Что такое логический канал
Логический канал
Средство для одновременной передачи в двух направлениях через звено данных, содержащее взаимосвязанные односторонние каналы передачи и приема и обеспечивающее работу в пакетном режиме
Смотреть что такое «Логический канал» в других словарях:
логический канал — это информационный поток, предназначенный для передачи определенного типа информации по радиоканалу. Логические каналы располагаются на верхнем уровне MAC. (МСЭ Т Q.1741). [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики… … Справочник технического переводчика
логический канал — loginis kanalas statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. logical channel vok. logischer Kanal, m; virtueller Kanal, m rus. логический канал, m pranc. canal logique, m … Automatikos terminų žodynas
логический канал восходящего направления передачи — Элемент процедуры управления доступом к среде передачи (MAC), характеризующийся уникальным идентификатором канала (ID), для которого диапазон выделяется посредством соответствующего сообщения карты распределения диапазонов (MAP). Физический канал … Справочник технического переводчика
двунаправленный логический канал — состоит из пары связанных друг с другом трактов передачи между двумя терминалами, по одному в каждом направлении передачи (МСЭ Т Н.245). [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN… … Справочник технического переводчика
однонаправленный логический канал — это тракт для передачи одиночного элементарного потока от одного терминала к другому терминалу (МСЭ Т Н.245). [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN unidirectional logical channel … Справочник технического переводчика
многократный логический канал — — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN multiple logical channel … Справочник технического переводчика
открытый логический канал — (МСЭ Т Н.324). [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN open logical channelOLC … Справочник технического переводчика
логический сигнальный канал — Логический канал для сигнальной информации, содержащийся в информационном канале или физическом сигнальном канале. [http://www.lexikon.ru/dict/net/index.html] Тематики сети вычислительные EN logical signaling channel … Справочник технического переводчика
канал трафика — Логический канал, в котором передается информация пользователя. (МСЭ Т Q.1741). [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN traffic channel … Справочник технического переводчика
маркерный канал — Логический канал, используемый для обеспечения синхронизации в асинхронных сетях передачи данных. [Л.М. Невдяев. Телекоммуникационные технологии. Англо русский толковый словарь справочник. Под редакцией Ю.М. Горностаева. Москва, 2002] Тематики… … Справочник технического переводчика
Физические и логические каналы
Физический канал предназначен для передачи речи, данных или сигнальной информации.
Рис 3.1. Организация каналов TDMA
Логические каналы
В системе GSM существует большое количество логических каналов, которые разработаны для передачи различной информации к/от MS.
Информация, передаваемая от и к MS должна всегда передаваться корректно, таким образом, чтобы принимающее устройство могло правильно разобрать, что означает каждый переданный бит информации. Как упоминалось выше, пакет передачи (burst), используемый для передачи трафика, помимо речи передаёт другие вспомогательные данные, такие как тестовая последовательность. Существует несколько типов пакетов (burst). Соотношения между пакетами и логическими каналами показано на рис 3.2.
Рис. 3.2 Логические каналы и пакеты
Каналы управления
Несущая частота BCCH содержит важную информацию для MS, включающую, например, идентификатор зоны местоположения (LA), идентификатор сети, информацию о синхронизации. Без такой информации MS не может работать с сетью. Данная информация передается в определённом временном интервале и называется широковещательной информацией, так как предназначена всем MS, способным получить доступ к этой несущей. Именно поэтому канал Broadcast Channel (BCH) называется широковещательным.
Если абонент инициализирует вызов с помощью MS, то мобильная станция должна использовать общий канал управления Common Control CHannel (CCCH)
Таблица 3.1 – Информация о канале BCH.
Таблица 3.2 – Информация о канале CCCH.
Таблица 3.3 – Информация о каналах DCCH.
Каналы для передачи трафика
После завершения процедуры установления соединения по физическому каналу управления, MS настраивается на физический канал передачи трафика. Для этого используется логический канал TCH (Traffic Channel). Существует два типа каналов TCH:
— Полноскоростной канал (FR-TCH): передача осуществляется со скоростью 13 кбит/сек. То есть TCH занимает под трафик один физический канал.
— Полускоростной канал (HR-TCH): передача осуществляется со скоростью 5.6 кбит/сек. Два полускоростных канала занимают один физический канал, тем самым увеличивая пропускную способность соты вдвое.
Пакеты (Bursts)
В структуре кадра TDMA для передачи информации по каналам связи и управления, подстройки несущих частот, обеспечения временной синхронизации и доступа к каналу связи используются пять видов пакетов (bursts):
Таблица 3.4 – Типы пакетов
Нормальный пакет – NB (Normal Burst)
NB используется для передачи информации по каналам связи и управления, за исключением канала доступа RACH. Он состоит из 114 бит зашифрованного сообщения и включает защитный интервал (GP) в 8,25 бит длительностью 30,46 мксек. Информационный блок в 114 бит разделен на два самостоятельных блока по 57 бит, отделенных друг от друга обучающей последовательностью в 26 бит, которая используется для установки эквалайзера в приемнике в соответствии с характеристиками канала связи в данный момент времени.
В состав NB включены два контрольных бита (Steeling Flag), которые служат признаком того, какую информацию содержит передаваемая группа: речевую информацию или информацию сигнализации. В последнем случае информационный канал (Traffic Channel) используется для обеспечения сигнализации, то есть «украден» у канала трафика.
Между двумя группами зашифрованных бит в составе NB находится обучающая последовательность из 26 бит, известная в приемнике. С помощью этой последовательности обеспечивается:
— оценка частоты появления ошибок в двоичных разрядах по результатам сравнения принятой и эталонной последовательностей. В процессе сравнения вычисляется параметр RXQUAL, принятый для оценки качества связи. Конечно, речь идет только об оценке связи, а не о точных измерениях, так как проверяется только часть передаваемой информации. Параметр RXQUAL используется при вхождении в связь, при выполнении процедуры хэндовера и при оценке зоны покрытия радиосвязью;
— оценка импульсной характеристики радиоканала на интервале передачи NB для последующей коррекции тракта приема сигнала за счет использования адаптивного эквалайзера в тракте приема;
-определение задержек распространения сигнала между базовой и подвижной станциями для оценки дальности связи. Эта информация необходима для того, чтобы пакеты данных от разных подвижных станций не накладывались при приеме на базовой станции. Поэтому удаленные на большее расстояние подвижные станции должны передавать свои пакеты раньше станций, находящихся в непосредственной близости от базовой станции.
Пакет подстройки частоты – FCB (Frequency Correction Burst)
Пакет синхронизации – SB (Synchronization Burst)
SB используется для синхронизации по времени базовой и подвижной станций. Он состоит из синхропоследовательности длительностью 64 бита, несет информацию о номере кадра TDMA и идентификационный код базовой станции. Этот пакет передается вместе с пакетом подстройки частоты. Повторяющиеся пакеты синхронизации образуют так называемый канал синхронизации (SCH).
Установочный пакет – DB (Dummy Burst)
DB обеспечивает установление и тестирование канала связи. По своей структуре DB совпадает с NB (рис. 3.3) и содержит установочную последовательность длиной 26 бит. В DB отсутствуют контрольные биты, и не передается никакой информации. DB лишь информирует о том, что передатчик функционирует.
Пакет доступа – AB (Access Burst)
Система мобильной связи UMTS
6.1.4. Каналы
Данные, передаваемые по каналам UMTS /WCDMA, организуются в виде кадров, временных положений (слотов) и каналов. Это касается всей полезной нагрузки и управляющих сигналов.
Каналы разделяются на 10-миллисекундые кадры, каждый из которых содержит 16 слотов длительностью по 625,0 мкс. В направлении от станции к UE время разделяется так, чтобы временные слоты содержали поля с пользовательскими данными и управляющими сообщениями.
В направлении от UE при образовании каналов используется передача в одном формате данных и управляющих сообщений.
Все каналы классифицируются по трем категориям: логические, транспортные и физические. Логические и транспортные каналы определяют методы и пути передачи данных, физические переносят полезную нагрузку и обеспечивают физические характеристики сигналов. Каналы организованы так, чтобы логические каналы зависели только от передаваемой информации, а физический уровень обеспечивает, как и с какими характеристиками передается эта информация. Протокол управления доступом к среде (MAC) обеспечивает обслуживание логических каналов. Набор типов логических каналов определен для различных видов услуг передачи данных.
Логические каналы
Широковещательный канал управления (BCCH — Broadcast Control Channel) — канал от станции к UE (DL — downlink ). Этот канал широковещательно передает информацию к группе UE, а также информацию о пилот-сигналах соседних сот и т. д.
Широковещательный управляющий канал оповещения (PCCH — Paging Control Channel) (от станции к абоненту). Этот канал связан с PICH (Paging Indication Channel), о котором будет сказано немного позднее, и используется для уведомления и широковещательных передач вызова.
Выделенный канал управления (DCCH — Dedicated Control Channel) (от станции к UE и обратно). Этот канал используется, чтобы доставлять специализированную информацию управления в обоих направлениях.
Общий канал управления (CCCH — Common Control Channel), (от станции UE и обратно). Этот двунаправленный канал используется, чтобы передать управляющую информацию.
Специализированный канал трафика (DTCH — Dedicated Traffic Channel). Это двунаправленный канал, используется для доставки пользовательских данных или трафика.
Общий канал трафика (CTCH — Common Traffic Channel) (от станции к абоненту) — однонаправленный канал, используется для передачи специализированной пользовательской информации группе UEs.
Транспортные каналы
Транспортные каналы передают информацию, обеспечивающую надежное и достоверное прохождение данных по сети.
Специализированный (выделенный) транспортный канал (DCH — Dedicated transport Channel) представляет собой двунаправленный канал. Он используется, чтобы передать данные конкретному UE. Каждый UE имеет собственный DCH в каждом направлении.
Широковещательный канал (BCH — Broadcast Channel) (от станции к UE). Этот канал широковещательно передает информацию к UE в соте, чтобы дать возможность им идентифицировать сеть и соту.
Канал прямого доступа (FACH — Forward Access Channel) (от станции к UE). Этот канал передает данные или информацию к UE, которая зарегистрирована в системе. В соте может быть более одного FACH. Они могут также доставлять пакеты данных.
Широковещательный канал вызова (PCH — Paging Channel) (от станции к UE). Этот канал может передавать аварийные сообщения UE, не входящие в данные вызова, SMS-сообщения, данные о сеансах связи или о типе требуемого обслуживания, например, запрос на перерегистрацию.
Канал произвольного доступа (RACH — Random Control Channel) (канал связи от UE к станции). Этот канал передает запросы на обслуживание от UE, обращающегося к системе.
Общий канал передачи пакетов (CPCH — Common Packet Channel) (канал связи от UE к станции). Этот канал обеспечивает возможности, дополняющие RACH, а также передает сигналы быстрого регулирования мощности.
Канал совместного использования (DSCH — Downlink Shared Channel) (от станции к UE). Этот канал может быть разделен между несколькими пользователями и используется для данных, которые являются «взрывными» по природе, такие как служба просмотра веб-браузеров, заявки в которую могут «взорваться» от события или по времени (например, во время чемпионата мира по футболу).
Физические каналы
Первичный общий физический канал управления (PCCPCH — Primary Common Control Physical Channel) (от станции к UE). Этот широковещательный канал непрерывно передает системную идентификацию и информацию управления доступом.
Вторичный общий физический канал управления (SCCPCH — Secondary Common Control Physical Channel) (от станции к UE). Этот канал доставляет информацию канала прямого доступа (FACH — Forward Access Channel) и широковещательного канала вызова (PCH) с сообщениями для Ues, которые зарегистрированы на сети.
Физический канал произвольного доступа (PRACH — Physical Random Access Channel) (канал связи от UE к станции). Этот канал дает возможность UE передать сообщения произвольного доступа при попытке обращения к сети.
Специализированный физический канал данных (DPDCH — Dedicated Physical Data Channel) (двусторонний). Этот канал используется, чтобы передать пользовательские данные.
Специализированный физический канал управления (DPCCH — Dedicated Physical Control Channel) (двусторонний). Этот канал доставляет управляющую информацию к и от UE. В обоих направлениях канал доставляет биты пилотного канала и идентификатор объединенного транспортного формата (TFCI — Transport Format Combination Identifier). Канал связи от станции к UE содержит также информацию управления мощностью передатчика и информацию обратной связи ( FBI — FeedBack Information).
Общий пилот-канал (CPICH — Common Pilot Channel). Информация по этому каналу передается каждым узлом B, чтобы UE были способны поддерживать синхронизацию. Дополнительно эта информация должна быть использована для того, чтобы UE могли определить лучшую соту при перемещении.
Канал индикации вхождения в синхронизм (AICH — Acquisition Indicator Channel). AICH используется, чтобы сообщить UE сведения о канале данных (DCH). Может применяться для связи с узлом B — такое назначение канала возникает в результате успешного запроса службы произвольного доступа от UE.
Физический совместно используемый канал (PDSCH — Physical Downlink Shared Channel) (от станции к UE). Этот канал совместно используется для пересылки управляющей информации к UE в пределах области охвата узла B.
Канал синхронизации (SCH — Synchronizing Channel), канал синхронизации используется UE с общим каналом пилот-сигнала (CPICH —Common Pilot Channel). Информация по этому каналу передается каждым узлом B, чтобы UEs могли поддерживать синхронизацию для демодуляции сигналов. Дополнительно они могут применяться как средство определения UE лучшей соты при перемещении.
Канал индикации вызова (PICH — Paging Indication Channel). Этот канал обеспечивает информацией UE в неактивном состоянии и обеспечивает сохранность ресурсов батареи при слежении в этом режиме за широковещательным каналом вызова (Paging Channel). PICH обеспечивает UE в момент дезактивации UE.
Канал индикации состояния (CSICH — CPCH Status Indication Channel). Этот канал, который применяется только по направлению от станции к UE для передачи состояния CPCH и может также использоваться для передачи излишней нагрузки при ее всплеске или прерывистом характере.
Обнаружение конфликтов / Канал индикации назначения канала (CD/CA-ICH — Collision Detection / Channel Assignment Indication Channel). Этот канал используется в направлении от станции к UE, чтобы указать, можно ли использовать этот канал сразу или требуется активация канала.
6.2. Общая модель протоколов UMTS
Общая модель протоколов UMTS показана на рис. 6.5. Она построена по принципу модели протоколов B- ISDN на основе взаимодействующих уровней и плоскостей.
Потоки информации, проходящие через UTRAN, логически делятся на две части:
В состав слоя без доступа входят протоколы верхнего (пользовательского) уровня, которые не занимаются проблемами доступа, а связаны только с услугами [113].
6.2.1. Плоскость управления
Протоколы плоскости управления (C-plane) определяют все функции сигнализации, установления, контроля и разъединения соединений.
Кроме этого, он включают в себя несколько прикладных протоколов, которые позволяют поддерживать сигнализацию на различных участках сети (см. рис. 6.5).
6.2.2. Плоскость пользователя
Плоскость пользователя (U- plane ) обеспечивает транспортировку всех видов информации в совокупности с соответствующими механизмами защиты от ошибок, контроля и управления потоком. Вся информация, передаваемая и принимаемая пользователем, например, кодированная речь при речевом вызове или пакеты при соединении с Интернетом, передаются через плоскость пользователя. Каждый поток данных характеризуется одним или несколькими протоколами фреймов, указанных для этого интерфейса.
6.2.3. Плоскость управления транспортной сетью
Поскольку сеть UTRAN рассчитывается на передачу высокоскоростной информации, в наземной части она базируется на сети ATM. Для этой сети характерно, что для сигнализации используется сеть отдельных виртуальных каналов (SVC — Signaling Virtual Channel ), предназначенных только для передачи сигналов управления, взаимодействия и технического обслуживания. Некоторые приложения могут требовать создания нескольких (постоянных или временных) виртуальных каналов. Например, услуги мультимедиа могут потребовать установления отдельных каналов сигнализации для услуг передачи речи, видеоизображения и данных. Каналы сигнализации могут быть односторонними или двухсторонними, симметричными (одинаковая скорость в обоих направлениях) и асимметричными (различные скорости в противоположных направлениях).
Виртуальные каналы могут быть:
Плоскость управления транспортной сетью используется для управления и организации указанных выше каналов сигнализации на транспортном уровне. Она не охватывает уровня радиосети. Для сети UMTS в нее включается протокол управления звеном доступа ALCAP ( Access Link Control Application ), который необходим для установления транспортных B-каналов для плоскости пользователя — например, для установления каналов сигнализации «точка — точка» и для установления канала сигнализации в соответствии с услугами, предоставляемыми данному пользователю.
Когда используется плоскость управления транспортной сетью, каналы сигнализации пользователя устанавливаются по входному сообщению (транзакция) от прикладного протокола на плоскости управления, которое запускает установление этих каналов с помощью одной из частей протокола ALCAP, специально предназначенного для технологии плоскости пользователя.
Следует отметить, что протокол ALCAP может и не потребоваться, например, когда используются сети с заранее заданной конфигурацией каналов сигнализации. Тогда протокол ALCAP не запускается.
Спецификации UMTS предполагают, что запуск системы по протоколам ALCAP всегда осуществляется с помощью действий персонала по эксплуатации и обслуживанию (O&M).
Система мобильной связи UMTS
6.1.4. Каналы
Данные, передаваемые по каналам UMTS /WCDMA, организуются в виде кадров, временных положений (слотов) и каналов. Это касается всей полезной нагрузки и управляющих сигналов.
Каналы разделяются на 10-миллисекундые кадры, каждый из которых содержит 16 слотов длительностью по 625,0 мкс. В направлении от станции к UE время разделяется так, чтобы временные слоты содержали поля с пользовательскими данными и управляющими сообщениями.
В направлении от UE при образовании каналов используется передача в одном формате данных и управляющих сообщений.
Все каналы классифицируются по трем категориям: логические, транспортные и физические. Логические и транспортные каналы определяют методы и пути передачи данных, физические переносят полезную нагрузку и обеспечивают физические характеристики сигналов. Каналы организованы так, чтобы логические каналы зависели только от передаваемой информации, а физический уровень обеспечивает, как и с какими характеристиками передается эта информация. Протокол управления доступом к среде (MAC) обеспечивает обслуживание логических каналов. Набор типов логических каналов определен для различных видов услуг передачи данных.
Логические каналы
Широковещательный канал управления (BCCH — Broadcast Control Channel) — канал от станции к UE (DL — downlink ). Этот канал широковещательно передает информацию к группе UE, а также информацию о пилот-сигналах соседних сот и т. д.
Широковещательный управляющий канал оповещения (PCCH — Paging Control Channel) (от станции к абоненту). Этот канал связан с PICH (Paging Indication Channel), о котором будет сказано немного позднее, и используется для уведомления и широковещательных передач вызова.
Выделенный канал управления (DCCH — Dedicated Control Channel) (от станции к UE и обратно). Этот канал используется, чтобы доставлять специализированную информацию управления в обоих направлениях.
Общий канал управления (CCCH — Common Control Channel), (от станции UE и обратно). Этот двунаправленный канал используется, чтобы передать управляющую информацию.
Специализированный канал трафика (DTCH — Dedicated Traffic Channel). Это двунаправленный канал, используется для доставки пользовательских данных или трафика.
Общий канал трафика (CTCH — Common Traffic Channel) (от станции к абоненту) — однонаправленный канал, используется для передачи специализированной пользовательской информации группе UEs.
Транспортные каналы
Транспортные каналы передают информацию, обеспечивающую надежное и достоверное прохождение данных по сети.
Специализированный (выделенный) транспортный канал (DCH — Dedicated transport Channel) представляет собой двунаправленный канал. Он используется, чтобы передать данные конкретному UE. Каждый UE имеет собственный DCH в каждом направлении.
Широковещательный канал (BCH — Broadcast Channel) (от станции к UE). Этот канал широковещательно передает информацию к UE в соте, чтобы дать возможность им идентифицировать сеть и соту.
Канал прямого доступа (FACH — Forward Access Channel) (от станции к UE). Этот канал передает данные или информацию к UE, которая зарегистрирована в системе. В соте может быть более одного FACH. Они могут также доставлять пакеты данных.
Широковещательный канал вызова (PCH — Paging Channel) (от станции к UE). Этот канал может передавать аварийные сообщения UE, не входящие в данные вызова, SMS-сообщения, данные о сеансах связи или о типе требуемого обслуживания, например, запрос на перерегистрацию.
Канал произвольного доступа (RACH — Random Control Channel) (канал связи от UE к станции). Этот канал передает запросы на обслуживание от UE, обращающегося к системе.
Общий канал передачи пакетов (CPCH — Common Packet Channel) (канал связи от UE к станции). Этот канал обеспечивает возможности, дополняющие RACH, а также передает сигналы быстрого регулирования мощности.
Канал совместного использования (DSCH — Downlink Shared Channel) (от станции к UE). Этот канал может быть разделен между несколькими пользователями и используется для данных, которые являются «взрывными» по природе, такие как служба просмотра веб-браузеров, заявки в которую могут «взорваться» от события или по времени (например, во время чемпионата мира по футболу).
Физические каналы
Первичный общий физический канал управления (PCCPCH — Primary Common Control Physical Channel) (от станции к UE). Этот широковещательный канал непрерывно передает системную идентификацию и информацию управления доступом.
Вторичный общий физический канал управления (SCCPCH — Secondary Common Control Physical Channel) (от станции к UE). Этот канал доставляет информацию канала прямого доступа (FACH — Forward Access Channel) и широковещательного канала вызова (PCH) с сообщениями для Ues, которые зарегистрированы на сети.
Физический канал произвольного доступа (PRACH — Physical Random Access Channel) (канал связи от UE к станции). Этот канал дает возможность UE передать сообщения произвольного доступа при попытке обращения к сети.
Специализированный физический канал данных (DPDCH — Dedicated Physical Data Channel) (двусторонний). Этот канал используется, чтобы передать пользовательские данные.
Специализированный физический канал управления (DPCCH — Dedicated Physical Control Channel) (двусторонний). Этот канал доставляет управляющую информацию к и от UE. В обоих направлениях канал доставляет биты пилотного канала и идентификатор объединенного транспортного формата (TFCI — Transport Format Combination Identifier). Канал связи от станции к UE содержит также информацию управления мощностью передатчика и информацию обратной связи ( FBI — FeedBack Information).
Общий пилот-канал (CPICH — Common Pilot Channel). Информация по этому каналу передается каждым узлом B, чтобы UE были способны поддерживать синхронизацию. Дополнительно эта информация должна быть использована для того, чтобы UE могли определить лучшую соту при перемещении.
Канал индикации вхождения в синхронизм (AICH — Acquisition Indicator Channel). AICH используется, чтобы сообщить UE сведения о канале данных (DCH). Может применяться для связи с узлом B — такое назначение канала возникает в результате успешного запроса службы произвольного доступа от UE.
Физический совместно используемый канал (PDSCH — Physical Downlink Shared Channel) (от станции к UE). Этот канал совместно используется для пересылки управляющей информации к UE в пределах области охвата узла B.
Канал синхронизации (SCH — Synchronizing Channel), канал синхронизации используется UE с общим каналом пилот-сигнала (CPICH —Common Pilot Channel). Информация по этому каналу передается каждым узлом B, чтобы UEs могли поддерживать синхронизацию для демодуляции сигналов. Дополнительно они могут применяться как средство определения UE лучшей соты при перемещении.
Канал индикации вызова (PICH — Paging Indication Channel). Этот канал обеспечивает информацией UE в неактивном состоянии и обеспечивает сохранность ресурсов батареи при слежении в этом режиме за широковещательным каналом вызова (Paging Channel). PICH обеспечивает UE в момент дезактивации UE.
Канал индикации состояния (CSICH — CPCH Status Indication Channel). Этот канал, который применяется только по направлению от станции к UE для передачи состояния CPCH и может также использоваться для передачи излишней нагрузки при ее всплеске или прерывистом характере.
Обнаружение конфликтов / Канал индикации назначения канала (CD/CA-ICH — Collision Detection / Channel Assignment Indication Channel). Этот канал используется в направлении от станции к UE, чтобы указать, можно ли использовать этот канал сразу или требуется активация канала.
6.2. Общая модель протоколов UMTS
Общая модель протоколов UMTS показана на рис. 6.5. Она построена по принципу модели протоколов B- ISDN на основе взаимодействующих уровней и плоскостей.
Потоки информации, проходящие через UTRAN, логически делятся на две части:
В состав слоя без доступа входят протоколы верхнего (пользовательского) уровня, которые не занимаются проблемами доступа, а связаны только с услугами [113].
6.2.1. Плоскость управления
Протоколы плоскости управления (C-plane) определяют все функции сигнализации, установления, контроля и разъединения соединений.
Кроме этого, он включают в себя несколько прикладных протоколов, которые позволяют поддерживать сигнализацию на различных участках сети (см. рис. 6.5).
6.2.2. Плоскость пользователя
Плоскость пользователя (U- plane ) обеспечивает транспортировку всех видов информации в совокупности с соответствующими механизмами защиты от ошибок, контроля и управления потоком. Вся информация, передаваемая и принимаемая пользователем, например, кодированная речь при речевом вызове или пакеты при соединении с Интернетом, передаются через плоскость пользователя. Каждый поток данных характеризуется одним или несколькими протоколами фреймов, указанных для этого интерфейса.
6.2.3. Плоскость управления транспортной сетью
Поскольку сеть UTRAN рассчитывается на передачу высокоскоростной информации, в наземной части она базируется на сети ATM. Для этой сети характерно, что для сигнализации используется сеть отдельных виртуальных каналов (SVC — Signaling Virtual Channel ), предназначенных только для передачи сигналов управления, взаимодействия и технического обслуживания. Некоторые приложения могут требовать создания нескольких (постоянных или временных) виртуальных каналов. Например, услуги мультимедиа могут потребовать установления отдельных каналов сигнализации для услуг передачи речи, видеоизображения и данных. Каналы сигнализации могут быть односторонними или двухсторонними, симметричными (одинаковая скорость в обоих направлениях) и асимметричными (различные скорости в противоположных направлениях).
Виртуальные каналы могут быть:
Плоскость управления транспортной сетью используется для управления и организации указанных выше каналов сигнализации на транспортном уровне. Она не охватывает уровня радиосети. Для сети UMTS в нее включается протокол управления звеном доступа ALCAP ( Access Link Control Application ), который необходим для установления транспортных B-каналов для плоскости пользователя — например, для установления каналов сигнализации «точка — точка» и для установления канала сигнализации в соответствии с услугами, предоставляемыми данному пользователю.
Когда используется плоскость управления транспортной сетью, каналы сигнализации пользователя устанавливаются по входному сообщению (транзакция) от прикладного протокола на плоскости управления, которое запускает установление этих каналов с помощью одной из частей протокола ALCAP, специально предназначенного для технологии плоскости пользователя.
Следует отметить, что протокол ALCAP может и не потребоваться, например, когда используются сети с заранее заданной конфигурацией каналов сигнализации. Тогда протокол ALCAP не запускается.
Спецификации UMTS предполагают, что запуск системы по протоколам ALCAP всегда осуществляется с помощью действий персонала по эксплуатации и обслуживанию (O&M).