам реального «человека.
Выражение масштаба архитектурной формы всегда связано с наличием «обозначающего элемента «системы — ««указателя масштаба», «позволяющего оценивать важнейшие качества формы уже на чувственном уровне восприятия. В куполе Флорентийского «собора Обозначающий элемент—ротондафонарь «служит неким «вытяжным «парашютиком» «содержательной формы. Специфические качества «элемента, позволяющие соотносить его «с сигнально-установочным «уровнем восприятия, не требуют обязательного выражения его как самостоятельного архитектурного элемента. Это «может быть «интуитивно оцениваемое в антропометрическом аспекте пространство между колоннами, размер ступени лестницы или блока каменной облицовки, высота дверной ручки от пола и т. д.
В сооружении могут «присутствовать формы, обладающие разным масштабом, но все они должны иметь единый, так или иначе вплетающийся в форму и чувственно выражаемый элемент, и потому должны быть согласованы между собой посредством данных зрительному восприятию пропорциональных, тектонических и других отношений, т. е. быть маюш тайны ми сами по себе и по отношению друг к другу. В архитектуре поэтому не «может существовать отношений форм типа «виолончель и скрипка» или «лошадь и жеребенок». Так, храм-периптер—это не просто увеличенный во всех «размерах жилой дом для бога: телесный древнегреческий «бог не смог бы протиснуться между «колоннами и войти в его храм, доступный только человеку. Гармоничность отношений двух выделенных элементов формы между собой и по отношению к человеку характеризуется понятием масштабности.
Семантический подход к понятию масштаба на основе модели купола Флорентийского собора позволил нам Обнаружить в структуре формы элементы, существующие в единстве и обладающие выраженным качественным различием. Одни из них имеют более сиги а л ьно-информационное значение, другие теснее связаны с архитектурно-художественным образом и являются элементами специфического языка архитектуры.
Первая группа элементов, которая может быть представлена либо в отдельных выразительных архитектурных формах, таких, «как римские ячейки Колизея — «сферы людских движений и людской деятельности» или эдикулы со статуями в Пантеоне, приближающиеся к размерам реального человека, либо в виде пространства между колоннами, более связана с функциональным значением концептуально воспринимаемого пространства «поведения человека». Вторая группа, представленная «в таких моделях, как чаша/Колизея—вместилище громкоголосой римской толпы, как цилиндр и купол Пантеона—«футляр, охватывающий монументализированную индивидуальность», или портик архитектурного организма виллы Палладио, теснее связана с образно-символической стороной формы, ведущей к выражению социальной ценности человека и созданию художественного образа эпохи.
Единство содержания Общественного сознания определенной эпохи позволяет говорить о наличии аналогичных («изоморфных») композиционных структур в различных видах искусства, принадлежащих одной культуре. Используя этот принцип структурного изоморфизма при анализе композиционных построений архитектурно-пространственной среды, мы опирались на идеи семиотики, заключающиеся в том, что синтаксические знаковые системы «в конечном счете» содержательны, т. е. в них в скрытом виде содержатся знания Об обозначенных предметах. Действующие в этих системах правила оперирования знаками не произвольны и выражают отношения, присущие действительности.
Ярко выраженное смысловое единство культуры эпохи Возрождения дает случай обратить внимание на возможности такого (моделирования в изучении и исследовании сложных (композиций. Рассмотрим в ©том плане последовательно 1фор1МИрешавшееся архитектурно-композиционное построение собора ев. (Петра в Риме — одного из величественнейших сооружений мировой архитектуры — в связи с изменением содержания Общественного сознания эпохи.