Что такое логистическая информационная система

Что такое логистическая информационная система

Различные информационные потоки, которые циркулируют внутри и между элементами логистической системы, между логистической системой и внешней средой, образуют логистическую информационную систему.

Логистическая информационная система (ЛИС) – это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, которая обеспечивает решение тех или иных функциональных задач управления материальными потоками.

Так же само как любая другая система, информационная система должна складываться из последовательно взаимосвязанных элементов и иметь некоторую совокупность интеграционных качеств. Декомпозицию информационных систем на составляющие элементы можно осуществлять по-разному. Чаще всего информационные системы делятся на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.

Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач сгруппированных по признаку совместной цели.

Обеспечивающая подсистема в свою очередь, включает такие элементы:

– техническое обеспечение, т.е. совокупность технических средств, которые обеспечивают обработку и передачу информационных потоков;

– информационное обеспечение, которое содержит в себе различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;

– математическое обеспечение, т.е. совокупность методов решения функциональных задач. Логистические информационные системы, как правило, являются автоматизированными системами управления логистическими процессами. Поэтому математическое обеспечение в логистических информационных системах – это комплекс программ и совокупность средств программирования, которые обеспечивают решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств.

Информационные системы в логистике могут создаваться с целью управления материальными потоками как на микро-, так и на макроуровне.

На уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, делятся на три группы:

– диспозитивные (или диспетчерские);

– исполнительные (или оперативные).

Логистические информационные системы, которые входят в различные группы, отличаются как по своим функциональным, так и обеспечивающим подсистемам. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми своими элементами, т.е. техническим, информационным и математическим обеспечением.

Плановые информационные системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:

– управление редко изменяющимися данными;

– общее управление запасами;

– управление резервами и другие задачи.

В плановых информационных системах наиболее высокий уровень стандартизации при решении задач, что позволяет с наименьшими трудностями адаптировать здесь стандартное программное обеспечение.

Диспозитивные информационные системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения согласованной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:

– детальное управление запасами (местами складирования);

– руководство внутрискладским и внутризаводским транспортом;

– отбор грузов по заказам и их комплектация, учет отправляемых грузов и другие задачи.

В диспозитивных информационных системах возможность использовать стандартный пакет программ ниже. Это вызвано рядом причин, например:

– производственный процесс на предприятиях обуславливается исторически и тяжело поддается существенным изменениям ради стандартизации;

– структура обрабатываемых данных существенно отличается у разных пользователей.

Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах осуществляется в темпе, обусловленном скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемые режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о перемещении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и руководящие влияния на объект управления. Этими системами могут решаться различные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т.д.

В исполнительных информационных системах на оперативном уровне управления используют, как правило, индивидуальное программное обеспечение.

В соответствии с концепцией логистики информационные системы, которые относятся к разным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию.

Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системой при помощи вертикальных информационных потоков.

Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах при помощи горизонтальных информационных потоков.

В целом преимущества интегрированных информационных систем можно сформулировать следующим образом:

– растет скорость обмена информацией;

– уменьшается количество ошибок в учете;

– уменьшается объем непродуктивной, «бумажной» работы;

– объединяются ранее разобщенные информационные блоки.

Источник

4. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА

4.3. Логистические информационные системы

Необходимым условием согласованной работы всех звеньев ЛЦ является наличие информационных систем, которые подобно центральной нервной системе, в состоянии быстро и экономично подвести нужный сигнал к нужной точке в нужный момент.

Информационная логистическая система – гибкая структура, coстоящая из персонала, производственных объектов, средств вычислительной техники, необходимых справочников, компьютерных прогpамм, различных интерфейсов и процедур (технологий), объединенных связанной информацией, используемой в управлении oрганизацией для планирования, контроля, анализа и регyлирования логистической системы. Часто используется тождественный термин «логистическая информационная система» (ЛИС), которые, как правило, представляют собой автоматизированные системы управления логистическими процессами.

Архитектура информационной системы характеризует ее общую логическую структуру, аппаратное обеспечение, прогpаммное обеспечение, описывает методы кодирования информации, т.е. процесса представления данных последовательностью символов, определяет интерфейс пользователя с системой.

Аппаратное обеспечение (hardwaгe) – это комплекс электронных, электрических и механических устройств, входящих в состав информационной системы или сети.

Что такое логистическая информационная система. Смотреть фото Что такое логистическая информационная система. Смотреть картинку Что такое логистическая информационная система. Картинка про Что такое логистическая информационная система. Фото Что такое логистическая информационная система

Рис. 4.3. Система входящих и исходящих ИП службы логистики

Программное обеспечение (ПО) (software) – это комплекс компьютерных программ, обеспечивающий обработку или передачу данных, а также разработку новых программ.

Интерфейс пользователя – это система взаимодействия человека с информационной системой. Адаптация функционирования комплек-сов прикладных процессов к образу мышления человека требует создания дружественных интерфейсов.

С технической точки зрения ИС, как каждая открытая система, предназначена для выполнения двух главных функций: обработки данных и передачи данных. С логистической точки зрения набор функций и задач ЛИС очень разнообразен.

Функции информационных систем

1. Планирование логистических процессов в различных аспектах и на разных временных горизонтах, в том числе прогнозирование спроса и планирование потребностей в материалах.

2. Координация логистических событий, операций и процессов по всей цепи продвижения материальных ценностей и услуг.

3. Мониторинг и контроль протекания логистических операций. Эта функция закладывает основы системы учета запасов, поставок, продаж, затрат и т.п. Текущий мониторинг призван создавать основы для регулирования процессов с целью повышения их бесперебой-ности.

4. Оперативное управление логистическими процессами, особенно поставками, транспортировкой, хранением, физической дистрибуцией и т.д.

Основные задачи ЛИС

1. Непрерывное обеспечение управляющих органов логистической системы достоверной, актуальной и адекватной информацией о движении заказа.

2. Непрерывное обеспечение сотрудников функциональных подразделений предприятия адекватной информацией о движении продукции по цепи поставок в режиме реального времени.

3. Реализация системы оперативного управления предприятием по ключевым показателям (себестоимость, структура затрат, уровень прибыльности).

4. Обеспечение прозрачности информации об использовании инвестированного капитала для руководства.

5. Предоставление информации для стратегического планирова-ния.

6. Предоставление руководству информации о структуре общих затрат и расходов.

7. Обеспечение возможности своевременного выявления «узких мест».

8. Обеспечение возможности перераспределения ресурсов предприятия.

9. Обеспечение возможности оценки сроков исполнения заказов потребителей.

10. Обеспечение прибыльности предприятия за счет оптимизации логистических бизнес-процессов и др.

Три группы ЛИС

1. Плановые ИС создаются на административном уровне управления для принятия долгосрочных решений о структурах и стратегиях:

· создание и оптимизация звеньев логистической цепи;

· общее управление запасами;

· управление резервами и др.

В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие ЛС с внешней средой, с совокупным МП. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи «сбыт–производство–снабжение».

2. Диспозитивные (диспетчерские) ИС создаются на уровне управления складом или цехом для обеспечения отлаженной работы ЛС, для принятия решений на среднесрочную и долгосрочную перспективу:

· распоряжение внутрискладским или внутризаводским транспортом;

· отбор грузов по заказам и их комплектование;

· учет отправляемых грузов;

· детальное управление запасами (на местах складирования).

Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.

3. Оперативные (исполнительные) ИС создаются на уровне административного или оперативного управления для исполнения повседневных дел в режиме реального времени:

· управление складами и учет запасов;

· оперативное управление производством и его обслужива-нием;

· контроль МП и управление перемещениями и т.п.

В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую ИС.

Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков (рис. 4.5).

Что такое логистическая информационная система. Смотреть фото Что такое логистическая информационная система. Смотреть картинку Что такое логистическая информационная система. Картинка про Что такое логистическая информационная система. Фото Что такое логистическая информационная система

Рис. 4.5. Принципиальная схема вертикальных информационных потоков в микрологистических системах

Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в плановых, диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.

В целом преимущества интегрированных ИС заключаются в следующем:

— возрастает скорость обмена информацией;

— уменьшается количество ошибок в учете;

— уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы;

— совмещаются ранее разрозненные информационные блоки.

Считается, что главную роль во всей архитектуре ЛС играют диспозитивные системы, которые определяют требования к соответствующим исполнительным системам. В отдельных звеньях логистической цепочки для контроля и управления сложными быстропротекающими техническими процессами используются полностью автоматические ЛС. В области экономического анализа и контроля, наоборот, прерогативу принятия решений оставляет за собой человек, а компьютер предоставляет ему нужную информацию.

Для контроля и управления оперативными логистическими процессами важным является обмен информацией в режиме on-line, который позволяет минимизировать время реакции на возникшую ситуацию. Для экономического контроля часто достаточно периодической пакетной обработки данных. Ряд данных о логистических процессах можно вообще обрабатывать автономно на месте, например, на складе, что позволяет существенно сократить объем передачи данных и время реакции на результаты их обработки.

По оценкам специалистов, на логистические информационные системы приходится 10–20 % всех логистических издержек. Важной особенностью является тот факт, что цены аппаратного оборудования в мире быстро понижаются, при этом быстро растет отношение производительности компьютеров к их цене. Отношение стоимости программного обеспечения к аппаратному оборудованию постоянно растет как из-за увеличения масштаба и сложности информационных систем, так и из-за удешевления аппаратного оборудования.

Приведем примеры некоторых из наиболее известных информа-ционных систем, используемых в логистике.

Комплексная информационная система «Галактика» предназ-начена для автоматизации вceгo спектра финансовохозяйственной деятельности средних и крупных предприятий. В ее «Контур логистики» входят следующие модули: «Управление снабжением», «Управление договорами», «Складской учет», «Управление сбытом», «Поставщики, получатели».

Программный продукт «1С: ПРЕДПРИЯТИЕ 8.0. 1СЛОГИСТИКА: УПРАВЛЕНИЕ СКЛАДОМ» – специализирован-ное решение на платформе «1С: Предприятие 8.0» для автоматизации управления складским хозяйством предприятия. Продукт позволяет эффективно автоматизировать управление всеми технологическими процессами современного складского комплекса.

Комплексная система управления складом или распредели-тельным центром E-SKLAD фирмы «ДатаСкан» – единый комплекс, программное обеспечение, принтеры штрих-кодов, радио-терминалы (мобильные устройства, оснащенные сканером штрих-кода) или батч-терминалы (портативные компьютеры, оснащенные сканером штрих-кода) сбора данных.

Программный комплекс «ТрансЛогистик Sof – это комплекс программ, которые обеспечивают полный контроль, учет и анализ деятельности транспортного предприятия, экспедиторской фирмы, грузового склада, диспетчерского пункта, также организацию работ предприятия как на внутреннем, так и международном рынке транспортных услуг. Комплекс позволяет автоматизировать планирование и учет не только в масштабе одного предприятия, но и наладить обмен информацией о перевозках и грузах между партнерами по перевозкам как через Интернет, так и с использованием прямого соединения через модемы.

Мiсrоsоft business Solutions-Axapta – это ЕRР-система, создан-ная для средних и крупных предприятий различных отраслей хозяйствования. Ее основные модули: «Финансы», «Торговля», «Логистика», «Управление складом», «Производство», «Электронная коммерция», «Управление персоналом», «Проекты», «Управление взаимоотношениями с клиентами» (CRM – Customeг Relationship Management), «Управление знанием» (КМ – Knowledge Management), «Управление логистическими цепочка-ми» (SCM – Supply Chain Management).

В настоящее время на мировом рынке существует более 500 корпоративных информационных систем, на рынке ERP-систем лидируют компании SAP AG, Oracle, J.D. Edwards, PeopleSoft, Baan.

Рынок ЛИС далеко не исчерпывается описанными выше программными продуктами. Более подробный обзор рынка и описание функциональных возможностей подобных систем будет представлен в соответствующем учебном пособии.

Источник

Логистическая информационная система
Классификации и методы

Логистическая информационная система (ЛИС) — одна из наиболее важных частей корпоративной информационной системы (КИС). Она позволяет решать, оптимизировать, автоматизировать задачи, связанные с планированием и управлением в первую очередь складскими, а также транспортными ресурсами.

Каталог решений и проектов внедрения логистических систем на TAdviser доступен по этому адресу.

Содержание

Что такое логистическая информационная система. Смотреть фото Что такое логистическая информационная система. Смотреть картинку Что такое логистическая информационная система. Картинка про Что такое логистическая информационная система. Фото Что такое логистическая информационная система

Логистика – это, прежде всего, управление финансовыми, материальными и ресурсными потоками. Человек, занимающий должность логиста, в первую очередь обязан быть хорошим управленцем и стратегом. Кроме того, уметь отыскивать альтернативные варианты работы, продумывать наиболее эффективные действия, предвидеть внештатные ситуации и возможные незапланированные расходы.

Сфера доставки грузов совсем не шаблонна, как может показаться на первый взгляд. Ведь каждый отдельный случай перевозки и транспортировки товара или услуги должен иметь собственное решение и индивидуальный план действий.

Основная задача большинства транспортных компаний – доставить груз строго в оговоренное время (распространенная концепция «точно в срок»). Если разложить эту задачу по полочкам, получаем несколько не столь глобальных задач:

Классификация

Логистическая структура любой компании разбита на отдельные области, которые, взаимосвязаны между собой. Возможно некоторые из звеньев компаниям и ненужны. Однако чем больше фирма, тем больше звеньев ее логистической структуре. Назовем некоторые, наиболее важные из них:

Методы

Каждая из областей отличается присущей ей спецификой и требует собственного подхода в управлении.

При выборе логистического программного обеспечения речь идет не просто о функциональных возможностях или о предположительно наиболее походящем поставщике ПО. Перспективные информационные системы обладают большой гибкостью, широкими возможностями интеграции и позволяют повысить рентабельность за счет эффективного управления ресурсами.

Логистика является важным элементом структуры затрат. Исчерпав за прошедшие годы потенциал оптимизации своей внутренней логистики (интралогистики), многие предприятия приходят к решению искать дополнительные возможности путем внедрения новых информационных технологий (ИТ) в процессы логистики. Но возникает вопрос: какими критериями следует руководствоваться при выборе логистических ИТ-систем, чтобы они соответствовали современным требованиям комплексной логистики и быстро меняющимся бизнес-процессам? Высокая стоимость маркетинговых исследований, сложность сравнения продуктов и огромный рынок поставщиков не позволяют многим заинтересованным предприятиям ответить на этот вопрос. Рассмотрим существенные критерие принятия решения.

1. Тенденции интралогистики

Тот, кто хочет, чтобы его инвестиции соответствовали требованиям завтрашнего дня, должен иметь представление о существующих тенденциях развития ситуации и его движущих силах. В исследовании «Будущее интралогистики 2020+» Научно-исследовательского общества по интралогистике, подъемно-транспортному оборудованию и логистическим системам (IFL) были выявлены три глобальных тенденции, которые могут оказать существенное влияние на будущее интралогистики:

Эти три тенденции служат отправной точкой выбора подходящей и, в первую очередь, перспективной ИТ-системы: она должна стимулировать инновационную деятельность предприятия и содействовать развитию бизнес-процессов или, по меньшей мере, оказывать им поддержку. Она должна обеспечивать оптимальное, экономичное использование имеющихся ресурсов. Для глобальных предприятий важна также системная интеграция – через границы и континенты. Иными словами, способность к интеграции, гибкость и эффективность являются на данный момент определяющими при выборе современного логистического ПО.

2. Стандартное ПО со свойствами индивидуальной системы

Учитывая бюджет расходов и сроки реализации, индивидуальные системы давно перестали соответствовать требованиям времени. ПО для интралогистики, как и сами логистические процессы, остается индивидуальным решением, однако оно строится на основе стандартных продуктов, имеющих модульную структуру. В рамках своих возможностей модули этой стандартной системы комбинируются в соответствии с требованиями пользователя и за счет параметризации и масштабирования настраиваются на конкретные процессы.

Так например, программное обеспечение класса Premium, к которому относятся и ИТ-системы компании PSI Logistics (ПСИ), позволяет кроме того осуществлять интеграцию, отображение и управление специальными процессами, выходящими за рамки распространенных стандартных процессов. Компания разработала для этой цели специальную автоматизированную процедуру испытаний и специальное управление проектами с использованием, так называемого, гибкого моделирования. Результатом стало сокращение сроков выполнения и расходов на опытно-конструкторские работы, высокая гибкость и качество систем. Кроме того, появилась возможность расширять функциональность разработанного ПО даже после завершения проектирования.

Гибкость ПО должна быть заложена уже в базовой архитектуре. Аспектно-ориенти-рованная (сервисно-ориентированная) архитектура (SOA) представляет собой современную основу для этой цели. В ней учтен тот факт, что концепции и системы современной комплексной логистики охватывают все больше новых, более сложных процессов, а программное обеспечение, в свою очередь, постоянно расширяет спектр своих функциональных возможностей. Компания PSI Logistics усовершенствовала этот современный подход на основе SOA, создав сервис-ориентированные архитектуры на базе Java (SOJA). Благодаря SOJA разнородные ИТ-инфраструктуры приобретают способность к интеграции и динамику. Архитектуры SOJA обеспечивают согласованную работу разнородных ИТ-систем и использование единых решений в области мониторинга в виде различных, специфических для отрасли и/или функции программных продуктов, связанных друг с другом аналогично сети с шинной архитектурой. Это позволяет различным системам работать рядом и совместно друг с другом и упрощает решение проблемы интерфейсов.

Отличительной чертой проектов интралогистики является то, что многочисленные компоненты (от стеллажей, подъёмно-транспортного оборудования и стеллажных штабелёров до систем управления и управляющих компьютеров), производители и субподрядчики должны действовать согласованно. Кроме того, часто требуется разработка интерфейсов для оперативных и экономичных ИТ-систем.

Если процессы выходят за рамки отдельного предприятия, к этому добавляются еще требования обмена информацией в более сложных сетях с неоднородными системными ландшафтами. В будущем в результате межведомственной категоризации появится возможность стандартным образом подключать оборудование к определенным интерфейсам, расширять или (при смене технологии) модернизировать его в отдельных частях, подобно модульным системам. SOJA является перспективной базовой архитектурой для реализации этой цели.

5. Совокупные затраты на ИТ

Согласно проведенным исследованиями, при инвестициях в систему управления складом 6-значных сумм в евро, только 15% совокупных затрат (TCO – Total Cost of Ownership) приходится на начальные инвестиции. Учитывая затраты на оборудование и сети, вспомогательные и эксплуатационные расходы и стоимость услуг начальные инвестиции приравниваются почти к 40% общих проектных затрат на ИТ-решения. Около 60% затрат уходят на дальнейшее обеспечение жизненного цикла.

Следовательно, начальные инвестиции должны быть направлены не просто на поиск наиболее выгодного поставщика ПО. В первую очередь необходимо учитывать такие аспекты, как модели эксплуатации, договорное обеспечение гарантии готовности и дополнительные возможности, благодаря которым программное обеспечение может не только поддерживать современные бизнес-процессы, но и легко интегрироваться в будущее предпринимательское и/или технологическое развитие.

6. Тенденции и технологии

Современные логистические ИТ-системы предлагают не только многофункциональные возможности. Отличительными признаками перспективных ИТ-систем являются их гибкость и способность к интеграции. Гибкость – с точки зрения полезности этих систем в изменяющихся, динамичных бизнес-процессах. Под интеграцией подразумевается интеграция в современные ИТ-инфраструктуры, интеграция процессов, выходящих за рамки одного предприятия, и современных технологий (например, RFID). Все это становится возможным, благодаря развивающемуся, способному к обновлению и настраиваемому на индивидуальные потребности стандартному программному обеспечению.

7. Пользовательский интерфейс

Пользовательский интерфейс является важным элементом повышения производительности и восприятия системы пользователями. Лозунг «чем ярче, тем лучше», остался в прошлом. Наиболее важными становятся другие аспекты. Демографические изменения означают появление большего количества пользователей, говорящих на иностранном языке. Нехватка специалистов требует большой гибкости в моделях и структурах рабочего времени. Быстрая смена мест работы делает необходимым разработку интуитивных, легко осваиваемых интерфейсов для работы с системой. Для повышения производительности каждый пользователь должен иметь возможность организовать свое рабочее место в соответствии со своими задачами.

Всё это обосновывает высокие требования к концепции интерфейса оператора в современном логистическом ПО. Логистику характеризует информация и мобильность. В связи с этим все больше функций ИТ-систем в логистике будут использоваться мобильно. Они выйдут далеко за рамки классической системы управления штабеллерами и безбумажного комиссионирования. Примерами могут служить IPhone и IPad компании Apple.

8. Сети между предприятиями

Одновременно предприятия будут подвергаться все более сильному давлению со стороны глобальной конкуренции, повышения цен и растущих требований к качеству и сервису в новом экономическом пространстве. Транспортные цепи нужно будет подстраивать под меняющиеся условия. Это означает серьезные последствия для логистического ПО. Например, с точки зрения перспективных функциональных возможностей стратегическими инструментами глобальной конкуренции станут централизованные системы, моделирование издержек по перевозкам и возможность планировать, варьировать путем моделирования и оптимально организовывать цепочки создания стоимости и сети по всему миру.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *